Доклад на тему взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками

Обновлено: 06.05.2024

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Основной задачей учителя–предметника и классного руководителя является моделирование ситуаций, которые учат подростков уважать разные точки зрения, проявлять инициативу, иметь право на ошибку, участие в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы. Так же всегда нужно помнить, что урок – основная, но не единственная форма организации учебного процесса, есть экскурсии, игры, диспуты, практические работы, мини – лекции, разновозрастное сотрудничество. На уроке важно предоставлять ученику право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом - организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественности.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально - бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность

Во взаимодействии с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь дается целостная характеристика ребенка. Все, кто работают с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком. Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом. Основной формой работы классного руководителя с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы. Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями. Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у учителя, так и у родителей, детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, просчеты, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.

Цель деятельности классного руководителя : с оздание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи классного руководителя: создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

Функции классного руководителя:

• Обеспечение жизни и здоровья обучающихся

• Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями

• Содействие освоению школьниками образовательных программ

• Воспитание у обучающихся патриотических чувств

• Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения

• Развитие социальной компетентности учащихся

• Программирование воспитательной работы с классом

Пути повышения эффективности взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников:

Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, проводит совместную работу с учителями по развитию познавательных и профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Особенно важно привлечь учителей к целеполаганию, планированию воспитательной работы в классе. Классный руководитель должен определить при планировании воспитательной работы основные составляющие сотрудничества с педагогическим коллективом. Они могут быть следующими:
• Изучение учебной мотивации учащихся; поиск путей ее повышения;
• Изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;
• Выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
• Развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе; сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
• Помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности школьников.
Классный руководитель на этапе перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает учителям ответить на следующие вопросы:
1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?
2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем?
3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?
4. Какая внеучебная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?
5.Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?
Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при коллективном планировании, стремится согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво привлечь внимание учащихся к предложениям педагогов. Было бы замечательно, если бы учителя класса приняли участие вместе со школьниками в коллективном планировании .

Особая забота классного руководителя - проблемные дети и дети, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание учителей-предметников на учащихся, у которых есть проблемы, связанные с поведением.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы , которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовывать и ндивидуальную консультацию учителя со специалистами , если у него возникают проблемы с ребенком.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т. к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

При взаимодействии с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы:

·Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);

·Отслеживание выполнения классом контрольных работ;

·Организация малых педсоветов;

·Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом;

·Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение);

·Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;

·Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.

Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.
Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.

С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Однако, в том числе благодаря взаимодействию учителя-предметника и классного руководителя строиться наша деятельность. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, ошибки, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.

Поэтому перед решением нашего сегодняшнего вопроса стоят достаточно сложные задачи:

Каждый день мы взаимодействуем друг с другом и трудно рассказать про наше взаимодействие что то новое, однако, некоторые теоретические основы такого взаимодействия я постараюсь Вам напомнить:

Функции классного руководителя:

  • Обеспечение жизни и здоровья обучающихся;
  • Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями;
  • Содействие освоению школьниками образовательных программ;
  • Воспитание у обучающихся патриотических чувств;
  • Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения;
  • Развитие социальной компетентности учащихся;
  • Программирование воспитательной работы с классом;
  • Профилактическая работа;

В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:

  • взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
  • взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
  • заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
  • совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;
  • совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
  • совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

Оно необходимо для:

  • Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
  • Содействия при контакте с родителями учащихся;
  • Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;

Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:

1) знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;

2) изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями.

В то же время кл. рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

3) посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

4) мини-совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.

5) приглашение учителей-предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями-предметниками,

6) индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.

Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.

7) подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.

Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,

8) обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.

Готовясь к сегодняшнему педсовету мы проведи анкетирование главных участников сегодняшнего педсовета. Главной целью анкетирования было посмотреть как расценивают возможности друг друга учителя и классные руководители, какие проблемы и пути выхода из них они находят.

Во-первых, мы спросили классных руководителей, довольны ли они практикой взаимоотношения с учителями предметниками?
70% опрошенных классных руководителей полностью довольны существующей практикой взаимоотношения с учителями-предметниками, 30% скорее довольны, чем нет. Никто из классных руководителей не отметил, что он недоволен.

Параллельно с этим, мы задали такой же вопрос учителям-предметникам. Практически все учителя-предметники считают свою практику взаимодействия с классным руководителем продуктивной. Однако, некоторые учителя отметили, что такое взаимодействие не всегда продуктивно и не со всеми классными руководителями.

Мы попросили высказаться, за какую работу классные руководители благодарны учителям и получили следующие результаты:

  • За предоставление информации о поведении, успеваемости и талантах; об положительных успехах в учёбе; информацию о домашних заданиях, информацию об опозданиях и работе на уроке, об общей картине успеваемости в классе; о возможных конфликтах в классе;
  • За сотрудничество и поддержку;
  • Благодарны учителям-предметникам за совместную работу над:
  • Успеваемостью обучающихся;
  • Устранением конфликтных ситуаций, улучшением поведения на уроках;
  • Ликвидацией пробелов в знаниях, задолженностей учащихся;
  • В проведении дополнительных занятий;
  • Выполнение индивидуальных проектов;
  • Работу с родителями;

От лица администрации я присоединюсь к словам благодарности.

Мы спросили у классных руководителей, какую помощь учителя-предметники могли бы оказывать классным руководителям и получили следующие ответы:

Что, по мнению классных руководителей, кроме нехватки времени, мешает учителям-предметникам оказывать более ощутимую помощь?

Чем помогает преподавание в данном классе самому классному руководителю?

  • Можно узнать индивидуальные особенности и способности учеников в процессе воспитания, определение человеческих качеств учащихся;
  • Быть в курсе всех событий в этом классе;
  • Возможности уделять больше времени для взаимопонимания;
  • Возможность наблюдать за межличностным общением;
  • Ничем

Какие же формы взаимодействия классных руководителей и предметников могут посоветовать наши классные руководители?

  • Тематические экскурсии, совместные метапредметные внеурочные мероприятия; бинарные уроки; изучение отношения учащихся к учебному предмету; посещение учителями-предметниками родительских собраний, знакомство с требованиями учителя к изучаемому предмету, проведение предметных недель.

Какое же место в работе с учителями-предметниками классные руководители отводят себе?

Что думают учителя-предметники о своей совместной деятельности с классным руководителем?

Мы попросили определить общие проблемы классов, в которых учителя-предметники работают. Среди них были названы:

  • Отсутствие нравственности и собранности;
  • Плохая дисциплина;
  • Отсутствие желания учиться (низкая мотивация);
  • Неумение слушать учителей и одноклассников;
  • Безразличие родителей;

Каковы оптимальные содержание и формы организации и методической поддержки коллег и классного руководителя?

По мнению учителей – это совместная работа, постоянный контакт и взаимопонимание, посещение родительских собраний, участие в тематических мероприятиях. Поддержка со стороны администрации (в том числе и методическая). Своевременное взаимодействие с родителями, социальными работниками.

Нам стало интересно узнать, как сами учащиеся относятся к вопросу взаимодействия своего классного руководителя и учителей-предметников. С этой целью было проведено анкетирование учащихся с 5 по 11 класс. Начальную школу мы не брали по причине того, что там классный руководитель является предметником (за некоторыми исключениями). Отдельно хотелось посмотреть на ответы пятиклассников.

Конечно, ответы пятиклассников строятся на их представлении о взаимодействии их классного руководителя и учителей, поскольку прошло мало времени и они еще не в полной мере разбираются во взаимоотношениях.

Проанализировав полученные результаты, мы получили следующую картину:

Как вы считаете, зачем классный руководитель должен общаться с учителями-предметниками?


Мы спросили «Зависит ли успешность обучения от тесного контакта твоего классного руководителя и учителей-предметников?

Большинство учащихся обеих групп считают, что их обучение будет более успешным, если классный руководитель будет тесно взаимодействовать с учителями, интересоваться достижениями или трудностями (50% и 45%). Однако, есть учащиеся, которые испытывают волнение, когда классный руководитель интересуется их достижениями (трудностями) с учителями-предметниками (в 5 классах таких учащихся меньше – 20% и 42% соответственно. Есть учащиеся, котом взаимодействие классного руководителя и предметников мешает в учёбе (28% среди 5 классов, 9% среди 6-11).


Функции классного руководителя.

Как ваш классный руководитель взаимодействует с учителями предметниками?

По мнению учащихся, самой распространенной формой является контроль за успеваемостью учащихся по предмету (58% и 55%). Для 6-11 классов важной формой является изучение отношения учащихся к ученому предмету. Также четверть отметила, что обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения проблем является важной формой взаимодействия учителей и классного руководителя. 10% выделили индивидуальные беседы. 8% отметили, что классный руководитель посещает уроки предметников. Никто из опрошенных не отметил, что классный руководитель вовлечён в подготовке и проведении предметных недель.

Среди пятиклассников только 18% согласны с тем, что классный руководитель взаимодействует для того, чтобы изучить отношение ребят к конкретному предмету. 45% считают, что классный руководитель знакомиться с требованиями к изучаемому предмету. 27% считают, что классный руководитель взаимодействует с учителями посредством посещения уроков. Немного больше учащихся считают, что взаимодействие строится за счет обеспечения диалога предметника с родителем. По одному человеку предположили, что это организация и проведение предметных недель.


Процессы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку направлены на человека как целое. Поэтому трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие личности ребенка. Школьное воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и внеурочной деятельности. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. [1]

По мнению В. А. Сухомлинского воспитание не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина, и процесс ее формирования носит целостный характер, и в этом процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. Система работы администрации школы, учителей-предметников, классного руководителя должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:

- эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива;

- уровню педагогической культуры;

- характеру межличностных отношений;

- степени организованности, сотрудничества;

- пониманию коллективной и индивидуальной ответственности;

- выработке единых требований к работе педагогического коллектива с родителями.

Каждый учитель в школе хоть на время становился классным руководителем. Это очень большая ответственность. От того, как построена работа классного руководителя, от его отношения к ученикам зависит развитие личности, и даже дальнейшая жизнь школьника. Поэтому целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации личности ребенка для дальнейшей успешной социализации в обществе.

К функциям классного руководителя традиционно можно отнести:

- обеспечение жизни и здоровья учащихся;

- содействие освоению школьниками образовательных стандартов;

- воспитание гражданина и патриота России;

- формирование навыков межличностных отношений;

- формирование у школьников социальной компетентности.

Класс — это система, а самое главное свойство системы — это ее целостность. То есть педагоги, ученики работают как единое целое. Классный руководитель в процессе работы должен создать комфортные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, ситуацию защищенности, благоприятный микроклимат в коллективе. В процессе своей деятельности классный руководитель, прежде всего, взаимодействует с учителями — предметниками. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить свои усилия с действиями коллег. Классный руководитель в этом случае является центром координации и организации учебно-воспитательного процесса, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:

- изучение личности педагога и его преподавательской деятельности;

- регулирование отношений между учителями и детьми, между педагогами и родителями;

- определение общих целей и организация совместной деятельности по их достижению.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников составляют:

- заинтересованность в успешной работе каждого ученика и класса в целом;

- взаимная информированность о детях, о ситуациях в семьях;

- регулирование отношений учителей и родителей;

- совместное планирование и организация работы в классе;

- выработка единых подходов к обучению и воспитанию ребенка.

При совместной работе с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы:

- контроль над выполнением домашнего задания;

- приглашение учителей на родительские собрания;

- участие и помощь в проведении олимпиад и предметных недель.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы, как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами. Сотрудничество классного руководителя с учителями-предметниками позволяет не только выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка, но качественно повысить процесс образования.

В соответствии с этим можно выделить несколько типов педагогических команд.

Отличительной особенностью второго — деятельностного — типа педагогической команды является высокий уровень самоуправления учителей в процессе сотрудничества. Педагоги здесь стремятся к включенным в повседневную деятельность формам партнерского взаимодействия (уроки межпредметного диалога, совместные консультации для родителей и т. п.), самообразованию и обмену практическим опытом. Позиция классного руководителя в такой команде — позиция равноправного участника педагогического самоуправления, а также педагога-психолога, более других осведомленного о психологическом микроклимате в классе и поставляющего соответствующую информацию для своих коллег.

Одной из особенностей деятельности педагогов является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей не принесут желаемых результатов, если они не согласованы с действиями других учителей, если нет единых требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в педагогических ценностях. А они на протяжении многих лет не меняются, это — любовь к детям, высокий профессионализм, потребность в постоянном самообразовании, духовная культура, высокая гражданская ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда окажет помощь всем, кто в ней нуждается.

Классный руководитель и учителя-предметники решают общие образовательные и воспитательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованных действий педагогов. Сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников — это результат целенаправленной и длительной работы профессионального сообщества педагогов, основанного на таких критериях, как ответственность, такт, уважение, взаимопонимание и одна общая цель — это создание благоприятных условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации личности ребенка для дальнейшей успешной социализации в обществе.

1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика

2. Д. В. Григорьев. Классный руководитель как лидер команды педагогов класса.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, педагогическая команда, воспитание ребенка, дальнейшая успешная социализация, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, процесс воспитания, психологический микроклимат, развитие личности ребенка, совместная деятельность.

Читайте также: