Реформа уголовно исполнительной системы доклад

Обновлено: 30.06.2024

В тюремное ведомство сегодня входит 716 исправительных колоний, 24 воспитательные колонии для несовершеннолетних, восемь тюрем, 126 колоний-поселений, шесть исправительных колоний для осужденных к пожизненному лишению свободы, 217 следственных изоляторов и 98 помещений, функционирующих в режиме СИЗО, 81 уголовно-исполнительная инспекция и 2399 их филиалов. Штатная численность персонала ФСИН составляет 300 тыс. человек.

Государство принимало последовательные меры, направленные на гуманизацию уголовно-исполнительной политики, прежде всего в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, обеспечение соблюдения прав человека в местах лишения свободы, улучшение условий содержания осужденных.

Наиболее значимые изменения в ходе реформы:

- исключен из системы наказаний такой вид, как конфискация имущества

- все осужденные к лишению свободы совершеннолетние женщины стали отбывать наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях-поселениях и исправительных колониях общего типа

- внесены существенные изменения в порядок исполнения наказания в виде штрафа

- предусмотрена возрастная дифференциация несовершеннолетних преступников (14-16 и 17-18 лет), с учетом которой максимальные сроки лишения свободы соответственно составляют 6 лет и 10 лет

- стал применяться такой альтернативный лишению свободы вид наказания (новый), как ограничение свободы

- увеличены нормы питания для подозреваемых, обвиняемых (содержащихся под стражей), а также осужденных к лишению свободы

- утвержден новый порядок перевода осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры

Бесспорно, что меры по гуманизации исполнения наказаний достигли своих результатов: улучшилось материальное положение осужденных, приняты меры по обеспечению их безопасности, реализации прав и законных интересов. Вместе с тем остается проблемным один из основных вопросов – снижение числа лиц, осуждаемых к лишению свободы, и соответственно числа осужденных, его отбывающих

Основными задачами уголовно-исполнительной политики в современный период являются следующие:

а) уточнение круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в процессе исполнения и отбывания наказаний;

б) определение субъектов этих правоотношений, форм и методов их деятельности;

в) совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы;

г) совершенствование содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействий на осужденных и освобожденных от отбывания наказания;

д) определение направлений и форм международного сотрудничества с пенитенциарными системами других стран;

ж) улучшение взаимодействия уголовно-исполнительной системы с иными учреждениями и органами, участвующими в борьбе с преступностью, в том числе с институтами гражданского общества.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается:

1) в демократизации деятельности исправительных учреждений;

2) в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы;

3) в привлечении общества в исправлении осужденных.

Трансформация уголовно-исполнительной системы повлечет за собой изменение содержания и направленности исправительного процесса и средств его обеспечения в сторону придания большей значимости институтам социально-психологической реабилитации, что приведет к возрастанию роли соответствующих служб в организационно-штатной структуре исправительных учреждений.

В заключение следует отметить, что проводимая в России реформа уголовно-исполнительной системы и дальнейшее ее совершенствование является важным шагом на пути построения правового государства и выполнения требований, предъявляемых к деятельности пенитенциарных учреждений как российским обществом и государством, так и международным правом.

Наука криминология и ее роль в формировании политики предупреждения преступности.

Одним из необходимых условий минимизации преступности является научный подход к организации борьбы с этим негативным социально-правовым явлением

Криминология изучает преступность во всех ее проявлениях, изучает личность преступника, причины и условия преступности, разрабатывает меры разрушающего воздействия на преступность, путем предупреждения преступлений, профилактики преступного поведения.

Наука криминология тесно связана со всеми науками и отраслями права антикриминального цикла (уголовным правом, определяющим преступность и наказуемость деяния, уголовно-процессуальным правом, определяющим процедуру привлечения к уголовной ответственности, уголовно-исполнительным правом, регулирующим вопросы исполнения и отбывания наказания), при этом она является базой, определяющей тенденции уголовной политики

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение.

Содержание

Введение …………………………………………………………….
4
1
Уголовно-исполнительная система России: история развития и современная характеристика ………………………………………

5
1.1
УИС России становление и развитие ………………….
1.2
Уголовно-исполнительная система России в современный период ………………………………………………………………
2
Перспективы развития уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства России ………….

Список использованных источников и литературы …………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.docx

Тема: Актуальные задачи преобразования УИС на современном этапе.

Уголовно-исполнительная система России: история развития и современная характеристика ………………………………………

УИС России становление и развитие ………………….

Уголовно-исполнительная система России в современный период ………………………………………………………………

Перспективы развития уголовно-исполнительной системы и уголовно- исполнительного законодательства России ………….

Список использованных источников и литературы …………….

За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России. Это объективно обуславливает поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны, в том числе и при исполнении уголовных наказаний.

Реформирование уголовно-исполнительной системы России в настоящий период происходит в условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно-правовых стандартах уголовной и уголовно-исполнительной политики. Согласно мировым стандартам политика государства в области борьбы с преступностью должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, гуманизма, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания. Концепция развития УИС РФ до 2020 года содержит основные направления дальнейшего реформирования не только уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства России, но и уголовно-исполнительной политики в целом. В связи с этим примечательным будет исследование не только современных основ построения структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, но и анализ исторических тенденций ее развития и формирования. В реферате рассматриваются вопросы, связанные со становлением пенитенциарной системы России, законодательным регулированием ее деятельности, а также перспектив ее дальнейшего реформирования.

1.Уголовно-исполнительная система России: история развития и современная характеристика

1.1.УИС России: развитие и становление

Уголовно-исполнительная система, как и любой другой государственный институт, имеет продолжительную и уникальную историю.

Перед Обществом в качестве главной ставилась задача нравственного исправления преступников, и на достижение этой цели должны быть направлены усилия всех тех, кто посвятил себя тюремному делу. Круг обязанностей Попечительного о тюрьмах общества был широк и охватывал практически все стороны жизни осужденных. Это - создание условий для поддержания здоровья арестантов, обеспечение одеждой, бельем, обувью и удовлетворение других потребностей в период пребывания отбывания наказания, духовно нравственное воспитание, контроль за размещением и содержанием мест заключения и прочее. Можно с уверенностью сказать, что идеи Общества и попытки их реализовать стали первым опытом участия гражданского общества в разрешении проблем тюремной системы страны. В 1851 году оно было передано в ведение Министерства внутренних дел, а должность президента занял министр.

- о действующем законодательстве;

- о мерах правительства по улучшению тюрем;

- о положении тюрем на момент проверки;

- о предложениях с мест об улучшении тюрем;

- о позиции МВД по вопросам устройства тюрем 3 .

Образованное в структуре МВД Главное тюремное управление (ГТУ) по замыслу разработчиков реформы призвано было стать высшей руководящей, контролирующей и распорядительной инстанцией в тюремном деле государства.

Можно сказать, что с этого момента начали просматриваться функции ведомственного контроля в современном понимании этого словосочетания, управления и реагирования на положение дел в местах лишения свободы, что и побуждало к разработке единых норм содержания арестантов на территории всей империи.

С переподчинением количество функций ГТУ существенно возросло. В 1908 году впервые выделяется особое делопроизводство, в обязанности которого вменяется разработка законодательных и других принципиально важных для тюремной жизни вопросов. В 1912 году министр юстиции утверждает новую организационную структуру ГТУ, вместо предыдущих 15 делопроизводств создаются девять отделов по направлениям деятельности и Главная инспекция по пересылке арестантов. Отделы занимались решением вопросов, связанных с работой личного состава, содержанием арестантов (размещение, внутренний распорядок, питание, лечение, обеспечение трудом и т.д.), подготовкой законопроектов, отчетов, различных справочных материалов. Последним в этой перечне значился отдел воспитательно-исправительных заведений (для несовершеннолетних) и Общество патроната 5 .

Первостепенное место в деятельности ГТУ отводилось службе охраны, обеспечивающей главное требование исполнения наказания в виде лишения свободы – надежность изоляции заключенных. Подразделения этой службы осуществляли внутренний надзор и внешнюю охрану мест заключения, выполняли конвойные функции.

В уголовно-исполнительной практике, как правило, характер лишения свободы определяется видом учреждения, в котором осужденный непосредственно отбывает наказание.

Тюремная система западных стран исходила из следующих положений:

  • заключенный, по возможности, должен был иметь собственную одиночную камеру;
  • днем заключенного надлежало привлекать к труду в соответствии с его способностями и возможностями.

В настоящее время основным и максимально эффективным средством достижения исправления заключенного является режим специализированного учреждения, который обеспечивает раздельное содержание осужденных, а так-же действие в указанных учреждениях института ресоциализации осужденного, который готовит заключенного к жизни в обществе после отбывания наказания, а также занимается его перевоспитанием.

Согласно официально опубликованным данным Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 марта 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 627 702 чел.

  • в 716 исправительных колониях отбывало наказание 514 705 чел.
  • в 126 колониях-поселениях − 33 485 чел.
  • в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы — 2 019 чел.
  • в 217 следственных изоляторах − 109 732 чел.
  • в 8 тюрьмах − 1632 чел.
  • в 24 воспитательных колониях для несовершеннолетних − 1633 чел.

Приведенные данные позволяют констатировать, что уголовно-исполнительная система России в настоящее время состоит преимущественно из колоний. Такая система была характерна для социализма, основной ее идеей было массовое привлечение осужденных к труду. Основным воспитательным моментом, оказывающим огромное влияние на исправление и перевоспитание осужденных тех лет, была государственная идеология социализма. Уровень постпенитенциарного рецидива в советское время не превышал 28 %.

Самое главное отличие колонийской системы от тюремной заключается в том, что в колониях осужденные проживают не в отдельных камерах, а в общих помещениях. В колониях часто возникают ситуации, когда в одном исправительном учреждении могут совместно отбывать наказания различные категории осужденных, что накладывает негативный отпечаток на процесс исправления. Разделение осужденных на отряды и их совместное проживание в одних помещениях способствует повышению квалификации преступников, вследствие того, что при совместном проживании происходит обмен преступным опытом, а также могут формироваться преступные группировки с целью совершения новых преступлений после отбывания наказания.

Следует сделать вывод, что заключенный в начале срока отбывания наказания представляет гораздо меньшую опасность для общества, чем при освобождении из такого учреждения. По причине переполненности колоний также не представляется возможным в полной мере осуществлять индивидуально-воспитательную работу с каждым заключенным, чтобы уменьшить вероятность совершения нового преступления этим лицом. В исправительных учреждениях надлежит создать эффективный институт ресоциализации для того, чтобы осужденный после отбывания наказания мог вернуться в социум.

Российская Федерация является участницей основных международных актов, посвященных рассматриваемой области. Основным универсальным международным документом, регулирующим вопросы содержания заключенных, являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся в Женеве 30 августа 1955 г. В соответствии со ст. 57 данного акта заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения.

Бывший руководитель ФСИН РФ Ю. Калинин признавал, что основная масса заключенных, которая содержится в местах лишения свободы, не перевоспитывается вследствие недостатков сложившейся уголовно-исполнительной системы.

Также свое мнение относительно данной ситуации высказал министр юстиции А. Коновалов:

Экс-президент Д. Медведев в своем интервью заявил:

Реформа пенитенциарной системы уже началась. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. в Российской Федерации планируется создание комфортабельных тюрем с тремя видами содержания. Предполагается построить значительное число учреждений нового типа: 58 особого, 180 усиленного, 210 общего для мужчин и 55 для женщин. Также началась разработка типовых проектов перепрофилирования обычных зон в тюрьмы на тысячу человек.

Следует отметить, что реформа не предусматривает упразднение таких учреждений, как исправительные колонии, вследствие того, что законодательство обязывает направлять туда осужденных впервые за преступления небольшой и средней тяжести. В настоящее время в условиях переполненности исправительных учреждений сотрудники ссылаются на отсутствие лишних мест и зачастую отступают от уголовно-исполнительных норм, что является нарушением прав заключенных.

Говоря об исполнении международных пенитенциарных стандартов в Российской Федерации, следует отметить − вследствие того, что уголовно-исполнительная система характеризовалась ранее своей закрытостью, международные стандарты в указанной области не были востребованы вплоть до принятия Конституции РФ 1993 г., которая включила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в состав ее правовой системы и установила приоритет значительной части норм международного права по отношению к нормам законов .

Однако, в настоящее время невозможно говорить об исполнении в полном объеме взятых Россией на себя обязательств, хотя в ст. 10 УИК РФ прямо говорится, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных .

Итак, процесс реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации идет. Для того, чтобы достичь намеченных целей реформирования, надлежит постепенно преобразовывать часть исправительных колоний в многопрофильные тюремные учреждения по западному типу. При переходе к преимущественно тюремному режиму содержания заключенных будет проще организовывать воспитательную работу с осужденными, также снизится вероятность обмена криминальным опытом. С увеличением числа исправительных учреждений решится проблема переполненности, и это даст возможность раздельно содержать впервые осужденных и лиц, уже отбывавших ранее наказание в виде лишения свободы.

Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) начался в конце 80-х гг. прошлого века под воздействием изменений в социально-политическом развитии нашего общества.

Проблемы и перспективы уголовно-исполнительной реформы

Другие рефераты по предмету

Проблемы и перспективы уголовно-исполнительной реформы

Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) начался в конце 80-х гг. прошлого века под воздействием изменений в социально-политическом развитии нашего общества. Исправительно-трудовая политика и соответствующее законодательство, практика его исполнения вошли в противоречие с объективными потребностями социального развития. В этот период были предприняты попытки реформы системы исполнения наказаний сначала со стороны МВД Союза, а затем МВД России. В силу объективных и субъективных причин осуществить намеченные преобразования не удалось. Одной из них следует считать отсутствие должного правового обеспечения реформирования как на стадии разработки концептуальных и законодательных подходов, так и их осуществления. Современный этап реформирования УИС связан с приведением деятельности системы в соответствие с предписаниями новых УК РФ и УИК РФ, ее функционированием в рамках Министерства юстиции России. Указанные обстоятельства обусловливают объективную потребность в изучении и анализе правового обеспечения реформирования УИС, определяют особую актуальность его совершенствования в нынешних условиях развития уголовно-исполнительной системы. Без определения понятия и сущности правового обеспечения реформирования УИС невозможно сформулировать его цель и задачи на перспективу, что в свою очередь не позволяет эффективно осуществлять реформу уголовно-исполнительной системы, рассчитывая на социально значимые результаты.

Статьей 7 Федерального закона "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" определено понятие "место содержания под стражей" Однако понятию "место лишения свободы" легальной дефиниции пока не дано. И остается непонятно, почему ст. 321 УК РФ (Дезорганизация деятельности учреждений обеспечивающих изоляцию от общества) охватывает только сотрудников места лишения свободы, оставляя открытым вопрос о персонале учреждений, исполняющих другие уголовные наказания, связанные с частичной или полной изоляцией осужденных (ст. 53 - 55 УК РФ): ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части.

Весьма любопытно, что при буквальном прочтении ч. 2 ст. 321 УК РФ не защищает от преступных посягательств и сотрудников вышестоящих правоохранительных органов регионального, межрегионального и федерального уровня, в том числе аппарата центрального и территориального органов уголовно-исполнительной системы, отделов специального назначения и подразделений по конвоированию. Они не входят в штатную структуру "места лишения свободы или места содержания под стражей", хотя нередко их сотрудники на постоянной основе прикомандированы к ним либо систематически туда выезжают, осуществляют мероприятия ведомственного контроля, оказывают на местах методическую и практическую помощь, конвоируют осужденных при этапировании из одного учреждения в другое, участвуют в проведении специальных мероприятий внутри пенитенциарных учреждений и т.д.

Такое положение закона тем более странно, что часть первая указанной статьи защищает осужденных, оказывающих содействие "администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы". Неясно, почему сотрудники этих органов имеют меньшую уголовно-правовую защиту, чем сами осужденные. Кроме того, в современной редакции приведенной нормы правильнее было бы вести речь не об уголовно-исполнительной, а в целом о правоохранительной системе, и не только об уже осужденных, но равно и о других категориях специальных потерпевших из числа спецконтингента, оказывающих ей содействие.

Во-вторых, следует отметить важный положительный момент нынешней редакции ст. 321 УК РФ: она не содержит признаков специального субъекта. А значит, к уголовной ответственности по ней могут привлекаться не только лица, находящиеся в местах лишения свободы и содержания под стражей (в том числе за деяния, совершенные после освобождения), но и их соучастники (включая исполнителей) на свободе. К сожалению, этот момент пока мало используется на практике.

Наличие запрещенных предметов в местах лишения свободы и заключения под стражу существенно осложняет оперативную обстановку. Главная беда последнего времени - это поток спиртного и средств мобильной связи, значительным остается и количество денежных средств в нелегальном обороте спецконтингента. Их число за последние годы неуклонно растет.

Большинство этих предметов доставляются в исправительные учреждения и следственные изоляторы извне путем проноса в зону либо переброса через охранное ограждение. Посредством мобильных телефонов подозреваемые и обвиняемые могут координировать свои действия с соучастниками, оказывать давление на правосудие. Как показывает практика, в состоянии алкогольного опьянения совершается большая часть преступлений против жизни и здоровья в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Появление денежных средств и ценностей у спецконтингента ведет к имущественному расслоению, лишает стимулов к труду. В отдельных случаях доставка в зону запрещенных предметов приобретает организованные формы, превращается в "бизнес" с серьезным финансовым оборотом, в который "рекрутируются" несовершеннолетние, что отрицательно сказывается на криминогенной обстановке не только в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но и в прилегающих населенных пунктах. Полагаем, что декриминализация состава преступления, предусмотренного ст. 188 УК РСФСР, себя не оправдала.

Отмечая бесспорные достоинства Уголовно-исполнительного кодекса РФ, необходимо отметить, что настоящий нормативный акт не лишен погрешностей, в нем имеются определенные недочеты, пробелы и противоречия. Несовершенство уголовно-исполнительного законодательства, на наш взгляд, заключается уже в том, что наряду с Основным законом, регламентирующим процесс исполнения (отбывания) уголовных наказаний, наличествует множество ведомственных нормативных актов, конкретизирующих его основные положения, что создает определенные трудности для правоприменительной деятельности.

Следует обратить внимание на статьи, противоречащие друг другу. Остановимся лишь на некоторых из них. Так, часть 1 статьи 130 не согласуется с частью 4 статьи 78 УИК. Часть 1 статьи 130 устанавливает, что в тюрьмах содержатся осужденные, переведенные туда на срок до трех лет за нарушение порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. Часть 4 статьи 78 гласит, что в тюрьму могут переводиться злостные нарушители порядка отбывания наказания из исправительных колоний общего и строгого режимов. На наш взгляд, неверна часть 1 статьи 130 УИК, так как, во-первых, в тюрьму могут быть переведены только злостные нарушители режима (а не за нарушение порядка отбывания наказания), а во-вторых, данный перевод из колоний особого режима осуществлять нецелесообразно, ибо на этом виде режима условия отбывания наказания по их тяжести мало чем отличаются от условий содержания в тюрьме.

Также следует обратить внимание на часть 8 статьи 82 и часть 7 статьи 88 УИК РФ. Их сопоставление говорит о том, что наличие части 8 статьи 82 исключает надобность части 7 статьи 88. Напомним: первая определяет, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливает перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешено иметь при себе, получать в посылках и приобретать в магазинах, а вторая, наоборот, указывает, что данными Правилами устанавливается перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, а также количество запрещенных к продаже и использованию осужденными. Известно, что если что-то разрешается, то все остальное запрещается, и нет необходимости указывать, что именно. В этом суть разрешительного принципа в определении прав осужденных. В связи с этим, на наш взгляд, следует в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотреть один перечень вещей, предметов, продуктов питания, которые осужденным разрешается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать в магазинах исправительных учреждений.

Неудачно, по нашему мнению, сформулирована статья 82 УИК РФ. В ней сказано, что режим как порядок исполнения и отбывания наказания обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, равные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Однако режим не может обеспечивать охрану осужденных и надзор за ними, так как они сами являются средствами обеспечения режима. Раздельное содержание различных категорий осужденных, а также изменение условий их содержания не являются ни объектом, ни содержанием режима, ни средством его обеспечения. Режим лишь может обеспечивать: исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, различные условия содержания осужденных.

Проведение реформ в уголовно-исполнительной системе в значительной степени затруднено вследствие недостаточного финансирования пенитенциарных учреждений, резко сократившегося участия общественности в работе исправительных учреждений, несоответствия уровня профессиональной и правовой культуры сотрудников исправительных учреждений современным требованиям.

Практическое реформирование уголовно-исполнительной системы невозможно без разработки теоретических положений, определяющих переход к концепции реформы, позволяющих прогнозировать движение реформ и появление в обозримом будущем новой, соответствующей новому обществу уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительная система в настоящее время находится в тяжелом положении.

Читайте также: