Отношение к инвалидам в эпоху возрождения доклад
Обновлено: 06.07.2024
Отношение к лицам с особенностями психофизического развития в ходе исторической эволюции человеческого общества было неоднозначно. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении. Человечество прошло сложный многовековой путь от нетерпимости к проявлению нарушения, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.
На ранних этапах развития общества, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям спсихофизическими нарушениями было нетерпимым. Детей, рожденных с выраженными
нарушениями, не считали полноценными гражданами и приравнивали к рабам или животным.
В эпоху античности is ряде государств (Спарта, Древний Рим) любые отклонения в физическом развитии, уродство и иные нарушения у детей считались нежелательными. Детей с такими недостатками умерщвляли, руководствуясь правилом об отделении негодного от здорового.
Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим недостаткам, к психическим и физическим нарушениям. Врачи посещали монастыри и тюрьмы, вели наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния.
Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.
В XV-XVI вв. предпринимались попытки индивидуального обучения детей представителей знати, имеющих нарушения слуха и зрения (Испания, 1578 г.; Англия, 1648 г. - опыт индивидуального обучения глухих детей, в 1670 г. во Франции - слепых). Этот опыт
не может считаться началом построения системы специального образования для некоторых категорий детей с особенностями психофизического развития, однако, практика показала возможность и необходимость организации специальной педагогической помощи таким детям.
1706-1806гг.).
Началом этого периода Н.Н. Малофеев называет переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями (открытие в Париже специальных школ для глухонемых в 1770 г. и для слепых в 1784 г.).
Педагогический подход в помощи, обучении и воспитании детей С отклонениями в развитии формируется в конце XVJ11 - начале XIXв. Сторонниками его реализации выступают как педагоги, так И врачи, общественные деятели.
• посильность в обучении;
• использование дидактических материалов;
• сочетание умственного и физического труда;
• соединение обучения с производительным трудом.
Французский психиатр Жан Итар (1775-1838) с помощью ме
тодой, основанных на развитии чувств, попытался из одичавшего
Но пторой половине XIX и начале XX в. в связи с потребностью производства в рабочих более высокой квалификации и расширением сети школьного образования все острее встала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии. Отчисленные из школы учащиеся оказывались на улице и пополняли ряды асоциальных элементов. Поэтому обучение слабоумных детей стало рассматриваться как социальная проблема. С этого времени Н.Н. Малофеев предлагает вести отсчет нового периода.
Начало этого периода исследователь связывает со временем принятия в западноевропейских странах законов об обязательном всеобщем начальном образовании и созданных на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В это время завоевывает признание гуманистическая концепция, в соответствии с которой дети, получившие специальное образование, перестанут быть обузой для общества и станут его полезными членами. Очевидной становится такая социальная позиция, при которой лица с психическими и физическими нарушениями получают право на специальную педагогическую помощь.
Представителями психолого-педагогического направления в работе с детьми с особенностями психофизического развития в первой четверти XX в. являются французы - педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур. Они пришли к выводу, что критерием нарушения раз-
вития является неспособность детей обучаться обычным образом в обычных педагогических условиях.
Известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создала ортофеническую школу для детей с нарушениями в развитии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики.
К началу XX в. сформировалось психометрическое направление (система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточности.
Социальные, экономические процессы, а также проведенные исследования способствовали развитию сети специальных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и появлению законодательной базы, регламентирующей их деятельность. В 1892 г. в Англии были открыты первые специальные школы для умственно отсталых детей. А в 1899 г. был принят .чакон об обучении умственно отсталых детей, который предусматривал следующий регламент:
• обучение умственно отсталых до 16 лет;
• осуществление отбора детей через школьную комиссию;
• дополнительное обследование ребенка по требованию родите
лей в случае возникновения сомнений в его полноценности;
• штрафование родителей, отказывающихся от процедуры об
следования ребенка на комиссии;
• периодическое обследование ребенка (в том числе и по требо-
иапиюродителей) с целью возвращения его в массовую школу не
чаще одного раза в полугодие.
В 1903 г. в Англии была создана Национальная ассоциация в помощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в настоящее время.
Именно третий период эволюции соотносится с первым этапом становления национальных систем специального образования -этапом зарождения, развертывания и оформления параллельных систем специального образования.
• развитие законодательной базы специального образования;
• структурное совершенствование национальных систем специ
ального образования (в некоторых странах функционировало до 20
■шпон спецшкол);
• расширение охвата специальным обучением нуждающихся
(5 1.5% детей школьного возраста);
• формирование новой культурной нормы - уважение к разли
чиям между людьми;
• признание специальных школ и интернатов сегрегационными
учреждениями, а изолированной от массовой школы системы спе
циального образования - дискриминационной.
Проблемы детей с особенностями психофизического развития становятся предметом внимания таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), отдела специальных служб ООН, отдела реабилитации ООН.
В 50-е годы в разных странах специальным обучением было охвачено значительное число детей (в США обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей было введено в 1950 г.).
В 1960 г. Международная конференция по народному образова-пию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией и области образования, в которой определялись права детей с особенностями психофизического развития на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально разминающихся сверстников в зависимости от их возможностей.
I la этом этапе система специального образования достигает своего пика.
В конце XIX - начале XX в. были созданы общества и общественные организации по обучению и воспитанию детей с ОПФР. Екатерина Константиновна Грачева (1866-1934) стояла у истоков создания новых в России учреждений для детей с интеллектуальной не-
В 60-70-е годы XX в. психоневролог Г.Е. Сухарева разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервной системы; М.С. Певзнер предложила классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
Исследования в области изучения детей с особенностями психофизического развития, проводимые учеными Научно-исследовательского института дефектологии (НИИД), а затем Института коррекционной педагогики РАО, позволили значительно продвинуться в понимании и объяснении феноменов психического развития, поиска адекватных и эффективных моделей, путей и методов обучения и воспитания таких детей.
М 1990-1991 гг. Россия провозгласила смену отношения к ин-нллпдам, продекларировала курс на интеграцию инвалидов в обще-
( ГПО.
История становления и развития специального образования на территории Белоруссии имеет свои особенности. Исследователь
исторических корней и оснований становления и развития системы специального образования И.М. Бобла отмечает, что:
• специально организованного государственного призрения де
тей с особенностями психофизического развития в дореволюцион
ной Белоруссии не существовало;
• определяющую роль в обосновании необходимости и возмож
ности обучения детей с ОПФР сыграли контакты белорусских пе
дагогов с Я.А. Коменским, деятельность профессоров Виленского
университета (Я. Снядецкого и др.), взгляды русских просветите
лей (А. Радищева и др.) и практика работы дефектологов России;
• специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и
слепых детей были открыты в конце XIX - начале XX в. (Минск,
Витебск, Гомель).
Призрение и лечение престарелых и больных, в том числе и лиц с отклонениями в психофизическом развитии, было в ведении приказов общественного призрения: Могилевского (1781), Минского (1796), Витебского (1802), Гродненского (1805), Виленского (1808).
Среди первых специалистов-дефектологов были сурдопедагоги и логопеды М.Я. Нисневич, СО. Окунь (Минское училище для глухонемых и заикающихся детей - 1888 г.), И.О. Васютович (Витебская школа глухонемых - 1896 г.), P.P. Слиозгер (индивидуальное обучение глухонемых в Гомеле - 1902 г., школа глухонемых в Минске - 1908 г.). Тифлопедагогической практикой занимались И.У. Зданович, И.В. Георгиевский, К.С. Болтуць (Минское училище для слепых мальчиков - 1897 г.). Школ для детей с нарушениями интеллекта до революции в Белоруссии не было.
Материалы переписи населения 1897 г. свидетельствуют о том, ЧТО в Белоруссии проживало свыше 7 000 аномальных детей.
В 1920 г. были созданы школы для глухонемых и умственно отсталых детей в Витебске, детские дома для умственно отсталых детей в Гомеле и Могилеве, а в 1921 г. открылся детский дом для ум-СТпеппо отсталых детей в Минске.
Формирование системы специального образования в Белоруссии потребовало подготовки кадров дефектологов. Ведущими формами подготовки и переподготовки кадров являлись курсы, Спадаиаемые на базе лучших специальных учреждений, и заочное обучение педагогов республики на дефектологических факультетах Myuou России.
По данным И.М. Боблы, в 1940/41 учебном году в Белоруссии работали 32 специальные школы: 18 - для детей с нарушением слу-
ха, 10 - для умственно отсталых детей, 3 - для слепых, 1 - для детей с расстройствами слуха и речи. В них обучалось около 3 000 воспитанников и работало свыше 300 педагогов.
Сразу после освобождения территории Белоруссии от фашистских оккупантов Постановлением СНК БССР от 09.10.1944 г. №659 была определена сеть школ для глухонемых и слепых детей: 11 школ на 1 400 учащихся. К марту 1945 г. в республике действовало 5 школ для глухонемых (Мстиславль, Бобруйск, Гомель, Ошмяны, Ново-грудок) и школа для слепых (д. Поречье, Гродненская обл.). Осенью 1945 г. открылась республиканская школа для детей с расстройствами слуха и речи в Кобрине (Брестская обл.), а в 1949 г. была укомплектована первая вспомогательная школа в Витебске.
В 60-х годах появились новые для Белоруссии типы школ: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорпо-двигателыюго аппарата (1964), для детей с тяжелыми нарушениями речи (1966).
Подготовка профессиональных специалистов для системы специального образования в Белоруссии началась в 1960 г., когда в Минском педагогическом институте им. A.M. Горького было открыто отделение дефектологии, которое в 1976 г. было преобразовано в дефектологический факультет (ныне факультет специального образования).
80-е годы характеризуются значительным расширением сети учебных заведений для различных категорий детей с ОПФР: в 1980 г. открываются школы для детей с задержкой психического развития, увеличивается число логопедических пунктов при общеобразовательных школах и поликлиниках, стационаров при сурдологиче-ских кабинетах и диспансерах, при Республиканском центре патологии слуха, голоса и речи.
1.1.3. Социокультурные основы дефектологии
лиц с особенностями психофизического развития способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с особенностями психофизического развития имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в сиогм доме, выбирать друзей и дружить с ними, право 6i.li I. желанным членом общества, право быть таким, как' нее).
Становление п развитие дефектологической науки основывалось на различных социокультурных идеяхи концепциях,определявших отношение общества к лицам с особенностями психофизического развития (табл. 1.1).
XVI в. отмечен как время Реформации - антифеодального, антицерковного движения, зародившегося в Германии. Лютер и его последователи отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией, считая носителем истины Священное писание, и выступали за упразднение института духовенства. По мнению Лютера, между словом Божьим и верующим не нужен посредник, человек должен общаться с Богом не на латыни, а на родном языке.
Религиозная война неожиданно придала ускорение развитию образовательной системы в Западной и Центральной Европе. Желание реформаторов изгнать из богослужения непонятную большинству верующих латынь, естественно привело их к мысли о необходимости дать в руки каждому Библию на родном языке; научить всех читать, а значит, ввести всеобщее начальное образование; проводить обучение на родном языке; сделать обучение принудительным, чтобы исключить влияние римской церкви на умы учащихся; вменить организацию обучения в обязанность государству [3,47].
Карл Великий, мечтая возродить Римскую империю, попытался ввести всеобщее обучение и открыл школы при церквях. Реформаторы-протестанты, мечтая о независимости Германии от идеологического влияния Рима, попытались ввести принудительное всеобщее государственное начальное обучение. Heсмотря на то что Карл и Лютер в своих решениях руководствовались исключительно идеологическими и политическими интересами, в значительно меньшей мере думая о просвещении, очевидна плодотворность их деятельности для развития системы образования.
Парадоксально, что великие идеологи Реформации Мартин Лютер (1483- 1546) и Жан Кальвин (1509- 1564), находясь в оппозиции к официальному Риму, в отношении к аномальным людям исповедовали взгляды своих ярых враговинквизиторов. Они требовали упразднения католической церкви, феодальной эксплуатации и боролись за установление равенства, но слабоумных советовали сажать в тюрьмы или бросать в реки [14]. Лютер считал, что умственно отсталый ребенокэто просто massa camis (масса плоти, лишенная души). Кальвин же проповедовал, что умственно отсталые люди одержимы Сатаной [81].
Статья, которая актуальна в контексте внедрениямодели инклюзивного образования.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Отношения к инвалидам в античной цивилизации
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. [5]
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.[5]
Ученые древности (Сократ, Платон, Аристотель) о детях с физическими нарушениями в развитии:
Др. Греция - В древнегреческой педагогической практике традиционно различают две альтернативных базовых модели - спартанскую (тоталитаризм, военизированность) и афинскую (демократичность, развитие культуры). Отношения к инвалидам совпадали: Заботясь о прочности государства, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В худшем случае эти обездоленные уничтожались, в лучшем - оставлялись на произвол судьбы.
В Спарте слабые дети умерщвлялись, в том числе инвалиды, глухонемые.[2]
Ученые древности (Сократ, Платон, Аристотель) о детях с физическими нарушениями в развитии:
Смысл рассуждения Сократа заключается в том, что решение о своей нужности и ненужности, а соответственно и об уходе из жизни, должен принимать сам человек и никто другой. Не имеет права решать этот вопрос даже общество.[3]
Таким образом, идеи инклюзивного образования прошли долгий тернистый путь. В античном мире и в средневековье идеи инклюзивного образования полностью игнорировались в силу статуса, который занимали инвалиды в обществе. Пересмотр данных взглядов на статус инвалидов начинается в эпоху Возрождения и Просвещения. Серьезный базис в развитии идей инклюзии был создан в конце XVIII - XIX вв. Существенным прорывом в развитии инклюзивного образования стало принятие международных правовых актов во второй половине XX- начале XXI вв.[6]
2. Гребёнкин А.Ю. Отношение к инвалидам в Европе в различные исторические эпохи // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 2.
3. Киселев М.И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями // Молодой ученый.2012. № 12.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. – М.: Печатный двор, 1996.
5. Ратнер Ф.Л., Сигал Н.Г. История становления и развития идей инклюзивного образования: международный опыт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3-х ч. Ч.2. 2012. №12.
Современное отношение к людям с ограниченными возможностями по-прежнему во многом схоже с тем отношением и представлением о таких людях, которое бытовало в прошлом. Примерами такого отношения изобилуют мифы, литературные и театральные произведения, фольклор, биографические и исторические материалы, а также фильмы. Четкое понимание того, на чем строится отношение к инвалидности, имеет важное значение для осознания того факта, что негативное отношение и стереотипы об инвалидах в течение многих столетий подкрепляются самим обществом и религией. В данном материале вы можете ознакомиться с тем, как некоторые типы отношения к людям с ограниченными возможностями в процессе общественного развития трансформировались в отношение к инвалидам, которое превалирует в западном обществе на сегодняшний день. Подобное отношение веками сохранялась во многих культурах во всем мире. Любая из описываемых ниже тем или периодов может быть включена в учебную программу для того, чтобы дети могли получить большее представление о предубеждениях, которые существуют в отношении инвалидов.
Исторический экскурс: включает в себя Древнюю Грецию и Рим, феодальную и средневековую Европу, эпоху Возрождения, 19-й век, 20-й век, период Третьего Рейха, борьбу за права и движения в 20-м веке, и 21-й век |
Темы для обсуждения: Олимпийские игры, ведьмы, Библия, фольклор, развлечение толпы, пираты, сторонники евгеники, некоторые известные жертвы евгеники, карикатуры, принижение личности, благотворительность, пропагандистские фильмы, современная тематика, движение по пропаганде творчества инвалидов. |
В настоящее время в России общая численность инвалидов составляет 12,4 млн. человек, в том числе 612,9 тыс. детей-инвалидов [1] .
За последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов (в 2010 году число детей-инвалидов составляло 519 тыс., 2012 г. - 560,4 тыс. человек; 2013 г. -567,8 тыс. человек; 2014 г. - 579,6 тыс. человек). Ежегодно около 70 тыс. детей впервые признаются инвалидами [2] .
Читайте также: