Доклад о состоянии окружающей среды волгоградской области в 2015 году

Обновлено: 05.07.2024

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Утверждены
приказом
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 17 марта 2017 г. N 142

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕЖЕГОДНОГО ДОКЛАДА "О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки и распространения ежегодного доклада "О состоянии окружающей среды на территории Волгоградской области" (далее именуется - Доклад), в том числе сроки его подготовки и распространения, требования к его содержанию и материалам, необходимым для его подготовки.

2. Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информирования территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей о мероприятиях, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Доклад служит основой для определения приоритетных направлений природоохранной деятельности, а также разработки мер, направленных на предупреждение и сокращение негативного воздействия на окружающую среду под воздействием природных и антропогенных факторов.

3. Доклад представляет собой систематизированный свод аналитической информации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах, явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов, о влиянии экологических факторов на здоровье человека, о развитии экологического просвещения, а также сети особо охраняемых природных территорий.

4. Доклад содержит:

основные показатели фактического состояния окружающей среды;

показатели, характеризующие взаимосвязь показателей состояния окружающей среды и показателей социально-экономического развития Волгоградской области (показатели экологической эффективности);

сведения о природных и антропогенных факторах, в том числе основных отраслях экономической деятельности, влияющих на состояние окружающей среды, анализ, тенденции и прогноз их воздействия на окружающую среду и принимаемые меры по ее охране;

оценку достижения целевых показателей качества окружающей среды, предусмотренных государственными программными документами, в том числе государственными программами;

сведения об осуществляемых экономических, правовых, социальных и иных мерах в области охраны окружающей среды и анализ их эффективности;

результаты научных исследований в области охраны окружающей среды.

5. При подготовке Доклада используются аналитические материалы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного регулирования в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, а также данные государственной статистики и отчетности, информация и материалы о состоянии и об охране окружающей среды в Волгоградской области, а также данные научных исследований, связанных с оценкой состояния окружающей среды.

6. Объем внутреннего блока ежегодного Доклада - не более 300 страниц.

7. Доклад готовится в соответствии с Типовой структурой ежегодного Доклада согласно приложению к настоящим Правилам.

8. Подготовка Доклада осуществляется редакционной коллегией и отделом организации мониторинга окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет).

9. Состав редакционной коллегии ежегодно утверждается приказом Комитета.

10. Начальники структурных подразделений Комитета, ответственные за подготовку разделов Доклада, обеспечивают сбор и обработку информации, а также представление разделов (с информацией по курируемым направлениям) в отдел организации мониторинга окружающей среды Комитета до 1 апреля года, следующего за отчетным.

11. Разделы Доклада представляются (на бумажном и электронном носителях) в формате: параметры страниц: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, правое - 1,5 см, левое - 2,5 см; шрифт основного текста: Times New Roman - 12; шрифт таблиц: Times New Roman - 10; интервал - одинарный; фотографии представляются в формате JPEG со ссылкой на вставку в текст.

12. Начальники структурных подразделений Комитета, участвующие в подготовке Доклада, несут ответственность за объективность, полноту и качество представляемой информации.

13. Отдел организации мониторинга окружающей среды Комитета осуществляет редактирование, оформление разделов и подготовку Доклада для его представления в типографию.

14. Доклад ежегодно по итогам предыдущего года издается в срок до 5 июня.

Организация презентации Доклада осуществляется отделом организации мониторинга окружающей среды и отделом организационной работы и делопроизводства Комитета.

15. Отдел материально-технического обеспечения Комитета ежегодно размещает Доклад на официальном портале Губернатора и Администрации Волгоградской области в срок до 10 июня.

16. Доклад распространяется согласно утвержденному реестру территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной и законодательной власти Волгоградской области, органам местного самоуправления, в библиотеки, школы, высшие учебные заведения, общественным организациям, средствам массовой информации, а также представляется организациям по запросам.

17. Доклад ежегодно направляется в Минприроды России и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Приложение
к Правилам
подготовки и распространения
ежегодного доклада
"О состоянии окружающей среды
Волгоградской области"
от 17 марта 2017 г. N 142

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ЕЖЕГОДНОГО ДОКЛАДА О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 26.03.2021 N 431-ОД)

Волгоградская область является крупнейшим промышленным и культурным регионом юга России. По причине большой концентрации промышленных предприятий и заводов, область находится в двадцатке регионов, где отмечаются повышенные объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в связи с этим существуют острые экологические проблемы Волгоградской области.

Волгоградская область

расположена в южно-восточной части РФ, занимает площадь 112 877 км 2 ), численность населения более 2,5 млн. человек. Административный центр – город герой Волгоград (в период с 1925-1961 гг. носил название Сталинград), на площади 859,3 км 2 проживает более 1 млн. человек.

Атмосфера

Опираясь на статистические данные Волгоградской области, наибольший показатель степени загрязненности воздуха регистрируется в таких городах, как Волгоград и Волжский.

металлургические заводы

По оценкам специалистов большую часть загрязнений приносят металлургические заводы, топливной, нефтехимической и химической промышленности.

На данный момент в Волгоградской области внедрена программа по развитию территориальной системы по наблюдению за качеством воздуха в регионе.

Эффективность данной системы рассчитана на получение оперативной информации о состоянии воздуха, превышении ПДК загрязняющих веществ. Эти сведения будут учитываться для разработки целевых программ и комплексных мероприятий в сфере охраны атмосферы.

В Волгоградской области уже налажена работа 15 стационарных постов, задача которых совершать наблюдение за состоянием атмосферы всего региона: 8 постов расположены в Волгограде, 5 установок в г. Волжском, по одному в Светлоярском и Краснослободском районах. Ко всему прочему в регионе работают несколько специальных передвижных лабораторий, которые исследуют загазованность воздуха.

Водные ресурсы

Состояние водных ресурсов региона можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Водоемы страдают от сточных вод, которые сбрасываются недостаточно очищенными или совсем не пройдя предварительную очистку. Основной вклад в загрязнение водного фонда осуществляют жилищно-коммунальные хозяйства и промышленные предприятия.

Особое опасение вызывает качество поверхностных вод, которые не соответствуют нормативам. При проведении анализа проб воды, отмечается превышение содержания вредных веществ таких, как фенолы, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот, нефтепродукты, хлориды.

сточных вод

Ежегодно в реки Волгу и Дон происходит выброс свыше 200 млн. куб. сточных вод. Для улучшения состояния водного фонда Волгограда и области следует проведение мероприятий по оперативному выявлению и обеззараживанию загрязненных водоемов, осуществление строительства новых очистных сооружений и проведение реконструкции старых, благоустройство и приведение к санитарным нормам прибрежных зон.

Качество воды крупных речных артерий Волго-Донского бассейна, а также их притоков признано умеренно загрязненной или условно чистой.

Почва

загрязнение почвы

Проблема загрязнения почвы стоит не менее остро, чем ситуация с загрязнением воздуха и воды. Особый взнос в загрязнение почвы вносят промышленные предприятия, многочисленный автомобильный транспорт и несанкционированные свалки бытового мусора и промышленных отходов, а также особо следует отметить вред от бесконтрольного применения в сельском хозяйстве удобрений и различных средств для растений.

При исследовании проб почв Волгограда замечено повышенное содержание фенола и формальдегидов. Наиболее сильное загрязнение почвы регистрируется на территории промышленных предприятий, однако, казалось бы, чистые зеленые зоны Советского и Красноармейского района также загрязнены элементами тяжелых металлов.

Вызывает надежду, что в последние несколько лет в сельском хозяйстве для защиты растений все чаще стали применять биологические средства, действие которые более щадящее для экосистемы.

Отходы

Отходы

Одна из экологических проблем Волгограда связана с неорганизованной и нерациональной утилизацией отходов, большое количество которых несут опасность для человека, но и для природной среды в целом. По состоянию на начало 2015 года на территории Волгоградской области накоплено свыше 50 млн.тонн отходов, учитывая, что ежегодный прирост составляет до 1-1,5 т, ситуация становится критичной.

Для решения данной проблемы в области планируется возвести 8 полигонов ТБО, порядка 10 станций по перегрузке мусора и около 5 мусоросортировочных комплексов.

Пункты приема вторсырья в Волгограде

Посмотрите видео: МЧС: Свалки в Волгоградской области — бомба замедленного действия

День эколога

В канун Дня эколога в Волгоградском государственном аграрном университете состоялась презентация Доклада о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2015 году, церемония награждения лучших экологов.

Доклад подготовлен комитетом природных ресурсов и экологии совместно с органами федеральной и муниципальной власти. В нем дан комплексный анализ состояния окружающей среды региона, обозначены экологические проблемы.

Председатель облкомприроды Виталий Сазонов отметил, что в 2015 году в Волгоградской области удалось реализовать целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации и ликвидацию накопленного экологического ущерба. Это касается такой острой для области проблемы, как проблема размещения твердых бытовых отходов. С 2013 года комитетом ведется работа по созданию на территории области комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. На сегодняшний день объектами захоронения отходов регион обеспечен на 60% благодаря реализации трех проектов в Волжского, Камышине и Светлоярском районе, финансирование которых осуществлялось исключительно за счет внебюджетных средств. Объем частных инвестиций в эту сферу в прошлом году составил 67,6 млн. руб.

В 2015 году начато строительство полигонов в Урюпинске и Михайловке, а также первого в регионе мусороперерабатывающего комплекса в Волжском. Аналогичный комплекс запланирован в Светлоярском районе.

В водохозяйственной сфере, благодаря федеральным средствам, более миллиарда рублей было потрачено в прошлом году на реализацию водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Самый большой проект – это берегоукрепление правого берега Волги в Волгограде. Этот объект является основным техническим сооружением для устройства на нижней террасе набережной рокадной дороги, необходимой для проведения ЧМ-2018. По результатам 2015 года общая готовность объекта составила 37%.

В прошлом году был выполнен капитальный ремонт на 4-х ГТС в Камышинском, Жирновском, Киквидзенском и Урюпинском районах.
За счет средств из федерального бюджета завершены работы по расчистке 4-х ериков Волго-Ахтубинской поймы, продолжается экологическая реабилитация ерика Каширин, расчистка русла реки Бульбин в Палласовском районе и работы на реке Перевозинка в Новоаниннском районе.

Советом по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Волгоградская область в минувшем году объявлена территорией Эколят-молодых защитников природы. За организацию на территории области I Всероссийского экологического детского фестиваля "Экодетство" комитет удостоен диплома "Книги рекордов России".

Кроме того, комитет поставил своей целью уже в самое ближайшее время разработать концепцию экологического просвещения на территории региона, которая должна охватить все возрастные группы и самые различные слои населения Волгоградской области.

Министерство экологии и природных ресурсов РФ опубликовало доклад о состоянии окружающей среды в России. Почти 900-страничный документ содержит немало интересных сведений об экологической ситуации в регионах – в том числе в Волгоградской области.

Выхлопами по экологии

Структурный анализ выбросов загрязняющих веществ показывает, что в 2020 году наблюдается увеличение выбросов по ряду ключевых источников загрязнения по сравнению с уровнем 2019 года. В наибольшей степени произошёл прирост выбросов оксида азота (до 25,7 тыс. т), также выросли выбросы оксида углерода (до 58,3 тыс. т) и диоксида серы (до 10,3 тыс. т). Министерство экологии и природных ресурсов РФ

От промышленных отходов страдает не только воздух, но и вода. Сброс загрязнённых сточных вод в 2020 году вырос на 15%, а в Волге и Волгоградском водохранилище были зафиксированы превышения ПДК по содержанию нефтепродуктов и соединений меди.

Самой проблемной точкой на карте Волгоградской области в плане качества воздуха, согласно докладу Минприроды, является Волжский. При этом формально уровень загрязнения атмосферы в городе-спутнике оценивается как низкий. В прошлом году от всех предприятий Волжского на очистные сооружения поступило 13,1 тысячи тонн загрязняющих веществ, из них удалось обезвредить 12,6 тысячи тонн.

Город Волжский, являясь одним из промышленных центров Волгоградской области, вошёл в ранжированный перечень городов и городских округов Российской Федерации по показателю объёма выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников. Величина выбросов определяется Росприроднадзором в рамках федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха по форме № 2-ТП (воздух). При этом в целом величина выбросов не является прямой характеристикой загрязнения атмосферного воздуха, а лишь отражает работу по сбору и обобщению статистической информации, рассчитываемой предприятиями, – заявили в областном комитете экологии и природных ресурсов.

Иного мнения придерживаются волгоградские экологи. Они указывают, что представленные в отчёте Минприроды данные могут не отражать всей полноты картины. При его составлении использовалась статистика от областного комитета природных ресурсов и Росприроднадзора, а оба ведомства недостаточно качественно оснащены на местном уровне. Экоактивисты утверждают, что оборудования, которым располагают инспекторы, мало для эффективного наблюдения за экологической ситуацией.

Ни у Минприроды, ни у Росприроднадзора нет достаточно серьёзного инструментария для того, чтобы точно измерить уровень загрязнения воздуха, почвы и воды и чётко понять, что происходит. Нет самой технической возможности нормально померить. Поэтому все цифры, которые они приводят, отчасти лукавы и, можно сказать, условно достоверны. Говорить о действительно достоверных цифрах можно в том случае, если они подтверждены данными серьёзного инструментального контроля. Ни одна, ни другая структура такими возможностями не обладает, – указывает общественник Константин Глушенок, представитель штаба ОНФ в Волгоградской области. – Нужно, чтобы Росприроднадзор и региональный комитет природных ресурсов были оснащены такими лабораторными возможностями, которые действительно смогут нам показать динамику процесса загрязнения.

Дымящие вместе

В комитете промышленности и ТЭК Волгоградской области сообщили, что с 2017 по 2020 годы 60 предприятий региона потратили более 14 млрд рублей на внедрение наилучших доступных технологий и на собственные экологические программы. В феврале 2021 года при губернаторском совете по развитию промышленности была создана специальная рабочая группа, в которую вошли экологи ведущих индустриальных организаций.

Всего предприятиями региона до конца 2024 года для достижения высоких экологических показателей планируется реализовать проекты с объёмом инвестиций порядка 30 млрд рублей. Наибольшее количество экопроектов, в том числе направленных на повышение уровня очистки выбросов в атмосферный воздух и качества очистки сточных вод, приходится на химическую и металлургическую отрасли. Комитет промышленной политики, торговли и ТЭК Волгоградской области

Волжский трубный завод

Образование вредных веществ является неотъемлемой частью любого технологического процесса. Поэтому обязательным условием и одним из основных приоритетов стратегического развития ВТЗ является охрана окружающей среды. В 2020-2021 годах на ВТЗ реализуется ряд природоохранных проектов, цель которых – снижение воздействия на окружающую среду, уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сокращение доли отходов, направляемых на захоронение, повышение эффективности энергетических ресурсов, – сообщили в пресс-службе Волжского трубного завода. – Несмотря на то, что производство ВТЗ предполагает образование выбросов оксида азота, оксида углерода, диоксида серы, объёмы выбросов находятся в пределах допустимых значений.

Волгоградский алюминиевый завод

На предприятии также указали, что в его сточных водах содержатся нефтепродукты и соединения меди, но все эти стоки направляются на собственные очистные сооружения завода – в Волгу они попасть не могут, а после очистки концентрация вредных веществ в них стремится к нулю.

Волжский абразивный завод

Проекты по озеленению

Загрязняют тут всякие

Общественники предупреждают, что воспринимать данные, которые предоставляют крупные предприятия, следует с долей скепсиса. Любое превышение по вредным выбросам чревато для заводов штрафами и другими санкциями, так что не в их интересах честно признавать все экологические нарушения, недоработки и неудачи в ходе реализации экопроектов. Возможно, именно этим объясняется то, что некоторые местные предприятия проигнорировали запросы о своих природоохранных программах.

Понятно, что основной источник загрязнения – это промышленность. Если сравнивать цифры по выбросам с показателями 2019 года, то я не вижу какого-то резкого роста промышленного производства, которое объяснило бы такую динамику. Упадка технологий нет, наоборот, сейчас все предприятия стремятся использовать наилучшие доступные технологии. Реального увеличения объёмов производства тоже нет. Откуда же в таком случае может возникнуть рост выбросов? – задаётся вопросом активист ОНФ Константин Глушенок.

По мнению экологов, несоответствие между зафиксированными показателями выбросов и отчётами крупных промышленных предприятий связано с тем, что инспекторы Росприроднадзора и Облкомприроды не в состоянии вести постоянный мониторинг и реагируют только на конкретные инциденты. Общественники приводят в пример Светлый Яр, где надзорные ведомства периодически проводят проверки по массовым жалобам местных жителей. Такие выезды позволяют зафиксировать единичные случаи выбросов, но постоянное фоновое воздействие промышленных объектов на здоровье людей остаётся практически без внимания.

Кому выставлять претензии по поводу загрязнения воздуха и как добиться, чтобы все предприятия региона начали в полном объёме выполнять программы по защите окружающей среды, – вопрос отнюдь не праздный. Но для его решения в Волгоградской области потребуются совместные усилия промышленников, надзорных органов, чиновников и экологов, – а они принципиально не доверяют друг другу и пока что не готовы кооперироваться.

Читайте также: