Доклад по физкультуре тренировка ума и характера

Обновлено: 16.05.2024

Даже короткая физическая нагрузка немедленно проясняет ум.

Мы знаем, что физическая активность улучшает здоровье, защищает от ожирения, диабета и проблем с сердечно-сосудистой системой. Но благотворное влияние физический упражнений распространяется не только на наше тело, но и на ум.

Давно известно, что перерывы на зарядку во время занятий умственным трудом улучшают работоспособность. Можно было бы подумать, что физические упражнения, как и любая смена деятельности, просто-напросто позволяют мозгу отвлечься и отдохнуть, однако на самом деле физзарядка сама непосредственно действует на мозг.

Исследователи из Университета Западного Онтарио сконцентрировались на кратковременных когнитивных эффектах, которые проявляются сразу же после физической активности. Участники исследования в течение 10 минут занимались на велотренажере в режиме от умеренного до интенсивного. После этого они переходили ко второй части эксперимента, в которой надо было двигать глазами определенным образом в зависимости от того, что ты видишь на экране монитора – здесь требовались внимание и сосредоточенность. Выполнение задания оценивали с помощью специальной системы, которая отслеживала движения глаз.

Оказалось, что сразу после занятий на велотренажере ошибок было меньше, чем до, а скорость реакции сокращалась на 50 миллисекунд. Для сравнения некоторые участники эксперимента вместо занятий на велотренажере просто читали журнал, и у них никаких улучшений в когнитивных функциях не наступало.

Немедленный эффект проявляется в том, что человек становится более сосредоточенным, что повышается эффективность исполнительного контроля. Так называют ряд различных когнитивных процессов, с помощью которых мозг выбирает, как действовать дальше, и регулирует выполнение плана действий.

Среди таких процессов – обработка одиночных или множественных стимулов и реагирование на них, сканирование и обновление рабочей памяти (она позволяет нам держать в уме небольшие фрагменты информации, с которыми мы работаем в данный момент), а также ингибиторный контроль, то есть торможение импульсивных (автоматических) реакций и замена их более обдуманными.

Есть также данные о том, что физические упражнения могут сразу же улучшить и память: в исследовании, опубликованном в Journal of Alzheimer's Disease говорится, что шестиминутные занятия на велотренажере помогали людям старшего возраста лучше запоминать незнакомые картинки, которые им показывали до упражнений. Авторы работы предположили, что память улучшалась под действием гормона и нейромедиатора норадреналина, который вырабатывается при физической нагрузке.

Немедленный эффект от физкультуры, к сожалению, длится недолго, однако его можно продлить, если заниматься ею регулярно. Долговременные эффекты связаны по большей части все с тем же нейротрофическим фактором мозга, уровень которого периодически повышается от регулярной аэробики.

Этот белок не просто влияет на проведение возбуждения, но также стимулирует и поддерживает развитие нейронов и помогает им формировать новых связи друг с другом. Благодаря нейротрофическому фактору происходят структурные и функциональные улучшения в различных частях мозга, связанных с когнитивными функциями.

В ноябре прошлого года вышло исследование, посвященное влиянию физических упражнений на гиппокамп – один из основных центров памяти. После сорока лет гиппокамп начинает постепенно уменьшаться, но оказалось, что регулярные упражнения восстанавливают его размер. Следом вышла другая работа, в которой сообщалось, что память улучшают регулярные интервальные тренировки (когда чередуются аэробные и силовые нагрузки): у тех, кто занимался на велотренажере по 20 минут несколько раз в неделю, память становилась явно лучше уже через полтора месяца.

Физическая активность снижает риск развития возрастных нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, а ее мощный антистрессовый и антидепрессивный эффект облегчает симптомы многих нервных расстройств.

Важно, однако, отметить, что все это касается именно аэробных физических нагрузок. С силовыми тренировками дела обстоят сложнее: чрезмерно изнурительные и частые тренировки поддерживают на высоком уровне гормон кортизол, который вырабатывается в ответ на физиологический стресс. Продолжительное воздействие кортизола, напротив, снижает выработку нейротрофического фактора и плохо влияет на мозг.


В детстве наша память работает замечательно. Очень легко учить стихотворения и запоминать школьный материал. Со временем количество информации значительно увеличивается, а стресс и нагрузки способствуют ухудшению качества памяти и мыслительных процессов.

Тренировка мозга

Ум можно тренировать различными способами: учить стихотворения, читать книги, разгадывать кроссворды и многое другое. Последние исследования показали, что самыми эффективными методами развития мозга считаются простые упражнения, направленные на внимание, логику, мышление и память.

тренировка ума

Такие способы имеют игровую форму, соответственно, доставляют нам удовольствие. А это значит, что у нас возникает желание повторять действие снова.

Голова должна работать

Тем не менее мозг не такой простой по своему строению, как мышцы. При выполнении однотипных задач каждый день рано или поздно он заскучает, а затем отметет рутину как ненужную деятельность. Поэтому важно своевременно его обмануть выполнением специальных упражнений.

тренировка ума по цветам

Тренировка ума по цветам

Необходимо посмотреть на специальный разноцветный текст, который состоит из целого перечня оттенков, но слова не имеют логической последовательности. Ваша задача заключается в том, чтобы произвести название цвета, которым написан текст. Как только вы дойдете до конца текста, задание необходимо повторить, но наоборот, то есть начинать придется с самого конца списка.

Сначала выполнение такого упражнения будет даваться сложно. Все дело в том, что за восприятие текста и оттенков отвечают разные полушария головного мозга. Такое упражнение оказывает положительное влияние на взаимосвязь между ними, а также улучшает внимательность и сосредоточенность. Более того, считается, что данное упражнение является отличной профилактикой заболевания Альцгеймера.

Пишем синхронно

Тренировка памяти и ума очень важна для каждого человека. Рассмотрим упражнение, которое способствует одновременной стимуляции правого и левого полушарий мозга.

тренировка мозга ума

  1. Возьмите два листа бумаги и два карандаша.
  2. Одновременно двумя руками рисуйте различные фигуры или слова, различные по смыслу, но одинаковые по количеству знаков.

Обратный счет

Необходимо посчитать тройками в обратном порядке, то есть 300, 297, 294, 291 и т. д. Такое упражнение помогает развивать рабочую память.

тренировка для ума и внимательности

Шахматы

Очень полезная настольная игра, которая рассчитана для тренировки ума и внимательности. Дело в том, что каждый раз приходится обдумывать ход наперед, а также пытаться предугадать стратегию соперника. Такая игра способствует нагрузке на рабочую память и поддержании ее в активном состоянии.

Полезные упражнения

Для развития мозга полезны такие упражнения:

  1. Задействуйте левую руку. Если вы левша, то включите в работу правую. Попробуйте в течение дня периодически выполнять повседневные действия "пассивной" рукой (чистить зубы, застегнуть пуговицы на одежде, есть или печатать на клавиатуре). Такая тактика необходима для того, чтобы перенести активацию моторной коры из левого в правое полушарие. Более того, выполнение такого упражнения благоприятно сказывается на развитии творческих способностей и нестандартного мышления.
  2. Развивайте новые умения и способности. Передвигайтесь по собственной квартире или дому, в котором вам все очень хорошо знакомо, с закрытыми глазами. Попытайтесь на ощупь определить, какие монетки лежат в вашем кошельке, налейте воды в стакан, примите душ. Все действия, которые вы решите выполнить в течение дня, должны осуществляться с закрытыми глазами. Можно использовать повязку. Такое упражнение помогает задействовать все сенсорные области мозга, которые в обычном состоянии совершенно не трудятся.
  3. Интересным считается упражнение для тренировки ума и характера, направленное на изменение образа мыслей. Человеку свойственно привыкать к своему имиджу, поэтому для него кажутся бессмысленными попытки изменений своего стиля. Откиньте эти стереотипы и примерьте на себя новый образ. Это может быть, макияж, одежда или прическа. Решать вам, но изменения не должны оставаться без внимания.

тренировка ума и характера

Запоминаем предметы

Тренировка ума и развитие памяти предполагает регулярное выполнение необходимых упражнений. Занятие, которое мы сейчас рассмотрим, можно выполнять в любое месте и в удобное для вас время. Постарайтесь запомнить несколько предметов, которые сейчас вас окружают.

задачи для тренировки ума

Ваша задача заключается в том, чтобы обратить внимание на все мельчайшие детали, а затем воспроизвести всю информацию в памяти. Постарайтесь точно описать предметы, которые вы рассмотрели (цвет, размер, текстура, наличие сколов, трещин или потертостей и т. д.). Постепенно тренировку придется усложнять. Для этого необходимо будет выбирать большее количество предметов либо сложные по строению фигуры и элементы.

Запоминаем слова

Задачи для тренировки ума могут выполняться не только взрослыми, но и детьми. Часто занятие используется в школах и детских садах. Задача заключается в том, чтобы запомнить максимальное количество слов в правильной последовательности, а затем воспроизвести их из памяти.

Допустим: солнце, небо, сакура, трава, голубое, цветет, природа, радует, море, созвездие, песок, волнение, жарко, кокос, слон.

Изначально упражнение напоминает заучивание стихотворения, но отличается от него тем, что не имеет смысловой последовательности, соответственно, запомнить такой набор слов, а затем воспроизвести его из памяти будет довольно непросто.

Упражнения Стива Джобса

Если спокойно сесть и постараться расслабиться, то можно заметить, что наш мозг очень обеспокоен. При попытке успокоить его ситуация может только ухудшиться. Очень важно научиться расслабляться головой, тогда наш мозг начнет открывать новые горизонты для познания тончайших вещей. Подобным образом Стив Джобс описывал состояние от медитации своему биографу.

тренировка памяти ума

Рассмотрим выполнение упражнения для тренировки ума от известного изобретателя:

Медитация помогает четче мыслить и осознавать то, что происходит в жизни. Особенно часто упражнение необходимо выполнять, когда мозг перегружен до такой степени, что не может работать правильно и слаженно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тренировка ума и характера

1.При помощи чего,ты можешь научиться распределять свое время на дела:

Б)Соблюдение режима дня

2.Сколько времени необходимо уделять на просмотр телевизора:

3.Сколько времени требуется отводить для сна:

4.При помощи чего, ты сможешь быть бодрым целый день:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 446 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.11.2020 720
  • DOCX 11.7 кбайт
  • 18 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Масова Рамиля Насибулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Содержимое разработки

Рудный, 2018г.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие, постановку целей и построений программ.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие, постановку целей и построений программ.

карась шерсть летать плавать бегать овца чешуя орел перья

карась

шерсть

летать

плавать

бегать

чешуя

перья

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

Преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

Преобладает образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

Виды кинезиологических упражнений: Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Виды кинезиологических упражнений:

Виды кинезиологических упражнений:

Виды кинезиологических упражнений:

Виды кинезиологических упражнений:

Виды кинезиологических упражнений:

Виды кинезиологических упражнений:

Виды кинезиологических упражнений:


-75%


- Андрей Сергеевич, о пользе физических упражнений в последние годы говорят в основном применительно к теме старения.

- Тема положительного влияния физкультуры на человека, в разных возрастных периодах и с учетом особенностей организма, всегда будет актуальной. Что касается темы старения, то сразу скажу, что физическая культура не останавливает возрастные процессы старения организма, в частности, клеток головного мозга, но может снижать их интенсивность. У взрослого человека возрастные процессы изменения в организме, в частности, в нервных клетках, происходят постоянно, и мы не можем их остановить. Но физическая культура не только замедляет старение клеток, но и поддерживает их возбудимость, проводимость, пластичность и лабильность (функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях) на хорошем уровне. Например, физические упражнения вызывают больший приток крови к головному мозгу, что улучшают способности восприятия человека и повышают его способность мыслить острее.

- А как же рекомендации нагружать мозг интеллектуальной работой?

- То, что для поддержания умственной работоспособности повышения IQ ему необходимо давать интеллектуальную нагрузку – решать кроссворды, читать книги, учить языки, обучаться и т.д. - не потеряло актуальности. Это влияет на работу нервных клеток, мозг, таким образом, поддерживает необходимый уровень активности и умственных функциональных процессов. Однако научные данные показывают, что физические упражнения также могут эффективно влиять на работу нервных клеток головного мозга. В особенности это касается упражнений со сложной координацией движений, с какими-либо снарядами или предметами (мячами, воланами), игровых видов спорта. Тех, в которых приходится включать в работу большое количество мышц (мускулатуру верхних и нижних конечностей), поддерживать равновесие тела и координацию движений, решать игровые и двигательные задачи в ограниченный промежуток времени, взаимодействовать с партнером или противодействовать сопернику…


- Объясните, механизм этого влияния…

- У нас есть различные зоны в головном мозге, ответственные за моторные, мыслительные, ассоциативные функции и т.д. Когда мы начинаем выполнять какое-то новое сложно-координационное движение, начинается процесс образования новых взаимосвязей между нейронами в различных отделах головного мозга – образуются новые условно-рефлекторные связи. Они включаются в работу подкорковые структуры головного мозга, а дальше - спинной мозг и различные мышцы тела, которым необходимо выполнять новые и более сложные двигательные акты. А, для выполнения движения необходимо не только, чтобы мышцы сокращались, но и происходило их обеспечение кислородом, питательными веществами, гормонами… То есть работа внутренних органов. Формируется новый двигательный навык, который за счет нервной и мышечной системы, автоматизируется в новую двигательную программу. При этом головной мозг усердно работает, решая умственные и двигательные задачи.

- Не совсем правильно так говорить. Физкультура решает много задач. Например, занятия физкультурой повышают физическую работоспособность, поддерживают необходимый уровень здоровья организма, повышают иммунитет и устойчивость организма, снижают риск различных заболеваний и т.д., что в целом, влияет на повышение умственной работоспособности. Не стоит забывать, что умственная работа - это некий стресс и утомление организма. Физкультура позволяет снять накопившуюся умственную усталость и напряжение. Мы это утомление нивелируем за счет мышечных движений, что может влиять на более быстрое восстановление организма (эффект активного отдыха). В то же время, занятия физической культурой и спортом оказывают существенное воздействие на функцию мышления, восприятия, памяти, внимания, обучаемости, устойчивости, концентрации, способность быстро переключаться с одной задачи на другую, быстро включаться (врабатываться) в трудовой процесс и т.д. Двигательная активность повышает оперативность мышления. Ученый может быстрее решать поставленные задачи, находит нужные ответы. По крайней мере, это я ощущаю на себе.


- В одном из постов вы утверждаете, что силовые тренировки улучшают ассоциативную память…

- Это не я утверждаю, а наука. В этом посте я ссылаюсь на конкретное научное исследование. Речь в нем о работе со штангой в зале (силовая работа). Силовые упражнения вызывают активацию различных нервных центров головного мозга и большого количества мышечных групп, выброс гормонов, что также несет в себе положительный эффект.

- Еще один ваш пост посвящен эффекту от сочетания силовых и аэробных тренировок…

- Речь о комбинировании разных видов упражнений. Это не только бег, плавание и силовые тренировки в зале (фитнес), но и баскетбол, хоккей, футбол, волейбол и т.д. По свежим данным научных исследований занятия бегом стимулирует образование в гиппокампе новых нейронов. Гиппокамп – это часть лимбической системы головного, участвующая в механизмах формирования эмоций, памяти. Да, в процессе возрастных изменений или стресса может происходить отмирание нервных клеток. Но доказано, что есть в гиппокампе доли, где происходит процесс образования небольшого количества новых клеток. И физические упражнения, в частности, занятия бегом, по данным ученых, могут стимулировать этот процесс.

- И еще вы говорите, что физическая нагрузка не должна быть слишком большой и интенсивной…

- Мы, физиологи спорта, всегда говорим, что физическая нагрузка должна быть умеренной - не слишком большой, но и не слишком маленькой. У каждого человека, в зависимости от возраста и уровня подготовки, свой объем и интенсивность физической нагрузки. Чрезмерная физическая нагрузка может привести к паталогическим изменениям в работе сердца и травмам, а также к негативным последствиям в функционировании организма. Вплоть, до сердечного приступа. А, оптимальная физическая нагрузка – благоприятно влияет на работу мозга, сердца, легких, мышц и, в целом, организма. Здесь можно говорить об общем объеме: допустим, 150 минут в неделю. А если градация по интенсивности, то мы говорим о максимальном пульсе. Есть такая формула: 220 минус возраст. Однако на сегодняшний день уже имеются более точные формулы для расчёта максимальной частоты сердечных сокращений. Максимальный пульс в 50 лет – 170 ударов. Если во время беговой тренировки вы достигаете 120-140 сокращений в минуту – это умеренно, нормально. Чем старше становишься, тем ниже уровень частоты сердечных сокращений, тем ниже должна быть интенсивность тренировки. Возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе, как и во всем организме человека неизбежны, поэтому за максимальную возрастную величину лучше не уводить. Для пожилых людей 20-40 минутная ежедневная прогулка – идеальный вариант.

- Уменьшение объема мозга означает, что происходит уменьшения отдельных клеток мозга и количество синапсов, передающих сигналы между нейронами, изменения в белом веществе мозга - а, следовательно, замедление нервных процессов и снижение умственных способностей. Это память, внимание, концентрация, обучаемость к примеру. Здесь также влияют разные факторы – чрезмерные стрессы, курение, алкоголь, травмы головы, заболевания нервной системы и т.д. Понятно, что человек, занимающийся физической культурой и спортом, едва ли будет курить. К факторам, повышающим риск возникновения деменции, относят курение, игнорирование первых признаков депрессии, социальную изоляцию, гипертонию, диабет, ожирение. Физическая культура снижает риск возникновения депрессии, занятия спортом – это обязательно общение, новые знакомства. Доцент нашей кафедры, доктор биологических наук Алексей Набатов, недавно на научной конференции поделился результатами своего исследования, в котором убедительно показал, что занятия физической культурой и спортом могут являются профилактикой диабета. Если речь о диабете второго типа – за счет физкультуры и спорта можно нивелировать данное заболевание.

- И все-таки, что лучше кроссворд или тренировка?

- Наилучший эффект достигается лишь в совокупности интеллектуальных упражнений и физкультуры. Сидячий образ жизни сам по себе - фактор риска. А физкультура - высокий мотиватор не только для работы мозга и мышц, но и для поддержания здоровья человека. Мозг - это не только нейроны, но и сосуды. Когда мы решаем кроссворд, сосуды не настолько расширяются, как во время занятий спортом. Во время тренировки повышаются обменные процессы, больше кислорода идет к мозгу, выделяются медиаторы и гормоны. Если при умственной работе возникла какая-то заминка, и вы не можете решить задачу, то начинайте выполнять физическую нагрузку, которая может способствовать решению задачи.


- Зарядка 30 минут нивелирует последствия 10 часов сидения за столом… Это и мозга касается тоже?

- У нас в любом случае все связано с работой мозга. Если заниматься физическими упражнениями систематически по 30-40 минут в день, эффект будет. Это может быть просто прогулка 30-минутная в хорошем темпе. Главное – движение и разнообразие, бадминтон, футбол, хоккей, бег, лыжи, плавание и т.д.

- С какого момента тема взаимосвязи занятий физической культурой, спортом и мозга стала такой актуальной?

- Тема взаимосвязи занятий физической культурой, спортом и организма человека всегда была актуальной. В последние 15-20 лет, когда проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, диабетом, онкологией, различными заболеваниями нервной системы стали более острее. Скорее всего, как происходит: стал повышаться процент различных заболеваний у людей, например, увеличилось число страдающих болезнью Альцгеймера, синдромом Паркинсона… Стали искать средства снижения рисков. Вот говорят, могут помочь снижать риски биодобавки и т.д. Но не факт, что они будут полноценно усваиваться и давать максимальный эффект. А физические упражнения (двигательная активность) доступны для всех людей и всегда запускают работу различных центров головного мозга, мышц и внутренних органов, что способствует поддержанию нормального функционирования организма человека и его физической работоспособности. Конечно же, нельзя забывать про сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие вредных привычек, благоприятные условия для труда и отдыха. В совокупности с вышеописанным это лучший тип воздействия, и занятия физкультурой должны быть нормой жизни.

Читайте также: