Режиссура народной песни доклад

Обновлено: 16.05.2024

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

На правах рукописи

Гусарова Елена Михайловна

ПРИРОДА ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

(НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

И СОЛИСТОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Учайкина Наталья Ивановна

Официальные оппоненты: Новикова Надежда Львовна

доктор философских наук, профессор

заведующий кафедрой иностранных

Киласония Этери Нодариевна

кандидат искусствоведения, доцент

кафедры народной музыки

Ведущая организация ГКУ РМ «Научно-исследовательский

институт гуманитарных наук при

Автореферат разослан 12 ноября 2012 г.

диссертационного совета Кузнецова Юлия Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время музыкальная культура России включает в себя сложные процессы взаимодействия народных и профессиональных образцов музыкального творчества. В этих условиях исследование природы песенного фольклора как основы современного исполнительства занимает особое место в музыкальной культуре Мордовии. Песенный фольклор содержит в себе мощный креативный потенциал, что повышает его адаптационные возможности к современным условиям восприятия народной песни, и создает фундамент для развития и модернизации новых форм музыкальной культуры. Постоянное взаимодействие традиционного и инновационного является условием эволюции фольклора. В песенном фольклоре проявляются национальные традиции, формируя в людях чувство духовной близости, принадлежности к своим национальным корням. Одной из особенностей народной песни является отражение в ее содержании нравственных норм и ценностей этноса, выработанных предшествующими поколениями.

Народная песня – предмет пристального изучения историков, филологов, этнографов, искусствоведов и других ученых. Одни находят в ней подтверждение тем или иным историческим событиям, описание картин жизни народа, характеристику его эстетических воззрений, его менталитета; другие – раскрывают поэтическое и музыкальное богатство народной песни, мастерство ее исполнителей. Всестороннее изучение народной песни помогает глубже понять ее, вникнуть в суть содержания, оценить по достоинству и, что особенно важно для исполнителей, точно и глубоко прочесть ее, чтобы она нашла дорогу к сердцам слушателей, и ее исполнение было правдивым, трогало своей искренностью и неподдельностью, убеждало людей, давало им новый жизненный стимул.

Различные аспекты изучения песенного фольклора представлены в трудах О. И. Алексеевой, Е. А. Дороховой, В. А. Котеля, Л. П. Сараевой, однако вопросы бытования песенного фольклора на сцене, его интерпретации исполнителями в данных работах не рассматриваются.

Однако, несмотря на обширный массив исследовательских работ, посвященных песенному фольклору, тема его интерпретации на сцене до сих пор остается мало разработанной.

Гипотеза исследования. Песенный фольклор является основой национального музыкального искусства. Синкретическая природа народной песни предполагает развитие синтеза в исполнительском искусстве, что делает возможным сочетание таких компонентов, как музыка, слово, танец и т.д. Трансформация фольклора приводит к возникновению фольклоризма и неофольклоризма, а также новых форм исполнения песенного фольклора на сцене, сочетающих в себе традиции народного пения и элементы современного творчества, которые подчиняются законам сцены. На современном этапе развития сценической практики исполнители всё чаще обращаются к народной песне, интерпретируя её на сцене в стилизованном виде. Таким образом, происходит процесс перевода содержания древних пластов песенного фольклора на современный язык музыкального искусства, что делает доступным и понятным архаичное содержание народной песни для современного зрителя. В результате сохраняются народные традиции, которые являются ярким проявлением национального стиля.

Объектом исследования является песенный фольклор.

Предмет исследования природа песенного фольклора как основа современного исполнительства.

Цель исследования обосновать соотношение синкретической природы песенного фольклора и синтеза искусств как принципа современного исполнительства.

Способами достижения цели выступают конкретные исследовательские задачи:

– проанализировать и охарактеризовать синкретическую природу песенного фольклора в его исторической динамике (фольклоризм, неофольклоризм);

– охарактеризовать влияние народной музыкальной культуры на развитие профессионального музыкального творчества в России;

– выявить особенности воплощения народной песни на сцене;

– исследовать особенности исполнения фольклора аутентичными и вторичными ансамблями и солистами;

– охарактеризовать современные тенденции в исполнительской практике профессиональных коллективов и солистов на примере Республики Мордовия.

Методологическая основа. Работа представляет собой исследование, базой которого являются научные труды по истории, философии и теории искусства, по истории и теории вокального искусства и песенного фольклора. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, адаптированные к искусствоведческим целям, которые позволили комплексно рассмотреть песенный фольклор, проанализировать соотношение синкретической природы песенного фольклора и синтеза искусств как основного принципа современного исполнительства:

– исторической реконструкции, давший возможность выявления основных этапов развития профессионального музыкального творчества в России;

– интерпретации, способствовавший анализу отражения традиций отечественного исполнительского искусства в вокально-исполнительской культуре Республики Мордовия;

– системно-функциональный, способствующий выявлению типологии исполнения народной песни на сцене;

– сравнительного анализа, позволивший выявить влияние общестилестических тенденций отечественной вокально-исполнительской культуры на традиции исполнительства фольклора на сцене в музыкальном искусстве Республики Мордовия;

– аксиологический, определяющий ценностный аспект содержания и исполнения народной песни;

– интегративный, позволивший применить данные различных областей

гуманитарного знания к решению задач поставленных в настоящем исследовании задач.

Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании впервые дан комплексный анализ народной песни как синтетического вида исполнительского творчества; подробно рассмотрены этапы работы исполнителей с народной песней; выявлены современные тенденции воплощения народной песни на сцене; рассмотрены особенности аранжировки и обработки аутентичного песенного материала композиторами; представлен анализ исполнительской деятельности коллективов и солистов Республики Мордовия.

Основные положения, выносимые на защиту:

2. В силу синкретической природы песенный фольклор является основой музыкального творчества. Обращение музыкантов к народной песне способствовало зарождению национального музыкального стиля в конце XVIII–XIX вв. В это время в область профессиональных интересов композиторов входит музыкальная обработка песенного фольклора, что впоследствии обозначается как фольклоризм.

3. Особенности воплощения народной песни на сцене отражаются в синтезе различных видов искусств, обеспечивающих ее зрелищность. Исполнитель, прочитывая текст народной песни, использует специфические приемы для усиления ее выразительности: осмысленное интонирование слова, особая пластика сценических движений, мимика, темпоритм сценического действия, хореографическая постановка, мизансценирование, костюм и т.д. В этом смысле народная песня сродни театру, где для выражения замысла произведения объединяются различные виды искусств, такие как музыка, танец, литература (в котором материальным носителем образности является слово).

4. Исполнение песенного фольклора можно классифицировать в зависимости от интерпретации фольклора на сцене. Различаются первичные (аутентичные), исполняющие архаичный фольклор не на сцене, а в быту; вторичные ансамбли и солисты, которые исполняют стилизованные фольклорные произведения на сцене.

Объём и структура диссертации. ­­­­ Работа объемом в 176 страниц состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка, включающего ­­213 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, выявляется степень изученности; устанавливаются объект и предмет исследования, формулируются его цели и задачи; характеризуются методологические основания и теоретическая база диссертации; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Диссертант выявляет синкретическую природу фольклора в целом и песенного фольклора в частности. Одним из главных принципов синкретизма является единство как общий принцип, который с наибольшей последовательностью осуществляется в культуре первобытного общества. При этом, не исключался процесс постоянного выделения некоторых форм в относительно самостоятельные феномены, что вело к дессинкретизации – отделению функций и жанров, вследствие чего, появилась самостоятельная жанровая система.

Народные песни различных этнических регионов прошли следующие этапы развития: 1) древнейшая эпоха – господство языческих религий родо-племенных сообществ, где синкретизм является основой бытия человека слитого с природой в неразрывном единстве и целостности; 2) средневековье – из общего синкретического начала фольклора выделяются его жанры и формы; 3) новая и новейшая эпоха – рост городской культуры, зародившейся еще в средневековье, знаменуется процессами трансформации архаичного фольклорного материала, подготавливающего почву для возникновения в XVIII в фольклоризма, в XX в. – неофольклоризма. Специфика фольклоризма и неофольклоризма обусловена, во-первых, потребностями времени, в котором они возникают, а также и особенными музыкальными приемами (обработка и аранжировка песенного фольклора), использующимися композиторами, где сочетается профессиональное творчество и аутентичный фольклор. В свою очередь, аутентичный фольклор является основой как для фольклоризма, так и для неофольклоризма. Диалектика развития народной песни, как и всей культуры, состоит в борьбе традиции и обновления. Борьба между традицией и современностью – основа исторической динамики фольклора.

В конце XVIII в. возникает интерес к народной песне, он может быть обозначен как подготовительный период к изучению народной музыки. В это время было множество попыток исследования народной песни. Среди композиторов, обратившихся к песенному фольклору, появляются имена А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и др. При этом русская мысль о музыке развивалась медленно, так как профессиональных музыкальных критиков в этот период не было, что объяснялось отсутствием отечественной музыкальной школы в целом. В первой половине XIX в. появляется М. И. Глинка – основатель русского музыкального стиля; В. Ф. Одоевский – первый профессиональный музыкальный критик, а также Н. А. Мельгунов, Н. А. Полевой, А. Д. Улыбышев и др. критики. В этот период композиторы–патриоты и общественные деятели отстаивают право Отечественной музыки на признание и на самостоятельное развитие.

В период 30–50-х гг. в направлении национальной музыки работали такие композиторы, как М. А. Балакирев, А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чай­ковский; среди критиков – А. Н. Серов, В. В. Стасов и др. Период знаменателен именами, которые в последствие составили базу русского композиторского стиля, стали классиками отечественной музыки. В это время закладываются многие творческие и теоре­тические основы, важнейшие для будущего музыкального искусства, однако, от­сутствует система музыкального образования, музыкальное творчество недостаточно освещено в печати. В 60-е гг. появляются новые имена: Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош и др. Эти годы являются удачными для формирования профессионального образования, появляются две консерватории в Петербурге и Москве, что ставит на новый уровень деятельность музыкантов, и дает возможность развивать те стилевые основы отечественного композиторства, которые были заложены в предыдущие годы. В 80-е, 90-е гг. из старшего поколения крупнейших композиторов и деятелей только М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи и Н. А. Римский-Корсаков продолжают свою творческую деятельность, а также А. К. Глазунов, А. К. Лядов, С. И. Танеев, далее С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, которые показали нестандартный подход к музыке (цветовое сопровождение музыки, новые гармонические обороты), что придавало дополнительный импульс для развития музыкального творчества.

Конец XVIII–XIX вв. – время становления русского музыкального композиторского стиля, т.е. профессионального музыкального творчества. В область профессиональных интересов композиторов входила и музыкальная обработка песенного фольклора, что впоследствии получило свое обозначение как фольклоризм. Результатом становления музыкального композиторского стиля является образование профессиональной музыкальной критики в России, которая является теоретической базой всего музыкального творчества, в том числе и национального музыкального стиля.

В годы перестройки на первый план исполнители ставили зрелищное воплощение народной песни на сцене, а не подлинность, поэтому принципы аутентичного фольклора нивелировались. В настоящее время певцы не отказались от зрелищности, скорее наоборот, находят различные средства её воплощения, но уже чётко разделяют аутентичное и вторичное исполнение песенного фольклора, что позволяет задуматься о подлинности его воплощения.

Будучи от природы синкретичной, впоследствии, уже на сцене, народная песня стала синтезировать различные виды искусства. Таким образом, опираясь на базовые труды о народной песне, театре, танце, диссертант выделяет основные особенности воплощения народной песни на сцене: отказ от статики, синтез искусств, зрелищность, новые формы интерпретации – театрализация, иногда включение самого зрителя в исполнительский процесс. Найти соответствие между сценической формой и музыкально-поэтическим содержанием песни – главная задача режиссерского замысла певца.

Принципы освоения региональных / локальных песенных стилей в первую очередь подразумевают освоение народного пения в целом, а также нюансов традиционного пения конкретного региона. При этом важно изучить диалектные особенности того региона, над репертуаром которого певец будет работать.

Изменение социо-культурного мышления народа, изменило и его духовные потребности, фольклор стал не бытовой необходимостью, а искусством, выносимым на сцену. Это стало предпосылкой появления певческих коллективов, как аутентичных, так и вторичных.

Различаются первичные (аутентичные) и вторичные ансамбли (эту классификацию можно применить и к солистам). Первичные состоят из носителей данной фольклорной традиции (этнофоров). В их составе непрофессиональные певцы, которые не акцентируют внимание на художественной составляющей исполнения. Если говорить о солистах, то это так же непрофессиональные певцы, причем они сами являются этнофорами, так как авторство многих сказов и плачей принадлежит самим солистам (например, Ф. И. Беззубова, Е. П. Кривошеева, С. М. Люлякина).

В составе вторичных ансамблей и народных хоров (например, Старотеризморгский женский народный хор) как профессионалы, так и непрофессионалы. Они осваивают ту или иную фольклорную традицию посредством выучивания или подражания. В их случае необходимо приобрести исполнительские навыки, свойственные именно этой певческой традиции, и только будучи подготовленным, коллектив имеет право вынести результат своего труда на сцену.

Диссертант, опираясь на классификацию И. И. Земцовского, выделяет следующие типы коллективов и солистов в зависимости от их интерпретации фольклора на сцене:

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются выводы и намечаются перспективы данной темы. Диссертант рассмотрел генезис фольклора в целом и песенного фольклора в частности, выявили его синкретическую природу. По мере развития общества, из общего синкретизма фольклора стали выделяться жанры и виды, произошёл так называемый процесс дессинкретизации, как следствие этого, появилась сложная жанровая система. Одним из жанров фольклора является песенный фольклор, следуя поставленным задачам, автор проследил его историческую динамику. Диссертант выделил основные этапы становления и развития национального стиля, в основе которого лежит народное музыкальное творчество.

В исследовании выявляется специфика сценического воплощения народной песни, проанализирована историческая динамика народной песни на сцене. Обращаясь к богатейшему наследию песенного фольклора, исполнитель соприкасается с самобытным, ярким, колоритным материалом, который синтезирует музыку, пение, пляску, действие. Этот материал дает большие возможности исполнителям творчески раскрыться и в пении, и в интонировании слова, и в пластике сценических движений, в мимике и т.д.

Традиции пения делятся на региональные и локальные. Каждый тип интерпретации фольклора на сцене имеет различную меру связи с подлинным фольклором; по-своему решаются вопросы репертуара, исполнительского стиля, ко­стюмов, соблюдения элементов народного синкретизма.

Главное, без чего не может существовать современное исполнительство, – это артистизм, искусство жизни на сцене, разработка исполнителем драматургии песни, стремление проникнуть в глубинную суть произведения и, как результат – образное решение данного произведения.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Гусарова Е. М. Проблема синтеза в исторических песнях мордовского и русского этноса / Е. М. Гусарова // Регионология. 2011. №2. С. 310–312.

2. Гусарова Е. М. Взаимодействие русского и мордовского песенного фольклора / Е. М. Гусарова // Регионология. 2012. №1. С. 254–262.

Статьи и тезисы выступлений:

4. Гусарова Е. М. Этапы работы певца-актера над песней / Е. М. Гусарова // Материалы XIII научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Морд. гос. ун-та им. Н. П. Огарева: в 2 ч. Ч. 1. Гуманитарные науки / сост. О. В. Бояркина ; отв. за вып. В. Д. Черкасов. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – С. 217–218.

5. Гусарова Е. М. Особенности исполнения фольклора аутентичными и вторичными ансамблями / Е. М. Гусарова // Молодая сила : сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / отв. ред. сост. Г.А. Куршева. – Саранск : Изд-во НИИ Гуманитарных наук при Правительстве РМ, 2008. – С. 162–166.

6. Гусарова Е. М. Аутентичный фольклор на сцене : своеобразие воплощения (на примере Мордовии) / Е. М. Гусарова // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства : материалы Международной научно-практической конференции / редкол.: Н. И. Воронина (отв. ред.) [и др.] ; сост. О. Н. Прокаева. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – С. 137.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего. «Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Фольклор - народная мудрость, устное народное творчество.

Устное - значит, не записывалось, передавалось из уст в уста.

Народное - значит, сочинял не один человек, автора установить нельзя.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности- представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищением мастерством человеческих рук.

Особую область народного устного и музыкального творчества представляет детский фольклор, объединяющий мир взрослых и детей: колыбельные, пестушки, прибаутки, заклички, потешки, приговорки. Такие песни несут педагогическую направленность: учат любить и уважать родителей, людей старшего поколения, воспитывать чувство ответственности и любви к земле, Родине, природе.

Благодаря этому русский фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с самого раннего возраста, ведь детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

К фольклору относятся: старинные лирические песни, свадебные, хороводные, плясовые, частушки, песни, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, а так же устное народное творчество –загадки, сказки, поговорки.

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Народная песня - это главное богатство русского народа. Она играет огромную роль в их жизни. Слово, соединенное с музыкой обладает большой силой и красотой. С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Любые важные события-праздники, свадьба, работа - сопровождались народными песнями. В песнях отображен внешний и внутренний мир человека

Народные песни передавались устно - от родителей к детям, от дедов к внукам, переходили из одного селения к другому.

К основным видам народной песни относятся: колыбельные, исторические, былинные, обрядовые, календарные, плясовые, хороводные, шуточные, лирические, трудовые, частушки.

Историческая песня - это песня, которая говорит о действительно живших людях, чем то заслуживших известность, прославившихся. В исторических песнях так же рассказывается о подлинных событиях в истории народа.

В былинных песнях воспевались народные герои, русские богатыри, совершавшие ратные подвиги. Былинные напевы часто напоминают напевную речь (речитатив) под аккомпанемент гуслей.

Обрядовые песни

Хоровод - древнейший вид хороводного народного искусства, сочетает хореографию с драматическими действиями, переплясом, песней.

Частушка - это лирическая либо юмористическая короткая песенка. Поются (проговариваются) они на одном дыхании в быстром ритме.

Шуточные песни - это народные песни в форме четверостишья, по содержанию юмористические, как правило, исполнялись в быстром темпе под гармонь, балалайку или вовсе без музыкального сопровождения.

В народных песнях живут и действуют обыкновенные герои и предметы, которые нас окружают, сказочные персонажи, наши любимые игрушки.

Театрализованная игра - это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений(сказок, инсценировок), а так же разыгрывание народной сюжетной песни. Герои сказок и песен становятся действующими лицами, а их приключения и события жизни, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Чтобы стать настоящим артистом, нужно уметь много делать: владеть мимикой, жестами, четко произносить текст и пластично двигаться. Ни один вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Вывод: Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных и сюжетных играх.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

Благодаря знакомству с фольклором в детском саду, обыгрыванию по ролям народных песен, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Детские фольклорные песенки - это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра.

Оценить 4609 0

Турсукова Татьяна Анатольевна,

преподаватель народного пения,

Сызрань, МБОУ ДО ДШИ №4

Сценическое воплощение народной песни в фольклорных коллективах и классе народного сольного пения

Народная песня - предмет пристального изучения ученых различных направлений: историков, филологов, этнографов, искусствоведов. Одни находят в ней подтверждение тем или иным историческим событиям, описание жизни русского человека, его мировоззрений, менталитета; другие - раскрывают поэтическое и музыкальное богатство народа, мастерство исполнителей. Изучение народной песни помогает глубже понять ее, вникнуть в суть содержания, оценить по достоинству и, что особенно важно для исполнителей, точно и глубоко прочесть ее, чтобы она нашла дорогу к сердцам слушателей, и ее исполнение было правдивым, трогало своей искренностью и неподдельностью.

Необходимость в режиссерской разработке песни появилась уже в конце XIX в., когда на сцене творили такие выдающиеся исполнители народной песни как Анастасия Вяльцева, Ольга Ковалева, Варвара Панина, Надежда Плевицкая, Фёдор Шаляпин, но особенно значимо этот вопрос стоит в современном исполнительском искусстве. И вторичные, и профессиональные коллективы все больше внимания стали уделять театрализации песни, созданию ярких музыкально-драматических картин с привлечением различных средств выразительности.

Развитие народной песни на сцене продолжается до сих пор. В XVII веке представителями сценического искусства были скоморохи. В XIX веке – певцы Нина Дулькевич, Николай Цыганов, первые профессиональные хоры (Армейский хор имени М.Е. Молчанова) и народные хоры (Хор имени М.Е. Пятницкого).

В XX веке фольклор на сцене стал объектом изучения. В этот период на сцене работали Аграфена Глинкина, Софья Преображенская, Надежда Плевицкая, Ольга Воронец, Александра Стрельченко. Благодаря удачному исполнению авторских произведений Блантера М.И., Дунаевского И.О., Исаковского М.В. такими певцами, как Любовь Орлова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Екатерина Шаврина и других, происходила офольклоризация песен (авторская песня передается изустно из поколения в поколение, прочно закрепляется в быту и утрачивает авторство, приобретает статус народной).

На современном этапе развития сценической практики исполнители всё чаще обращаются к народной песне, интерпретируя её на сцене в стилизованном виде. Таким образом, происходит процесс перевода содержания старинного песенного фольклора на современный язык музыкального искусства, что делает доступным и понятным архаичное содержание народной песни для современного зрителя. В результате сохраняются народные традиции, которые являются ярким проявлением национального стиля.

Исполнение песенного фольклора можно классифицировать в зависимости от интерпретации фольклора на сцене. Различаются первичные, или аутентичные ансамбли (непрофессиональные или профессиональные, исполняющие народные песни в том виде в котором они бытовали с сохранением всех особенностей); вторичные ансамбли и солисты, которые исполняют стилизованные народные песни на сцене. Последние могут быть как профессиональными, так и любительскими.

При работе над народной песней большое значение имеет идейное истолкование песни, специфические приемы для усиления ее выразительности: осмысленное интонирование слова, особая пластика сценических движений, мимика, темпоритм сценического действия, хореографическая постановка, мизансценирование, костюм и т.д. В этом смысле народная песня сродни театру.

Сценическое воплощение нередко отождествляется руководителями фольклорных ансамблей с мизансценированием, разводкой исполнителей на сцене. Однако сценическое воплощение – это, прежде всего глубокое проникновение в содержании песни и поиск адекватной ему формы сценического решения, а она может выражаться как в статике, так и в динамике: все диктует содержание песни.

Вопрос сценического воплощения народных песен чрезвычайно сложен. С одной стороны, невозможно пренебречь законами сцены; с другой - возникает опасность искажения подлинного фольклора. В сценической работе над песней следует всегда помнить, что форма сценической постановки – это выражение содержания песни, и форма, в свою очередь, должна соответствовать содержанию.

Следовательно, чтобы нести высокое искусство в массы, необходимо обладать вокальными навыками, а также суммой знаний о театре, сценическом искусстве, чтобы с помощью приемов и выразительных средств, которыми пользуются исполнители (костюмы, декорации, свет, цвет, хореография, движения на сцене) достичь нужного результата.

Естественно, не каждое выступление исполнителя народной песни требует подобной театрализованной атрибутики.

Главное, без чего не может существовать современное исполнительство, - это артистизм, искусство жизни на сцене, разработка исполнителем драматургии песни, стремление проникнуть в глубинную суть произведения и, как результат - образное решение данного произведения.

Артистизм - это проявление творческого начала человека, искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения.

Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти образы, где они заложены в произведении. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта.

В детях уже можно увидеть задатки природного артистизма. Достаточно посмотреть как они играют вживаясь в ту или иную роль. Даже сами с собой играя, ведут разговор с игрушками по ролям. Самые маленькие дети способны к быстрой смене настроения и эмоционального выражения. Как только меняется ситуация, ребенок уже улыбается, хотя еще не просохли слезы у него на щеках. Значит артистизм — это явление природное, врожденное.

Взрослые часто сами уничтожают в своих детях природный артистизм чрезмерными ограничениями. Поэтому, по мере роста, у ребёнка остаётся потребность лишь в защите себя и своих чувств, которая проявляется в агрессии, отрицании и непослушании.

Помимо этого, огромную роль в подавлении ярких эмоциональных проявлений детей играет темп современной жизни: отсутствие коллективных игр, живого общения детей между собой (зацикленность на таких средствах коммуникации, как компьютер, планшет, телефон), сильная занятость родителей, озабоченных поиском средств для материального обеспечения семьи, и наоборот, чрезмерная опека родителей (следствием чего является закомплексованность ребёнка).

Как же развить артистизм у детей? Главным и основным показателем артистизма является лицо.

Лицо – это часть тела человека, обладающая костной и мышечной тканью. А для развития, любых мышц необходим тренаж.

Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.

Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее, гротескнее.

Часто дети просто не умеют создавать яркую и выразительную маску. Поэтому яркому, красивому выражению лица детей нужно научить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить.

В обычной жизни человек переживает огромное количество чувств с их оттенками, отличающихся по силе их проявлений. В работе с детьми над эмоциональностью, как правило, используется 6 основных проявлений чувств:

-рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.

-нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.

-голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.

- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.

- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.

- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят исподлобья.

Маски проучиваются на музыкальной основе. На протяжении одной музыкальной фразы необходимо удерживать маску, на следующей - отдыхать. Постепенно необходимо увеличивать скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.

Роль игры в развитии артистизма

Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и конечно же артистизма.

Когда-то игра была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Игра развивала способности человека, сообразительности, наблюдательности, ловкости, всего того, что требовалось ему в быту.

У ребенка всегда есть свой план игры и свой замысел. Тем более, что в игре все условно, все понарошку - действие, роли, место. Ведь достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат - будет дом. В игре можно полететь на луну, стать доктором, капитаном. Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых, потому что дети являлись полноправными участниками жизни семьи. По традиции они наследовали в своей культуре порой то, что ушло из обихода взрослых в силу изменений жизненных обстоятельств. Например, давние времена на охоту мужчины брали с собой лук и стрелы, но для мальчиков и по сей день, они интересны.

Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка.

Дети быстро утомляются при однообразных методах работы с ними, что вызывает необходимость строить занятия по мозаичному принципу, часто чередуя различные формы работы. Это касается и работы педагога, направленной на развитие артистизма. Учитывая это, в программу по вокалу следует включать произведения контрастного эмоционального содержания, вживание в образ которых будет интересно для ребёнка.

При работе над развитием артистизма, следует подбирать образы, соответствующие интересам и потребностям конкретного ребенка.

Однако работа над артистизмом с обучающимися вокалу в ДШИ должна соотносится с бережным отношением к детскому голосу.

Методы и приемы вокальных занятий, направленных на развитие артистизма:

4. Метод наблюдений

5. Метод упражнений

Стоит также учитывать, что начинать работу над артистизмом следует только после досконального выучивания нотного и литературного текста песни. Действовать здесь нужно по принципу: сначала голос и качество песни (музыка + текст), а потом уже идет актерский артистизм.

Актёрская манера пения – это не просто пение, это, прежде всего, актёрская игра, артистизм, раскрытие образа с полным погружением в этот образ, при этом пение служит лишь инструментом в достижении этой цели. При актёрской манере пения возможна обычная разговорная речь и произношение разных звуков, которые не связаны с пением, возгласы с разной интонацией, цоканье, посвистывание, и т.п.

Исполнение народной песни требует артистизма, музыкального и театрального, для того, чтобы раскрыть образ песни. Можно сказать, что каждый артист ансамбля и, тем более, солист – самобытная творческая индивидуальность. Каждая песня – маленький спектакль, с яркими акцентами и интонациями. Песню не поют - ее играют.

Артистизм должен присутствовать во всех творческих видах деятельности и их элементах на сцене. Если это пение, то недостаточно чистого интонирования, четкой артикуляции и знания звуков. Звук у песни должен быть живой, выразительный. Для этого во время пения необходимо представить себе изображаемого персонажа и мысленно перевоплотиться в него. Поёшь о мышонке – нужно стать таким как он: маленьким, шустрым, тонкоголосым, трусливым. Изображаешь деда – это не просто прихрамывание, нужно поставить себя на место сгорбленного старичка, у которого болит спина и ноги, он еле ковыляет. Если хитрая лисичка – у нее в повадках чувствуется осторожность, наигранная ласковость. Русский хоровод – спокойный, плавный, задумчивый. Ребенок должен вникнуть в характер исполняемого произведения, персонажа, роли, и исходя из них создавать свой образ. Если ребенку доверили какую-то роль в сценарии или реплику – он должен подумать, как бы он сказал эту фразу в обычной жизни, с каким настроением. Если поёт или рассказывает о чём-то страшном – то нужно показать, что он испугался, чтобы зрители поверили и тоже испугались; о смешном – улыбнуться.

Немалую роль в развитии артистизма играет характер аккомпанемента к исполняемому произведению. Поэтому следует тщательно его продумывать и доводить до сведения аккомпаниатора требуемый стиль и характер произведения, а не полагаться на его художественный и музыкальный вкус и стремление к импровизации.

На уроке обязательно нужно добиться идеального исполнения пусть не всего произведения, а хотя бы куплета, фразы или даже слова. Чтобы было за что похвалить ребёнка, ведь похвала является лучшим стимулом для усердных занятий.

Список используемой литературы:

1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. М.: Просвещение, 1973.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. - М.,1993. - Т. 1.

3. Кабанов А. С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях/ А. С. Кабанов// Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства: сб. ст. -М., 1980.

4. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

5. Марахтанова Г. Народная песня на сцене: грани современной интерпретации / Г.Марахтанова // Народное творчество. 2006. - № 6.

6. Маркова Л. В. Режиссура народной песни: учеб.-метод, пособие/ Л. В. Маркова, Л. В. Шамина. М.: ВНМЦНТ и КПР, 1984.

Русские народные песни

Историческая справка

Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского. Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода теократии еще царской эпохи.

Былины

На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.

Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы.

Песни о Победе

В послевоенные годы на Руси с особой силой возрождалась любовь к национальному искусству, ведь это огромная часть русской культуры, укрепляющая народное самосознание, которая способна сплотить людей и в горе и в радости. В то время огромный вклад в становление отечественного музыкального фольклора внес Митрофан Пятницкий, который буквально по крупицам собрал сильнейший хор и ценнейшие текстовые и нотные материалы и их обработки, литературу для образования культового вокально — хорового коллектива в стране.

Жанровое разнообразие

Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.

Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.

Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:

Колядки

  • веснянки;
  • масленичные;
  • колядки;
  • щедровки;
  • пасхальные;
  • купальные;
  • пахотные;
  • жатвенные.

В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.

Колыбельные

Песни подразделялись на:

  • свадебные;
  • колыбельные;
  • плачи;
  • пестушки;
  • рекрутские.

Семейные песнопения были связаны с биологическими периодами жизни человека — рождением на свет, взрослением, замужеством. Обязательно такие события сопровождались специальными обрядами.

Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.

Казачьи песни

В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.

Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Волжский народный хор

  • Волжский хор;
  • Северный хор;
  • Кубанский казачий хор;
  • Хор донских казаков имени Квасова;
  • Воронежский хор;
  • Сибирский хор.

Пелагея

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Культурное значение

Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.

Детский игровой фольклор

В сочинении на заданную тему стоит отметить, что помимо общекультурного национального значения, народное музыкальное творчество имеет важнейшее воспитательное значение для детей. Педагогами выделяется такая отдельная категория, как игровой фольклор. Многочисленные, передаваемые устно от поколения к поколению детские игры с элементами народной песни, являются воспитательным и развивающим всесторонне методом нестандартного обучения, которые способствуют формированию гармонично развитой личности человека.

Русский народный фольклор

Произведения для голоса на национальной основе отличаются прекрасным мелодизмом, трогающим душу слушателя и самого исполнителя, оставляют неповторимый след в душе любого человека, который так или иначе имел взаимодействие с родной песней.

Таким образом, национальное песенно-вокальное творчество представляет собой особую сферу отечественного искусства и являет собой богатейшую часть творческого и культурного наследия России.

Помимо эстетического удовольствия, от концертов образцовых хоровых коллективов и задушевного застольного семейного пения, этот жанр несет в себе силу и творческое достояние целых поколений, красоту менталитета, размах и ширину русской души.

Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.

Читайте также: