Доклад о правоприменительной практике

Обновлено: 17.05.2024

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 28 апреля 2020 года N 173

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 2019 год

Общие положения

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

обеспечение единства практики применения Ростехнадзором федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов в применяемых Ростехнадзором обязательных требованиях;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Федеральный государственный строительный надзор (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии)

При осуществлении федерального государственного строительного надзора применяются следующие основные нормативные правовые акты:

При осуществлении государственного строительного надзора в 2019 году территориальными управлениями проведено 13652 проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (9736 на объектах строительства, 3916 на объектах реконструкции), из них 4032 проверки проведено по программе проверок (2623 на объектах строительства, 1409 на объектах реконструкции), 9620 проверок проведено по иным основаниям (7112 по объектам строительства, 2508 по объектам реконструкции), а именно:

207 проверок на основании извещений о начале строительства;

106 проверок по извещениям о сроках завершения работ, подлежащих проверке;

1953 проверки по извещениям об устранении выявленных нарушений;

3440 проверок по истечении сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

3827 проверок по извещениям об окончании строительства, реконструкции;

33 проверки по обращениям и заявлениям граждан, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

1 проверка на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

44 проверки по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проведения 5656 проверок (41%) территориальными органами Ростехнадзора выявлены нарушения требований пректной документации и обязательных требований.

По результатам проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей территориальными управлениями Ростехнадзора в 2019 году было выявлено 58401 нарушение (38862 при строительстве объектов, 19539 при реконструкции объектов), из них:

35226 нарушений выявлено при проведении проверок по программам проверок (22680 - при строительстве, 12546 - при реконструкции);

23175 нарушений выявлено при проведении проверок по иным основаниям (16182 - при строительстве, 6993 - при реконструкции),

нарушений требований проектной документации - 34583 (23017 - при строительстве, 11319 - при реконструкции);

нарушений требований технических регламентов - 6335 (4379 - при строительстве, 1875 - при реконструкции);

нарушений установленного порядка строительства - 2810 (2009 - при строительстве, 801 - при реконструкции);

нарушений требований к ведению исполнительной документации - 8186 (5287 - при строительстве, 2899 - при реконструкции);

нарушений в области охраны окружающей среды - 1749 (1082 - при строительстве, 648 - при реконструкции);

нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил - 1451 (859 - при строительстве, 583 - при реконструкции);

нарушений требований пожарной безопасности - 3287 (1830 - при строительстве, 1436 - при реконструкции).

По результатам проведения проверок выдано 5899 предписаний об устранении выявленных правонарушений (3897 - при строительстве, 2002 - при реконструкции), из них:

3220 предписаний выдано при проведении проверок по программе проверок;

2680 предписаний выдано при проведении проверок по иным основаниям.

По результатам проведенных проверок и выявленным административным правонарушениям в 2019 году наложено 7343 административных наказания, в том числе 6032 в виде административных штрафов, 1300 предупреждений, 11 административных приостановлений деятельности и 1 временный запрет деятельности.

Сумма наложенных административных штрафов составила 599848,2 тыс. рублей. Сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 509967 тыс. рублей.

Территориальными органами Ростехнадзора в 2019 году проведено 326 профилактических мероприятий. Более 120 граждан и подконтрольных субъектов присутствовали при проведении профилактических мероприятий и были ознакомлены с их материалами.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в качестве меры профилактического воздействия направлено 36 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

По итогам анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере осуществления федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) не выявлено.

Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

При осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций применяются следующие основные законодательные и нормативные правовые акты:

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "12.01.1996". - Примечание изготовителя базы данных.

Зачем контролёры обобщают практику

  • обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле;
  • выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
  • анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска его причинения;
  • подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
  • подготовка предложений о внесении изменений в законодательство о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле.

Доклады по практике

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган готовит доклад с результатами её обобщения в рамках своей деятельности по каждому вида контроля, которые он курирует.

  • доклад о правоприменительной практике готовят по каждому осуществляемому виду контроля;
  • периодичность – не реже 1 раза в год (конкретный срок предусмотрен положением о виде контроля);
  • проекта доклада о правоприменительной практике должен пройти публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике утверждает приказ (распоряжение) руководителя контрольного (надзорного) органа. Его размещают на официальном сайте этого органа в сроки, указанные в положении о виде контроля.

Затем результаты обобщения правоприменительной практики включают в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Методику обобщения правоприменительной практики утверждает Минэкономразвития России.

Роль докладов

Обычно помимо самого доклада о правоприменительной практике к нему могут быть приложены:

  • ответы на актуальные вопросы правоприменения соответствующего законодательства;
  • дополнительные рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований;
  • руководство по соблюдению обязательных требований.

Доклады с результатами обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа он обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте.

  • пожарный надзор;
  • надзор в области гражданской обороны;
  • надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
  • лицензионный контроль деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Заявлено, что в качестве источников формирования этих докладов МЧС использовало:

  • результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;
  • результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
  • результаты обжалований действий и решений должностных лиц МЧС в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
  • результаты применения мер прокурорского реагирования;
  • результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • результаты опросов (в том числе в Интернете) представителей подконтрольных объектов;
  • результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
  • разъяснения МЧС по вопросам применения законодательства в области организации и надзора за соблюдением обязательных требований;
  • разъяснения, полученные МЧС от прокуратуры, суда, иных госорганов.

Заключение

Руководству компании и её юристам нужно на постоянной основе изучать выводы докладов органов контроля (надзора) о правоприменительной практике по тем сферам, в которых она ведёт деятельность. Это поможет избежать нарушений в будущем, а также ликвидировать текущие ошибки и недочёты на примере других организаций.

Читайте также: