Регуляторная гильотина в здравоохранении доклад

Обновлено: 03.07.2024

Рассмотрим некоторые положения:

Согласно ст.3 указанного выше закона положения НПА должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее, чем через 90 дней со дня официального опубликования. И это отличная новость! Возможно, некоторые из вас попадали в ситуацию, когда вышел новый приказ, и к вам пришла проверка. А вы не то, чтобы не успели перестроить работу на новый лад, вы еще даже этот приказ не видели или не изучили достаточно. Теперь таких ситуаций не должно быть, теперь для нас предусмотрели достаточное время для ознакомления с новыми НПА.

Более того, предусмотрено создание Реестра обязательных требований, т.е. будет перечень всех нормативных актов и сроков их действия. Создание данного официального реестра значительно упростит нашу жизнь т.к. теперь не надо судорожно искать в разных источниках какие приказы и постановления существуют по тому или иному вопросу и действуют ли они. Данный реестр должен появиться к 1 марта 2021 г.

Ч.4 ст.3 предусматривает, что срок действия НПА не может превышать шести лет со дня его вступления в силу. Конечно, закон предусматривает, что срок действия может быть продлен более, чем на 6 лет. Но в любом случае, он будет проанализирован на предмет соответствия действительности. И это тоже замечательно! Мы все периодически сталкиваемся с приказами СССР и РСФСР, которые не были отменены, при этом давным-давно утратили свою актуальность. Теперь есть надежда, что мы будем работать исключительно по актуальным для сегодняшнего дня требованиям.

  1. Принципы установления обязательных требований

Б) обоснованность обязательных требований. Обязательные требования устанавливаются в случае наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Если мы говорим о фармацевтической деятельности, то обязательные требования должны быть мерой предупреждения рисков, связанных с причинением вреда здоровью и благополучию населения, а не создавать ситуации для дополнительных штрафов.

В) правовая определенность и системность. Содержание требований должно быть ясным, логичным, понятным, не должно приводить к противоречиям при их применении. Не должно быть дублирования и противоречия в НПА. В аптечных приказах дублирование требований встречается часто, что говорить, если у нас даже приказов несколько бывает, например, по хранению существует 706н и 646н. Вот теперь такого быть не должно!

Г) открытость и предсказуемость. Проекты НПА подлежат публичному обсуждению. Сроки вступления в силу НПА должны определяться исходя из сроков, необходимых гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми требованиями. Т.е. если аптекам для подготовки к осуществлению деятельности по новым правилам требуется 2 месяца, то НПА не должен вступить в силу раньше этих 2-х месяцев.

Д) исполнительность обязательных требований. Обязательные требования должны быть исполнимыми. Не допускается установление требований, которые исключают возможность исполнения других требований. Например, не должно быть, чтобы в одном приказе значилось, что “решетки на окнах должны быть установлены снаружи”, а в другом, что “решетки на окнах должны быть установлены изнутри”.

ФЗ предусматривает, что при введении новых требований, возможно сначала их применение, например, не на всей территории страны, а в одном конкретном регионе в течение определенного времени. К примеру, ввели бы обязательную маркировку как эксперимент на территории одного региона, а не на территории всей страны, возможно, многих бы проблем удалось избежать.

  1. Официальные разъяснения обязательных требований

Федеральные органы исполнительной власти могут давать разъяснения по содержанию обязательных требований. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые требования и изменять смысл принятых. В целях информирования могут быть выпущены руководства по соблюдению обязательных требований, которые применяются на добровольной основе. Конечно, читая принципы, мы видели, что требования должны быть понятными, но все же закон предусматривает возможность дополнительных официальных разъяснений. Например, опубликовали новый приказ МЗ РФ, позже может быть опубликовано официальное письмо МЗ с целью дополнительных разъяснений. И в нем не может содержаться новых требований.

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 674 "Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственны х средств и контрафактных лекарственных средств" .
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2016 г. N 8 "О внесении изменений в Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств" .
  3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 1997 г. N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)".
  4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 305 "О нормах отклонений, допустимых при изготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках".
  5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 октября 1997 г. N 308 "Об утверждении Инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм".
  6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 октября 1997 г. N 309 "Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)".
  7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств".
  8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июля 2001 г. N 284 "Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности" .
  9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 124 "Об утверждении формы для учета данных о лекарственных средствах".
  10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 205 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Минздрава России от 12.11.1997 N 330".
  11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 224 "Об утверждении Положения об информационной системе, обеспечивающей субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией".
  12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 января 2007 г. N 2 "Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения" .
  13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 296н "О внесении изменения в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ".
  14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 553н "Об утверждении видов аптечных организаций" .
  15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 757н "Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения" .
  16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 979н "Об утверждении требований к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов для медицинского применения" .
  17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 47н "Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности" .

В целом, хочется верить, что благодаря этой реформе работать в аптеках станет легче, а правонарушений станет меньше!

Министерство совместно с Росздравнадзором подготовило соответствующий проект правительственного постановления.

Так, в целях актуализации обязательных требований по видам госконтроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств документом предусмотрено:

  • признание утратившими силу 10 нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства РФ;
  • отмена 36 актов федеральных органов исполнительной власти;
  • признание недействующими на территории РФ 11 правовых актов СССР.

Включенные в указанные перечни акты не соответствуют российскому законодательству, содержат устаревшие требования либо их положения воспроизведены в действующем законодательстве. Например, в их числе: постановления Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 674 "Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств" и от 22 декабря 2011 г. № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", приказы Минздрава России от 16 июля 1997 г. № 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)", от 12 ноября 1997 г. № 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ", приказ Минздравасоцразвития РФ от 9 августа 2005 г. № 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям", приказ Минздрава СССР от 20 апреля 1981 г. № 420 "О штатных нормативах и типовых штатах персонала аптек и аптечных киосков", а также отдельные типовые инструкции по охране труда (провизора-аналитика и провизора-технолога, санитарки-мойщицы, фасовщика, фармацевта и младшего фармацевта) и т. д.

В пояснительной записке к проекту 1 указано, что приложенные к документу перечни нормативных правовых актов и нормативных документов являются исчерпывающими. Федеральным органам исполнительной власти предписано в срок до 1 июля 2020 года подготовить приказы о признании с 1 января 2021 года утратившими силу или не действующими на территории России правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения по рассматриваемым перечням.

Предполагается, что принятие постановления будет способствовать совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения и формированию современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых правовых актов Министерства здравоохранения СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/11-19/00096952).

На протяжении последних лет в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности, последовательным развитием которой стал новый механизм - "регуляторная гильотина".

Это предполагает "отсечение" всех устаревших норм, начиная с советских актов и заканчивая более современными, но тоже устаревшими по содержанию, а также пересмотр предъявляемых к участникам рынка обязательных требований - исключение дублирующих норм и их актуализацию.

Для реализации этого подхода председатель правительства РФ Дмитрий Медведев 29 мая с.г. утвердил "дорожную карту" ревизии нормативных документов, которая должна завершиться к 2021 году. Она затрагивает и область обращения лекарств, содержащую большое количество обязательных требований к участникам фармрынка.

Признавая необходимость строгого регулирования сферы обращения лекарственных средств в силу ее специфики и социальной значимости, тем не менее нельзя не отметить в отрасли большое количество регуляторных проблем, накопленных за последние годы. Они могут быть эффективно разрешены в том числе и с использованием "регуляторной гильотины".

Одной из основных проблем регулирования обращения лекарств является разрыв регуляторной цепочки и вывод регулирования части ее неотъемлемых элементов (например, производства) из сферы ответственности органов здравоохранения.

Это ведет к фрагментарности регулирования системы и снижает эффективность принимаемых регуляторных решений.

Регулирование обращения лекарств, включая контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, должно быть неразрывно связано с циклом жизни лекарственного препарата от доклинической и клинической разработки, производства, регистрации и вывода на рынок, до пострегистрационного оборота. На всех этапах обращения лекарственного препарата идет постоянная оценка его качества, эффективности и безопасности, по результатам которой постоянно принимаются решения о его дальнейшей судьбе и нахождении на рынке. Единый цикл жизни лекарства, где все этапы взаимосвязаны, предполагает и единый контур регулирования и администрирования с централизацией регуляторного функционала и принятия комплексных решений органами здравоохранения, ответственными за лекарственное обеспечение граждан. Это и есть конечный результат регулирования, который позволяет обеспечивать преемственность и скоординированность регуляторных решений в интересах общественного здравоохранения. Именно такая концепция регулирования обращения лекарственных препаратов принята в подавляющем большинстве стран мира. Она же заложена в регуляторную модель единого рынка лекарственных средств ЕАЭС.

Регулирование обращения лекарств должно быть неразрывно идеологически и административно связано с циклом жизни препарата

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС, с 2016 года функционирует единый рынок лекарственных средств стран-участниц, требования к отдельным этапам обращения которых урегулированы правом Союза.

Это касается единых требований к проведению доклинических и клинических исследований препаратов, их производству и дистрибьюции; требований к уполномоченным лицам производителей; к функционированию фармацевтических инспекторатов государств-членов; оптовой реализации, транспортированию и хранению лекарств на территориях государств-членов. А также правил функционирования национальных систем фармаконадзора; контроля выполнения держателями регистрационных удостоверений, находящихся в обращении на территориях государств-членов обязанностей по фармаконадзору; вопросов регистрации и экспертизы лекарственных средств, стандартов качества и многого другого.

С введением в действие распоряжения ЕЭК от 2 апреля 2019 года Минздрав России начал работу по приему заявлений на регистрационные процедуры в соответствии с правом Союза. Им, согласно статистике ЕЭК, на сентябрь 2019 года было принято к рассмотрению около 50 регистрационных досье, представленных заявителями. Аналогичная работа проводится и в других государствах - членах ЕАЭС. Так, Республика Казахстан приняла к рассмотрению более 40 регистрационных досье по правилам ЕАЭС, Республика Беларусь - более 50 заявлений на проведение фармацевтических инспекций GMP в соответствии с актами ЕЭК.

Соглашением и решением Совета ЕЭК для полного перехода от национальных норм на право Союза в области обращения лекарственных средств предусмотрен переходный период, касающийся в первую очередь системы допуска препаратов на рынок ЕАЭС. Так, с 1 января 2021 года процедура регистрации лекарственных препаратов в странах ЕАЭС может быть осуществлена только по правилам ЕАЭС и с использованием сертификата GMP ЕАЭС, выданного национальным уполномоченным органом. При этом национальные правила регистрации утратят силу.

Таким образом, сейчас в Российской Федерации фактически функционируют две параллельные системы регулирования обращения лекарств - одна по национальным правилам, другая - по правилам ЕАЭС. Это создает дополнительную административную нагрузку как на бизнес, так и на регуляторные органы.

Поскольку цикл разработки и производства лекарств имеет длительный и ресурсоемкий характер, их производителям целесообразно использовать единые правила и требования ЕАЭС без проведения дублирующих исследований и инспекций - по национальным и наднациональным требованиям. В качестве примера рассмотрим состояние дел с инспектированием производства. Сейчас для предоставления заявления на регистрацию лекарственного препарата в минздрав, внесение изменений в регистрационное досье или подтверждение регистрации в РФ по национальной процедуре необходим сертификат GMP, выданный Минпромторгом России с проведением соответствующей инспекции по национальным требованиям GMP. Этот же сертификат может быть использован для подачи досье на регистрацию в Минздрав России по процедуре ЕАЭС только до 1 января 2021 года. После этой даты для регистрации может быть использован только сертификат GMP ЕАЭС, выданный по процедуре ЕАЭС. Сертификат GMP имеет срок действия три года. В связи с отсутствием в минпромторге работающей процедуры инспектирования по правилам GMP ЕАЭС производителям, по сути, придется в дальнейшем проходить повторное инспектирование производства для подачи документов на регистрацию в 2021 году.

Сейчас, чтобы решить эту проблему и подготовиться к 2021 году, производители идут на инспектирование в инспектораты других государств - членов ЕАЭС. Но ни один из них по своей численности не сравним с инспекторатом РФ, поэтому не сможет обеспечить необходимый объем инспектирования. Таким образом, из-за отсутствия инспектирования на соответствие GMP ЕАЭС в РФ производители лишены возможности проведения необходимых инспекционных мероприятий в плановом порядке заранее до 1 января 2021 года, как это делается в других государствах - членах ЕАЭС. В результате возникают риски невозможности регистрации лекарств с 1 января 2021 года, поскольку инспектирование - это длительный процесс, который должен быть завершен до подачи досье на регистрацию.

Вопросы изменения структуры нормативного регулирования сферы обращения лекарств - исключения дублирующих национальных норм, прежде всего в отношении действующих национальных фармацевтических практик GLP, GCP, GMP, GVP, GDP и связанных с их реализацией и контролем процедур, уже урегулированных правом ЕАЭС, - давно перезрели. Эксперты фармотрасли надеются, что "регуляторная гильотина" устранит дублирующие и устаревшие национальные нормы и заменит их на уже действующие наднациональные нормы ЕАЭС, благодаря чему регулирование отрасли станет более качественным, современным и эффективным.

Регуляторная гильотина дала осечку - в 2021 работаем по старым нормам

Наверное, каждый знает, что гильотина была изобретена еще в 18 веке. Она стала самым известным орудием смертной казни благодаря молниеносному отсечению головы, что справедливо считалось самым гуманным способом.

Согласно Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство РФ до 1 января 2021 года должно было признать утратившими силу нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а несоблюдение требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Т.е. все обязательные требования должны были быть пересмотрены и актуализированы в течении 2020 года.

Однако закон, как всегда, оставил лазейку на случай, если правительство вовремя не справится с поставленной задачей, так согласно закона оно вправе определить перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не действуют положения закона об отмене с 1 января 2021 года всех обязательных устаревших требований.

Напомним, что в 2019 году Медведев уточнил количество нормативных актов, устанавливающих обязательные требования – их немногим более 9 тыс. штук.

Итак, 31 декабря 2020 года, когда вся страна по настоятельной рекомендации кремля уже отдыхала, кабинет министров не покладая рук в срочном порядке подводил итоги прошедшего года и принял последнее в году Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467. Данным постановлением был утвержден перечень из 1275 нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Таким образом из 9 тысяч устаревших документов регуляторная гильотина не успела отрубить 1275 штук, т.е. почти 15%.

А специалистам по охране труда рекомендуем посмотреть на выдержку из утвержденного перечня со списком знакомых всем документов. Работать Вам в 2021 году придется все еще по ним. Увы, но даже гильотина не смогла их отрубить в установленный срок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности";

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".

Постановление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1, Министерства образования Российской Федерации N 29 от 13 января 2003 г. "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную";

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы";

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания";

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей";

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда";

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 614 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда";

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве";

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания";

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";

Постановление Министерство труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 181 н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".

Читайте также: