А вдруг морозы доклад министра энергетики

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Доклад Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака Парламентские слушания «Анализ итогов реформирования РАО "ЕЭС России" и эффективности деятельности." — Транскрипт:

2 1 Цели преобразований в электроэнергетической отрасли Повышение эффективности функционирования электроэнергетики Обеспечение бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергией Цели реформирования (утверждены постановлением Правительства РФ 526 от ) Разделение по видам деятельности выполнено – проведена структурная реформа Формирование оптового и розничных рынков выполнено. 2007– запущены оптовый и розничные рынки (ежегодный объем торговли электроэнергией на оптовом рынке составляет более 900 млн. МВт·ч) выполнено. C % электроэнергии реализуется по свободным нерегулируемым ценам, за исключением поставок населению Привлечение частного капитала в конкурентные виды деятельности выполнено – привлечение средств частных инвесторов в генерацию выполнено вводы новых мощностей в генерации (с 2011 года введено МВт генерирующих мощностей, в том числе МВт по ДПМ, с учетом планов по вводам до конца 2013 года) Передача естественно-монопольных видов деятельности (сети, ОДУ) под непосредственный контроль государства выполнено. Основные механизмы достижения целей

4 3 Проведение структурной реформы: структура отрасли в 2001 году РАО ЕЭС России Федеральные электростанции (тепловые и гидро) Вертикально-интегрированные региональные энергетические компании Генерация Распределительные сети Диспетчерское управление Сбыт Росэнергоатом Атомные электростанции Независимые вертикально- интегрированные компании Иркутскэнерго Татэнерго Башкирэнерго Новосибирскэнерго Потребители Магистральные сети

5 4 Cтруктура отрасли в 2013 году ОПТОВЫЙ РЫНОК РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ Розничные потребители Энергосбытовые компании и Гарантирующие поставщики Совет рынка Системный оператор Российские сети Генерирующие компании оптового рынка, в том числе Газпром (38 ГВт) …… Интер РАО (27,4 ГВт) … ….. Росэнергоатом (23,6 ГВт) … Русгидро (36,5 ГВт) …….. АТСЦФР Розничные генераторы/ Распределенная генерация Крупные промышленные потребители 100% 80,6% 54%* >50% 100% 67,1% 54%* принадлежит государству и компаниям с государственным участием 37% от числа Членов Наблюдательного совета являются представителями государства, в том числе Государственной Думы и Совета Федерации 32% представители госкомпаний 27% сбыта – через госкомпании

6 5 Рынок электроэнергии – двухуровневая система ОПТОВЫЙ РЫНОК секторы рынка Генерирующие компании оптового рынка участники рынка РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ Розничные потребители Коммерческая инфраструктура рынка Энергосбытовые компании и Гарантирующие поставщики электроэнергия Сети мощность Регулируемые договоры Свободные договоры Рынок на сутки вперед Балансирующий рынок КОМДПМ Вынужденные экспорт/ импорт Крупные промышленные потребители Розничные генераторы/ Распределенная генерация секторы рынка, регулируемые государством Объем торговли на оптовом рынке в 2012 году составил 1 120,5 млн. МВт·ч Оборот оптового рынка 1 259,7 млрд. руб. Выручка розничного рынка 2 млрд. руб. (74% – ГП)

8 7 Итоги реформирования электроэнергетической отрасли для населения для бизнеса для отрасли рост заказов в секторе энергетического машиностроения и смежных отраслей создание новых рабочих мест повышение надежности (безаварийность), прекращение веерных отключений расширение тарифной линейки – возможность выбора удобных вариантов расширение тарифной линейки – возможность выбора удобных вариантов упрощение доступа к энергетической инфраструктуре повышение финансовой устойчивости отрасль приведена в соответствие современным экономическим условиям страны отсутствие лимитирования потребления отсутствие лимитирования потребления новые источники финансирования инвестиционных проектов экономические стимулы к повышению эффективности экономические стимулы к повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости для государства существенное уменьшение числа проблем в отрасли, связанных с надежным энергоснабжением потребителей и техническим состоянием повышение эффективности управления - передача части функций на уровень саморегулирования

9 8 Объемы вложений в электроэнергетическую отрасль _____ * годы - информационно-аналитические доклады Министерства энергетики годы - годовые отчеты РАО ЕЭС России Инвестиции в развитие генерации и сетевого комплекса, млрд. рублей* – 1 435,0 млрд.руб – 4 153,6 млрд.руб. рост в 2,8 раз

10 9 Обновление основных фондов в генерации _____ * План вводов 2013 году Вводы генерирующих мощностей по ЕЭС России, в том числе по Договорам о предоставлении мощности (ДПМ) 2008 год – УРУТ = 335,5 г/к Вт·ч 2012 год – УРУТ = 329,7 г/к Вт·ч снижение на 2 %

11 10 Установленная мощность и годовой максимум нагрузок Уст. мощность Максимум нагрузки Электропотребление При одинаковом электропотреблении в 2012 и 1990 годах установленная мощность электростанций в 2012 на 32,7 ГВт выше, чем в ГВт С 1990 по 2012 эффективность использования установленной мощности снизилась факт прогноз Установленная мощность превышала максимум нагрузки в 1990 г. в 1,25 раза, в 2012 г. в 1,44 раза Причины снижения эффективности использования установленной мощности: увеличение нормируемого резерва мощности нерешенность в полном объеме проблемы вывода неэффективного оборудования

15 14 Показатели надежности электроснабжения потребителей Средняя длительность перерывов электроснабжения потребителей в РСК, час на ТН Всего за период зафиксировано технологических отключений в ЕНЭС Недоотпуск электроэнергии потребителям из ЕНЭС за период составил 17,13 тыс. МВт·час, при этом недоотпуск по итогам 2012 года ниже значения 2009 года на 4,8% Средняя длительность перерывов электроснабжения потребителей в РСК сократилась более чем в 2 раза: с 4,8 часа на технологическое нарушение (ТН) в 2009 году до ожидаемых 2,15 часа в 2013 году Количество технологических нарушений в ЕНЭС

16 15 Структура конечной цены в ценовых зонах в среднем 48 % Структура цены для конечного потребителя с учетом уровней напряжения Нерегулируемая составляющая – влияние конкурентной среды Регулируемая составляющая – государственное регулирование Факторы, влияющие на нерегулируемую составляющую: изменение цен на основные виды топлива спрос покупателей электроэнергии конкуренция генераторов за попадание в график нагрузки на следующий день изменение топологии сети в среднем 48 % Факторы, влияющие на регулируемую составляющую: тариф на передачу перекрестное субсидирование инвестиционные составляющие компаний отрасли целевые программы развития регионов

17 16 Выравнивание розничных цен на электроэнергию по регионам Отклонение розничных цен на электроэнергию по федеральным округам от среднероссийского уровня около 100% около 50%

18 17 Динамика цен на электроэнергию и топливо _____ * по данным Росстат Индексы цен на электроэнергию, газ, уголь, мазут (2003 год принят за 1)* 70% в топливном балансе 28% в топливном балансе 1% в топливном балансе За 10 лет цены выросли: газ – в 4,2 раза уголь – в 2,7 раза мазут – в 4 раза электроэнергия для населения – 3,3 раза для промпотребителей – в 3,2 раза Уровень конечной цены на электроэнергию существенным образом зависит от регуляторного воздействия государства в части : топливной составляющей тарифов на передачу электроэнергии

20 19 Основные проблемы отрасли к 2013 году Проблема перекрестного субсидирования в электроэнергетике (между группами потребителей, между теплом и электрикой при комбинированной выработке) частично решена – соответствующий законопроект находится на подписи у Президента РФ Несогласованность федеральных и региональных программ развития субъектов федерации, несоответствие планов регионального развития их реализации Формирование конкурентной цены на оптовом рынке нивелируется на уровне регионального регулирования Слабая конкуренция на розничных рынках Недостаточный контроль затрат естественных монополий Недостаточные темпы вывода неэффективной генерации Отсутствие стимулов к развитию распределенной генерации Неплатежи Основные проблемы электроэнергетики


Всё северное полушарие готовится к новой зиме, а в Европе вопрос подготовки стоит особенно остро – последние несколько месяцев мы наблюдаем рекордный рост цен на газ, дорожает и уголь как альтернатива газу.

В самой непростой ситуации оказалась, конечно, Украина. Запасы угля в стране тают, некоторые ТЭС обладают резервами только на несколько дней вперёд. Славянскую ТЭС пришлось остановить из-за нехватки топлива.

«Конечно, дело не в одной электростанции. Запасы угля составляют порядка 20% от того норматива, который придумало их же министерство энергетики , то есть в 4,5-5 раз меньше, чем необходимо. Сложно сказать, как они с такими запасами собираются зимовать, учитывая, что и по газу ушли на 13 миллиардов кубометров вниз в сравнении с прошлым годом.

Вроде 1 ноября заканчивается действие моратория на закупку электроэнергии в Белоруссии и в России – это может каким-то образом выручить. Но пока сказать сложно. В целом ситуация на Украине будет зависеть от погоды в этом году. Сейчас попытки найти где-то уголь продолжаются, но это стало дорого стараниями Евросоюза – цены в 3-4 раза выше, чем в прошлом году. Угля тоже физически не хватает с учётом отказа закупать его у ДНР и ЛНР и у России.

Может, у них есть в запасе какие-то экстренные меры? Например, попросить уголь у Белоруссии. Белорусские угольные копи всем известны.

Ситуация на Украине достаточно критическая. Если сейчас не будет хотя бы полугодовых договоров с Белоруссией и Россией по поставкам электроэнергии, то и резервов не останется. Дело не в одной Славянской ТЭС. Насколько я знаю, порядка 50% государственных электростанций просто не работает! Им не с чем входить в отопительный сезон.

Если раньше их выручала Пенсильвания, то в этом году практически весь американский уголь пошёл в Китай. Американские шахтёры среагировали быстрее, чем российские. Но это связано прежде всего с логистикой: у нас не готовый ни к чему Восточный полигон, а у них море. Несмотря на зелёный курс Байдена, США ожидает увеличение добычи угля в этом году практически на 15%. При Трампе, который вроде как помогал угольщикам, ничего не получалось, а при Джо Байдене процесс пошёл. Но это означает, что Украине тяжелее будет найти уголь. Может, с Австралией можно будет каким-то быстрым способом провести переговоры. Но уголь – вещь достаточно инерционная: добыча, транспортировка занимают время. Будем наблюдать.

Подготовка субъектов электроэнергетики к прохождению максимальных нагрузок в осенне-зимний отопительный период 2021–2022 завершается. Мы вместе с Минстроем и Ростехнадзором, о чём Ирек Энварович сказал, провели в семи федеральных округах выездные совещания (в восьмом проведём 25 октября), где проверили ход подготовки к зиме и определили приоритетные задачи по его завершению. До 5 ноября мы, Министерство энергетики, обязаны принять решение о выдаче паспортов готовности по 451 субъекту электроэнергетики.

Подготовка к осенне-зимнему периоду в этом году проходила на фоне восстановления экономики, роста электропотребления, роста нагрузок на оборудование. Мы прогнозируем и на осенне-зимний период рост потребления на три с небольшим процента и рост максимального потребления тоже на 3 ГВт

Субъектами электроэнергетики завершается реализация инвестиционных программ. По итогам года будет введено около 3,4 ГВт новых генерирующих мощностей. Из крупных – это блок 1200 МВт на Ленинградской атомной станции. И около 20 тысяч километров линий электропередачи всех классов напряжения.

Ремонтные программы идут по графику. Будет отремонтировано до конца года около 85 ГВт генерирующих мощностей и 17 тысяч километров линий электропередачи 110 кВ и выше. Будет оценена готовность и всех источников энергии, в том числе источников возобновляемой энергии, я имею в виду в первую очередь ветрогенераторы.

По запасам топлива. Процедура накопления запасов, формирования этих запасов стандартизована. В этом году накоплено около 16,5 миллиона тонн по углю и около 2,5 миллиона тонн по мазуту. Это 200 и 120% соответственно.

Продолжается закачка газа в подземные хранилища. На сегодня на утро это 97% от плана, и окончательно на 100% закачка выйдет к 1 ноября.

Подготовка к осенне-зимнему периоду этого года была осложнена многочисленными аномальными погодными условиями, чрезвычайной ситуацией, связанной с циклонами, ураганами, наводнениями, подтоплениями, пожарами, селями. Они, конечно, осложняли работу топливно-энергетического комплекса, приводили к отключению потребителей, особенно в регионах Дальнего Востока, Сибири, Северного Кавказа, Юга страны. Всего было зафиксировано около 47 таких событий – это с потерей энергоснабжения населения 20 тысяч человек и больше.

Аварийность в целом за девять месяцев этого года по генерирующим объектам и по магистральному сетевому комплексу на уровне прошлого года.

Что касается распределительных сетей, то фиксируется рост около 2%. Вместе с тем в отдельных регионах, таких как Краснодарский край, Республика Дагестан, Республика Крым, Сахалинская область, Приморский край, Псковская область, Тверская область, показатель роста аварийности выше – от 15 до 190%. Аварийность текущего года достоверна и верифицирована.

Рост аварийности обусловлен двумя причинами. Первая – это высокий износ оборудования, в том числе сетевого. Он обусловлен, конечно, недофинансированием ремонтных и инвестиционных программ. Дефицит финансирования возникает в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованных, а также большим объёмом задолженности. Кроме того, по некоторым регионам рост тарифов уже достиг предельных значений, и дальше повышать тарифы невозможно, потому что это снижает инвестиционную привлекательность регионов.

Вторая причина – это увеличение экстремальных погодных условий. Сегодня, мы считаем, необходима адаптация как энергетики, включая электросетевой комплекс, так и системы подготовки к осенне-зимнему периоду под новые климатические условия, потому что участилось количество ураганов, циклонов и других аномальных явлений, экстремальных значений температур как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Электросетевой комплекс, который зачастую спроектирован и построен в 60–70-е годы прошлого столетия, не рассчитан на такие климатические условия, поэтому мы и наблюдаем такую аварийность.

Есть ещё особенности по южным регионам. В этом году максимум потребления [зафиксирован] по Объединённой энергосистеме Юга, он летом был выше, чем зимой, на 1 ГВт. Это означает, что нам нужно менять подходы к подготовке к зиме и, возможно, проводить некоторые ремонты, наоборот, зимой, а не летом. Выходом из этой ситуации, помимо мероприятий по улучшению платёжной дисциплины и принятию сбалансированных тарифных решений, является реализация отточенных программ повышения надёжности. Такие программы повышения надёжности сформированы по 10 субъектам. Это республики Северного Кавказа (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика), Псковская, Архангельская, Мурманская, Новгородская, Тверская области, Приморский край. И конечно, Сахалин, по которому не так давно, в воскресенье, прошёл очередной циклон, и опять с повреждением линий.

По некоторым регионам реализация таких программ уже началась, по оставшимся остаётся открытым вопрос финансирования за счёт нетарифных источников. Регионы самостоятельно с такой задачей не справятся, нужна федеральная поддержка. Будем продолжать работу в этом направлении.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В соответствии с Вашим поручением проводим системную работу по сокращению количества территориальных сетевых организаций, основываясь на требованиях обеспечения надёжности и качественного электроснабжения конечных потребителей. К сожалению, темпы консолидации сегодня низкие, и остро стоит вопрос в регионах, где аварийность довольно высокая, а небольшие сетевые организации, конечно, не справятся с оперативной ликвидацией аварий – у них не хватает ни материально-технических ресурсов, ни квалифицированного персонала.

Сегодня из 1680 территориальных сетевых организаций уже сейчас 84 могут быть лишены статуса из-за несоответствия минимальным требованиям, и около 400 – из-за невыполнения показателей надёжности. Наибольшее количество таких организаций в Пермском, Амурском крае, Оренбургской области, Свердловской области, Архангельской и Мурманской областях. Некоторые регионы искусственно затягивают процесс и даже допускают появление новых территориальных сетевых организаций.

Министерство энергетики подготовило изменения в части ужесточения подхода к критериям ТСО. Такие изменения сейчас рассматриваются в Правительстве. Надеюсь, что мы к концу года примем корректировки, которые позволят нам усилить работу.

И последнее. Энергосистема России сегодня работает в синхронном, параллельном режиме с энергосистемами 11 стран. Иногда локальная надёжность в период максимальных нагрузок зависит, конечно, от выполнения нашими партнёрами технических требований, которые определены в договорах о параллельной работе. Особую озабоченность вызывает сегодня работа с энергосистемой Казахстана. Внеплановое отклонение объёма перетока достигает 1–1,5 ГВт. Это сказывается на работе наших станций, потому что они используются, во-первых, в неэффективных режимах, во-вторых, мы зачастую вынуждены их оперативно включать в работу. Ситуация осложняется тем – это открытая информация, – что аварийность генерирующего оборудования в Казахстане высокая. Кроме того, у них рост потребления сегодня около 6%, связано это с работой майнинговых ферм, которые ушли из Китая.

Продолжим работу и в двустороннем режиме, а также используем Электроэнергетический совет стран СНГ и, кроме того, межправкомиссии. Прогнозирую в целом, что в этом году – процесс начался – мы увеличим поставки в Китай, в Монголию, в Латвию и Эстонию. Скорее всего, будут заявлены поставки и в Казахстан, после снятия ограничений по импорту перетока, и на Украину.

Принятая в российской энергетике практика подготовки к осенне-зимнему периоду, периоду максимальных нагрузок, и проверка такой готовности позволяет нам обеспечить надёжное прохождение максимальной нагрузки. Мы продолжим как Министерство энергетики осуществлять контроль за деятельностью компаний и оперативно реагировать на внештатные ситуации.

Доклад Министерства об угрозах глобального потепления противоречит не только установленным научным фактам, но и самому себе.


Коллаж © L!FE. Фото © Pexels// Shutterstock Inc

Новый "Проект Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в 2017 году" Минприроды рассказывает о том, что реки, впадающие в Каспий, обмелеют, а сам он при этом выйдет из берегов. Набор подобных противоречивых утверждений станет базой для рекомендаций Минприроды президенту России. В первом квартале 2019 года рекомендации направят Владимиру Путину — и доклад должен будет подсказать, стоит ли нашей стране ратифицировать Парижские соглашения по климату. И, судя по большому количеству противоречий и нестыковок в докладе, рекомендации эти могут нанести большой ущерб будущему нашей страны.

Впадает ли Волга в Каспийское море?

Главная причина этого — то, что авторы доклада не всегда заботились о сохранении в нём логики. В разделе "Характер возможного наблюдаемого или/и ожидаемого ущерба" они пишут: "Снижение годового стока ожидается на равнинных реках юга Европейской части России. Аридизация климата в результате роста испарения и уменьшения осадков в тёплый период года. (перечисляются в том числе регионы Поволжья. — А.Б.)". А потом вдруг: "Подтопление территорий, инфраструктуры и посёлков в результате возможного подъёма уровня Каспия".

Давайте ещё раз: реки юга страны начнут пересыхать, климат юга двинется в сторону пустынь (аридизация) от того, что дождей летом будет меньше, а испарение воды — больше. Но Каспий при этом поднимется и подтопит прибрежные зоны. Возникает вопрос: а это как?

Как может изолированное озеро, пополняемое только дождями и стоком рек, выйти из берегов при ослаблении этих самых дождей и уменьшении стока рек? Составители доклада не знают ответа на этот вопрос.

Автору приходилось видеть, как составляют такие доклады в наших славных государственных учреждениях. Начальство, пожевав губы, сообщает подчинённым: "Так, смотрите, нам надо сделать доклад, по итогам которого нам могут дать средства на решение обозначенных в нём проблем. Надо бы собрать все возможные угрозы и, главное, пожёстче, пожёстче там. Нечего их, басурман, жалеть, это ещё Суворов говорил. В основную часть пишите всё корректно, чтобы, если что, не придрались к фактам. А в короткую выжимку впишите нормальный такой триллер, ночной кошмар прям. Надо, чтобы наверху при чтении нашей выжимки аж вздрогнули, кроме выжимки начальство всё равно ничего не прочтёт".

Подчинённые, само собой, басурман и не жалеют, собирая все "возможные" угрозы. Поэтому у них, с одной стороны, реки вокруг Каспия мелеют, дождей в регионе идёт меньше, испаряемость с поверхности становится больше, отчего Каспий должен мелеть. А с другой — уровень Каспия у них растёт. Подчинённых вообще не волновало, что колебания уровня вод Каспия с амплитудой до 15 метров наблюдаются тысячи лет и напрямую вообще не зависят от роста глобальных температур. У них другая задача — выжимку для доклада пострашнее написать.

Обмелеют ли реки и превратится ли Россия в пустыню?

Ну понятно, с Каспийским море Остапа просто понесло. Борьба с изменением климата — это большие деньги и большой соблазн для Минприроды, которое, по идее, должно с ним бороться. А что с иссушением рек и опустыниванием страны? Мы могли бы сослаться на работы российских учёных, говорящие, что на самом деле потепление сопровождается ростом числа осадков, а вовсе не их снижением.

Но в этом нет нужды. Составители доклада всё сделали за нас. Как мы уже говорили, "дальше выжимки начальство всё равно ничего не прочтёт". Поэтому басни про аридизацию и обмеление рек написаны на страницах 39–41 доклада, где и разместили эту самую выжимку "страшных угроз".

А вот в основном тексте есть такие, например, утверждения (с. 24): "Количество осадков на территории Российской Федерации растёт. " Для 2017 года, например, летом рост был всего на семь процентов от нормы (с. 23), а весной — на 19 процентов. Как известно, именно весенние и летние осадки "кормят" земледельцев.

В принципе, это святая правда. Дело в том, что потепление климата неизбежно ведёт к увеличению переноса влаги воздухом и, соответственно, росту осадков. При минус 30 воздух может содержать не более 0,29 грамма воды, а при плюс 30 — до 30,4 грамма. Разница — в сто раз. Чем выше средняя температура на планете, тем больше воды испаряется из её океанов, и тем больше дождей проливается на её сушу. Именно поэтому самые важные в истории периоды — мезозой, каменноугольный и так далее — по совместительству ещё и самые влажные. Динозавры мелового периода не бродили по пустыне Сахара главным образом потому, что никакой пустыни Сахара тогда не было.

Но вот что поразительно. В начале доклада в России идёт глобальное потепление, осадки растут, а к 40-й странице — бац, реки начинают мелеть, а климат — "аридизироваться". Как это совмещается в одном тексте?

Да нормально совмещается. Не хуже, чем подъём уровня Каспия в связи с уменьшением количества воды в нём. Составители доклада — бывалые госслужащие. Такие знают, что длинные бумаги руководство не читает, потому что оно занято — всё время руководит. Так не всё ли равно, что одна часть доклада Минприроды противоречит другой, а третья часть — четвёртой?

Встанут ли наши электростанции из-за ужасных последствий глобального потепления?

Выжимка страшных последствий потепления содержит угрожающую фразу: "Уменьшение доступности воды для охлаждения энергоблоков в связи с ростом летних температур и увеличением дефицита осадков". Страшно, аж жуть.

Ну, то есть было бы страшно, если бы до этого мы уже не прочитали в том же докладе, что количество осадков летом растёт. Если бы не видели графика с низа страницы 22 доклада, где чётко показано — количество осадков в нашей стране с середины 1970-х постоянно увеличивается. И летом тоже. И если бы мы не читали работ российский учёных, сообщающих в рецензируемых научных журналах, что падения количества осадков в нашей стране не наблюдается, а наблюдается умеренный рост. И если бы не читали учебники физики, где рассказывается о том, что происходит с абсолютной влажностью воздуха при росте температур.

Верблюд нюхает раскалённый рельс

Ладно, с электростанциями понятно: авторы доклада немного не подумали. Но ведь в выжимке есть и иные страшные угрозы: "Увеличение числа аварий, связанных с деформацией железнодорожных путей при экстремально высоких температурах воздуха". Да, при сильной жаре рельсы слегка удлиняются — и в теории их может перекосить.

Но есть небольшой нюанс. На странице 18 того же доклада указано: глобальное потепление в России сильнее всего поднимает весенние температуры. За 10 лет они от глобального потепления выросли на 0,64 градуса. Среднегодовая температура при этом возросла лишь на 0,45 градуса за десять лет, а летняя — только на 0,41 градуса за каждые 10 лет. Итак, летом теплеет медленнее, чем в более прохладные сезоны года. То есть рекордного удлинения рельсов нам ждать ещё долго. За это время рельсы всё равно придётся переукладывать.

Есть и другой нюанс. Даже после потепления российского климата он был, есть и будет менее жарким, чем, скажем, климат западных стран сегодня. Вопрос: как же они бедные там живут, с деформированными железными дорогами? А как ходят по деформированным рельсам самые скоростные поезда в мире — ведь в Японии и Китае ещё жарче, чем в западных странах? Наверное, через раз с рельсов сходят, бедняги. Жаль, Минприроды в своём докладе не осветило, как эти страны неимоверно страдают от деформации своих железных дорог.

Мы могли бы ещё рассказывать о нестыковках и противоречиях в докладе, но делать это особого смысла нет. Читатель и сам может глянуть на иллюстрацию и заметить, что составители документа считают июнь, июль и август весенними месяцами. Спрашивать после этого, почему у них пункт а) противоречит пункту б) и так всё время, — совершенно лишнее.


О чём доклад не расскажет?

В тексте документа Минприроды много рассказывает о негативных последствиях глобального потепления — например, что повышение температуры вызовет рост смертности от сердечно-сосудистых и иных заболеваний.

А мы хотим напомнить факты. Они заключаются в том, что на самом деле важнейший климатический фактор, вызывающий рост смертности, — это зима, а вовсе не летняя жара. Западные учёные ещё в 2010 году установили, что в 1976–2005 годах глобальное потепление снизило смертность в Англии и Уэльсе на 85 случаев в год на миллион жителей. Да — нарастание летней жары привело к избыточной смертности — аж на 0,7 случая на миллион жителей в год. Общее снижение смертности "по температурным причинам" за это время составило десятки тысяч человек для одной Великобритании.

Следует отметить, что британская зима много мягче нашей. И что наши январские пики смертности много выше смертности в любое другое время года. Мы не знаем, насколько глобальное потепление снизило избыточную смертность в нашей стране, но можно уверенно сказать, что никак не меньше, чем в Британии.

Вот только в докладе Минприроды об этом нет ни одного слова. Ведь иначе получится, что Министерство призывает бороться не только с потеплением и ростом числа осадков в России, но ещё и за рост смертности среди её жителей. А это перебор даже для Минприроды.

Что из всего этого выйдет?

Доклад Минприроды не просто описывает ужасы потепления вроде подъёма Каспия или снижения количества осадков, несмотря на их увеличение. Он предлагает ещё и меры по борьбе с этими чудовищными угрозами. Они простые и понятные: взять и сократить выбросы парниковых газов. Легко и просто: нужно лишь поменять оборудование на ряде промышленных производств, в энергетике, а также поработать с автопарком. И совсем недорого. Как мы уже писали, это может стоить нашей страны всего лишь несколько процентов ВВП в год. На фоне таких расходов нынешняя пенсионная реформа покажется игрой в бирюльки.

Жаль, минприродовцы забыли упомянуть: научный анализ спутниковых снимков показывает, что в России, как и во всём мире, из-за выбросов парниковых газов резко увеличилась площадь, занятая растительностью. Пока планета зеленеет, и наша страна вместе с ней. Но не беспокойтесь: это ненадолго. Министерство, совместно с его коллегами из-за рубежа, планирует снизить концентрацию углекислого газа в атмосфере. Поскольку это главный строительный материал растений, такое снижение приведёт к обратному явлению — уменьшению площади растительности как в мире в целом, так и в России в частности. Успехов селянам: их внуков ждёт увлекательная борьба с ухудшающимися условиями ведения сельского хозяйства в России.

Увеличение площади листьев на планете, вызванное в основном ростом концентрации СО2 в атмосфере. Фото © R. Myneni/bu.edu

Увеличение площади листьев на планете, вызванное в основном ростом концентрации СО 2 в атмосфере. Фото © R. Myneni/bu.edu

Происходящее лишний раз подтверждает давно известную истину. Суверенитет у страны есть не тогда, когда она гордо кричит о своей незалежности. Суверенитет у страны есть тогда, когда она в состоянии проводить самостоятельную политику в своих интересах.

Но никакая страна не может проводить политику в своих интересах, если она не знает, в чем её интересы заключаются.

Жители тихоокеанских островов крайне озабочены глобальным потеплением и повышением уровня моря — от этого они толпами мигрируют с малых островов в Австралию и Новую Зеландию. Их можно понять. Когда вы житель Тувалу, то со своими учёными у вас плоховато.

Правда, западные учёные с помощью спутников измерили изменения береговой линии тихоокеанских островов и установили, что глобальное потепление ведёт к подъёму их береговой линии и росту площади. Но жители Тувалу об этом не узнают и будут и дальше мигрировать в Австралию. Ведь на Тувалу дефицит не только учёных, но и научпопа, отчего население малость не в курсе реальных последствий глобального потепления. Это и есть типичный дефицит суверенитета в современном мире.

Россия, в отличие от Тувалу, кажется страной более серьёзной — ракеты, термоядерные боеголовки, вот это вот всё. Но когда доходит до вопросов борьбы с глобальным потеплением, то выясняется, что у нас тоже так себе с самостоятельным принятием решений в своих интересах. Потому что чиновники Минприроды не сами выдумывают ересь из своего доклада. Они читают то, что по этому поводу пишут на Западе. А там глобальное потепление — это страшное зло, хуже нетолерантности к секс-меньшинствам. Вот впечатлительные от природы чиновники Минприроды и пали жертвой западных предрассудков.

Самое неприятное здесь то, что вопрос этот имеет не только академическое значение. В первом квартале 2019 года предложения Минприроды лягут на стол президенту. И могут привести к ратификации Россией Парижского соглашения. А вслед за этим — и к большим расходам нашей страны на повышение смертности среди её граждан. Держитесь крепче, светлое будущее впереди.

Читайте также: