Максим грек доклад по философии

Обновлено: 02.07.2024

Следует прежде всего, иметь в виду то обстоятельство, что преподобный Максим Грек был наследником и первым олицетворением византийской патристической традиции. Эта традиция имела за собой не только пятнадцать веков истории христианства, но предшествующую ему многовековую историю греческой духовной культуры. Каждое выражение преподобного Максима Грека можно сравнить с прибрежной волной, за которой чувствуется напор целого океана духовных исканий и нравственного опыта человечества.

Выдвигая в качестве высшей религиозно-нравственной добродетели постоянство души в её стремлении и желании на пути восхождения в Царство Небесное, о котором святой апостол Павел говорит: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яжеуготова Бог любящым его (1 Кор. 2.9), преподобный Максим не пытается выразить неизреченное или изобразить реальность будущей вечной жизни какимибы то ни было средствами.Он акцентирует внимание на средствах и способах достижения этой цели.

Все же, для понимания религиозно-нравственной позиции преподобного Максима Грека следует не забывать о том, что он духовно сформировался как афонский монах. Мировоззрения и этика преподобного Максима созидалась по образу афонской исихастской традиции.

Независимо от оценки нравственного состояния современной преподобному Максиму Греку России, его миссия как духовного просветителя, учителя христианской веры и нравственности может быть без сомнения признана в качестве самобытного, яркого, достойного благоговейного восхищения явления на общем фоне актуального воплощения возвещённых Евангелием религиозно-нравственных начал в культурно-исторической призме России XVI века.

Здесь, на своей новой духовной родине – России – преподобный Максим имел уникальную возможность сопоставления греческого и русского опыта святости, духовного делания и нравственного совершенствования.

Источники и литература:

1. Библия. М., 2006.

2. Максим Грек , преподобный. Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СТСЛ., 1910.

3. Максим Грек, преп. Духовно-нравственные слова. СТСЛ., 2006.

4. Алексий (Гавриков) посл. Ватопед // Православная энциклопедия. Т. VII.

5. Климент, митрополит. Россия и Афон //Православное книжное обозрение. Февраль, 2012, №2 (015).

6. Синицына Н.В. Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008.

7. Соловьев В.С. Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

9. Чадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

10. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989.

11. Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

[1] Синайский А., свящ . Краткое описание жизни и деятельности преподобного Максима Грека. СПб.,1902. С.9.

[2] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 335.

[3] Синицына Н.В . Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008. С. 15.

[4] Константинопольский патриарх Иеремия II дал разрешительную грамоту Максиму Греку в июне 1588 г.

[5] Синицына Н.В . Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008. С. 15.

[6] Андроник (Трубачев) игумен . О службе преподобному Максиму Греку. СПб., 2007. С. 3.

[7] Синицына Н.В . Преподобный Максим Грек. Сочинения Т. I. М., 2008. С. 15.

[8] Климент, митрополит . Россия и Афон //Православное книжное обозрение. Февраль, 2012, №2 (015). С. 12.

[9] Максим Грек , преподобный. Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 3.

[11] Максим Грек, преподобный . Духовно-нравственные слова. СП., 2006. С. 26.

[12] Максим Грек , преподобный. Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 19.

[13] Максим Грек , преподобный. Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 15.

[16] Соловьев В.С . Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 287.

[17] Соловьев В.С . Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 287.

[19] Алексий (Гавриков) п осл. Ватопед // Православная энциклопедия. Т. VII. С.313.

[20] Максим Грек, преп . Духовно-нравственные слова. СТСЛ., 2006. С. 369.

[21] Шпет Г.Г . Сочинения. М., 1989. С. 22.

[24] Чадаев П.Я . Сочинения. М., 1989. С. 129.

[27] Соловьев В.С. Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 287.

[28] Левицкий С.А. Традиция свободы. М., 2008. С. 539.

[31] Максим Грек , преподобный. Сочинения в русском переводе.Ч. 1. СТСЛ., 1910. С. 44.

Во Флоренции Михаил Триволис попал под влияние проповеди Джироламо Савонаролы, доминиканского монаха, настоятеля монастыря Сан-Марко. Он посещал лекции, делал переводы и каллиграфические копии. После падения Константинополя в богатые итальянские города хлынул поток греческих культурных ценностей, включая труды греческих философов и теологов, которые нужно было переводить, копировать и т.д. Это было одним из направлений деятельности Михайлоса Триволиса. С 1494 по 1498 год он посетил различные итальянские города: Болонью, Венецию, Падую, Феррару, Верчелли. К сожалению, проследить точную последовательность его пребывания в этих местах не представляется возможным. Затем, с 1498 по 1502 год, последовала служба Джованни Франческо Пико делла Мирандола, племянника знаменитого философа эпохи Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. В 1499 или 1500 году он совершил поездку в греческий город Корфу, вероятно, в связи с войной, которая тогда шла между Османской империей и Венецианской республикой. В это время он также посетил Милан.

В 1502 году Михаил Треволис поступил послушником в монастырь Сан-Марко. Существует также версия, что он был крещен монахом уже там, но это оспаривается.

Религиозно-философские воззрения Максима Грека

Философские взгляды Максима Грека

Максим Грек не создал четкой философской концепции. О его философских взглядах можно судить по отдельным высказываниям, разбросанным в различных произведениях. Основные черты философских взглядов нашего писателя — непоследовательность, склонность к неоплатонизму.

С точки зрения значения Максима Грека как философа в истории русской философской мысли, необходимо, прежде всего, выяснить его отношение к философии как науке.

В первой части нашей работы мы установили, что русские книжники древности получали сведения о знаменитых греческих философах на основе кратких отрывков из их произведений, которые хранились в различных переводных сборниках. На основе этих отрывков, большинство из которых носит характер моральных сентенций, невозможно было составить изложение какой-либо философской системы, да и в Древней Руси не существовало философских концепций. Философия в то время не имела самостоятельного места и значения ни в мировоззрении, ни в жизни. Там господствовало неоспоримое мнение, что, согласно учению святого Иоанна Дамаскина, источником знания и мудрости является Божественное откровение, а философия — лишь служанка богословия.

Согласно учению святого Иоанна Дамаскина, Максим Грек подчеркивает в ряде высказываний:

В то же время, противореча самому себе, Максим Грек не менее часто указывает на огромную важность и полезность философских знаний не только для каждого человека, но и для всего общества, и отводит философии самостоятельное и весьма почетное место среди других наук.

Отношение Максима Грека к классической культуре и светским наукам

Версия о происхождении Максима Грека, который до принятия монашества был известен как Михаил Триволис, из знатной греческой семьи (сын воеводы) повторяется во всех других позднейших историях о его жизни112 . Поэтому разумно предположить, что начальное классическое образование он получил уже в кругу своей семьи и в местной греческой школе среднего типа.

Затем он попадает под опеку своего дяди Димитрия, гуманиста и друга кардинала Виссариона. С 1492 по 1505 год он посещал лекции выдающихся профессоров-эллинистов в итальянских университетах, изучая греческий язык, греческую литературу и греческий язык.
Он исследовал и переводил древнегреческих авторов для Пико делла Мирандола, известного гуманиста-филантропа, и Альда Мануция, венецианского издателя.

Он завершил свою работу по изучению классической античности и ранней византийской культуры на горе Афон, в монастыре Ватопед, где провел десять лет, усердно изучая греческих авторов из богатейших коллекций монастырской библиотеки, в которую входили две библиотеки, подаренные Афону императорами Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузином.

Таким образом, Максим Грек приехал на Русь с обширными и глубокими знаниями античного наследия. Поэтому неудивительно, что, лишенный собственных книг после суда 1525 года, он часто писал по памяти, а иногда, особенно в старости, просто жаловался, что забыл тот или иной факт.

В нашей вышеупомянутой статье мы подробно описали, как часто Максим Грек рассматривал ту или иную проблему в своих трактатах, ссылаясь на древнегреческих и римских авторов, цитируя одних из них как авторитетов и давая резко отрицательный намек другим.

Среди русских писателей времен Максима Грека было немало тех, кто хорошо знал имена многих древних писателей по их переводам, но эти сведения были крайне отрывочны. На их основе невозможно было составить представление о значимости того или иного древнего писателя и ценности его творчества. Поэтому у большинства русских образованных людей было крайне подозрительное отношение к древним писателям, особенно из языческого мира. Это недоверие часто распространялось на светских писателей и светское знание в целом.

Вся предшествующая научная и образовательная подготовка Максима Грека зародила в нем чувство уважения к классическому прошлому его родины, к ее писателям и деятелям. Отсюда его частые ссылки на авторитет древних авторов.

В то же время его долгое общение с итальянскими гуманистами, которые в своей борьбе против схоластики и церковного авторитета придавали большое значение разуму, опыту и светским наукам, не могло не оказать своего влияния на молодого греческого ученого; оно укрепило его сознание необходимости и важности не только религиозных, но и светских знаний для всех людей.

Научные перспективы Максима Грека

Максим Грек уделял очень мало внимания вопросам, связанным с явлениями природы. В его случае материальный мир был отодвинут на второй план интересами духовного мира. Поэтому на основании материалов, сохранившихся в его литературном наследии, довольно трудно составить целостное представление о натуралистических взглядах нашего писателя. Правда, Е. Голубинский в своей тематической классификации произведений Максима Грека выделяет в особую группу некоторые произведения, которые он относит к категории естественнонаучных. По содержанию они выражают богословско-символическое (возможно, точнее, религиозно-мистическое) представление о природе, которое, по мнению Т.Н. Ратиева, было доминирующим в Древней Руси. Вряд ли можно судить о подлинно натуралистических взглядах Максима на основании этих произведений, имеющих религиозно-педагогический характер.

Из его полемических работ против астрологии, апокрифов и различных суеверий мы можем получить представление о них.

Роль Максима Грека в развитии географических знаний в Древней Руси

Максим Грек написал ряд интересных работ по географии мира, или, в его терминологии, космографии, которые оказали несомненное влияние на дальнейшее развитие этой науки на Руси.

Расширение внешних границ пробудило интерес России к соседним странам, и правительство часто посылало специальных людей вместе с посольствами для описания этих стран.

Информация об открытии новых земель испанскими и португальскими исследователями, вероятно, была получена Максимом Греком во время его пребывания в Италии. Несмотря на краткость и некоторые неточности, они, несомненно, оказали значительное влияние на возрождение интереса к мировой географии среди россиян. Об этом свидетельствует появление в русских хронографах конца XVI века известий, взятых из западных хроник и космографий, в которых, помимо довольно подробных описаний трех старых частей света (Азии, Африки и Европы), приводятся сведения о новой четвертой части, открытой в 1492 году.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гост

ГОСТ

Биография мыслителя

Максим Грек По данной теме мы уже выполнили реферат Греческая культура подробнее (ок. $1475-1556$) – это мыслитель греческого происхождения. Он родился в западной части Греции. Жизнь Максима Грека включает в себя три крупных этапа:

  1. В пору своей юности Максим оказывается в Италии. Здесь он знакомится со многими представителями эпохи Возрождения. Но мыслитель не принимает идеи гуманизма, наибольшее же влияние на него оказали проповеди католического монаха Савонаролы. Тогда же он живет в доминиканском монастыре.
  2. Впоследствии Максим Грек приезжает на Афон. Здесь он снова возвращается в православную среду и принимает монашество.
  3. Последний этап жизни Максима относится к пребыванию в средневековой Руси. Его приезд сюда связан с переводческой деятельностью. Максиму поручают переводить с греческого языка богослужебную литературу. Кроме того, в $20$-е гг. $XVI$ века он активно участвует в политической жизни русского государства, в споре нестяжателей и иосифлян. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за своих взглядов, сформированных на основе византийской философии, европейской схоластики и философии Возрождения, Максим Грек был дважды осужден русской церковной иерархией. Только в ранний период царствования Иоанна IV Грозного его перевели в Троице-Сергиев монастырь, но окончательной свободы он так и не получил.

Источники философских взглядов Максима Грека

Кроме указанных выше византийской и возрожденческой философии источниками теолого-философских взглядов Максима Грека стало знание им античной традиции мысли (Платон, Аристотель и др.) и католической богословско-философской мысли, в особенности философии Аврелия Августина. Также особенно внимательно Максим занимался изучением наследия Иоанна Дамаскина.

Философские идеи Максима Грека

Максим Грек характеризует философию как положительное явление культуры и человеческого духа. Но вслед за христианской традицией склонен рассматривать ее дуально:

Готовые работы на аналогичную тему

Проблематику сотериологии, спасения человека Максим решает традиционно. Человек в своей жизни должен стремиться соблюдать заповеди, данные Богом, заниматься духовным совершенствованием. Центр нравственной жизни человека – это сердце, а ум – кормчий его души.

В антропологии Максима одним из главных понятий является категория любви. Цель земной жизни человека научиться любви как к Богу, так и к ближнему.

В споре нестяжателей и иосифлян Максиму была близка позиция нестяжателей, на что повлияло его афонское прошлое. По мнению мыслителя, нестяжание – это одно из условий монашеской жизни как таковой.

По отношению к ересям и инакомыслиям в рамках христианства Максим был неприклонен. За истинность православного вероучения он стоит в своих посланиях к католикам и протестантам. В теолого-философском наследии Максима присутствуют и социально-политические идеи. В них он касается вопросов устройства государства и роли в нем царя.

Известны послания Максима Грека Ивану IV, в которых он рисует образ царя, руководящегося в своей деятельности истинами и требованиями христианства. Основа гармоничного правления – это наличие компетентных советников у царя. Одна из ключевых задач царя – это воспитание своей воли, царь должен держать себя в руках.

Краткий курс истории. Максим Грек

Преподобный Максим родился в 1470 году в семье состоятельного христианина и аристократа, в греческом селении Арта, в эпоху турецкого владычества. Положение родителей позволило Максиму получить отличное образование. Школа, которую он окончил, находилась на острове Корфу, в те времена принадлежавшем Венецианской республике. В 20 лет Максим предпринял неудачную попытку баллотироваться в совет самоуправления этой территории. После этого будущий святой отправился в Италию, где изучал древнегреческую философию и язык. Во Флоренции состоялось знакомство Максима с известнейшим доминиканским монахом и проповедником Джироламо Савонаролой. Позднее Максим вспоминал, что за время путешествий по Европе успел познакомиться с различными учениями, но остался в истинной вере. Наконец однажды Максим принял решение, шедшее вразрез со всеми завидными перспективами, которые сулила мирская жизнь: он ушел в монастырь.

0

Переводчик для Москвы

Преподобный Максим подвизался в Ватопедском монастыре на горе Афон. Братия монастыря с осторожностью приняла нового насельника: к людям, бывшим в плотном контакте с западной культурой, на Востоке отношение было сложное. Но уже скоро Максим прослыл энергичным иноком и знатоком священных текстов. В начале XVI века на Руси шла серьезная полемика по вопросам имущественной стороны монастырской жизни. Посольство, отправленное великим князем Василием III (отцом Ивана Грозного) на Афон, запросило для помощи в разрешении данного вопроса образованного монаха. Кандидатура преподобного Максима подошла как нельзя лучше, а тот факт, что он не владел русским языком, для талантливого монаха не представлялся серьезной трудностью. Дорога выдалась долгой: через Константинополь в 1516 году, далее в сопровождении турецкого посольства – в Крымское ханство, наконец, в 1518 году – в Москву.

0

Опала

Читайте также: