Региональная политика сша доклад

Обновлено: 07.07.2024

Итак основной целью данной работы будет раскрытие вопроса региональной политики США и Канады. Пути использования в РФ, всё это будет раскрыто благодаря поставленным нами задачам:
Раскрыть вопрос региональной политики США
Раскрыть вопрос региональной политики Канады
Рассмотреть пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Региональная политика США
Глава 2. Региональная политика Канады
2.1. Региональный инвестиционный климат в Канаде
2.1.1. Эволюция политики
2.1.2. Оценка сорокалетней политики развития регионов
2.1.3. Уроки развития Региональной политики Канады
2.2. Канадский опыт регионального развития
2.2.1. Описание элементов инвестиционного процесса
2.2.2. Компоненты инвестиционного климата в Канаде
2.2.3. Региональный и секторный подходы
2.3.Пример региональных экономических программ: остров Принс-Эдуард
Глава 3. Пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ
3.1. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения
3.2. Регион и центр: проблемы взаимоотношений
3.3. Региональная бюджетно-налоговая система
3.4. Взаимодействие бюджетов
3.5. Использование в РФ западного опыта социально-экономического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

dvsarregion.doc

Региональная политика США и Канады.

Пути использования в условиях РФ.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Региональная политика США

Глава 2. Региональная политика Канады

2.1. Региональный инвестиционный климат в Канаде

2.1.1. Эволюция политики

2.1.2. Оценка сорокалетней политики развития регионов

2.1.3. Уроки развития Региональной политики Канады

2.2. Канадский опыт регионального развития

2.2.1. Описание элементов инвестиционного процесса

2.2.2. Компоненты инвестиционного климата в Канаде

2.2.3. Региональный и секторный подходы

2.3.Пример региональных экономических программ: остров Принс-Эдуард

Глава 3. Пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ

3.1. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

3.2. Регион и центр: проблемы взаимоотношений

3.3. Региональная бюджетно- налоговая система

3.4. Взаимодействие бюджетов

3.5. Использование в РФ западного опыта социально- экономического развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны, в 1918 г., - что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.

Прошедшее десятилетие показало, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.

Немаловажную роль где играет региональная политика. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Так успешно развивается региональная политика в США и Канаде, и благодаря их опыту сейчас Россия выходит на новый региональный уровень способствующий развитию регионов РФ. Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений

Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могущество страны.

Итак основной целью данной работы будет раскрытие вопроса региональной политики США и Канады. Пути использования в РФ, всё это будет раскрыто благодаря поставленным нами задачам:

  1. Раскрыть вопрос региональной политики США
  2. Раскрыть вопрос региональной политики Канады
  3. Рассмотреть пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ

Глава 1. Региональная политика в США

Одним из важнейших принципов государственного устройства США является гарантированная конституцией республиканская форма правления штатов. При этом основной закон США содержит действенные механизмы поддержания целостности страны. По Конституции закреплено верховенство федерального права. Должностные лица штатов обязаны принимать присягу на верность Конституции США. В случае необходимости Конгресс имеет право лишить неподчиняющиеся федеральным законам штаты права представительства в нем. Для защиты от внутренних беспорядков и защиты федеральных законов президент имеет право отдать приказ о вводе войск на территорию неподчинившихся штатов.

Штаты могут защищать свои конституционные права в Верховном суде, либо, по решению представителей не менее 3/4 штатов внести изменения в Конституцию.

В Конституции США выделен перечень вопросов находящихся в исключительном ведении конгресса, к важнейшим из которых могут быть отнесены:

— регулирование внутренней и внешней торговли,

— учреждение федеральных органов власти;

— набор и содержание армии и военно-морского флота;

— организация почтовых служб;

— регламентация финансового, авторского права и вопросов натурализации;

— управление территориальными владениями США.

Конгресс США имеет права издавать все законы, необходимые для осуществления полномочий, предоставленных правительству США Конституцией, устанавливать уголовно-правовые санкции для обеспечения соблюдения федерального права. Конгресс также имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или оценкам числа их населения. Однако данное правило запрещено распространять на прямые налоги. Федерации не разрешается вводить дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

К числу предметов совместного ведения федерального правительства и штатов могут быть отнесены:

— регламентация деятельности корпораций;

— обеспечение благосостояния населения.

Конституция США не устанавливает четкий перечень предметов ведения штатов. Штаты имеют право решать все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению Федерации и не включенные в число специальных ограничений и запрещений.

Таким образом, полномочия органов управления штатов включают весьма обширный перечень:

— вопросы собственности и обязательственного права;

— вопросы здравоохранения и социального обеспечения;

— вопросы регулирования профессиональной деятельности, малого бизнеса, страхования, сельского хозяйства;

— вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти,

— разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и др.

В соответствии с Конституцией США исполнительная власть на федеральном уровне власти предоставляется президенту Соединенных Штатов на четыре года, который занимает свою должность вместе с вице-президентом и не имеет права переизбираться более двух раз. Президент является главнокомандующим США. Он может затребовать в письменном виде от высших должностных лиц мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности. Президент имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Президент может направлять в конгресс законодательные проекты. 1

Ежегодно президентом направляется в парламент три главных послания: доклад-отчет о состоянии страны, бюджетное послание и доклад об экономическом положении государства, целью которых является формулирование законодательной программы администрации, обозначение президентских приоритетов во внутренней и внешней политике.

Президенту подчиняется исполнительный аппарат, выполняющий следующие основные функции:

— ежедневное организационное обслуживание и помощь президенту в связях с общественностью, конгрессом и прессой;

— определение бюджетной политики и координация позиций исполнительной власти перед конгрессом;

— оказание помощи президенту в планировании и разработке приоритетных направлений, контролировать развитие кризисных ситуаций, особенно в области национальной безопасности;

— обеспечение процесса принятия президентом решений. Исполнительный аппарат президента состоит из следующих структурных подразделений:

— служба Белого дома;

— национальный совет безопасности;

— совет экономических консультантов;

— совет по качеству окружающей среды;

    • административная служба;
    • управление по науке и технике;
    • управление специального представителя на торговых переговорах;
    • надзорный совет по разведке;
    • совет по стабилизации заработной платы и цен;
    • служба по вопросам внутренней политики и др.

    В системе исполнительной власти кабинет министров выполняет в основном консультативные функции. Исполнительными органами кабинета министров являются: Государственный департамент, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство жилищного строительства и городского развития, Министерство транспорта, Министерство труда, Министерство образования и военные департаменты.

    Особый интерес с точки зрения опыта регионального управления представляют так называемые независимые агентства, которые наделяются либо чисто административными, либо квазизаконодательными, либо квазисудебными полномочиями. Среди них следует отметить агентства, регулирующие экономическую деятельность, например Комиссия по междуштатной торговле, государственные корпорации, управляющие собственностью федерального правительства, например, Администрация долины р. Теннесси и т.п.

    Вся полнота законодательной власти на федеральном уровне принадлежит конгрессу США, состоящему из сената и палаты представителей. От каждого штата избирается по два представителя в сенат Соединенных Штатов, сроком на шесть лет. Выборы в сенат проводятся каждые два года, но переизбирается только 1/3 сенаторов, что обеспечивает преемственность в работе верхней палаты парламента. Председателем сената является вице-президент США, но он не имеет права участвовать в голосовании, если только голоса сенаторов не разделились поровну. Члены палаты представителей также избираются раз в два года. Места представителей распределяются между отдельными штатами пропорционально численности их населения.

    Спорные вопросы, которые исполнительная и законодательная власти не могут разрешить, становятся предметом разбирательства в федеральных судах.

    Малышева Анастасия Андреевна
    Башкирский государственный университет
    Институт Экономики Финансов и Бизнеса


    Аннотация
    В данной статье проведены анализ и описание государственной региональной политики Соединенных Штатов Америки. Рассматриваются полномочия правительства, а также принципы государственного управления в США.


    Abstract
    This article analyses the state of regional policy of the United States of America. Discusses the powers of the government, and the principles of public administration in the United States.

    Одним из наиболее основополагающих принципов государственного управления в США является республиканская форма правления, которая гарантируется федеральной Конституцией. Помимо этого, Основной закон штатов поддерживает целостность страны благодаря эффективным механизмам, содержащимся в нем. Верховенство федерального права также закрепляется в Конституции. Присягу на верность должностные лица также принимают на Основном законе страны. Законодательным органом в США является Конгресс, это один из высших федеральных органов США, он может лишать права представительства штаты, которые не подчиняются федеральным законам. Для того что бы защищаться от внутреннего беззакония и организованной преступности, глава государства может отдать приказ о вводе войск в тот штат, который отказывается жить по законам своей страны. Свои конституционные права штаты могут защищать в Верховном суде. К важнейшим вопросам, находящимся в ведении конгресса, перечень которых прописан в Конституции, относят:

    1. Организацию почтовых служб;

    2. Эмиссию денег;

    3. Регулирование авторского права, финансового права и вопросов натурализации;

    4. Контроль над территориальной собственностью штатов;

    5. Координирование внутренней и внешней торговли;

    6. Содержание армии и военно-морского флота.

    В Соединенных Штатах Америки исполнительная власть на федеральном уровне принадлежит главе государства, т.е. президенту, он избирается на 4 года. Президент занимает правящую должность вместе с вице-президентом, и при этом не имеет права быть избранным более двух раз. Главнокомандующий войсками США вправе требовать от должностных лиц письменное мнение по поводу их обязанностей, также может отправлять собственные законодательные проекты в конгресс. Каждый год глава государства направляет в парламент три важнейших послания:

    1. Доклад-отчет о состоянии Соединенных Штатов Америки в целом;

    2. Доклад об экономическом положении;

    3. Бюджетное послание.

    Целью данных посланий является построение законодательной программы, определение президентских преимуществ, как во внешней, так и во внутренней политике государства.

    У главнокомандующего США в подчинении находится исполнительный аппарат, который выполняет следующие обязанности:

    - организация ежедневного обслуживания, связь президента с Конгрессом и прессой;

    - выстраивание денежной политики, направление полномочий исполнительной власти перед одним из высших федеральных законов страны;

    - помощь главе государства в разработке наилучших направлений, координация кризисных обстановок, особенно в зоне национальной безопасности и т.д.;

    Повышенное внимание заслуживают независимые агентства, которые наделены квазизаконодательными или же квазисудебными правами, по мнению регионального управления. Следует выделить агентства, которые координируют экономическую часть, обычно это может быть Комиссия по международной торговле, государственные корпорации и т.д.

    Законодательная власть на федеральном уровне полностью принадлежит Конгрессу США, который состоит из палаты представителей и сената. Каждый штат должен выдвинуть по два представителя в сенат, срок службы составляет шесть лет. Каждые два года переизбирается 1/3 сенаторов, что гарантирует преемственную связь в верхней палате парламента. Вице-президент Соединенных Штатов Америки является председателем парламента, но не имеет права голосовать до тех пор, пока голоса сенаторов не поделятся пополам. Члены палаты избираются так же, один раз в два года. Места выдвинутых представителей делятся между штатами пропорционально численности их населения. Сложные вопросы и противоречия, которые ни законодательная, ни исполнительная власти не могут решить, решаются в федеральных судах. Верховный суд осуществляет судебную власть, также её осуществляют нижестоящие суды, их количество определяет высший орган федеральной власти.

    Исполнительную власть в США осуществляет губернатор, который не во всех, но в большинстве штатов бывает избран на 4 года. А вот переизбираться на два срока и более губернатор имеет право абсолютно во всех штатах. Требования к кандидату в губернаторы достаточно серьезные:

    1. Должен являться гражданином Соединенных Штатов Америки не менее определенного срока, т.е. от 2 до 20 лет;

    2. Существует возрастной минимум, в доминирующем количестве штатов этот возраст составляет 30 лет, в некоторых 21-25 лет, в двух штатах этот возраст составляет 35 лет.

    В порядке импичмента можно снять губернатора с должности по процедуре Конституции страны, также избиратели могут отозвать губернатора, но данная процедура существует только в 12-ти штатах. В полномочия губернатора входит: следить за исполнением закона в штате и назначать членов управления и комиссий, а в отдельных штатах – даже отстранять лиц при исполнении от занимаемой должности. Система органов управления в Соединенных Штатах Америки достаточно сложная. В штатах в среднем числится примерно 40 постоянных и временных органов. Для решения наиболее распространенных вопросов, связанных с управлением, специально на постоянной основе создаются департаменты, бюро, комиссии, а также комитеты при губернаторе.

    В основном органы региональной законодательной власти представлены двухпалатными парламентами. Главными полномочиями представительных органов, согласно основному региональному закону являются:

    - утверждение аппарата и исполнительной и судебной власти;

    - контроль межправительственных соглашений;

    Верховное федеральное правительство, путем реализации федеральными агентствами специальных социальных программ, проводит сбалансированную региональную политику. Главной ее целью выступает стимулирование экономического роста и изменение структуры хозяйства.

    В связи с поставленными задачами был принят ряд законов:

    - закон о создании Аппалачской региональной комиссии от 1965г.;

    - закон об общественных работах и экономическом развитии от 1965 г.;

    - закон о межправительственном сотрудничестве от 1968г.;

    - закон о сельском развитии от 1972г.;

    - закон о жилищном строительстве и городском развитии от 1974г.;

    - закон о региональном развитии от 1975г. и др.

    В США региональная политика до 60-х годов производилась только штатами и органами местного управления, что мешало государственным мероприятиям регионального характера. Немного позже, полномочия были переданы в федеральные органы власти. Самой главной формой реализации региональной программы в США являются разнообразные целевые программы. Преобладающие цели, совокупность мероприятий для проведения этих программ, а так же финансирование осуществляет Конгресс.


    © Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

    Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

    Оставить комментарий

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

    Региональная политика США является не новой и достаточно изученной, но в то же время, актуальной и значимой. Конечно, можно было бы рассмотреть региональную политику любой страны мира и сделать выводы, обобщения, найти сходства с Казахстаном и так далее, так как каждая страна является уникальной и по-своему интересной для изучения. Но я выбрал для рассмотрения именно Соединенные Штаты Америки, так как США - одно из самых развитых государств мира и правительству Казахстана не будет хуже от того, что они поучатся решать региональные проблемы у США.

    Оглавление

    Региональная политика США…………………………………………………4

    Список использованной литературы………………………………………. 12

    Файлы: 1 файл

    Региональная политика США.rtf

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

    Высшая Школа Экономики и Бизнеса

    Кафедра менеджмента и маркетинга

    По государственному регулированию экономики

    Выполнил: Бекаулов Айбек

    студент группы ГиМУ 09р1

    Приняла: Сидоренко Е.Н.

    Региональная политика США…………………………………………………4

    Список использованной литературы………………………………………. 12

    Региональная политика США является не новой и достаточно изученной, но в то же время, актуальной и значимой. Конечно, можно было бы рассмотреть региональную политику любой страны мира и сделать выводы, обобщения, найти сходства с Казахстаном и так далее, так как каждая страна является уникальной и по-своему интересной для изучения. Но я выбрал для рассмотрения именно Соединенные Штаты Америки, так как США - одно из самых развитых государств мира и правительству Казахстана не будет хуже от того, что они поучатся решать региональные проблемы у США.

    Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. И я уверен, что есть существенное сходство между региональными проблемами в странах, которые по масштабам территории, социально-экономическому развитию, культурным традициям, этническому составу населения, государственному устройству и другим признакам сильно отличаются друг от друга.

    Один из парадоксов современного мира заключается в том, что большие различия между странами в целом сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Отсюда и наличие многих общих черт в подходах разных государств к своим внутренним региональным проблемам. Поэтому исследования и регулирование регионального развития в Казахстане можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.

    Большие развитые страны дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для Казахстана. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, регулирования миграции между городами и сельской местностью, модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах, стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.

    Региональная политика в США

    Одним из важнейших принципов государственного устройства США является гарантированная конституцией республиканская форма правления штатов. При этом основной закон США содержит действенные механизмы поддержания целостности страны. По Конституции закреплено верховенство федерального права. Должностные лица штатов обязаны принимать присягу на верность Конституции США. В случае необходимости Конгресс имеет право лишить неподчиняющиеся федеральным законам штаты права представительства в нем. Для защиты от внутренних беспорядков и защиты федеральных законов президент имеет право отдать приказ о вводе войск на территорию не подчинившихся штатов.

    Штаты могут защищать свои конституционные права в Верховном суде, либо, по решению представителей не менее 3/4 штатов внести изменения в Конституцию.

    В Конституции США выделен перечень вопросов находящихся в исключительном ведении конгресса, к важнейшим из которых могут быть отнесены:

    -- регулирование внутренней и внешней торговли,

    -- учреждение федеральных органов власти;

    -- набор и содержание армии и военно-морского флота;

    -- организация почтовых служб;

    -- регламентация финансового, авторского права и вопросов натурализации;

    -- управление территориальными владениями США.

    Конгресс США имеет права издавать все законы, необходимые для осуществления полномочий, предоставленных правительству США Конституцией, устанавливать уголовно-правовые санкции для обеспечения соблюдения федерального права. Конгресс также имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или оценкам числа их населения. Однако данное правило запрещено распространять на прямые налоги. Федерации не разрешается вводить дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

    К числу предметов совместного ведения федерального правительства и штатов могут быть отнесены:

    -- регламентация деятельности корпораций;

    -- обеспечение благосостояния населения.

    Конституция США не устанавливает четкий перечень предметов ведения штатов. Штаты имеют право решать все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению Федерации и не включенные в число специальных ограничений и запрещений.

    Таким образом, полномочия органов управления штатов включают весьма обширный перечень:

    -- вопросы собственности и обязательственного права;

    -- вопросы здравоохранения и социального обеспечения;

    -- вопросы регулирования профессиональной деятельности, малого бизнеса, страхования, сельского хозяйства;

    -- вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти,

    -- разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и др.

    В соответствии с Конституцией США исполнительная власть на федеральном уровне власти предоставляется президенту Соединенных Штатов на четыре года, который занимает свою должность вместе с вице-президентом и не имеет права переизбираться более двух раз. Президент является главнокомандующим США. Он может затребовать в письменном виде от высших должностных лиц мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности. Президент имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Президент может направлять в конгресс законодательные проекты.

    Ежегодно президентом направляется в парламент три главных послания: доклад-отчет о состоянии страны, бюджетное послание и доклад об экономическом положении государства, целью которых является формулирование законодательной программы администрации, обозначение президентских приоритетов во внутренней и внешней политике.

    Президенту подчиняется исполнительный аппарат, выполняющий следующие основные функции:

    -- ежедневное организационное обслуживание и помощь президенту в связях с общественностью, конгрессом и прессой;

    -- определение бюджетной политики и координация позиций исполнительной власти перед конгрессом;

    -- оказание помощи президенту в планировании и разработке приоритетных направлений, контролировать развитие кризисных ситуаций, особенно в области национальной безопасности;

    -- обеспечение процесса принятия президентом решений. Исполнительный аппарат президента состоит из следующих структурных подразделений:

    служба Белого дома;

    национальный совет безопасности;

    совет экономических консультантов;

    совет по качеству окружающей среды;

    управление по науке и технике;

    управление специального представителя на торговых переговорах;

    надзорный совет по разведке;

    совет по стабилизации заработной платы и цен;

    служба по вопросам внутренней политики и др.

    В системе исполнительной власти кабинет министров выполняет в основном консультативные функции. Исполнительными органами кабинета министров являются: Государственный департамент, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство жилищного строительства и городского развития, Министерство транспорта, Министерство труда, Министерство образования и военные департаменты.

    Особый интерес с точки зрения опыта регионального управления представляют так называемые независимые агентства, которые наделяются либо чисто административными, либо квазизаконодательными, либо квазисудебными полномочиями. Среди них следует отметить агентства, регулирующие экономическую деятельность, например Комиссия по междуштатной торговле, государственные корпорации, управляющие собственностью федерального правительства, например, Администрация долины р. Теннесси и т.п.

    Вся полнота законодательной власти на федеральном уровне принадлежит конгрессу США, состоящему из сената и палаты представителей. От каждого штата избирается по два представителя в сенат Соединенных Штатов, сроком на шесть лет. Выборы в сенат проводятся каждые два года, но переизбирается только 1/3 сенаторов, что обеспечивает преемственность в работе верхней палаты парламента. Председателем сената является вице-президент США, но он не имеет права участвовать в голосовании, если только голоса сенаторов не разделились поровну. Члены палаты представителей также избираются раз в два года. Места представителей распределяются между отдельными штатами пропорционально численности их населения.

    Спорные вопросы, которые исполнительная и законодательная власти не могут разрешить, становятся предметом разбирательства в федеральных судах.

    Судебная власть представлена Верховным судом и нижестоящими судами, количество которых устанавливается конгрессом. Хотя формально закон, признанный решением суда неконституционным, не отменяется и продолжает оставаться в официальных публикациях законодательства, такой закон объявляется недействительным и теряет всякую правовую силу.

    Воздействие института судебного контроля на законодательство очень велико. Благодаря институту конституционного контроля Верховный суд имеет своеобразное вето по отношению к законодательным актам, которое, в отличие от вето президента, не ограничено сроком давности. Так, по подсчетам американских юристов, за 190 лет Верховный суд признал неконституционными 122 федеральных закона, аннулировал около 950 законов штатов или отдельных положений их конституции.

    Органы исполнительной власти в штате возглавляет губернатор, который в большинстве штатов избирается сроком на 4 года. Во всех штатах губернатор имеет право переизбираться на два срока и более. Кандидат должен быть гражданином США не менее определенного срока (от 2 до 20 лет). Устанавливается также возрастной минимум (в большинстве штатов губернатор должен быть не моложе 30 лет, в отдельных -- не моложе 21 и 25 лет). В двух штатах кандидат должен быть не моложе 35 лет. Конституции штатов, за исключением одного, предусматривают возможность смещения губернатора в порядке импичмента. В 12 штатах определена процедура отзыва губернатора избирателями.

    По конституциям штатов, к числу обязанностей губернатора относится надзор за соблюдением в штате законов. В большинстве штатов губернатор самостоятельно назначает членов управлений и комиссий. В отдельных штатах губернатору также предоставляется право освобождать должностных лиц от занимаемой ими должности.

    В большинстве штатов в качестве главы исполнительной власти губернатор ответствен за подготовку и представление в законодательный орган штата проекта бюджета. Формально законодательный орган штата вправе изменить проект бюджета по своему усмотрению, однако в конституциях штатов финансирование многих программ предусмотрено в твердо зафиксированной форме. В некоторых штатах до 50 % бюджетных поступлений распределяются подобным образом.

    В конституции всех штатах, кроме одного, губернаторы наделены правом вето на решения законодательного органа власти. Для преодоления вето необходимо квалифицированное большинство каждой из палат законодательного органа.

    Губернатору непосредственно подчиняется милиция или национальная гвардия штата. Во многих штатах губернатору принадлежит право помилования осужденных судами штата.

    Одним из важнейших принципов государственного устройства США является гарантированная конституцией республиканская форма правления штатов. При этом основной закон США содержит действенные механизмы поддержания целостности страны. По Конституции закреплено верховенство федерального права. Должностные лица штатов обязаны принимать присягу на верность Конституции США. В случае необходимости Конгресс имеет право лишить неподчиняющиеся федеральным законам штаты права представительства в нем. Для защиты от внутренних беспорядков и защиты федеральных законов президент имеет право отдать приказ о вводе войск на территорию неподчинившихся штатов.

    Штаты могут защищать свои конституционные права в Верховном суде, либо, по решению представителей не менее 3/4 штатов внести изменения в Конституцию.

    В Конституции США выделен перечень вопросов находящихся в исключительном ведении конгресса, к важнейшим из которых могут быть отнесены:

    — регулирование внутренней и внешней торговли,

    — учреждение федеральных органов власти;

    — набор и содержание армии и военно-морского флота;

    — организация почтовых служб;

    — регламентация финансового, авторского права и вопросов натурализации;

    — управление территориальными владениями США.

    Конгресс США имеет права издавать все законы, необходимые для осуществления полномочий, предоставленных правительству США Конституцией, устанавливать уголовно-правовые санкции для обеспечения соблюдения федерального права. Конгресс также имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или оценкам числа их населения. Однако данное правило запрещено распространять на прямые налоги. Федерации не разрешается вводить дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.

    К числу предметов совместного ведения федерального правительства и штатов могут быть отнесены:

    — регламентация деятельности корпораций;

    — обеспечение благосостояния населения.

    Конституция США не устанавливает четкий перечень предметов ведения штатов. Штаты имеют право решать все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению Федерации и не включенные в число специальных ограничений и запрещений.

    Таким образом, полномочия органов управления штатов включают весьма обширный перечень:

    — вопросы собственности и обязательственного права;

    — вопросы здравоохранения и социального обеспечения;

    — вопросы регулирования профессиональной деятельности, малого бизнеса, страхования, сельского хозяйства;

    — вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти,

    — разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и др.

    В соответствии с Конституцией США исполнительная власть на федеральном уровне власти предоставляется президенту Соединенных Штатов на четыре года, который занимает свою должность вместе с вице-президентом и не имеет права переизбираться более двух раз. Президент является главнокомандующим США. Он может затребовать в письменном виде от высших должностных лиц мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности. Президент имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Президент может направлять в конгресс законодательные проекты.

    Ежегодно президентом направляется в парламент три главных послания: доклад-отчет о состоянии страны, бюджетное послание и доклад об экономическом положении государства, целью которых является формулирование законодательной программы администрации, обозначение президентских приоритетов во внутренней и внешней политике.

    Президенту подчиняется исполнительный аппарат, выполняющий следующие основные функции:

    — ежедневное организационное обслуживание и помощь президенту в связях с общественностью, конгрессом и прессой;

    — определение бюджетной политики и координация позиций исполнительной власти перед конгрессом;

    — оказание помощи президенту в планировании и разработке приоритетных направлений, контролировать развитие кризисных ситуаций, особенно в области национальной безопасности;

    — обеспечение процесса принятия президентом решений. Исполнительный аппарат президента состоит из следующих структурных подразделений:

    — служба Белого дома;

    — национальный совет безопасности;

    — совет экономических консультантов;

    — совет по качеству окружающей среды;

    управление по науке и технике;

    управление специального представителя на торговых переговорах;

    надзорный совет по разведке;

    совет по стабилизации заработной платы и цен;

    служба по вопросам внутренней политики и др.

    В системе исполнительной власти кабинет министров выполняет в основном консультативные функции. Исполнительными органами кабинета министров являются: Государственный департамент, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство жилищного строительства и городского развития, Министерство транспорта, Министерство труда, Министерство образования и военные департаменты.

    Особый интерес с точки зрения опыта регионального управления представляют так называемые независимые агентства, которые наделяются либо чисто административными, либо квазизаконодательными, либо квазисудебными полномочиями. Среди них следует отметить агентства, регулирующие экономическую деятельность, например Комиссия по междуштатной торговле, государственные корпорации, управляющие собственностью федерального правительства, например, Администрация долины р. Теннесси и т.п.

    Вся полнота законодательной власти на федеральном уровне принадлежит конгрессу США, состоящему из сената и палаты представителей. От каждого штата избирается по два представителя в сенат Соединенных Штатов, сроком на шесть лет. Выборы в сенат проводятся каждые два года, но переизбирается только 1/3 сенаторов, что обеспечивает преемственность в работе верхней палаты парламента. Председателем сената является вице-президент США, но он не имеет права участвовать в голосовании, если только голоса сенаторов не разделились поровну. Члены палаты представителей также избираются раз в два года. Места представителей распределяются между отдельными штатами пропорционально численности их населения.

    Спорные вопросы, которые исполнительная и законодательная власти не могут разрешить, становятся предметом разбирательства в федеральных судах.

    Судебная власть представлена Верховным судом и нижестоящими судами, количество которых устанавливается конгрессом. Хотя формально закон, признанный решением суда неконституционным, не отменяется и продолжает оставаться в официальных публикациях законодательства, такой закон объявляется недействительным и теряет всякую правовую силу.

    Воздействие института судебного контроля на законодательство очень велико. Благодаря институту конституционного контроля Верховный суд имеет своеобразное вето по отношению к законодательным актам, которое, в отличие от вето президента, не ограничено сроком давности. Так, по подсчетам американских юристов, за 190 лет Верховный суд признал неконституционными 122 федеральных закона, аннулировал около 950 законов штатов или отдельных положений их конституции.

    Органы исполнительной власти в штате возглавляет губернатор, который в большинстве штатов избирается сроком на 4 года. Во всех штатах губернатор имеет право переизбираться на два срока и более. Кандидат должен быть гражданином США не менее определенного срока (от 2 до 20 лет). Устанавливается также возрастной минимум (в большинстве штатов губернатор должен быть не моложе 30 лет, в отдельных — не моложе 21 и 25 лет). В двух штатах кандидат должен быть не моложе 35 лет. Конституции штатов, за исключением одного, предусматривают возможность смещения губернатора в порядке импичмента. В 12 штатах определена процедура отзыва губернатора избирателями.

    По конституциям штатов, к числу обязанностей губернатора относится надзор за соблюдением в штате законов. В большинстве штатов губернатор самостоятельно назначает членов управлений и комиссий. В отдельных штатах губернатору также предоставляется право освобождать должностных лиц от занимаемой ими должности.

    В большинстве штатов в качестве главы исполнительной власти губернатор ответствен за подготовку и представление в законодательный орган штата проекта бюджета. Формально законодательный орган штата вправе изменить проект бюджета по своему усмотрению, однако в конституциях штатов финансирование многих программ предусмотрено в твердо зафиксированной форме. В некоторых штатах до 50 % бюджетных поступлений распределяются подобным образом.

    В конституции всех штатах, кроме одного, губернаторы наделены правом вето на решения законодательного органа власти. Для преодоления вето необходимо квалифицированное большинство каждой из палат законодательного органа.

    Губернатору непосредственно подчиняется милиция или национальная гвардия штата. Во многих штатах губернатору принадлежит право помилования осужденных судами штата.

    В системе исполнительной власти штата важная роль отводится канцелярии, которой ведает исполнительный секретарь губернатора, ответственный за ее организацию и деятельность. В состав канцелярии входит также секретарь по связям с общественностью, секретарь по связям с законодательным органом, секретарь, ответственный за связь с департаментами и др.

    Государственный секретарь штата хранит архивы и подтверждает правильность и законность публикуемых государственных актов штата, а также осуществляет надзор за выборами и утверждает законность всех связанных с ними действий, ведает лицензиями штата и статистическими данными и справочниками.

    Казначей штата в большинстве штатов является избираемой должностью. Казначей имеет право определять, в каком банке должны храниться денежные средства штата, во многих штатах собирает налоги и осуществляет наблюдение за правильностью их взимания.

    В целом система органов управления в штатах очень сложна. В среднем в штатах насчитывается около 40 постоянных органов и часто столько же временных. По наиболее важным вопросам, связанным с управлением, на постоянной основе создаются департаменты, комиссии, лицензионные бюро и комиссии, агентства и ведомства, а также комитеты при губернаторе, в состав которых входят главы основных департаментов и ведомств.

    Формы участия губернатора в законодательном процессе закреплены в конституциях штатов. Губернатор обязан направлять в представительный орган доклады о положении дел в штате, обозначая контуры дальнейшей законодательной работы. Губернатор имеет право непосредственно обращаться к законодательному органу со специальными посланиями, предлагая принятие законов или выполнение ими программ. В большей части конституций предусмотрено право губернатора созывать специальные сессии представительного органа власти.

    Органы региональной законодательной власти представлены в основном двухпалатными парламентами. Численный состав сенатов штатов колеблется от 20 человек на Аляске до 67 в Миннесоте. Члены палаты представителей избираются в основном на два года и их число колеблется от 40 человек на Аляске до 400 в Нью-Гемпшире. Работа осуществляется на сессиях, в комитетах и комиссиях. Основные функции представительных органов власти согласно региональным конституциям:

    — формирование аппарата исполнительной и судебной власти;

    — контроль за деятельностью правительственного аппарата;

    — регулирование межправительственных соглашений;

    — осуществление квазисудебных функций.

    Региональный законодательный орган в США утверждает бюджет штата, который разрабатывается и представляется на рассмотрение законодательными советами — специальными самостоятельными образованиями, состоящими из представителей законодательной, либо законодательной и исполнительной власти штата.

    Эксперты отмечают заметное усиление контроля легислатур за деятельностью судебного и административного аппаратов. Например, широко используются законы о создании административных ведомств на определенный срок — 4, 6 и 8 лет. Если к моменту истечения срока действия не издан новый акт, продлевающий их полномочия, соответствующие органы управления должны быть распущены. Тем самым, существование многих подразделений исполнительной власти зависит от законодателей, что вынуждает администрацию более осторожно и внимательно относиться к запросам и требованиям представительного органа власти.

    Суды, в первую очередь Верховный суд штатов наделены правом конституционного толкования и надзора, что позволяет жестко контролировать деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти региона и активно вмешиваться в решение экономических, политических и социальных проблем.

    Центр активно проводит региональную политику путем реализации федеральными агентствами специальных федеральных программ.

    Несмотря на то, что функции государственного управления штатов и местного управления в США полнее, чем в любой из других стран мира, учитывают территориальную дифференциацию, экономическое развитие США географически очень неоднородно. Часто динамично развивающиеся районы с относительно высоким уровнем благосостояния соседствуют с депрессивными районами бедности.

    Федеральное правительство еще в XIX веке было вынуждено осуществлять вмешательство в экономическое развитие штатов, стимулируя заселение западных районов страны. До середины XX века такое вмешательство носило эпизодический характер и сопровождалось соответствующими законодательными актами. Основной целью вмешательства являлась ликвидация разрывов в социально-экономическом развитии региона долины реки Теннесси по сравнению с другими более развитыми частями страны. Так, в 1933 г. был принят закон об организации государственной корпорации — Администрации долины Теннесси.

    Уже с 60-х годов региональная политика в США становится обязательной функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как для федерального правительства, так и для отдельных штатов. Данная политика обусловлена не только желанием устранить региональные противоречия, но и стимулировать экономический рост с изменением структуры хозяйства.

    С данной целью был принят ряд законов:

    — в 1965 году закон об общественных работах и экономическом развитии (определены основные направления помощи депрессивным районам);

    — в 1965 году закон о создании Аппалачской региональной комиссии, (о целевом развитии региона Аппалачских гор, депрессирующего более 30 лет);

    — в 1968 году закон о межправительственном сотрудничестве, (регламентировано распределение полномочий по региональному регулированию между органами власти федерации, штатов и муниципалитетов);

    — в 1972 г. закон о сельском развитии (определены основные направления федеральной политики в отношении сельскохозяйственных районов);

    — в 1974 г. закон о жилищном строительстве и городском развитии (определена федеральная политика в отношении городских районов);

    — в 1975 г. закон о региональном развитии.

    До 60-х годов региональная политика в США осуществлялась только штатами и местными органами, что препятствовало согласованию государственных мероприятий регионального характера в масштабах всей страны. Позже произошло перераспределение компетенции регионального развития в пользу федеральных органов власти. Так, были значительно расширены полномочия федерального правительства в сфере социально-экономического развития и охраны окружающей среды.

    Основной формой реализации региональной политики в США являются различного рода целевые региональные программы. Общегосударственные региональные программы рассматриваются на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти США и финансируются из федерального бюджета. Наиболее важные решения по таким программам принимаются конгрессом США, который определяет генеральные цели региональных программ, совокупность частных программных мероприятий, максимально допустимые размеры ассигнований из федерального бюджета, а также устанавливает права и обязанности органов, на которые возлагается руководство проведением программных мероприятий. Периодически конгресс проводит слушания о ходе реализации осуществляемых программ.

    Согласно закону о межправительственном сотрудничестве 1968 года президент США получает право устанавливать правила, определяющие формулирование, оценку и порядок рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих влияние на экономическое развитие того или иного района.

    В выработке и координации политики регионального развития на федеральном уровне участвует большое число подразделений: управление по разработке политики и Административно-бюджетное управление при президенте, межведомственный координационный совет, федеральный консультативный совет по экономическому развитию, федеральные региональные советы при правительстве. Кроме того, созданы соответствующие комиссии при конгрессе США. Руководство региональными программами осуществляют не сами регионы, а система специальных независимых учреждений в системе федерального правительства и специально созданных совместных федерально-штатных органов.

    Читайте также: