Аналитический доклад барьеры в развитии цифровой экономики в субъектах российской федерации

Обновлено: 17.05.2024

Потенциал и перспективы развития цифровой экономики регионов России

Potential and prospects for the development of the digital economy of the regions of Russia

Авторы

Аннотация

Ключевые слова

Интернет, информационно-коммуникационные технологии, субъекты Российской Федерации, цифровая экономика, электронное правительство, цифровые технологии

Рекомендуемая ссылка

Authors

Abstract

The purpose of the research, the results of which are presented in this article, is to study the potential and prospects for the development of the digital economy in Russia's regions. The relevance of the research topic is that digitalization is one of the key engines of socio-economic development of regions. Information and digital technologies are becoming a powerful engine of all spheres: production, trade, logistics, medicine, education, etc. To attract investors and human capital, it is important that regions use the full potential of the digital economy as a competitive advantage. The author offers a refined concept of "digital economy", studies the main directions of development of the digital economy at the present stage, defines indicators that characterize the development of the digital economy at the regional level. The article provides a comparative analysis of the development of the digital economy in Russia and developed countries, as well as in certain regions of the country, and provides recommendations for improving the level of development of the digital economy in Russian regions.

Keywords

Internet, information and communication technologies, subjects of the Russian Federation, digital economy, e-government, digital technologies

Suggested Citation

Введение

Современное стремительное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий способствует их интеграции во все сферы национальной экономики. Начиная с 1995 года, последствия влияния цифровых технологий приводят к революционным изменениям в секторах старой экономики, что делает новую экономику более универсальным явлением. На основе цифровых технологий происходит модернизация всех отраслей национальной экономики, открывая новые возможности для ведения бизнеса и государственного управления. Тем самым формируя новое экономическое пространство, которое предоставляет возможность создавать и реализовывать конкурентоспособную продукцию, предоставлять качественные услуги и принимать эффективные управленческие решения. Так, компьютерное моделирование, например, резко сократило время и средства, необходимые для разработки и создания многих вещей, начиная с автотранспортных средств, коммерческих авиалайнеров и заканчивая небоскребами.

Основной целью национальной цифровой экономики является создание новых возможностей для развития, модернизации и оптимизации всех звеньев хозяйственной деятельности на основе цифровой инфраструктуры. Однако, этого не возможно достичь, если не будут достигнуты успехи в цифровизации всех регионов страны.

Следовательно, в настоящее время изучение различных аспектов цифровой экономики и процессов ее становления в регионах России является актуальной научно-практической задачей.

Теоретическую основу статьи составляют фундаментальные разработки по исследуемой теме, которые были представлены в трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как А.А. Гретченко, А.А. Шакиров, Р.С. Зарипова, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, D. Tapscott и др. Не смотря на то, что многие авторы уделяли внимание проблемам развития цифровой экономики, отсутствуют актуальные исследования потенциала и перспектив развития цифровой экономики российских регионов, которые будут рассмотрены далее в данной статье.

Результаты исследования

В формировании современной экономики решающее значение принадлежит информационным технологиям. Распространение информационных технологий на всю экономику делает текущий период таким, который существенно отличается от предыдущих десятилетий. На информационных технологиях базируется цифровая экономика.

Существует большое разнообразие подходов к определению цифровой экономики, проанализируем отдельные теоретические подходы к трактовке данного определения.

Турко Л.В. под цифровой экономикой в узком смысле понимает вид коммерческой деятельности, осуществляемой в электронном пространстве, а в широком смысле – трансформацию всего социума на фоне внедрения информационно-коммуникационных технологий [15].

По мнению Косолаповой М.В. и Свободина В.А., цифровая экономика – это модельное отражение экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению на основе информационно-коммуникационных технологий [11].

Пяткин В.В. и Колчин А.И. считают, что областью интересов цифровой экономики являются кадры и образование, информационная инфраструктура, информационная безопасность, информационная безопасность, нормативное регулирование [14].

Таким образом, цифровая экономика – это экономика, базирующаяся на компьютерных технологиях, охватывающая все сферы жизни и ориентированная на потребителя с целью улучшения предоставления услуг в торговле, транспорте, медицине, образовании, культуре и других, оперирующая данными, хранящимися в базах данных. Производителями компьютерных технологий и поставщиками услуг являются представители ИТ-индустрии, которая становится ключевой отраслью – двигателем новой четвертой технологической революции.

Т. Мезенбург к основным компонентам цифровой экономики относит электронный бизнес, его инфраструктуру и электронную коммерцию [2].

Основными чертами цифровой экономики являются: повсеместное использование искусственного интеллекта, отсутствие необходимости в малоквалифицированной рабочей силе, работа машин без непосредственного управления людьми [13].

Многие ученые считают, что цифровая экономика играет важную роль в развитии экономики как страны, так и отдельных ее сфер и регионов. По мнению Шакирова А.А. и Зариповой Р.С. развитие информационных технологий необходимо для развития экономики и безопасности государства [20].

Кончакова Д.И., Шавина Е.В. считают, что для бизнес-среды цифровая экономика является главным двигателем инноваций, конкурентоспособности и экономического роста, а уровень цифровой экономики страны показывает, насколько она может конкурировать с другими странами в современных технологических условиях [10].

Главным условием успеха цифровой экономики является создание современных эффективных моделей управления технологическими процессами и большими массивами данных [6].

В отдельных отраслях цифровая экономика содействует ликвидации ненужной работы, сокращает время, увеличивает производительность [12].

Внедрению цифровой экономики, как в мире, так и в России, предшествовала информационная экономика, которая подготовила информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечила доступ к обучению информационным технологиям и внедрению их во все сферы жизнедеятельности (экономику, торговлю, бизнес, управление и т. п.).

Цифровая экономика еще больше трансформирует традиционные виды экономической деятельности и стиль жизни человека, отношения в цифровом мире, акцентирует внимание на безопасности и доверии между участниками трансакций, формирует принципиально новые бизнес-модели и постоянно совершенствуется, внедряя облачные технологии, искусственный интеллект, новую виртуальную реальность, накапливает огромные объемы данных (Big Data), которые при достижении критической массы становятся важным капиталом цифровой экономики.

Регионы разрабатывают и собственные программы по развитию виртуальной экономики (Московская область, Пермский край и другие).

Предпосылками для развития цифровизации в России стали снижение стоимости технологий и вычислительных мощностей, а также рост доступности высокоскоростной передачи данных [16]. Однако, региональное неравенство в области внедрения цифровых технологий тормозит общий процесс, поэтому его необходимо устранить.

В настоящее время необходимо, чтобы во всех регионах России шла работа по развитию цифровой экономики, это будет способствовать повышению качества жизни людей, качества промышленного производства, сельского хозяйства, упростит для малого и среднего бизнеса доступ к клиентам, упростит доступ к информации и т.д.

Для развития цифровой экономики необходимо участие в данном процессе профессиональных работников, чей интеллектуальный потенциал, мотивация и профессиональная ресурсная база, чьи действия связаны с высокими психологическими, информационными рисками, угрозами и затратами [7].

Проведем исследование развития цифровой экономики в России и регионах страны.

К ведущим методам исследования проблемы статьи можно отнести анализ теоретических источников, анализ показателей статистики, сравнение.

В качестве показателей предлагается изучить уровень доступа к Интернету в домашних хозяйствах и организациях в РФ и других странах, в динамике за два или несколько лет величину расходов на цифровые технологии в РФ, индекс цифровой экономики и общества России и других стран, индекса развития электронного правительства России и других стран, доступа к Интернету в домашних хозяйствах в РФ, индекс цифровизации и долю населения, пользующуюся сетью Интернет в субъектах РФ

Динамику расходов на цифровые технологии в России рассмотрим на рисунке 1 [19].

Динамика расходов на цифровые технологии в России за 2017-2019 гг., млрд.руб.

Рисунок 1. Динамика расходов на цифровые технологии в России за 2017-2019 гг., млрд.руб.

За 2017-2019 гг. происходил ежегодный рост расходов на цифровые технологии в России. Рисунок 1 демонстрирует в 2019 г. рост расходов населения на цифровые технологии относительно 2017 г. на 192 млрд.руб., рост затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий на 292 млрд.руб., рост затрат организаций и населения на приобретение цифрового контента на 90 млрд.руб.

Рассмотрим динамику уровня цифровой экономики и общества за 2013-2019 гг. на рисунке 2 [9, 19].

Динамика уровня цифровой экономики и общества за 2013-2019 гг., балл

Рисунок 2. Динамика уровня цифровой экономики и общества за 2013-2019 гг., балл

Индекс России на протяжении 2013-2019 гг. находится на среднем уровне цифрового индекса. Как по минимальному значению, так и по максимальному заметно ежегодное увеличение рассматриваемого показателя за анализируемый период. Индекс по РФ за 6 лет вырос на 0,14, что является позитивной тенденцией.

На высоком уровне по цифровизации в РФ находятся отрасли информационно-коммуникационных технологий, образование, финансы, на более низком уровне по сравнению с развитыми странами – добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и транспорт.

Динамику уровня развития электронного правительства рассмотрим на рисунке 3 [9, 19].

В сравнении с 2008 г. в 2019 г. у России заметен рост уровня развития электронного правительства, тогда как у лидера рейтинга отмечено снижение показателя. Однако, не смотря на рост, РФ имеет отставание от лидера – 0,1195 балла.

Динамику доступа населения к Интернету в РФ за 2010-2019 гг. рассмотрим на рисунке 4 [9, 19].

Динамику доступа населения к Интернету в РФ за 2010-2019 гг., %

Рисунок 4. Динамику доступа населения к Интернету в РФ за 2010-2019 гг., %

За 2010-2019 гг. ежегодно растет показатель доступа населения к Интернету в РФ. Общее увеличение показателя за анализируемый период составило 31,4 п.п. В 2019 г. отмечено максимальное значение – 77,6%. То есть большая часть населения от общего числа имеет доступ к Интернету.

Сравним данный показатель по России с мировыми показателями на рисунке 5 [19].

Уровень доступа населения к Интернету стран мира в 2019 г., %

Рисунок 5. Уровень доступа населения к Интернету стран мира в 2019 г., %

В 2019 г. по уровню доступа населения к Интернету лидерами являются Республика Корея и Исландия. Россия, не смотря на ежегодный рост доступности Интернета, значительно отстает от лидеров по данному показателю.

Проведем сравнение развития доступа организаций к Интернету по странам в 2019 г. на рисунке 6 [19].

Уровень доступа к Интернету организаций в 2019 г., %

Рисунок 6. Уровень доступа к Интернету организаций в 2019 г., %

В 2019 г. по уровню доступа к Интернету в организациях лидерами являются Финляндия, Франция, Швеция, Германия. Россия отстает от лидера по данному показателю на 10 п.п.

В 2019 г. в России доля организаций, в которых используется Интернет, составляет 90% от общего числа организаций; в которых пользуются широкополосным Интернетом – 87%; серверами – 60,1%; имеют вэб-сайты 48,9%; пользуются облачными сервисами 27,3%; широкополосным Интернетом со скоростью доступа 100 Мбит/с и выше – 10,7%. По всем этим показателям наблюдается ежегодный рост, что положительно характеризует развитие цифровых технологий в организациях. Цифровая экономика развивается в России за последние годы, однако ее показатели пока отстают от мировых лидеров.

Рассмотрим ситуацию в отдельных регионах (имеющих наибольшие и наименьшие значения) на рисунках 7-10. Динамика индекса цифровизации российских регионов в 2017-2019 г. представлена на рисунке 7 [8, 19].

Динамика индекса цифровизации российских регионов в 2017-2019 гг., балл

Рисунок 7. Динамика индекса цифровизации российских регионов в 2017-2019 гг., балл

Уровень цифровизации экономики серьезно различается по российским регионам. Лидером среди субъектов РФ по рассматриваемому показателю являются Москва, Татарстан, Санкт-Петербург. У нижней границы рейтинга находятся Еврейская автономная область, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская республика. За 2019 г. выросло значение показателя по всем регионам.

Динамику доли населения, пользующегося сетью Интернет, рассмотрим на рисунке 8 [17, 19].

Динамика доли населения, пользующегося сетью Интернет в российских регионах в 2017-2019 гг., баллы

Рисунок 8. Динамика доли населения, пользующегося сетью Интернет в российских регионах в 2017-2019 гг., баллы

По данному показателю лидерами в России также являются Москва, Татарстан, Санкт-Петербург и по всем регионам показатель за 2018 г. повысился, что является положительным фактом.

Динамику уровня использования электронного документооборота в организациях рассмотрим на рисунке 9 [17, 19].

Динамика уровня использования электронного документооборота в организациях в 2017-2019 гг., баллы

Рисунок 9. Динамика уровня использования электронного документооборота в организациях в 2017-2019 гг., баллы

Потенциал регионов в цифровой трансформации нельзя будет реализовать, если не будет развиваться цифровизация госуправления,

Анализ приоритетных услуг, предоставляемых на портале gosuslugi.ru в 2019 г., % от общего числа услуг

Выявлены существенные различия между регионами по доступности государственных услуг. Лучший показатель демонстрирует столица.

Как показал проведенный анализ, проникновение цифровых технологий в регионы идет недостаточно высокими темпами и неравномерно, что связано с различной транспортной, ресурсной, методической обеспеченностью различных субъектов Российской Федерации.

Отстающие регионы должны ориентироваться на опыт ведущих регионов: разрабатывать программы цифровизации (программы или ее проекты есть в таких регионах как Брянская область, Владимирская область, Московская область, Курская область и др.), реализовывать проекты по цифровизации. Например, в Москве приоритетными цифровые технологии являются: большие данные и предиктивная аналитика, искусственный интеллект, виртуальная, дополненная и смешанная реальность, блокчейн, технологии связи 5G, нейроинтерфейсы, 3D-моделирование, сканирование и печать [4].

Успехов в развитии собственных проектов цифровизации в системе ЖКХ и городской транспортной инфраструктуре добились Новгородская область, Республика Северная Осетия и другие. В Новгородской области устанавливается умная система контроля приборов учета коммунальных услуг. В Северной Осетии разработан проект по созданию интеллектуальной платформы в сфере ЖКХ, которая позволит вести прозрачный учет начисления стоимости за потребленные ресурсы, оплата которых будет осуществляться через Интернет. В Рязанской области на заседаниях областного правительства в настоящее время используются планшеты вместо бумажных носителей. В Алтайском крае с помощью спутников следят за ходом полевых работ. В Новгородской области с помощью новых технологий подсчитывает количество туристов в регионе.

Выводы

В мире цифровой сектор растет с большой скоростью. Ежегодно увеличивается количество пользователей новейшими цифровыми достижениями. Передовые страны мира видят во внедрении цифровых технологий один из главных факторов инновационного развития и укрепления конкурентных преимуществ. Россия на сегодня отстает в развитии и качества коммуникационных сетей, только разрабатывает стратегии создание собственного цифрового рынка и остается сферой с нераскрытым потенциалом. Очевидно, что изменения, происходящие в мировой экономике – это, с одной стороны, серьезный вызов, а с другой – новые возможности для поиска специализации России в глобальной цифровой среде и формирования на этой основе направлений модернизации традиционной экономики.

Следует отметить, что за последние годы в российских регионах достигнуты определенные успехи в развитии цифровых технологий на уровне домашних хозяйств, предприятий и цифрового правительства.

Однако, остаются нерешенными проблемы неравномерности территориального развития, бюрократизации процесса внедрения цифровых технологий в регионах и отсутствия четко сформулированной законодательной базы в данной сфере.

С целью развития цифровой экономики в регионах необходима организация обучения региональных управленцев цифровым технологиям, создание всероссийского рейтинга цифрового развития регионов и обмен лучшими практиками, координация процесса цифровизации в регионах на федеральном уровне, выравнивание ситуации в регионах. Создание новых структур по развитию цифровизации, сотрудничество по горизонтали и вертикали между отраслями экономики, взаимодействие государства, исследовательских институтов на базе университетов и частных предприятий позволят развивать цифровую экономику в регионах.

Особенности отбора и взаимодействия с подрядными строительными организациями при реализации концессионных проектов в сфере школьного образования

Особенности отбора и взаимодействия с подрядными строительными организациями при реализации концессионных проектов в сфере школьного образования

Семинар - стратегическая сессия для городов по вопросам применения механизмов ГЧП для развития парков и общественных пространств

Семинар - стратегическая сессия для городов по вопросам применения механизмов ГЧП для развития парков и общественных пространств

Модернизация ливневых систем водоотведения – потребности для городов и потенциал для инвесторов

Модернизация ливневых систем водоотведения – потребности для городов и потенциал для инвесторов

Эпоха ренессанса на рынке ГЧП. Новые продукты и решения для инвестиций в инфраструктуру

Эпоха ренессанса на рынке ГЧП. Новые продукты и решения для инвестиций в инфраструктуру

Финансовое участие государства в проектах ГЧП: международный опыт и российские реалии

Финансовое участие государства в проектах ГЧП: международный опыт и российские реалии

ТОП-10 городов по эффективности привлечения частных инвестиций в городскую экономику

ТОП-10 городов по эффективности привлечения частных инвестиций в городскую экономику

Бюджет проекта ГЧП: от формирования до исполнения. Как избежать основных ошибок?

Бюджет проекта ГЧП: от формирования до исполнения. Как избежать основных ошибок?

Внедрение в России принципов качественных инфраструктурных инвестиций: итоги года

Внедрение в России принципов качественных инфраструктурных инвестиций: итоги года

Ключевые барьеры развития цифровой экономики в субъектах Российской Федерации

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ содержит результаты опроса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о существующих проблемах и ключевых барьерах развития цифровой экономики в регионах. Опрос проводился в период с августа по сентябрь 2019 года, ответы были получены от 70 субъектов.

Роль регионов и муниципальных образований в реализации базовых направлений программы цифровой экономики. Барьеры, сдерживающие использование Интернета в домашних хозяйствах в городской и сельской местности. Рассмотрение цифровых навыков населения.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 22.04.2019
Размер файла 27,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БАРЬЕРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Мещеряков Д.А., д.э.н., профессор кафедры

региональной экономики и менеджмента

Воронежского института экономики

и социального управления

В основе барьеров, сдерживающих развитие цифровой экономики, лежат как объективные, так и субъективные причины. К числу объективных причин могут быть отнесены факторы, возникающие, существующие и действующие независимо от сознания людей. К субъективным же причинам возникновения барьеров в развитии цифровой экономики, напротив, относятся факторы, возникающие и действующие под влиянием сознания людей Экономические и институциональные барьеры в посткризисной экономике России: монография / [Д.А.Мещеряков и др.]; [под ред. д.э.н., проф. Д.А.Мещерякова]. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2012. - С. 5. .

Виды барьеров в развитии цифровой экономики достаточно разнообразны. К их числу относятся институциональные, экономические, финансовые, ресурсные, образовательные, управленческие, административные, технологические, информационные, инфраструктурные и др.

Особая роль в реализации базовых направлений программы цифровой экономики, принадлежит регионам и муниципальным образованиям. При этом следует указать на то, что местный уровень власти является очень важным звеном между государственной властью и населением, именно местное самоуправление решает вопросы, относящиеся к обеспечению жизненных потребностей граждан муниципальных образований, в том числе и в цифровой экономике. В настоящее время различные типы муниципальных образований в нашей стране сталкиваются с рядом барьеров в развитии цифровой экономики. Во-первых, с цифровым неравенством в городской и сельской местности. Во-вторых, с существенным разрывом в использовании информационно-коммуникационных технологий и Интернета городского и сельского населения. В-третьих, с затруднениями распространения информационно-коммуникационных технологий и более низким уровнем образования и цифровых навыков населения в сельских поселениях, чем в городских. В-четвертых, с существенными различиями в доходах домашних хозяйств городских и сельских поселений на территории муниципальных образований. В-пятых, с низким уровнем развития информационной инфраструктуры и информационной безопасности.

Поэтому, одной из первостепенных задач по формированию цифровой экономики является устранение перечисленных выше барьеров, сдерживающих развитие цифровой экономики на конкретных территориях муниципальных образований. Обратимся к статистическим данным. Так, одним из важнейших барьеров, сдерживающим развитие цифровой экономики на территории муниципальных образований, является доступ к Интернету домашних хозяйств в городской и сельской местности (табл. 1).

002_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Мы живём в эпоху цифровых преобразований. Цифровые технологии вызывают кардинальные перемены в нашей жизни, учёбе, работе и досуге, позволяют по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности на всех уровнях государственного и общественного развития, но вместе с тем увеличивают риски и угрозы для существующих бизнес-моделей. Директивным органам приходится постоянно искать способы управления экономическими и социальными изменениями, вызванными цифровой трансформацией.

Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо непрерывно и последовательно принимать меры по нескольким направлениям. Эти меры необходимы как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также и на отраслевом уровне.

В первую очередь, чтобы подготовиться к кардинальным изменениям, которые несут с собой нарождающиеся технологии, и раскрыть возможности для цифрового созидания, директивным органам в России и везде в мире следует укреплять нецифровые основы экономики, направляя внимание руководства на роль цифровой трансформации в достижении целей развития национальной экономики, обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям развития цифровой экономики, и расширять права и возможности экосистемы, включающей органы государственной власти, учреждения и организации, ответственные за стимулирование цифровой трансформации и сглаживание подрывных эффектов нарождающихся технологий.

Возможные дивиденды создания конкурентоспособной цифровой экономики весьма высоки, и для ускорения темпов цифровой трансформации необходимо, чтобы лидеры высокого уровня сосредоточились на принятии строго целенаправленной политики и её безупречной реализации.

003_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Правительству необходимо продолжать укреплять цифровые основы путём упреждающих инвестиций в масштабируемую, умную и безопасную инфраструктуру, способную в упреждающем порядке обеспечивать взрывной рост цифрового развития. Необходимо отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали — во всех отраслях экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях, — так и по вертикали, на всех уровнях государственного управления, промышленности и сферы услуг. Слабое взаимодействие между правительством, частным сектором и научно-образовательным сообществом негативно влияет на темпы цифровой трансформации, реализацию ключевых государственных программ, внедрение новых технологий и бизнес-моделей и на возможность проактивно реагировать на технологические и экономические сбои и кризисы, а также на скорость внедрения инноваций. Сильная, эффективная и действенная экосистема является основой для технологического прорыва, который стремится осуществить российское руководство.

Необходимо развивать цифровые навыки. Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни.

005_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

И наконец, необходима культурная трансформация. Поскольку цифровая трансформация разрушает барьеры между отраслями, регионами, организациями и отдельными людьми, она бросает вызов традиционным централизованным иерархическим структурам управления и требует новой культуры внедрения инноваций. Ключевыми элементами такой культуры являются открытые коммуникации и обмен знаниями, горизонтальное сотрудничество между группами и совместное творчество, активная экспериментация и решение проблем, принятие риска и способность превратить неудачи в возможности. Конкретные инициативы, направленные на продвижение культуры открытых инноваций, должны стать первоочередными для российских директивных органов.

Необходимо ускорить темпы цифровой трансформации традиционной промышленности, где применение ИКТ и нарождающихся цифровых технологий может принести значительные дивиденды во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, повышая тем самым конкурентоспособность ключевых отраслей промышленности.

006_Доклад о развитии цифровой экономики в России.jpg

Таким образом, приверженность российского руководства цифровой трансформации как национальному приоритету, дополненная реализацией эффективной политики в ключевых отраслях экономики, ориентированной на достижение конкретных результатов, позволит стране войти в группу лидеров цифровой трансформации, начать технологический прорыв и получить соответствующие экономические и социальные дивиденды.

Читайте также: