Научный доклад коррупция социально экономические и историко правовые закономерности

Обновлено: 05.07.2024

Большой вклад в дело борьбы с коррупцией внес великий российский император Петр I. Его реформы серьезно затронули сферу государственного управления. Им было подписано множество нормативных актов, имевших антикоррупционную направленность. Самыми важными среди них были указы от 23 августа 1713 года, 24 декабря 1714 года и 5 февраля 1724года, которые устанавливали очень жесткую (вплоть до смертной казни) ответственность за получение и дачу взятки, мздоимство, лихоимство, корыстное злоупотребление властью и недонесение в совершении данных преступлений.

Петром I были образованы специализированные надзорные органы, в круг полномочий которых входили, в том числе и обязанности по борьбе с коррупцией. К ним относились должности фискалов и генерал-прокурора.

В дальнейшем, начиная с правления Екатерины II, санкции за совершение преступлений, имеющих коррупционную направленность, стали несколько мягче и имели своей главной целью не устрашение, а неотвратимость наказания преступника. Гораздо больше стали применяться меры материальной и дисциплинарной ответственности. Смертная казнь, часто применявшаяся в петровскую эпоху, постепенно была заменена ссылкой в отдаленные от Петербурга губернии.

Смена социально-экономического строя после Октябрьской социалистической революции 1917 года и предпринятые советской властью меры не решили проблему коррупции.

Уголовный кодекс РСФСР от 26.10.1960 года во многом повторял положения действовавших до этого советских уголовных кодексов, однако ответственность за совершение коррупционных преступлений стала более мягкой. Активнее стали применяться такие меры ответственности как конфискация имущества и общественное порицание взяточничества во всех его проявлениях.

Необходимо сказать, что отличительной чертой советского времени был закрытый характер официальной статистики. Сведения о преступлениях и административных правонарушениях не публиковались в средствах массой информации.

Экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов XX века самым негативным образом повлиял на деятельность органов государственной власти в сфере противодействия коррупции. Наблюдалось общее снижение их активности в борьбе с взяточничеством и иными формами коррупции в государственном управлении. Системного подхода в борьбе с коррупцией не было. Кризис власти, невозможность принятия решений адекватных ситуации в стране только усиливали произвол коррупционеров. Развал СССР в 1991 году и сложная экономическая ситуация в Российской Федерации создали дополнительные предпосылки для ещё большего усиления коррупции во властной среде.


Статья посвящена анализу причин возникновения коррупции в историко-правовом измерении. Рассматриваются причины, способствующие коррупционным проявлениям в истории человеческого бытия.

Ключевые слова: коррупция; взятка; казнокрадство; взяточничество; экономические преступления; суд.

Когда именно появилась коррупция точно утверждать нельзя, но доподлинно известно, что во времена формирования государств в древнейших центрах человеческой цивилизации (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и Иудеи в III — II тысячелетиях до н. э.) она уже существовала и процветала. Что касается дописьменной эпохи, то свидетельства о существовании коррупции, конечно же, не сохранились, но можно предположить, что проявление коррупции могло существовать.

В Европе коррупция в больших масштабах начинает распространяться в эпоху Раннего Средневековья, когда денежные отношения начали стремительно развиваться, когда наблюдался значительный рост численности государственного аппарата и сращивание ветвей государственной власти вопреки принципам римского права. В тот период коррупцию отождествляют с грехом, обольщением дьявола, что влечет за собой новое понимание коррупции как антисоциального явления, пронизывающего все общество сверху донизу. Коррупция становится первоосновой любого отступления от закона. Однако как бы ни была распространена коррупция, с ней удавалось бороться — коррупционеров сжигали на кострах или лишали конечностей путем их отрубания [5, с. 25].

К XV веку коррупция приобрела уже системный характер. Чиновники выполняли за взятки не только какие-то действия, но и даже свои прямые обязанности (мздоимство), что было нормой в пределах, не нарушающих закона. Если же имело место лихоимство, т. е. совершение незаконных действий благодаря своему положению, с которым пытались бороться.

К XX веку коррупцией были охвачены все высшие офицеры, которым априори жажда наживы вообще была не свойственна, и которые прежде жили понятиями доблести, чести и достоинства. Это привело не только к подрыву доверия, но и к ряду государственных измен.

Коррупция не может всегда проявляться одинаково, иметь одинаковые причины возникновения и одинаковые последствия. Решающее значение здесь имеют национальные менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга и экономического благополучия государства. Разнообразны и формы коррупции: начиная от взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, и заканчивая сложными и завуалированными махинациями по продаже должностей и званий, подкупу должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве в виде лоббирования законов и т. д. Наиболее типичными проявлениями коррупции являются: подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений).

Коррупция разлагает экономическую, социальную, политическую и иные сферы современной жизни государства. Причем, многие негативные последствия в большей или меньшей степени заметны в рамках Российского государства. Например, в экономической сфере отчетливо прослеживается расширение теневой экономики, что закономерно влечет за собой сокращение налоговых поступлений и, как следствие, ослабление бюджета, а государство, в свою очередь, теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряя социальные проблемы. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции. Бюджетные средства используются неэффективно, что еще больше усугубляет бюджетные проблемы Российской Федерации. В социальной сфере очевидно неравенство слоев населения и бедность большей его части, которые с каждым годом только увеличиваются и прочнее закрепляются. Отвлечение колоссальных средств от общественного развития способствует обострению бюджетного кризиса и снижению способности власти решать проблемы в социальной сфере. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег. В политической сфере намечается тенденция смещения целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования определенного круга лиц. Общество перестает доверять власти и разочаровывается в ценностях демократии, что ставит под угрозу любые благие начинания власти. Все это ведет к падению значимости России на международной арене.

2. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). — М.: Изд-во Юридическая литература, 1989. — 448 с.

3. Гайдарова Е. Н. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник АГУ. Серия 1. — 2011. — № 4. — С. 8–14.

4. Котляров С. Б., Чичеров Е. А. К вопросу о развитии гражданского права Московской Руси в период формирования и утверждения сословно-представительной монархии (XV век) // Государство и право: теория и практика. Материалы III международной конференции. Чита, 2014. — С. 6–8.

5. Кузовков Ю. В. Мировая история коррупции. — М.: Издательство Анима-Пресс, 2010. — 137 с.

6. Курдюк П. М. К вопросу о правовом регулировании борьбы с коррупцией на государственной службе по российскому законодательству // Общество и право. –2012. — № 2 (39). — С. 20–22.

7. Пермяков М. В. История возникновения коррупции в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. — 2010. — № 4. — С. 120–123.

8. Эстрин А. Я. Должностные преступления. — М.: НКЮ РСФСР, 1928. — 108 с.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, взяток, III, государственная власть, государство, Египет, Рим, Российская Федерация, социальная сфера, существование коррупции.

В статье рассматривается коррупция и коррупционные преступления: исторический и социально-правовой анализ проблемы.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агагулиев Г.А.

КОРРУПЦИЯ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: в статье рассматривается коррупция и коррупционные преступления: исторический и социально-правовой анализ проблемы.

Ключевые слова: коррупция, право, закон.

подсознании людей и обусловлены их внутренней психологией.

Несмотря на то, что данный правовой акт посвящен напрямую нацеливанию стран - участников ООН на разработку антикоррупционной политики, методов предотвращения коррупции и борьбе с ее последствиями, точного определения Конвенция не содержит, оставляя право на его формулирование государствам на внутреннем законодательном уровне.

Но стоит отметить, что из анализа всех перечисленных и множества существующих толкований исследуемого термина можно выделить несколько признаков, присущих коррупции:

1) злоупотребление должностным лицом своим служебным положением;

2) получение выгод как имущественного, так и неимущественного характера должностным лицом для себя, либо для другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица;

3) наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера.

4) причинение вреда интересам личности, организации, государства либо угрозы такого причинения.

Так как подход к формулированию понятия коррупция не единообразен, существует множество мнений по классификации коррупции на виды, но для изучения данного социального явления в рамках исследования будут использованы наиболее точные категории, позволяющие установить ее виды.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.) // Официальный сайт ООН:

Волженкин Б.В. Коррупция // Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. - 1998. - С. 156.

В исследованиях закономерностей коррупции обнаруживается так называемый заколдованный круг взаимодействия, вызываемый тем, что явление, используемое в качестве фактора, было следствием коррупционных преступлений, прежде чем — на новых основаниях — стать их причиной. Например, причиной коррумпированности социально-экономической системы может быть ослабление правовых институтов общества, падение… Читать ещё >

Историко-правовые закономерности коррупции ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

История человеческой цивилизации не знает примеров существования производящего хозяйства, классового, стратифицированного общества, где не существовало бы обмена публичных полномочий на материальные и другие общественные блага. Уже в первобытных сообществах людей при личном обращении к жрецу, вождю и т. д. плата за их помощь воспринималась в качестве нормы. Социальная иерархия и неравенство людей по отношению к средствам производства (собственности) объективно порождают отношения господства-подчинения, соответствующую систему нормативного регулирования управленческих отношений, дискрецию в сфере власти (возможность действовать по своему усмотрению), что в совокупности и является сущностным признаком коррупции как разновидности произвола.

Необходимость регулирования производства, обмена и распределения материальных благ и услуг, согласования интересов разных социальных слоев, снятия социальных противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства, послужила одной из главных причин возникновения социальных норм и в том числе морали как всеохватывающей нормативной системы. При всем разнообразии ценностных, целевых и прочих социальных установок важнейшая функция морали состоит в том, чтобы, нормируя, регулируя и регламентируя поведение людей, обеспечить баланс личного и общественного блага. Коррупция как вид произвола противоречит нравственным стандартам поведения, позволяя участникам коррупционных отношений, использующим дискрецию публичной власти, перераспределять материальные и нематериальные блага в пользу немногих в ущерб целому сообществу.

Лишь в процессе формирования отношений правового равенства граждан, эволюции демократии, утверждения норм буржуазной морали и принципов правовой государственности, признания за государственным аппаратом роли поставщика услуг налогоплательщикам и обособление государственных ресурсов от ресурсов, принадлежащих суверену (монарху), люди пришли к осознанно нетерпимому общественному восприятию коррупции. Появились новые антикоррупционные механизмы, постепенно набирали силу соответствующие институты гражданского общества.

Уже к концу XIX в. во множестве стран удалось создать достаточно мощное национальное антикоррупционное законодательство — конвенции, законы, кодексы, специальные инструменты и процедуры [1] . Во второй половине XX в. борьба с коррупцией была возведена в ранг международной правовой политики. В 2003 г. была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC). Важным шагом на пути борьбы с коррупцией стала Резолюция Комитета министров Совета Европы от 1 мая 1999 г. о создании Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Закономерное усиление нормативно-правовой и организационно-управленческой составляющей противодействия коррупции проявилось в деятельности многих других специализированных антикоррупционных организаций. Закономерна также дифференциация антикоррупционных мер, применяемых в разных странах и социально-экономических системах.

Магистральным направлением борьбы с коррупцией в странах командно-плановой экономики (страны реального социализма) является мощный антикоррупционный репрессивный аппарат, идеологическое воздействие и вытеснение любых рыночных элементов, способных привести к возникновению негосударственных средств производства и ресурсов, которые могли бы быть использованы в целях коррумпирования государственного механизма [2] ["https://mgutunn.ru", 12].

Любая общественно-экономическая система подвержена коррупции. Командно-плановая система коррупциогенна не менее, чем либеральнорыночная (отдельный вопрос — размах коррупции в разных типах социальных систем, государственных режимов и экономик). Не будь коррупции, весьма возможно, что система социализма существовала бы до сих пор, да и революционные события в России XIX—XX вв. во многом были спровоцированы коррупцией царского двора и приближенных к нему кругов, наживающихся на войне, подрядах на строительство железной дороги и т. п. Из сказанного следует, что никакое общественное переустройство > приватизация, социализму капитализму демократия, либерализму тоталитаризм) само по себе не является панацеей от коррупции. Необходимы системные меры антикоррупционного воздействия на все подсистемы общества — экономику и политику, социальную сферу и быт, управление, идеологию и культуру.

В исследованиях закономерностей коррупции обнаруживается так называемый заколдованный круг взаимодействия, вызываемый тем, что явление, используемое в качестве фактора, было следствием коррупционных преступлений, прежде чем — на новых основаниях — стать их причиной. Например, причиной коррумпированности социально-экономической системы может быть ослабление правовых институтов общества, падение его моральных устоев, усиление произвола властей. В свою очередь, коррупция оказывается фактором разрушения морали и права, подрывающим систему властных отношений и разрушающим экономическую систему. Но означает ли сказанное, что нормативные, экономические и прочие меры противодействия коррупции бессмысленны? Конечно же, нет, ведь разрыв коррупционного порочного круга возможен как раз через комплексные социально-экономические преобразования, развитие общественного сознания и связанных с ним конкретных мер по противодействию коррупции. Коренной перелом в борьбе с коррупцией возможен при формировании демократических институтов, цивилизованной постиндустриальной экономики, формировании активных антикоррупционных горизонтальных общественных связей и конструктивного восприятия общественным сознанием социально-активных форм антикоррупционной правореализации.

Более детальный анализ представленных закономерностей, форм их проявления и использования в управленческой практике представлен в последующих главах учебного пособия.

Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Коррупция предполагает незаконное использование субъектом своего социально-правового статусного положения вопреки законным инте;

Читайте также: