Развлекательная функция искусства доклад

Обновлено: 02.07.2024

Трудно потому, что оно ускользает от строгих логических дефиниций.

А легко потому, что бывает – совершаешь мгновенный прыжок через пропасть обыденности (повседневности) и оказываешься в объятиях чуда – соприкасаешься с прекрасным. Порой по улице бредешь

б) Познавательная функция (о ней уже говорилось раньше, как о сопутствующей восприятию художественного произведения).

Недаром К. Маркс первоначально постигал социально-экономическую сущность денег в буржуазном обществе по творениям И. В. Гёте и У. Шекспира[7].

В то же время подлинное произведение искусства не дает готовых решений. Оно приглашает к соразмышлению, к сопереживанию.

Искусство постигает окружающую жизнь, сострадая, сопереживая, соразмышляя…

Может быть, главное отличие художественного образа от образа научного (от научной идеи) в уникальности первого и универсальности второго.

Точнее говоря, художественный образ переводит универсальное в уникальное, а научный – уникальное в универсальное.

Итак, выделим некоторые своеобразные черты художественно-эстетического познания.

А) Искусство несет информацию как о привычном, реальном, рациональном, так и о необычном, иррациональном, остраненном.

Б) Искусство словно заново рождает объект, удивляя новизной его ранее незамеченных граней:

«Я смотрю по-детски изумленно,

Словно понял в этот час впервые,

Как прекрасен этот мир зеленый,

В) Резонируя с индивидуально-личностными ценностями и переживаниями реципиента, способствует его самопознанию.

Наука помогает искусству и эстетическому восприятию лучше разобраться в их проблемах. Ведь эстетика – это уже наука об эстетическом в жизни и в искусстве.

в) Коммуникативная функция.

В наше время эта функция приобретает особую важность.

С одной стороны, информационный мир становится все обширнее и насыщеннее.

А с другой – как это не парадоксально – многие люди страдают от одиночества.

Виною тому - отчуждение между людьми, которое резко возросло.

Острее стоит проблема некоммуникабельности.

Низкое массовое искусство в такой ситуации формирует безличные толпы фанатов.

Искусство высокое раскрывает все лучшее в человеке для него самого и для других людей.

Пришвин: послание Другому.

Песня (для певца), повесть (для писателя), картина (для художника), научное открытие (для ученого) – всё это послания от себя к кому-то другому – чаще всего не конкретному человеку, порою даже послание в будущее.

Великое Воспитующее Искусство умеет учить, не поучая. Маяковский об идеях на сцене

Даже развлекая, оно увлекаетк чему-то более высокому.

д) Игровая функция.

На игровых моделях люди и высшие животные обучаются поведению в определенных жизненно важных ситуациях.




е) Празднично-развлекательная функция.

По словам Шиллера, жизнь – серьезна, а искусство – радостно.

В наши нередко однообразные будни искусство привносит элементы праздничности и интригу развлекательности. При этом развлечение вовсе не обязано быть бездумно поверхностным.

ж) Практические ориентации искусства(психотерапевтическая и др.).

Понятие эстетического совершенства применимо и в науке.

Так можно оценить ту или иную концепцию.

Математики называют красивым доказательство, если оно неожиданное и простое.

Перейдем к психотерапевтической функции искусства.

Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис.

Почему именно в такое время?

А потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис.

О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей.

Одна из задач арт терапии - переводить патологию в норму.

Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей).

Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

Этим как раз и занимается логотерапия.

В мире абсурда можно делать, что угодно, не ища никаких оправданий.

а) Эстетически-художественная функция.

Понять, что такое эстетическое, и трудно, и легко.

Трудно потому, что оно ускользает от строгих логических дефиниций.

А легко потому, что бывает – совершаешь мгновенный прыжок через пропасть обыденности (повседневности) и оказываешься в объятиях чуда – соприкасаешься с прекрасным. Порой по улице бредешь

б) Познавательная функция (о ней уже говорилось раньше, как о сопутствующей восприятию художественного произведения).

Недаром К. Маркс первоначально постигал социально-экономическую сущность денег в буржуазном обществе по творениям И. В. Гёте и У. Шекспира[7].

В то же время подлинное произведение искусства не дает готовых решений. Оно приглашает к соразмышлению, к сопереживанию.

Искусство постигает окружающую жизнь, сострадая, сопереживая, соразмышляя…

Может быть, главное отличие художественного образа от образа научного (от научной идеи) в уникальности первого и универсальности второго.

Точнее говоря, художественный образ переводит универсальное в уникальное, а научный – уникальное в универсальное.

Итак, выделим некоторые своеобразные черты художественно-эстетического познания.

А) Искусство несет информацию как о привычном, реальном, рациональном, так и о необычном, иррациональном, остраненном.

Б) Искусство словно заново рождает объект, удивляя новизной его ранее незамеченных граней:

«Я смотрю по-детски изумленно,

Словно понял в этот час впервые,

Как прекрасен этот мир зеленый,

В) Резонируя с индивидуально-личностными ценностями и переживаниями реципиента, способствует его самопознанию.

Наука помогает искусству и эстетическому восприятию лучше разобраться в их проблемах. Ведь эстетика – это уже наука об эстетическом в жизни и в искусстве.

в) Коммуникативная функция.

В наше время эта функция приобретает особую важность.

С одной стороны, информационный мир становится все обширнее и насыщеннее.

А с другой – как это не парадоксально – многие люди страдают от одиночества.

Виною тому - отчуждение между людьми, которое резко возросло.

Острее стоит проблема некоммуникабельности.

Низкое массовое искусство в такой ситуации формирует безличные толпы фанатов.

Искусство высокое раскрывает все лучшее в человеке для него самого и для других людей.

Пришвин: послание Другому.

Песня (для певца), повесть (для писателя), картина (для художника), научное открытие (для ученого) – всё это послания от себя к кому-то другому – чаще всего не конкретному человеку, порою даже послание в будущее.

Великое Воспитующее Искусство умеет учить, не поучая. Маяковский об идеях на сцене

Даже развлекая, оно увлекаетк чему-то более высокому.

д) Игровая функция.

На игровых моделях люди и высшие животные обучаются поведению в определенных жизненно важных ситуациях.

е) Празднично-развлекательная функция.

По словам Шиллера, жизнь – серьезна, а искусство – радостно.

В наши нередко однообразные будни искусство привносит элементы праздничности и интригу развлекательности. При этом развлечение вовсе не обязано быть бездумно поверхностным.

ж) Практические ориентации искусства(психотерапевтическая и др.).

Понятие эстетического совершенства применимо и в науке.

Так можно оценить ту или иную концепцию.

Математики называют красивым доказательство, если оно неожиданное и простое.

Перейдем к психотерапевтической функции искусства.

Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис.

Почему именно в такое время?

А потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис.

О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей.

Одна из задач арт терапии - переводить патологию в норму.

Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей).

Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

Искусство – это творческая деятельность, процессом и результатом которой является выражение внутреннего и внешнего мира творца, отображение его интересов и интересов других людей.

Основным назначением искусства считается совершенствование отдельной личности, развитие ее творческих возможностей, обогащение внутреннего мира. Среди главных функций в современном обществе выделяют:

  1. Познавательную, отображающую опыт существования в различных обстоятельствах.
  2. Эстетическую, украшающую действительность, транслирующую радость творчества, удовольствие от созданных другими людьми образов.
  3. Культурно-историческую, решающую задачи культурной преемственности поколений, приобщающую отдельного индивидуума к достижениям мировой культуры.
  4. Мировоззренческую, формирующую отношение к действительности.
  5. Идеологическую, влияющую на чувства, эмоции, мысли людей, фокусирующую их на определенных взглядах.

Искусство включает людей в творческий процесс, общественную жизнь. Поэтому можно говорить и о его мобилизационной функции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Какую же роль искусство выполняет в жизни отдельного человека

Для отдельного человека искусство выступает средством коммуникации. С его помощью автор организует передачу информации аудитории, транслирует свои взгляды, настроения, выражает социальные и политические протесты.

Кроме того, искусство способствует:

  1. Развитию воображения, абстрактного мышления, эмоциональной сферы.
  2. Углублению и расширению познаний.
  3. Пониманию истории.
  4. Достижению гармонии с собой и окружающим миром.
  5. Формированию нравственных качеств.
  6. Стимулированию художественных, музыкальных, хореографических способностей.
  7. Снятию психического напряжения.

Посмотрев фильм, побывав на выставке, послушав приятную музыку, человек получает приятные эмоции, снижает уровень внутренней тревоги, положительно воздействует на собственную нервную систему.

Уже несколько десятилетий врачи-психиатры активно используют разные направления искусства для лечения и реабилитации больных. Среди таких направлений изобразительная терапия, танцы, классическая музыка.

Функции искусства, примеры из жизни

Самым ярким примером познавательной функции искусства являются рисунки первобытного человека. Схематично изображая сцены охоты на стенах своих пещер, древние люди передавали потомкам ценную информацию, снабжали их добытыми знаниями.

Реализацией эстетической функции может считаться восхищение прекрасным, эмоциональное постижение замысла творца, чувственного содержания его произведения. Такое может происходить при прочтении книги, просмотре балета, прослушивании качественной аудиозаписи, знакомстве с полотнами знаменитого живописца.

Культурно-историческая функция выражается в передаче значимой информации через художественные, литературные, музыкальные произведения, затрагивающие особенности разных временных периодов. Это могут быть полотна с историческими сценами, фильмы, оперы, повести, биографии выдающихся людей.

Мировоззренческая функция реализуется через разные направления. К примеру, через архитектуру: вобрав в себя особенности восприятия мира религиозным человеком, любой христианский храм транслирует устремление мыслей, чаяний, надежд к единому божественному началу.

Примером реализации идеологической функции служат различные политические плакаты, художественные фильмы, видеоролики.

Искусство – это область человеческой культуры, в которой с помощью знаков через конкретные образы мира выражаются его обобщенные смыслы, это часть культурного наследия цивилизации, проявляющаяся через произведения искусства. Искусство – это эстетическое явление, которое не берёт жизнь в её первоначальном виде, а преобразует её, трансформирует и создаёт, типизируя художественные образы. Главная особенность, отличающая искусство от других форм общественного сознания, – это эстетическое отношение человека к действительности.

  • творческая деятельность, связанная с образным отражением действительности;
  • отдельная отрасль творческой художественной деятельности (например, живопись, кинематография и др.);
  • способность или умение в любом деле (искусство диалога, искусство преподавания и т. п.);

По мнению искусствоведов, понятие искусства невозможно определить полностью, потому что его границы постоянно переопределяются и в любой момент может появиться произведение, не укладывающееся в произвольно принятое закрытое определение. Искусство выполняет различные функции, в том числе эстетические, социальные, дидактические и терапевтические, но они не составляют его сущности.

Подходы к определению искусства

Существует два главных подхода к определению искусства:

Согласно договорному подходу, отношение к чему-либо как к искусству обусловлено общественным договором, традиции, но не какими-либо неизменными свойствами человека или окружающей среды. Только опираясь на предыдущие традиции, закреплённые в общественном сознании представления или мнение авторитетов, можно утверждать, что является эстетическим, а что нет (а, значит, что является искусством, а что нет).

Эстетический подход основывается на идее, что эстетическим, а, следовательно, и художественным, есть всё то, в чём форма соответствует содержанию или определённым универсальным, независимым от человека законам. Традиция или мнение авторитетов не задают рамок эстетического, а лишь указывают в каких областях культуры понятие эстетического может применяться.

В более узком смысле, искусство – это процесс художественного творчества и его результаты (живопись, поэзия, музыка, танец и т. д.).

Функции искусства

Функции искусства

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Характеристики искусства

Характеристики искусства

Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.

Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.

По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.

Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.

Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.

В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.

Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.

Виды искусства

Виды искусства

Художественная деятельность человека развивается в различных формах и распределяется по видам и жанрам искусства.

Традиционное деление включает:

  • литературу – поэзию, драму, исторический перевод и т. д., зафиксированные в устной или письменной речи;
  • изобразительное искусство – изображение на плоскости или в пространстве; его современные формы – кинематограф, видео, фотография;
  • живописное искусство – изображения, выполненные на плоскости согласно законам перспективы, линии, цвета, светотени;
  • графическое искусство – изображения, выполненные линиями, штрихами на плоскости (например, гравюра, каллиграфия, плакат);
  • пластическое искусство – объёмные изображения, такие как скульптура, барельеф, выполненные из материалов, которым может предаваться разная форма;
  • декоративно-прикладное искусство – предметы быта, которым помимо практической ценности, предоставляется и эстетическая, например, украшенная мебель, резная, чеканная или художественно эмалированная посуда, художественное стеклодувство, мозаика и т. п. (декоративно-прикладное искусство часто является национальным по своей природе);
  • сценическое искусство – создание художественного образа движениями, мимикой, жестами, языком, игрой на музыкальных инструментах для публики (например, театр, танец, пение);
  • музыка – организация звуков, прежде всего музыкальных инструментов и голоса, в соответствии с той или иной эстетикой;
  • архитектура – формирование пространственной среды для жизни и деятельности человека (выделяется общественная, жилая и производственная архитектура).

Это деление, впрочем, равно применимо ко всему искусству. Так, древнее искусство было синкретическим – объединяло различные способы воплощения художественного образа и формы чувственного восприятия в едином действии. Современное искусство возвращается к синкретизму, а научно-технический прогресс обусловил появление искусства, создаваемого и транслируемого электронными техническими средствами – медиаискусства.

Сегодня чаще всего искусство делится на 6 частей: литературу, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, сценическое искусство, музыку и архитектуру.

Живопись занимает центральное место в триаде изобразительного искусства (наряду с графикой и скульптурой). Она подразделяется на станковую живопись (на холсте, доске, картоне) и монументальную живопись (произведения размещаются на прочной архитектурной основе). Важнейшие средства выражения – композиция, изображение и цвет.

Скульптура – это вид искусства, произведения которого создаются путём вырезания, резки, лепки, ковки, литья или иного изображения людей, животных и других природных объектов в их материальных, телесных формах.

Архитектура как вид искусства пытается использовать различные строительные материалы и конструкции ради организации пространства для использования человеком. Первоначально архитектура означала постройки только для жилья, однако со временем превратилась в искусство. В настоящее время архитектура направлена на создание культовых сооружений для военных объектов, общественных зданий, спортивных и инженерных сооружений, транспортной инфраструктуры (городская архитектура, религиозная архитектура, ландшафтная архитектура и др.). Архитектура давно вобрала в себя различные навыки, такие как градостроительство, озеленение, работу в области здравоохранения. Специфика национального характера архитектуры обусловлена историческим развитием, культурой, экономикой, этническими и художественными традициями народа.

В балете представлены разные виды танца: классический, народно-сценический, ритмико-пластический, модерн и др. Это балеты-трагедии и балеты-комедии, балеты-спектакли и балеты-симфонии, сюжетные (близкие к драматическому спектаклю) и бессюжетные балеты, многоактные и одноактные балеты, хореографические миниатюры. В музыкально-хореографическом спектакле органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Опера – это жанр театральных постановок, в которых текст (называемый либретто) сочетается с музыкой (пение и музыкальное сопровождение) и сценическим действием с использованием костюмов и декораций. Выступления обычно даются в оперном театре с оркестром или небольшим музыкальным ансамблем.

Графическое искусство – это способ создания изображения с использованием широкого набора инструментов и техник. Инструменты для рисования включают графитный карандаш, перо и чернила, чернильную кисть, цветные карандаши, уголь, пастель и маркеры. Также широко используются цифровые инструменты, которые могут имитировать эффекты вышеупомянутых инструментов. К основным методам создания изображений относятся рисование линий, штриховку, использование зернистости, перемешивания и др. Изображение можно использовать непосредственно как иллюстрацию к чему-либо, для создания комиксов, анимационных фильмов и др.

Области искусства

Области искусства

  • фильм;
  • кабаре;
  • комикс;
  • литература;
  • музыка;
  • танцы;
  • игры;
  • театр;
  • балет;
  • опера;
  • театр абсурда;
  • политический театр;
  • народный театр;
  • танцевальный театр;
  • картина;
  • графика;
  • каллиграфия;
  • фотография;
  • архитектура;
  • скульптура;
  • татуировка;
  • керамика;
  • сценография;
  • индустриальный дизайн;
  • витраж;
  • флюксус;
  • граффити и др.

3 группы искусств

Согласно теории искусства, существует три основных группы искусств, в зависимости от материальной основы, на которой основано произведение искусства:

  • местные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура и т. д.), т. е. формы искусства, создающие художественный образ в пространстве;
  • сезонные (искусство речи и музыки), т. е. формы искусства, создающие художественные образы во времени;
  • пространственно-периодические (танцы, актёрское мастерство и смежные виды искусства – театр, кино, телевидение, эстрада, цирк и др.), т. е. искусства, создающие художественный образ в определённом временном пространстве.

Понимание феномена искусства в истории философии

Платон понимал искусство как подражание (мимезис) действительности, поэтому любое изображение уступает изображаемому. Произведения искусства более или менее точно повторяют форму, но не содержание, которое постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель придерживался схожего мнения, однако видел в мимезисе способность к познанию. На его взгляд, эстетическим является то, что выражается мерой, числом, пропорциями. Поэтому интеллектуальная деятельность всегда подобна художественной: в искусстве происходит узнавание высшего совершенства, которое приносит радость.

По мнению Иммануила Канта, искусство – это вид репрезентации, направленной на саму себя, что побуждает культивировать умственные силы и дружеское общение.

Фридрих Гегель понимал искусство как чувственное выражение абсолютной истины. В противоположность Платону, Гегель считал, что художественная красота превосходит естественную, так как создаётся для выражения высшей истины, скрытой за чувственным опытом.

Позитивистская философия XIX в. и гегельянская эстетика утвердили представление об искусстве как отражении действительности. Зато романтические представления распространили взгляд на искусство как противоположность действительности.

Исторические определения искусства

Исторические определения искусства

Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.

То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):

  • грамматика;
  • риторика;
  • логика;
  • арифметика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.

В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.

Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.

Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.

Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.

В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.

Характеристика современного искусства

Современному искусству присуще отрицание существования общих правил, разнообразие взглядов и творческих методов. Жанры и стили могут разнообразно сочетаться, а произведения часто являются интертекстуальными. Они ссылаются друг на друга.

Представление вещей и явлений имеет большее значение, чем сами эти вещи и явления. Изображения или то, каким образом изображение выполнено, важнее того, что изображается.

Более того, каждый мало-мальски значимый мыслитель, ученый, исследователь, а уж тем более деятель культуры считал своим долгом дать определение этому явлению.

Искусство

Сегодня мы попробуем привести разные определения искусства, выделим его отличительные черты, узнаем какие полезные функции оно выполняет и каких видов бывает. Также коснемся вопроса отсутствия катарсиса (очищения) от знакомства с современным искусством.

Что такое искусство

Мое самое любимое и, наверное, самое меткое определение принадлежит советскому писателю Юрию Васильевичу Бондареву:

  1. Для философа искусство – это творческий вид познания мира, в процессе которого создаются художественные образы. форма человеческой деятельности, которая удовлетворяет художественные потребности людей.
  2. Для искусствоведа – это художественная культура общества в целом и ее отдельные виды.
  3. В обществознании искусство – это часть духовной сферы общественной жизни, которая через творчество воспроизводит действительность.

Сложив и перемешав все эти определения, мы выведем универсальную формулу, дающую своеобразный ответ на вопрос, что такое искусство.

Искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.

Довольно рискованно – предлагать такой коктейль в роли академического определения, но мы честно пытались угодить всем.

Что такое искусство

Предлагаю уйти с зыбкой территории многовековых споров и встать на более твердую почву, где мы перечислим все признанные виды искусства, разберемся в его особенностях и функциях, но сначала немного покопаемся в корнях.

Происхождение слова

Слово имеет два основных значения в русском языке.

Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.

Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.

Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.

Если копать совсем глубоко, то все-таки можно докопаться до латинских корней, но мы не будем.

В английском языке эквивалентом нашему искусству будет слово art, которое уверенно вошло и в наш язык. Арт-коллаборации, арт-пространства и прочие арт-явления также означают нечто, относящееся к творческому процессу. Надо отметить, что семантика слова art в английском шире семантики (что это такое?) искусства в русском языке.

Признаки искусства

Искусство обладает рядом важных качеств.

  1. Чувственное восприятие мира. Творчество не предполагает рационального подхода, здесь все создается и воспринимается через чувства.
  2. Образность. Познание мира происходит через художественные образы, которые можно определить как творческое отношение человека к действительности.
  3. Субъективность. Любое искусство – это отражение субъективного восприятия действительности творцом.

Носорог рисует

Функции искусства

Функция искусства – это роль, которую оно выполняет в жизни отдельного человека и общества в целом.

Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.

Познавательная.

Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.

Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.

Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.

Искусство – это чувственное познание мира.

Мозг

Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.

Упомянем и другие функции:

  1. экспрессивную (воздействие на эмоции)
  2. компенсаторную (решение психологических проблем)
  3. социальную (воздействие на общество)
  4. прогностическую (способность предугадывать будущее)

Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.

Виды искусства

Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.

В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.

Древняя Греция

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.

Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.

Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.

Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.

Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.

Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.

  1. Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
    1. Архитектура.
    2. Живопись.
    3. Графика.
    4. Скульптура.
    5. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
    6. Фотоискусство.
    1. Литература.
    2. Музыка.
    1. Театр. .
    2. Танец.
    3. Цирк.
    4. Кино.
    5. Телевидение.
    6. Эстрада.

    Катарсис

    Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.

    Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.

    Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.

    По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.

    Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.

    Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.

    Современное искусство

    Современное искусство – это поле экспериментов. Мы наблюдаем, как оно становится все более технологичным, появляются новые синтезированные формы. Еще одна тенденция — это уход от понятия прекрасного.

    Современное искусство

    Искусство все чаще стремится не пробудить эстетическое чувство, а шокировать публику. Катарсис заменяется шоковым состоянием. Чтобы расшевелить современного человека, перегруженного информационным потоком, нужно все более сильное воздействие.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Интересно, а кому(чему) покровительствовала десятая Муза (на представленной картине их десять). И как её звали?! Буду признателен автору материала за уточнения и разъяснения!

    Спасибо за вопрос. Десятую музу традиционно резервируют (уже много столетий) для какой-либо области искусства (или науки), не вошедшей в данный канонический список. Но пока еще не пришли к единодушному решению, кем она будет.

    В наше время искусство имеет искаженную форму: чувак к стеке банан прикрепил — искусство! Или бумаги набросали — креативная инсталляция, искусство!

    Тезис о том, что искусство бесполезно совершенно неверный. Люди ведь не вычислительные машины. Большинство из нас живет чувствами и эмоциями, самые лучше из которых как раз и подпитываются из искусства.

    Читайте также: