Работа классного руководителя с трудными семьями доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад "Работа классного руководителя с проблемными семьями"

При работе с семьями разных категорий педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В практической работе с родителями учащихся я использую к оллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Традиционные формы работы с родителями.

Общешкольные и общественные конференции.

Индивидуальные консультации педагога.

Посещение на дому.

Родительские конференции.

Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Индивидуальные консультации.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Нужно дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

Особенности здоровья ребенка.

Его увлечения, интересы.

Предпочтения в общении в семье.

Моральные ценности семьи.

Когда он родился, то…
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3. О здоровье можно сказать следующее…
4. Его отношение к школе было… и т.д.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе Собрание носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Примерная тематика проведенных родительских собраний:

Права и обязанности подростков

Как научиться быть ответственным

Возрастные особенности подрастающего поколения

Распорядок дня школьников

Компьютер в жизни подростка

Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Примерная тематика проведенных бесед с родителями :

Уроки этики для детей и взрослых

Роль самооценки в формировании личности

Поговорим о дружбе и любви

Как сформировать положительную привычку у подростка

Таланты и поклонники

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Как подготовиться к экзаменам

Посещение ученика на дому.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. Примерная тематика консультаций для родителей.

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья дома или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

В практической работе с детьми также я использую различные формы взаимодействия. Анкетирование: Моя будущая профессия, Мое отношение к алкоголю, к наркотикам, Мое свободное время, Отношение к учебе, Мой лучший друг…

Проводились беседы массовые и индивидуальные: Устав школы – закон нашей жизни, Правила поведения в общественных местах, Административная ответственность подростков за курение и распитие спиртных напитков, вредные привычки и как от них избавиться, Права ребенка, Мое свободное время, Ценности моей семьи, Посещение кружков, Что такое дружба.

При работе с неблагополучными семьями помогают разного рода памятки, с одной вас хочу ознакомить.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа классного руководителя с трудными семьями.

Носова Ирина Ивановна

«Человек, действительно уважающий человеческую личность,

должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты,

когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от

Педагогически несостоятельные семьи, не справляющихся с воспитанием детей, характеризуются наиболее типичными педагогическими стилями воспитания.

Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль – когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Здесь необходимо следующее:

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

В практической работе с родителями учащихся использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

К традиционные формам работы с родителями можно отнести:

Общешкольные и общественные конференции.

Индивидуальные консультации педагога.

Посещение на дому.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Для индивидуальных консультаций с родителями, а так же в ходе родительских собраний использую тематику:

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья дома или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Для изучения семьи ученика опираюсь на следующие методы:

Наблюдаю за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми дает дополнительный материал для характеристики семьи. Например, если замечаю, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений, то такое поведение настораживает и заставляет сделать шаг к более близкому знакомству с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями, полученными активом родителей или учителями других классов.

Беседа. Этот метод помогает уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы. Коллективная беседа на классном собрание при решении педагогических задач помогает выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.

Анкетирование. Это метод исследования позволяет одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, делаю вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравниваю полученные данные предыдущих лет. Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения.

В своей работе с неблагополучной семьей опираюсь на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.
Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

При работе с неблагополучными семьями как классный руководитель стараюсь придерживаться следующего алгоритма в работе:

Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).


РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), а также внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных семей, разводов, что не способствует успешному воспитанию и развитию детей в семье, реализации ими своих прав, удовлетворения потребностей. Семья – первейший фактор социализации ребенка, от нее зависит, каким будет наше будущее, наше общество. Анализ действующего в России законодательства приводит к выводу, что неблагополучными являются те семьи, в которых нарушаются права ее членов, права человека, нарушаются юридические нормы общества. Причинами этого могут быть алкоголизм и наркомания членов семьи, психолого-педагогическая и правовая неграмотность, экономические факторы общества, болезни, политическая ситуация, насилие в отношении членов семьи и тому подобное. Это свидетельствует о том, что имеющиеся социально-педагогические технологии поддержки и помощи семье оказываются, с одной стороны, неэффективными, а с другой - поверхностными и недостаточно детализированными.

Ведущую роль в организации работы с неблагополучными семьями играет классный руководитель.

Классный руководитель выступает посредником между семьей, школой, государством, общественными организациями и законодательными органами. Он выполняет свою работу в пределах возложенных на него функциональных обязанностей и полномочий, его работа является профессиональной и характеризуется через деятельность, функции и систему.

Цель работы классного руководителя – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Поэтому целью статьи является изучение особенностей работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

Под неблагополучной семьёй склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания

Как полагают О.Г. Худасова, И.Г. Выродова, Л.В. Выродова, неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы:

– Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

– Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенность в том, что внешне взаимодействие членов семьи производит благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания видны в будущем. Такие семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) [9, с. 157].

Ю.А. Рогова, С.В. Агулина предлагает классификацию неблагополучных семей, основываясь на трех позициях:

Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей [8, с. 325].

– Дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, семьи с детьми инвалидами);

Более расширенную классификацию предлагает Е.В. Ахлюстина. Основной критерий классификации - невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций:

семьи с низким материальным достатком;

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие [2, с. 35].

Как правило, работа классного руководителя с неблагополучной семьей строится в несколько этапов.

1. Изучение семьи и условий жизни ребенка

На предварительном этапе проводится диагностика на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.

2. Обследование жилищных условий проживания семьи

Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию [3, с. 91].

В процессе обследования жилья ребенка классный руководитель анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.

По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи.

Данный акт оформляется в случаях:

– если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка);

– жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).

3. Выявление служб, ранее работавших с семьей.

На этом этапе классный руководитель получает информацию по проблеме от педагогов школы, по поводу обращения к ним родителей, близких родственников.

Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, т. к. любая информация может стать полезной в установлении контакта с ним и семьей.

Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты [6, с. 34].

Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства.

Содержание реабилитационной работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской, трудовой реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи.

4. Реализация программы сопровождения семьи

Приоритеты работы классного руководителя на данном этапе:

раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении;

охрана и защита прав несовершеннолетних;

взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые будут помогать классному руководителю в решении проблем детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;

работа школьного совета профилактики по профилактике правонарушений среди обучающихся;

систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы;

профориентационная работа и трудоустройство обучающихся;

социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости;

создание благоприятного микроклимата в классном коллективе и формирование гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации [8, с. 325].

5. Текущие и контрольные посещения семьи

Патронаж – это посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную [9, с. 157].

Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.

Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.

Адаптационно-реабилитационная цель – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярно посещаются семьи с детьми-инвалидами – с целью помочь преодолеть психотравмирующие ситуации, реализовать и контролировать систему реабилитационных мероприятий, разрешать социально-правовые вопросы.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.

В целом возможно патронирование любой семьи с любым типом неблагополучия, низкого ситуационно-ролевого статуса [10, с. 199].

6. Оценка эффективности работы с семьей

На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:

– принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году;

– специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком.

Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи. Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими показателями:

уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

родители проявляют заботу о детях;

дети посещают ОУ;

уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

семья поддерживает контакты с ОУ, центром социальной помощи и т. д.;

в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно настроена на взаимодействие с ними;

семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж [4, с. 92].

Методы работы классного руководителя: социально - педагогические беседы; консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности; патронаж семей. Разрешение семейных проблем - это, в первую очередь, желание самих членов семьи, их воля, усилия на пользу восстановления и процветания домашнего очага.

Для выявления причин девиантного поведения, неуспешности в учебе, труде, конфликтности с педагогами, одноклассниками составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений. В процессе контроля за ребенком проводится промежуточный мониторинг для определения успешности работы. Сюда входят посещения занятий, успеваемость, сведения о совершенных правонарушениях. Происходят повторные проверки условий проживания, развития, питания, общего климата в семье.

Для профилактики безнадзорности, классный руководитель контролируют внеурочную деятельность ученика: посещение кружков, секций; привлекают к работе в трудовых лагерях, отдыху в летнем школьном лагере.

Сотрудничая с неблагополучными семьями, необходимо создать благоприятные условия для формирования здоровой и духовно богатой личности, раскрытия творческих способностей.

Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности классных руководителей на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия классных руководителей и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса.

Список литературы

Артемьева Е.Н., Каретникова У.Г., Шевцова М.О. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. – 2017. – С. 33-36.

Головнева Е.В., Каюмова А.Я. Социально - педагогическая работа классного руководителя и социального педагога с неблагополучными семьями // В сборнике: Практическая педагогика и психология: методы и технологии. – 2016. – С. 91-94.

Головнева Е.В., Каюмова А.Я. Социально - педагогическая работа классного руководителя и социального педагога с неблагополучными семьями // В сборнике: Практическая педагогика и психология: методы и технологии. – 2016. – С. 91-94.

Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2012. – 224 с.

Корсунина О.М. Общественно-ориентированная деятельность классного руководителя по педагогическому сопровождению детей и семей группы социального риска // В книге: Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. – Орехово-Зуево, 2015. – С. 33-38.

Ровчак Л.Л. Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй // В сборнике: Инновационные процессы в научной среде. – 2017. – С. 220-222.

Худасова О.Г., Выродова И.Г., Выродова Л.В. Специфика работы классного руководителя с проблемными семьями // В сборнике: Личность как объект психологического и педагогического воздействия. – 2016. – С. 157-159.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка доклада может быть использована учителями русского языка и литературы.

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?

Кадиева Султанпатимат Джапаровна.

Основная задача образования – дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию (см. приложение).

Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:

- изучение психолого – педагогических особенностей личности, условий

жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и

- выявление причин возникновения у учащихся

- проблем в обучении,

- проблем в поведении,

и принятия мер по их устранению;

- оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом гимназии и социальными службами города.

Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, школьным инспектором ОДН. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем совете. Одна из функций социального педагога - посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:

- совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.

Взаимодействие с организациями позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.

Выступление с лекциями перед учащимися и родителями специалистов реабилитационного отдела детской городской больницы и медицинских психологов наркологического диспансера помогает организовать работу по формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Предоставление дважды в год и дополнительно по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей, проживающих в социально опасных условиях, помогает проводить работу по профилактике социального сиротства.

Подробнее расскажу о работе

социального педагога с неблагополучными семьями.

Факторами риска при этом являются следующие:

Индивидуальные особенности ребёнка

В группе сверстников

-низкая самооценка; -застенчивость;

-конфликты в семье;

-родители, употребляющие алкоголь;

насилие в семье;

-жизнь в обществе,

Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.

Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап – координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Расскажу об организации этой работы в нашей гимназии (это только один из возможных вариантов).

Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого–педагогического сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет)

На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.

На каждого учащегося, состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте, заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.

Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт гимназии. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

На каждую проблемную семью можно составить социальную карту, которая содержит подробную информацию о семье и карту-график профилактических и коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.

Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.

1 проблема – малообеспеченность семей.

1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

2) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.

проблема – успеваемость и посещаемость детей.

Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.

После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь с письмами в УВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.

Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации гимназии, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).

проблема – безнадзорность детей во внеучебное время.

Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.

проблема – наличие вредных привычек и совершение правонарушений.

В гимназии профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:

- реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;

- проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и ЗП, медицинских психологов наркологического отделения;

- организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра лечебно-восстановительного отделения детской поликлиники и педагога медико- социального отделения детской городской поликлиники;

- индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ОДН.

Совместно с психологом проводим диагностику учащихся с целью определить профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения в нашем городе и ближайших городах. По необходимости готовлю ходатайство от гимназии.

Если дальнейшее обучение в гимназии для учащегося, достигшего 15 лет, по семейным обстоятельствам невозможно, то сопровождаю его в ПУ и вечернюю школу для дальнейшего обучения.

2 направление – работа с семьёй.

Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.

Совместная деятельность гимназии и родителей

Организация лектория

для родителей

Изучение и диагностика семей

Организация социально-психологической службы

работа с семьями

-классные часы с приглашением родителей;

-университет социально-правовых и медико-педагогических знаний с приглашением на родительские собрания врача, психолога, социального педагога, сотрудников УВД, специалистов опеки

-социальный паспорт класса;

-изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами;

-проведение дня открытых дверей для родителей.

-индивидуальные консультации психолога для детей и родителей;

-реабилитационная работа с проблемными семьями;

-консультации по профориентации для учащихся и родителей.

-выявление проблемных семей;

-организация рейдов в семьи, бесед с родителями,

В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку – в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

2) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного

4) Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и

Читайте также: