Речевой портрет студента доклад

Обновлено: 25.06.2024

По нашим наблюдениям, студенты чаще всего экспериментируют с этикетными формулами в таких речевых жанрах, как приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, пожелание и поздравление. Они используют и общепринятые этикетные формулы, и специально изобретенные, употребляемые только в студенческой группе (нескольких группах): Привет, как жизнь? Бьет ключом? Да, и все время по голове, и индивидуальные, то есть применяющиеся одним человеком (чаще всего автором): Good morning, Ленуська! Bad morning, Натах! Я с похмелья. Последний тип этикетных формул, кроме своих основных функций, выполняет и иные, сиюминутно необходимые автору (например, сообщить о своем состоянии).

По нашим наблюдениям, в неофициальном общении студенты чаще всего предваряют просьбу апелляцией к дружеским отношениям между коммуникантами, а в качестве формулы-просьбы используют различные устойчивые конструкции. Наиболее частотными, на наш взгляд, являются конструкции Дай погонять что-либо; Верни на базу что-либо. Более вежливы, с точки зрения современных студентов, фразы, начинающиеся с подтверждения дружеских отношений между ними: Ты мне друг или, причем вторая часть фразы не соответствует ожиданиям адресата: или портянка? или кто? или где!, тем самым ломается коммуникативный стереотип, а ломка всяческих (в том числе и коммуникативных) стереотипов – еще один признак речевого общения современных студентов.

Изобретение студентами этикетных формул происходит по нескольким причинам. Во-первых, говорящим движет стремление выделиться, сделать свою речь боле яркой, непохожей на других. Это достигается с помощью различных приемов языковой игры. Во-вторых, студенты постоянно спешат, поэтому для экономии времени и собственных речевых усилий изобретают такие этикетные формулы, в которых вместе с чисто этикетной функцией выполняются и иные, например, передается, в зависимости от ситуации, свое настроение, состояние, особое отношение к собеседнику и др.

Для оживления процесса речевого общения студентами используется языковая игра. Чаще всего темами общения, в процессе которого возникает языковая игра, являются события и явления, происходящие в наше время, а также учеба, культурно-исторические реалии современной жизни.

В работе дается классификация типов языковой игры, распространенных в устном речевом общении студентов. При анализе материала учитывался способ создания комического эффекта в рамках как одного слова, так и целой фразы.

Наиболее распространенным типом реализации языковой игры в целой фразе является трансформация прецедентных высказываний. Чаще всего трансформируются цитаты из известных литературных произведений, кинофильмов, рекламных роликов, крылатые выражения, лозунги, строчки популярных песен, названия музыкальных групп и прочие прецеденты (Нет повести печальнее на свете, чем повесть о студенческой диете).

Кроме трансформации прецедентных высказываний, в процессе неофициального общения студенты могут создавать собственные афоризмы, парадоксальные высказывания, пародировать определенные стили или жанры общения (Когда Бог раздавал разум, студент был на лекции; Сто грамм – не стоп-кран: дернешь – не остановишься; Не восхрапи на лекции, дабы не разбудить ближнего своего!).

Афоризмы являются полностью авторским созданием, плодом лингвокреативного мышления современных студентов. Среди афоризмов можно выделить несколько разновидностей, которые отличаются тематикой. Наиболее распространены студенческие афоризмы, посвященные обучению в вузе, а также всему, что с ним связано (Есть только три причины, по которым студент не пришел на лекцию: забыл, забил, запил). Есть в речи студентов и англизированные афоризмы, которые предполагают определенный уровень знания адресатом английского языка для понимания языковой игры (Без кайфа нет лайфа, хоть фейсом об тейбл!).

Распространены в речи современных студентов и парадоксальные высказывания. Часто они имеют двухчастную структуру, при этом языковая игра основана на парадоксальном сравнении в первой части фразы, которое совершенно неожиданно объясняется во второй части (Студенты как тараканы: сколько ни дави, все равно выживают). Встречаются также высказывания, комический эффект в которых достигается с помощью приема обманутого ожидания (Я читаю Толстого и, читая, толстею!).

Еще одной разновидностью языковой игры в целой фразе является пародирование определенного стиля (иначе прием речевой маски) или жанра общения либо его нетрадиционное использование. В основном в речевом общении студентов пародируется стиль православных книг (активнее всего используется церковнославянская лексика), а также жанр объявления (Возлюби препода своего, ибо собака – друг человека!; Продам нервную систему в хорошем состоянии. Заводится с полуоборота). С помощью языковой игры создается позитивный настрой – основа успешной коммуникации, вырабатывается оптимистическое восприятие окружающего мира. Огромное количество различных типов языковой игры в разнообразных ситуациях их употребления является характерной особенностью речи студентов.

Одной из характеристик речевого поведения человека является использование им в своей речи прецедентных феноменов. Нашей основной задачей стало выявление источников наиболее употребительных прецедентных феноменов в речи студентов. По нашим данным, в процессе неофициального общения современные студенты употребляют чаще всего цитаты из рекламных роликов и известных литературных произведений, при этом преимущественно подвергая их трансформации с помощью приемов языковой игры:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А небритым ваххабитам

Стыд и срам, стыд и срам! (К.И. Чуковский)

Прецедентный феномен может изменить свой смысл с течением времени. Прецедентное высказывание белокурая бестия (прежние типичные реакции – Ницше, мужчина, фашизм), имевшее всего несколько десятилетий назад зловещий оттенок, сейчас практически утратило негативное значение и понимается современными студентами прежде всего как блондинка-стерва или Мерилин Монро.

Исследуя записи устной речи современных студентов, мы пришли к выводу, что она пронизана множеством интертекстуальных вкраплений: цитатами из различного рода текстов или ссылками на них. Такое насыщение речи обусловлено стремлением сделать свою речь более информативной при минимальном объеме, так как прецедент ведет к компрессии. Это свойственно всем возрастным группам, однако это не главная функция прецедентов в студенческой речи. Употребляемые в процессе общения студентами прецеденты сигнализируют окружающим о кругозоре, развитии, степени образованности, общем культурном уровне студента. Насыщение речи прецедентами делает ее необычной, уникальной, интересной для слушателей. Умение говорить свободно, интересно и на любую тему имеет огромное значение для современного студента. Это гарантия и успешной сдачи экзамена, и активного общения со сверстниками. Кроме всего, умело вставленный в речь прецедент оживляет процесс общения.

Активное и уместное употребление в речи прецедента служит одним из способов завоевания авторитета студентом в группе, повышая его социальный и профессиональный статус и самооценку.

Время учебы в вузе – это время построения собственной системы ценностей, предпочтений, период осознания и определения своих способностей и возможностей. Молодой человек, став студентом, приобретает более высокий социальный статус. В это время у него возникает желание реализовать себя как личность. Социализация студента в группе, построение взаимоотношений невозможно без распределения социальных ролей в группе. Для завоевания авторитета в группе используются самые разные способы, в том числе и речевое воздействие. При анализе собранного материала были выявлены факторы, способствующие завоеванию студентами авторитета с помощью речевых средств в группе. К ним относятся: правильность речи, владение литературными нормами и терминологией, вежливое и корректное отношение к собеседнику, учет уровня его образованности и интересов.

Препятствующими созданию уважительного отношения к себе и своей речи следует считать использование в общении вербальной агрессии, перебивов, поддакиваний, некорректно задаваемых вопросов, то есть нарушение этических и коммуникативных норм общения. При этом следует отметить, что некорректные по содержанию вопросы, на наш взгляд, чаще задают женщины, а некорректные по форме – мужчины. Интересно, что некорректное содержание, выраженное в приятной для собеседника форме, вызывает у него меньшую негативную реакцию или вовсе не вызывает ее, поэтому общение женщин-студенток носит, на наш взгляд, более дружелюбный характер.

Особенностью письменной формы общения современных студентов друг с другом является переписка на различного рода поверхностях (столы в учебных корпусах, стены туалетов и учебных корпусов). Граффити такого рода свидетельствуют о многом: о приоритетах в жизни современных студентов, об их отношении к жизни, преподавателям и друг к другу. На наш взгляд, эта традиция должна исчезнуть, потому что очень часто такие надписи являются свидетельством низкой общей культуры человека, оскорбляют эстетические чувства окружающих.

Кнопка остановки лектора. Инструкция. Во время скучной лекции нажмите лбом и не отпускайте в течение 45 минут.

Интересной деталью таких надписей является то, что на столах обычно ведется переписка студентов разных групп и курсов, в процессе которой ведется обсуждение физических и психологических особенностей преподавателей и отдельных студентов (чаще всего женщин), а также выражается желание познакомиться с кем-либо (иногда даже в грубой форме) или просто высказываются собственные мысли, желания и предпочтения (Лектор! Иди домой!; Лучше быть отцом макаки, чем учиться на истфаке!; Быть филологом с дипломом лучше, чем работать ломом!).

В заключении диссертации сформулированы основные результаты исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

7. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. № 6. С. 59–60.

Котова Юлия Владимировна

Молодежь – наиболее активная часть нашего общества. Она живо откликается на все изменения, происходящие в обществе, в том числе и на языковые. Молодежь является инициатором языковых изменений и может влиять на дальнейшее развитие языка. Носителями молодежного языка принято считать студентов. Студенчество - социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для изучения, так именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них.

Речевой портрет - это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. В речи каждой социально-возрастной группы реализуются специфический для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Особого внимания заслуживают особенности речевого поведения студентов.

Цель нашего исследования: изучение особенностей лексики и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных студентов.

Предмет исследования: особенности лексики и речевое поведение студентов.

Методы исследования: анкетирование.

  1. Какие слова используете для обращения друг к другу?
  2. Какие слова используете для названия учебных предметов, общежития, экзамена, зачета?
  3. Употребляете этикетные (вежливые) слова?
  4. Какие этикетные слова чаще всего употребляете?
  5. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?
  6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  7. Чья речь является для вас эталоном?
  8. Можем ли мы повлиять на лингвистическую ситуацию?
  9. Как можно улучшить речь студентов?

Третий и четвёртый вопросы предназначены для проверки степени овладения речевым этикетом. 10,5% опрошенных отметили, что употребляют этикетные слова часто, 84,21% делают это иногда, 5,2% - редко. Таким образом, выяснилось при ответе на вопрос № 3, что большинство студентов, к сожалению, лишь иногда употребляют этикетные слова. Чаще всего употребляют слова пожалуйста (97,8 %), спасибо (77,8 %) , здравствуй (16,8%) , приятного аппетита (4, 2%).

В анкете содержались вопросы, выявляющие степень владения лексической и морфологической нормами. При ответе на пятый вопрос студенты должны были найти предложение, в котором вместо ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ. Правильно ответили 73, 6 % опрошенных. Вопрос, связанный с морфологическими нормами, оказался для студентов сложнее. При ответе на шестой вопрос нужно было найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Правильно ответили 21 % опрошенных.

Если рассматривать седьмой вопрос, то я склоняюсь к ответу "речь родителей", так же думают 31,5% опрошенных, большинство анкетируемых студентов (52.6%) считают эталоном речь друзей. Но речь друзей не всегда является чистой и красивой, бывают в их речи грубые и нецензурные выражения.

При ответе на девятый вопрос студентам предлагалось внести предложения по поводу улучшения их речи. Предложения были следующие: уделять время чтению художественной и познавательной литературы, проведение мероприятий.

Итак, современный студент является носителем индивидуальной формы, отражающей его социальное, территориальное происхождение, уровень его образования и культуры. Культура речи и культура общения необходимы каждому человеку, а студенту в особенности, так как в дальнейшем студент - это будущий специалист в какой - либо деятельности. Совершенствовать свою речь необходимо постоянно, для этого надо следить за своей речью, обогащать словарный запас.

Я думаю, что студенты нашего колледжа, отвечая на вопросы, задумались о своей речи и в дальнейшем будут стремиться к правильной и красивой речи, так как мы будущие специалисты.

Языковой портрет современного студента образуется из множества элементов. Основная часть студентов — это молоды люди в возрасте от 15-30 лет. Их речи характерно обращать как общеупотребляемой лексики, так и лексики, с использованием в определенной сфере (диалектной, просторечной, профессиональной, жаргонной).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.docx

Языковой портрет современного студента образуется из множества элементов. Основная часть студентов — это молоды люди в возрасте от 15-30 лет. Их речи характерно обращать как общеупотребляемой лексики, так и лексики, с использованием в определенной сфере (диалектной, просторечной, профессиональной, жаргонной).

Важность исследования. Носителями молодежного языка принято считать школьников, студентов, молодых специалистов и представителей творческой интеллигенции. Студенчество - социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для изучения, так именно студенты (в особенности филологи) быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них. Кроме того, члены данной группы являются будущими специалистами. Во время обучения в вузе происходит становление и развитие языковой личности студента; будущие специалисты станут представителями интеллигенции, которая, по нашему глубокому убеждению, все же будет продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение языка в дальнейшем. Именно поэтому создание речевого портрета современного студента представляется нам весьма актуальным.

Объект исследования. Устная речь и анкетирование студентов ФДП.

Предмет исследования. Особенности лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы: Проанализировать лексикон современных студентов и выявить его особенности; Показать особенности речевого поведения современных студентов (набор устойчивых формул общения и прецедентных феноменов, речевые способы завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, обобщение), а также анкетирование.

1. НИ МГУ им. Н. П. Огарева. История создания.

На данный момент в республике Мордовия насчитывается около 9 высших учебных заведений, из них половина составляют филиалы, но самым почетным, на мой взгляд, является университет МГУ им. Н.П. Огарева, в котором я учуть — это государственное учебное заведение, реализующее современные программы полного высшего профессионального образования с присвоением квалификации (дипломированный специалист, кандидат наук, бакалавр и магистр).
Студенты, окончившие университет получают диплом государственного образца о высшем образовании.
Мордовский государственный университет реализует также профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. Мордовский государственный университет создан 2 октября 1957 года на базе организованного в 1931 году Мордовского государственного педагогического института. Его создание означало качественно новый шаг в развитии высшего образования Мордовии. Сегодня Мордовский университет является одним из крупнейших центров высшего образования, науки и культуры не только в Республике Мордовия, но и в России.

Сначала был создан Мордовский государственный педагогический институт имени А. И. Полежаева

  • 1 октября 1931 — в целях повышения уровня качества высшего образования в Мордовской автономной области решением Совета народных комиссаров РСФСР (Совнаркома РСФСР)был создан Мордовский агропединститут с агрохимико- биологическим, историко- экономическим, физико- техническим и политехническим отделениями — первое высшее учебное заведение в Мордовии.
  • 23 ноября 1932 — агропединститут преобразован в Мордовский государственный педагогический институт (МГПИ). Созданы отделения: историческое, матем атическое,химическое, литерату ры и языка, биологическое.
  • 1933 — в составе педагогического института открыт учительский институт.
  • 1934-1935 — созданы четыре факультета: языка и литературы с мокшанской, эрзянской и русской секциями, исторический, естест венный, физико-математический.
  • 1935 — в институте состоялся первый выпуск специалистов—73 человека.
  • 1938, 10 февраля— постановлением ЦИК Мордовской АССР Мордовскому педагогическому институту присвоено имя русского поэта Александра Ивановича Полежаева, который был уроженцем мордовских земель.
  • 1952— открыт факультет иностранных языков; на историко-филологическом факультете создано мордовское отделение.

2.Современный студенческий жаргон. Автопортрет студента.

Безусловно, большую часть студенческого жаргона составляют номинации, связанные с обучением. Все жаргонизмы, используемые в современной студенческой речи, условно можно разделить на несколько тематических групп: обучение, обучаемые, время, предметные составляющие студенческой жизни, студенческий быт, преподаватели и их физические и психологические особенности. Рассмотрим данные группы подробнее.

Как отмечают многие исследователи речи, в молодежном речевом общении самыми заметными чертами являются креативный подход к нормам языка, разрушение стереотипности во всем. Студенты же как передовая часть молодежи, будущая интеллигенция, более всего склонны к исследованию возможностей языка и экспериментированию с его нормами.
Объектом исследования явилась устная речь студетнтов факультета, на котором я учусь. Предметом исследования — особенности лексикона и речевого поведения, проявляющийся в процессе общения современных студентов. Здесь обучаются юристы, экономисты, программисты и туристы.

Пройдясь по коридорам корпуса я слышала как учащиеся в своих диалогах обыгрывают иностранные слова, а также употребляют специфические студенческие жаргоны или иначе говоря - молодежный сленг ( штука (1000 рублей), лимон (миллион), бабки, бабло (деньги)), но все же, речь учащегося одной специальности отличается от другой. Я решила спросить у студентов, что они могут сказать про свои языковой портрет. Из всех услышанных мной автопортретов, можно сказать, что студенты в достаточной степени граммотно могут оценить свою речь, учитывая свои личные качества и особенности речевого поведения. Несмотря на то, что каждый создавал индивидуальный языковой портрет, анализ работы показал обобщенный автопортрет, характеризующийся общими особенностями и признаками.

Все студенты разные, начиная от специальности, заканчивая личным воспитанием, но все в своей речи употребляют слова-паразиты, такие как: типа, короче, блин, как бы и другие.

Так выглядит языковой автопортрет студента, составленный из анализа речи каждого из студента. В данном портрете достаточно хорошо отразились черты языка современного учащегося, были определены общие особенности речи.

3.Речевой этикет и культура общения современных студентов.

Речь человека – его визитная карточка. Она несет в себе информацию о самых различных чертах личности говорящего: о его происхождении, возрасте, профессии, образовании, интеллекте и т. д. Внимательно вслушиваясь в речь незнакомого собеседника, наблюдая его в разных коммуникативных ситуациях, мы можем составить портрет языковой личности.

Работа состоит из 1 файл

Портрет языковой личности студентов.docx

Иб рагимова Валерия Рамильевна

Ст удентка НГТУ

Научный руководитель: Скибицкая И. Ю., канд. пед. наук, доцент

Портрет языковой личности студентов

Речь человека – его визитная карточка. Она несет в себе информацию о самых различных чертах личности говорящего: о его происхождении, возрасте, профессии, образовании, интеллекте и т. д. Внимательно вслушиваясь в речь незнакомого собеседника, наблюдая его в разных коммуникативных ситуациях, мы можем составить портрет языковой личности.

На наш взгляд, особого внимания заслуживают особенности речевого поведения современных студентов. Как отмечают многие современные исследователи речи молодежи (в том числе В.В. Химик, О.П. Ермакова, Е.Ф. Болдарева и т.п.), в речевом общении молодежи самыми заметными чертами являются креативный подход к нормам языка, разрушение стереотипности во всем. Студенты же как передовая часть молодежи, будущая интеллигенция, более всего склонны к исследованию возможностей языка и экспериментированию с его нормами.

Студенчество - социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для нашего изучения, так как именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них. Кроме того, члены данной группы являются будущими специалистами. Во время обучения в ВУЗе происходит становление и развитие языковой личности студента; будущие специалисты станут представителями интеллигенции, которая все же будет продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение языка в дальнейшем. Именно поэтому создание речевого портрета современного студента, чей речевой портрет во многом отражает нынешнюю языковую ситуацию и особенности речевой коммуникации не только сугубо молодежной сферы общения, но и коммуникативного пространства современного города в целом, представляется нам весьма актуальным.

Материалом данной статьи послужили наблюдения за устной речью студентов Новосибирского Технического Государственного Университета и других новосибирских ВУЗов.

Рассмотрим некоторые конкретные примеры употребления лексических единиц в речи студентов. Главная черта речевого поведения студентов – стремление сделать свою речь успешной, яркой, красочной и нетривиальной.

Неотъемлемой частью речевого действия является обращение. Чаще всего студенты обращаются друг к другу по имени, употребляя форму с суффиксом -к-: Катька, Сашка, Ленка, Олька. Подобные обращения присутствуют как в речи молодых людей, так и в речи девушек. Обращает на себя внимание и все большее распространение в студенческой среде прозвищ: Толстый, Серый, Чапай. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом более характерно для девушек: солнышко, зайка, котенок. Обращение юношей часто включают слова-обращения сниженного стиля: братан, дружище, кореш, мужики.

Безусловным началом речевого контакта всегда выступает приветствие. В молодежной студенческой среде для приветствия наиболее часто используются слова: Привет! Салют! Здорово! Также можно отметить слова-приветствия из других языков: Hello! Hi!

Нередко в форме приветствия задается риторический вопрос. Риторический вопрос, как правило, носит обобщающий характер, не предполагает информационно насыщенного ответа и касается жизни или состояния адресата в целом: Как дела? Как сам? Как твоё ничего? Как оно? Как жизнь молодая? Чё нового? Самые частые ответы на подобные вопросы: офигенно, лучше всех, окей.

Категория оценки различных ситуаций в речи студенческой молодежи может выражаться следующими словами. Положительная оценка выражается словами: классно, круто, прикольно, ништяк, обалденно, респект и уважуха, клёво. Слова и выражения типа фиолетово, параллельно, по барабану, по фигу, не колышет указывают на безразличное отношение студента к предмету или событию. Слова – отстой, стрёмно, лажа, примитив – несут в себе отрицательную оценку.

Следует отметить, что в современной молодежной, в том числе и студенческой, среде очень часто употребляется некодифицированная, ненормативная лексика. Эта тенденция обусловлена снижением культуры общения в целом.

Общение завершается прощанием. Зачастую оно содержит пожелание или напутствие собеседнику. Традиционно в молодежной среде используются разговорные варианты прощаний: Пока! Удачи! Счастливо! Созвонимся! Пересечёмся! Увидимся! Для прощания, так же, как для приветствия, студенты употребляют слова, заимствованные из других языков: чао, гудбай, ауфидерзейн, аревидерчи.

Речевой портрет современного студента

Молодежь - наиболее активная часть нашего общества. Она живо откликается на все изменения, происходящие в обществе, в том числе и на языковые, и, в свою очередь, сама оказывает влияние на состояние современной речи, а значит, и на формирование языка в целом. По мнению большинства лингвистов, в речи молодых людей представлены доминирующие тенденции в живом языковом процессе: возникновение и аккумуляция речевых явлений, апробация новшеств, использование, сохранение или отторжение тех или иных единиц языка. Таким образом, молодежь является инициатором языко-вых изменений и может влиять на дальнейшее развитие языка.

Речь молодежи - уникальное языковое явление. Она оказывает в настоящее время значительное влияние на язык всего общества. Основной формой речи молодежи является устная, отличительные особенности языка -оригинальность, креативное использование языковых норм, стремление шокировать. Эти особенности обусловлены, во-первых, стремлением к отказу от общепринятых норм и ценностей, а также склонностью к экстравагантности; во-вторых, элементарным незнанием этих норм и ценностей. Молодежь всегда старалась изобрести нечто новое, не зная о том, что это уже существует (в том числе и в языке).

современной общеупотребительной лексики занимает место не какого-либо социального подъязыка, а является подсистемой специфических номинаций и экспрессивов, считающихся молодежными [Ермакова 1994; Химик 2004], а также включает в себя некоторые фонетические и грамматические предпочтения.

Особого внимания заслуживают особенности речевого поведения современных студентов. Как отмечают многие современные исследователи речи молодежи (в том числе В.В. Химик, О.П. Ермакова, Е.Ф. Болдарева и т.п.), в речевом общении молодежи самыми заметными чертами являются креативный подход к нормам языка, разрушение стереотипности во всем. Студенты же как передовая часть молодежи, будущая интеллигенция, более всего склонны к исследованию возможностей языка и экспериментированию с его нормами.

Актуальность исследования. Носителями молодежного языка принято считать школьников, студентов, молодых специалистов и представителей творческой интеллигенции. Студенчество - социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для изучения, так именно студенты (в особенности филологи) быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них. Кроме того, члены данной группы являются будущими специалистами. Во время обучения в вузе происходит становление и развитие языковой личности студента; будущие специалисты станут представителями интеллигенции, которая, по нашему глубокому убеждению, все же будет продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение языка в дальнейшем. Именно поэтому создание речевого портрета современного студента представляется нам весьма актуальным.

Объектом исследования стала устная речь и материал анкетирования современных студентов г. Саратова, а также граффити на стенах, столах и шкафах в учебных и жилых помещениях вузов г. Саратова.

Предметом исследования стали особенности лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных студентов.

Цель работы - дать анализ специфичных для современного студенчества особенностей в выборе и наборе языковых единиц, а также особенностей речевого поведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Изучить работы, посвященные исследованию понятия речевого портрета в русской лингвистике;

Проанализировать лексикон современных студентов и выявить его особенности;

Показать особенности речевого поведения современных студентов (набор устойчивых формул общения и прецедентных феноменов, речевые способы завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, интрепретация, обобщение), а также анкетирование.

Материал исследования составил около пятнадцати тысяч словоупотреблений (14 897). В основном это ручные и диктофонные записи устной речи студентов в неофициальной обстановке, а также материал сайтов , , , и др. Особенностью материала является также и то, что о его записи, как правило, информанты не знали. Материал собирался в период с 2001 по 2006 гг.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественной лингвистике представлено комплексное описание речевого портрета современных студентов как социально-возрастной группы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие антропоцентрической лингвистики, психо- и социолингвистики и тем самым способствует дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по основам стилистики, культуре речи, в спецкурсах по психо- и социолингвистике, по речевому этикету.

Основные положения, выносимые на защиту:

Наиболее яркими особенностями современного студенческого лексикона являются использование специфического студенческого жаргона, обыгрывание иностранных слов и сознательное употребление сниженной лексики как способа снять напряжение и поэкспериментировать с языковыми нормами и правилами общения.

Тенденция к лаконизации этикетных формул, пренебрежение ими в процессе общения, возрастающая агрессивность речи, частое употребление инвектив, демонстрация в речи фамильярного отношения к преподавателям свидетельствует о постепенной трансформации в студенческой речи традиций русской речевой культуры.

Главная черта речевого поведения студентов - стремление сделать свою речь успешной, яркой, красочной и нетривиальной.

Для этого используются самые разнообразные приемы языковой игры, прецедентные феномены. 4. Особый вид общения современных студентов - общение посредством граффити, с помощью которых манифестируется отношение к окружающему миру с точки зрения члена данной группы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения.

Изучение языковой личности и речевого портрета

Проблемами, связанными с изучением языковой личности, занимались многие ученые (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, В. Вундт, Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов, Э. Сепир, Дж. Р. Ферс, Б. Уорф, Дж. Остин, П. Грайс, Г.И. Богин, А.А. Залевская, В.Г. Гак, Т.Г. Винокур, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова и др.).

По Ю.Н. Караулову, языковая личность предстает как многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), с другой - по уровням языка.

Автор книги считает, что языковая личность имеет трехуровневую организацию. Нулевым Караулов называет уровень, который отражает степень владения обыденным языком. На этом уровне ординарной языковой семантики, на уровне смысловых связей слов, их сочетаний и лексико-семантических отношений еще нет возможностей для проявления индивидуальности. Этот уровень исследования языка (названный ученым вербально-семантическим), является нулевым для личности, однако он составляет необходимую предпосылку ее становления и функционирования.

Языковая личность, по мнению исследователя, начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения - выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее тезаурусе. Этот первый уровень изучения языковой личности, который называется лингво-когнитивным, предполагает вычленение и анализ переменной, вариативной части в ее картине мира, части, специфической для данной личности и неповторимой. Этого можно достичь лишь при условии, что базовая, инвариантная часть картины мира, единая и общая для целой эпохи, нам известна.

Современный студенческий жаргон

Безусловно, большую часть студенческого жаргона составляют номинации, связанные с обучением. Все жаргонизмы, используемые в современной студенческой речи, условно можно разделить на несколько тематических групп: обучение, обучаемые, время, предметные составляющие студенческой жизни, студенческий быт, преподаватели и их физические и психологические особенности. Рассмотрим данные группы подробнее.

Речевой этикет и культура общения современных студентов

Студенты - это социально-возрастная группа, особенностью которой являются повышение социального статуса в достаточно короткий срок, быстро протекающий процесс социализации молодого человека, практически моментальное реагирование на общественные изменения, а кроме того, остатки детского (школьного) восприятия мира. Это отражается в их речи и влияет на культуру общения.

Читайте также: