Сенсорное развитие детей дошкольного возраста доклад
Обновлено: 28.06.2024
Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).
Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.
В моей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека.
И я, как педагог, должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
В своей работе я поставила задачи :
формировать у детей представления о цвете, форме, величине
учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики)
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику).
Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Растёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок); оформила уголок сенсорики.
В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения,
наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение,
словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).
Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности способ ознакомления с окружающим миром.
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
подбор одинаковых величин по образцу;
различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.
При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребёнок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.
Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.
При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи.
С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.
Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности.
Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.
Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.
Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен, для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и величины у детей.
Цель моей работы: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредствам дидактических игр.
Перед собой я поставила следующие задачи:
– развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание через дидактическую игру;
-создание определенной развивающей среды;
-подбор интересных игр и пособий;
-создание единого развивающего, воспитательного пространства для малышей;
- взаимодействие педагога и родителей.
Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей восприятие, формировать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Также такие игры дают ребёнку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье. Играя с ребенком, вы разовьете у него память, логику, речь, наблюдательность, мелкую моторику. Кроме всего выше перечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.
Время реализации педагогической идеи:
3 года (2015- 2018 г.)
Используемые в работе технологии реализации: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно- оринтировочные, ТРИЗ, Монтессори.
Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Сегодня я хочу представить вашему вниманию некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Данные пособия многофункциональны и могут использоваться в реализации пяти образовательных областей.
Основные этапы работы с дид. пособием или игрой:
1.первичное ознакомление с пособием или дид. игрой;
2. совместное изучение (взрослый- ребенок);
3.самостоятельная работа ребенка с пособием или игрой;
4. совместная деятельность нескольких детей.
Сенсорная стена
Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:
Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.
Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)
Геометрические кубы помогают ребенку закрепить знания о геометрических фигурах, о цвете. Форме и размере.
Сенсорный домик с геометрическими фигурами – закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете.
Домик с цветными квадратами – тактильные ощущения, (квадраты из материала, разного по качеству) цвет.
Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.
Тактильные ладошки
Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 3до 6 - 7 лет.
Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
- развитие тонкой пальцевой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти;
- развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
- развитие пространственных представлений;
- развитие математических представлений и счетных умений;
- развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.
Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие
будет являться стимулятором развития сенсомоторики.
Найди мышку (ежика) нужного цвета, размера.
На ощупь определи кто это и опиши, открыв глаза.
Найди маму мышонку.
Найди такого же ежика по цвету и размеру, как мышка.
Цель. Учить различать основные цвета.
- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих домиках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном домике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указывает на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут. красные рыбки. (И т. д.). Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в красный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый домик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ребенку в разнообразных комбинациях.). В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, скучают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенного цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадовались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок раскладывает рыбок других цветов.)
Цель. Учить различать основные цвета.
В результате проведенной работы у детей наблюдалась:
-положительная динамика уровня развития мелкой моторики
-сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах
-сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку
-улучшились показатели внимания, логического мышления, памяти, речи
В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают многие образовательные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля над ходом сенсорного воспитания.
Перспективы на следующий год:
2. Изучить применение новых игровых технологий по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста
3.Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
4. Изучить новинки методической литературы
5. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, творческие мастерские, организации совместных мероприятий, развлечений.
Читайте также: