Религия майя доклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Долгое время майя обожествляли Солнце, Луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и т. д. Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим представлениям майя.

Согласно мифам майя, вселенная состояла из 13 небесных и 9 подземных миров. Имена обитавших в них божеств точно неизвестны. Боги — повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку) постоянно враждовали с владыками подземного мира (Болон Ти-Ку).

Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный

мир — холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.

В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые — не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.




Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.

Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.

Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп.

Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

Пантеон богов у майя

Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна — старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.

Один из самых почитаемых богов майя — Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты Венера и т. д. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.

К каким же богам чаще всего обращались майя? Американский учёный С. Морли, один из авторитетных исследователей в изучении этой древней цивилизации, составил иерархию богов исходя из частоты их упоминания в мексиканских кодексах (рисованных книгах).

Третьим по популярности божеством был бог кукурузы (маиса), имя которого точно неизвестно.

Все эти боги были связаны только с созидательной работой, но не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч, или, иначе, А Пуч. Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы — череп, а рёбра и позвоночник обнажены.

Майя имели и таких необычных для других народов богов, как, например, Иштаб, которая являлась покровительницей всех самоубийц.

Связь майя с богами

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.

Ритуальная жизнь у майя

Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии.

Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий — т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, — в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.

Существовало несколько видов жертвоприношения. Наиболее популярным и торжественным считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных чёрной краской жреца-чаака (обычно ими были почтенные старцы) в чёрных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Он имел округлую форму, так что когда на нём располагали человека, грудь выдавалась вперёд, и рассечь её острым как бритва обсидиановым ножом и вырвать ещё бьющееся сердце жрецу-накому было очень удобно.

Именно чиланы-пророки пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.

Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали щёки, нос и даже половой орган.

Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.

Жизнь человека продолжается после смерти в небесном раю, в нижнем мире или в специальном небесном месте, отведенном для воинов.

Долгое время майя обожествляли Солнце, Луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и т. д. Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим представлениям майя.

Согласно мифам майя, вселенная состояла из 13 небесных и 9 подземных миров. Имена обитавших в них божеств точно неизвестны. Боги — повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку) постоянно враждовали с владыками подземного мира (Болон Ти-Ку).

Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный

мир — холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.

В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые — не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.

Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.

Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.

Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп.

Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

Пантеон богов у майя

Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна — старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.

Один из самых почитаемых богов майя — Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты Венера и т. д. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.

К каким же богам чаще всего обращались майя? Американский учёный С. Морли, один из авторитетных исследователей в изучении этой древней цивилизации, составил иерархию богов исходя из частоты их упоминания в мексиканских кодексах (рисованных книгах).

Третьим по популярности божеством был бог кукурузы (маиса), имя которого точно неизвестно.

Все эти боги были связаны только с созидательной работой, но не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч, или, иначе, А Пуч. Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы — череп, а рёбра и позвоночник обнажены.

Майя имели и таких необычных для других народов богов, как, например, Иштаб, которая являлась покровительницей всех самоубийц.

Связь майя с богами

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.

Ритуальная жизнь у майя

Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии.

Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий — т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, — в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.

Существовало несколько видов жертвоприношения. Наиболее популярным и торжественным считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных чёрной краской жреца-чаака (обычно ими были почтенные старцы) в чёрных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Он имел округлую форму, так что когда на нём располагали человека, грудь выдавалась вперёд, и рассечь её острым как бритва обсидиановым ножом и вырвать ещё бьющееся сердце жрецу-накому было очень удобно.

Именно чиланы-пророки пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.

Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали щёки, нос и даже половой орган.

Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.

Жизнь человека продолжается после смерти в небесном раю, в нижнем мире или в специальном небесном месте, отведенном для воинов.


Среди цивилизаций доколумбовой Америки обычно выделяют культуры майя, ацтеков, инков, которые достигли наибольшего расцвета. Формировались они в районах, которые были относительно обособлены друг от друга. Так, местом проживания майя были полуостров Юкатан и нынешняя Гватемала, ацтеков – Мексика, инков – Перу.

Тем не менее, по мнению исследователей, при всем их различии культуры майя, ацтеков и инков имеют ряд общих черт. У этих народов начали создаваться государственные системы, оформилось социальное расслоение общества. Высокого уровня достигли ремесла, изобразительное искусство, астрономические знания, строительство, земледелие. В сегодняшнем обзоре будет представлена информация о религии и культуре майя.

Периодизация истории

Традиционный головной убор майя

Историю культуры майя кратко можно представить в виде трех следующих периодов:

  • I период (с древних времен до 317 года) – возникновение городов-государств. Примитивное подсечное земледелие. Изготовление хлопчатобумажных тканей.
  • II период (IV-X век), классический, или период Древнего царства, – рост городов, таких как Тулума, Паленке, Чичен-Ица. Таинственный уход из них жителей в начале X века.
  • III период (X-XVI век) – постклассический, или Новое царство, – приход конкистадоров из Европы. Принятие новых законов и стилей в искусстве и в самой жизни. Смешение культур. Братоубийственные войны.

Архитектура

Далее затронем основные аспекты культуры майя, кратко охарактеризовав архитектуру, скульптуру и живопись древней цивилизации.

В архитектуре существовало два типа сооружений – жилые и церемониальные.

Жилые дома строились из камня на платформах, были прямоугольными с островерхой крышей из соломы. В центре находился очаг из камней.

Ко второму типу относились высокие пирамиды, служившие основанием для храма, поднимая его к небу. Они представляли собой квадрат с толстыми стенами и были украшены внутри орнаментами и надписями. Здания строились через 5, 20, 50 лет. В алтарных записях отмечались какие-либо важные события.

Скульптура и живопись

Керамическая ваза

В культуре древних майя архитектура гармонично сочеталась со скульптурой и живописью. Основными темами изображений являлись божества, правители, сцены из общественной жизни. Применялось множество скульптурных жанров: барельеф, горельеф, резьба, моделированный и круглый объем.

Майя использовали различные материалы, например, кремень, обсидиан, нефрит, дерево, кость, раковины. Из глины делались предметы культа, которые покрывались росписью. Большое значение имело выражение лиц, детали одежды. Традиции индейцев майя в скульптуре и живописи характеризовались яркостью, энергией и реализмом.

Космология майя

Календарь майя

В течение продолжительного периода майя обожествляли природные явления. Первыми объектами их поклонения были Солнце, Луна, ветер, дождь, молния, леса, горы, водопады, реки. Но с течением времени у них сформировался пантеон богов, соответствовавший их космологическим представлениям, которые заключались в следующем.

Вселенная состоит из 13 миров, находящихся на небесах, и 9 – под землей. Повелители небес враждебны владыкам подземного мира. Между небесными и подземными мирами находится плоская прямоугольная земля. После смерти душа попадет в один из миров. В рай, к богу Солнца, сразу попадают души погибших на поле битвы воинов и женщин, умерших при родах. Большинству же умерших грозит темное царство.

Мировое Древо

Согласно верованиям майя, в центре Вселенной находится Мировое Древо, которое пронизывает все небесные слои. Рядом с ним, по сторонам света, находятся еще четыре дерева:

  • на севере – белое;
  • на юге – желтое;
  • на западе – черное;
  • на востоке – красное.

На деревьях живут боги ветра, дождя и держатели неба. Эти божества также соотносятся со сторонами света и различны по цвету.

Творец мира

Бог Кинич Ахау

Сначала из кукурузного теста были сотворены четыре первых мужчины, а затем для них были созданы прекрасные женщины. От этих первых людей и пошли малые и большие племена. В соответствии с более поздними верованиями, мир создавался четыре раза, и три раза был разрушен вследствие Всемирного потопа.

Добрые и злые боги

В религии древних майя боги делились на добрых и злых. Первые дарили людям дожди, помогали выращивать хороший урожай кукурузы, способствовали изобилию. Вторые занимались в основном разрушением. Они насылали засухи, ураганы, войны.

Существовали и божества, имевшие двойственную природу. К ним относятся четверо братьев-богатырей. По указанию Творца, после создания им мира они встали по четырем углам Вселенной и держали на плечах небо. Тем самым они делали доброе дело. Но в начале потопа братья испугались и убежали.

Пантеон богов

Главным в пантеоне богов у майя был Ицмана – Владыка мира. Он изображался в виде старика с морщинистым лицом, беззубым ртом и огромным орлиным носом. Одновременно он выступал в роли Творца мира, бога Дня и Ночи, основателя жречества, изобретателя письменности.

Особенным почтением пользовался бог кукурузы, которому придавался облик юноши. Он носил головной убор, напоминавший по форме кукурузный початок.

Бог солнца

Также майя поклонялись богам Солнца, дождя, долин, охотников, оленей, богам-ягуарам, богу смерти Ах Пуч и множеству других.

Еще к самым почитаемым богам относился и Кецалькоатль, или Кукулькан, который был богом ветра и планеты Венеры.

Кроме круга главных божеств, в религии майя большая роль отводилась и местным божествам, обожествленным предкам и героям.

Женщины-богини

В религии майя имелось также много женских божеств. Особенно среди них почиталась так называемая красная богиня – Иш-Чебель-Йаш. Зачастую она изображалась со змеей, заменявшей ей головной убор, и с лапами, как у хищного зверя.

Другой богиней, пользовавшейся особым почтением, была богиня Радуги – Иш-Чель. Она являлась супругой главного бога, Ицмана, а также богиней Луны, покровительствующей медицине, деторождению и ткачеству.

У индейцев майя были божества, необычные для других народов. Например, такой была богиня Иштаб – покровительница самоубийц.

Связь с богами

Боги майя

Для того чтобы привлечь внимание богов, майя соблюдали длительные посты, которые иногда достигали периода трех лет. Они не употребляли мяса, перца, соли, острой приправы чили, воздерживались от интимной близости. Нужно отметить, что такие строгости касались в основном жрецов. Но остальные стремились подражать им, чтобы умилостивить богов.

Майя обращали к богам молитвы, которые прежде всего содержали просьбы об облегчении жизненных тягот, избавлении от болезней, обеспечении урожая, удачи на охоте и в рыболовстве, успехов в военных действиях.

Ритуальная жизнь

Большую роль в религии майя играли такие ритуалы, как пророчества, гадания и оракулы, а также различные церемонии. Подготовка и осуществление каждой религиозной церемонии проходили в шесть основных этапов:

  1. Предшествующий пост и воздержание.
  2. Назначение жрецом, который находился в состоянии божественного озарения, подходящего дня для проведения праздника.
  3. Обряд изгнания злых духов с того места, где предполагалось проводить празднество.
  4. Окуривание идолов.
  5. Произнесение молитв.
  6. Кульминация – жертвоприношение.

Как правило, человеческие жертвы приносились нечасто. В основном ограничивались животными, птицей, рыбой, фруктами, украшениями. Но были дни, когда, согласно представлениям майя, необходимо было жертвовать своими соплеменниками или пленниками, чтобы боги предотвратили беду или послали удачу. Это случалось во времена тяжелых поражений либо громких военных побед, эпидемий, в периоды засухи и следовавшего за ней голода.

Пока не улетела душа

Существовало несколько разновидностей жертвоприношений. Самым торжественным и популярным было то, во время которого у жертвы вырывалось сердце. Происходило оно следующим образом.

Жертву покрывали лазурью и клали на алтарь из яшмы. Это делали четыре жреца, почтенных старца в черных одеждах, вымазанных черной краской. Верх алтаря был округлым, что способствовало поднятию груди. Это давало возможность легко и удобно рассечь грудь жертвы острым ножом и вырвать бьющееся сердце. Оно считалось носителем души, которую отправляли к богам в качестве посланника с очень важными просьбами или поручениями.

Затем тело жертвы сбрасывалось жрецами со ступенек пирамиды. Другие жрецы, которые находились внизу, сдирали с теплого трупа кожу. Один из них натягивал ее на себя и на глазах у тысяч зрителей исполнял ритуальный танец. После этого тело погребали, но если это было тело мужественного воина, оно съедалось жрецами. Они считали, что тем самым к ним переходят лучшие качества жертвы.

Важна чистота души

Наряду с описанными ритуалами существовало и жертвование крови, которое не требовало гибели человека. Жертве лишь делали надрезы на лбу, ушах, локтях. А также ей протыкали нос, щеки, половой орган.

Большое значение придавалось обрядовому танцу огненного очищения. Его совершали в те годы, которые по календарю майя считались наиболее опасными и несчастливыми. Эту церемонию проводили глубокой ночью, что придавало ей торжественности и производило большой эффект. Пылающие угли, остававшиеся от большого костра, разбрасывались вокруг и выравнивались. Главный жрец шел во главе процессии босых индейцев, шагавших по углям. Некоторые из них обжигались, другие обгорали очень сильно, а кто-то оставался невредимым. Этот ритуал, как и многие другие, сопровождался музыкой, танцами.

Храмы

Храм надписей в Паленке

В религии майя большое значение придавалось городским центрам. Самые древние из них сформировались на рубеже новой эры. Это были Вашактун, Копан, Тикаль Волактун, Балакбаль и другие. Они носили характер религиозно-светских. Например, в Копане проживали около 200 тысяч человек. В VIII веке там воздвигли три храма, высота каждого из которых достигала 30 метров. Кроме этого, в самом центре города находились террасы, украшенные стелами и статуями богов.

Такие религиозно-светские центры находились и в других городах. Они присущи всей Мезоамерике в целом. Многие из памятников сохранились до наших дней. К ним относятся:

Согласно одному из поверий, когда человек перестает отражаться в зеркале, он приближается к смерти. К концу X века цивилизация майя перестала отражаться в зеркале. Пришел ее закат. Множество городов покинули их жители, и они оказались разрушены. Цивилизация майя угасла. Почему? Точного ответа нет, есть лишь гипотезы: войны, землетрясения, эпидемии, внезапное изменение климата, снижение плодородности почвы. Однако истинная причина не известна никому.

цивилизация майя

Пожалуй, если бы провести конкурс среди древних цивилизаций мира на звание самой загадочной, то древняя цивилизация майя уверенно бы заняла в нем первое место. Народ, не знавший колеса, строил пирамиды, могущие по красоте и долговечности соревноваться с египетскими, а знаменитый календарь майя один из самых точных среди когда-либо созданных. И по сей день много тайн майя так и остались нераскрытыми, а историки все еще строят гипотезы о жизни этого одного из самых интересных племен доколумбовой Америки. Об истории индейцев майя, их культуре, религии наша сегодняшняя статья.

Где жили майя

Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. А жили они в одном из самых теплых и комфортных в плане климата уголков нашей планеты, а именно на территории современной Мексике и ряда стран Центральной Америке: Панамы, Гватемалы, Белиза, Гондураса. Очень много культурных центров майя находилось на полуострове Юкатан.

Карта места расположения цивилизации Майя

Карта расположения цивилизации майя.

История

Это то что касается их название, а вот насчет истории этого народа, то на момент прибытия европейцев цивилизация майя уже клонилась к упадку. Удивленным взорам европейцев предстали отличные каменные города, построенные майя, но была одна загвоздка, города эти оказались покинутыми и заброшенными. Что подвигло индейцев майя покинуть свои города и по сей день является одной из загадок этого народа и предметом дискуссии ученых историков-американистов. Быть может какие-то внутренние конфликты в их обществе, или вспышка эпидемии некой болезни, племенные войны или апокалипсические ожидания конца света (индейца майя были очень суеверными) или еще что-то? Гипотез по этому поводу есть немало, но точного подтверждения увы нет.

индейцы майя и конкистадоры

Также в том, что мы так мало знаем об истории народа майя есть вина и испанский конкистадоров. Некто Диего де Ландо, испанский инквизитор, прибивший в Новый свет обращать индейцев-язычников в христианскую веру, приказал сжечь все письмена майя, где хранилось немало ценных исторических сведений об этом народе. Так по приказу одного религиозного фанатика была практически стерта история целого народа.

Культура

А вот об особенностях культуры майя мы знаем куда больше, ведь сохранилось множество следов их деятельности, начиная от знаменитых пирамид майя в Чичен-Ице (полуостров Юкатан, Мексика).

пирамида майя в Чичен Ице

Пирамиды майя в Чичен-Ице.

Обсерватория майя

Это руины древней обсерватории майя, они были отличными астрономами, умевшими наблюдать за звездами, предсказывать солнечные и лунные затмения и составившими очень точный календарь, который как мы помним, заканчивается на 2012 году, что стало источником слухов о конце света в том году. Но скорее всего какому-то майянскому астроному просто надоело дальше составлять свой календарь, и он остановился на 2012 году.

Большие достижения майя имели не только в сфере астрономии, но и в математике, майянцы издревле в своих вычислениях использовали понятие нуля. К слову в Европе ноль стали использовать лишь после 1228 года с подачи итальянского математика Леонардо Пизанского, более известного как Фибоначчи.

Медицина майя также была весьма продвинутой, в частности они умели пломбировать зубы, делать протезы, зашивать раны с помощью человеческих волос и даже проводить хирургические операции с использованием наркотических обезболивающих средств в качестве анестезии.

Письменность майя были иероглифической, и что стоит знать, помнить и гордится, расшифрована она была впервые нашим соотечественником, украинцем из Харьковской области, Юрием Кнорозовым.

Юрий Кнорозов

Юрий Кнорозов, человек дешифровавший письмена майя.

Религия

Религия служила основным нравственным компасом индейцев майя, в целом они были очень набожными. За десятки веков у них образовались сложные религиозные ритуалы и церемонии, которые играли в их жизни решающую роль. Религия майя менялась и усложнялась в ходе их эволюции, перехода от кочевого к оседлому образу жизни. Первые майя (впрочем, как и любые другие народы) обожествляли солнце, луну, ветер, дождь, молнии, горы, леса, реки и озера и другие силы природы. Постепенно сложился развитый пантеон богов.

По верованиям майя, уходящим корнями в седую глубину, мир наш создавался уже четыре раза и трижды разрушался всемирным потопом. Здесь мифы майя перекликаются и с индийским учением о 4 югах, о разных периодах существования человечества, которые составляют один день Брахмы и с христианской библейской легендой о всемирном потопе, только по версии майя всемирных потопов было не 1, а целых 3.

Первым был мир карликов, которые существовали еще до того как было создано солнце, когда же солнце наконец появилось оно превратилось в камень, а их города залило первым потопом. Второй мир был заселен различными преступниками и просто невеждами, которых успешно смыло следующим потопом, третий же мир был заселен уже майя, но и они утонули, наш же современный настоящий мир был создан в результате смешения всех трех предыдущих и его также ожидает четвертый потоп.

Цивилизация индейцев майя запомнилась в веках не только своим легендарным календарем и апокалиптическими настроениями ожидания конца света, но и чрезвычайно кровавыми ритуалами человеческих жертвоприношений, когда жестокие жрецы на вершинах своих величественных пирамид-храмов вырывали у несчастных жертв сердца в честь своих богов. Хотя, на самом деле человеческие жертвоприношения у индейцев майя появились не сразу. Долгое время первые индейцы майя вообще не приносили человеческих жертв, ограничиваясь жертвоприношением цветов, фруктов, различных украшений и, в крайнем случае, животных. Что же случилось такое с индейцами майя? Откуда появилась эта кровожадность?

Жертвоприношение у майя

И давайте вспомним о богах майя, которых на самом деле было очень много, среди них были и такие экзотические боги, как бог полярной звезды, бог луны, покровительница медицинских знаний и деторождения – богиня Ишчель и богиня самоубийств (!) Иштаб. К слову, в религии майя самоубийство не считалось чем-то плохим (как скажем в большинстве религиях, особенно в христианстве) и было даже почетным делом. Особенно почетным считалось самоубийство через повешение, ведь саму богиню самоубийства Иштаб изображали не иначе, как в петле. В конце концов, самоубийство в религии майя приравнивалось к добровольному жертвоприношению и этим можно объяснить такое большое уважение к нему.

иштаб

Третьим по значимости был сам загадочный бог-покровитель кукурузы, но почему загадочный? Ибо история не донесла нам его имени, некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках. Во всех упоминаниях этот самый молодой бог изображается с сильно деформированной головой, она (голова) обремененная многочисленными заботами о хорошем урожае.

Верования майя о загробной жизни не слишком отличаются скажем от верований, которые есть в христианстве или в исламе. Души праведников, и принесенных в жертву богам людей попадают в аналог Рая, прекрасное красочное место полное цветов и бабочек. Души же нечестивых людей попадают в подземное царство Шибальду (аналог Ада) где несут искупление за свои греховные поступки.

Интересные факты

Видео

Религия древних народов Америки

Согласно официальной истории, впервые нога человека ступила на землю Америки приблизительно 30 тысяч лет назад, когда азиатские кочевники перебрались на этот континент по перешейку, находившемуся на том месте, где сейчас расположен Берингов пролив. Однако до 1492 года, когда Христофор Колумб во время одной из своих экспедиций открыл Америку, этот континент на протяжении тысячелетий был отрезан от остального мира, поэтому неудивительно, что цивилизация, культура и религия коренных народов Америки существенно отличалась от традиций и верований народов Европы, Азии и Африки.

Карта Американского континента в древности

Америка является самым вытянутым континентом, состоящим из двух материков, разделенных узким проливом, и продолжительность Америки с севера на юг составляет примерно 15000 км, поэтому на этом континенте сосуществовало сразу несколько цивилизаций, практически не пересекающихся друг с другом. Южную часть Америки населяли яганы, алакалуфы, эскимосы и ряд других племен, занимающихся в основном охотой и рыболовством, в центральной части этого континента жили многочисленные земледельческие народы - чероки, омаха, дакота и др.

Верования и жизненный уклад большинства племен, живших на территории Америки в разные периоды до нашей эры, были достаточно примитивными, однако на этом континенте были и цивилизации, развитие которых мало в чем уступало египетской и греческой цивилизациям. К древним народам Америки, достигшим значительных высот в развитии культуры, религии и цивилизации, можно отнести ацтеков, майя и инков, а большинство многочисленных племен индейцев, несмотря на то, что имели достаточно примитивный жизненный уклад, отличались самобытной культурой и религией.

Религия майя

Майя жили на территории Мезоамерики (современные Мексика, Гондурас, Гватемала) в период с начала второго тысячелетия до нашей эры и до начала десятого столетия нашей эры. Эта древняя цивилизация у большинства из нас ассоциируется, прежде всего, из календарем майя, согласно которому многие астрологи и псевдо-предсказатели пророчили конец света в 2012 году. Однако религия майя не ограничивалась только календарем предсказаний, а представляла собой сложную политеистическую систему, в которой ведущую роль играли ритуалы и предсказания. Верование этого древнего народа Америки было неразрывно с социальной жизнью, так как представители каждой социальной группы чтили своих божеств и проводили, помимо общих, собственные специфические ритуалы поклонения.

Майя верили во множество богов и считали, что каждый элемент жизни и природы олицетворяет отдельный бог. Верховными богами простых людей были бог Солнца Ах Кин, бог дождя Чаак, богиня Луны Ишчель, боги западного, восточного, северного и южного ветров, бог леса Ах Мун, богиня Земли (она же - богиня смерти), и др. Элита этого народа поклонялась, в первую очередь, богу-творцу Ицамны, богу дождя Чикчану, богу неба Лахун Чана, тринадцати богам небесной сферы Ошлахун-ти-ку и девяти богам подземного мира Болон-ти-ку. Жрецов майя можно считать одними с родоначальников нумерологии, так как в религии майя каждое божество выступало не только олицетворением какого-либо природного или социального явления, но и покровителем определенного числа.

Благодаря жрецам майя на Американском континенте зародились нумерология и космология, которые изначально были неразрывно связаны с разными божествами, а знания о цифрах и космосе использовались служителями культа для предсказаний и составления ритуалов поклонения богам. Для поклонения каждому богу и для каждого социального явления и события у майя были отдельные ритуалы, так как представители этого народа считали способом общения с богами именно обряд, а не молитву. Основными ритуалами майя являлись:

  • ритуалы, связанные с поклонением и задабриванием духов предков (праотцов и праматерей);
  • жертвоприношения богам (жертвы приносились каждому чтимому божеству отдельно, причем майя практиковали как жертвоприношения животных, так и человеческие жертвоприношения)
  • ритуалы царствования - ритуалы, проводимые правителями майя и призванные укрепить власть и получить у богов благословение на дальнейшее правление;
  • ритуалы по освящению новых территорий - когда майя занимали новые территории, они проводили обряды, целью которых было показать богам, на какой земле требуется их помощь;
  • целительные ритуалы - ритуалы, проводившиеся либо самим больным, либо его родственниками и жрецами с целью попросить у богов, предков или параллельных сущностей исцеления;
  • ритуалы, связанные с жизненным циклом человека - ритуалы, проводящиеся для каждого человека отдельно и знаменующие начало в его жизни нового витка развития (к примеру, одним из таких ритуалов был ритуал взросления, после которого человек переставал считаться ребенком и получал право создавать семью)
  • ритуалы войны - обряды, призванные дать воинам силы для победы над врагом
  • ритуалы, связанные с сельским хозяйством и ремеслами.

Помимо множества божеств, майя также чтили священных животных и культовые растения, причем для элиты общества священным растением было какао, а для простого народа - маис. В веровании майя отводится весомое место героям, духам предков, различным сверхъестественным сущностям (призракам и демонам). В отличии от многих и древних, и современных религий, майя считали, что в каждого человека есть не одна, а несколько душ, а также у него могут быть так называемые "параллельные сущности" - сущности из других миров, помогающие ему. Потеря человеком одной из душ приводила к болезни, а потеря всех - к смерти; после смерти человек, согласно религии майя, отправлялся в один из загробных миров, причем преступники попадали во что-то на подобии христианского ада, а законопослушные люди и самоубийцы могли рассчитывать на хорошее посмертие.

Религия ацтеков

Религия ацтеков считается одной из самых жестоких религий не только Американского континента, но и всего мира. Такая оценка верования ацтеков является вполне заслуженной, так как жрецы регулярно приносили божествам человеческие жертвы. Верховными божествами, заслуживающими, по мнению ацтеков, наибольшее количество жертв, были бог Солнца Тонатиу, бог войны Уицилопочтли и бог огня Уэуэтеотль - этим богам жрецы ацтеков приносили жертвы ежедневно, причем наиболее жестоким способом убивали тех, кто был уготован в дар богу войны - им вырывали сердце на алтаре.

Жертвоприношения, проводимые жрецами ацтеков

Пантеон богов ацтеков включал в себя несколько десятков богов, каждый из которых отождествлял явление природы, животное или аспект жизни человека. Почитаемыми каждым ацтеком божествами, помимо богов солнца, войны и огня, были:

  1. Тоци - богиня земли и целительства
  2. Уиштосиуатль - богиня плодородия
  3. Уэуэкойотль - бог веселья и секса
  4. Тонакатекутли - бог творец земли и неба
  5. Тлалок - бог дождя, грома, сельскохозяйственных культур
  6. Тескатлипока - бог звезд и стихий, покровитель жрецов
  7. Сиуакоатль - богиня земли, деторождения и войны, покровительница рожениц
  8. Миктлантекутли - бог загробного мира, владыка и судья душ умерших людей
  9. Кецалькоатль - бог-создатель человека и культуры, покровитель стихий
  10. Акуэкукиотисиуати - богиня океана, озер и рек, покровительница работающих женщин
  11. Науаль - ангелы хранители людей

Согласно кровавой религии, каждое их этих божеств требовало человеческих жертв, поэтому в каждом храме ацтеков жрецы ежедневно проводили от нескольких до нескольких сотен ритуальных жертвоприношений. Однако следует отдать должное ацтекам - они практически не приносили в жертву богам представителей своего народа, а для этой цели захватывали пленных либо покупали рабов у других народов.

Религия инков

Руины Тауантин-суйя

Империя инков Тауантин-суйуа была образована в первой половине II тысячелетия нашей эры на территории современных Перу, Эквадора, Боливии, Чили и Аргентины. Инки расширяли территорию своей империи, захватывая другие народы, и такая захватническая политика сказалась не только на административно-территориальном устройстве империи, но и на культуре и религии инков. Дело в том, что инки не насаждали на захваченных землях свою веру, а включали божества захваченных народов в свой пантеон.

Религия инков, как и религия древних народов Америки, была политеистической - инки считали богов всесильными сущностями, сотворившими землю, космос и все живое на земле. Как и майя, много внимания в своей религии инки уделяли астрологии и космологии, изучая космос и пытаясь предсказать по звездам и положениям планет будущее. Верховным божеством инков являлся Инти - бог солнца, и жили инки по солнечному календарю (иногда его также называют гороскопом инков). Помимо бога солнца, пантеон богов этого народа включал в себя сотни божеств, среди которых наиболее известными и почитаемыми были:

Жрецы инков

  1. Алу - покровитель гор, защитник человеческих поселений
  2. Кон - бог ветра и дождя
  3. Пача Какак - бог-советник, дающий мудрость другим богам
  4. Супай - бог смерти и владыка демонических сущностей
  5. Уркачильай - бог-покровитель всех животных
  6. Екеко - бог домашнего очага и достатка
  7. Часка - богиня рассвета и заката
  8. Кука Мама – богиня счастья и здоровья
  9. Мама Альпа - богиня создательница земли и мать других богов
  10. Мама Сара - богиня сельскохозяйственных культур и плодородия
  11. Мама Кача - богиня рек и озер, покровительница рыбаков.

В представлении инков, весь мир состоит из трех уровней. Высшим считается уровень неба, где обитают все боги и высшие сущности, и для того, чтобы "достучаться до этого мира", жрецы инков проводили ритуалы и приносили человеческие жертвоприношения, призванные задобрить богов и получить их покровительство. Вторым уровнем является подземное царство - место, куда после смерти отправлялись души людей; духи предков, находящиеся в загробном царстве, по мнению инков, могли приглядывать за своими потомками и влиять на их жизнь. И наконец, третьим уровнем мира была земля, где жили простые люди.

Мифология и религия инков по праву считается одной из самых красочных и уникальных на всем Американском континенте, и причина этому в том, что инки не отрицали верования захваченных народов, а включали их в свою религию. Поэтому легенды и мифы инков красочны и разнообразны, а количество чтимых этим народов богов и героев составляло более 10000 тысяч. Помимо божеств и сущностей высшего мира и духов предков, инки чтили уака - священные скалы, горы и природные объекты, а также с великим почтением относились к мумиям бывших правителей империи, так как считали их потомками бога солнца Инти.

Религия индейцев

Верования индейцев

Индейцами сейчас принято называть представителей более 2000 народностей, проживающих на территории северной и центральной Америки, причем в каждого из народов и племен, относящихся к индейским, были свои традиции, культура и верования. Однако все же все религии древних народов Америки имели некоторые общие черты, а мифы разных племен во многом схожи. Все индейцы придерживались политеистического мировоззрения и одухотворяли природу, причем они считали природу одним живым организмом, который в мироустройстве доминирует над человечеством.

Такое обожествление природы, помимо бережного отношения индейцев к окружающему миру, выразилось в ярком проявлении в религии этого народа анимизма и тотемизма. Практически каждое племя индейцев имело свое тотемное животное, и многие обряды и ритуалы были связаны как раз с тотемом. Однако направленность религии на природу не ограничивалась тотемизмом - индейцы верили, что человек, достигнув определенного психического состояния, может напрямую общаться с душой природы и получить от нее знания, умения и силу.

Дерево мира

Многие индейские племена верили в существование "Дерева Мира" - дерева, соединяющего между собой миры духов, загробный мир и мир людей. Согласно верованию, души мертвых уходили либо в загробный мир, либо могли поселиться в одном из миров духов, если человек умел общаться с духами еще при жизни.Также индейцы не отрицали возможность реинкарнации, так как считали, что некоторым душам высшие духи могут дать возможность после смерти вновь воплотиться в мире людей. Посредниками же между людьми и духами в большинства индейских народов были шаманы, которые, согласно религии, по своему желанию могли входить в особое духовное состояние и общаться с духами-покровителями и душами мертвых, а также передавать духам просьбы людей и получать у них силу, чтобы совершить какое-то действие - к примеру, победить сильного врага или исцелить человека.

Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!

СОДЕРЖАНИЕ

Самым важным источником традиционной религии майя являются сами майя: занимающие должности в религиозной иерархии, прорицатели и рассказчики сказок. В более общем плане, все те люди, которые в прошлом делились своими знаниями с посторонними, а также антропологи и историки, которые изучали их и продолжают это делать.

То, что известно о доиспанской религии майя, происходит из разнородных источников (основные из которых имеют происхождение майя):

В древних городах майя всевозможные предметы для жертвоприношений (включая предметы для жертвоприношений) также хранились и закапывались в отложениях (тайниках) под архитектурными элементами, такими как полы, стелы и алтари; в этих случаях намерением часто могло быть посвящение определенной религиозной цели, а не подношение божественному получателю.


Знания о раннем жречестве майя почти полностью основаны на том, что говорят о них их испанские коллеги-миссионеры (Ланда от Юкатана, Лас Касас и другие от Гватемальского нагорья). Высший эшелон духовенства был хранилищем знаний, в том числе в области истории и генеалогических знаний. Примерно в 1500 году священство Юкатека было иерархически организовано, от первосвященника, жившего при дворе, до священников в городах, и священные книги распространялись в соответствии с этими принципами. [14] Образцом для подражания для первосвященника, вероятно, был верховный бог Ицамна , первый жрец и изобретатель искусства письма. [15] Самым общим словом для обозначения священника, включая первосвященника Юкатека, по-видимому, было а кин 'календарный священник'. Некоторые священники были обычными прорицателями, в то время как другие обладали специальными знаниями о царском цикле катунов . [16] Однако, помимо календарного обучения, у священников было множество задач, от выполнения ритуалов жизненного кризиса до управления ежемесячным циклом пира, и они занимали особые должности, такие как должность оракула ( чилана ), астролога и жертвоприношения людей ( наком ). В Гумарках , наиболее важные божества ( Тохиль , Awilix , Jacawitz и Gukumatz ) имели свои собственные первосвященник. [17] На всех уровнях доступ к жречеству позднего постклассического периода, похоже, был ограничен аристократией.

Благодаря паломничеству, которое создает сети, соединяющие места как на региональном уровне, так и на больших расстояниях, религия майя выходит за рамки местного сообщества. В настоящее время паломничества часто включают взаимные посещения деревенских святых (представленных их статуями), а также посещения более удаленных святилищ, примером чего являются паломничества кекчи к их тринадцати священным горам. [21] Около 1500 г. Чичен-Ица ​​привлекал паломников из всех окружающих королевств в свой большой сенот ; другие паломники посещали местные святыни, такие как святыни Икс-Чел и других богинь на островах у восточного побережья Юкатана. Восемь веков назад дворяне из разных классических королевств отправились в паломничество в пещеры Надж Тунич. и записывали их посещения на стенах святилища. [22]

Праздники включали в себя драматические представления и олицетворение божеств, особенно короля.

В последнее время праздники обычно организуются религиозными братствами, причем наибольшие расходы приходится на более высокие сборы. Точно так же в доиспанском королевстве Мани некоторые религиозные праздники, по-видимому, спонсировались богатыми и выдающимися людьми [23], что, возможно, отражает общую практику в постклассическом и более ранних королевствах. Через праздники капитал можно было перераспределять в еде и питье. Непрерывное и обязательное питье, о котором отрицательно отзываются как ранние, так и современные посторонние, устанавливает общность не только среди участников-людей, но также и между ними и божествами.

Театральное олицетворение божеств и животных, общая мезоамериканская практика, также характеризовало доиспанские представления майя и включало вайоб (животные- оборотни ). [24] Ритуальный юмор (средство социальной критики) мог быть частью этих событий с участием таких актеров, как опоссумы, паукообразные обезьяны и пожилые бакабы , причем женщины иногда играли эротические роли. [25] Часто олицетворение означало ритуальное представление на государственном уровне, особенно изображенное на стелах и панелях для игры в мяч . На царских стелах, то есть в пяти тун или к'атун торжества - король носит головы важных божеств и сил природы в качестве головного убора или маски, при этом неся скипетр в виде божества-молнии. Головы часто бывают божества дождя ( Чаак ) и водного змея. С другой стороны, правящая королева или королева-консорт обычно представляет главную богиню кукурузы, то есть женщину- бога тонизированной кукурузы . Молодые люди, возможно, принцы, могут изображать четырех божеств, несущих землю ( Bacabs ), держа в руках четыре связанных дня Носителя Годов [26] или неся трон; они также могут заменять главное божество дождя ( Чаак ). Иероглифические выражения концепции олицетворения также связаны со многими другими божествами. [27] В некоторых случаях выдача себя за другое лицо может иметь отношение к идентичности человека или трансформации в явление природы.

Единственная обширная трактовка доиспанского ритуала майя, выполненная почти современником, касается Юкатана, особенно королевства Мани , и была написана монахом Диего де Ланда (ок. 1566 г.). Однако основные ритуальные области, такие как сельское хозяйство и королевская власть, Ланда почти не затрагивает.

Подобно Носителям года, тринадцать двадцатилетних периодов ( катунов ) Краткого графа рассматривались как самостоятельные божественные владыки и поклонялись соответственно. У катунов были определенные божественные покровители (как упоминается в книгах Чилам Балам) и свои собственные священники. [30]

В течение 18 месяцев были фестивали, посвященные определенным божествам, которые в основном отмечались профессиональными группами (в частности, охотниками и рыбаками, пчеловодами, плантаторами какао, лекарями и воинами). [31] Неизвестно, был ли и в какой степени этот фестивальный цикл царства Мани разделяли другие королевства Юкатека, и действовал ли он также для более ранних королевств майя, как на Юкатане, так и в других местах.


Важным святилищем для ритуалов дождя и кукурузы в Терминале Классик была большая пещера Баланканче около Чичен-Ицы с ее многочисленными кадильницами Тлалок и миниатюрными метатесами. [41]

На одном из праздников Юкатекского месяца 16-го века охотники танцевали со стрелами и оленьими черепами, окрашенными в синий цвет. [42] Особое внимание уделяется черепам животных, поскольку даже сегодня традиционные охотники майя обязаны сохранять черепа и кости своих трофеев, периодически помещать их в охотничьи святыни и, таким образом, возвращать их своим сверхъестественным Владельцам для регенерации. [43] Они также должны соблюдать определенные охотничьи табу, такие как табу на прелюбодеяние и неоправданное нанесение ран дичи под страхом сверхъестественной санкции; по той же причине в другом месяце цикла Юкатекских праздников XVI века охотники совершили обряд покаяния. [44]

В повествовании майя война включает превращение воинов в животных ( вайоб ) и использование черной магии колдунами. [48] В доиспанский период военные ритуалы были сосредоточены на военачальниках и оружии. Замеченный ягуаром Боевой Близнец Шбаланке считается военным божеством в Альта Верапас ; перед походом для него проводились ритуалы в течение тридцати дней, чтобы он мог наполнить оружие своей силой. [49] Юкатекский ритуал для военного вождя ( накома ) был связан с культом бога войны пумы и включал пятидневную резиденцию военачальника в храме, «где ему сжигали благовония, как идолу. . " [50] В классических военных ритуалах Боги-ягуары майя были видны, особенно божество-ягуар, связанное с огнем (и покровитель числа семь), лицо которого обычно украшает королевский боевой щит. Храм Солнца в Паленке , посвященный войне, показывает в своем святилище эмблему такого щита, который держится на двух скрещенных копьях.

Конкретные ритуалы, проводимые королем, известны лишь в зачаточном состоянии. Постклассический король киче вместе со своими сановниками регулярно посещал храмы, чтобы сжигать приношения и молиться за процветание своего народа, соблюдая пост и соблюдая половое воздержание. [53] Что касается короля классического периода, то он иногда появляется (часто даты окончания периода) [54] рассыпающим кровь, благовония или, возможно, кукурузу. В других случаях король, представленный героем Хунакпу , жертвует своей кровью перед направленными деревьями (фрески Сан-Бартоло ) или совершает богослужения перед таким деревом (храмовые святилища Паленке).

Смотрители киче используют каламбуры, чтобы помочь запомнить и сообщить значение дней. Техники гадания включают бросание и подсчет семян, кристаллов и бобов, а в прошлом также - помимо подсчета - пристальное наблюдение в магическом зеркале ( гадание ) и чтение знаков, данных птицами ( предсказания ); в классический период изображения таких птиц использовались в качестве логограмм для более крупных периодов времени.

В доиспанском прошлом важным датам гадания, относящимся к перспективам всего королевства, иногда давалась мифологическая родословная. В Паленке, например, благоприятный день 9 Ик ', выбранный для возведения на престол одного из его королей, также считается свидетелем в далеком мифическом прошлом возведения на престол некоторых божеств-покровителей королевства. [63]

В центре мира находится дерево жизни ( yaxche ' ceiba ') [69], которое служит средством связи между различными сферами. В Паленке дерево жизни - это кукурузное дерево, как и центральное мировое дерево в Кодексе Борджиа; вокруг него парит изогнутый двуглавый змей, который, как некоторые полагают, олицетворяет эклиптику . [70] Царь, вероятно, отождествлялся с деревом в центре и обычно изображается несущим двуглавого змея в качестве ритуальной планки. Помимо поклонения центральному кукурузному дереву, король обычно сидит или стоит на горе, где растет кукуруза, возможно, в качестве хранителя запасов кукурузы в королевстве.

В группе предков особую категорию составляют герои, наиболее известные из эпоса XVI века о близнецах-героях майя Хун-Ахпу и Шбаланке. В классический период приключения этих двух героев - лишь частично совпадающие с приключениями Пополь Вух - были известны всему региону майя. Определенные наследственные герои встречаются среди различных традиционных групп майя, например, карликовый Эз у юкатекских майя; [80] Хуан Канил среди якалтеков северо-западного нагорья; [81] Охорстотил, истребитель ягуаров, среди цоцилей Чьяпаса; [82] и Кумикс у чорти майя. [83] Действия героев могут принадлежать относительно недавнему прошлому и быть полуисторическими, или происходить в глубоком прошлом, и быть первобытными; но в принципе к героям можно обращаться в молитве и получать какую-то форму поклонения. Иногда они сливались с конкретными военными святыми. [84]

С указанными выше оговорками, главные божества, изображенные в кодексах, можно примерно разделить на следующие группы (даны имена юкатеков 16-го века):

  • Главный бог-создатель ( Ицамна );
  • боги неба, особенно бог солнца ( Кинич Ахау ), богиня луны майя и покровители цикла Венеры;
  • боги погоды и урожая, особенно бог дождя ( Чаак ), бог молнии ( Болон Дзакаб ), старые божества подземных, земных вод и грома ( Бакабы ) и боги кукурузы майя ;
  • профессиональные боги, особенно боги торговцев ( Эк Чуах , бог L ), черных колдунов (бог L), повивальных бабок (богиня О, Ишчел ), охотников с ловушками (Табай);
  • конкретные Владельцы, представленные богом охоты (Бог Y);
  • юная богиня эротики и брака ( Богиня I );
  • боги смерти ( Бог А и Бог А ' ); и
  • обожествленные близнецы-герои .

Согласно юкатекскому верованию, местные жрецы могут создавать гоблинов ( aluxob ), которые при надлежащем уходе будут помогать фермеру в его работе, защищая его поле, заставляя божества дождя посещать его и, таким образом, заставляя кукурузу расти. [88] В той же области карлики, а также горбуны ​​связаны с допотопными временами; они погибли во время наводнения, когда их каменные лодки затонули. [89] Детские карлики и горбаки из классической иконографии часто сопровождают короля и бога тонизированной кукурузы. Они неоднократно демонстрируют водные особенности и могут в таких случаях быть идентичными карликовым помощникам божеств дождя, молнии и грома, уже упомянутым в ацтекских источниках ( Тлалоке ).

Читайте также: