Народный хор имени пятницкого доклад

Обновлено: 30.06.2024

Хор имени М. Е. Пятницкого вывел русскую крестьянскую песню в сферу высокого искусства и прославил на весь мир. Больше века назад выходец из воронежской губернии, знаток и собиратель народной музыки и песен, Митрофан Пятницкий привез в Москву меньше полутора десятка крестьян, а через пару десятилетий этот коллектив превратился в профессиональный хор. В чем состоит величие этого хора? Разбираемся вместе, вспоминая первые годы хора. Кстати, при Пятницком изначально коллектив именовался "ансамблем Пятницкого".

Пятницкий поразил дворян

В 1910 году под руководством Митрофана Ефимовича Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: около 14 крестьян в народных костюмах, которые пели "для души".

Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 года в Москве, произвел фурор. Хор выступал сразу в зале Благородного собрания – нынешнем Доме союзов. Народная музыка как высокое искусство - такое было впервые. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба. Вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки, русская печка с чугунками, кочергой, ухватами. Рядом примостились прялки, сундук с приданым, люлька. Одиннадцать непрофессиональных исполнителей спокойно и естественно чувствовали себя в привычной для них обстановке. Публика, пришедшая в Малый зал к 10 утра, - а это в большинстве своем дворяне - за 50 тогдашних копеек с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни из народа. В программу первого концерта вошло 27 песен Воронежской, Рязанской и Смоленской областей ("Крестьянская свадьба", "Вечер за околицей", "Посиделки", "Ночное" и т.д.).

Сила в истинной самобытности

Пятницкий ценил эту первозданность и был не одинок. Среди поклонников хора были Федор Шаляпин (который кстати и подсказал Пятницкому идею собирания фольклора), Сергей Рахманинов, Антонина Нежданова, Иван Бунин, Владимир Ленин. Последний считал, что народная культура лучше "буржуазной" - дворцов, памятников и опер, потому что народная культура пропитана жизнью простых трудяг. По распоряжению Ленина поющие крестьяне переехали в Москву. Стали работать на фабриках, заводах и петь уже постоянным составом.

Если в 1911-1914 гг. хор дал только 10 концертов, то в 1917-1918 гг. состоялось около 80 его выступлений. В 1918 г. хор выступил в Кремле. В 1929 г., с началом коллективизации, против хора развернулась кампания под лозунгом - "Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне - новые песни". С тех пор хор стал петь не только самобытные песни, но и авторские, специально созданные в народном стиле - среди них "Ой, туманы", "По диким степям Забайкалья", "В чистом поле под ракитой" и многие другие.

ИСТОРИЯ

Руководитель хора М.Е. Пятницкий

ИСТОКИ

В 1910 году под руководством М. Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с четырнадцатью хористами в народных костюмах.

Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 года в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин — великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

СТАНОВЛЕНИЕ

После смерти М. Е. Пятницкого в 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, Петр Михайлович Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.

9 мая 1945 года вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве. В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширяется. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

П. М. Казьмин, художественный руководитель, заместитель художественного руководителя по художественной части (1927-1964). Народный артист РСФСР, лауреат государственной премии

В.Г. Захаров, художественный руководитель (1931-1956), народный артист РСФСР, лауреат государственных премий.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

В том же году в коллективе появляется оркестровая группа во главе с Василием Васильевичем Хватовым. Талантливый музыкант, он создал уникальный оркестр, в составе которого звучали баяны, гармони, рожки, жалейки, балалайки, домры, гусли, трещотки, что добавило в концерты новые краски, оттеняющие общее настроение исполняемых песен и танцев.

Во главе хора всегда стояли руководители, способные своим творчеством приумножить славу коллектива. Таким был Мариан Викторович Коваль, известный советский композитор, руководивший Хором в 1957–1962 годах. В 1959 году за большие творческие достижения коллектив был награжден орденом Трудового Красного знамени.

ИСТОРИЯ

М. В. Коваль, художественный руководитель (1957-1961) народный артист РСФСР

ВО ВЕСЬ ГОЛОС

В 1986 году Хор имени Пятницкого награжден орденом Дружбы народов.

ИСТОРИЯ

В.С. Левашов, художественный руководитель (1962-1989) Народный артист СССР , лауреат Государственных премий СССР

РУССКИЙ ВСЕНАРОДНЫЙ ХОР

Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.

Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей — Россия в миниатюре, Россия молодая.

Хор Пятницкого — национальное достояние России, ее гордость.

ИСТОРИЯ

А. А. Пермякова художественный руководитель (с 1995), народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, профессор

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Александров Д. М.

История возникновения Государственного русский народный

хор имени М. Е. Пятницкого

Несмотря на тяжелые условия дооктябрьского периода, когда хор Пятницкого мог выступать лишь в кофейнях и трактирах, а репетиции проводились в маленькой квартире самого Митрофана Ефимовича, благодарное дело энтузиаста народной музыки не заглохло.

За свою жизнь Митрофан Ефимович записал около 400 песен и обрядов. Кроме этого, он собирал народные костюмы и инструменты, ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в ее подлинном виде, так, как она звучала веками. Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного сообщества. Перед публикой предстали поющие крестьяне – прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех среднерусских губерний. В 1914 году Пятницкий только-только начал заниматься становлением хора, как началась: Первая мировая война, затем грянула революция. И лишь в 1919 году Мирофану Ефимовичу удалось сплотить вокруг себя любителей русской песни. Певцы, не имевшие специального образования, обладали хорошим слухом, имели отличные вокальные данные. Хористы, их было уже около тридцати человек, часто выступали перед бойцами Красной Армии, в рабочих поселках, деревнях и селах.

Нужны были песни нового времени, в которых исторически сложившиеся народно-песенные традиции сочетались бы с чертами новой советской культурой.

С приходом В. Г. Захарова в 1931 году хор имени Пятницкого решительно пошел вперед, развевая свой исполнительский стиль, и стал одним из ведущих профессиональных хоровых коллективов страны.

Новые песни хора, написанные В. Захаровым, удивительно соединили в себе народную самобытную основу с современностью тематики и музыкального языка.

В последние годы хор делает большой акцент на произведения советских композиторов, с чем нельзя не согласиться, важно, чтобы эти произведения наилучшем образом использовали выразительные возможности народных голосов и развивали национальный музыкальный песенно-хоровой стиль.

В хоровом коллективе им. М. Е. Пятницкого культивируется манера пения в одном натуральном регистре – грудном. Но, несмотря на, то, что грудной регистр обладает многообразной красочностью и выразительностью, он не может заменить всей полноты народного двухрегистрового звучания.

Нотные и фонографические записи первого хора крестьян им. Пятницкого запечатлели русское пение во всем его диапазоне и яркой колоритности.

Расположение на сцене хора Пятницкого: хор стоит полукругом в два ряда: первый – женский, второй – мужской.

Диапазон женских голосов определяется местными особенностями пения. Певцы хора имени Пятницкого, исполняют песни Воронежского области, Уральского края в натуральном грудном регистре, поэтому предельные звуки высоких голосов (до-ре) второй октавы.

Роль жеста в народном пении очень велика. По народной традиции многие песни сопровождаются движениями рук, головы, что помогает выразить выразить характер или ритмический, эмоциональный пульс пени. Выход хора на сцену: певцы идут в два ряда – мужчины и женщины с двух сторон к центру. Идут как на гулянье, свободно общаясь между собой, как бы разговаривая, глядя друг на друга. Их жесты не принужденные, повороты головы характнрны, мимика разнообразна. А в каждом исполнителе – яркая индивидуальность.

Работа над песнями с элементами движения основана на изучении живой традиции. В хоре им. Пятницкого каждый творец имеет свою индивидуальность, пляшет соответственно своему характеру, натуре, особенностям танцевальной техники. И. Турыенков – известный шутник и балакур, П. Сорокин – яркий, технический очень сильный танцор, А. Климов – имеет свою степенную и мягкую манеру плясать. И в этом разнообразии – сила коллективного творчества.

В хоре им. Пятницкого занятия по музыкальной теории сочетаются с коллективным пением сольфеджио. В сольфеджировании певцы сразу же практическипретворяют полученные теоретические знания, при этом они тактируют, что помогает выработки ровного темпа, ощущению сильной доли, а значит и фразировкой в песни. Основная практическая задача занятий – научить певцов петь по нотам с тем, чтобы ускорить процесс освоения песенного материала и внести в него элемент сознательности, а также суметь при импровизационном распеве суметь его записать. В хоровом коллективе им. Пятницкого, как правило, систематически проводятся беседы и лекции по разнообразным вопросам музыкальной и хоровой культуры. В них принимают участие и художественный руководитель, и хормейстер, и фольклористы, и сами участники хоров. Эта форма музыкально-образовательной работы повышает уровень знаний артистов хора, расширяет их общий и музыкальный кругозор. В беседах обсуждаются темы из истории русской музыки, народного творчества, статьи о хоровом искусстве из музыкальных жанров. Такие лекции и беседы служат школой культурного и музыкального развития артистов хора.






















Ещё в 1902 году Пятницкий приступил к созданию ансамбля народной песни. В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. 2 марта 1911 года хор впервые выступил в зале Дворянского собрания Москвы.
Зал был полон. Медленно раздвинулся занавес, и перед удивлёнными зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен которой стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, люлька, прялка, сундук с приданым. На сцену вышли восемнадцать крестьян.
Концерт прошёл под оглушительные овации зрителей. Это было чем-то совершенно новым, объединившим в себе народную песню и театрализованное представление. Тот первый концерт хора показал красоту русской народной песни и открыл дорогу на концертные подмостки её исполнителям – простым русским крестьянам.

Сегодня все достоинства народного хора имени М.Е. Пятницкого раскрывает его яркая и насыщенная программа, в которую входят песни, танцы, частушки и духовное пение



Особое место в истории народного певческого искусства занимает хор имени Пятницкого, ведь именно он считается родоначальником хорового пения на большой профессиональной сцене. Именно этот коллектив нес в массы народное искусство и не давал народу забыть о своих корнях.

Создание хора Пятницкого

Митрофан Ефимович Пятницкий - великий человек, знаток певческого искусства, собиратель русского фольклора. Он лично ездил по селам и деревням матушки-России, чтобы записывать на валиковый фонограф все песни народных исполнителей, а их более 400 в его фонотеке. Митрофан Ефимович был настолько впечатлен произведениями, что решил создать хор из крестьян Смоленской, Воронежской и Рязанской губерний, чтобы нести народное искусство людям. Он хотел показать всю мощь народного исполнения на эстраде и как эти песни должны звучать на самом деле, как их исполняли из века в век.

Солистка хора

Начало творчества

"Крестьянский" - так с гордостью Пятницкий называл свой хор. Первый дебют коллектива произошел в феврале 1911 года на сцене Благородного собрания в Москве. Посетители увидели крестьян, которые пели как умели, но от всего сердца и широты своей души. Они даже не репетировали перед выходом. Крестьяне приехали в Москву из своих деревень и пели, как будто они не на сцене, а дома, на завалинке или в поле за работой, просто и искренне. На присутствующих их исполнение произвело невероятное впечатление. Среди поклонников хора Пятницкого были Федор Шаляпин, Владимир Ильич Ленин, Иван Бунин и другие. Только в начале 1920-х годов поющие крестьяне перебрались в Москву, чтобы выступать одним составом. В этом помог Ленин, он распорядился об их переезде и дал им работу на фабриках.

Судьба хора после смерти руководителя

В 1927 году основатель коллектива умер, и именно тогда хор стал официально называться Пятницким. На его место пришел фольклорист и литеротуровед Петр Михайлович Казьмин, родственник Митрофана Ефимовича. Авторские песни хор Пятницкого запел с приходом нового руководителя Захарова Владимира Григорьевича в 1931 году. В них отражалась эпоха того времени - индустриализация и коллективизация. Именно тогда и родилась "Песня о России".

В 1938 году создали две новые группы - оркестровую и танцевальную. Все люди были также выходцами из народа и выбирались по принципу одаренности и таланта. На протяжении 60 лет за танцевальную часть отвечала Устинова Татьяна Алексеевна, а за оркестр нес ответственность Хватов Василий Васильевич.

Хор имени Пятницкого

С 1956 по 1962 годы руководителем хора был Мариан Коваль - народный артист РСФСР и советский композитор, за это время хор получил Орден Трудового Красного Знамени.

Левашов Валентин Сергеевич, известный композитор, возглавил хор Пятницкого и привлек к сотрудничеству А. Пахмутову, А. Новикова, С. Туликова и других великих людей. Теперь в репертуаре появился новый жанр - вокально-хореографическая композиция.

Хор Пятницкого

Александра Андреевна Пермякова, народная артистка РФ, стала руководителем в 1989 году. Благодаря ее чуткому руководству в 2001 году хору Пятницкого заложили звезду на "Аллее звезд" в Москве, в 2007-м коллектив наградили медалью правительства РФ "Патриот России", а спустя еще год они стали лауреатами премии "Национальное достояние страны".

Читайте также: