Доклад по теме культурное пространство империи во второй половине 19 века

Обновлено: 02.07.2024

Новый период в истории России был ознаменован падением крепостного права и началом капиталистического строя. Следовательно, такие исторические перемены повлияли на социальный и духовный облик русского народа и на дальнейшее развитие его культуры.

Особенности развития художественной культуры второй половины XIX в.

Такие преобразования способствовали повышению культурного уровня населения и расширяли возможности для различных сфер художественной культуры. Это явление становится более демократичным - создается народная школа, увеличивается читательская среда, постепенно растет техническая высшая школа.

Но процесс развития художественной культуры России нельзя назвать равномерным, так как второй половине XIX века были присущи постоянные спады и подъемы общественно-политической борьбы. Именно благодаря становлению капитализма происходило расширение национальных связей, которые значительным образом повлияли и на культурный процесс.

И многие русские художники, писатели и композиторы обращали внимание на национальные мотивы, которые со временем преобразовались в единый историко-культурный процесс. Во многом идейно-художественной развитие русской культуры было определено революционно-демократической эстетикой.

Литература

Острые социальные проблемы становятся ключевыми для русских писателей в этот период. Появляются демократические романы и произведения, посвященные жизни и быту рабочего класса.

Одним из самых знаменитых произведений этой эпохи является роман Н. Чернышевского "Что делать?", который оказал существенное идейное воздействие на последующие поколения. Главной темой романа являются "новые люди" и особенности их морали и ценностей.

60-ые годы признаются периодом расцвета русской литературы - свои знаменитые произведения пишут И. Тургенев и Ф. Достоевский. Впоследствии их гениальные творения повлияют на развитие мировой художественной культуры. В эти годы творил и другой великий русский писатель - Л. Толстой, чьи повести, романы и драмы до сих пор известны всему миру.

Основным художественным направлением в 19 веке стал критический реализм. Большой интерес уделялся к жизни человека и большое стремление было бороться с пороками общества.

В произведениях Щедрина Россия представляется смешной, но страшной. Художественный прием, которым он писал свои произведения - гротеск. Достоевский обращается к теме страданий и трагедий. Писатель пытался показать , что если у человека нет достоинства, то это разрушает его душу.

С конца 70х годов литературной деятельностью занялся Чехов. Его герои в произведениях - разорившиеся дворяне, студенты, люди с жизненными проблемами. Чехов изображал человека такого , какой он есть. Без приукрашиваний и выдумки.

Музыка

Знаменательным событием для развития музыки в России становится создание Русского музыкального общества в 1859 году. Благодаря инициативе А. Рубинштейна открываются консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX в. творили такие известные композиторы, как М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский - Корсаков. Особенностью их идейно-нравственных взглядов становятся национальные мотивы, историко-эпические сюжеты и желание раскрыть "правду жизни".

Творчество П. Чайковского тоже приходится на этот период, его великие произведения повлияли на развитие оперного, балетного и симфонического музыкального искусства.

Изобразительное искусство

Эта сфера тоже вбирает в себя четкий социальный контекст, художники стараются передает социальный портрет эпохи через свои картины. Творчество именитого русского художника Е. Репина относится к этому временному периоду - он создает картину "Бурлаки на Волге" , портрет М. Мусоргского и "Иван Грозный и сын его Иван"

Русская живопись второй половины 19 века решала общественные вопросы. Ведущим направлением стал критический реализм.

В. Г. Петров - крупнейший художник этого направления - показал многие не очень хорошие стороны жизни. "Сельский крестный ход на Пасхе" - очень удачная его картина, из-за которой даже произошел общественный скандал. На картине изображен пьяный поп, рухнувший на крыльцо.

В 1863 году выпускники Академии художеств отказались писать картины (дипломные работы), они сказали, что есть более достойные темы для написания картины. Получив отказ они покинули Академию.

Репин и Суриков были любителями реализма. Репин обладал даром партретиста. Полотна Сурикова, главным героем на которых был русский народ. Некоторые его картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры.

Большое внимание художники обращали к среднерусскому пейзажу, природе Русского Севера. Шишкин пишет картины которые создают впечатление могущества и силы русской природы.

Архитектура и скульптура

Известным скульптором второй половины 19 века был Антокольский. Он создал серию исторических портретов.

Важным событием стало открытие памятника Пушкинув Москве в июне 1880 года. Памятник создал скульптор Опекушин.

В архитектуре были новые типы зданий государственных учреждений, вокзалов, театров, больниц и т.д. Работали архитекторы в стиле готики, ренессанса, барокко и т.д. Распространенным становится неорусский стиль. В моде становятся узорчатые декоры, башенки.

Появлялись многоэтажные и многоквартирные дома, на которые затрачивали минимальные средства для сооружения.

Театральное искусство

Театр в то время был единственным публичным местом. Он стал серьезным культурным развлечением. Театры действовали более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве организовали артистические кружки и первый народный театр.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи. Большим успехом пользовался Александрийский театр в Петербурге.


В уроке рассказывается об особенностях развития культуры народов России. Урок знакомит с выдающимися художниками второй половины XIX века и их произведениями. Уделяется внимание развитию скульптуры, архитектуры, музыки и театра, художественных промыслов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культурное пространство империи во второй половине XIX века. Художественная культура народов России"

Развитие капиталистических отношений, реформы Александра II, а также последовавший за ними подъём общественно-политического движения во второй половине XIX века повлекли за собой изменения в художественной культуре Российской империи. В этот период времени главную роль в развитии архитектуры, музыки, театрального искусства и народного творчества заняли представители интеллигенции.

Во второй половине XIX века происходил процесс взаимообогащения и взаимовлияния народов многонационального Российского государства. Так, например, русские деятели искусства развивали в своих произведениях темы и сюжеты, взятые из украинской, белорусской, кавказской, татарской культур. А в самих национальных регионах открывались образовательные и просветительские объекты, основанные на народных традициях и обычаях коренных народов.


Однако сохранение самодержавия, незавершённость реформ, подъём революционно-демократического движения стали причиной раскола в среде интеллигенции. Наряду с академическими формами искусства начали появляться и новые направления.

Вопросы занятия: Живопись. Скульптура и архитектура. Музыка. Театр. Художественные промыслы.

Во второй половине XIX века изменилась и общественная функция живописи. В 1860–1870-х годах на первое место вышло стремление правдиво показывать различные социальные проблемы, раскрывать суть общественных явлений. Подобный подход к искусству привёл к появлению такого направления в живописи, как критический реализм, который стал ведущим в живописи конца XIX века.

Положительным героем в картинах этого направления зачастую выступал обобщающий образ бесправного и угнетённого народа, который в то же время обладал огромным духовным потенциалом и жаждой свободы.

Первые проявления критического реализма в российской живописи проявились в 1850-х годах в творчестве Василия Григорьевича Перова. В неприглядных и драматичных эпизодах частной жизни художник показывал отдельную человеческую трагедию как трагедию народа.


Однако главную роль в развитии русской живописи того времени сыграли художники, выступившие в 1863 году против академического классицизма с его устаревшими канонами.

В своей деятельности покинувшие Академию художники вдохновлялись идеями народничества. Организуя передвижные выставки, они вели активную просветительскую деятельность, популяризировали искусство, вовлекали провинции в художественную жизнь России.

Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. А основной темой на их полотнах было отражение окружающей действительности со всеми её проблемами.

Среди первых передвижников были Николай Ге, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, братья Владимир и Константин Маковские, Василий Перов. Позднее к ним присоединились Виктор Васнецов, Николай Ярошенко, Константин Савицкий, Валентин Серов, Исаак Левитан, Василий Поленов.




В начале 80-х годов XIX века в российском изобразительном искусстве возросло значение пейзажа. Удивительная красота и задушевность русской природы раскрыта в полотнах Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Василия Поленова.


Реалистичные морские пейзажи, наполненные драматизмом, писал выдающийся художник-маринист Иван Айвазовский.



Промышленный переворот поставил перед российскими архитекторами второй половины XIX века новые задачи. Теперь необходимо было строительство функциональных зданий нового типа – промышленных предприятий, железнодорожных вокзалов, государственных учреждений, банков, театров, мостов.

Решение этой задачи зодчие искали в мотивах и формах архитектурных стилей прошлого. Это привело к господству эклектики в архитектуре второй половины XIX века.

Эклектика – это смешение различных художественных стилей.

Однако декоративные украшения разных эпох и стилей не соответствовали назначению зданий, поэтому многие удобные по планировке театры и вокзалы этого периода имели довольно неопределённый внешний облик.

Например, в стиле эклектики в Петербурге были построены такие сооружения, как: здание архива Государственного совета (архитектор Максимилиан Месмахер), здание Балтийского вокзала, особняк барона Штиглица (архитектор Александр Кракау).


При строительстве светских сооружений в это время стал применяться традиционный храмовый русский стиль, который в новых условиях стал называться неорусским (или псевдорусским). Оформление таких зданий казалось слишком парадным и странным, не совпадающим с функцией построек.

Много зданий в неорусском стиле можно встретить в Москве – Исторический музей (архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов), Городская дума (архитектор Дмитрий Чичагов), Верхние торговые ряды (архитектор Александр Померанцев).


Первым шагом к появлению типовой архитектуры XX века стали появившиеся в конце XIX столетия доходные многоэтажные и многоквартирные дома.

Музыкальное искусство второй половины XIX века отличалось жанровым разнообразием. Появились такие жанры, как симфония и инструментальный концерт. Популярным оставался жанр романса.

Своего совершенства достигло оперное искусство. На сценах Мариинского и Большого театра блистали Осип Петров, Елизавета Лавровская, Дарья Леонова, Павел Хохлов, Богомир Корсов.


Его главой выступал композитор Милий Балакирев, а в состав входили такие композиторы, как Модест Мусоргский, Цезарь Кюи, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков.

К концу XIX века появилось новое поколение композиторов, среди которых Сергей Танеев, Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин.

Известность приобрёл пианист и дирижёр Николай Рубинштейн. В 1866 году он возглавил Московское отделение Русского музыкального общества и стал директором Московской консерватории.

Сложный и противоречивый период переживало театральное искусство России. На смену старому репертуару пришёл новый, который был сосредоточен на острых социальных явлениях в государстве.

Выдающимися театральными актёрами были Пров Садовский, Василий Самойлов, Сергей Васильев. Одной из самых талантливых актрис была Мария Ермолова, именем которой назван Московский драматический театр.


Театры действовали более чем в 100 городах России, в том числе и в национальных регионах, например, во Львове, Киеве, Минске.

Как вы уже могли заметить, в различных видах художественной культуры на протяжении второй половины XIX века прослеживается возросший интерес к народной жизни и фольклору. Коснулось это и русских ремёсел. Произведения народных мастеров и сегодня являются ценными предметами искусства и украшают музеи мира.

Уникальными явлениями народного творчества считаются дымковские игрушки, палехские миниатюры, гжельская керамика (посуда и статуэтки), хохломская деревянная посуда.

На волне подъёма национального самосознания и повышенного интереса к русской культуре возникло движение, направленное на возрождение и развитие народной крестьянской игрушки.

Это привело к появлению нового промысла – производству деревянных кукол-матрёшек. Первая матрёшка была создана мастером токарного дела Василием Звёздочкиным по эскизам профессионального художника Сергея Милютина. Она состояла из восьми фигурок.


На Кавказе, в Средней Азии и в Поволжье развивались местные традиционные виды декоративно-прикладного искусства: шёлковое ткачество, золотое шитьё, ковроделие, обработка кожи, производство ювелирных изделий, керамических и медных сосудов.

Подведём итоги. Источником вдохновения деятелей культуры являлись традиции народного творчества. Искусство решало задачу просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения. В живописи и драматургии основным стилем был критический реализм. Критический реализм объяснял жизнь, раскрывал трагическое положение народных масс. В архитектуре происходит поиск нового стиля, появляются эклектика и псевдорусский стиль.Возрастает интерес к народной жизни и традициям. Развиваются народные ремёсла.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изу­чение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фолькло­ристики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры высту­пает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодей­ствии всех ее областей.

Пpи изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).

Интерес к истории русской культуры начал про­являться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западни­ков и славянофилов о судьбах России.

Падение крепостного права озна­чало начало нового, капиталистического периода в ис­тории России. Капитализм внес существенные пере­мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду­ховный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более вы­сокого культурного уровня общества, расширял объек­тивные социальные возможности для овладения куль­турой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определен­ного уровня культуры в сфере материального про­изводства, способствовала ускорению процесса демо­кратизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменил­ся социальный облик читателя.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социаль­но-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к куль­туре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — на­чале XX в. не было равномерным процессом. Его вну­тренние этапы определяли подъемы и спады в обще­ственно-политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять клас­совый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.

Но не только русская культура положительно воз­действовала на развитие национальных культур. На­циональные мотивы питали творчество многих рус­ских писателей, художников, композиторов.

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было рас­пространение просвещения.

Наиболее распространенным типомначальной школы в пореформенной России были земскиешколы обязанные своим появлением общественной инициативе. За первые десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.

Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами, существовавшими в то время в России (министерскими, церковноприходскими), отличалась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, четырех правил арифметики и закон; божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой русской интеллигенции. Земства открывали на свои средств; специальные учительские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их деятельность в области народного образования и просвещения несомненно носила прогрессивный характер.

Создание на­чальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурно­го развития пореформенной России.

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившие­ся теперь в ведении Синода. Элементарное образова­ние в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в зем­ской школе. Правительство оказывало покровитель­ство церковноприходским школам, стремясь с их по­мощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестислассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).

Возможность получения образования для женщин, участие их в общественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры.

В период революционной ситуации женщины были допущены в университеты на правах вольнослуша­тельниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в универси­теты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех ино­странных студенток.

В России активное общественно-научное движе­ние в защиту женского образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н. Беке­товым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию на рубеже 60—70-х го­дов высших женских курсов. Впервые они были откры­ты в Петербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора универси­тета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-куль­турной жизни страны, русском революционном движе­нии. Женские курсы работали по программе универси­тетов, но их окончание долгое время не давало женщинам прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было вынуждено юри­дически признать факт существования высшего обра­зования для женщин в России.

В пореформенное время повысился уровень гра­мотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамот­ности колебался в зависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например, число гра­мотных было примерно в два раза больше, чем в сель­ской местности.

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень грамотности в России составлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процента населения Рос­сии имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIX в. определяла начальная школа.

Общие условия социально-экономического и обще­ственного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.

В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали о достаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной из важнейших культурных ценностей.

Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, вы­ставки).

Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период, составили значительную часть наших музеев и би­блиотек. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве.

В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный театральный музей им. А. А. Бахру­шина). Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составило один из отделов музея.

Во второй половине XIX в. при участии обществен­ности в России было организовано много разнооб­разных по профилю музеев: исторических, естествен­нонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных. Впервые появились краеведческие, ме­мориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступ­ность.

В 1872 г. в Москве по инициативе Общества люби­телей естествознания, антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, сыгравший важ­ную роль в культурно-просветительном движении по­реформенного времени. Коллекции одного из его раз­делов послужили основой для создания Исторического музея (открыт в 1883 г.).

Общедоступность многих музеев, развитие выста­вочного дела свидетельствовали о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затем демон­стрировалась в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.

Основные вопросы общественно-политической мы­сли - крестьянский и судьбы самодержавия в Рос­сии — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монар­хии было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании сформировалась демократи­ческая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.

В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого вре­мени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходи­мости преобразований, борьба за поиски путей их осу­ществления в интересах широких масс народа, извест­ное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало со­ответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры.

Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 —70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.

Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.

Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.

Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях.

Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописыо

Передвижничество — ведущее направление в нацио­нальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задание на урок
В чем состояли главные причины расцвета художественной культуры в России во второй половине XIX в.?

Особенности развития культуры народов России во второй половине XIX в.
Благотворное воздействие Великих реформ;

Взаимовлияние и взаимообогащение культуры русского и других народов России;

Развитие культурной жизни народов России;

В творчестве русских композиторов, театральных деятелей, артистов получили развитие мотивы народов России

Живопись
Ведущий стиль – критический реализм.
В.Г. Перов
(1833 – 1882)
Бурлаки на Волге, 1873 г.

Живопись
Крамской И.Н.
Автор: И.Е. Репин
Лидер и теоретик передвижничества, портретист.

Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г.

Живопись
Репин И.Е
Достиг вершины реализма в русской живописи.

Живопись
Суриков В.И.
Автор: Крамской И.Н.
Достиг вершины реализма в русской живописи.

Живопись
Васнецов В.М.
Жанр народных сказаний.

Живопись
Шишкин И.И.
Художник И.Н. Крамской
Основной объект внимания среднерусский пейзаж, суровая природа Русского Севера.

Живопись
Саврасов А.К.
Основной объект внимания лирический пейзаж.

Живопись
Куинджи А.И.
Автор: В.М. Васнецов
Мастер световых эффектов.

Живопись
Айвазовский И.К.
Художник моренист

Скульптура
Антокольский М.М.
Художник: В.М. Васнецов
Создал серию исторических портретов.

Иван Грозный
Ярослав Мудрый
Петр I
Ермак

Памятник А.С. Пушкину в Москве. Скульптор А.М. Опекушкин.

Архитектура
Эклектика
Неорусский (псевдорусский) стиль

Архитектура
Эклектика
Архив Государственного совета в Петербурге. Архитектор М.Е. Месмахер

Архитектура
Эклектика
Здание Балтийского вокзала. Архитектор А.И. Кракау

Архитектура
Неорусский стиль
Здание Исторического музея в Москве. Архитекторы: А.А. Семенов, В.О. Шервуд

Архитектура
Неорусский стиль
Здание Городской думы в Петербурге. Архитектор: Д.Н. Чиганов

Художественные промыслы
Дымковские игрушки
Палехская лаковая миниатюра
Хохломская роспись

Задание урока
В чем состояли главные причины расцвета художественной культуры в России во второй половине XIX в.?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 384 материала в базе

Материал подходит для УМК

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.02.2021 8168
  • PPTX 44.7 мбайт
  • 1483 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломакин Артем Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: