Сенсорное развитие детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 28.06.2024

Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).

Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.

В моей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека.

И я, как педагог, должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

В своей работе я поставила задачи :

формировать у детей представления о цвете, форме, величине

учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики)

Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику).

Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Растёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок); оформила уголок сенсорики.

В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения,

наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение,

словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).

Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности способ ознакомления с окружающим миром.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

подбор одинаковых величин по образцу;

различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребёнок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.

Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.

При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи.

С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.

Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.

Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности.

Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.

Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.

Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен, для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и величины у детей.

Цель моей работы: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.

Перед собой я поставила следующие задачи:

– развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание через дидактическую игру;

-создание определенной развивающей среды;

-подбор интересных игр и пособий;

-создание единого развивающего, воспитательного пространства для малышей;

- взаимодействие педагога и родителей.

Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Также такие игры дают ребёнку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье. Играя с ребенком, вы разовьете у него память, логику, речь, наблюдательность, мелкую моторику. Кроме всего выше перечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

Время реализации педагогической идеи:

3 года (2015- 2018 г.)

Используемые в работе технологии реализации: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно- оринтировочные, ТРИЗ, Монтессори.

Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зри­тельного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Сегодня я хочу представить вашему вниманию некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Данные пособия многофункциональны и могут использоваться в реализации пяти образовательных областей.

Основные этапы работы с дид. пособием или игрой:

1.первичное ознакомление с пособием или дид. игрой;

2. совместное изучение (взрослый- ребенок);

3.самостоятельная работа ребенка с пособием или игрой;

4. совместная деятельность нескольких детей.

Сенсорная стена

Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:

Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.

Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.

Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.


Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

Тактильные ладошки

Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 3до 6 - 7 лет.


Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
- развитие тонкой пальцевой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
- развитие пространственных представлений;
- развитие математических представлений и счетных умений;
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие

будет являться стимулятором развития сенсомоторики.

Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.

На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.

Найди маму мышонку.

Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.

Цель. Учить различать основные цвета.

- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих доми­ках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном до­мике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указыва­ет на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут. красные рыбки. (И т. д.). Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в крас­ный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый до­мик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ре­бенку в разнообразных комбинациях.). В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, ску­чают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенно­го цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадо­вались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок рас­кладывает рыбок других цветов.)

Цель. Учить различать основные цвета.


В результате проведенной работы у детей наблюдалась:

-положительная динамика уровня развития мелкой моторики

-сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах

-сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку

-улучшились показатели внимания, логического мышления, памяти, речи

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают многие образовательные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля над ходом сенсорного воспитания.

Перспективы на следующий год:

2. Изучить применение новых игровых технологий по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста

3.Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

4. Изучить новинки методической литературы

5. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, творческие мастерские, организации совместных мероприятий, развлечений.

Читайте также: