Глаз доклад для детей

Обновлено: 02.07.2024

Как работают органы зрения человека?

Органы зрения человека необычайно важны для нас. Мы видим мир при помощи глаз. Без зрения человек не смог бы полноценно работать, учиться, приносить пользу обществу и семье. Мы совсем не задумываемся об этом, но наши глаза играют важнейшую роль в нашей жизни. Без них мы бы никогда не смогли наслаждаться красивыми красками времен года, наблюдать и исследовать окружающий мир, видеть добрую улыбку матери и любящие глаза своих близких.

Как же работают органы зрения?

Глаза, наши органы зрения, имеют сложнейшее и совершенное устройство, которое не может не удивлять. Но мы попробуем рассказать тебе о самом главном. Так как описать всю функциональность человеческих глаз невозможно на одном листе.

Лучи света входят в каждый глаз через отверстие зрачка, находящегося посередине. Линза в глазу, называемая хрусталиком, преломляет свет так, что он падает на заднюю стенку глаза — сетчатку.

Лучи света образуют на сетчатке перевернутое изображение. Зрительный нерв передает изображение в мозг, который возвращает образ в правильное положение.

Как работают органы зрения?

Хотя глазное яблоко размером с теннисный шарик, при взгляде в зеркало мы видим лишь его переднюю часть. Зрачок окружен радужной оболочкой, защищенной прозрачной роговицей.

Цвет радужной оболочки

Цвет глаз — на самом деле цвет радужной оболочки. Цвет глаз передается по наследству, и самый распространенный из всех — карий. Если у одного из родителей глаза голубые, а у другого — карие, то глаза у ребенка, скорее всего, будут карими.

Некоторые люди не различают цветов. Таких людей называют дальтониками. Это рисунок для проверки на дальтонизм. Видишь ли ты фигуру, изображенную внутри круга?

26

Многие люди носят очки или контактные линзы, чтобы лучше видеть. Линзы преломляют свет, помогая хрусталику сфокусировать его на сетчатке.

Это интересно. Ты моргаешь около 15 раз в минуту, даже не задумываясь об этом. Мозг автоматически управляет множеством подобных движений.

В светлый, солнечный день глазам не нужен лишний свет и зрачки сужаются. Но когда становится темнее, например в сумерках, зрачки расширяются, впуская больше света. Это сокращения крохотных мышц меняют размер радужной оболочки, окружающей зрачок.

28

Зачем мы моргаем? Слезы все время выступают у нас на глазах. Они полезны тем, что постоянно увлажняют роговицу. Когда мы моргаем, веко распределяет слезную жидкость по всему глазу. Благодаря этому глаза остаются чистыми и не высыхают.

Интересный факт. Примерно каждый двенадцатый мужчина с трудом различает некоторые цвета — особенно красный и зеленый. У женщин цветовая слепота встречается значительно реже.

Новые слова:

Радужная оболочка — окрашенная часть глаза вокруг зрачка.

Роговица — прозрачный защитный слой глаза.

Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, чувствительная к свету.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр туризма, экологии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр туризма, экологии.

Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр туризма, экологии и краеведения
Строение глаза

Логинова Людмила Вольдемаровна, методист
Г. Георгиевск

Цель: познакомиться со строением глаза Задачи: Дать представление о т.

Цель: познакомиться со строением глаза

Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека

Сформировать умение заботиться о своём зрении.

Методы и приёмы:

Наглядные – рассматривание иллюстраций.
Словесные – объяснение, ситуативный разговор.

Материал и оборудование:
Иллюстрации: изображения глаз, схема строения глаза. Мультфильм о строении глаза.



Строение глаза На лице видна небольшая передняя часть глаза. Глаз круглый.

Строение глаза
На лице видна небольшая передняя часть глаза. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.
Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.
Под ней мы видим радужную оболочку. У разных людей она разная.
В самом центре радужной оболочки находится зрачок. Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Так регулируется поток света.






И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто —
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть —
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
Я хочу предостеречь:
- НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!

Список используемой литературы: 1. Стихи о глазах и зрении для детей-д.

Список используемой литературы:

Краткое описание документа:

В повседневной жизни мы с вами часто используем устройство, которое по своему строению очень похоже на глаз и работает по такому же принципу. Это фотоаппарат. Как и во многом другом, изобретя фотографию, человек просто сымитировал то, что уже существует в природе! Сейчас вы убедитесь в этом.

Глаз человека по форме - неправильный шар диаметром примерно 2,5 см. Этот шар называют глазным яблоком. В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. Аппарат, который воспринимает этот свет, находится на задней стенке глазного яблока (изнутри) и называется СЕТЧАТКОЙ. Он состоит из нескольких слоев светочувствительных клеток, которые обрабатывают поступающую к ним информацию и отправляют ее в мозг по зрительному нерву.

Строение глаза


Строение глаза

Но для того, чтобы лучи света, поступающие в глаз со всех сторон, сфокусировались на такой небольшой площади, которую занимает сетчатка, они должны претерпеть преломление и сфокусироваться именно на сетчатке. Для этого в глазном яблоке есть естественная двояковыпуклая линза - ХРУСТАЛИК. Он находится в передней части глазного яблока.

Хрусталик способен менять свою кривизну. Разумеется, он делает это не сам, а с помощью специальной цилиарной мышцы. Чтобы настроиться на видение близко расположенных объектов, хрусталик увеличивает кривизну, становится более выпуклым и сильнее преломляет свет. Для видения удалённых предметов хрусталик становится более плоским.

Свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется АККОМОДАЦИЕЙ.

В преломлении света участвует также вещество, которым заполнена большая часть (2/3 объема) глазного яблока - стекловидное тело. Оно состоит из прозрачного желеобразного вещества, которое не только участвует в преломлении света, но также обеспечивает форму глаза и его несжимаемость.

Свет поступает на хрусталик не по всей передней поверхности глаза, а через маленькое отверстие - зрачок (мы видим его как черный кружок в центре глаза). Размер зрачка, а значит, количество поступающего света, регулируется специальными мышцами. Эти мышцы находятся в радужной оболочке, окружающей зрачок (РАДУЖКЕ). Радужка, помимо мышц, содержит пигментные клетки, которые определяют цвет наших глаз.

Радужная оболочка


Радужная оболочка

Снаружи глазное яблоко покрыто прочной белковой оболочкой толщиной 0,3-1 мм - СКЛЕРОЙ. Она состоит из волокон, образованных белком коллагеном, и выполняет защитную и опорную функцию. Склера имеет белый цвет с молочным отливом, за исключением передней стенки, которая прозрачна. Ее называют РОГОВИЦЕЙ. В роговице происходит первичное преломление лучей света

Под белковой оболочкой находится СОСУДИСТАЯ ОБОЛОЧКА, которая богата кровеносными капиллярами и обеспечивает клетки глаза питанием. Именно в ней находится радужка со зрачком. По периферии радужка переходит в ЦИЛИАРНОЕ, или РЕСНИЧНОЕ, ТЕЛО. В его толще расположена цилиарная мышца, которая, как вы помните, изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком находятся пространства – камеры глаза, заполненные прозрачной, светопреломляющей жидкостью, которая питает роговицу и хрусталик.

Защиту глаза обеспечивают также веки - верхнее и нижнее - и ресницы. В толще век находятся слезные железы. Жидкость, которую они выделяют, постоянно увлажняет слизистую оболочку глаза.

Под веками находится 3 пары мышц, которые обеспечивают подвижность глазного яблока. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси.

Мышцы обеспечивают не только повороты глазного яблока, но и изменение его формы. Дело в том, что глаз в целом тоже принимает участие в фокусировке изображения. Если фокус находится за пределами сетчатки, глаз немного вытягивается, чтобы видеть вблизи. И наоборот, округляется, когда человек рассматривает далёкие предметы.

Если в оптической системе есть изменения, то в таких глазах появляются близорукость или дальнозоркость. У людей, страдающих этими заболеваниями, фокус попадает не на сетчатку, а перед ней или за ней, и поэтому они видят все предметы размытыми.

При близорукости в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Из-за такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируются не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам или пользуется очками с рассеивающими ("минусовыми") линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика.

Дальнозоркость развивается, если глазное яблоко укорочено в продольном направлении. Световые лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Для того чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие - "плюсовые" очки.

Суммируем всё, что было сказано выше. Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней камеры, хрусталик и стекловидное тело, и в конечном итоге попадает на сетчатку, состоящую из светочувствительных клеток

А теперь вернемся к устройству фотоаппарата. Роль светопреломляющей системы (хрусталика) в фотоаппарате играет система линз. Диафрагма, регулирующая размер светового пучка, который поступает в объектив, играет роль зрачка. А "сетчатка" фотоаппарата - это фотопленка (в аналоговых фотоаппаратах) или светочувствительная матрица (в цифровых фотоаппаратах). Однако важное отличие сетчатки от светочувствительной матрицы фотоаппарата состоит в том, что в ее клетках происходит не только восприятие света, но и начальный анализ зрительной информации и выделение наиболее важных элементов зрительных образов, например направления и скорости движения объекта, его размеров.

Принцип работы фотоаппарата

Кстати.

На сетчатке глаза и светочувствительной матрице фотоаппарата формируется уменьшенное перевернутое изображение внешнего мира - результат действия законов оптики. Но вы видим мир не перевернутым, потому что в зрительном центре мозга происходит анализ полученной информации с учетом этой "поправки".

А вот новорожденные видят мир перевёрнутым примерно до трех недель. К трём неделям мозг обучается переворачивать увиденное.

Известен такой интересный эксперимент, автор которого - Джордж М. Стрэттон из Калифорийского университета. Если человеку надеть очки, которые переворачивают зрительный мир вверх ногами, то в первые дни у него происходит совершенная дезориентация в пространстве. Но уже через неделю человек привыкает к "перевернутому" миру вокруг него, и даже все меньше осознает, что окружающий мир перевернут; у него формируются новые зрительно-двигательные координации. Если после этого снять очки-перевертыши, то у человека снова происходит нарушение ориентации в пространстве, которое вскоре проходит. Этот эксперимент демонстрирует гибкость работы зрительного аппарата и мозга в целом.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты


В готовой индивидуальной исследовательской работе по окружающему миру на тему "Глаза и зрение" представлено изучение учащимся 3 класса начальной школы вопроса о том, как и почему мы видим, как сохранить хорошее зрение и как заботиться о здоровье глаз.

Подробнее о работе:


В ходе исследовательского проекта по окружающему миру на тему "Глаза и зрение" ученик начальной школы находит и изучает необходимую литературу о зрении, объясняет, как устроен глаз, описывает его строение и функции, проводит беседы с врачом-офтальмологом и анкетирование среди учащихся школы, чтобы выяснить причины и динамику снижения качества зрения у детей младшего школьного возраста.

В рамках написания ученического проекта по окружающему миру "Глаза и зрение" автор изучил теоретическую базу по теме и установил причины ухудшения зрения у человека. На основании изученной литературы и рекомендаций врача ученик разработал памятку с правилами бережного отношения к зрению, а также предоставил несложную гимнастику для глаз, регулярное выполнение которой позволит сохранить остроту зрения.

Оглавление

Введение
1. Строение глаза.
2. Причины ухудшения зрения.
3. Правила бережного отношения к зрению.
Заключение
Литература
Приложение

Введение


Челoвек oобщается с oокружающей средoй с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться вo внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

На мой взгляд, Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Всё чаще и чаще я стал замечать, что многие одноклассники, ученики нашей школы, просто прохожие носят очки, при плановом посещении врача офтальмолога я понял, что с такой проблемой — как снижение остроты зрения встречается всё больше и больше людей нашей планеты. Число людей с ограниченными возможностями по зрения увеличивается.

Итак уж совпало, что в тот же самый промежуток времени при просмотре телевизора, я увидел мультипликационный фильм СМЕШАРИКИ ПИН-КОД серию Да будет свет, где герои более подробно рассказывают о механизме работы глаза, а в частности колбочек и палочек в сетчатке глаза, потом я не однократно пересматривал его на планшете с мамой, которая накануне защитила дипломную работу в Школе социальных предпринимателей по программе дополнительного образования по теме: Обеспечение доступности на социально значимые объекты людей с ограниченными возможностями, в том числе по зрению, а наш учитель Любовь Сергеевна Соболева сообщила нам о выборе тем к работе Научного общества учащихся.

Вот и появилось желание выяснить более подробно, как и почему мы видим, как же сберечь зрение.

Цель: изучить вопрос о том, как и почему мы видим, как сохранить хорошее зрение и как заботиться о здоровье глаз.

  1. изучить литературу по теме.
  2. выявить причины ухудшения зрения.
  3. познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.
  1. подбор и анализ литературы.
  2. практические опыты.
  3. беседа с врачом.
  4. анкетирование одноклассников.
  5. разработка памятки по сохранению зрению.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к зрению.

Гипотеза: предположим, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Строение глаза

Самое острое зрение у орла.

Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

По форме, глаз напоминает шар, и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.

Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.

зрение и глаза 1

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик.

Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки.

Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза.

зрение и глаза 2

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета.

А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Изучая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

Читайте также: