Доклад про честь и совесть

Обновлено: 13.05.2024

На мой взгляд, честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь - это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей. Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о чести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей.

У сына же Дубровского, Владимира, снова, как и у Гринева, главный аспект мотива чести - это долг. В первую очередь, конечно, долг перед отцом заставляет его мстить Кириле Петровичу, но позднее злое чувство мести гасится возникшим чувством любви к дочери Троекурова. Тогда долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви. Молодая горячность Владимира Дубровского позволяет его мести разрастаться практически до уровня бандитизма, а любовь заставляет его в конце концов свернуть с этой дороги грабежей, разбоев и варварства. И в этой перемене, как мне видится, ведущую роль играет совесть, пробужденная именно его новой любовью. Таково было понимание чести в произведениях Пушкина, в начале XIX века. В принципе, в большинстве случаев это пушкинское понимание чести, на мой взгляд, сохранилось и поныне.

Таким образом, я могу сказать, что во всех заявленных в начале сочинения произведениях так или иначе прослеживается мотив чести и совести. У Пушкина честь и совесть взаимосвязаны и, на мой взгляд, обыкновенно присутствуют у любого человека, возможно, в разных проявлениях. У Достоевского, пожалуй понятие общественной чести применительно к обычному человеку исчезло полностью.

Честь и совесть - одна из важнейших характеристик души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях почти всех русских писателей XIX и XX века. А понимание чести, как выяснилось, может быть различным. Это объясняется, на мой взгляд, разным мировоззрением писателей. Но, несмотря на внешне различное понимание и проявление чести у героев Достоевского, Пушкина и Лермонтова, всегда остается актуальной важность понятий чести и совести для личности и сила их влияния на душу человека, на его чувства и поступки.

Понимание долга как формы общественного контроля за индивидуальным поведением человека. Исполнение морального долга, универсальных и партикулярных интересов. Потребность человека в общественном одобрении и уважении, сознание и чувство чести, достоинства.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.09.2017
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права

Факультет физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт

Совесть, долг, честь в нравственной личности

Нравственный мир человека, проявляющийся в его сознании, деятельности и отношениях исключительно сложен и разнообразен. Его составляют мысли, чувства и поступки человека, мечты и планы, надежды и разочарования, радости и печали. Они тесно связаны между собой и образуют систему. На высшем уровне этой системы располагаются мировоззренческие понятия Идеала, смысла жизни и счастья. С помощью данных понятий личность ставит и решает самые важные жизненные задачи, познает и преображает окружающую действительность. К этим понятиям примыкают нравственные чувства чести, долга, ответственности и совести.

Они обеспечивают связь между мировоззрением личности и ее поступками.

Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала. Долг человека - следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимающий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть в долге лишь понуждение. Психологически долг, в самом деле, осознается личностью как необходимость совершения определенных действий. Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.

Долг, трактуемый как любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме ли социальных правил или общих культурных принципов, представляется как иго, как подавление личности. Однако не следует сбрасывать со счета, что то, что со стороны предстает как нигилизм, может мотивироваться протестом против действительной внешней принудительности общепринятых норм -- обычаев, нравов, социальной дисциплины. Нравственный пафос протеста против внешнего, служебного, лицемерного подчинения общественным нормам, несомненно, может быть привлекательным. Однако усмотрение в моральном долге именно вынужденного подчинения бытующим нравам некорректно по двум основаниям. Во-первых, полнота индивидуального, личностного проявления основывается на восприятии личностью возможно большего опыта других людей. Этот опыт безлично сохранен и обобщенно выражен в культуре, в том числе в нравственных нормах -- универсальных и локальных. С этой точки зрения, долг может быть понят как способ расслабиться: не изобретать велосипед, но исполнять обоснованно рекомендуемое общественной средой или уважаемыми и достойными доверия людьми как должное. Другое дело, что инфантильное сознание в инерции отрочества готово отвергнуть любую рекомендацию, усматривая в ней (коль скоро она идет от мира взрослых и предполагает хоть небольшую толику личностной зрелости) запрет и подавление. Во-вторых, сведение любой принудительности к внешнему подавлению личности является упрощением, так как не учитывает возможности принуждения.

Требования долга самоценны. Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д. В исполнении морального долга проявляется автономия личности -- следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте. Отсутствие внешнего принуждения не означает отсутствия принуждения вообще: утверждение добродетели вопреки страху, наслаждению, пользе, славе и т.д. -- это утверждение себя-добродетельного вопреки себе-страшащемуся, сладострастному, своекорыстному, тщеславному и т.д.

Легалистское сознание предполагает, что в морали сталкивается общественный и личный интерес, что мораль, как и законодательство, и обычай, призвана гармонизировать личные и общественные интересы, по преимуществу подчиняя первые вторым. Между тем предназначение морали иное: в разрешении противоречий между универсальным и партикулярным интересом, иными словами, между тем, что утверждается идеалом, и тем, что идеал отвергает. Носителем и всеобщего начала морали, и частного может быть как личность, так и общность. Соответственно нравственную правду может отстаивать как личность в противостоянии своекорыстному, коррумпированному или порочному сообществу, так и сообщество, накладывая ограничения на своекорыстного, тщеславного, распущенного индивида. Сознание долга не существует само по себе. Это всегда осознание необходимости определенного рода поступков по выполнению различных требовании. долг моральный сознание честь

Поэтому неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением, по крайней мере, неправильно понимать его только так. В долге отражен определенный механизм взаимодействия между людьми. Мораль можно представить как систему взаимных обязанностей, которые вменяются людям, которые люди принимают на себя (или предполагается, что люди приняли на себя), которые осознаются ими как определенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах.

Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному -- неисполненность долга.

Логика совести иная. И это было осмыслено исторически довольно рано. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке -- быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.

И это -- тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригует заключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавталогиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

Фарисей уверен в том, что выполнил долг и что совесть его чиста. Но долг перед Богом означает помимо прочего смирение. Самомнение и заносчивость ему противоречат.

Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга. Совершенствование -- потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, что он достиг совершенства, свидетельствует о его несовершенстве.

Однако в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном своем выражении -- ничем иным, как жизнью по совести.

3. Честь и достоинство

Итак, человек соблюдает требования долга потому, что к этому его принуждает общество, а служить обществу у него есть потребность. Верен голосу совести он потому, что испытывает внутреннюю потребность в поведении нравственном, справедливом, человечном.

Однако жизнь показывает, что человек соблюдает требования долга и совести также и потому, что это нужно ему самому как члену общества. Дело в том, что поведение человека всегда на виду у людей. Оно получает оценку в глазах общественного мнения всех уровней (от семейного до мнения человечества, в зависимости от значения поступка). Эта оценка определяется верностью или нарушением долга, требованиями голоса совести, а также качеством исполнения человеком поступка. И общество, будучи заинтересованным в выполнении человеком общественного долга, выработало различные формы общественного признания: оно окружает таких людей почетом, славой. Нарушителей же морали общество осуждает, клеймит позором.

Общественное мнение заставляет человека соблюдать и такие требования, которые по своему содержанию противоречат его интересам. Для таких случаев нравственная жизнь общества породила специфически человеческий интерес - потребность человека в общественном одобрении и уважении, сознание и чувство чести, достоинства.

Честь и достоинство -- показатели моральной цельности человека. Это как бы эталоны для определения нравственности человека, который представляет определенную социальную группу. Ни один человек не может избежать социальной оценки во мнении коллектива или общества. Поэтому бывает и так, что отдельные люди пытаются ввести общество в заблуждение, приукрасить свои поступки, чтобы получить общественное признание. Тонкий нравственный инструмент - чувство собственного достоинства - помогает правильно регулировать ценностные отношения между человеком и обществом.

Подлинно нравственному человеку важна не только оказываемая ему обществом честь, но и внутреннее осознание своей порядочности, своей нравственной ценности. Высокоразвитое чувство собственного достоинства предостерегает человека от обмана им общества, лишает такой обман смысла. И если человек еще может на какое-то время обманным путем добиться общественного уважения, то себя-то самого ему обмануть не удастся. Имея развитое чувство собственного достоинства, такой человек не может получить нравственного удовлетворения от незаслуженных наград и похвал - они будут напоминать ему о его непорядочности. Чувство и сознание собственного достоинства как бы дополняют сознание и чувство чести, корректируют его.

Честь -- это признание обществом, коллективом, окружающими общественной ценности человека, одобрение его поступков и действий. Честь -- это потребность человека в одобрении его поведения общественным мнением.

Достоинство -- это объективная, общественно-нравственная ценность личности, а также потребность человека в сознании своей высокой нравственной ценности. Достоинство -- это потребность человека в одобрении своих поступков самим собой, гордость за свои поступки.

Сознание собственного достоинства, конечно же, необходимо каждому. Любой человек, независимо от его положения в обществе, испытывает потребность в том, чтобы его ценили и уважали. Утрата собственного достоинства, которую можно условно назвать униженностью, представляет собой один из наиболее неприглядных нравственных пороков. Однако и чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека в глазах окружающих. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью.

Скромность выражается в отсутствии стремления набить себе цену, внушить окружающим представление о собственной незаменимости. Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства: они и так видны всем. Выдающаяся личность, будь то герой труда, писатель, ученый или композитор, целиком поглощена своим делом, и ей просто нет необходимости подчеркивать свою значимость особыми манерами и заявлениями.

Л.Н. Толстой отмечал, что значимость человека измеряется арифметической дробью, в числителе которой находятся его достоинства, а в знаменателе - самомнение: чем выше у человека самомнение, противоположное скромности, тем меньше его подлинная величина даже при наличии несомненных достоинств.

Спесивость, надменность, нескромность, где бы они ни проявлялись: в политике, на производстве, в бытовых отношениях, - сходны в одном, в том, что они прикрывают ничтожность, ограниченность лица, которому они присущи. Отсутствие скромности в человеке не только некрасиво. Оно может быть весьма вредным для дела. Теряя скромность, человек приобретает иллюзию собственной непогрешимости. Тот, кто ставит себя выше всех, перестает прислушиваться к мнению окружающих. Точнее, он слышит только то, что приятно для его ушей: лесть и восхваления. Обычно такой человек не видит своих недостатков, не признает критики в свой адрес. Критикующих он считает завистниками и своими врагами, цель которых - принизить его достоинство. Он готов преследовать их, если может, или же молчаливо презирать. Если этот человек и соблюдает нормы морали, то не ради людей, а ради себя, чтобы иметь возможность восхищаться своим моральным превосходством над другими людьми. Такой нравственный облик человека -- одна из разновидностей морального уродства личности.

В категориях морали имеем дело с удивительными по своей силе и значению регуляторами нравственной жизни общества, благодаря которым человек сам находит в себе силы оставаться нравственным, даже если это и очень трудно. У подлинно нравственного человека все регуляторы нравственного поведения - долг и совесть, честь и достоинство - развиты гармонично, так как только все вместе они и могут предостеречь личность от нравственных срывов.

Рассматриваемые нравственные потребности формировались по мере становления человека как нравственного существа. Вероятно, общественная мораль сначала предстала перед человеком в виде долга человек обязан был выполнять то, что было необходимо обществу, если он хотел жить в нем. Постепенно глубокое внутреннее приобщение человека к морали, освоение ее требований и осознание их как собственных и необходимых для личности порождает совесть. Соблюдение долга поддерживалось общественным мнением, нарушение - осуждалось. У человека собственно возникает потребность в общественном одобрении - честь, а затем - и в самоуважении - достоинство.

В какой-то степени эта же история повторяется с каждым человеком в процессе его индивидуального развития и становления как нравственной личности.

Содержание нравственных норм менялось. Одни из них заменялись другими. Но сам механизм долга, совести, чести и достоинства сохранялся, совершенствовался, и общество вложило много усилий и забот с тем, чтобы он функционировал все более и более доброкачественно.

1. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.,1983.

2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М.,1990.

3. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998.

4. Дробницкий О. Г. Мораль. - М.: Просвещение, 1974.

5. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6-ти т. - М.,1965.- Т.4.

Справедливоcть

В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Особенно это касается таких понятий, как честь и совесть. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают, что такое честь, а что такое совесть? Они знакомы с этими понятиями лишь на словах, забывая, что их нужно использовать на деле. Как же трактуют эти два понятия словами, и как их понимают современные люди?

Словари дают довольно пространные определения этим категориям. Например, совесть согласно Большой Советской энциклопедии обозначает этическую категорию, характеризующуюся нравственным самоконтролем. То есть, человек чувствует моральные угрызения совести, связанные с тем или иным его поступком. Угрызения совести знакомы нам, людям, с детства. Например, ребенок, совравший первый раз родителям, может испытывать угрызения совести, и это нормально. Вот только в будущем, эти самые совестливые порывы будто усыхают в человеке, а голос совести становится все тише и тише.

Честь же связана с оценкой благородства и справедливости личности. По словарю Даля, честь, прежде всего, связана с чувством собственного достоинства. Таким образом, честь – категория более сложная, она подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.

Эти два понятия глубоко взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Представим себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует.

Для того чтобы лучше понять место этих двух понятий в жизни современного человека, необходимо найти связь между ними и узнать, как воспитывать честь и совесть в условиях сегодняшнего дня?

Как взаимосвязаны эти понятия?

Так как честь более глубокая категория, то ее формирует сразу несколько понятий, таких как:

Человек, отличающийся благородством, должен придерживаться своих убеждений, говорить правду и жить по совести, не предавая идеалов общества. Если личность испытывает угрызения совести, значит, она понимает, что произошло событие, противоречащее нормам современного общества, событие которое может продемонстрировать негативные черты характера человека.

Например, ребенок украл у своего друга игрушку и испытывает угрызения совести при этом. Разумеется, для родителя это тревожный звонок, ведь чадо совершило хоть и мелкий, но все равно аморальный поступок, который может иметь свои последствия. Если ребенок самостоятельно признается в подобном действии, то необходимо выяснить причины совершения кражи и особенности тех эмоций, что испытал ребенок. Если в его еще юной душевной организации уже присутствует такое понятие как совесть, то значит, процесс воспитания идет в нужном направлении. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он вернул игрушку, извинился и разрешил проблемную ситуацию. В таком случае, совесть поможет в будущем родиться чести, которая никогда не оставит ребенка. Говорить о чести можно лишь в том случае, если ребенок исправит содеянное, ведь иначе он сам не сможет испытывать к себе уважения, являющееся неотъемлемой частью появления достоинства.

Совесть линейна, а честь многогранна. И честь, и совесть напрямую связаны с добродетелью. Честь не позволяет даже думать о недобродетельных поступках, совесть контролирует действия при их возможном осуществлении. Человек без чести и совести определенно эгоист. Его эгоизм проявляется абсолютно во всем: в отношении к обществу, близким, родным, знакомым, жизни в целом. Совестливые люди по большей части альтруистичны: они готовы прийти на помощь ближнему, предоставив ему все, что нужно, они боятся сделать то, что опорочит их честь или нарушит моральные нормы, существующие в их голове. Человек – глубоко социальное существо. Если его круг считает правильными те или иные нормы поведения, он психологически будет стремиться к выполнению его требований.

Какова роль этих этических категорий для жизни современного человека?

1. Они помогают преодолевать препятствия. Иногда для того, чтобы добиться успеха, люди теряют свое лицо, переступая через нормы морали и других членов общества. Честь и совесть дают возможность остаться человеком несмотря ни на что. Личные выгоды переходят на второй план, когда понимаешь, что из-за них можно потерять самого себя.

Например, эгоист, человек без чести и без совести способен оговорить своего коллегу ради новой должности и переступить через чужие интересы. Человек чести так никогда не поступит. Возможно, его путь к карьерным успехам будет более тернистым, но зато честным и совестливым.

К примеру, в бизнесе очень сложно стать успешным без чести. Можно заключить одну сделку и обмануть своего партнера, получить, так называемую, мгновенную прибыль. Однако слух о бесчестности бизнесмена быстро распространится, и в будущем, сотрудничать с ним вряд ли кто-то захочет, опасаясь обмана и подлости.

3. Моральные категории дают свободу и спокойствие от неискренности, лжи и низости. Человек, уверенный в своей чистоте и правоте, гораздо счастливее тех, кто грязными методами добивается поставленных целей.

Шахматные фигуры

Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время?

1. Рост карьеризма.

2. Влияние современного кинематографа и литературы.

3. Семейное неблагополучие.

4. Отсутствие должного этического воспитания.

Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.

Как воспитать у ребенка понятие о чести и совести?

Для начала необходимо ответить на вопрос о том, зачем воспитывать в ребенке честь и совесть с самого детства? Выше неоднократно подмечалось, что совестливому человеку живется гораздо труднее, ведь он не способен переступить через моральные и этические нормы общества. Однако воспитание совести и чести у ребенка должно проявляться по нескольким причинам.

  1. воспитанный по всем морально-этическим правилам ребенок уважительнее будет относиться к родителям;
  2. такой человек будет меньше склонен к преступной деятельности, поскольку будет считать ее аморальной;
  3. человек, ориентирующийся, в первую очередь, на понятия о чести и совести сможет гораздо легче выстраивать свои собственные семейные и дружеские отношения;
  4. ребенок, воспитанный по таким правилам, сможет быстрее и легче найти дело своей жизни, которым будет заниматься не ради удовольствия, а ради денег.

Именно поэтому сейчас родители должны воспитывать детей в ключе совестливости, чтобы создать совершенно новое общество, в котором гаранты свободы и чести были бы не пустым звуком.

Как же проводить такое воспитание?

Прежде всего, сами родители должны иметь четкое понимание того, что обозначают эти категории и чего они ожидают от ребенка в дальнейшем. Нельзя требовать от маленького члена общества того, во что сам не веришь.

Методы для привития гражданских и моральных норм разнообразны.

Во-первых, это телевидение. Поучительные мультфильмы и передачи могут помочь ребенку в распознавании положительных и отрицательных поступков.

Во-вторых, литература. Сказки и повести зачастую рождают гораздо больше рефлексии, чем иные визуальные носители. Ребенок сопереживает героям рассказа на протяжении всего прочтения, формируя свое мнение по поводу их действий.

В-третьих, метод беседы. Наверно это самый важный способ для прививания понятий чести и совести. Через семью ребенок познает мир и учится быть его частью. Родители могут обсудить книги, которые были прочитаны чадом, или попросту завести ненавязчивый разговор касательно нравственности. Простота изложения и достойные примеры приведут к желательному результату. Сейчас существуют также многочисленные игры, способствующие развитию у дошкольников моральных основ, в том числе чести и совести.

В-четвертых, личный пример родителей, которые живут по совести. С самого детства ребенку объясняют, почему ложь – это плохо, но сами родители не брезгуют использовать ложь в общении с ребенком. Более того, родители, часто не задумываясь, подают дурной пример подрастающему поколению. Например, как отец, поднимающий руку на мать в присутствии детей, может рассуждать о совести и чести, если сам он с этими понятиями никогда не был знаком? Чтобы, в таком случае, не говорил родитель, ребенок будет ориентироваться на его действия. В результате, в будущем, повзрослевший ребенок будет считать абсолютно нормальным поднять руку на того, кто слабее и наврать тому, кто тебе искренно верит.

Конечно, методы воспитания чести и совести существуют разные, но начинать взрослый человек должен с самоанализа. Обладает ли он теми качествами, которые хочет взрастить в ребенке? Может ли он как-то приобрести их?

Возможно, ли воспитать честь и совесть у взрослого человека?

Если же человек внезапно понимает, что его бессовестность и эгоизм отравляют все вокруг, он в силах изменить собственную жизнь. Для этого достаточно лишь задумываться на каждым свои поступком. Следует найти духовный и моральный пример для подражания. У каждого человека должен быть такой пример, им может стать ближайший родственник или друг с обостренным чувством справедливости и совестливости. При совершении любого поступка, эгоист должен думать, как бы поступил его моральный пример в данном случае? При опоре на такого духовного лидера, можно с легкостью изменить и себя самого.

И все же, податливый детский мозг впитывает идеи как губка. Например, рассказанная поучительная история взрослому человеку может никак не отразиться на его мышлении, растворившись в потоке сознания. Но если рассказать ребенку простую ситуацию о человеке, обронившем кошелек посреди улицы, который поднял и вернул прохожий, похвалив такой честный поступок, ребенок надолго запомнит этот пример. Ему захочется, чтобы родители испытывали гордость за него, а сам факт того, что можно не вернуть потерянную вещь станет для него неприемлемым, ведь это действие против чести, вызывающее угрызения совести. Взрослый же человек придумывает для себя миллионы причин, почему оставить кошелек себе – это выгодно и хорошо, а вернуть его – глупо и неосмотрительно в столь тяжелые времена. Будет ли вас мучить совесть, если вы не подадите мелочь старушке? Или же вы пройдете мимо нее, спеша по своим делам, думая, что она обманывает людей или отдает выручку кому-то еще? В мире, где материальные ценности превалируют над духовными, сложно найти опору для возвращения старых истин.

Потерянный кошелек

Люди не понимают, что рано или поздно, цепь подлых и бессовестных поступков приведет их к одиночеству. В этот самый момент придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению предоставляется великолепный шанс не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищалости общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений и угнетений.

Стоит помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.

Главная Отрасли психологии Общая психология Понятие чести, совести и достоинства

indent1

Общая психология

indent1

Современная психология

indent1

Психология отношений

indent1

Психология личности

indent1

Практическая психология

indent1

Социальная психология

indent1

Ассоциативная психология

indent1

Военная психология

indent1

Генетическая психология

indent1

Глубинная психология

indent1

Детская психология

indent1

Инженерная психология

indent1

Психокорекция

indent1

Психология управления

Духовная жизнь человека — это жизнь в мире ценностей. Благодаря своему сознанию и самосознанию человек реализует духовную жизнь за собственным выбором, но она при этом руководствуется своей совестью как внутренним регулятором человеческих поступков, это закон, который живет в каждом человеке, но формируется общественными отношениями. Духовно развитой человек — это человек, который имеет достоинство, честь и обязанности перед обществом. Она имеет право на разнообразные проявления своей личности, если они не мешают жизни других людей общества. Такой человек глубоко осознает саму себя, может сознательно руководить своими поступками, подчиняя их нормам морали и требованиям человечности, она сопереживает, сочувствует.

Понятие "честь" входит в общечеловеческие ценности, связанное с личностью, ее действиями и моральными устоями. О чести человека можно говорить в результате ее поведения в семье, коллективе, обществе. С древних времен честь разделяли за видами деятельности человека: честь рыцаря, честь джентльмена, честь военного, честь земледельца, честь рабочего, честь ученого. В чести человека переплетаются ее личные качества с деловыми, профессиональными. Когда говорят о человеке чести, то выражаются такими словами: "человек с честью несет свое звание профессионала", "с честью и достоинством защищает свою Родину".

Достоинство — это психологическое явление, которое можно объяснить словами "уважаю себя". Достоин человек — это тот человек, которому не приемлемые действия и поступки, которые унижают ее достоинство. Формула достоинства: уважай себя и понимай, что человек, который живет рядом с тобой, также уважает себя, не унижай ее ни словом, ни делом.

Совесть — это также психологическое явление, какое характерное человеку; это субъективное осознание личностью своих обязанностей и ответственности перед людьми и перед государством. Это самооценка и самоконтроль собственного поведения. Цицерон писал: "для меня совесть значит больше, чем разговоры всех". А. Пушкин считал, что

"совесть — это когтистый зверь, который скребет по сердцу". Немецкий философ И. Кант доказывал, что "совесть — это изакэвон, который живет у нас самих", П. А. Гольбах называл совесть "нашим внутренним судьей".

Честь, совесть и достоинство — это моральные качества человека, которые в процессе человеческой эволюции стали общечеловеческими ценностями. Морально зрел человек — это тот человек, который может самостоятельно регулировать свои действия, поступки, невзирая на внешние факторы влияния. Человек дорожит чистой совестью и чувством выполненного долга, а наихудшим наказанием для нее являются муки собственной совести. Человек может спрятаться от людей, убежать от событий, отойти от дел, но она никогда не убежит сама от себя.

Сочинение на тему совесть

Пример сочинения

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение совести: это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Кроме того, Ф. М. Достоевский говорил, что совесть есть действие Бога в душе человека. Это действительно так: она поддерживает чистоту души человека и свет в его сердце.

Совесть человека

Но даже у самого подлого человека совесть всё-таки существует. Именно она терзает и гложет душу, не позволяет спокойно спать по ночам, заставляет думать о совершённой ошибке, проводить анализ своего поступка, снова и снова прокручивая в памяти этот момент. Это состояние можно описать будто бы наличием какого-то тяжёлого камня на душе. Поэтому человек, не совершающий некрасивых поступков, чувствует себя легко и свободно.

Впрочем, нужно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и в жизни иногда случаются такие истории, когда просто невозможно не совершить неблаговидный поступок. В этом случае не стоит корить себя за содеянное до конца своих дней.

Но, чтобы не стать бесчестным человеком, лучше всего прислушаться к своим внутренним чувствам, извиниться перед людьми, перед которыми виноват, и раскаяться — тогда груз с души непременно спадёт.

Цитаты о совести

Многие известные люди, будь то учёные или писатели, приводили свои высказывания о совести. Некоторые из них:

Публий Овидий Назон

  1. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен (Публий Овидий Назон).
  2. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь (Артур Шопенгауэр).
  3. Без совести и при большом уме не проживёшь (Максим Горький).
  4. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (Альберт Эйнштейн).
  5. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! (Денис Фонвизин).

В литературных произведениях

Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.

Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.

Некоторые примеры совести в литературе:

Родион Раскольников долго испытывает муки совести

Пьер Безухов и Долохов

Печорин играл чувствами юной княжны Мери

Недоросль. Госпожа Простакова

В реальной жизни

Ежедневно практически каждый сталкивается с вопросами морали и нравственности даже в незначительных мелочах. Поэтому можно привести примеры совести из жизни:

Получить двойку за то, что не выучил уроки

  1. Порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому пользуется доверием у окружающих. Но, к примеру, один из учеников взял в классе ручку, не собираясь её возвращать. Он поступил нечестно.
  2. В детстве каждый мог совершить ошибку или сделать что-то, что расстроит родителей: например, случайно разбить дорогую вазу или получить двойку за то, что не выучил уроки. В такие моменты возникает выбор: признаться в этом, но получить наказание, или промолчать. Лучше всего рассказать обо всём, ничего не утаивая, и тогда на душе будет легко.
  3. Совестливый человек никогда не оставит в беде того, кто нуждается в помощи. Зимой можно помогать бездомным животным, которые страдают от холода, кормить их, ухаживать за ними. Такое проявление доброты наполнит сердце счастьем. Нельзя проходить мимо чужой беды: наверное, почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда нужно было перевести бабушку через дорогу или уступить место в транспорте женщине с тяжёлыми сумками. Поступить так — значит, совершить благородный поступок.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть играет в жизни человека очень важную роль, и жить по чести и справедливости — это тоже искусство.

Читайте также: