Речевое неречевое общение доклад

Обновлено: 30.06.2024

Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. "Язык цветов", распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами (например, роза - символ любви, астра - печали, незабудка - памяти и т.д.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. - все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения - язык.

Коммуникация может быть речевой и неречевой (или, в иной терминологии, вербальной и невербальной – от лат. verbum 'слово'). Например, общение людей в ряде спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол) не обязательно включает вербальный компонент или включает его минимально – в виде возгласов: – Пас! – Беру!и т.п. Не всякая физическая работа требует словесного общения: например, в цехах с высоким уровнем шума – штамповочном, кузнечном, литейном – приходится обходиться без слов, но общение людей, работающих в таких цехах, все же происходит (например, с помощью жестов).

Вербальная коммуникация - это общение с помощью языковых средств, невербальная- это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза, голос, зоны и территории. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Исследователи полагают, что языковыми средствами передается меньшая часть информации (35-45%). Остальная ее часть передается невербальными средствами (выразительная мимика передает энергию и эмоции оратора, это дополнительное средство привлечения внимания к выступлению, жесты – тоже источник информации, он долженсоответствоватьсловам и быть столь же точен, как и само высказывание. Возможности человеческого голоса (его сила, темп, тембр, интонация) тоже обладают большими информативными возможностями.

Речевая коммуникация

А) Язык и речь

Однако человеку достаточно сложно общаться, не прибегая к вербальным средствам.

Рассмотрим выражение "речевая коммуникация". Почему в этом выражении используется слово "речевая", ведь до сих пор мы говорили, что язык - важнейшее средство общения? Ответ на этот вопрос мы найдем, выяснив различия, которые существуют между понятиями "язык" и "речь". Напомним, что эти слова различаются во многих языках (англ. language/speech; нем. Sprache/Rede; франц. langage/parole).

Известно, что основным средством человеческого общения является язык. Традиционно характеристика любого естественного языка дается через его противопоставление речи. Это означает, что понятия язык и речь, хотя и представляют собой единый феномен, далеко не тождественны, каждое из них имеет свои специфические особенности, позволяющие провести их четкое разграничение.

Вначале попытаемся определить сущность языка.

Язык– это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Следовательно, как каждая система, язык:

- состоит из множества элементов;

- элементы находятся в связи друг с другом и образуют единство;

- однородные единицы объединяются и формируют уровни языка.

Из каких элементов состоит язык? Попробуем разложить его на осознаваемые нами части.

Элементы и уровни языка

Единицы (элементы) языка Уровни Примеры
Фонема (звук) Фонетический (звуковой состав языка)
Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) Морфемный (совокупность морфем для образования новых слов и изменения форм слова) Про-беж-а-л-и
Слово (лексема) Фразеологизм Лексический (запас слов и устойчивых словосочетаний) Стол Спустя рукава
Словосочетание, предложение Синтаксический (совокупность моделей и правил, по которым образуются высказывания)

Фонема – минимальная неделимая, незначимая единица языка, служащая для различения значимых единиц (морфем и слов). Например, дом – том, кров – кровь, стол – стул.

Морфема(корень, приставка, суффикс, окончание) – значимая часть слова, которая самостоятельно не функционирует в языке, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком.

Слово– единица языка, которая обладает самостоятельным значением, обозначает некое явление, соотносится с понятием, например, стол, окно, грусть, синий. Слово является самостоятельным языковым знаком.

Словосочетание – соединение двух или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.

Предложение –минимальная единица человеческой речи (коммуникативная единица), представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Речь это использование языковых средств и правил в процессе коммуникации, это реализация языка.

Речь – одна из основных форм проявления человеческого бытия. Человек в своем стремлении общаться может обмениваться улыбками, взглядами, музыкальными посланиями, пользоваться языком жестов, цветов и т.д. Однако только речь обеспечивает людям всю полноту взаимопонимания. В речи мысль превращается в слово. Умение договариваться во все времена считалось весьма ценным качеством человека.

Как понятие речь соотносится с языком?

1) Язык как всякая система формален и абстрактен, а речь материальна и конкретна (форма выражения речи звучание или написание – устная и письменная),

2) Язык имеет уровневую организацию, а речь по своей сути линейна, представляет горизонтальную последовательность слов.

3) Язык идеален, он находится в умах говорящих, он содержит все. Что можно сказать, содержит потенции возможности развития. Речь реальна, она протекает во времени, это движение материи )через органы речи).

4) Язык является достоянием всего общества, по своей природе он объективен, а речь всегда личностна и поэтому субъективна.

5) Язык относительно стабилен, статичен и в этом смысле инвариантен. Речь – активна и динамична, ей свойственна высокая степень вариативности.

6) Язык в целом не зависит от ситуации общения, речь всегда ситуативно и контекстно обусловлена.

Знание законов, по которым осуществляется речевое взаимодействие, обеспечивает его эффективность. Например, изучив английский язык, произношение, лексикон, правила построения фраз, мы не вполне сможем общаться, если не усвоим особенности поведения, специфику постановки вопросов.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор.

В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Упрощенно можно сказать, что язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т. е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой – морфологический – синтаксический – семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц (см. главу 1.3).

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации . Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации . К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения:

• прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

• убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);

4) характер ситуации:

• деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);

• бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации .

Виды речевой деятельности

Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации . От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

Модель речевой коммуникации

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация , с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1) отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек;

2) получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек;

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации ) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников).

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:


Рисунок 1.Схема коммуникативного процесса

В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

Развитие эмоций у ребёнка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи нередко ограничены в возможностях овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.

ВложениеРазмер
doklad_na_temu.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

у детей с общим недоразвитием речи

Развитие эмоций у ребёнка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи нередко ограничены в возможностях овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.

Основными задачами обучения неречевым средствам общения являются:

- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего

мимические, жестовые и пантомимические движения;

- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

- формирование алгоритма восприятия лица и тела;

- обучение способам ориентировки на себе, от себя - в микро – и

- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих

человеку при выполнении различных видов деятельности;

- обучение адекватному восприятию выразительных поз животных (в соответствии с программой дошкольного воспитания); обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям;

- формирование приёмов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

- обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т. п.

- формирование интереса к общению;

- закладывание основы самоконтроля и произвольной психорегуляции.

* Развитие мышц лица, участвующих в мимике:

- развитие зоны бровей: учить опускать и поднимать брови, сдвигать их;

- развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперёд, делать улыбку, показывать передние зубки;

- развитие мышц щёк: учить надувать и вытягивать щёки;

* Развитие мышц, участвующих жестовых и пантомимических движениях:

- развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое плечо, грудь, откидывать голову назад;

- развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их попеременно и одновременно;

- развитие мелкой моторики.

Решение этих задач предполагает следующие формы и методы работы:

  • Мимическая гимнастика
  • Логоритмика
  • Общеразвивающие упражнения на утренней гимнастике и физкультурных занятиях
  • Упражнения на развитие мелких мышц рук:

- рисование в воздухе кистями и пальцами рук.

  • Этюды и игры на воспроизведение жестов и поз.
  • Этюды на воспроизведение мимики.
  • Этюды на воспроизведение мимики и пантомимики.
  • Беседы по картине.
  • Активные формы работы со стихотворением.
  • Игротека.
  • Работа со схемами.

Анализ проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:

- театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;

- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;

- создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;

- театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;

- театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

- театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии , т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;

- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Таким образом, систематическое включение театрализованных игры в целостный образовательный процесс, содержание которого актуализирует эмоциональный опыт ребёнка; комплексное использование различных методов и приемов руководства театрализованной игрой, выполнение различных упражнений, этюдов, постоянное обогащение представлений детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры,

а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это условия эмоционального развитие дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые .

Выступление на педагогической конференции.


Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.


Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями. Задачи: ·.


Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука "С" и закреплению падежных конструкций.

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв.

Каждый день человек находится в контакте с близкими и незнакомыми людьми. Но у всех существуют одни и те же способы передачи информации друг другу. Основной способ – речевой – иногда вымещается взаимодействием людей с помощью неязыковых средств. Их активное использование в жизни современных людей стало незаменимым.

В подобном способе общения отсутствует применение слов. Любое другое средство становится частью необычной формы общения людей. Для нее характерно использование жестов, мимических знаков, различного рода прикосновения того, к кому обращена речь, голос, поза. Через такую передачу информации проявляется индивидуальность человека, уровень образованности и воспитанности, черты характера, умение вести себя в обществе.

Наиболее распространенными формами невербального общения является поза, которую принимает осознанно или нет человек. В любом случае она выражает настроение. Позитивные мысли чувствуются через наклонное положение к собеседнику. Через такую позу проявляется истинное отношение. Также невозможно скрыть негатив, соперничество, если тело отклонено назад.

Среди огромного количества жестов существуют те, которые люди используют практически ежедневно. О задумчивости говорит наклон головы или рука, которая подпирает подбородок. Молча кивнув головой вперед, мы можем выразить согласие. Мах влево–вправо подтверждает отрицание чего-либо. О неуверенности свидетельствует пожимание плеч. Помахивание раскрытой ладонью обозначает приветствие.

О роли невербального общения можно говорить бесконечно. Передача информации без слов происходит более эмоционально. Хотя этот процесс чаще не контролируется и начинается внезапно, но он является незаменимым во многих случаях. Более экспрессивной и искренней характеристикой отличается разговор между людьми с помощью жестов, определенной позы или других средств невербальной передачи данных друг другу. В отличие от языкового общения невербальное оставляет на поверхности только истинные чувства, мыс Оно делает смысл нашей речи богаче, создает непринужденную атмосферу между собеседниками.

Таким образом, в нашей жизни имеют место знаки, которые человек демонстрирует с помощью своего тела. Они играют важнейшую роль в общении, украшая эмоциональную сторону поведения человека. Порой отсутствие речи. Эта форма общения более простая, иногда более понятная и доступная.

Доклад №2

Невербальной общение часто называют языком тела. И это понятно. Человек использует различные части своего тела, чтобы донести информацию до собеседника, не используя при этом речь.

Таким образом, невербальным общением называют такое коммуникационное взаимодействие между людьми, которое не требует применения речевых или языковых средств.

При невербальном общении можно использовать следующие формы коммуникации: жесты, мимику, пантомимику, интонацию.

Историки считают, что невербальное общение возникло намного раньше языкового. Первобытные люди обменивались жестами, и лишь затем появились звуки, а позже слова.

В современном обществе люди общаются очень активно. Словарный запас большей части населения планеты очень богат и разнообразен. Но не смотря на этот факт, невербальное общение играет важную роль в процессе коммуникации. Разговаривая между собой, люди применяют огромное количество невербальных приёмов: жесты, мимика, позы, интонация и тому подобные вещи, которые составляют около 80% всего процесса общения.

Благодаря использованию некоторых моментов невербального общения, люди способны влиять на своих собеседников или лучше понимать их. Профессионалы, которые способны понимать даже самые незначительные жесты, могут с лёгкостью уличить человека во лжи или неискренности.

Многие формы невербального общения являются врождёнными и совпадают в большинстве стран, не имея национального признака. Например, люди кивают головой, когда они согласны; счастливые - улыбаются, а грустные или недовольные - хмурятся.

Но есть моменты невербального общения, которые зависят от культуры определённой страны. Поэтому стоит внимательно отнестись к изучению значения жестов в той стране, куда вы собираетесь поехать, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Невербальное общение

Невербальное общение

Ядовитые животные – это те животные, организм которых вырабатывает опасные для человека и других животные ядовитые вещества. Некоторые ядовитые вещества накапливаются в организме животного, если он долгий период своей жизни живет

Взгляд друг другу в глаза

Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

Важность невербальной коммуникации

Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:

Ошибки в невербальном общении

Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:

Как развить навыки невербального общения?

Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.

Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.

Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.

Читайте также: