Доклад обобщение педагогического опыта

Обновлено: 02.07.2024

Необходимо, в первую очередь, выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

• целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

• система работы педагога по какой-либо одной проблеме, теме (может быть изучена в течение года);

• использование одного или нескольких эффективных приемов (время изучения определяет сам педагог);

• опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы : научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

Определите основания, которые позволяют вам обобщить свой педагогический опыт. Например, вы работаете по определенной авторской программе. Коротко опишите, что это за программа, почему вы взяли именно ее. Расскажите, в чем заключаются ее основные дидактические принципы, и как вы их используете в своей работе. Это и есть предмет обобщения.

2. Определите цели и задачи своей работы. Они могут полностью повторять цели и задачи той или иной программы или соответствовать какой-то их части. Если речь идет о вашей авторской программе, укажите полностью задачи, которые вы намерены решить с ее помощью. Задачи ставятся образовательные, воспитательные и развивающие.

3. Опишите формы работы по данной методике. Это могут быть различные мероприятия, экскурсии, проекты и многое другое. Формы работы должны максимально содействовать решению поставленных задач. Обратите внимание на тематику и методы. Они должны быть актуальными. Обобщение опыта должно представлять собой завершенную методическую разработку, вне зависимости от объема.

4. Расскажите о результатах своей работы. Используйте для этого обобщённые результаты диагностики. Диагностику необходимо провести как в начале работы по данной программе, так и на промежуточных этапах и на итоговом.

5. Проанализируйте, за счет чего вам удалось достичь положительного результата. Сравните ваши методы с методами ваших предшественников, работавших по данной теме. Необходимо также рассказать и об условиях, в которых может осуществляться работа по данной программе, и о дидактическом материале, который вы используете.

Даже если педагог работает по уже существующей программе, он должен представить свои творческие находки, будь то тематика мероприятий или формы и методы их проведения. Необходимо, чтобы все положения были изложены в логической последовательности, понятным языком и с точным соблюдением терминологии.

7. Найдите наиболее подходящие формы распространения педагогического опыта, они могут быть разными. Традиционный способ - набрать на компьютере и распечатать, приложив изображения дидактических материалов. Именно такая форма чаще всего требуется при подготовке к конкурсам "Учитель года" и "Воспитатель года". Наиболее интересные и объемные методические разработки можно издать в специализированных сборниках или даже отдельной брошюрой. Но в наше время можно использовать и другие способы.

8. Если вы считаете, что ваши наработки будут интересны многим вашим коллегам, создайте свой сайт. Разместите на нем свою методику, расскажите о ее особенностях. Поделитесь, какие пособия вы использовали и с какой целью. Можно дополнить изложение фотографиями и видеоматериалами. Можно организовать форум и обсуждать на нем вашу программу. Очень много возможностей для обмена опытом дают социальные сети. Организуйте группу. Проведите вебинар. Использовать для него, помимо социальных сетей и специализированных форумов, можно ISQ и Skype.

План работы по обобщению опыта.

1. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

2. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др., сопровождая их краткими разъяснениями.

3. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса, затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.

4. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

5. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.

6. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т. д.).

Схема описания ППО по модульной технологии

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ___

Тема опыта. Идея опыта (главная цель)

1. Сведения об авторе:

Ф. И. О. Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания; специальность и квалификация по диплому; место работы; должность; педагогический стаж; стаж работы в занимаемой должности; награды.

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

изучение методической литературы;

изучение опыта коллег;

курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

активное участие в работе районных методических объединений и т. д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта, новизна опыта.

5. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

6. Трудоёмкость опыта.

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

7. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

8. Результативность опыта.

9. Выводы, планы на будущее.

Приложения к опыту работы

• конспекты мероприятий;

• планы образовательной работы с детьми;

• продукты детской деятельности;

• публикации в СМИ;

• выступления на методических мероприятиях;

• педагогическая диагностика;

• рабочая программа; план работы с детьми и т. д.

Мой педагогический опыт работы

Мой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Здесь размещен материал по обобщению педопыта, общепедагогические технологии и т.д.

ВложениеРазмер
Обобщение педопыта 78 КБ

Предварительный просмотр:

Основная ценность – в идее опыта,
и нет смысла его детально копировать.

Зачем изучать и обобщать передовой педагогический опыт?

Это необходимо т.к. одной из главных задач внутришкольного управления выступает создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта.

Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих.

Опора на передовой педагогический опыт позволяет руководителям ОУ – руководить с перспективой.

Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт. В управленческой деятельности заместителя директора школы передовой опыт также играет важную роль, ибо при подготовке любого управленческого решения заместитель директора должен не только изучить массовую практику, но и передовой опыт, найти в нем то, что может стать основой для грамотной, научно обоснованной подготовки управленческого решения. Особенно важно изучать педагогический опыт, когда идет реконструкция школы. Потому что:

- во-первых, очень важно знать находки учителей по решению важнейших задач школы, как они помогут ускорить процесс создания системы средств, путей перевода в новое качественное состояние;

- во-вторых, потому, что формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства учителя.

Если говорить о педагогическом опыте в широком понимании, то это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания школьников.

Передовой педагогический опыт должен соответствовать определенным показателям. Это может быть учитель – мастер или учитель – новатор. В любом случае передовой педагогический опыт должен соответствовать следующим показателям:

- соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;

- направленность на решение актуальных задач (например, получение каждым учеником образования в соответствии с потребностями и возможностями);

- устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся;

- рациональность путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);

- возможность внедрения опыта, т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее. Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.

Для зарождения и развития передового педагогического опыта необходимы определенные условия:

- наличие в школе творческой обстановки;

- положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы;

- наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.

В школе опыт часто рождается стихийно. Иногда он действительно направлен на решение актуальных задач, а иногда идет вразрез с основными целями. Главное для школы – создание организованного опыта. По способу конструирования он может создаваться учителями в процессе использования ими в своей практике достижений педагогики, психологии и частных методик. Основой организованного опыта может быть участие учителей в исследовательской деятельности по выбору оптимальных средств обучения, воспитания и развития учащихся. А может быть и такая ситуация, когда отдельные учителя или целые коллективы осуществляют процесс интеграции уже имеющихся в практике отдельных элементов опыта в новую совокупность, позволяющую решать сложные вопросы более успешно.

По уровню творческой новизны принято выделять:

- репродуктивный опыт (мастерство);

- имеющий элементы нового;

- исследовательский, при котором новое вводится на основе
педагогического эксперимента.

Часто, к сожалению, процесс изучения и оценки педагогического опыта идет с опозданием, ибо его создатели, чаще всего не обладая достаточной теоретической подготовкой, не могут правильно оценить место этого опыта в целостном педагогическом процессе. Создание нового опыта в школе должно осуществляться в целостном управленческом цикле: цель и задачи, планирование, организация, изучение, анализ и коррекция. Естественно, что начинать нужно с определения проблемы, решение которой позволит улучшить педагогический процесс в целом. На основе диагностики выявляются ростки уже имеющиеся опыта по избранной проблеме, а также затруднения, которые испытывают учителя при ее решении. Создание нового опыта – это отдельный вопрос. Он осуществляется в три этапа.

- разработка творческой группой программы изучения опыта (с указанием методики изучения опыта: что изучается, какими методами, как фиксируются результаты);

- формулирование основных теоретических положений для оценки опыта;

- преодоление психологического барьера учителей к разработке нового опыта.

- осуществление творческой группой системы активных действий по изучению опыта.

Третий этап: (анализ и оценка сложившегося опыта) должен проводиться при контакте с учителем, руков одитель должен помочь учителю осмыслить свой опыт, организовать его работу по обобщению, научить самоанализу:

- качество знаний, умений, навыков учащихся, уровень их сформированности; - уровень умственного развития учащихся (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, высказывать самостоятельные суждения; - уровень воспитанности (ответственность, отношение к учебе); - пути достижения этих высоких результатов (эффективность учебно-воспитательного процесса).

Программа изучения опыта нацелена не только на изучение передового опыта, но и практики других учителей. Изучаются и оцениваются условия, в которых формировался опыт.

Первая группа условий(учитель):

- уровень педагогического мастерства;

- стиль общения с детьми;

- высокая степень сформированности убежденности в действенности той системы мер активизации учения, которую учитель применяет.

Вторая группа условий (учащиеся):

- уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности.

Третья группа условий(учебно-материальная база):

- наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;

Методика обобщение опыта.

Выделение основной идеи опыта.

Это получение выводов, в которых должны быть отражены связи между изучаемыми явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.

- показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;

- показывается какие конкретно цели поставил перед собой учитель;

- как эти цели соответствуют деятельности учителя, специфике содержания уроков;

- описывается деятельность учащихся (методы работы);

- описывается и оценивается оснащение урока (в том числе изготовленных учащимися);

- дается характеристика условий, в которых формировался опыт;

- описывается ход разработки замысла;

- идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;

- дается описание результатов;

- показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);

- очерчиваются границы использования опыта;

- раскрывается ценность опыта для других;

- формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.

В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система учителя. Которая включает в себя:

- планирование учителем программного материала;

- подготовку к урокам;

- набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого урока;

- целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении;

- внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся;

- средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи.

Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального. Учитываются реальные потребности школы сочетать уже сложившийся опыт с новым. Он должен служить развитию творчества и инициативы самих учителей.

Для совместной деятельности учителя и администратора по обобщению опыта работы следует составить план.

- определение программы, по которой будет организован опыт;
- определение авторов опыта;
- рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования ,методического объединения по работе над программой;
- консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.

Изучение передового педагогического опыта

Методы изучения:
- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
- ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
- ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
- беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Формы обобщения:

- рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
- доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
- отчёто педагогическом эксперименте (если он ведётся);
- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
- обобщение - описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

- устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
- наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
- письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта

педагогической деятельности.

Следовательно, под педагогическим опытом будем подразумевать систему методов, приемов и средств обучения, разработанных самим педагогом или заимствованных, которые эффективно применяются им в образовательном процессе и направлены на решение актуальных проблем преподавания учебных предметов. Педагогический опыт – это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня.

При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности и эффективности опыта при решении педагогических задач.

Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:

  • что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
  • для чего он это делает (с какой целью),
  • как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
  • какой результат после этой работы получается.

Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.

Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок и отразить в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения.

Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы (конспекты, сценарии, технологические карты) уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы.

Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта - это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее (теоретическое основание), с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на цитаты, используют чужие мысли из готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете. Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей.

В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта.

При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном опыте; раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

При формулировании цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.

5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:

6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):

  • обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
  • организовывать активную познавательную деятельность, парную и групповую работу, обобщение и систематизацию материала,
  • применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
  • учить пониманию текста, работать с текстом,
  • создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
  • использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
  • создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.

Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.

5) «В какой системе можно представить мой опыт:

Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.

7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

  • Как можно доказать результативность моего опыта?
  • Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
  • Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
  • По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
  • Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).

Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания; формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?

2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?

3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?

5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

9. Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.

10. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний, точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.

Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности

1. Педагоги выбирают для своего опыта:

2. При описании актуальности опыта педагоги представляют отрицательный опыт собственной деятельности.

3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,

Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.

Задачи:

  • Создать условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
  • Формировать адекватную самооценку учащихся путём использования карточек с разноуровневыми заданиями.
  • Повысить уровень обучаемости, обученности, качества знаний учащихся посредством организации уроков русского языка на основе уровневой дифференциации.

4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.

6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.

7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.

9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.

10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.

11. Научные термины используются в работе без понимания их сути.

12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.

13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

Литература

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3. Цели опыта Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2 2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника. 2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3 3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий. Приложение

2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта. Приложение

4 Образец оформления титульного листа: ____________________________________________________________

(название учреждения образования)

Необходимо, в первую очередь, выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

• целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

• система работы педагога по какой-либо одной проблеме, теме (может быть изучена в течение года);

• использование одного или нескольких эффективных приемов (время изучения определяет сам педагог);

• опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы : научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

Определите основания, которые позволяют вам обобщить свой педагогический опыт. Например, вы работаете по определенной авторской программе. Коротко опишите, что это за программа, почему вы взяли именно ее. Расскажите, в чем заключаются ее основные дидактические принципы, и как вы их используете в своей работе. Это и есть предмет обобщения.

2. Определите цели и задачи своей работы. Они могут полностью повторять цели и задачи той или иной программы или соответствовать какой-то их части. Если речь идет о вашей авторской программе, укажите полностью задачи, которые вы намерены решить с ее помощью. Задачи ставятся образовательные, воспитательные и развивающие.

3. Опишите формы работы по данной методике. Это могут быть различные мероприятия, экскурсии, проекты и многое другое. Формы работы должны максимально содействовать решению поставленных задач. Обратите внимание на тематику и методы. Они должны быть актуальными. Обобщение опыта должно представлять собой завершенную методическую разработку, вне зависимости от объема.

4. Расскажите о результатах своей работы. Используйте для этого обобщённые результаты диагностики. Диагностику необходимо провести как в начале работы по данной программе, так и на промежуточных этапах и на итоговом.

5. Проанализируйте, за счет чего вам удалось достичь положительного результата. Сравните ваши методы с методами ваших предшественников, работавших по данной теме. Необходимо также рассказать и об условиях, в которых может осуществляться работа по данной программе, и о дидактическом материале, который вы используете.

Даже если педагог работает по уже существующей программе, он должен представить свои творческие находки, будь то тематика мероприятий или формы и методы их проведения. Необходимо, чтобы все положения были изложены в логической последовательности, понятным языком и с точным соблюдением терминологии.

7. Найдите наиболее подходящие формы распространения педагогического опыта, они могут быть разными. Традиционный способ - набрать на компьютере и распечатать, приложив изображения дидактических материалов. Именно такая форма чаще всего требуется при подготовке к конкурсам "Учитель года" и "Воспитатель года". Наиболее интересные и объемные методические разработки можно издать в специализированных сборниках или даже отдельной брошюрой. Но в наше время можно использовать и другие способы.

8. Если вы считаете, что ваши наработки будут интересны многим вашим коллегам, создайте свой сайт. Разместите на нем свою методику, расскажите о ее особенностях. Поделитесь, какие пособия вы использовали и с какой целью. Можно дополнить изложение фотографиями и видеоматериалами. Можно организовать форум и обсуждать на нем вашу программу. Очень много возможностей для обмена опытом дают социальные сети. Организуйте группу. Проведите вебинар. Использовать для него, помимо социальных сетей и специализированных форумов, можно ISQ и Skype.

План работы по обобщению опыта.

1. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

2. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др., сопровождая их краткими разъяснениями.

3. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса, затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.

4. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

5. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.

6. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т. д.).

Схема описания ППО по модульной технологии

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ___

Тема опыта. Идея опыта (главная цель)

1. Сведения об авторе:

Ф. И. О. Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания; специальность и квалификация по диплому; место работы; должность; педагогический стаж; стаж работы в занимаемой должности; награды.

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

изучение методической литературы;

изучение опыта коллег;

курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

активное участие в работе районных методических объединений и т. д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта, новизна опыта.

5. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

6. Трудоёмкость опыта.

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

7. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

8. Результативность опыта.

9. Выводы, планы на будущее.

Приложения к опыту работы

• конспекты мероприятий;

• планы образовательной работы с детьми;

• продукты детской деятельности;

• публикации в СМИ;

• выступления на методических мероприятиях;

• педагогическая диагностика;

• рабочая программа; план работы с детьми и т. д.

Мой педагогический опыт работы

Мой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Передовой педагогический опыт – такой вид практики, который содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):

- Определение цели изучения ППО.

- Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.

- Выбор средств и методов изучения ППО.

- Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта

- Выделение диагностирующих единиц изучения

- Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.

- Сопоставление плана изучения опыта

- Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.

- Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.

- Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.

Изучение и обобщение опыта:

1 . Выявление объекта изучения:

· оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

· выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

· первый сбор информации о деятельности педагога;

выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

· определение объектов изучения.

2. Постановка цели изучения:

· выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлено творчество педагога;

· теоретическое обоснование опыта;

· выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

· формулировка цели изучения.

3. Сбор информации об изучаемом опыте:

· отбор методов сбора и обработки информации;

· составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

· реализация методов сбора информации об опыте.

4. Педагогический анализ собранной информации:

· разбиение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

· оценка идей опыта на основе критериев;

· определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

· выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

5. Обобщение опыта:

· систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;

· формулировка сущности и ведущей идеи опыта;

· раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;

· определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;

· описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Анализ и обобщение опыта

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

- Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

- Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

- Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.

- Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

- Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.

- Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.

- Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта

1. Методика обобщения ППО.

· Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.:

- анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;

- выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;

- выявление отсутствия перегрузки детей;

- определение в опыте работы элементов новизны.

· Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.

· Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.

· Распространение ППО на методических мероприятиях ОУ. Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет.

2. Оформление обобщённого передового педагогического опыта.

• Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем.

• Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория.

Методика обобщения и распространения ППО.

Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.

Читайте также: