Религии нижегородской области доклад

Обновлено: 01.05.2024

Нижний Новгород основан в 1221 году святым князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, то есть это город, основанный святым. А почему Георгий Всеволо­дович канонизирован? Это не самый успешный князь, более всего он печально известен тем, что именно при нем хан Батый начал великий поход на Русь. В результате Северо-Восточная Русь была уничтожена, был уничтожен город Владимир, где погибла вся семья Георгия Всеволодовича, а сам он погиб в битве на реке Сити в 1238 году. Мы не знаем о проявлениях особого благочестия при его жизни. Да, было чудо при обретении мощей в XVII веке (для Средневековья, кстати, это вполне достаточная причина для канониза­ции). В битве на реке Сити голова его была отрублена и доставлена Бату-хану в подтверждение того, что предво­дитель русских князей уничтожен. А при обретении мощей тело было со сросшей­ся головой. Это чудо и называется в житии Георгия Всеволодовича основной причиной канонизации.

Георгий Всеволодович вполне подходит под чин страстотерпца, то есть чело­века, который был невинно убиен своими политическими противниками. Это особый, необычный чин, который, например, не встречается в Византии. А в русской традиции он очень распространен. Князья Борис и Глеб — это именно страстотерпцы. И кстати, последний наш правитель, царь Николай II, с семьей тоже канонизированы именно как страстотерпцы. Георгий Всеволо­дович в Степенной книге Степенная книга — один из круп­ней­ших па­мят­ни­ков русской книжности XVI века, по­ве­ст­вую­щий о русской ис­то­рии с древ­ней­ших вре­мен до первых лет правления Ивана Грозного. называется муче­ником, пострадавшим за Христа от неверных, при этом само нашествие татаро-монгол воспринимается как некая апокалиптическая кара. В этом апокалипсисе князь Георгий Всеволо­дович уподобляется Иову. Он там произносит молитву к Господу и говорит: ты у меня отобрал жену, отобрал детей, и теперь я сам себя предаю в руки Бога живаго.

Конечно, в истории Нижнего Новгорода предание связывает с Георгием Всеволодовичем появление как минимум двух святынь: собора Архангела Михаила, который ныне находится в кремле (это, кстати, единственный собор Нижегородского кремля, который в советские годы не был разрушен), и Благо­вещенского мужского монастыря, который находится около Канавинского моста. Хотя современные историки сомневаются, что и собор Архан­гела Михаила, и Благовещенский монастырь основаны именно в 1221 году. Все-таки первые упоминания — это XIV век, а если мы говорим о собственно постройках, то это XVII век. Вообще, в Нижнем Новго­роде вы не найдете построек древнее XVII века. Понятно, что тот же Благовещен­ский монастырь, безусловно, в XIV веке суще­ствовал, но он перестраи­вался, как и собор Архангела Михаила.

XIV век был весьма плодотворен для русской культуры, и Нижний Новгород тоже вносит сюда свой вклад. Можно вспомнить хотя бы Лаврентьевскую летопись. Она создана в Нижнем Новгороде — собственно, в Возне­сенском Печерском (пещерном) монастыре, который и был тогда основан еще одним выдающимся человеком в истории Нижнего Новгорода — святителем Диони­сием Суздаль­ским. Он митрополит Киевский (с таким титулом он скончался), но большую часть своей активной жизни провел именно в Нижнем Новгороде.

Дионисий Суздальский — фигура очень значимая. Он основатель Печерского монастыря и основатель определенной традиции, из которой очень многие вышли. Например, преподобный Макарий Унжен­ский Чудотворец — великий святой — ученик Дионисия Суздальского. Лаврентий, автор Лаврентьевской летописи, тоже ученик Дионисия. Преподобный Макарий основы­вает несколь­ко монастырей. Самый извест­ный — это Желтоводский монастырь, кото­рый и ныне стоит, хотя он будет разорен, а затем возрожден в XVII веке. Кстати, он основывает именно Троицкие мона­стыри — это отличие именно круга Сергия Радонежского, потому что монастыри и храмы во имя Святой Троицы стали основываться именно тогда. Это до сих пор историческая загадка — почему и Сергий Радонежский первый храм основывает в честь Святой Трои­цы, почему его ученики основывают храмы в честь Святой Троицы. Тут есть множество разных гипотез, но то, что Макарий основывает монастыри во имя Святой Троицы, говорит о том, что он тоже к этой традиции принадлежит. Конечно, Макарьевский монастырь стал более известен благодаря своей ярмарке, которая появится у его стен в XVII веке. Но когда монастырь был основан, конечно, ни о какой ярмарке речи не шло. В 1438 году монастырь был разрушен казанским ханом Улу-Мухаммедом и пребывал в запустении. А вот в XVII веке, уже после Смутного времени, его возрождает некий монах Авраамий — это около 1620 года, — и вскоре там открывается ярмарка, которая получит со стороны госу­дарства признание уже ближе к середине XVII века, а потом превратится в главную всероссийскую ярмарку.

Кроме того, чем интересен еще Макарь­евский монастырь — собственно, из него выходит патриарх Никон. Он был воспитан в Макарьевском монастыре, потом был священником в Лысково — это город на противоположном берегу от Ма­карь­­­­ева. Кстати, лысковцы долгие десятилетия были недовольны Макарьев­ским монасты­рем и соперничали с ним за контроль над ярмар­кой. В этих же краях проходит и жизнь протопопа Аввакума. Макарьевский монастырь в XVII ве­ке оказывал большое влияние на духовную культуру Руси.

Следующей очень значимой святыней ниже­го­родской является Саров. Обычно Саров­скую пустынь связывают с именем препо­добного Серафима Саровского, но на самом деле история Саровской пустыни идет от начала XVIII века. Доволь­но интересна история ее основателя Иоанна. Он тоже основывает монастырь, копает пещеру. Ныне эти пещеры отреставри­рованы — тем, кому повезет, их показывают. С Иоанном многие пытались жить, но мало кто выдер­живал условия этого жительства. Он время там и один жил, но в кон­це концов у него появились ученики. Исто­рия Иоанна очень печально закан­чивается. Все дело в том, что он попал под подозрение Тайной канцеля­рии Тайная канцелярия — орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. . Это малоизвестный факт: основатель Саровской пустыни умер в застенках Тайной канцелярии. Причем, как сейчас становится ясно, пострадал он безвинно.

Можно сравнить политику Иоанна и поли­тику знаменитого Питирима, архиепископа Нижегородского, который боролся со старо­обрядцами. Иоанн — один из первых миссио­неров, который вступил с ними в диалог. Диалог был очень удачный. На Макарьевской ярмарке он общался с раскольниками, и несколь­ко старообряд­ческих скитов в результате вернулись в православие и были трансформированы в православные мона­стыри. Но это вызывало подозрение — то, что вот он ведет перего­воры с заволж­скими старообрядцами.

Вся трагедия разыгралась из-за двух монахов пустыни: Георгия Зворыкина и Иосии, кото­рый его исповедовал. Зворыкин был, скорее всего, психически не очень здоров, он считал себя волшебником, считал, что заключил союз с дьяволом. И Иосии, види­мо, об этом говорил. Тот отпустил ему грехи, но запре­тил причащать­ся, то есть наложил на него епитимью. Зворыкин , будучи в отъезде, испо­ве­­дался другому епископу и рассказал, что он заклю­чил союз с дьяво­лом, что он волшебник. Тот испугался, это стало известно, пошли слухи. Иосия, боясь этого, подал в Тайную канцелярию бумагу, что действи­тельно заключил союз с дьяволом и является волшебником. Тогда привлекли всех и начали копать-копать, а в результате накопали много интересного. Дело в том, что Иоанн очень любил и соби­рал разные книги, и в том числе те, которые были весьма критичны по отношению к прав­лению Петра I и к той церковной поли­тике, которая тогда велась. Стали перекапы­вать библиотеку Саровской пустыни, нашлись крамольные сочинения — и арестовали всех. Его пытали и лишили сана. Вот так основа­тель Саровской пустыни Иоанн умер в застенках Тайной канцеля­рии. Даже подни­мался вопрос о его канонизации, но, насколько я знаю, ника­кого движения в этом направлении так и не было.

Иоанн — основатель Саровской пустыни и традиции, которая развивается и далее и которая дает миру преподобного Серафима Саровского — самого известного, наверное, самого великого нижегородского святого. Уже после кончины Серафима людьми, которые его знали, было издано несколько разных версий его жития. Наверное, самое скандальное принадлежит Иоанну Толсто­шееву — это послушник, который в даль­нейшем станет схииеромонахом Вознесен­ского Печерского монастыря. Серафим Саровский будет канонизи­рован в 1903 году, и Серафим Чичагов, будущий священно­мученик, станет автором Серафимо-Дивеев­ской летописи, которая сейчас является канони­ческой. В самом Дивеевском монастыре она своего рода Священное Писание.

Сейчас становится ясно, что мы многого о Серафиме Саровском не знаем. Это с неиз­бежностью происходит, когда канонизи­руется святой: подробности его жизнеопи­сания начинают обрастать детальками, появляются факты, которые, скорее всего, не очень достоверны. К приме­ру, есть известие, что Серафим Саровский упал с колокольни церкви в Курске, но чу­десным образом остался жив. Историки начинают копать — выясняется, что коло­­кольню построили позже. Но это не значит, что он не падал: в это время строи­лась Казанская церковь, и, возможно, он упал с лесов.

Или, например, известная история с медве­дем: есть иконографический образ — Серафим Саровский кормит медведя с рук. Образ этот встречается у разных святых. Вообще, для агиографии характерно такое повторение. Мы можем, например, в житиях многих преподобных встретить известия, что они в среду и пятницу не вкушали от груди матери. Это не значит, что так и было. Просто средневековый автор, когда писал житие, знал, что преподобный не должен вкушать по средам и пятницам. Этот препо­добный и тот тоже препо­добный — ну, зна­чит, оба не вкушали. Так же и с медведем: у Сергия Радонежского был медведь — вот и у Серафима Саровского появился.

Недавно был найден документ — рассказ стари­цы Дивеевской обители Матро­ны Плещеевой. Эта старица была маленькой девочкой при Серафиме Саров­ском и не могла видеть и запомнить ни Серафима, ни медведя. Она сообщает, что рассказала про медведя Иоанну Толстошееву, но тот сам настоял на этой истории. Он сказал: расскажи, что у Серафима Саровского был мед­ведь, кото­рый регулярно кормился из его рук, приходил к нему и пользовался его покрови­тельством. Когда Матрона уже была старой и умирала — а она долго не могла умереть, — то позвала священника Василия Садовского и стала ему исповедоваться: я не могу, видимо, умереть из-за того, что я соврала, из-за того, что этот грех не отпу­щен и не отпускает меня. И она сказала, что этой истории с медведем не было. Но это не значит, что не было медведя. Мы, напри­мер, под 1849 годом читаем письмо игумена Саровской пустыни Исайи иеромонаху Авелю. Он пишет, что у старца Серафима был пчельник и на этот пчельник ходили, естественно, медведи. И вот один раз даже медведь пришел к Серафи­му, но тот его отпугнул, бросил ему краюху хлеба, благословил, и тот с этой краюхой хлеба ушел. То есть эпизод был, но из этого эпизода в резуль­тате появляется целое предание.

До сих пор в житии преподобного Серафима Саровского много таких довольно спорных моментов. Но не вызывает сомнения, что это был выдающийся свя­той, что это был человек, действительно любящий людей, любящий Бога, любя­щий всю тварь земную. И вот эта его пасхальность и стала основой его почитания. Когда Николай Мотовилов, известный сподвижник Серафима Саров­ского, который позиционировал себя как его ученик, написал императору Николаю I записку, что Серафим Саровский воскреснет, конечно, Николай I очень критично к этому отнесся. То есть у него очень много всего такого, что, видимо, является плодом опреде­ленных психических расстройств. И это сейчас порождает некоторые сложно­сти для того, кто хочет написать научную биографию Серафима Саровского.

Кроме того, Серафим Саровский известен своей канонизацией 1903 года, очень непростой. У царя Николая II было четыре дочери, ждали сына, наследника. И было пророчество, что если он канонизирует Серафима Саровского, то ро­дится наследник. Так ли это было, вопрос довольно сложный. Но, безусловно, именно Николай II, что называется, продавливает канонизацию преподобного Серафима Саровского, несмо­тря на противодействие определенной части архиереев и знаменитого обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева.

В 1903 году состоялось торжественное пере­несение мощей преподобного Сера­фима Саровского из Сарова в Дивеево Нижегород­ской области. Дивеевская обитель была им окормляе­ма. Ныне это один из крупней­ших монастырей Русской православной церкви и крупнейший женский монастырь всей Вселенской православной церкви. Дивеево — это отдельный мир со своим особым мировоззрением, мироустрой­ством, особой мифологией, эсхатологией. Сейчас Дивеево превратилось в паломнический туристический кластер. Надо там побывать, чтобы понять эту необычную атмосферу. В советское время Дивеево закрывается, мощи исчезают — и во второй раз обрета­ются в Музее истории религии и атеизма (в Казанском соборе), тоже чудесным образом. Второе обретение мощей произо­шло в 1991 году. И это было всероссийское событие — я помню, как тогда люди плакали, выходили встречать мощи. Это был символ возрождения русского православия, Русской православной церкви.

Ныне Серафим Саровский — это самый извест­ный русский святой. Вот спро­сите любого нерусского православного, кого он назовет первым из русских святых, — практически наверняка это будет Серафим Саровский.

В традиционной классификации мировых религий выделяют христианство, ислам и буддизм. Однако условно можно выделить еще несколько групп.

Авраамические религии — это общее название монотеистических религий, ядро суждений которых основано на Откровении о том, что Бог заключил союз с Авраамом. К таким можно отнести иудаизм, христианство и ислам.

Индийские религии — это вероисповедания, возникшие на Индийском континенте: индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм.

Религии Дальнего Востока: тут принцип такой же, как и в индийских религиях, — название отражает место происхождения религии. Это, как правило, даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Нижегородская синагога располагается на улице Грузинской

Фото: Наталья Бурухина

В основе иудаизма лежит идея о том, что Бог сотворил мир и людей по своему подобию. Это является свидетельством любви Бога к человеку. Добиться спасения души в иудаизме можно посредством поступков. Представители религии также ожидают пришествие мессии.

Христиане в качестве такого мессии считают Иисуса Христа, но иудеи его не признали.

Иудаизм — это, прежде всего, национальная религия евреев, однако иудеем можно стать и не имея еврейских корней. Для этого нужно совершить переход в иудаизм — гиюр.

Есть ли иудеи в Нижнем Новгороде ?

По данным нижегородской еврейской общины, в городе проживает около 20 тысяч евреев, из которых около 5 тысяч активных прихожан.

В городе имеется специализированный детский сад, общеобразовательная еврейская школа и молодежный клуб.

Христианство является самой крупной авраамической религией как по численности последователей, так и по географическому распространению. Религия возникла на основе жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Для христиан Иисус — спаситель человечества.

Основными ответвлениями христианства являются православие, католицизм и протестантизм.

До начала второго тысячелетия христианство было единым. В 1054 году произошел церковный раскол, который разделил христианство на последователей Римско-католической церкви (с центром в Риме ) и Православной (Восточная Римская империя, или Византия, с центром в Константинополе). В следующие века, в зависимости от сфер влияния Рима и Константинополя, одна часть Европы стала католической, другая — православной.

В 1517 году в католической церкви началась Реформация. Немецкий доктор богословия Мартин Лютер резко выступил против злоупотреблений католического духовенства, в том числе против индульгенций, которые освобождали от грехов за деньги. Сторонники идей Лютера и стали протестантами.

Так выглядит католическая церковь Успения Пресвятой Девы Марии на улице Студеной, 10б

  • Основным религиозным различием между католиками и православными стал вопрос о Святой Троице. В православной церкви говорят о Святом Духе, исходящем только от Бога Отца, а в католичестве добавляют, что Святой Дух исходит еще и от Бога Сына.
  • Чистилище — понятие, присущее исключительно католикам. Оно подразумевает, что человек не сразу же попадает в ад за грехи, а имеет возможность очиститься уже после смерти и, пройдя чистилище, имеет шанс попасть в рай.
  • Личность Девы Марии в разных ответвлениях христианства воспринимают по-разному. В православии ее рассматривают как человека, в то время как католики обожествляют ее, приписывают отсутствие первородного греха и непорочное зачатие.
  • В православии также отсутствует наместник Бога на земле и глава церкви. Титул патриарха имеет гораздо меньшую сакральность, чем титул Папы Римского, который, по мнению католиков, непогрешим.

А есть ли католическая церковь в Нижнем Новгороде ?

Первые католики появились в Нижнем Новгороде еще до Петра I, в XVII веке. Их численность увеличивалась во время петровских преобразований и после них. После войны 1812 года в Нижнем Новгороде осталась часть французских военнопленных, а в 1861 году в городе появился первый католический храм. Значительной частью католического прихода в Нижнем Новгороде были поляки — их ссылали сюда после восстаний 1830 и 1863 годов.

Ежедневно в храме проходят службы, а по субботам есть месса на латинском языке.

В 1650–1670-е годы в Русском Царстве произошел раскол церкви, связанный с изменениями богослужебных книг обрядами. Автор реформы — патриарх Никон.

Основная задумка реформаторов была в том, чтобы унифицировать русскую Церковь, которая имела множество обрядовых особенностей, в соответствии с греческой, которая считалась главной. Духовенство разошлось в таких вещах, как крестное знамение (три пальца вместо двух раньше), направление движения крестного хода и некоторых других. Реформаторов поддержал царь Алексей Михайлович , отец основателя Российской империи Петра I, — возможно, именно поэтому в расколе победило никонианство.

Есть ли старообрядцы в Нижнем Новгороде ?

Интересно, что инициатор реформы патриарх Никон и главный ее противник протопоп Аввакум были почти земляками и оба родились в Нижегородском уезде. Никон — в селе Вельдеманове, а Аввакум — в селе Григорове.

На данный момент в области находится около 50 старообрядческих сооружений и несколько десятков тысяч старообрядцев.

Протестанты отделились от католиков после Реформации в XVI веке

Вопрос спасения души является основным в Реформации. Сторонники Лютера , которых стали называть протестантами, опирались на послание апостола Павла и утверждают, что спасение происходит только верой, независимо от молитв и дел. Это противоречило практике индульгенций, которые мог приобрести каждый за определенную плату и этим якобы сокращал себе время пребывания в чистилище.

На успех Реформации также повлиял перевод Библии на немецкий язык. Дело в том, что ранние тексты Писания были на латыни, которой не владело простое население. Всеобщая доступность Библии позволила народу самому знакомиться с текстом Писания и обсуждать его.

Таким образом выделилась такая деноминация, как лютеранство, названная в честь идейного вдохновителя Реформации. Лютеране придерживаются тезисов, выдвинутых Мартином Лютером .

А есть ли лютеранская церковь в Нижнем Новгороде ?

Дальнейшие ответвления от протестантизма дала идея Лютера о том, что суть церкви раскроется после всеобщего ознакомления с текстом Библии.

Для сторонников баптизма обязательным является крещение в сознательном возрасте

Фото: Центральная церковь Евангельских христиан-баптистов Нижнего Новгорода

Так, в 1658 году появился баптизм. Для последователей этой деноминации принципиально важным является крещение в сознательном возрасте, причем осуществляется это однократным полным погружением в воду. Обливание и окропление не признаются. Таким образом, баптисты отвергают крещение детей, которое свойственно другим ответвлениям христианства.

Фото: Нуталья Бурухина

  • Основателем ислама стал пророк Мухаммед, создавший общину, которая легла в основу государственного устройства Арабского халифата.
  • Согласно исламу Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
  • Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темой суры.

Есть ли мечеть в Нижнем Новгороде ?

Сейчас в Нижегородской области насчитывается 63 мечети и 57 религиозных организаций мусульман.

Буддисты отрицают идею Бога-творца

Фото: Нижегородский Буддийский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью

Буддизм — одна из мировых религий. В отличие от двух других, в буддизме отрицается идея Бога-творца и вечной души. Учение базируется на четырех главных принципах:

  1. Несовершенство мира, полного страданий.
  2. Жажда жизни — источник страданий, таким образом, происходит круговорот жизни, смерти и перерождений.
  3. Прервать круговорот сансары можно, только достигнув духовного просветления.
  4. Избавиться от страданий можно, пройдя восьмеричный путь.

Есть ли буддисты в Нижнем Новгороде ?

Нижегородский буддийский центр основан в 1992 году. Он входит в Российскую Ассоциацию буддистов школы Карма Кагью, самую большую буддийскую организацию на территории России , объединяющую более 80 центров и групп медитации.

Основателем движения является Бобби Хендерсон . В 2005 году он, в качестве знака протеста против концепции креационизма (теории, допускающей существование творца — Прим.ред.), создал свою пародию на религию. Пастафариане утверждают, что веруют в сверхъестественного создателя, который выглядит как макароны с тефтелями — Летающий макаронный монстр. У течения есть свои святые и своё «священное писание.

На причастии сторонники движения принимают стакан пива и тефтели с макаронами. Кстати, недавно нижегородская епархия ХраЛММ лишила музыканта Сергея Шнурова статуса святого из-за его отступления от принципов, разделяемых пастафарианами.

В народной памяти до настоящего времени сохраняются уникальные факты, связанные с историей, религией и культурой наших предков. Это в полной мере относится к сфере народной мифологии. Мифологические представления и верования жителей Нижегородской области отразились в сельских обычаях, обрядах, деталях быта, в народном языке.

Мифология является продуктом развития общества в определенный исторический период. Однако в отличие от других общественных, исторически обусловленных явлений народные верования продолжают существовать порой долгое время и после того, как породившие их причины перестали действовать. В силу данной особенности многие верования, которые ведут свое начало с эпохи первобытнообщинного строя, с эпохи язычества, продолжают существовать и в наши дни. В последние годы в науке усилился интерес к славянскому язычеству – сложной, в некоторых отношениях противоречивой системе мировосприятия, мифологического сознания и ритуального действия. Эта система не была стерта или уничтожена пришедшим ей на смену христианством. Отдельные элементы язычества в более или менее чистом виде сохранились почти во всех этнических славянских зонах в разных формах славянской духовной культуры.

Самой яркой чертой нижегородской мифологии является христианско-языческий синкретизм – тесное переплетение христианских и языческих мотивов в самих мифологических образах и в соответствующих названиях.

В нижегородской мифологии можно обнаружить следы различных языческих верований: фетишизма (поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства), тотемизма (вера в сверхъестественное родство между человеком – с одной стороны – и животным и растительным миром – с другой), анимизма (олицетворение сил природы), культа предков и отдельных стихий. Почти все региональные мифологические персонажи представляют собой сложные образы, в которых переплелись элементы разного происхождения.

В христианскую эпоху покровительство домашнего скота было присвоено святому Власию, имя которого созвучно имени Волоса. На это повлияли и некоторые обстоятельства из жизни святого Власия, в частности, то, что он был пастухом.

Тотемистические взгляды, тесно переплетенные с культом предков, можно обнаружить в образе одного из самых популярных мифологических персонажей – домового – покровителя дома, очага, домашнего хозяйства.

В народе сложилось представление о том, что домовой похож на человека, т.е. имеет антропоморфный облик. В некоторых нижегородских говорах даже существует убеждение, что домовой, когда показывается людям, принимает облик хозяина дома – мужчины или женщины.

На тесную связь домового и кошки указывает и существующая в некоторых нижегородских деревнях традиция оставлять для домового около русской печки угощение – блюдечко молока.

В нижегородских говорах сохраняются отголоски культа предков у славян, например, в образе домового. Обожание славянами своих умерших предков обусловливалось их патриархально-родовым бытом. По мнению А.Ф. Лосева [Лосев 1957, с. 7], человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, были понятными и наиболее близкими только общинно-родовые отношения. На основании этой понятной ему действительности он и рассуждал о природе, обществе и обо всем мире. Наиболее убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир – вся природа представлялась ему не чем иным, как одной огромной родовой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Языческие верования сближали поклонение душам умерших предков с очагом, с культом огня. Антропоморфическим олицетворением очага и рода явился домовой.

Славяне, как и другие язычники, были убеждены в том, что после смерти начинается новая жизнь. Наши предки имели свои довольно подробные представления о человеческой душе, отголоски которых можно обнаружить в нижегородских говорах. По древним языческим преданиям, души умерших представлялись в разных видах. Прежде всего, славяне воспринимали душу как частицу, искру небесного огня – той силы, без которой невозможна никакая жизнь на земле.

Душа могла представляться и звездой, что тесно связано с языческой верой в ее огненную природу: звезды славяне тоже считали искрами небесного огня. До сих пор в народе живет убеждение, что каждый человек имеет свою звезду, с падением которой прекращается и его земное существование.

Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает мифология всех стран и всех народов. Вода была местом обитания водяных, русалок и других мифологических персонажей.

По мнению некоторых исследователей, у славян на образ русалок наслоились отголоски культа усопших предков. Характерно, что языческий праздник в честь русалок совершался одновременно с праздником весны, когда леса уже одевались листьями. В христианскую эпоху он был приурочен к Троицыну и Духову дням.

На отождествление русалок с душами умерших указывают и некоторые другие обычаи. Например, на русальной неделе, поминая утопленников, родственники бьют на их могилах яйца и призывают русалку; существовало также поверье, что нельзя бросать в воду яичную скорлупу, не раздавив ее – иначе русалки построят из нее кораблики и будут плавать по воде.

Представленные здесь материалы по нижегородской мифологии могут быть существенным дополнением при изучении славянского языческого наследия в целом.

Понятия и образные представления язычества, изгнанные христианством из сферы религии в фантастическую область сказок и суеверий, не погибли в ней, а, внедрились в народный быт, сельские праздники, занятия, обычаи и язык.

Четнева Надежда Владимировна

Нижегородская земля освящена подвигами и молитвами многих угодников Божьих, как древних подвижников, так и новомучеников и исповедников. Исторически почитание ряда святых имеет территориальный характер, а иные известны всему православному миру. К числу местночтимых святых относится и святой преподобный Варнава, просветитель и покровитель Ветлужской стороны

ВложениеРазмер
svyatye_mesta_nizhegorodskoy_oblasti.docx 928.37 КБ

Предварительный просмотр:

учащаяся 3а класса

МБОУ «Абрамовская СШ

учитель начальных классов

Святое место Нижегородской области-


Преподобный Варнава Ветлужский

Новому́ченики — христианские святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время от рук представителей иных религий или современных атеистических режимов.[5]

Нижегородская земля освящена подвигами и молитвами многих угодников Божьих, как древних подвижников, так и новомучеников и исповедников. Исторически почитание ряда святых имеет территориальный характер, а иные известны всему православному миру. К числу местночтимых святых относится и святой преподобный Варнава, просветитель и покровитель Ветлужской стороны. Именно стараниями этого святого было посеяно зерно веры Христовой в глухих лесах на севере Нижегородчины и в пределах Костромских земель[4]

Рабочий поселок Варнавино стоит на реке Ветлуга. Если выйти на набережную, то открывается замечательный вид.


На другом берегу заповедник, из которого даже в наше время зимой по льду переходят дикие звери. Что же было раньше здесь? Дремучие непроходимые леса с множеством диких зверей.


.

Настороженно приняли местные люди, они были язычниками, поселившегося здесь инока. Но со временем святой Варнава овладел языком местных жителей и начал проповедовать среди них слово Божие. «Большое


Много исцелений и чудес произошло на могиле преподобного. Насельники монастыря зафиксировали более ста случаев исцелений по молитвам преподобного. В 1639году Варнава Ветлужский был причислен к лику русских святых.


.

Спустя полтора столетия Варнавина пустынь в 1775 году была упразднена.Долгие годы останки преподобного Варнавы находились "под спудом", (т.е. в могиле) в Никольской церкве.[4]Спустя много веков народ хотел приложиться к мощам дивного святого. В 1912 году после официальных торжеств святые мощи подвижника были обретены для почитания и перенесены для поклонения в Троицкий собор.

Святые места — это Божественная энергетика и сила. Много у нас святынь, которые можем и должны посещать. Когда мы совершаем паломничество к ним, то приобретаем много милостей по молитвам тех угодников Божиих, которых почитаем в этих святых местах.

Читайте также: