Фильм доклад о медузах

Обновлено: 02.07.2024

Уроки естествознания миссис Туртон всегда начинала с рассказа о каком-нибудь природном явлении или событии: вдруг нам это покажется интересным, вдруг именно этому захочется посвятить исследование.

— Или, — добавляла она с улыбкой, — вы загоритесь этой идеей и пойдёте дальше.

Садитесь и успокаивайтесь побыстрее, — сказала миссис Туртон. — Напоминаю: если вы ещё не выбрали тему для своей научной работы, пожалуйста, пожалуйста, задержитесь после урока, будем определяться вместе. Давно пора начать.

Она опёрлась руками о первую парту в среднем ряду и сказала:

— Повторяю. — Она смотрела прямо на меня, и я поняла, что все, кроме меня, тему выбрали. — Пора начать ваши исследования.

Я смотрела прямо на неё не моргая. Я свою тему уже знала.

— Вопросы есть? — спросила она.

Руку никто не поднял.

— Отлично. А теперь, прежде чем мы начнём урок, я хочу позвать вас в прошлое, всего на несколько минут, — сказала она. — Декабрь 1968 года, Рождество. Даже родителей ваших, почти всех, ещё нет на свете. Нет интернета, нет электронной почты, нет эсэмэсок, видеоигр и сотовых телефонов. Но есть космические корабли, и они созданы так недавно, что кажутся пришельцами из научной фантастики.

Она замолчала. Класс замер.

Она нажала кнопку на пульте, и на экране над классной доской появилась фотография. Я видела её раньше: Земля поднимается над поверхностью Луны, и похожа она на синий стеклянный шарик c мраморными прожилками, дети в такие играют. Только он гигантский и окутан облачным вихрем, а вокруг — чернота.

— Знаю, что вы, ребята, с этой картинкой выросли, — сказала она. — Но я хочу, чтобы вы попытались представить себе, что чувствовали астронавты. Каково быть первым, кто увидел нашу Землю оттуда, из космоса?

Я смотрела на экран. Земля сияла — живая и яркая. Луна в сравнении с ней была пустынной и серой. Миссис Туртон снова нажала кнопку на пульте, и изображение исчезло. На его месте появилось другое, тоже с космосом: кромешная тьма, которую пронизывают несколько бледных, чуть коричневатых лучей света.

— Вот, — сказала миссис Туртон. — Совсем другая картина.

Она указала на середину одного из этих лучей, на крошечную, едва заметную точку. Многие одноклассники прищурились и вытянули шеи — иначе не рассмотреть.

— Вот они, мы, — сказала она. — Это наша Земля.

Джастин Малони наклонился так далеко вперёд, что свалил с парты все свои учебники и папку. Линованные листы веером разлетелись по полу.

— Это фото сделано совсем недавно, — пояснила миссис Туртон, — с расстояния примерно в пять миллиардов километров.

Её палец всё ещё указывал на пылинку.

Я задумалась над словами миссис Туртон.

Вот я, человек, один из семи миллиардов живущих на Земле людей, а люди — всего лишь один из десяти миллионов видов, а эти десять миллионов — всего лишь крошечный остаток всех видов, которые когда-либо существовали на Земле, и почему-то все мы помещались и помещаемся на этой бурой пылинке на экране. А вокруг пустота.

Куда ни глянь — безжизненная, одинокая пустота.

Тут меня охватила лёгкая паника, и даже немного свело живот.

Фотография 1968 года мне нравилась куда больше. По понятиям 1968 года мы что-то значили.

Жаль, что человечество двинулось дальше и захотело посмотреть на себя с самого края Солнечной системы

Жаль, что мы оказались пылинкой, окружённой такой огромной бесконечной пустотой, что нас в ней почти не различить.

— Пища для размышлений, — сказала миссис Туртон, и экран погас. — Теперь перейдём к делам сегодняшним. А сегодня, любимые мои семиклассники, у вас первая лабораторная работа. Изучать наш мир — всё равно что изучать космос. Именно так человек становится исследователем. Именно так учёные расширяют границы познанного. И, вступая на этот путь, мы сегодня будем изучать воду из нашей долины.

Я уже слышала о лабораторных работах, слышала, что в этом году мы изучаем строение клетки и экосистемы, а в середине года будем препарировать дождевого червя.

— Ваша первая задача, — сказала миссис Туртон, — выбрать себе партнёра для лабораторных работ. Выбирайте не с бухты-барахты — вам вместе работать до конца года. В группе два человека, всего два.

Дилан схватил за руку мальчика по имени Кевин О’Коннор — он у нас считается красавчиком, но его не очень-то любят. О, вот наша новенькая, Сара Джонстон… Неужели ко мне идёт?

Она смотрела прямо на меня и — клянусь — даже улыбалась, так что я преисполнилась надеждой. Но тут к Саре подскочила Обри и цепко взяла её под руку. Одноклассники резво разбивались на пары, а я всё стояла… Пока только один человек, кроме меня, не остался без пары.

Я вздохнула. Проку от Джастина никакого, один беспорядок. Однажды во время школьного завтрака он взял кучу кубиков масла, поднял рубашку, растёр масло по всему животу, разбежался вдоль всего коридора и плюхнулся на пузо. Видно, надеялся, что проедется на масляном пузе, как на санках, но вместо этого заимел на животе огромную ссадину и провёл остаток дня, оттягивая рубашку подальше от красного, распухшего живота.

Миссис Туртон объясняла лабораторное задание — сравните воду из пруда и из водопровода и проверьте pH, то есть водородный показатель, каждого из них, — а мы с Джастином посматривали друг на друга. На шее у него висел таймер, а волос на голове почти не было — его побрили под ноль.

— Эй, Сузи, — сказал Джастин. — Мы, что ли, партнёры?

Я не ответила, и он отвёл глаза.

— Ладно, — сказал он. — Пойду за водой из пруда. Ты не против?

Я пожала плечами.

Джастин зачерпнул воду в банку и, расплёскивая, двинулся ко мне. Я отправилась с другой банкой за водопроводной водой. А потом мы вместе ушли в самый угол класса.

Затем он посмотрел на меня и пожал плечами.

— Завтрак для чемпионов. Или обед для чемпионов. Без разницы. — В ответ на моё молчание он пояснил: — СДВГ у меня. Если не принять таблетку, мозги с катушек слетают.

Надо же, принимает лекарство прямо на уроке! Впрочем, Джастин живёт без берегов и без правил.


6 важных вещей, которым меня научил мой гиперактивный сын

Я пожала плечами и вернулась к работе. Несколько минут мы прилежно макали лакмусовые полоски в воду и записывали показания. Потом Джастин поднял глаза.

— Слушай, Сузи, — сказал он. — Наверно, я не лучший партнёр для лабораторок.

— Но я тебя не подведу. Клянусь!

Я посмотрела на Джастина повнимательней. Язвит, что ли? Нет, вроде даже не шутит.

— С этим новым лекарством я прям совсем получшел, правда. Не подведу.

Я промолчала, и он снова начал писать, проговаривая вслух каждое слово.

В тот день миссис Туртон окликнула меня на выходе из класса.

— Ты выбрала тему исследования?

— Выбрала? — Она удивилась.

Я снова кивнула, глядя на этот раз ей прямо в глаза.

— Прекрасно, Сюзанна. И какая тема?

Даже завязав с разговорами навсегда, можно порой оказаться в ситуации, когда что-то произнести всё-таки надо. Вот он, как раз такой случай. Главное, сказать как можно меньше — лучше всего одно слово. Если получится.

— Медузы, — пробормотала я.

Она наклонилась, словно не расслышала:

Я нахмурилась и сказала погромче:

Прозвучало сердито, и это плохо, потому что обижать миссис Туртон я не хотела. Но сказать слово и, тем более, повторить его после стольких дней молчания не очень-то просто.

Впрочем, кажется, мой тон её не напряг. Она просияла.

— Потрясающая тема. Про любой вид можно выяснить столько интересного! Среда и ареал обитания, питание и охота, взаимоотношения с людьми! Дай знать, если понадобится помощь.

Я кивнула и направилась к двери, но она меня снова остановила:

Я взглянула на миссис Туртон.

— Ты ведь знаешь, что надо будет делать устный доклад?

— То есть тебе придётся выступить перед классом. Доклад будет написан, так что просто прочитаешь, если захочешь. Не надо прыгать выше головы. Я могу, если нужно, с тобой порепетировать. Но доклад — важная часть работы, учёным надо уметь выступать перед публикой. — Она внимательно посмотрела на меня. — Понимаешь?

Я кивнула. Если я хочу сдать естествознание за седьмой класс, мне придётся говорить вслух.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Безобразие полное! Опять брат с любовником живет.. о сюжете даже говорить не стоит. пожалуйста, можно без ГЕЕВ, в книгах.

Хочу сказать большое спасибо переводчице Ольге Варшавер, благодаря которой мне удалось прочитать эту книгу. Аудио спектакль по книге тоже очень понравился! Всеволод Г.

Эта книга мне по-настоящему понравилась. Глубокая, никого не щадящая, познавательная, заставляющая задать вопросы самой себе. Много-много вопросов. А как бы я поступила? А как бы я себя чувствовала? А что бы я предприняла? Получилось бы у меня смириться?

Изначально это был самый настоящий доклад, большая научная работа, проделанная неравнодушным автором. Как это иногда бывает – заинтересовала тема и не отпускала, пока не оформилась в определенное послание людям. Только в виде доклада материал оказался никому не нужен, обещанные публикации не состоялись. Тогда автор взглянула на текст с другой стороны, и появилась удивительная книга, в которой переплетается детская жизнь и малоизвестные факты о медузах. Хоть на первый взгляд эти темы и кажутся несовместимыми (ну что у них общего?), книга получилась очень запоминающаяся, врезающаяся в сердце. Я такие особенно люблю.

Автор не только разбирается в медузах, но и в детской психологии. Переживания ребенка, так рано столкнувшегося с утратой близкого человека, описаны проникновенно, трогательно и вызывают ответную бурю чувств.

О чем же книга? О доброте, о вере, о любви, о дружбе, о возможности и невозможности быть самим собой.

Книгу можно буквально растащить на цитаты - так она хороша!

Прочла с брльшим удовольствием, хотя книга рассчитана на подростков от 10-11 лет. Главная героиня, девочка Зу, остро переживающая смерть бывшей подруги, с которой, увы, уже раздружилась, не такая как все, очень умная и любознательная, мыслящая глобально, обладающая обостренным чувством любви ко всему живому, учится заново примерять на себя реальность, переоценивать себя и других людей, даже привычных боизких, как это дывает у всех подростков.

Как всегда в сомнительных случаях (незнакомый автор) обращаюсь к собратьям-читателям, рецензентам.
Поверила не восторгам (я им вообще доверять не склонна). Оценки типа "чумовая", "прикольная", "улетная" меня не способны привлечь, скорее оттолкнуть. Поверила самой тональности одобрительных рецензий и, конечно, купилась на тему. Что делать подростку, когда не просто потеряна дружба, а когда физически исчез из твоей жизни, из жизни вообще, человек, который был огромной частью тебя? Как жить с этой черной дырой в теле и душе?
Какое счастье, что я купила и прочла эту книгу. В ней ни капли фальши, ни буковки лжи или желания угодить читателю. В ней любовь и боль, вина и отчаяние, покаяние и прощение. И надежда, и урок, и заряд на будущее. Трагедия не закрашена яркими красками радуги. Боль претворится в опыт, который ребенок и выросший из него взрослый точно не повторит. Сузи будет обращаться отныне с чужой жизнью очень бережно, какие бы обиды ей не наносили.
Финал очень убеждает. Я волновалась, удастся ли автору удержать планку честного отношения к своим героям. Удалось. Автору всё удалось.
Резюме:
1) спасибо Самокату, что знакомит нас с лучшим, что написано современными европейскими авторами. Перевод отличный, опечаток не встретила. Честно, счастлива, когда вижу, что ныне пишется и издается. Очень человечное повествование, очень трогательное, полное любви.
2) очень жаль детей тех родителей, которые так глухи оказались к этой книге. Не дай Бог, у них возникнут проблемы. На поддержку родителей им будет рассчитывать трудно. Они всю жизнь должны будут только оправдывать ожидания и отдавать долги. Фраза "мой ребенок не будет читать эту книгу" ужасна. Желание контролировать ребенка на таком уровне, на уровне диктата, пугает очень. Таких, к счастью, здесь оказалось немного.
Книга поистине прекрасна.

Невероятная книга. В первую очередь, о невообразимо тяжёлом пути взросления. В том числе, о наивной романтизации всего происходящего, о твёрдой вере в справедливость, о нежелании принимать истину в качестве неоспоримого, о постоянном поиске объяснимых причин всем бедам.

Эта детская простота и неопытность так быстро заставляют окунуться в космический океан безбрежного принятия. В нём нет места осуждению, необъяснимости, отчаянию и несправедливости. В нём есть место только фантастическим медузам. Они давно в нашем мире — столь чарующие.

И главное в этих лазурных обитателях глубин — это не факты о них, как о представителях живой природы. Главное — это надежда, которую они вселяют. Надежда на то, что огромная утрата не может быть результатом простой случайности, или на то, что в этом бескрайнем, вечном мире мы не только пылинки и неуловимые мгновения. Надежда на присутствие внутри нашей вселенной чего-то, что могло объяснить бы хаос.

Очень чувственная, захватывающая история, познакомиться с которой стоит каждому. Ведь это знакомство непременно станет одним из лучших.

P.s.: и это прекрасно, что наконец-то в детской литературе понемногу перестают бояться упоминать о существовании в этом мире ЛГБТ-персон.

Отличная книга, про очень тяжелое переживание, смерть подруги, и попыток найти ответы на вопрос: почему это случилось.

Книга, написанная для того, чтобы все её прочитали. ( сейчас чуть спойлеров )Те, кто пишет, что отношения между братом и другом, смерть подруги, планы про отъезд - это что-то неприемлемое, извините, это жизнь! Это может случиться с каждым. И чудеса, которые авторы делают, написав хоть одну книгу, от прочтения и осознания того, что да, это чувствую я, это случается с нами, я понимаю тебя.
Книга о взросление, о понимании и не понимании, почему так. О дружбе, о словах, о ценностях. И о медузах, конечно

Мне понравилось. Просто и глубоко о сложном и трагическом.

Замечательная книга. Прочитала сама на одном дыхании. Сейчас отдам дочери (11 лет)

Книга СУПЕРСКАЯ
советую всем

Эта книга - моя невероятная любовь) Даже не представляю, как можно её не полюбить. Она вроде и для детей, но темы в ней поднимаются недетские

Сузи двенадцать лет. После смерти бывшей лучшей подруги она перестаёт говорить, так как разругалась с ней в пух и прах и даже не сможет попросить прощения, и понимает, что болтать о ерунде - пустая трата времени, и открывать рот нужно только тогда, когда хочешь сказать что-то важное.

Книга совсем не о медузах (хоть в ней и есть интересные факты о них). Она о молчании, о непонимании, об обретении себя, о трудном подростковом периоде, о желании понять что-то важное и доказать окружающим, что ничего важнее нет, о том, что страшное просто случается.

Я с удовольствием буду советовать книгу, как детям от 12 лет, так и взрослым. Она очень поучительная.

Кстати, миссис Туртон - самый лучший преподаватель, о котором мечтал бы любой подросток:)

Тяжело осознать, что дружбе конец. Но если это просто ссора или расставание, когда ещё есть возможность помириться, сказать, что ты был неправ, а может быть, попросить прощения и просто забыть о случившемся.

Однако человек лишается такого шанса, когда его бывший друг умирает. Умирает в 12 лет. Тогда это конец света.

А тебе тоже 12, и ты пока не понимаешь, что смерть вообще вещь бессмысленная, несправедливая, и это навсегда.

Тебе 12 и ты отличаешься от своих сверстников, и твой друг, а вернее, подруга, была единственным звеном, связывающим тебя и весь остальной мир.

Но вот и она отворачивается от тебя, а на самом деле просто взрослеет, а потом умирает, и ты не можешь уже сказать ей своё последнее "прости".

Ты начинаешь видеть в её смерти какую-то тайну, начинаешь искать информацию, людей, а в реальности тебе нужна просто поддержка и любовь.

Но твои родители в разводе и, хотя они очень славные, это всё равно уже не то. И брат недавно переехал, у него теперь своя жизнь и, возможно, скоро семья.

Как жить на свете, будучи немного чудаком? Ты не любишь косметику, как все девочки в этом возрасте, не интересуешься пока мальчиками, а на уме у тебя только одни медузы, наука и мечты.

Ответ есть: нужно искать таких, как ты. Они есть, твои единомышленники. Они помогут тебе, и ты поможешь им.

Ты найдешь в себе силы простить себя и жить дальше.

Книга-потрясение. С одной стороны, она написана довольно простым, но замечу, не примитивным языком. С другой стороны, она об очень серьезных, совсем недетских вещах. Она меня тронула, и очень сильно. Рекомендую.

На последней неделе мая многие наши учителя отправились дежурить на экзаменах.
И меня попросили заменить уроки алгебры и геометрии в группах 7 класса.

Перед Новым годом я уже заменяла уроки в самой сильной группе семиклассников.
В группе в основном были мальчики-олимпиадники, впереди маячили Турнир Архимеда и Математический праздник.
Поэтому мне и голову не пришло поговорить с ребятами "за жизнь".
Мы решали нестандартные задачи.

Иное дело последние майские денечки в неолимпиадных группах.
Оценки выставлены. Все темы пройдены.
А я так люблю рассказывать ребятам про новинки детской литературы.
Я только что дочитала Доклад о медузах.

Девочке в книжке всего 12 лет.
Но это взрослая девочка.
Потому что ей пришлось рано повзрослеть.
На нее сразу много всего навалилось: развод родителей, внезапная смерть подруги, нежелание разговаривать, навязанные родителями встречи с психологом, медузы и доклад о них.

Но я не стала пересказывать ребятам сюжет книжки, кому надо сами прочитают.
Я рассказала историю написания книги.
Это история победы, которая возникла из поражения.
Автор книги Али Бенджамен отправила в научный журнал статью о медузах.
Редакция целый год водила Али за нос, но так ничего не напечатала.
И Бенджамен решила написать художественную книжку для детей.
Книгу перевели на 20 языков и напечатали в 30 странах, она вошла в книжные списки в нескольких странах.

На мой взгляд, это графоманство. Кто-то пишет, что это книга о подрастковых проблемах. У кого там проблемы? По-моему, все счастливы: разведённые родители, брат-гей, подруга, которая утонула. Только главной героине нечем себя занять и от этого у неё проблемы. На этой книге закончилась моя слепая вера в восторженные отзывы и удачные цитаты((( теперь покупаю книги только после прочтения ознакомительных фрагментов. И своему ребёнку в подростковом возрасте я бы предложила книгу, на основе которой можно взрастить правильные идеалы. Факты о природе в книге, не спорю, интересны, но можно поискать более удачную литературу о флоре и фауне.

Мария Орлова ("Самокат") о книге "Доклад о медузах"

Когда все вокруг рушится - нужно найти опору. Когда сильно шумит - нужно создать тишину. Мир - это оркестр, его скоро захватят медузы. Чувство вины - ужасный пособник в делах.

Пронзительная история девочки, потерявшей близкую подругу дважды: впервые в средней школе, когда интересы и мировоззрение разошлись, а второй раз в море, когда она погибла. Просто погибла, потому что плохие вещи случаются просто так. Попытка разобраться, попытка найти причину выливается в длительное путешествие по своему внутреннему миру и, как это ни странно, по миру медуз. Удивительные, прекрасные, смертельно опасные - героиня изучает их в надежде доказать, что ее подруга утонула от укуса медузы.
А еще эта история о том, что семья всегда спасет.

Если вашему ребенку (ну или вам) нравится Голос монстра, то и Доклад о медузах вы полюбите.
Пару слов об издании: плотная и очень приятная на ощупь бумага, из-за чего томик получился толстеньким. Но читается моментально (ну увеличенный шрифт и особенная верстка, как полагается). Я думаю, самый правильный формат подростковой книги - отучает бояться больших книг.

Книга оставляет очень сильное впечатление. О жизни и смерти для ребенка - всерьез. Рассказываю о книге на видео.

Я неоднократно себя убеждала не попадаться на восторженные крики об очередных бестселлерах для подростков. Понадеялась на чудо, всё же первая книга автора, вдруг. Но увы.
Очень типичная для США книга. Там вам расскажут про очередную травлю в средней школе, про толерантность к геям, про психологов и про одиночество американских подростков. Вот только рассказ этот будет перемежаться разными (часто интересными, не спорю) фактами о жизни и страданиях океанской фауны. Не только медуз.
Автор, кстати, очень честна, она сообщает, что написала около-научный труд о медузах, но его не принял толстый журнал. Вот, видимо, автор и решила трансформировать свой неудачный научный опыт в художественную прозу для детей. Поэтому смысл был втиснуть в книгу как можно больше фактов про медуз, про умирающих от голода чаек и медведях, о зомбированных муравьях, в мозгу которых поселился гриб.

А люди в этой книге так, для антуража, они вторичны.

Повествование ведётся от имени 13-летней девочки, которая с 5 до 12 лет имела всего одну, но лучшую подружку, а потом эта подружка стала её сторониться, у неё появились новые друзья и более подростковые интересы. Ведь наша героиня осталась "малахольной" и "отказывающейся взрослеть" и просто позорила эту экс-подругу( например, когда её вполне дружелюбно приглашали за стол к популярным девочкам пообедать, она им рассказывала с жаром о поте на ногах и о том, что моча стерильна и её можно пить).
Поэтому подруга её бросила, а наша героиня? Она отомстила бывшей подружке, залив мочой вещи из её шкафчика и опозорив её перед всей школой. И что потом? А летом эта подружка утонула. И наша героиня, вместо того, чтобы пойти к оставшейся совсем одной маме своей лучшей подруги(а ведь она проводила в том доме чуть ли не каждый день на протяжении 7 лет и мама подружки была очень мила), повиниться в своём поступке и как-то разделить это горе, принимается с упорством носорога искать виноватого в этой смерти - то бишь стремится всеми правдвами и неправдами доказать, что в смерти девочки виноваты Медузы! Погрузившись в эту тему и в своё молчание, она по сути чихать хотела на беспокойство родителей, учителей и психолога. Она совершенно не интересуется как живёт мать после развода, она ни о чём не спрашивает отца, каждую субботу поглощая с ним ужин в ресторане, она не замечает одноклассников, которые тоже одиноки и пытаются с ней подружиться, она не понимает даже того, что друг её старшего брата из колледжа на самом деле его любовник.
И для достижения цели все средства хороши, включая воровство.

Сомнительный хеппи-энд как и положено в американской литературе - ворованные деньги возвращены, новые друзья объявились - и главное, без малейшего усилия самой героини.


Двенадцатилетняя Сузи переживает смерть любимой подруги: перестала говорить и совсем замкнулась в закрытом мире своих мыслей об удивительном. Например, о том, что большинство животных видов на Земле уже вымерли, что в океане плавают моря мусора, что даже если человечество научится летать со скоростью света, ему понадобится много миллиардов лет, чтобы долететь до края Вселенной, а Вселенная к тому времени уже расширится. Но больше всего, очевидно, Сузи мучается несообразием того, как мала Земля и ее обитатели в масштабах Вселенной и как при этом все вещи в мире не случайны, у всего есть своя причина и следствие. В смерти подруги, утонувшей в океане, ей мерещится и ее вина. И единственный способ избавиться от чувства вины — доказать, что смерть была не случайной, что причиной ее была, например, ядовитая медуза. К школьному докладу, который Сузи готовит для своей любимой учительницы мисс Туртон, она с головой погружается в изучение медуз: какие они бывают, как дошли до наших дней с доисторических времен и как, вернее всего, переживут нас — уже сейчас медузы стали главными обитателями океанов, и скоро вытеснят из него все живое.

Издательство Самокат Перевод Ольга Варшавер

Эгнер Турбьёрн Кариус и Бактериус


Издательство Белая ворона Перевод Людмила Брауде

Александр Ярин Владимир Дуров


Издательство Мелик-Пашаев Рисунки Александр Егоров

Джори Джон, Лейн Смит Проблемы пингвинов


Океан слишком соленый, снег слишком блестящий и его слишком много, в море хищники, клюв замерз, плавники болят, а с больными плавниками не полетаешь, все пингвины одинаковые, не отличить одного от другого — у героя этой книги полно проблем. Но его потрогал ластом морж, прочитал проникновенную лекцию, как прекрасны горы и солнце и как эту жизнь не променять ни на какую другую,— и герой воспрял. Но ненадолго. Это очень смешная книжка, в первую очередь из-за неподражаемых ворчливых интонаций пингвиньего бурчания. И непонятно, кому она нужнее, детям или взрослым: и тем и другим в минуты душевного упадка часто не помешало бы, чтобы их потрогал ластом морж.

Издательство АСТ Перевод Михаил Визель

Дашка Слэйтер, Терри и Эрик Фен Рогатый корабль


Издательство Поляндрия Перевод Сергей Степанов

Морган Де Кадье, Флориан Пиже Остров зонтиков



​Оставьте эту пыль

Беседовала Вера Бройде

Об эволюции и смерти от ируканджи в книге Али Бенджамин, рассказывает обозреватель Rara Avis Вера Бройде.

Бенджамин А. Доклад о медузах / Пер. с англ. О. Варшавер. — М.: Самокат, 2018. — 352 с.

Она почти невидима, прозрачна, размером с ноготь на мизинце. Живёт у побережья Австралии, мигрирует, была замечена в Японии и на Британских островах, а также во Флориде, на Гавайах. Она пускает яд, который вызывает мучительную боль, тревогу, рвоту. И сердце бьётся: бум-бум-бум — намного чаще, чем обычно. И ломота. Ужаленные сообщают о чувстве обречённости. Как правило, они уверены, что смерть их неизбежна, и даже просят докторов убить их побыстрее, чтоб это кончилось скорее. Потом они и вправду умирают — без всякой помощи врачей. Геморрагический инсульт. И всё — конец. Вот так.

О том, что в тот проклятый день случилось с Фрэнни Джексон, никто теперь не говорит. Как будто это и не важно. Быть может, говорить и вправду ничего не нужно: ни о медузах, ни о Фрэнни. Быть может, говорить вообще не нужно? Какая польза в том, чтоб засорять словами и без того довольно грязный, замусоренный нашими отходами, смертельно некрасивый мир? Мы говорим, и говорим, и говорим, не думая о том, что в нашей болтовне нет ровным счётом никакого смысла, или что сказанное может разрушить чью-то жизнь, испортить отношения, похоронить под проливным дождём угаснувшую дружбу. А если ты молчишь, то постепенно превращаешься в медузу, которую никто не видит, и ты плывёшь по жизни, как по морю, не выпуская до поры до времени свой страшный, смертоносный яд.

Медузы появились на планете десятки сотен миллионов лет назад: гораздо раньше динозавров, деревьев и грибов. Медузы бороздили океаны, пульсируя, как сердце человека, которого ещё не существует на земле; они меняли цвет, мигая, словно лампочки, которые пока никто не изобрёл, опутывая щупальцами то, что уже было, но вымерло потом или когда-нибудь исчезнет, как постепенно исчезает в мире всё: Мартинский ара, Вознесенский пастушок, гигантские лемуры и стеллеров баклан, бескрылые гагарки и сумчатые волки, додо и человек. Медузы слишком многих пережили и нас, наверняка, переживут. Хотя они похожи на сердца, у них самих нет сердца, способного любить, сжиматься от тоски, стучать, как капельки дождя по подоконникам и крышам, и замирать на несколько секунд, минут, часов, недель, столетий. У них нет крови и костей, способных проливаться и ломаться. У них нет мозга, способного вместить в себя все знания о мире. Зато у них есть время, в отличие от нас. Вот так.

Но прежде, чем она его поймала, случилось то, что не имело никакой причины, — не страшное, а удивительно прекрасное. Быть может, самое прекрасное на свете. Ты маленькая девочка, ты дружишь с Фрэнни Джексон, ты много всего знаешь и любишь ей рассказывать о том, что прочитала накануне в какой-нибудь научной книге, а Фрэнни слушает тебя с таким вниманием, как будто ничего смешнее, интереснее и лучше она еще не слышала, ни от кого и никогда. И ты довольна, ты сияешь, ты радуешься жизни, в которой существует Фрэнни, ведь без неё как будто бы неполноценна ты. Зачем менять такую жизнь? Никто не хочет перемен, когда он чувствует себя столь ослепительно счастливым. Поэтому, наверно, почти все дети в мире до безобразия консервативны. Ну, да, они не прочь позавтракать разок в открытом океане или пожить немного в домике на дереве, и, да, они хотели бы в подарок слона на день рожденья. Но задувая десять полосатых свечек в торте, они, как правило, мечтают об одном: пусть всё останется, как есть, — и эта комната с игрушками на книжных полках, и чёрточки на кухонной стене — свидетели стремительного роста. И этот дом пусть никогда не продадут, родители не разведутся, не постареют, не умрут, друзья не предадут, а в голову не станут приходить ещё вчера казавшиеся глупыми идеи о том, как бы понравиться другим, и сделать всё возможное, чтобы они тебя признали, а может, даже полюбили, во всяком случае — зауважали.

Вся горечь, дань и мстительная правда книги, которая написана для вас — для взрослых, у которых в сердце яд, и для детей, которые сегодня или завтра повзрослеют

Взрослеть так неприятно, так тяжело, так одиноко. Когда-то вы играли вместе: забравшись на кровать с ногами, вы прыгали и танцевали, как рок-звезды, взяв в руки по расчёске-микрофону, вы пели свою песню, и ваши голоса сливались воедино. А после что-то изменилось — непоправимо и печально, казалось, что почти случайно, но нет, то было, очевидно, неизбежно. Как вымирание огромных черепах и вырубка тропических лесов, как эволюция и смерть от ируканджи. То было следствие естественных законов мироздания, стоящих выше, чем желания отдельных представителей живых существ, чем чьи-то детские мечты. Но ты не хочешь с этим соглашаться. Ты не намерена так просто отступать. Однажды ты уже пыталась послать сигнал своей подруге: чтоб Фрэнни Джексон поняла, как сильно ты по ней скучаешь с тех самых пор, как вам исполнилось двенадцать и что-то щёлкнуло в соломенной головке — быть может, это время запустило в ней свой адский механизм и Фрэнни начала меняться. Тогда ты не сумела его остановить, и Фрэнни ничего не поняла, а только разрыдалась, как ребёнок. И вот теперь, когда она мертва, ты хочешь, чтобы кто-то, кому и вправду можно верить, помог тебе восстановить миропорядок.

Читайте также: