Религии нижегородской области доклад
Обновлено: 01.05.2024
Нижний Новгород основан в 1221 году святым князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем, то есть это город, основанный святым. А почему Георгий Всеволодович канонизирован? Это не самый успешный князь, более всего он печально известен тем, что именно при нем хан Батый начал великий поход на Русь. В результате Северо-Восточная Русь была уничтожена, был уничтожен город Владимир, где погибла вся семья Георгия Всеволодовича, а сам он погиб в битве на реке Сити в 1238 году. Мы не знаем о проявлениях особого благочестия при его жизни. Да, было чудо при обретении мощей в XVII веке (для Средневековья, кстати, это вполне достаточная причина для канонизации). В битве на реке Сити голова его была отрублена и доставлена Бату-хану в подтверждение того, что предводитель русских князей уничтожен. А при обретении мощей тело было со сросшейся головой. Это чудо и называется в житии Георгия Всеволодовича основной причиной канонизации.
Георгий Всеволодович вполне подходит под чин страстотерпца, то есть человека, который был невинно убиен своими политическими противниками. Это особый, необычный чин, который, например, не встречается в Византии. А в русской традиции он очень распространен. Князья Борис и Глеб — это именно страстотерпцы. И кстати, последний наш правитель, царь Николай II, с семьей тоже канонизированы именно как страстотерпцы. Георгий Всеволодович в Степенной книге Степенная книга — один из крупнейших памятников русской книжности XVI века, повествующий о русской истории с древнейших времен до первых лет правления Ивана Грозного. называется мучеником, пострадавшим за Христа от неверных, при этом само нашествие татаро-монгол воспринимается как некая апокалиптическая кара. В этом апокалипсисе князь Георгий Всеволодович уподобляется Иову. Он там произносит молитву к Господу и говорит: ты у меня отобрал жену, отобрал детей, и теперь я сам себя предаю в руки Бога живаго.
Конечно, в истории Нижнего Новгорода предание связывает с Георгием Всеволодовичем появление как минимум двух святынь: собора Архангела Михаила, который ныне находится в кремле (это, кстати, единственный собор Нижегородского кремля, который в советские годы не был разрушен), и Благовещенского мужского монастыря, который находится около Канавинского моста. Хотя современные историки сомневаются, что и собор Архангела Михаила, и Благовещенский монастырь основаны именно в 1221 году. Все-таки первые упоминания — это XIV век, а если мы говорим о собственно постройках, то это XVII век. Вообще, в Нижнем Новгороде вы не найдете построек древнее XVII века. Понятно, что тот же Благовещенский монастырь, безусловно, в XIV веке существовал, но он перестраивался, как и собор Архангела Михаила.
XIV век был весьма плодотворен для русской культуры, и Нижний Новгород тоже вносит сюда свой вклад. Можно вспомнить хотя бы Лаврентьевскую летопись. Она создана в Нижнем Новгороде — собственно, в Вознесенском Печерском (пещерном) монастыре, который и был тогда основан еще одним выдающимся человеком в истории Нижнего Новгорода — святителем Дионисием Суздальским. Он митрополит Киевский (с таким титулом он скончался), но большую часть своей активной жизни провел именно в Нижнем Новгороде.
Дионисий Суздальский — фигура очень значимая. Он основатель Печерского монастыря и основатель определенной традиции, из которой очень многие вышли. Например, преподобный Макарий Унженский Чудотворец — великий святой — ученик Дионисия Суздальского. Лаврентий, автор Лаврентьевской летописи, тоже ученик Дионисия. Преподобный Макарий основывает несколько монастырей. Самый известный — это Желтоводский монастырь, который и ныне стоит, хотя он будет разорен, а затем возрожден в XVII веке. Кстати, он основывает именно Троицкие монастыри — это отличие именно круга Сергия Радонежского, потому что монастыри и храмы во имя Святой Троицы стали основываться именно тогда. Это до сих пор историческая загадка — почему и Сергий Радонежский первый храм основывает в честь Святой Троицы, почему его ученики основывают храмы в честь Святой Троицы. Тут есть множество разных гипотез, но то, что Макарий основывает монастыри во имя Святой Троицы, говорит о том, что он тоже к этой традиции принадлежит. Конечно, Макарьевский монастырь стал более известен благодаря своей ярмарке, которая появится у его стен в XVII веке. Но когда монастырь был основан, конечно, ни о какой ярмарке речи не шло. В 1438 году монастырь был разрушен казанским ханом Улу-Мухаммедом и пребывал в запустении. А вот в XVII веке, уже после Смутного времени, его возрождает некий монах Авраамий — это около 1620 года, — и вскоре там открывается ярмарка, которая получит со стороны государства признание уже ближе к середине XVII века, а потом превратится в главную всероссийскую ярмарку.
Кроме того, чем интересен еще Макарьевский монастырь — собственно, из него выходит патриарх Никон. Он был воспитан в Макарьевском монастыре, потом был священником в Лысково — это город на противоположном берегу от Макарьева. Кстати, лысковцы долгие десятилетия были недовольны Макарьевским монастырем и соперничали с ним за контроль над ярмаркой. В этих же краях проходит и жизнь протопопа Аввакума. Макарьевский монастырь в XVII веке оказывал большое влияние на духовную культуру Руси.
Следующей очень значимой святыней нижегородской является Саров. Обычно Саровскую пустынь связывают с именем преподобного Серафима Саровского, но на самом деле история Саровской пустыни идет от начала XVIII века. Довольно интересна история ее основателя Иоанна. Он тоже основывает монастырь, копает пещеру. Ныне эти пещеры отреставрированы — тем, кому повезет, их показывают. С Иоанном многие пытались жить, но мало кто выдерживал условия этого жительства. Он время там и один жил, но в конце концов у него появились ученики. История Иоанна очень печально заканчивается. Все дело в том, что он попал под подозрение Тайной канцелярии Тайная канцелярия — орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. . Это малоизвестный факт: основатель Саровской пустыни умер в застенках Тайной канцелярии. Причем, как сейчас становится ясно, пострадал он безвинно.
Можно сравнить политику Иоанна и политику знаменитого Питирима, архиепископа Нижегородского, который боролся со старообрядцами. Иоанн — один из первых миссионеров, который вступил с ними в диалог. Диалог был очень удачный. На Макарьевской ярмарке он общался с раскольниками, и несколько старообрядческих скитов в результате вернулись в православие и были трансформированы в православные монастыри. Но это вызывало подозрение — то, что вот он ведет переговоры с заволжскими старообрядцами.
Вся трагедия разыгралась из-за двух монахов пустыни: Георгия Зворыкина и Иосии, который его исповедовал. Зворыкин был, скорее всего, психически не очень здоров, он считал себя волшебником, считал, что заключил союз с дьяволом. И Иосии, видимо, об этом говорил. Тот отпустил ему грехи, но запретил причащаться, то есть наложил на него епитимью. Зворыкин , будучи в отъезде, исповедался другому епископу и рассказал, что он заключил союз с дьяволом, что он волшебник. Тот испугался, это стало известно, пошли слухи. Иосия, боясь этого, подал в Тайную канцелярию бумагу, что действительно заключил союз с дьяволом и является волшебником. Тогда привлекли всех и начали копать-копать, а в результате накопали много интересного. Дело в том, что Иоанн очень любил и собирал разные книги, и в том числе те, которые были весьма критичны по отношению к правлению Петра I и к той церковной политике, которая тогда велась. Стали перекапывать библиотеку Саровской пустыни, нашлись крамольные сочинения — и арестовали всех. Его пытали и лишили сана. Вот так основатель Саровской пустыни Иоанн умер в застенках Тайной канцелярии. Даже поднимался вопрос о его канонизации, но, насколько я знаю, никакого движения в этом направлении так и не было.
Иоанн — основатель Саровской пустыни и традиции, которая развивается и далее и которая дает миру преподобного Серафима Саровского — самого известного, наверное, самого великого нижегородского святого. Уже после кончины Серафима людьми, которые его знали, было издано несколько разных версий его жития. Наверное, самое скандальное принадлежит Иоанну Толстошееву — это послушник, который в дальнейшем станет схииеромонахом Вознесенского Печерского монастыря. Серафим Саровский будет канонизирован в 1903 году, и Серафим Чичагов, будущий священномученик, станет автором Серафимо-Дивеевской летописи, которая сейчас является канонической. В самом Дивеевском монастыре она своего рода Священное Писание.
Сейчас становится ясно, что мы многого о Серафиме Саровском не знаем. Это с неизбежностью происходит, когда канонизируется святой: подробности его жизнеописания начинают обрастать детальками, появляются факты, которые, скорее всего, не очень достоверны. К примеру, есть известие, что Серафим Саровский упал с колокольни церкви в Курске, но чудесным образом остался жив. Историки начинают копать — выясняется, что колокольню построили позже. Но это не значит, что он не падал: в это время строилась Казанская церковь, и, возможно, он упал с лесов.
Или, например, известная история с медведем: есть иконографический образ — Серафим Саровский кормит медведя с рук. Образ этот встречается у разных святых. Вообще, для агиографии характерно такое повторение. Мы можем, например, в житиях многих преподобных встретить известия, что они в среду и пятницу не вкушали от груди матери. Это не значит, что так и было. Просто средневековый автор, когда писал житие, знал, что преподобный не должен вкушать по средам и пятницам. Этот преподобный и тот тоже преподобный — ну, значит, оба не вкушали. Так же и с медведем: у Сергия Радонежского был медведь — вот и у Серафима Саровского появился.
Недавно был найден документ — рассказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой. Эта старица была маленькой девочкой при Серафиме Саровском и не могла видеть и запомнить ни Серафима, ни медведя. Она сообщает, что рассказала про медведя Иоанну Толстошееву, но тот сам настоял на этой истории. Он сказал: расскажи, что у Серафима Саровского был медведь, который регулярно кормился из его рук, приходил к нему и пользовался его покровительством. Когда Матрона уже была старой и умирала — а она долго не могла умереть, — то позвала священника Василия Садовского и стала ему исповедоваться: я не могу, видимо, умереть из-за того, что я соврала, из-за того, что этот грех не отпущен и не отпускает меня. И она сказала, что этой истории с медведем не было. Но это не значит, что не было медведя. Мы, например, под 1849 годом читаем письмо игумена Саровской пустыни Исайи иеромонаху Авелю. Он пишет, что у старца Серафима был пчельник и на этот пчельник ходили, естественно, медведи. И вот один раз даже медведь пришел к Серафиму, но тот его отпугнул, бросил ему краюху хлеба, благословил, и тот с этой краюхой хлеба ушел. То есть эпизод был, но из этого эпизода в результате появляется целое предание.
До сих пор в житии преподобного Серафима Саровского много таких довольно спорных моментов. Но не вызывает сомнения, что это был выдающийся святой, что это был человек, действительно любящий людей, любящий Бога, любящий всю тварь земную. И вот эта его пасхальность и стала основой его почитания. Когда Николай Мотовилов, известный сподвижник Серафима Саровского, который позиционировал себя как его ученик, написал императору Николаю I записку, что Серафим Саровский воскреснет, конечно, Николай I очень критично к этому отнесся. То есть у него очень много всего такого, что, видимо, является плодом определенных психических расстройств. И это сейчас порождает некоторые сложности для того, кто хочет написать научную биографию Серафима Саровского.
Кроме того, Серафим Саровский известен своей канонизацией 1903 года, очень непростой. У царя Николая II было четыре дочери, ждали сына, наследника. И было пророчество, что если он канонизирует Серафима Саровского, то родится наследник. Так ли это было, вопрос довольно сложный. Но, безусловно, именно Николай II, что называется, продавливает канонизацию преподобного Серафима Саровского, несмотря на противодействие определенной части архиереев и знаменитого обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева.
В 1903 году состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Серафима Саровского из Сарова в Дивеево Нижегородской области. Дивеевская обитель была им окормляема. Ныне это один из крупнейших монастырей Русской православной церкви и крупнейший женский монастырь всей Вселенской православной церкви. Дивеево — это отдельный мир со своим особым мировоззрением, мироустройством, особой мифологией, эсхатологией. Сейчас Дивеево превратилось в паломнический туристический кластер. Надо там побывать, чтобы понять эту необычную атмосферу. В советское время Дивеево закрывается, мощи исчезают — и во второй раз обретаются в Музее истории религии и атеизма (в Казанском соборе), тоже чудесным образом. Второе обретение мощей произошло в 1991 году. И это было всероссийское событие — я помню, как тогда люди плакали, выходили встречать мощи. Это был символ возрождения русского православия, Русской православной церкви.
Ныне Серафим Саровский — это самый известный русский святой. Вот спросите любого нерусского православного, кого он назовет первым из русских святых, — практически наверняка это будет Серафим Саровский.
В традиционной классификации мировых религий выделяют христианство, ислам и буддизм. Однако условно можно выделить еще несколько групп.
Авраамические религии — это общее название монотеистических религий, ядро суждений которых основано на Откровении о том, что Бог заключил союз с Авраамом. К таким можно отнести иудаизм, христианство и ислам.
Индийские религии — это вероисповедания, возникшие на Индийском континенте: индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм.
Религии Дальнего Востока: тут принцип такой же, как и в индийских религиях, — название отражает место происхождения религии. Это, как правило, даосизм, конфуцианство, синтоизм.
Нижегородская синагога располагается на улице Грузинской
Фото: Наталья Бурухина
В основе иудаизма лежит идея о том, что Бог сотворил мир и людей по своему подобию. Это является свидетельством любви Бога к человеку. Добиться спасения души в иудаизме можно посредством поступков. Представители религии также ожидают пришествие мессии.
Христиане в качестве такого мессии считают Иисуса Христа, но иудеи его не признали.
Иудаизм — это, прежде всего, национальная религия евреев, однако иудеем можно стать и не имея еврейских корней. Для этого нужно совершить переход в иудаизм — гиюр.
Есть ли иудеи в Нижнем Новгороде ?
По данным нижегородской еврейской общины, в городе проживает около 20 тысяч евреев, из которых около 5 тысяч активных прихожан.
В городе имеется специализированный детский сад, общеобразовательная еврейская школа и молодежный клуб.
Христианство является самой крупной авраамической религией как по численности последователей, так и по географическому распространению. Религия возникла на основе жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Для христиан Иисус — спаситель человечества.
Основными ответвлениями христианства являются православие, католицизм и протестантизм.
До начала второго тысячелетия христианство было единым. В 1054 году произошел церковный раскол, который разделил христианство на последователей Римско-католической церкви (с центром в Риме ) и Православной (Восточная Римская империя, или Византия, с центром в Константинополе). В следующие века, в зависимости от сфер влияния Рима и Константинополя, одна часть Европы стала католической, другая — православной.
В 1517 году в католической церкви началась Реформация. Немецкий доктор богословия Мартин Лютер резко выступил против злоупотреблений католического духовенства, в том числе против индульгенций, которые освобождали от грехов за деньги. Сторонники идей Лютера и стали протестантами.
Так выглядит католическая церковь Успения Пресвятой Девы Марии на улице Студеной, 10б
- Основным религиозным различием между католиками и православными стал вопрос о Святой Троице. В православной церкви говорят о Святом Духе, исходящем только от Бога Отца, а в католичестве добавляют, что Святой Дух исходит еще и от Бога Сына.
- Чистилище — понятие, присущее исключительно католикам. Оно подразумевает, что человек не сразу же попадает в ад за грехи, а имеет возможность очиститься уже после смерти и, пройдя чистилище, имеет шанс попасть в рай.
- Личность Девы Марии в разных ответвлениях христианства воспринимают по-разному. В православии ее рассматривают как человека, в то время как католики обожествляют ее, приписывают отсутствие первородного греха и непорочное зачатие.
- В православии также отсутствует наместник Бога на земле и глава церкви. Титул патриарха имеет гораздо меньшую сакральность, чем титул Папы Римского, который, по мнению католиков, непогрешим.
А есть ли католическая церковь в Нижнем Новгороде ?
Первые католики появились в Нижнем Новгороде еще до Петра I, в XVII веке. Их численность увеличивалась во время петровских преобразований и после них. После войны 1812 года в Нижнем Новгороде осталась часть французских военнопленных, а в 1861 году в городе появился первый католический храм. Значительной частью католического прихода в Нижнем Новгороде были поляки — их ссылали сюда после восстаний 1830 и 1863 годов.
Ежедневно в храме проходят службы, а по субботам есть месса на латинском языке.
В 1650–1670-е годы в Русском Царстве произошел раскол церкви, связанный с изменениями богослужебных книг обрядами. Автор реформы — патриарх Никон.
Основная задумка реформаторов была в том, чтобы унифицировать русскую Церковь, которая имела множество обрядовых особенностей, в соответствии с греческой, которая считалась главной. Духовенство разошлось в таких вещах, как крестное знамение (три пальца вместо двух раньше), направление движения крестного хода и некоторых других. Реформаторов поддержал царь Алексей Михайлович , отец основателя Российской империи Петра I, — возможно, именно поэтому в расколе победило никонианство.
Есть ли старообрядцы в Нижнем Новгороде ?
Интересно, что инициатор реформы патриарх Никон и главный ее противник протопоп Аввакум были почти земляками и оба родились в Нижегородском уезде. Никон — в селе Вельдеманове, а Аввакум — в селе Григорове.
На данный момент в области находится около 50 старообрядческих сооружений и несколько десятков тысяч старообрядцев.
Протестанты отделились от католиков после Реформации в XVI веке
Вопрос спасения души является основным в Реформации. Сторонники Лютера , которых стали называть протестантами, опирались на послание апостола Павла и утверждают, что спасение происходит только верой, независимо от молитв и дел. Это противоречило практике индульгенций, которые мог приобрести каждый за определенную плату и этим якобы сокращал себе время пребывания в чистилище.
На успех Реформации также повлиял перевод Библии на немецкий язык. Дело в том, что ранние тексты Писания были на латыни, которой не владело простое население. Всеобщая доступность Библии позволила народу самому знакомиться с текстом Писания и обсуждать его.
Таким образом выделилась такая деноминация, как лютеранство, названная в честь идейного вдохновителя Реформации. Лютеране придерживаются тезисов, выдвинутых Мартином Лютером .
А есть ли лютеранская церковь в Нижнем Новгороде ?
Дальнейшие ответвления от протестантизма дала идея Лютера о том, что суть церкви раскроется после всеобщего ознакомления с текстом Библии.
Для сторонников баптизма обязательным является крещение в сознательном возрасте
Фото: Центральная церковь Евангельских христиан-баптистов Нижнего Новгорода
Так, в 1658 году появился баптизм. Для последователей этой деноминации принципиально важным является крещение в сознательном возрасте, причем осуществляется это однократным полным погружением в воду. Обливание и окропление не признаются. Таким образом, баптисты отвергают крещение детей, которое свойственно другим ответвлениям христианства.
Фото: Нуталья Бурухина
- Основателем ислама стал пророк Мухаммед, создавший общину, которая легла в основу государственного устройства Арабского халифата.
- Согласно исламу Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
- Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темой суры.
Есть ли мечеть в Нижнем Новгороде ?
Сейчас в Нижегородской области насчитывается 63 мечети и 57 религиозных организаций мусульман.
Буддисты отрицают идею Бога-творца
Фото: Нижегородский Буддийский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью
Буддизм — одна из мировых религий. В отличие от двух других, в буддизме отрицается идея Бога-творца и вечной души. Учение базируется на четырех главных принципах:
- Несовершенство мира, полного страданий.
- Жажда жизни — источник страданий, таким образом, происходит круговорот жизни, смерти и перерождений.
- Прервать круговорот сансары можно, только достигнув духовного просветления.
- Избавиться от страданий можно, пройдя восьмеричный путь.
Есть ли буддисты в Нижнем Новгороде ?
Нижегородский буддийский центр основан в 1992 году. Он входит в Российскую Ассоциацию буддистов школы Карма Кагью, самую большую буддийскую организацию на территории России , объединяющую более 80 центров и групп медитации.
Основателем движения является Бобби Хендерсон . В 2005 году он, в качестве знака протеста против концепции креационизма (теории, допускающей существование творца — Прим.ред.), создал свою пародию на религию. Пастафариане утверждают, что веруют в сверхъестественного создателя, который выглядит как макароны с тефтелями — Летающий макаронный монстр. У течения есть свои святые и своё «священное писание.
На причастии сторонники движения принимают стакан пива и тефтели с макаронами. Кстати, недавно нижегородская епархия ХраЛММ лишила музыканта Сергея Шнурова статуса святого из-за его отступления от принципов, разделяемых пастафарианами.
В народной памяти до настоящего времени сохраняются уникальные факты, связанные с историей, религией и культурой наших предков. Это в полной мере относится к сфере народной мифологии. Мифологические представления и верования жителей Нижегородской области отразились в сельских обычаях, обрядах, деталях быта, в народном языке.
Мифология является продуктом развития общества в определенный исторический период. Однако в отличие от других общественных, исторически обусловленных явлений народные верования продолжают существовать порой долгое время и после того, как породившие их причины перестали действовать. В силу данной особенности многие верования, которые ведут свое начало с эпохи первобытнообщинного строя, с эпохи язычества, продолжают существовать и в наши дни. В последние годы в науке усилился интерес к славянскому язычеству – сложной, в некоторых отношениях противоречивой системе мировосприятия, мифологического сознания и ритуального действия. Эта система не была стерта или уничтожена пришедшим ей на смену христианством. Отдельные элементы язычества в более или менее чистом виде сохранились почти во всех этнических славянских зонах в разных формах славянской духовной культуры.
Самой яркой чертой нижегородской мифологии является христианско-языческий синкретизм – тесное переплетение христианских и языческих мотивов в самих мифологических образах и в соответствующих названиях.
В нижегородской мифологии можно обнаружить следы различных языческих верований: фетишизма (поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства), тотемизма (вера в сверхъестественное родство между человеком – с одной стороны – и животным и растительным миром – с другой), анимизма (олицетворение сил природы), культа предков и отдельных стихий. Почти все региональные мифологические персонажи представляют собой сложные образы, в которых переплелись элементы разного происхождения.
В христианскую эпоху покровительство домашнего скота было присвоено святому Власию, имя которого созвучно имени Волоса. На это повлияли и некоторые обстоятельства из жизни святого Власия, в частности, то, что он был пастухом.
Тотемистические взгляды, тесно переплетенные с культом предков, можно обнаружить в образе одного из самых популярных мифологических персонажей – домового – покровителя дома, очага, домашнего хозяйства.
В народе сложилось представление о том, что домовой похож на человека, т.е. имеет антропоморфный облик. В некоторых нижегородских говорах даже существует убеждение, что домовой, когда показывается людям, принимает облик хозяина дома – мужчины или женщины.
На тесную связь домового и кошки указывает и существующая в некоторых нижегородских деревнях традиция оставлять для домового около русской печки угощение – блюдечко молока.
В нижегородских говорах сохраняются отголоски культа предков у славян, например, в образе домового. Обожание славянами своих умерших предков обусловливалось их патриархально-родовым бытом. По мнению А.Ф. Лосева [Лосев 1957, с. 7], человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, были понятными и наиболее близкими только общинно-родовые отношения. На основании этой понятной ему действительности он и рассуждал о природе, обществе и обо всем мире. Наиболее убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир – вся природа представлялась ему не чем иным, как одной огромной родовой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Языческие верования сближали поклонение душам умерших предков с очагом, с культом огня. Антропоморфическим олицетворением очага и рода явился домовой.
Славяне, как и другие язычники, были убеждены в том, что после смерти начинается новая жизнь. Наши предки имели свои довольно подробные представления о человеческой душе, отголоски которых можно обнаружить в нижегородских говорах. По древним языческим преданиям, души умерших представлялись в разных видах. Прежде всего, славяне воспринимали душу как частицу, искру небесного огня – той силы, без которой невозможна никакая жизнь на земле.
Душа могла представляться и звездой, что тесно связано с языческой верой в ее огненную природу: звезды славяне тоже считали искрами небесного огня. До сих пор в народе живет убеждение, что каждый человек имеет свою звезду, с падением которой прекращается и его земное существование.
Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает мифология всех стран и всех народов. Вода была местом обитания водяных, русалок и других мифологических персонажей.
По мнению некоторых исследователей, у славян на образ русалок наслоились отголоски культа усопших предков. Характерно, что языческий праздник в честь русалок совершался одновременно с праздником весны, когда леса уже одевались листьями. В христианскую эпоху он был приурочен к Троицыну и Духову дням.
На отождествление русалок с душами умерших указывают и некоторые другие обычаи. Например, на русальной неделе, поминая утопленников, родственники бьют на их могилах яйца и призывают русалку; существовало также поверье, что нельзя бросать в воду яичную скорлупу, не раздавив ее – иначе русалки построят из нее кораблики и будут плавать по воде.
Представленные здесь материалы по нижегородской мифологии могут быть существенным дополнением при изучении славянского языческого наследия в целом.
Понятия и образные представления язычества, изгнанные христианством из сферы религии в фантастическую область сказок и суеверий, не погибли в ней, а, внедрились в народный быт, сельские праздники, занятия, обычаи и язык.
Нижегородская земля освящена подвигами и молитвами многих угодников Божьих, как древних подвижников, так и новомучеников и исповедников. Исторически почитание ряда святых имеет территориальный характер, а иные известны всему православному миру. К числу местночтимых святых относится и святой преподобный Варнава, просветитель и покровитель Ветлужской стороны
Вложение | Размер |
---|---|
svyatye_mesta_nizhegorodskoy_oblasti.docx | 928.37 КБ |
Предварительный просмотр:
учащаяся 3а класса
МБОУ «Абрамовская СШ
учитель начальных классов
Святое место Нижегородской области-
Преподобный Варнава Ветлужский
Новому́ченики — христианские святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время от рук представителей иных религий или современных атеистических режимов.[5]
Нижегородская земля освящена подвигами и молитвами многих угодников Божьих, как древних подвижников, так и новомучеников и исповедников. Исторически почитание ряда святых имеет территориальный характер, а иные известны всему православному миру. К числу местночтимых святых относится и святой преподобный Варнава, просветитель и покровитель Ветлужской стороны. Именно стараниями этого святого было посеяно зерно веры Христовой в глухих лесах на севере Нижегородчины и в пределах Костромских земель[4]
Рабочий поселок Варнавино стоит на реке Ветлуга. Если выйти на набережную, то открывается замечательный вид.
На другом берегу заповедник, из которого даже в наше время зимой по льду переходят дикие звери. Что же было раньше здесь? Дремучие непроходимые леса с множеством диких зверей.
.
Настороженно приняли местные люди, они были язычниками, поселившегося здесь инока. Но со временем святой Варнава овладел языком местных жителей и начал проповедовать среди них слово Божие. «Большое
Много исцелений и чудес произошло на могиле преподобного. Насельники монастыря зафиксировали более ста случаев исцелений по молитвам преподобного. В 1639году Варнава Ветлужский был причислен к лику русских святых.
.
Спустя полтора столетия Варнавина пустынь в 1775 году была упразднена.Долгие годы останки преподобного Варнавы находились "под спудом", (т.е. в могиле) в Никольской церкве.[4]Спустя много веков народ хотел приложиться к мощам дивного святого. В 1912 году после официальных торжеств святые мощи подвижника были обретены для почитания и перенесены для поклонения в Троицкий собор.
Святые места — это Божественная энергетика и сила. Много у нас святынь, которые можем и должны посещать. Когда мы совершаем паломничество к ним, то приобретаем много милостей по молитвам тех угодников Божиих, которых почитаем в этих святых местах.
Читайте также: