Законы древнего рима доклад

Обновлено: 05.07.2024

Начало формирования римского права относится еще к догосударственному периоду истории Рима (VIII – VI вв. до н. э.). Правовые порядки в условиях становления полисной государственности были неразрывны с религиозными предписаниями. Суд и истолкование права в древней общине были в руках верховных жрецов и их помощников – понтификов. Высшая судебная власть принадлежала и царю также в связи с его культовыми полномочиями. Такая историческая связь выражалась и в самом содержании правовых правил, которые были неотделимы от религиозных запретов. Вероятно, в этом своеобразном явлении (нехарактерном, например, для древневосточного права) проявило себя значительное влияние этрусков на политические учреждения римлян в ранней древности – оно составило одну из важных особенностей становления римского права.

* По словам позднейшего римского юриста Катона – Авл Геллий. Аттические ночи. X. 23.

Пятому римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.) приписаны законы (в числе 50-ти) об ответственности за некоторые преступления, о порядке заключения сделок.

Около 500 г. до н. э. главнейший понтифик Гней Папирий сделал попытку собрать воедино все древние царские законы, с тем чтобы дать юстиции жрецов правильное и историческое основание. О его собрании сохранились лишь общие сведения позднего времени (I в. до н. э.), однако, по традиции, все законодательство – реальное или легендарное – царского периода стали называть Папириевым правом. Это был первый исторический пласт римского права.

Законы XII Таблиц: создание и общие начала

Древнейшие законы царского периода в главном были направлены на всемерное закрепление институтов кланово-родового строя с присущей ему особой властью главы семейства или рода, а также с признанием родового уклада важнейшим устоем римского полиса. Это встречало неприятие не принадлежавших к родам жителей Рима – плебеев (см. выше, § 13). Ситуация усугублялась тем, что правосудие полностью находилось в руках жрецов, которыми могли быть, по традиции, только патриции. В этих условиях привилегированные законы, да еще изустные (потому толкуемые по произволу), становились оружием в междусословной борьбе в римской общине. Обострилась эта борьба в начале V в. до н. э. в связи с массовой задолженностью плебейских слоев, на которых только и распространялись особые формы личной кабалы или продажи в рабство патрициям. Одним из способов защиты интересов плебеев со стороны созданных тогда магистратов – народных трибунов – стало требование создания и обнародования равного и ясного законодательства.

* Цицерон. Об ораторском искусстве I. 44.

Законы XII Таблиц не сохранились (официальный текст-памятник погиб в 390 г. до н. э. при вторжении галлов). Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.). Как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и более по традиции. Вероятно, каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.

По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: О вызове в суд (Табл. I), О завершении судебных дел (Табл. II), Об ответственности должника (Табл. III), О семейных и наследственных делах (Табл. IV-V), О приобретении вещей (Табл. VI), О пользовании земельным участком (Табл. VII), О наказаниях за ущерб (Табл. VIII), Об общественных делах (Табл. IX), О порядке при похоронах (табл. X). XI-XII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу; касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.

В законах были очевидны заимствования из греческого права, о которых говорила и историческая традиция. К числу таких можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве убить ночного вора, о свободе объединения в публичные ассоциации. Сходство с законами Солона обнаруживают и запреты на излишне пышные похороны, на обряды причитаний и др.

Основы общественно-юридического быта

Суд в древнейшем праве еще недалеко стоял от традиционной для догосударственных юридических порядков саморасправы обиженного или заинтересованного лица. В случае особо злостных посягательств на чужое (совершенных ночью, с оружием или в виде поджога) Законы прямо объявляли разрешенной расправу с нарушителем или обидчиком. Вызов в суд также немногим отличался от самоуправства. По закону, вызвавший кого-либо в суд (с чего начиналось судебное рассмотрение) мог привести своего ответчика даже насильно: ничто не считалось законными отговорками; от явки освобождали или тяжкая болезнь, или иное судебное разбирательство в этот день. Судебное рассмотрение предполагалось достаточно простым: во всяком случае дело обязаны были закончить до захода солнца. В предварительном порядке стороны могли как-то договориться между собою. В случае неявки одного из участников дела руководивший судом магистрат просто объявлял правоту явившегося. Суд вершили жрецы-понтифики, и, для того чтобы обращение к ним было значимым и серьезным, от участников требовалось внесение залогов по различным спорам. В качестве доказательств на суде Законы упоминают только свидетельские показания (причем в случае недостаточности таких показаний добывать и вызывать новых свидетелей также было личным делом тяжущихся). Однако суд рассматривался уже как дело общественно-значимое и должен был проходить по принятым канонам равенства и справедливости: так, судей или посредника, взявших мзду по тому делу, какое они судили, ждала смертная казнь. Наравне с ними карались и лжесвидетели.

В значительной степени общинно-родовые основы древнейшего римского права определили своеобразие ранних отношений граждан по поводу вещей.

Имущественные (вещные) права

В древних законах индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам настолько сильно, что большинство конкретных предписаний посвящалось не тому, что можно делать с вещами, а многочисленным запретам. Это была весьма своеобразная черта древнейшего права, и только в исключительных случаях оно положительно регулировало права обладателя.

Значительна была категория вещей, которые ни в коем случае не могли быть ни в родовом, ни в семейном, ни тем более в индивидуальном обладании. Это были вещи божественного права, подразделявшиеся на несколько категорий: священные (храмы, особые рощи и деревья), религиозные (души умерших, места погребения) и нерушимые (стены и ворота города). Всякое посягательство на них рассматривалось как святотатство и вызов народу Рима. Все эти вещи были вещами вне коммерческого оборота, т. е. всякое прикладное использование их, тем более сделки с ними изначально исключались.

Соседское право (требования учитывать интересы соседей) вмешивалось и в пользование участком земли. Необходимо было оставлять нетронутыми определенные участки между владениями – межи, запрещалось претендовать на приобретение этих меж в силу того, что граница давно нарушена (т.е. по давности). Следовало соблюдать границы общественных дорог, подрезать ветви деревьев, чтобы они не затеняли соседского участка. Предписывались конкретные ограничения по рытью канав, постановке заборов и т. д., подобно тем, какие были в свое время установлены Солоном в Афинах.

В Законах содержались правила, согласно которым можно было безвозмездно пользоваться чужим участком в конкретных полезных целях, не спрашивая согласия обладателя: он был как бы обязан услужить тебе своим участком – это было начало сервитутного права (servitus – услуга). Древние сервитуты были всецело связаны только с сельским земельным участком: разрешалось проводить воду через землю соседа, провозить повозки, прогонять скот. Попытки запретить пользоваться сервитутом можно было обжаловать в суде.

В условиях таких ограничений древнейшее главное имущественное право еще нельзя назвать завершенной собственностью. Это было особое обладание (mancipium), оно не носило вполне вещного характера и было неразрывно с положением обладателя как главы семейства. Приобрести такое обладание в древнее время можно было строго ограниченными путями: или по наследству в семье, или через обряд манципации (либо заменявший его судебный обряд отказа от прав на вещь), или посредством соединения чьей-то менее важной вещи с твоей главной (например, при использовании чужого бревна на постройку своего дома).

Обязательственное право

Такими же своеобразными институтами, отразившими семейно-родовой юридический быт, характеризовалось и обязательственное право в Законах XII Таблиц.

Традиционно для древнего права, обязательства (т. е. чья-либо обязанность, в силу предписания закона, что-то сделать, исполнить или возместить) возникали прежде всего из-за причинения ущерба. Особо важный или опасный для многих ущерб расценивался как уголовное преступление (см. § 20). Простой ущерб, нанесенный имуществу гражданина, требовалось возместить: либо в размере прямой стоимости поврежденного имущества, либо по особой таксе, установленной законами (так, за злостную порубку чужих деревьев полагалось уплатить по 25 медных ассов за дерево). Важнейшим из таких видов ущерба имуществу считалась кража. В зависимости от обстоятельств ее совершения, ущерб, причиненный кражей, полагалось возмещать в двойном или тройном размере. Некоторым извиняющим обстоятельством совершения таких правонарушений (деликтов) признавалась неосторожность: в этом случае просто возмещался ущерб. Ранние деликтные обязательства были основным видом охраны прав на вещь (манципиум), никаких других правомочий за обладателем еще не признавалось, не было у него и специальных форм судебной защиты.

* Древний римский год состоял из 10 месяцев (305 дней).

Ответственность за неисполнение должного по обязательству вообще носила в древнейшем праве личный характер. После того как суд (или сами стороны сделки) признавал обязательство действительным и что наступил срок уплаты, должнику давалась отсрочка в месяц. После этого, если должник добровольно не выполнял решения, кредитор мог увести его к себе, посадить на хлеб и воду и даже наложить оковы. (Правда, по закону 494 г. до н. э. запрещалось держать граждан в тюрьме в цепях и совершать в их отношении особые насилия.) Так могло продолжаться до двух месяцев, пока кредитор и должник не помирятся либо кто-то не поручится за должника. После этого кредитору дозволялось или предать должника смерти, или продать в рабство вне римской общины – за Тибр. Такая личная ответственность была неизменным дополнением, вероятно, всех обязательств древнейшего права, хотя типичным был расчет скотом (по закону Атерния 454 г. до н. э., максимальный штраф был в 1 баран), а со времени Законов XII Таблиц – и медными деньгами.

Римское право легло в основу законотворчества всей античной цивилизации, и в последующем стало фундаментом, на котором формировалась юридическая мысль народов романо-германской группы, населявших Континентальную Европу. До сих пор они являются обязательным предметом изучения в профильных университетах всего мира, неся в себе особую философскую, историческую и культурную значимость.

Ведущую роль в становлении римского права сыграли Законы XII таблиц. Они стали первым сводом писаных норм, регулирующих практически все отрасли жизнедеятельности в городской общине.

Так, в частности, Законы XII таблиц определяли семейные, наследственные, имущественные и денежные отношения, порядок проведения судебных разбирательств, а также наказания за совершенные преступления.

История появления

Периодом создания Законов XII таблиц считается середина V века до н. э. Согласно общепринятой версии, в написании свода правил участвовали две комиссии. Первый созыв, состоявший исключительно из патрициев, подготовил на основе изучения греческого права десять норм, не удовлетворивших потребности плебейского населения Рима, что вызвало острый политический конфликт. В результате спустя год была создана вторая комиссия, включавшая в себя представителей непривилегированного класса, которая дополнила кодекс ещё двумя положениями.

Подлинники Законов XII таблиц не сохранились до наших дней. Историки считают, что они были утрачены во время нашествия галлов в IV веке до н. э. Однако текст кодекса, а точнее, отдельные положения из него, были воспроизведены и систематизированы в сочинениях многих римских писателей, учёных и политических деятелей как в форме точных цитат, так и вольного пересказа.

Общая характеристика

Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания древнеримской эпохи. Несмотря на сохранение некоторых пережитков патриархальных общин, плебеи получили формальное равенство с патрициями в судебных разбирательствах. Для любого гражданина при отстаивании своих прав, вне зависимости от родовой и классовой принадлежности, появилась возможность руководствоваться буквой закона, а не консервативными древними обычаями.

Справедливость стала высшим мерилом. Судье, уличённому в подкупе, полагалась смертная казнь. Аналогичным образом наказывали за лжесвидетельство и клевету. Новый свод правил аннулировал особые привилегии, в частности, для сохранения равенства ограничивались расходы на погребение знатных лиц. При этом браки между плебеями и патрициями оставались долгое время под запретом, и были разрешены лишь в 445 году до н.э.

Особое внимание в законах уделялось патриотическим аспектам. Предательство интересов Рима в любой форме строго осуждалось и грозило изменнику родины физической расправой.

В Законах XII таблиц отражались механизмы заключения сделок, договоров и способов разрешения любых имущественных споров. Частная собственность на землю носила ограниченный характер и очень размытые формы: купля-продажа, дарение и наследование должны были осуществляться под контролем общины, а владеть и распоряжаться наделами могли только граждане.

При этом римлянину, обрабатывавшему бесхозный участок в течение двух лет, предоставлялось право получить его в собственность. Жестоко каралось посягательство на чужое имущество или уклонение от возврата долгов.

Примечательно, что собственностью мог распоряжаться только глава семьи, что также было отголоском архаичного общества. Согласно Законам XII таблиц он наделялся неограниченной властью над всеми домочадцами (агнатами), включая жену, детей и внуков. Таким образом, гражданскими и политическими правами в полной мере обладал далеко не каждых свободный человек.

Интересные факты

Некоторые положения Законов XII таблиц кажутся, с точки зрения современности, странными и даже дикими. Так, в число правил, отличавшихся особой жестокостью входят:

  1. Младенцев с уродствами или увечьями разрешалось убивать при рождении.
  2. Был установлен возраст для вступления в брак: 12 лет для девушек и 14 – для юношей.
  3. Умерших запрещалось хоронить или сжигать на территории городских земель.
  4. Лица женского пола даже при достижении совершеннолетия должны были находиться под опекою. Исключение делалось только для жриц из уважения к их высокому статусу.
  5. Глава семейства обладал правом продавать сыновей.
  6. После вступления в брак дочь лишалась возможности наследовать имущество отца.
  7. С согласия родственников муж мог изгнать жену из дома, отдать в долговое рабство или лишить жизни.
  8. Приданое невесты становилось частью семейной собственности, которым она не могла распоряжаться после заключения брака.
  9. Судебное разбирательство не должно было длиться более одного дня, при этом запрещалось даже в случае болезни уклоняться от тяжб.
  10. Убийство вора, застигнутого в ночное время на месте преступления, расценивалось как правомерное действие.
  11. Злостных должников ожидала незавидная участь: их разрешалось прилюдно разрубать на части.
  12. Уничтожение чужого урожая считалось страшным грехом и наказывалось суровее, чем убийство человека.
  13. Смертная казнь грозила тем, кто умышленно пренебрегал межевыми знаками на земельном участке.
  14. Примечательно, что свободному гражданину, совершившему преступление, предоставлялась возможность откупиться, а рабы и чужеземцы отвечали за содеянное жизнью.

А как вы считаете, какие из римских законов были бы актуальны и в наше время?


Римское право стало основной современной юриспруденции. Его обязаны знать все: юристы, адвокаты, прокуроры, судьи, все, кто имеют дело с законами. На тот момент это было самое развитое и передовое государство в мире. Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством.

Запрещалось носить пурпур

Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу. Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями.

Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.

Запрещалось закатывать большой пир

В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.

Запрещалось плакать на похоронах

Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков. Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.

Отец мог легально убить любовника своей дочери

Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его. А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.

Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными

К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное — собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.

Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет

Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената

Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.

Отец мог трижды продать своих детей в рабство

Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них — право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.

Отец семейства мог законно убить всю свою семью

Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь — за внебрачную связь, сыновей — за совершённое правонарушение.

Материалы по теме

Казалось бы, за сколько лет существования древнейшего Храма всех богов – Пантеона не должно остаться никаких тайн и загадок, но чем больше времени проходит, тем больше вопросов возникает. И все попытки определить хотя бы возраст сооружения или понять способ строительства уникального купола, аналога которому так больше землянам и не удалось создать, до сих пор не увенчались успехом.

В Советском Союзе понятие эстетики в одежде носило весьма специфический характер. Проще говоря, в большинстве случаев красотой попросту пренебрегали в пользу практичности. И традиции пошива нижнего белья полностью соответствовали этой тенденции. Поэтому советские женщины испытывали немало трудностей в приобретении и носке этих элементов одежды, и даже попытки самостоятельного пошива не спасали ситуацию - ведь фасонов у белья было слишком мало, а кружева вообще оказались поод запретом.

А вот ещё:

Как в России появилось книгопечатание


Первый русский книгопечатник был дьяконом и печатал церковные книги. Но не все одобряли просвещение, и его типографию сожгли.

Некоторые печатные русские книги существовали – их изготавливали в иностранных (в частности, немецких и польских) типографиях еще с начала XVI века и продавали русским.

БОльшую часть книг составляли священные тексты для богослужений. Однако в рукописных списках было много искажений – чаще всего по вине как раз писцов. В это время царь Иван Грозный инициирует строительство большого количества новых церквей и монастырей – всем необходимы были свои богослужебные книги, причем единообразные и правильные версии.

Первая типография в Москве

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом "Москва и москвичи" - Валентин Черединцев/Sputnik

По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников - Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.

В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.

Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.

Московский печатный двор

Московский печатный двор - Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images

В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве - в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.

Изгнанный книгопечатник

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Сам же Федоров после поджога вынужден был спешно бежать в Великое княжество Литовское. Ему удалось захватить типографские принадлежности, шрифты и доски для гравюр. Некоторые историки выдвигают версии, что Федоров уехал по велению Ивана Грозного, который хотел наладить отношения с богатыми литовскими православными, послав к ним печатника.

Законы 12 таблиц, общая характеристика которых будет нами рассмотрена, - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.

Доски с законами, влияние афинского права

законы 12 таблиц законы хаммурапи

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. Римское право древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Значение законов 12 таблиц в Древнем Риме

законы 12 таблиц общая характеристика

Эти законы по форме своей были в основном компиляцией обычаев, господствующих в годы их написания. Их отобрали в соответствии с интересами господствующего класса. Так появились законы 12 таблиц. Общая характеристика их до сих пор вызывает большой интерес. Законы эти были оснащены юридическими санкциями, предусмотренными в различных сферах. У римлян они считались настоящим кладезем мудрости. Марк Туллий Цицерон, знаменитый древнеримский юрист, отмечал, что римский закон 12 таблиц - документ, в котором можно отыскать "картину нашей древности". Цицерон считал, что обилием пользы и своим авторитетом одна эта книжица превосходит всех философов и все библиотеки для тех, кто ищет источники и основы права. Дети, жившие в Древнем Риме, учились по этим законам чтению. Децемвиры, осуществляя кодификацию своих обычаев, пытались сохранить привилегии и господствующее положение патрициев, однако им не удалось достичь этого в полной мере.

Формальное равенство плебеев и патрициев

Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.

Разделение обычного права после принятия законов

история создания законов 12 таблиц

Законы 12 таблиц в полной мере отразили уровень правового сознания, характерный для той эпохи. В царское время, в эпоху родового строя, существовали международные и другие межплеменные обычаи. Племя являлось их субъектом. Обычное право после принятия законов 12 таблиц разделилось на два. Одно из них - внутреннее римской общины (квиритское, позднее названное гражданским, или цивильным). Законы 12 таблиц относятся именно к нему. Второе право регулировало отношения между Римским государством и другими странами. Кроме того, в Риме действовал фециальный закон. В нем были описаны обряды, совершаемые при объявлении войны, предусматривались различные меры по соблюдению договоров государства с другими странами. Со времен С. Туллия в качестве аксиомы утверждается положение, согласно которому квиритские обычаи и право действуют лишь для граждан Рима.

Запрет браков между плебеями и патрициями

Законы 12 таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых отразились древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки. Они были направлены на сохранение вековых устоев. В частности, запрещались браки между плебеями и патрициями. В 445 году до н. э. был отменен этот закон.

Отношения, касающиеся недвижимости

законы 12 таблиц законы хаммурапи законы ману

В 12 таблицах указано, что землей должен распоряжаться коллектив римской общины. Согласно религиозной традиции, ее нельзя было завещать божествам и храмам. Земля должна была оставаться под контролем общины, быть ее собственностью. Таким образом, была ограничена частная собственность на нее.

Дарение, наследование, купля-продажа важных объектов недвижимости (рабочего скота, рабов и земли) обставлены особыми ритуалами. Они были под контролем общины. Завещание обязательно должно было быть утверждено куриатной комицией (а иногда и центуриатной, если отец лишал своего законного наследника доли наследства). В том случае, если кто-то обрабатывал бесхозный пустырь или пустующий клочок земли, он становился по истечении двух лет его собственником. Тем не менее, на чужаков не распространялось это право. На территории Рима распоряжаться землей и владеть ей мог лишь римский гражданин.

Суровыми наказаниями охраняются права собственника в 12 таблицах. Например, к распятию на дереве приговаривался тот, кто совершил ночную кражу урожая. На преступника, осуществившего поджог дома и зерна, находящегося около него, надевали оковы, сжигали и избивали.

Закон, который был принят на собрании народа, был объявлен основным правовым источником. Ему не должна была противоречить никакая сделка. В законах 12 таблиц подробно рассказывается о межах и границах земельных наделов, о порядке их наследования и давности владения ими. Охранялись интересы собственника, его имущество должно было быть ограждено от незаконного удержания. Хищения чужого имущества, а также преступления, связанные с покушением на здоровье и жизнь квиритов, карались особенно сурово. Главным способом защиты права собственника в случае его нарушения была физическая расправа над виновным.

Семейные отношения

законы 12 таблиц римское право

Усыновление предполагало санкцию великого понтифика и куриатного собрания. Жрец и комиции могли и отказать в нем, если переход усыновляемого мог повлечь за собой угасание, вымирание его прежней семьи, фамилии.

В законе об охране римской семьи большую власть имел глава семейства. Это также следует рассматривать как заботу об укреплении общины и пережиток прошлого. У других народов данное положение аналогов не имеет. У главы семьи было исключительное право обладания и распоряжения всем недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, его власть над женой и нисходящими потомками (в том числе и внуками), была практически неограниченной. После смерти главы семьи имущество делилось поровну между агнатами (так назывались члены фамилии). В случае, если их не было, наследовали состояние ближайшие сородичи (к примеру, братья усопшего, их сыновья и др.).

Принцип талиона, значение присяги

В памятнике закреплялся так называемый "принцип талиона" - при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.

Защита равенства граждан

Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.

Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.

Суверенная власть народа

Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех граждан Рима они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это смертная казнь.

Отношение к религии

Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.

Перечень самых тяжелых преступлений, наказания и возможность выкупа

В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, измена государству, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.

Значение законов 12 таблиц в истории права

законы 12 таблиц в древнем риме

Какое же значение в истории имели законы 12 таблиц? Общая характеристика их роли следующая. Они стали одним из первых в античном мире памятников рабовладельческого права. В них были отражены основы жизни гражданской римской общины, а также института частной собственности. Роль этого кодифицированного свода в развитии римского гражданского права была очень велика. Ученые считают, что по своему совершенству не выделялись среди других подобных документов того времени законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи и Ману, например, были не менее разработаны с точки зрения уголовного права. Римское право не зафиксировало множество составов преступлений. Кроме того, не исключало возможности произвола наличие такого документа, как законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи, конечно, не были в этом отношении лучше. В Египте, как известно, также существовали бесправные рабы, с которыми по своему усмотрению мог обходиться хозяин. Однако и римские императоры законом связаны не были и могли определять, что является преступлением, а что нет. Наказание в данном случае было произвольным. Однако стоит отметить, что в уголовном праве Рима очень рано выделяются преступления частного и публичного характера. В этом одна из его важных особенностей.

источники законов 12 таблиц

Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману - все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.

Читайте также: