Чему учили в лицее пушкина доклад

Обновлено: 02.07.2024

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

О том, каким должно быть российское образование, много говорят и спорят. И родителям, и педагогам, и чиновникам – всем хочется одного: чтобы по окончании обучения выпускники были эрудированы и подготовлены к самостоятельной жизни, а их таланты и способности − раскрыты и развиты. Между тем в российской истории есть пример успешного воплощения этой мечты. Для 30 первых выпускников Царскосельского лицея 6 лет обучения стали не просто школьными годами. Все ученики покинули Лицей блестяще образованными Личностями, большинство заняли высокие гражданские и военные государственные посты, а некоторые даже вошли в историю. Как было устроено обучение в Царскосельском лицее? Листаем страницы истории.

И. Е. Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911. Санкт-Петербург. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Лицеисты

19 октября 1811 года первый курс Царскосельского лицея садится за парты. Ребятам предстоит быть одновременно и школьниками (по возрасту), и студентами (полученное образование приравнивается к высшему). Любопытно, что одноклассники не были ровесниками. Так, например, Данзасу, будущему офицеру и секунданту Пушкина, на момент поступления было около 11 лет, самому Пушкину – 12, а сыну первого директора Лицея Ивану Малиновскому — 15.

Слух о Лицее, в котором, как предполагалось, будут обучаться и великие князья, братья императора Александра I, взволновал аристократические круги. На места для 30 воспитанников быстро образовался конкурс. Экзаменовали поступающих влиятельные люди: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Распорядок дня

Сегодня, обсуждая проблемы обучения детей, специалисты называют перегрузку следствием неверно выстроенного режима учебы и отдыха. Лицеисты учились много, но с большими перерывами. Распорядок, утвержденный с первого дня, практически не менялся:

  • 6:00 — подъем и молитва
  • 7:00–9:00 — занятия
  • 9:00–10:00 — чай с белой булкой и прогулка

Завтрака как такового не было, воспитатели старались отучить лицеистов от изнеженности и роскоши. Но плохо выпеченные пирожки все равно часто летели в бакенбарды помощника надзирателя по хозяйственной части Золотарева.

  • 10:00–12:00 — занятия
  • 12:00–13:00 — прогулка

Вот его-то и коснулись изменения: сперва лицеистам в обед давали полстакана портера, потом сочли это баловством и заменили на квас с водой.

В арках зажигали ночники, дежурный прохаживался по коридору.

Классная комната

Предметы

Обучение состояло из двух курсов: начального и окончательного. Каждый занимал по три года. При переходе на следующий курс и выпуске проводился публичный экзамен, на котором почти всегда присутствовали министр просвещения, члены Академии наук, родители и родственники воспитанников.

Оценки

До 1816 года учителя подробно излагали свое мнение о каждом ученике, ежегодно составлялись развернутые характеристики: описывались сильные и слабые стороны воспитанника, причины его проступков или отставания в учебе. Это позволяло на деле осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Позднее была принята более краткая форма оценивания. Характеристика составлялась педагогами не в индивидуальном порядке, а совместно на итоговых заседаниях. А учеба и поведение оценивались цифрами:

  • 1 — отлично,
  • 2 — очень хорошо,
  • 3 — хорошо,
  • 4 — посредственно,
  • 0 — худо.



Цель вырастить и воспитать нового Пушкина ни перед кем не стоит – это было бы слишком уж самонадеянно, да и просто невозможно. Но создать условия, которые помогут ребенку развить свою гениальность в чем бы то ни было, – мечта, наверное, всех родителей и добросовестных учителей. Первый выпуск Лицея дал стране вовсе не первоклассных чиновников, как задумывалось, но вот гениев среди вышедших из его стен мальчишек было предостаточно. Как же это было осуществлено?

Поступление в Царскосельский лицей

А.А. Тон. Царское Село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатерининского дворца

Царскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.

Лицей размещался в одном из флигелей Екатерининского дворца, соединенном с основным зданием галереей

В августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.

Переход из здания лицея во дворец был закрыт, в нем разместилась лицейская библиотека

Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.

В.Ф. Малиновский

Как учились лицеисты

М.М. Сперанский

Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.

Учебный класс в Лицее

Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.

Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?

Александр Горчаков, ставший впоследствии выдающимся политиком и дипломатом: в жизни и на портрете авторства Пушкина

Александр Горчаков, ставший впоследствии выдающимся политиком и дипломатом: в жизни и на портрете авторства Пушкина

Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.

Иван Пущин, декабрист, лицейский друг Пушкина

Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.

Эпиграммы и собственные газеты - те немногие развлечения, что могли себе позволить лицеисты

19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.

Верхний этаж и комнаты воспитанников

Лицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.

В Царскосельском лицее учились дети дворян.

В XIХ веке учебное заведение приравнивалось к высшему образованию. Обучение длилось 6 лет, за которые дети аристократических родов и высших чиновников должны были получить достойное образование. Планировалось, что выпускники лицея будут занимать руководящие должности на государственной службе. На деле же лицей выпустил десятки, сотни выдающихся поэтов, писателей и научных деятелей.

Здание лицея


Лицей располагался во флигеле Царскосельского дворца. Изначально предполагалась, что на обучение туда поступят великие князья, младшие братья императора, но со временем от этой идеи отошли.

Новое четырехэтажное здание идеально соответствовало требованиям образовательного процесса. На первом этаже размещалась медчасть и администрация. На втором располагались учебные классы для младшего курса. На третьем обитали третьекурсники, а также там находился парадный зал для торжеств. Верхний этаж был отведен спальням.

Многие историки отмечают скудность обстановки комнат. Из мебели были лишь кованая кровать, канцелярский стол, комод для вещей и туалетного столика для умывания.

Церковь и квартира директора были в отдельном здании. Между смежными комнатами располагалась невысокая перегородка, через которую лицеисты переговаривались после отбоя.

Как и чему учили

Систему образования для студентов придумал советник императора, Сперанский. Мальчики поступали в обучение в возрасте 10-12 лет и должны были освоить ряд гуманитарных и военных наук. Программа была рассчитана на 6 лет.


В преподавательский состав входили семь профессоров, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, а за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Основными дисциплинами были родной и иностранные языки (русский, латынь, французский, немецкий), точные науки – алгебра, геометрия, тригонометрия и физика, нравственные науки – основы логики, закон Божий, философия, гуманитарные предметы – история, хронология, география, а также риторика, танцы, изобразительное искусство и физическое воспитание, на уроках которого лицеисты занимались гимнастикой, плаванием, фехтованием и верховой ездой.

Распорядок дня


Считалось, что продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию юношей, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми. Современные дети по сравнению с лицеистами ничем не ограничены и к совершеннолетию едва ли готовы выпорхнуть из родительского гнезда.

День лицеистов начинался рано, в 6 часов утра. Учащиеся просыпались и после молитвы начинали повторять задания. С 8 до 17 часов шли занятия с перерывами на завтрак, обед и прогулку в парке. После этого учащиеся гуляли, полдничали и занимались гимнастикой. Время с 20 до 22 часов было предназначено для ужина, повторения уроков и прогулки перед сном. В 22 часа – отбой.

Каникулы

Лицей был закрытым учреждением. Молодые дворяне не могли покидать учебное заведение во время каникул. Родителям лишь иногда позволялось навещать своих чад. Студентов оберегали от баловства со стороны родных и искушений мира.

Александр Пушкин,портрет работы О. А. Кипренского. 1827 год.

Форма

Форма лицеистов несколько раз менялась от золочено-богатой до максимально практичной. Сначала портной императора Мальгин сшил юношам франтоватые синие мундирчики с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку. К образу прилагались ботфорты и треуголки. Это была праздничная форма.

На буднях лицеисты носили простые сюртуки, с красными воротниками, а после Отечественной войны 1812 года студентов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки. Этот факт не радовал богатых наследников, ведь такая же форма была у маленьких придворных певчих.

Чем кормили

Иван Пущин, друг Пушкина и один из первых выпускников лицея, оставил подробное описание системы питания в Царскосельском лицее.

Педагогов Аничкова лицея обвинили в растлении детей.

Студентов кормили четыре раза в день. При этом рацион был достаточно разнообразным даже после отечественной войны. Сами студенты умудрялись доставать сладости и вино.

Последний выпуск студентов датируется 1917 годом. Образовательные основы, заложенные Сперанским, до сих пор признаются одними из лучших для развития и образования молодежи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лицейские годы А.С. Пушкина 1811-1817 гг.

hello_html_m3ffcc047.jpg

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, родители решили отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени Александр уже получил домашнее образование, и теперь необходимо было определиться, куда именно ему поступать. В обществе все ждали открытия нового учебного заведения - Лицея, идея основания которого принадлежит императору Александру I. Он задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учить детей дворян и готовить их к государственной службе. Лицей должен был расположиться под Петербургом в Царском Селе - загородной резиденции императора.

Отвезти двенадцатилетнего Александра Пушкина из Москвы в Петербург вызвался родной дядя Василий Львович Пушкин. Юный Александр, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Именно эта дата считается датой основания Лицея.

Здание Лицея было 4-хэтажным. Это была пристройка (или флигель) к Екатерининскому дворцу. Первоначально оно предназначалось для великих княжон, дочерей императора Павла I . На первом этаже находились квартиры инспектора, гувернеров, других чиновников, на втором была столовая, больница, на третьем этаже располагались учебные классы, библиотека, на четвертом – комнаты воспитанников.

Первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским, оказался самым блистательным. Имена многих соучеников Пушкина вошли в историю. Среди них — дипломат А. М. Горчаков, поэты А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин, декабрист И. И. Пущин.

Читайте также: