Иные подходы к сущности государства доклад

Обновлено: 05.07.2024

Из общего анализа множества теорий происхождения и сущности государства можно выделить подходы к пониманию государства:

1) сущностная характеристика государства заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. В зависимости от правопонимания различают:

· социологический подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, рассматривающий государство есть самую сильную в обществе организацию власти, суверенную, самоограничивающую себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. Оно само создает законы для государственных служащих и граждан и может в любой момент их изменить (отменить) или ограничить свою власть. Правовое государство в таком понимании в силу отождествления права и закона невозможно, а любое государство есть государство законности;

· легистский подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, наоборот, всякое государство считает правовым, поскольку сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Классический позитивизм (легизм) предлагает юридическое определение государства как совокупности законов о государстве, предписывающие каким ему быть. В этом подходе любая деспотия является правовой, если основана на законах;

· правовой (юридический) подход в рамках непозитивисткого правопонимания ограничивает государство правами человека и правом. Этот подход подразумевает минимальное государство (либеральное) и максимум гражданского общества. В нем действуют свобода граждан от всякого государственного вмешательства, а равно социальная ответственность и партнерские отношения с государством;

2) основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства [44, с. 28]:

· с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других (формальная сторона);

· по социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего (феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.) (содержательная сторона);

3) можно выделить подходы к определению сущности государства:

· классовый подход, широко применяемый еще задолго до К.Маркса, видит сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;

· общесоциальный подход сущность государства видит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По своему содержанию государство должно выступать средством социального компромисса, а по форме быть правовым. Роль государства заключает в том, чтобы служить обществу и ответственно управлять им;

4) современные подходы к сущности государства таковы:

· теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (например, в исламе действует теория халифата);

· арифметический (классический) подход рассматривает государство как совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Закон (но не право) здесь присутствует для формализации составляющих государство элементов;

· юридический подход рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое (легистское), получившее в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма. Последний считает государство юридической персонификацией нации (здесь нация есть все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации;

· социологический подход, при котором государство рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства называется и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства и им же охраняемая. Этот подход охватывает наибольшее число сторонников: от Т.Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина;

· информационно-кибернетический (технико-кибернетический) подход оценивает государство как структуру, действующую на основе движения информации (системы ввода-вывода, прямых и обратных связей и др.). Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу и право выполняет здесь технологическую функцию.

Сущность - главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства - то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

• то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

• то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

Существуют два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Классовый подход (интересы господствующего класса). Классовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению государства. Классовый подход характерен для марксистского понимания государства, трактовавшее государство как орудие подавления пролетариата. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах

(КП заключается в выражении государством преобладании одних классов и ущемление других социальных групп. Государство закрепляет в позитивном плане, охраняет интересы одних и одновременно ущемляет интересы других социальных групп или их игнорирует. При этом для анализа классово-групповой сущности необходимо знать общественные интересы всего общества и возможность их обеспечить. В экономической сфере интересы состоят в обеспечении права собственности, в закреплении порядка обмена общественными продуктами. В политической – в праве принимать важнейшие решения, принуждать других к выполнению своей воли. В идеологической – навязывание идеи, закрепление права на доступ к информации и её распространение. Средства достижения интересов могут быть различными. Интересы одних могут подавляться. Иногда отдается предпочтение одним и игнорирование других интересов.

В РФ предпочтение на развитие частной собственности. Интересы классов могут быть взаимоисключающими и взаимовыгодными. Действие в пользу одного класса неблагоприятно сказывается на другом классе).

2. Общесоциальный подход (интересы всего общества). Общесоциальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности государства выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых государств. (Государство является организацией, выражающей интересы всего сообщества людей. Эти общие интересы выражаются в обеспечении выживаемости народа и прогрессу. Критерием оценки данной стороны является прогрессивность общества или нет. Под прогрессивной политикой государства понимается деятельность, которая способствует эффективному развитию производительных сил. Сегодня главной задачей научно-технической революции является решение экономических задач. Политическая сфера прогресса политических конфликтов выражается в сдерживании, предотвращении политических кризисов).

Общесоциальныйи классовый подход могут взаимодействовать и противоречить друг другу. Взаимодействие имеет место, когда государственная власть захватывается прогрессивной группой, все приводит к повышению производительных сил. Противоречивость – эгоистические интересы одного класса противоречат всему прогрессу. Когда говорят о сущности государства не должно стоять одного подхода, как это было в советское время. Необходимо сочетать подходы, при комплексности можно говорить о сущности государства.

Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:

1. Национальный подход (интересы титульной нации). Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.

2. Расовый подход (интересы одной расы). Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.

3. Религиозный подход (интересы определенной религии). Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.

77. Теории происхождения государства (общая характеристика).

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Существует несколько точек зрения на причину, по которой люди решаются заключить такой договор:

Локк - целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность;

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Государство – это политическая организация общества, которая обеспечивает его целостность и единство посредством реализации государственного механизма управления делами общества. Она придает праву общеобязательное значение, отправляет суверенную публичную власть, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивает законность и правопорядок.

Сущность как философская категория означает главное и необходимое в определенном явлении. Таким образом, сущностью государства является наиболее характерное и важное в нем, что определяет его содержание и социальное назначение.

При исследовании сущности государства необходимо принимать во внимание два аспекта:

– любое государственное образование представляет собой организацию политической власти (формальная сторона);

– интересы, которым оно служит (содержательная сторона).

Наиболее важным аспектом при изучении сущности государства выступает его содержательная сторона, то есть чьи интересы эта организация политической власти защищает.

Исходя их вышеуказанного, можно выделить следующие подходы к изучению сущности государства: классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый.

Согласно классовому подходу государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса. В данном случае оно используется как средство обеспечения запросов преимущественно господствующего класса. При этом первоочередное удовлетворение запросов определенного класса обычно вызывает отторжение и сопротивление у представителей других классов.

В этой связи возникает проблема, которая выражается в необходимости постоянного снятия либо преодоления данного сопротивления при помощи насилия и принуждения. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные государства по своей сути являются классовыми.

Более прогрессивным принято считать общечеловеческий (общесоциальный) подход. В рамках данного направления государство определяют как организацию политической власти, которая формирует условия для достижения компромисса между интересами разных классов и социальных групп. При этом оно используется в качестве средства для обеспечения интересов преимущественно всего общества, удовлетворения запросов различных слоев и классов, посредством реализации компромиссных решений. Оно не занимает однозначной классовой позиции, а выступает как арбитр, который пытается согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, предотвратить конфликты либо разрешить их.

Также выделяют религиозный, расовый, национальный и иные подходы к изучению сущности государства. В их рамках в политике конкретного государственного образования преобладают соответственно религиозные, расовые, национальные запросы.

При религиозном подходе государство характеризуется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации взглядов определенной религии.

При национальном (националистическом) подходе оно определяется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов титульной нации посредством ущемления интересов других наций, проживающих в данной стране.

При расовом подходе государство рассматривается как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов определенной расы посредством ущемления прав других рас, проживающих в данной стране.

Следовательно, сущность государства имеет множество аспектов. Она не ограничивается лишь классовыми либо общесоциальными началами. По этой причине при выявлении сущности государства на первый план может выйти любое из вышеназванных начал в зависимости от исторических обстоятельств.

Социальное назначение государства зависит от его сущности. Оно определяет, цели, задачи, функции и характер его деятельности.

Из общего анализа множества теорий происхождения и сущности государства можно выделить подходы к пониманию государства:

1) сущностная характеристика государства заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. В зависимости от правопонимания различают:

· социологический подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, рассматривающий государство есть самую сильную в обществе организацию власти, суверенную, самоограничивающую себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. Оно само создает законы для государственных служащих и граждан и может в любой момент их изменить (отменить) или ограничить свою власть. Правовое государство в таком понимании в силу отождествления права и закона невозможно, а любое государство есть государство законности;

· легистский подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, наоборот, всякое государство считает правовым, поскольку сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Классический позитивизм (легизм) предлагает юридическое определение государства как совокупности законов о государстве, предписывающие каким ему быть. В этом подходе любая деспотия является правовой, если основана на законах;

· правовой (юридический) подход в рамках непозитивисткого правопонимания ограничивает государство правами человека и правом. Этот подход подразумевает минимальное государство (либеральное) и максимум гражданского общества. В нем действуют свобода граждан от всякого государственного вмешательства, а равно социальная ответственность и партнерские отношения с государством;

2) основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства [44, с. 28]:

· с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других (формальная сторона);

· по социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего (феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.) (содержательная сторона);

3) можно выделить подходы к определению сущности государства:

· классовый подход, широко применяемый еще задолго до К.Маркса, видит сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;

· общесоциальный подход сущность государства видит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По своему содержанию государство должно выступать средством социального компромисса, а по форме быть правовым. Роль государства заключает в том, чтобы служить обществу и ответственно управлять им;

4) современные подходы к сущности государства таковы:

· теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (например, в исламе действует теория халифата);

· арифметический (классический) подход рассматривает государство как совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Закон (но не право) здесь присутствует для формализации составляющих государство элементов;

· юридический подход рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое (легистское), получившее в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма. Последний считает государство юридической персонификацией нации (здесь нация есть все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации;

· социологический подход, при котором государство рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства называется и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства и им же охраняемая. Этот подход охватывает наибольшее число сторонников: от Т.Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина;

· информационно-кибернетический (технико-кибернетический) подход оценивает государство как структуру, действующую на основе движения информации (системы ввода-вывода, прямых и обратных связей и др.). Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу и право выполняет здесь технологическую функцию.

Читайте также: