Доклад на тему комплексный подход к воспитанию личности в коллективе здвр

Обновлено: 18.05.2024


Доклад на тему "Развитие и формирование личности студентов через работу классного руководителя и актива группы" В этой работе описаны методы и приёмы работы классного руководителя с коллективом обучающихся

Содержимое разработки

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

Подготовила: преподаватель

первой квалификационной категории Руденко В.С.

Карасук,2020

ЛевНиколаевичТолстой (слайд 2)

Слайд 3-7 результаты анкетирования)

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания обучающихся – создание условий для формирования и развития личности – высокообразованной, коммуникабельной, успешной, сопереживающей.

Сегодня профессиональная образовательная организация стремиться подготовить квалифицированного, практико-ориентированного, конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимыми знаниями,умениями,профессиональными компетенциями, способного на выполнение трудовых обязанностей на конкретном рабочем месте.

Так получается, что у образовательных учреждений СПО особенная миссия: на первый курс принимаются на обучение школьники-девятиклассники,а в конце 4 курса выпускаются взрослые, самостоятельные люди. Что происходит за эти 4года? Включаются процессы обучения и воспитания. Качественное обучение гарантируется исполнением Федерального государственного стандарта, становлением личности занимается коллектив педагогов.

Самым близким и заинтересованным человеком для студентов на это время становиться классный руководитель.

Воспитание-этодеятельность,направленная на развитие личности,создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил,и норм поведения в интересах человека,семьи,общества и государства.

Основная задача классного руководителя–сохранение индивидуальности и неповторимости личности каждого студента,формирование обстоятельств для выявления потенциала талантов обучающегося, создание условий для их качественного развития,для достаточного умственного,нравственного и физического роста.

Работа классного руководителя–целенаправленная, системная, планируемая деятельность.

1.1.Роль и значение классного руководителя при создании успешной группы в СПО

Ведущая роль в организации воспитательным процессом обучающихся принадлежит классному руководителю группы. Он обеспечивает индивидуальное самовыражение и личностное становление обучающегося, вводит его в мир современной культуры,в систему отношений,помогая ему разрешить проблемы личной жизни. Доминанта работы классногоруководителя – индивидуальное формирование духовно – богатой личности,способной строить свою жизнь в сложном мире .Основное назначение классного руководителя состоит в обеспечении: (слайд 8)

формирования духовности и нравственности личности;

поддержания и развития традиций учебногозаведения;

благоприятного морально – психологического климата в группе;

условий защищенности интересов обучающихся.

Всю воспитательную работу классный руководитель проводит в тесном контакте с заместителем директора по воспитательной работе, преподавателями, родителями обучающихся,в том числе и в период производственной практики.

Для создания успешной группы в среднем профессиональном образовании и в воспитательной деятельности классного руководителя необходимо выделить следующие основные аспекты

1.Всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, коллектива учебной группы, особенности семейного воспитания обучающихся, проводить мониторинг оценки качества воспитания, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

2.Содействовать организации комплексного подхода к нравственному и патриотическому воспитанию студентов,пропагандировать здоровый образ жизни.

3.Вести планомерную работу по совершенствованию подготовки специалистов с учетом современных методов обучения.

4.Воспитывать сознательное отношение к учебе и труду,любовь к избранной профессии, учебному заведению.

5.Оказывать помощь в привлечении обучающихся к творческой, технической работе, к кружковой работе, коллективной художественной самодеятельности, спортивным секциям.

6.Способствовать повышению культурного уровня студентов.

7.Осуществлять контроль посещаемости занятий студентами группы.

8.Осуществлять меры, направленные на сохранение контингента обучающихся группы.

9.Вносить предложения о поощрении обучающихся за достигнутые успехи и высокие результаты в учебе, активное участие в общественной жизни.

10.Поддерживать постоянную связь с родителями (необходимо добитьсятого, чтобы родители и классный руководитель работали совместно, сообща).

11.Классному руководителю вести необходимую документацию, фиксировать в папке классного руководителя проведенную учебно-воспитательную работу.

Роль классного руководителя в современном профессиональном

образовании очень важна. Классный руководитель является: (слайд 9)

духовным посредником между обществом и учащимся в усвоении основ человеческой культуры;

защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности группы студентов;

организатором условий для самовыражения и развития каждого обучающего;

помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

координатором усилий преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, семьи, социума–словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие обучающегося.

Перед классным руководителем возникают задачи, которые ему необходимо решить в течение очень ограниченного временного промежутка.(слайд 10)

Первая, крайне важная задача: – строительство системы воспитывающей и развивающей деятельности. Первоначальность данной проблемы неоспорима, где нет организационной деятельности, там нет воспитания,а формирование личности доверяется случаю и непредвиденным обстоятельствам.

Организация и развитие коллектива—вторая,но не менее важная задача классногоруководителя.

Помощь в становлении личности студента,создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил,склонностей, интересов и способностей—третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.

Все выше перечисленные задачи не выполнимы без применения индивидуального подхода в воспитании студентов.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством,что любое воздействие на человека преломляется через его индивидуальные особенности, без учёта которых не возможен действенный процесс воспитания.

Без индивидуальной работы классного руководителя с каждым обучающимся,классное руководство было бы пустым местом в воспитании поскольку,именно индивидуальная работа,индивидуальный подход каждому ребенку дает возможность воспитать в нем личность.

Индивидуальный подход в воспитании студентов применим ко всем областям их деятельности: учебной, трудовой, культурно-развлекательной ит.д. При проведении индивидуальной работы классный руководитель группы студентов в процессе своей воспитательной деятельности постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи студентов внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в человеке общественные начала. Такие качества, как доброжелательность, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело не воспитаешь у обучающихся без взаимодействия с коллективом. В процессе индивидуального подхода к воспитанию личности студентов, перед преподавателем–воспитателем стоит задача выявить позицию студентов в самой группе (формальные и неформальные лидеры, ведомые члены коллектива),правильно выбрать актив группы, что, несомненно, поможет сформировать подходящую эмоциональную атмосферу в коллективе.

Помощником в работе классного руководителя является Актив группы

-Но, как правильно выбрать Актив группы?

Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующие организаторские способности, можно выделить следующие:

Конечно, очень хорошо, если ядро коллектива - это лучшие студенты как в учебе, хотя это не должно быть главным и единственным мерилом качества будущего активиста.

Но, предъявляя к активу большие требования, следует постоянно проявлять заботу о нем, поддерживать его авторитет.

Читайте также: