Доклад на тему определение

Обновлено: 02.07.2024

В военном деле короткий доклад называется рапортом (от польск. raport ) — официальным устным или письменным докладом от нижестоящего к вышестоящему. Рапорт может содержать отчёт о проделанной работе или обращение к начальству, по какому либо вопросу.

Содержание

Основные сведения

  • Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
  • Отчёт часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение.

Типы и форматы

Доклады и отчёты могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Виды отчётов: научные отчёты, рекомендационные отчёты, годовые отчёты, аудиторские отчёты, рабочие отчёты, отчёты о поездках, отчёты о расследовании, бюджетные отчёты, полицейские отчёты, демографические отчёты, кредитные отчёты, оценочные отчёты, проверочные отчёты, военные отчёты и т. д..

В юриспруденции

Доклад — юридический термин, в гражданском суде означающий изложение существа дела одним из судей (докладчиком), а в уголовном суде (именно в апелляционной и кассационной инстанции) — изложение дела одним из членов суда [источник не указан 1311 дней] .

См. также

Литература

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

  • Документы
  • Речевая коммуникация
  • Юридические документы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Доклад" в других словарях:

ДОКЛАД — это кратчайшее расстояние между двумя цитатами. Эмиль Кроткий Докладчик: человек, разговаривающий в чужих снах. Уистен Хью Оден в версии Янины Ипохорской От недомолвок докладчик перешел прямо к намекам. Александр Коротко Дуракам нельзя давать… … Сводная энциклопедия афоризмов

доклад — ДОКЛАД, донесение, рапорт, разг. рапортичка ДОКЛАДЫВАТЬ/ДОЛОЖИТЬ, доносить/ донести, рапортовать/отрапортовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Доклад — документ, содержащий изложение определенных вопросов, выводов, предложений и иногда предназначенный для прочтения перед аудиторией. Источник: ПРИКАЗ Ростехнадзора от 23.10.2006 N 928 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО… … Официальная терминология

докладёт — [докласть] … Словарь употребления буквы Ё

доклад — выслушать доклад • восприятие делать доклад • действие доклад принять • действие, получатель доклад сделать • действие заслушать доклад • восприятие одобрить доклад • реализация, согласие подготовить доклад • существование / создание посвятить… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

доклад — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? доклада, чему? докладу, (вижу) что? доклад, чем? докладом, о чём? о докладе; мн. что? доклады, (нет) чего? докладов, чему? докладам, (вижу) что? доклады, чем? докладами, о чём? о докладах 1.… … Толковый словарь Дмитриева

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

С помощью определения понятий раскрывается содержание понятия и тем самым отличается круг определяемых предметов от других предметов. Это обуславливает актуальность данного доклада.

Определение (дефиниция) – логический прием, раскрывающий содержание понятий.

Цель доклада – изучить определения.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть структуру определений;

2) проанализировать виды.

1. Структура определения. Виды определений .

1.1. Структура определения .

Рассмотрим структуру определения:

· Определяемое понятие(дефиниендум, левая часть определения) – понятие, содержание которого раскрывается в определении.

· Определяющее понятие (дефиниенс, правая часть определения) – понятие, с помощью которого раскрывается определяемое.

1.2. Виды определения.

Различают определения:

· явные (в которых существует отношение тождества между определяемым и определяющим понятиеми);

· неявные (такого тождества нет).

Виды явных определений:

o реальные (от лат. definitio rei – определение вещи) - фиксирующие существенные признаки предмета. Например, "Логика – это наука о формах и законах правильного мышления";

Виды неявных определений:

o остенсивные (от лат. ostentus – показывание) – определение значения слова путем непосредственного указания на предмет, действие, ситуацию, которые обозначаются этими словами.

остенсивные определения противопоставляются вербальным определениям – с помощью других слов и словосочетаний.

o контекстуальное - в котором смысл слова постигается из значения тех слов, в окружении которых употреблено, то есть из контекста.

o определение через свою противоположность. В данном случае тот способ, когда мы определяем понятие через ближайший род и видовое отличие полностью исключается, поскольку не представляется возможным.

Итак, одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль изучения данной темы велика и требует глубокого изучения и анализа.

Список используемых источников

1. Берков, В. Ф. Логика. Учебное пособие / В.Ф. Берков. - М.: ТетраСистемс, 2018.

Основной и непререкаемый факт сознания есть то, что человек мыслит суждениями.

В атрибутивных суждениях утверждается или отрицается принадлежность предмету определенных свойств, состояний.

Цель доклада – изучить атрибутивные суждения.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть структура данных суждений;

2) ознакомиться с видами.

1. Структура атрибутивного суждения.

Ат рибутивное суждение состоит:

· предиката , которые являются терминами;

Рассмотрим более детально структуру:

1) S - субъект суждения, понятие о предмете суждения. Это логическое подлежащее.

2) Р - предикат суждения, понятие о признаке предмета, в нем отражается признак предмета. Это логическое сказуемое.

4) Квантор – указатель на объём S. В роли квантора слова: все, некоторые, ни один. При его отсутствии, он подразумевается.

2. Классификация атрибутивного суждения.

По качеству суждения делятся:

· отрицательные, различающиеся характером связки, ее качеством:

По количеству - делятся на единичные, частные и общие.

1.Единичные - суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается об одном предмете, в объединительной квалификации принято считать общими.

Таким образом, можно сделать вывод о проделанной работе. Атрибутивные суждения необходимы для мышления человека, для определения необходимых свойств и состояний предмета.

Список используемых источников

1. Ивин, А. А. Логика. Учебник / А.А. Ивин. - М.: Гардарики, 2017.

Привычка нашего ума к аналогии весьма сильна. Аналогия выступает как своеобразная модель отражения предмета, которая часто не имеет непосредственной связи с ним. Вследствие этого традуктивные умозаключения являются весьма распространенной логической формой мышления, существенно расширяющей познавательные возможности человека. Это и определяет актуальность темы.

Цель доклада – изучить традуктивные умозаключения.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие традуктивного умозаключения;

2) проанализировать структуру.

1. Понятие и структура традуктивных умозаключений.

Традуктивные умозаключения — это рассуждения, в которых посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности.

Если дедукция — движение мысли от общего к частному (или единичному) случаю, конкретизация общего положения (закона) к отдельному или нескольким случаям, а индукция — движение мысли от единичного или частного к общему, суммирующему все эти случаи, то традукция — это движение мысли от общего к общему, от частного к частному, от единичного к единичному.

Рассмотрим более подробно структуру.

Как и в любом умозаключении, в структуре аналогии выделяют три элемента:

1) посылки — известные исходные суждения;

2) заключение — новое суждение, полученное логическим путем из посылок;

3) вывод — логический переход от посылок к заключению.

Посылками в умозаключении по аналогии являются:

1) суждение о сходстве двух предметов в ряде признаков;

2) суждение о наличии у одного из сравниваемых и более изученного предмета еще некоторого признака .

Суждение о сходстве предметов в ряде признаков — это основание аналогии, т.е. совокупность необходимых условий для переноса информации с одного предмета на другой.

Логическая связь между посылками и заключением — это перенос информации с более изученного предмета па менее изученный.

Заключением в аналогии является суждение о наличии переносимого признака у менее изученного предмета.

Возможно, не существует открытий ни в элементарной, ни в высшей математике, ни даже, пожалуй, в любой другой области, которые могли бы быть сделаны без аналогии.

Итак, традукция — вид опосредованного умозаключения, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности.

Таким образом, можно сделать вывод о проделанной работе. Сущность традуктивных умозаключений имеет важное значение и является неотъемлемой частью в своей сфере применения.

Список используемых источников

1. Берков, В. Ф. Логика. Учебное пособие / В.Ф. Берков. - М.: ТетраСистемс, 2018.

Сущность и главная задача аргументации – сделать так, чтобы адресат принял выдвигаемую автором теорию. И по большому счету, аргументацию можно назвать междисциплинарным исследованием выводов как результата логических рассуждений. Аргументация имеет место и в научной, и в бытовой, и в правовой, и в политической сферах, всегда применяется в беседах, диалогах, убеждениях, переговорах. Это говорит о том, что тема доклада актуальна на современном этапе.

Цель доклада – изучить аргументацию.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие, структуру и содержание аргументации;

2) ознакомиться с видами.

1. Аргументация .

Аргументация - это операция обоснования какого-либо положения, в которой наряду с логическими методами применяются и внелогические приемы убеждающего воздействия (речевые, эмоционально-психологические и др.).

Понятия аргументации и доказательства объективно тождественны, но имеют гносеологическое (познавательное) различие:

1) понятие аргументации отражает раннюю, абстрактную стадию познания;

2) понятие доказательства - более позднюю, на которой результаты исследования конкретизируются.

1.1. Структура аргументации .

Структура доказательства (аргументации):

1. Тезис - положение, истинность которого требуется доказать.

2. Аргументы (основания) - суждения, с помощью которых доказывается тезис.

3. Форма доказательства (демонстрация) - способ логической связи между тезисом и аргументами.

В судебно-следственной практике функции, аргументов могут выполнять общие правовые положения, нормы права, оценочные стандарты, фактические данные, единичные события со временем, местом и условиями их существования.

Формой доказательства реальных исследований большинства наук, в том числе общественных и юридических, является единство дедукции, индукции и аналогии.

2. Классификация и содержание .

Виды:

1. Логическая аргументация - обоснование положений по законам и правилам логики.

2. Эмпирическая - обоснование положений, главным элементом кот является чувственное восприятие.

3. Теоритическая - обоснование положений, путем рассуждения и с помощью законов и положений науки.

4. Системная - обоснование положений, путем включения его в качестве составного элемента теории.

5. Методологическая - обоснование положений, с помощью ссылки на систему устоявшихся методов.

6. Контекстуальная - обоснование положений, исходя из особенностей конкретной аудитории.

7. Риторическая - обоснование положений, с помощью средств речевой выразительности

8. Эристическая - обоснование положений в условиях спора.

В аргументации содержатся следующие аргументы:

Высказывания об удостоверенных фактах – знания о событиях или явлениях, установленные с помощью непосредственного восприятия или опытно-экспериментального изучения предмета науки.

2. Определения– высказывания, предполагающие выражение неизвестного имени через известные, поэтому они должны быть истинными.

3. Аксиомы–положения, не доказываемые в науке, но принимаемые за истинные при обосновании других ее положений. Их истинность подтверждена многовековой практикой. Аксиоматический характер имеют некоторые положения математики, механики, физики, логики и т. д.

Из всего, сказанного выше, можно заключить, что аргументирование является самым правильным и открытым способом воздействия на мнения и решения других людей. Естественно, чтобы обучение критическому мышлению дало результат, а аргументация была эффективной, необходимо знать не только теоретические, но и практические ее основы.

Конечная цель аргументации состоит в убеждении аудитории в истинности какого-либо положения, склонение людей к принятию авторской точки зрения, побуждение к размышлениям или действиям.

Аргументация – это явление исторического характера, и она видоизменяется с течением времени.

Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.

Важность определений подчеркивал еще Сократ, говоривший, что он продолжает дело своей матери, акушерки, и помогает родиться истине в споре. Анализируя вместе со своими оппонентами различные случаи употребления конкретного понятия, он стремился прийти, в конце концов, к его прояснению и определению.

Несмотря на то, что роль определений в прояснении и уточнении нашего мышления немаловажна, они встречаются в рассуждениях далеко не так часто, как хотелось бы и как этого требуют интересы ясности проводимых рассуждений.

Философ Платон определил человека как двуногое бесперое существо. Направленность этого определения очевидна. Из всех живых существ двуногие - только птицы и люди. Но все птицы покрыты перьями, "двуногими бесперыми" являются, таким образом, только люди. Другой философ, Диоген, ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: "Вот твой человек". После этого Платон уточнил свое определение: человек - это двуногое бесперое существо с широкими ногтями. Еще один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха. По какому-то капризу природы оказалось, что из всех живых существ только у человека мягкая мочка уха.

Одна из задач определения - отличить и отграничить определяемый предмет от всех иных. И определение Платона, и определение, ссылающееся на мягкую мочку уха, позволяют безошибочно и просто отделять людей от всех иных существ.

В самом общем смысле определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.

1. Общая характеристика определения

Определение понятий позволяет раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия - значит, указать его существенные признаки.

Поэтому логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением (лат. definitio), или дефиницией.[[1] ] С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Например, обычное определение термометра указывает, что это, во-первых, прибор и, во-вторых, именно тот, с помощью которого измеряется температура.

Определение понятия говорит, что это слово или сочетание слов, имеющее точное значение и применяемое в науке, технике или искусстве. Определение решает две задачи. Оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных: приведенное определение термометра позволяет однозначно отграничить термометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить термометры по присущим только им признакам от всех иных приборов.

Далее, определение раскрывает сущность определяемых предметов, указывает те основные без которых они не способны существовать и от которых в значительной мере зависят все иные их признаки.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (предмет, понятие или слово) [definiendum (дефиниендум), сокращенно Dfd],; понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, - определяющим (те общие и существенные признаки, которые составляют содержание определяемого)[definience (дефиниенс), сокращенно — Dfn ].[[2] ]

1) Определения необходимы для подитоживания главного в познании сущности предмета.

2) Определения необходимы, когда употребляются такие понятия, содержание которых слушателю неизвестно.

3) Определения необходимы, если вводится в обиход новое слово или известное слово употребляется в новом значение.

Определение выполняет две функции:

Определения является эффективным средством против неясности понятий и рассуждений. Вместе с тем невозможно определить все, точно так же как невозможно доказать все. Определение сводит неизвестное к известному, не более того. Оно всегда предполагает, что есть вещи, известные без всякого определения и разъяснения и не требующие дальнейших уточнений с помощью чего-то более очевидного.

Определения действуют в довольно узком интервале. С одной стороны, он ограничен тем, что признается очевидным и не нуждающимся в особом разъяснении, сведении к чему-то еще более известному и очевидному. С другой стороны, область успешного применения определений ограничена тем, что остается пока еще недостаточно изученным и понятым, чтобы дать ему точную характеристику.

Попытка определить то, что еще не созрело для определения, способна создать только обманчивую видимость ясности.

Помимо отграничения определяемых предметов, к определению обычно предъявляется также требование раскрывать сущность этих предметов.

С этим требованием и связаны чаще всего сложные проблемы определения конкретных понятий. Легко отличить предметы, подпадающие под понятие, по каким-то поверхностным, несущественным признакам, вроде широких ногтей или мягкой мочки уха. Но сложно сделать это по глубинным, существенным признакам предметов, делающим последние тем, чем они являются.

Дать хорошее определение - значит раскрыть сущность определяемого объекта. Но сущность, как правило, не лежит на поверхности. Кроме того, за сущностью первого уровня всегда скрывается более глубокая сущность второго уровня, за той - сущность третьего уровня и так до бесконечности. Эта возможность неограниченного углубления в сущность даже простого объекта делает понятными те трудности, которые встают на пути определения, и объясняет, почему определения, казалось бы, одних и тех же вещей меняются с течением времени. Углубление знаний об этих вещах ведет к изменению представлений об их сущности, а значит, и их определений.

Необходимо также учитывать известную относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепенным с точки зрения другой цели.

Определение может быть более или менее глубоким, и его глубина зависит, прежде всего, от уровня знаний об определяемом предмете. Чем лучше и глубже мы его знаем, тем больше вероятность, что нам удастся найти хорошее его определение.

2. Правила определений

Правило первое. Прежде всего, определяемое и определяющее понятия должны быть взаимозаменяемы. Если в каком-то предложении встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после нее.[[3] ]

Для определений через род и видовое отличие это правило формулируется как правило соразмерности определяемого и определяющего понятий: совокупности предметов, охватываемые ими, должны быть одними и теми же.

Соразмерны, например, понятия "горельеф" и "скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема". Соразмерны также "барельеф" и "скульптурное изображение или орнамент, выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объема изображенного предмета". Соразмерны "абсурд" и "бессмыслица". Встретив в каком-то предложении понятие "абсурд", мы вправе заменить его на "бессмыслицу", и наоборот.

Если объем определяющего понятия шире, чем объем определяемого, говорят об ошибке слишком широкого определения. Такую ошибку мы допустили бы, определив, к примеру, "горельеф" просто как "скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона". Барельефы оказались бы отнесенными в этом случае к горельефам.

Если объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка слишком узкого определения. Такую ошибку допускает, в частности, тот, кто определяет "барельефы" как "скульптурное изображение, изготовленное из камня и выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объема изображенного предмета". Из числа барельефов исключаются этим определением все те, которые изготовлены не из камня, а, скажем, из металла или других материалов.

Второе правило определения запрещает порочный круг: нельзя определять понятие через самое себя или определять его через такое другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через него.

Содержат очевидный круг определения "Жизнь есть жизнь" и "Поэзия - это поэзия, а не проза". Задача определения - раскрыть содержание ранее неизвестного понятия, и сделать его известным. Определение, содержащее круг, разъясняет неизвестное через него же. В итоге неизвестное так и остается неизвестным. Истину можно, к примеру, определить как верное отражение действительности, но только при условии, что до этого верное отражение действительности не определялось как такое, которое дает истину.

Третье правило говорит, что определение должно быть ясным. Это означает, что в определяющей части могут использоваться только понятия, известные и понятные тем, на кого рассчитано определение. Желательно также, чтобы в ней не встречались образы, метафоры, сравнения, т.е. все то, что не предполагает однозначного и ясного истолкования.

Не особенно ясны такие определения, как "Дети - это цветы жизни", "Архитектура есть застывшая музыка", "Овал - круг в стесненных обстоятельствах", "Арба - повозка, на которой третье колесо является пятым" и т.п. Они образны, иносказательны, ничего не говорят об определяемом предмете прямо и по существу, каждый человек может понимать их по-своему.

Ясность не является, конечно, абсолютной и неизменной характеристикой. Ясное для одного может оказаться не совсем понятным для другого и совершенно темным и невразумительным для третьего. Представления о ясности меняются и с углублением знаний. На первых порах изучения каких-то объектов даже не вполне совершенное их определение может быть воспринято как успех. Но в дальнейшем первоначальные определения начинают казаться все более туманными. Встает вопрос о замене их более ясными определениями, соответствующими новому, более высокому уровню знания.

Определение всегда существует в некотором контексте. Оно однозначно выделяет и отграничивает множество рассматриваемых вещей, но делает это только в отношении известного их окружения. Чтобы отграничить, надо знать не только то, что останется в пределах границы, но и то, что окажется вне ее. [[4] ]

Можно, например, сказать, что копытные - это животные, которые "ходят на кончиках пальцев, или на цыпочках". При этом никто, разумеется, не спутает лошадей, коров и других животных с балеринами, которые иногда передвигаются по сцене на кончиках пальцев.

Правило четвёртое. Определение по возможности не должно быть отрицательным. То есть в определении понятия следует фиксировать наличие существенных признаков мыслимых в нем предметов, а не их отсутствие. В противном случае определение неинформативно.

Например, суждение: “Реферат не диссертация” хотя и справедливо, однако практически ничего не говорит о реальном реферате. Однако в некоторых случаях существенной может быть фиксация именно отсутствия признака, например: ”Отчисленный - человек, не сдавший академическую задолженность”.

3. Применение определений в правовой практике

Определение через род и видовое отличие – наиболее распространенный вид определения, широко применяемый во всех науках, в том числе и в правовых. Так, в теории государства и права дается следующее определение республики: республика – форма правления (род), при которой высшая государственная власть предоставлена выборному органу, избираемому на определенный срок (видовое отличие).

В гражданском процессе решение определяется как процессуальный документ (род), выносимый судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по существу (видовое отличие).[[5] ]

В ряде случаев широко используется так называемое остенсивное определение. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Например, при ознакомлении с криминалистической техникой демонстрируют содержимое следственных комплектов (приборы, инструменты, приспособления для обнаружения, фиксации и изъятия следов, принадлежности, предназначенные для фотографирования, и т. д.), обозначая каждый предмет соответствующим термином.

Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий — приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение и др.[[6] ]

Описание играет важную роль в следственной практике, например при осмотре места совершенного преступления. Следователь, составляя протокол осмотра, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что явно связано с событием, но и то, что может и не быть с ним связано.

Например, при осмотре места, где был найден труп убитой женщины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и после недавно прошедших дождей вязкая. Именно эта деталь и сыграла решающую роль в изобличении убийцы. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Криминалистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой с места преступления. При розыске преступников дается описание их внешности и в первую очередь особых примет, чтобы люди могли их опознать и сообщить об их месте нахождения.

4. Приведите примеры определений из права, установите их вид

Многообразие видов определений обусловлено тем, что определяется, задачами, логической структурой определений и т. п. Виды определений: реальное и номинальное; явное и неявное.

Реальное определение - это описание какой-то совокупности объектов. Реальное определение является истинным или ложным, как и всякое описательное высказывание. С помощью реальных определений предметы выделяются по их специфическим характеристикам (свойствам и отношениям). От них требуется, чтобы они раскрывали сущность рассматриваемых объектов и тем самым однозначно отграничивало их от всех других вещей.

Определения, выражающие требование, какими должны быть объекты, называются номинальными (от латинского слова nomen – имя). Определение номинальное, как и всякое предписание, не имеет истинностного значения. Оно может быть целесообразным или нецелесообразным, эффективным или неэффективным, но не истинным или ложным.

От реальных определений мы вправе требовать, чтобы они давали верное описание действительности, были истинными. Номинальные определения, подобные всем иным требования, не являются ни истинными, ни ложными. Удачное номинальное определение характеризуется как эффективное, целесообразное и т.п.

Различие между этими двумя типами определений принципиально важно, но его не всегда легко провести. Является ли некоторое определение описанием (реальным) или же предписанием – требованием (номинальным), во многом зависит от контекста употребления этого определения.

Кроме того, некоторые определения носят смешанный, описательно-предписательный характер и функционируют в одних контекстах как описания, а в других - как предписания. Таковы, в частности, определения толковых словарей, описывающие обычные значения слов и одновременно указывающие, как следует правильно употреблять эти слова.

Определение - предписание имеет узкую область применения, согласованную участниками. Характерный пример - любой закон, который начинается с раздела определений - предписаний для всех ключевых понятий, используемых в данном законе; определения, введенные в этом первом разделе закона, действуют только в пределах данного закона.

Обязательно такие определения-предписания встречаются в юридических документах договорного характера, где точное недвусмысленное определение наиболее важных понятий (и прежде всего самого предмета договора и его участников) является одним из основных условий исключения двойственного толкования договора.

И тогда в тексте договора о каком-либо объекте, наименование которого допускает неоднозначное толкование, появляется фраза типа: " , в смысле настоящего договора, называется. " и далее идет перечень тех характеристик и свойств, которые в настоящем договоре (и только в нем!) определяют смысловые контуры того, что названо .

Впрочем, это помогает не всегда, и недобросовестные партнеры договоров частенько находят даже в самом скрупулезном определении-предписании белые пятнышки, раскрашивая их в суде в выгодные для себя цвета.

Значение определения понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знания о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности.

Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

Определение - прекрасное средство против неясности наших понятий и рассуждений. Но при его использовании нужно, как и в случае любых других средств, чувствовать и соблюдать меру.

Прежде всего, невозможно определить абсолютно все, точно так же как невозможно доказать все. Определение сводит неизвестное к известному, не более. Оно всегда предполагает, что есть вещи, известные без всякого определения и разъяснения, ясные сами по себе и не требующие дальнейших уточнений с помощью чего-то еще более очевидного.

Искусство определения как раз в том и состоит, чтобы использовать определения тогда, когда это требуется существом дела. При этом следует обращаться именно к тем формам определений, которые наиболее уместны в конкретной ситуации. В одном случае полезным может быть явное родовидовое определение, в другом - контекстуальное, в третьем - определение путем указания на интересующий предмет и т.д.

В науке, как и в любых других областях, определение ценно не само по себе. Оно должно быть естественным итогом и закономерным выводом предшествующего процесса изучения предмета.

1. Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007.

2. Гусев Д. Краткий курс логики: глоссарий. - М., 2003.

3. Иванов Е.А. Логика. - М., 1996.

4. Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике. -М., 1998.

5. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Издательство "Знание", 1998.

6. Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. - М., 1996.

7. Кемеров В. Философская энциклопедия. - М.: "Панпринт", 1998.

8. Курбатов В.И. Логика; Логика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1997.

9. Локтионов В.И. Логика. М.,2004.

10. Тимощук А.С. Методическая разработка (лекция №2) проведения занятия по теме 3 “Понятие” курса “Логика” для слушателей дневной формы обучения. - Владимир: ВлЮИ МЮ РФ, 1999.

11. Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. - М., 2006.

12. Упражнения по логике / Под ред. В.И. Кириллова. - М.,2002.

13. Яшин Б.Л. Логика. - М., 2004.

[1] Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике. -М., 1998.

[2] Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007.

[3] Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Издательство "Знание", 1998.

[4] Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. - М., 1996.

[5] Тимощук А.С. Методическая разработка (лекция №2) проведения занятия по теме 3 “Понятие” курса “Логика” для слушателей дневной формы обучения. - Владимир: ВлЮИ МЮ РФ, 1999.

[6] Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. - М., 2006.

Узнаем, что такое опре­де­ле­ние в рус­ском язы­ке, какие сло­ва пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии, на какие отве­ча­ет вопро­сы и какой лини­ей под­чёр­ки­ва­ет­ся. Укажем спо­со­бы выра­же­ния опре­де­ле­ний, при­ве­дем примеры.

Определение — второстепенный член предложения

В этом пред­ло­же­нии гово­рит­ся об обла­ке. Это под­ле­жа­щее, к кото­ро­му мож­но поста­вить вопрос что?

Ответим на этот вопрос, подо­брав пояс­ня­ю­щее сло­во к име­ни существительному:

Определение в русском языке

Белое обла­ко плы­вёт по сине­му небу.

Итак, опре­де­ле­ние в каче­стве вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пояс­ня­ет не толь­ко под­ле­жа­щее, но и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния с пред­мет­ным значением.

Рассмотрим дру­гой при­мер пред­ло­же­ния и оты­щем в нем определение.

В пред­ло­же­нии гово­рит­ся о голо­се: (что?) голос. Это подлежащее.

Голос (что сде­лал?) послы­шал­ся. Это сказуемое.

В пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния опре­де­ле­ние под­чёр­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей ( ).

Способы выражения определения

Определение выра­жа­ет­ся в пред­ло­же­нии чаще все­го име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, как это пред­став­ле­но в рас­смот­рен­ных примерах.

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет­ся так­же местоимениями-прилагательными.

В наш двор забе­жа­ла рыжая собака.

Укажем поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные в роли это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на предложения.

Это сти­хо­тво­ре­ние опуб­ли­ко­ва­но в тре­тьем томе собра­ния сочи­не­ний поэта.

Одиночные при­ча­стия в пол­ной фор­ме и при­ча­стия с зави­си­мы­ми сло­ва­ми (обо­ро­ты) явля­ют­ся определениями.

Плывущее брев­но з аст­ря­ло в зарос­лях камыша.

Солнце , выка­тив­ше­е­ся из-за кром­ки леса , оза­ри­ло землю.

Определения, обо­зна­чен­ные грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми этих частей речи, сов­па­да­ют с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же. Между ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния. С этой точ­ки зре­ния такие опре­де­ле­ния явля­ют­ся согласованными.

Определения могут быть несо­гла­со­ван­ны­ми, если свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом спо­со­бом управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Несогласованные опре­де­ле­ния выражаются:

  • суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом или без предлога

На маль­чи­ке была н а дета рубаш­ка в клет­ку .

Машина заеха­ла в воро­та нарас­паш­ку .

Привычка спе­шить сно­ва под­ве­ла меня.

Девочка постар­ше вышла впе­ред и пока­за­ла мне дорогу.

Хорошо рас­ку­па­ют­ся това­ры повсе­днев­но­го спро­са .

Итак, что­бы най­ти опре­де­ле­ние, сна­ча­ла выяс­ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. А затем от слов с пред­мет­ным зна­че­ни­ем (под­ле­жа­ще­го и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния) поста­вим к зави­си­мым от них сло­вам, име­ю­щим зна­че­ние при­зна­ка, вопро­сы какой? чей? Подчеркнем выяв­лен­ные опре­де­ле­ния вол­ни­стой линией.

Видеоурок

Мы все более или менее представляем себе, что это такое.

А вот откуда пошла традиция устных и письменных докладов, по каким правилам он составляется, для каких целей служит – узнать необходимо.

Лист

Доклад — это.

На рабочих совещаниях, отчётных собраниях докладчик предлагает слушателям ознакомиться с результатами своей работы или совершает обзор достижений своих подопечных (если это учитель, руководитель). Как правило, такое выступление для наглядности сопровождается презентацией.

Что такое доклад

Учебный процесс предполагает написание докладов как отдельный вид работы.

В школьной практике доклады бывают устными и письменными. Обычно текст доклада фиксируется на бумаге, а затем произносится публично.

Большим плюсом является наличие дополнительных аудио-и видеоматериалов.

Как оценивают доклад

Пока ученик или студент выступает перед аудиторией, педагог оценивает его труд по следующим критериям:

  1. — качество подготовленного материала (содержательность, полнота охвата информации);
  2. — умение учащегося самостоятельно выделять главное и второстепенное;
  3. — владение навыками устной речи;
  4. — понимание используемых терминов;
  5. — краткость (говорить нужно лаконично, собранно, без вводных слов и долгих пауз, только по делу);
  6. — выразительность.

Как выбрать материал

Перед тем, как выбрать информацию из книги или интернет-источника, нужно проверить подлинность найденных сведений. В этом смысле книга авторитетнее и надёжнее. Энциклопедии составляются целым коллективом учёных-специалистов, затем проходят экспертную оценку и редакторскую правку. Не все сайты также добросовестно работают со своим контентом.

Чтобы не попасть впросак, придерживайтесь нескольких правил:

Проанализируйте ответы и в конце доклада сделайте вывод о том, интересен ли поэт современным читателям.

Как писать доклад (из каких частей он состоит)

    Во вступлении важно озвучить тему доклада, сказать несколько предложений о важности того предмета, о котором вы собираетесь поведать миру и обозначить проблему.

Здравствуйте! Сегодня я расскажу о галапагосских черепахах. На своих морщинистых панцирях они носят следы древнейших цивилизаций. Эти редчайшие животные, возможно, скоро исчезнут с лица Земли. Как не допустить этого? Что мы можем сделать для них сегодня?

А знаете ли вы, что галапагосские черепахи откладывают за один раз 120 яиц, каждое из которых напоминает по размерам мяч для пинг-понга?

Итак, галапагосские черепахи – уникальные существа нашей планеты, которые остро нуждаются в охране. Можно помочь сохранению вида распространением информации об этих рептилиях, посильной поддержкой зоопарков, океанариумов, специальных питомников и охранных зон.

Введение и заключение – зеркальное отражение друг друга. Следите за тем, чтобы вопросы не остались без ответа.

Как оформить доклад

Когда материал найден, его нужно распечатать, особым образом расположив графы текста на листах бумаги.

Проверил: Строгова Л.К.

Для школьного доклада этого достаточно.

В университете на верхней части листа нужно будет указать полное название учебного заведения и кафедру. Внизу вы проставите город и год написания работы. Образец оформления доклада (титульный лист):

Проверил: д.б.н., проф. И.И.Бородатов

После титульного листа находится оглавление – раздел, отражающий структуру доклада.

Текст основной части набирается 14 кеглем Times New Roman через полуторный интервал. Выравнивание производится по ширине листа, поля – стандартные.

Секреты успешного выступления

Для этого выполните следующие шаги:

  1. Несколько раз прочитайте написанное вслух.
  2. Составьте в голове план выступления и перескажите информацию сначала по частям, затем – полностью.
  3. Встаньте перед зеркалом, понаблюдайте за своей мимикой и жестикуляцией, скорректируйте их. Представьте, что смотрите себя по телевизору и постарайтесь быть интересными.
  4. Поработайте с голосом и речью (дыханием, интонацией, паузами, словами-паразитами).
  5. Прорепетируйте выступление перед кем-нибудь из домашних, кому вы доверяете. Следите за реакцией: прекращайте говорить, как только слушатель начнёт зевать!

Выступление имеет успех, когда докладчик чувствует себя уверенно, хорошо разбирается в материале. Он готов ответить на любой вопрос и даже ждёт диалога от аудитории.

Чтобы как следует подготовиться, познакомьтесь с дополнительной литературой по выбранной проблеме, поинтересуйтесь новейшими исследованиями в данной области.

Желаем удачи при подготовке доклада и на выступлении. Смело идите вперёд к вершинам ораторского мастерства!

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Не понимаю, как можно два разных события назвать одним словом. Проходит планёрка у директора, он говорит инженеру, сделайте доклад за вчерашний день. И в тоже время идёт заседание съезда и на нём выступает три часа докладчик. И всё это называется одним словом доклад?

Главное для докладчика понимать самому, что он написал, а то сейчас скачивают из интернета чужие работы, даже в суть не хотят вникнуть. Раньше с поиском информации было сложнее, сами книги искали, сами доклады по заданной теме писали, но была уверенность в достоверности информации. Сейчас же пишут все кому не лень, один Дзен чего стоит, а дети из таких сомнительных источников берут информацию и в лужу садятся.

Читайте также: