Доклад внешняя политика японии

Обновлено: 05.07.2024

Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.

Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.

Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.

Устройство системы государственного управления

Япония – унитарное правовое демократической государство, где в качестве формы правления главенствует парламентарная монархия. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.

Первостепенный закон – Конституция, вступившая в силу в 1947 году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.

Государственная территория разделена на 47 областей – префектур, которые, в свою очередь, принято относить к 4 типам. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43 района).

Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.

Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.

Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.

Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.

Партийная система Японии

Многопартийная система, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:

  • Коммунистическая партия;
  • ЛДП;
  • Демократическая партия;
  • Консервативная партия.

Вплоть до 1993 года монополию на власть удерживала партия умеренного консерватизма (ЛДП). Чрезмерная интеграция деятелей организации с деловыми и бюрократическими кругами Японии спровоцировала расцвет коррупции. По этой причине важные для дальнейшего продуктивного развития страны экономические и социальные реформы проводились в "заторможенном режиме".

Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.

Проведение внутренней и внешней государственной политики

Характер внутренней политики Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны. Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.

На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:

  1. расширение мирного экономического продвижения посредством комбинирования свободной предпринимательской деятельности с долей финансового вмешательства государства в индивидуальную бизнесдеятельность;
  2. укрепление и стабилизация политической устойчивости путем соблюдения положений, перечисленных в Конституции;
  3. развитие системы соцобеспечния, с целью предоставления населению минимально необходимых стандартов жизни, а также защиты от ряда финансово-экономических рисков.

Внешняя политическая деятельность правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 – 1905 гг).

По мере приближения к концу XX в. мировой порядок претерпел кардинальные изменения. Закончилась холодная война, и кануло в прошлое противостояние Востока и Запада. В условиях постепенного формирования нового мирового порядка для Японии возникла необходимость играть такую политическую роль, которая соответствовала бы ее экономической мощи. Этот вызов зазвучал особенно остро в ходе войны в Персидском заливе, случившейся сразу после окончания холодной войны.

Содержимое работы - 1 файл

5. Япония.doc

5. Особенности и современные тенденции внешней политики Японии.

По мере приближения к концу XX в. мировой порядок претерпел кардинальные изменения. Закончилась холодная война, и кануло в прошлое противостояние Востока и Запада. В условиях постепенного формирования нового мирового порядка для Японии возникла необходимость играть такую политическую роль, которая соответствовала бы ее экономической мощи. Этот вызов зазвучал особенно остро в ходе войны в Персидском заливе, случившейся сразу после окончания холодной войны.

В связи с этим в парламенте началось серьезное обсуждение вопроса об участии сил самообороны Японии в деятельности ООН по поддержанию мира. В результате острых и напряженных дебатов был принят закон об участии в международной миротворческой деятельности. После этого Япония стала направлять контингенты своих Сил самообороны в состав миротворческих сил ООН в Камбодже, Мозамбике и на Голанских высотах, а также с гуманитарной и спасательной миссией в Заир и другие страны. В период холодной войны Япония находилась между молотом и наковальней противостояния Востока и Запада, так что дипломатия ее бывала поневоле пассивной (дипломатией по доверенности). Когда же холодная война закончилась, в самой Японии поняли, что возможности для самостоятельной внешнеполитической деятельности расширились. В прошлом при решении глобальных проблем на первый план по своему значению всегда выходили военные вопросы. В настоящее время многие, том числе глобальные, проблемы требуют своего решения не посредством военной силы, но при помощи силы экономики, различных технологий. В этой области Япония активно вносит свой вклад. Кроме того, чрезвычайно велика финансовая доля участия Японии во многих международных организациях, например, ее взнос в бюджет ООН в 2011 г. составил 12,530% от регулярного бюджета организации (2 место после США с 22%) (подробней об этом см. [1]).

Япония хочет действовать в области укрепления мира и стабильности, развития и решения новых задач, обладая таким голосом в международных организациях, который соответствовал бы ее финансовому вкладу.

Второй особенностью является то, что, благодаря окончанию холодной войны и краху коммунизма как чуждой идеологии, принципы свободы, демократии, рыночной экономики нашли еще большее распространение среди людей и еще глубже проникли в их сознание. Для того чтобы система рыночной экономики могла беспрепятственно функционировать, необходима прочная основа в виде системы, гарантирующей, помимо прочего, право частной собственности и свободные права граждан. Это – неотъемлемое условие для торжества свободы и демократии. Что касается Японии, то она оказывает и будет оказывать всё большую помощь тем странам, которые становятся на путь демократии и рыночной экономики.

Пятая особенность – это начавшийся в мире после холодной войны рост национального сознания. В результате прекращения противостояния Востока и Запада идеологическое противоборство перестало быть основным движущим фактором в международном сообществе. Вместо него, как представляется, в международном сообществе набирает силу воздействие национального фактора, то есть сознание своей принадлежности к той или иной национальности. Широко известно, что региональные конфликты, которые стали один за другим возникать после окончания холодной войны, главным образом разгорались на почве национальной или религиозной розни. С одной стороны, бывают случаи, когда национализм выливается в простой патриотизм. Но, с другой стороны, как ясно показывают примеры бывшей Югославии и бывшего СССР, в тех многонациональных государствах, где теряется общая ясная идея, объединяющая народ, национальное сознание может вызвать ослабление и распад государства.

Основные направления внешней политики Японии.

1. ООН. С момента своего вступления в ООН Япония сделала одной из основ своей внешней политики уважение к этому форуму и всесторонне содействовала его работе. В Японии, в частности, осознают возрастание роли, которую ООН может играть в решении разнообразных задач, вставших перед международным сообществом после окончания холодной войны. Япония активно участвует в миротворческой деятельности ООН, направленной на предотвращение и разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах. Она покрывает более двенадцати процентов расходов ООН на операции по поддержанию мира (подробней об этом см. [2]). Одной из острейших проблем в мире стала проблема беженцев, которых сейчас насчитывается более сорока миллионов. Поэтому японское правительство одной из главных составляющих своего вклада в урегулирование региональных конфликтов считает участие в решении проблемы беженцев.

В октябре 1996 г. подавляющим большинством голосов Япония была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Это воспринимается как высокая оценка международным сообществом той широкой деятельности, которую Япония проводит в ООН, а также как надежда на ту роль, которую Япония сыграет в будущем. Япония заявила о том, что в дальнейшем она, строго соблюдая запрет своей конституции на использовании военной силы, и заручившись поддержкой большинства государств и пониманием их народов, готова принять на себя обязанности постоянного члена Совета Безопасности. Япония активно включилась в работу по реформированию ООН, что, в частности, позволит ей войти в круг постоянных членов Совета безопасности ООН.

3. Мировая экономика. Для того чтобы оказаться во всеоружии перед лицом быстрой глобализации международной экономики, и для создания максимально благоприятных условий для полного раскрытия жизненной энергии и потенциала японской экономики, политическое руководство страны прилагает усилия по ее структурного реформирования, повышения конкурентоспособности, улучшения условий доступа на рынки и т.д. За счет осуществления этих мер, страна одновременно сможет еще больше способствовать и оживлению всей мировой экономики в целом. Ставится целью налаживание многосторонней системы внешней торговли и инвестиций, которая отвечала бы новым требованиям времени. Япония последовательно выступает за создание и укрепление международной экономической системы, которая бы всегда оставалась именно многосторонней и основывалась на справедливых и ясных правилах. В этом плане государство участвует в дальнейшем укреплении многосторонней системы внешней торговли, прежде всего ВТО, где, в частности, разрабатывает правила для новых областей экономики. Япония также деятельно участвует в переговорах в рамках ОЭСР по принятию многостороннего соглашения о взаимных инвестициях и в ряде других.

4. Проблемы глобального характера. Вместе с мировым сообществом Япония активно занимается решением таких глобальных проблем, с которыми мир столкнулся по окончании холодной войны, как экологическая проблема, терроризм, перенаселение, наркотики. В частности, в декабре 1997 г. в Киото состоялась международная конференция по предупреждению глобального потепления климата. На ней был принят протокол, в котором обозначена цель: сократить в период с 2008 по 2012 г. более чем на пять процентов по сравнению с 1990 г. совокупный выброс в атмосферу всеми передовыми развитыми странами шести видов газов, обладающих парниковым эффектом, в том числе двуокиси углерода. Это был большой успех конференции, поскольку, таким образом, сделан первый конкретный шаг для предотвращения глобального потепления климата Земли.

5. Двусторонние отношения ведущих стран и региональное сотрудничество.

Гост

ГОСТ

Япония и место страны в мире

Япония – это государство, расположенное в Восточной Азии на островах Кюсю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю, а также 6848 примыкающих к ним мелких островах.

Территория Японии составляет порядка 377,9 тысяч квадратных километров. В общей сложности здесь проживает более 126 миллионов человек. Большая часть населения – этнические японцы.

Япония играет важную роль в современной системе международных отношений. Особое влияние страна имеет в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Страна Восходящего солнца является третьей после США и Китая экономической державой мира. На ее долю приходится около 4,27% мирового валового продукта. Уровень жизни в стране по общемировым меркам довольно высокий, а уровень безработицы – низкий.

Япония имеет мощную производственно-техническую базу. Страна входит в число крупнейших мировых производителей автомобилей, станков, судов, промышленных роботов, средств связи, компьютеров, бытовой техники и электронных компонентов, а также химической продукции. Прочные позиции в мире Япония занимает по добыче морепродуктов и выплавке стали.

Япония является второй после США по объемам взносов в бюджеты ООН и МВФ. Кроме того, страна считается крупным донором по линии официальной помощи развитию. Токийская фондовая биржа считается третьей в мире по объемам рыночной капитализации.

Внешнеполитическая ориентация страны Восходящего солнца

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельного внимания заслуживают отношения Японии с Россией, в которых также имеется множество неурегулированных вопросов. После 2016 года наметилась активизация русско-японских связей. По итогам визита в страну Президента РФ было подписано порядка 80 документов, закрепляющих масштабные договоренности стран в торгово-инвестиционной сфере. Между странами развиваются торговые отношения, продвигается сотрудничество в гуманитарной сфере, реализуются совместные образовательные, научные и культурные обмены.

В последнее время Япония все более активно наращивает свое присутствие в Африке и Латинской Америке.

Одним из ключевых средств, используемых Японией для достижения своих внешнеполитических целей как в Азиатско-Тихоокеанском, так и в ряде других регионов (Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия), является экономическая дипломатия. Повышенное внимание уделяется следующим вопросам:

  • развитие сети интеграционных партнерств, направленных на либерализацию торговых режимов;
  • реализация инфраструктурных проектов, конкурирующих с китайской моделью международного сотрудничества.

Участие Японии в современной системе международных отношений

В настоящее время Япония поддерживает дипломатические отношения со всеми странами-участницами ООН за исключением Северной Кореи, Косово, Острова Ниуэ и Кука. Основными направлениями реализации внешней политики Японии и ее участия в современной системе международных отношений являются:

  • развитие японо-американского стратегического сотрудничества;
  • выстраивание взаимовыгодных отношений с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону;
  • деятельность в рамках международных организаций.

Рисунок 1. Ключевые торговые партнеры Японии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Активное участие Япония принимает в деятельности международных организаций, включаясь таким образом в системе международных отношений. Международное сотрудничество имеет как двусторонний, так и многосторонний формат.


Внешняя политика Японии , или японской дипломатии является политика проводится по Японии по отношению к другим странам , с тем чтобы содействовать ее геостратегический, политические и экономические. Страна является членом Организации Объединенных Наций с 1956 года и участвует в G4, объединяющей страны, стремящиеся получить постоянное место в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций . Это одна из основных экономических держав, которая с 1995 года является членом ВТО, а также G7 , G20 , APEC , ASEAN Plus Three .

Хотя ее главным союзником являются Соединенные Штаты, с которыми она поддерживает тесные экономические и военные отношения , Япония также подписала пакт о безопасности с Австралией в Март 2007 г. и с Индией в октябрь 2008 .

Резюме

История

Современная Япония сначала проводила политику изоляции от западных стран, прежде чем она была остановлена нападением США в 1853 году в заливе Эдо . Япония была вынуждена подписать Канагавскую конвенцию и открыться для колониальных держав того времени, разрешив своим кораблям дозаправляться в определенных портах архипелага, а затем торговать. В ответ император Mutsu Ито начал с Реставрации Мэйдзи в 1868 году, целью которого было превратить Японию в современную страну по западному образцу. Это движение является источником сильного националистического и экспансионистского течения, которое будет отмечать отношения Японии с ее региональной средой.

Империалистическая эпоха Японии от эпохи Мэйдзи до Второй мировой войны

С 1894 года Япония заявила о себе как о современной региональной державе; завоевательные войны следуют одна за другой:

  • 1894-1895: победа над Китаем в династии Цин (завоевание Формоза и Пескадорские острова ).
  • 1904-1905: победа над Российской империей (завоевание южного Сахалина и владений в Маньчжурии , оккупация Кореи )
  • 1910: аннексия Кореи

Во время Первой мировой войны Япония позиционирует себя в лагере союзников , что позволяет ей вернуть немецкие владения в Тихом океане ( Марианские острова , Каролинские острова , Маршалловы острова ), что будет подтверждено на Парижской мирной конференции в 1919 году. сделанное Японией, и ее положение в лагере победителей позволило ей утвердить свое господство в Азиатско-Тихоокеанской зоне в ущерб, в частности, Китаю (который сам частично колонизирован западными державами и который потерял территории в пользу Японии) и с согласие традиционных колониальных держав. В этот период японское правительство воспользовалось внутренними политическими волнениями в Китае, чтобы расширить свое влияние; что кредиты выделяются армии Дуань Ци - жуй , чтобы обеспечить японские интересы в Северном Китае и ряд требований , налагаемых на правительства Китайской Республики без компенсации.


После войны военная экспансия временно прекратилась из-за экономического процветания 1920-х годов и международного пацифистского течения; Затем Япония проводит более согласованную внешнюю политику по отношению к Соединенным Штатам и Соединенному Королевству . Его участие в континентальном Китае растет, но оно больше ориентировано на сотрудничество Японии с различными китайскими игроками.

В 1931 году завоевание Маньчжурии и создание вассального государства Маньчжоу-Го началось с китайско-японской войны 1937-1945 годов, а в 1941 году - с завоевания французского Индокитая южнее.

Поражение во Второй мировой войне положило конец Японской империи и оставило множество травм: в освобожденных странах, отмеченных жестокостью японской оккупации, и среди японского населения, в том числе атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки и Американская оккупация . Эти два параметра имеют основополагающее значение для понимания ориентации внешней политики Японии.

Внешняя политика Японии после окончания Второй мировой войны


  1. исключительно защитная поза
  2. отказ от утверждения себя в качестве военной силы
  3. три неядерных принципа (непроизводство, отсутствие и размещение атомного оружия на национальной территории)
  4. гражданский контроль над военным инструментом

На практике, защита Японии обеспечивается вооруженными силами Соединенных Штатов, как указано в Договоре Сан - Франциско в 1951 году . Однако борьба с коммунизмом привела к созданию в 1954 году сил самообороны и подписанию нескольких договоров о коллективной безопасности . Только в 2015 году Палата советников одобрила реформу, позволяющую вооруженным силам самообороны вмешиваться за пределами Японии.

Вторым сдерживающим фактором внешней политики Японии является отказ от империализма и колониального прошлого Японии, что находит отражение в нескольких территориальных спорах:

  • Острова Сэнкаку , на которые претендуют Китай и Тайвань.
  • Остров Такэсима под суверенитетом Южной Кореи и оспариваются Японией.
  • На Курильских островах под российским суверенитетом и оспаривается Японией.

Отношения со своими основными партнерами и соседями

Соединенные Штаты


После окончания капитуляции Японии отношения между США и Японией активизировались; сначала в одном направлении, с оккупацией страны, затем взаимно; было подписано несколько договоров о сотрудничестве и взаимной обороне (в 1951 и 1960 гг.), американские вооруженные силы сохраняли важное военное присутствие на различных объектах архипелага; торговля неуклонно росла.

Китайская Народная Республика

Япония подписала Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве после того, как Китай пригласил ее присоединиться к ACFTA (зона свободной торговли АСЕАН плюс три зоны свободной торговли с Китаем), созданной в 2010 году. Обе страны стремятся к лидерству в азиатской зоне; до 2010 года у Японии был лучший военно-морской флот в Азии, хотя договоры, подписанные после Второй мировой войны, позволяли ей только защищаться; ВМС Китая с тех пор прошли его.

Россия

Отношениям между двумя странами мешает главным образом конфликт из-за суверенитета Курильских островов после их повторного захвата русскими в августе 1945 года . После Второй мировой войны между Советским Союзом и Японией никогда не было мирного договора , и хотя Япония отказалась от всех своих прав на Курильские острова по Сан-Францисскому договору в 1951 году , Советский Союз и Китай отказались подписать этот японо-американский договор. окончание периода американской оккупации и восстановление японской администрации на своей территории.

Европейский Союз

Дипломатические отношения Европейского Союза с Японией основаны на плане действий, датируемом 2001 годом, связи поддерживаются в течение всего года, а саммиты проводятся в установленные даты, помимо внешней политики, существуют экономические и торговые отношения, а также международные и Обсуждаются также региональные вопросы.

Недавние обмены мнениями между японскими и европейскими политиками сосредоточены на заключении соглашения об экономическом партнерстве, соглашения, которое ЕС заключил с несколькими своими партнерами в Восточной Европе и Японии, со своими восточноазиатскими соседями .

Южная Корея


Япония признала Южную Корею в качестве законного правительства всего Корейского полуострова в 1965 году; Договор о нормализации отношений между Японией и Южной Кореей из 22 июня 1965 г. также сделало возможным развитие экономических отношений между двумя странами и создание японских компаний в Южной Корее.

Северная Корея

Япония сталкивается с конфликтом с Северной Кореей по поводу похищения японских граждан и ее ядерного оружия .

Тайвань

Читайте также: