Проблемное обучение на уроках литературы доклад

Обновлено: 18.05.2024

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА: привести коллег к осознанию необходимости введ ения технологии проблемного обуче ния в практику; научить определять, на каких этапах урока какие методы проблемного обучен ия будут наиболее эффективны; создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; внедрять новы е подходы в преподавании и обучении в практику.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учителя осознают необходимость в вед ения проблемного обуче ния практику; апробируют некоторые техники в ходе мастер-класса, включат в свой арсенал, умеют применять продуктивные методы данной технологии для развития языковой личности .

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя района

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесный, наглядный, практический методы; беседа, демонстрация, практическая работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, доска ; презентация, раздаточный материал

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет

избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником

Эти слова как нельзя лучше понимают многие из нас, поэтому и обращаются к современным технологиям обучения, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей.
На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода к обучению. Безусловно, многие знакомы уже с проблемным обучением, используют его в своей работе, кто комплексно, кто фрагментарно, так как проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика.

В своей работе я не стремлюсь каждый урок сделать проблемным (это достаточно сложно). Для меня важна практическая направленность урока. Важно показать детям, что ответы на многие вопросы находятся рядом – в их повседневной жизни. Составление такого конспекта действительно позволяет организовать качественный урок. На таких уроках учащиеся сами формулируют тему и цели урока, делают выводы по заданным упражнениям по учебному материалу.

Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Работая по данной технологии, я получила следующие результаты:

Учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;

Ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

Постановка проблемы и решение её же учениками позволяет им сложный материал сделать лёгким и доступным.

Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. “Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. В течение многих лет каждый учитель отбирает приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы. Такая своеобразная копилка методических приемов сложилась и у меня. Остановлюсь на некоторых из них:

2 прием: следующий прием создания проблемной ситуации связан с различными вариантами использования цитат на уроке.

4 прием: Проблемная ситуация.

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59 .

2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

и существительные щёлка – щель .

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

- "Оды его. утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";

- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";

- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".

В любом случае противоречия, возникающие при обсуждении цитат в классе или в группах, послужат поводом для организации активного диалога на уроке.

8 прием: менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций и произведений. К примеру, при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей можно предоставить возможность уч-ся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества О.Генри (наст имя Уильям Сидни Портер) я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. Далее организуется поисковая деятельность в группах или парах, когда ребята, анализируя предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее я признаюсь, что тоже кое-что нашла и предлагаю ребятам материалы по биографии писателя и его произведения.

Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на английский, например. Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Представьте, что в нашем государстве решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Представьте, что в нашем государстве решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.

- Как вы считаете, эффективна ли проблемная технология для развития мыслящей личности?

Таким образом, технология проблемного обучения помогает учителю не просто заинтересовать ученика, но и развить в нем мыслящую личность, а ученику - выработать свою собственную позицию, приблизиться к пониманию художественного произведения и самое главное – полюбить литературу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.

Инновационные технологии в помощь учителю - словеснику.

Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы.

Актуальность.

« Если мы будем учить сегодня так,

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и развитие школьника как субъекта познавательной деятельности. В основе современного образования лежит деятельностный подход, ставящий главной задачей развитие личности ученика, который должен

-любить свой край и своё Отечество, знать русский и родной язык

- осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи

- уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике; -уважать других людей,

-осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

Реализацию этой задачи я вижу в применении инновационных технологий.

Применение на уроках русского языка и литературы инновационных технологий позволило значительно усовершенствовать процесс обучения. В основе своей педагогической деятельности я использую элементы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Чему учить?

Ради чего

учить?

образования

Как учить?

Основным направлением в своей работе считаю применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

В своей деятельности применяю элементы следующих технологий:


Для меня актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

соответствие концепции гуманизации образования;

- использование личностно - ориентированного обучения

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

Выделяю основные цели инновационного обучения:

 развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

 формирование личностных качеств учащихся;

 формирование качественных знаний, умений и навыков.

Среди задач инновационного обучения определяю следующие:

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

Основными формами инновационного обучения для меня являются:

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю следующие приемы:

2. групповая дискуссия;

3. чтение с остановками


5.использование ключевых терминов

6 .составление презентаций( презентация о причастиях)

7. исследование текста;

8. работа с тестами;

9. нетрадиционные формы домашнего задания.

Развитию, на мой взгляд, способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Я использую некоторые виды таких уроков:

Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете -

Живых и мертвых,- знаю только я.

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления, а также обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Одна из основных форм работы при обучении русскому языку и литературе - написание сочинений.

Я использую следующие виды творческих работ:

1) сочинение – рассуждение




2)мини-изложение.

3)сочинения-миниатюры

4)изложение с элементами сочинения

Такая форма работы более эффективна на уроках литературы

Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться. Ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, как мне кажется, имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Я использую следующие типы домашнего задания:



- лингвистическое исследование текста;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям,



- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;


- подготовка словарной работы

- составление вопросов по теме

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Моя ведущая педагогическая идея – это активное использование текста художественного произведения как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

В связи с этим большое место на уроках занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.

В результате для себя я выделяю следующую педагогическую цель:

- организовать учебную деятельность на основе анализа художественного текста по освоению новых знаний, отработки умений;

способствовать формированию опыта выполнять операции в познавательной деятельности и применять при сдаче ЕГЭ по русскому языку(Часть С) и литературе;

создавать условия для воспитательного эффекта на основе высокохудожественных текстов

Моя позиция как учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Эта цель достигается через следующие приемы:

Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.

Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

3.Формирование навыков анализа литературных произведений разных жанров, умение применять полученные знания при сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе

Наиболее эффективной , на мой взгляд, для достижения этой цели является технология проблемного обучения. Я хочу рассказать, как мной применяются элементы этой технологии на уроках литературы

Немного из истории технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859—1952 г.), 2.Глубокие исследования в области проблемного обучения в России начались в 60-х годах ХХ века. Идея и принципы в этой области в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими учеными, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

В итоге сегодня под проблемным обучением

я понимаю такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей. Также проблемное обучение способствует привлечению внимания учащихся, активизирует их мыслительные способности и также формирует положительную мотивацию в обучении.

Основу проблемного обучения составляют так называемые проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач и заданий. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, знаний и он должен сам их искать.

Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для выполнения нужного действия. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного.

Схема занятий с использованием проблемного обучения


Наиболее оптимальной, по моему мнению, является следующая структура проблемного урока:

4)Доказательство или опровержение гипотез.

5)Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).

6)Воспроизведение нового материала (выражение решения).

Потребность в проблемном обучении я, как преподаватель литературы, чувствую особенно остро. Проблемное преподавание пробуждает интерес к литературе как к науке, вызывает в учениках потребность в анализе. Но прежде всего, на мой взгляд, это наиболее эффективный способ подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена как по русскому языку (часть С), так и по литературе.


На уроках литературы я использую перечень актуальных для учащихся проблем, которые, присутствуя в одном произведении, могут быть обнаружены и в другом.


За счёт пересечения проблем реализуется повторяемость материала, происходит обучение всем видам познавательной деятельности учащихся, в частности это способствует формированию и развитию литературоведческой компетенции детей. Чем разнообразнее перечень проблем, тем больше объём различных знаний актуализируется в сознании учащихся, тем больше личного опыта включается в общение, что и способствует развитию литературоведческой компетенции учащихся.

На этапе восприятия нового учебного материала создается проблемная ситуация.

Создав проблемную ситуацию, моей задачей становится включение в неё учащихся и формулирование учебной цели, стараюсь подобрать такую острую жизненную ситуацию, разрешение которой при встрече с ней учащихся было бы совершенно необходимым.


Работе над проблемной ситуацией может быть отведен целый урок, и по своему типу это урок-диалог, на котором происходит столкновение разных точек зрения на какую-то ситуацию, какое-то явление. Или урок-размышление, на котором рассматривается одна проблема.

А.И. Куприн убежден, что самое главное в жизни – это семья и те нравственные качества, которые лежат в основе её, дающие возможность жить счастливой жизнью. Автор посредством отношений своих героев объясняет, что только через взаимную поддержку, заботу, ответственность друг за друга можно пройти испытания и сохранить свою семью.
И на основе этого я ставлю перед детьми на уроке такую проблемную ситуацию, решив которую, они могли бы понять весь замысел автора, определиться с нравственными понятиями, сохраняющими семью.

При анализе произведения встают вопросы, касающиеся не только этого конкретного произведения, но и общечеловеческие проблемы. Поэтому ребята могут приводить примеры из жизни, из других художественных произведений. Например: Что значит любовь? Благодаря чему люди могут стать счастливыми? Что лежит в основе семьи?


Таким образом, активные формы работы с применением технологии проблемного обучения формируют у учащихся ключевые компетенции, в частности и литературоведческую.

Таким образом, применяя элементы инновационных технологий ,я работаю над совершенствованием грамотности в области русского языка у учащихся старших классов, а также провожу активную подготовку к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе. Созданная на основе данных технологий система работы помогает синтезировать ранее усвоенные способы деятельности, способствует реализации знаний, навыков и умений в самых разных формах.

Мои ученики активно используют приобретенные навыки на других предметах. Особенно на уроках истории и обществознания, так как там требуется написание эссе с применением умения анализировать, определять ключевые слова и проблемную ситуацию.

У нас налажены связи с общественностью, в частности с библиотеками нашего поселка, с музеями Рязанской области

Доклад на тему :

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Главные цели проблемного обучения:

· развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

· усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении

· воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

· развитие профессионального проблемного мышления.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать:

· активизация развивающего потенциала обучения;

· самостоятельная поисковая деятельность;

· высокий познавательный уровень;

· личностная включенность всех участников в процесс обучения;

· практическая направленность процесса обучения.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

Правила создания проблемных ситуаций:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

5. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Построение урока русского языка по технологии проблемного обучения.

Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”

Создание проблемной ситуации

– Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы

Распевать песни – петь

Сбежать вниз – бег

ПредлОгать дружбу – предлог

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к проблеме

– Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.

– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?

– Как мы проверяли слова?

– Применимо ли это правило в последнем случае?

– Чем же мы будем сегодня заниматься?

– Здесь написано предлАгать.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

– Безударную гласную ставили под ударение.

- Изучать новое правило о правописании безударных гласных.

Побуждение к гипотезе

Побуждение к проверке

– Найти нужное правило нам помогут слова на доске.

– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?

– Как это можно проверить?

Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать

– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.

– Распределить в два столбика.

– Подобрать ещё примеры.

– В корнях -лаг/лож- ….

Задание на формулирование темы

– Какую же тему мы сегодня изучили?

– Так… ещё какие варианты?

– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника

– Оформите правило графически в схеме.

– Правописание безударных гласных О, А

– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-

Построение урока литературы с мотивирующим приемом.

На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно”(ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).

Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог.

И.А. Бунин “Детство”

Л.Н. Толстой “Детство”

Ассоциативный ряд со словом “детство”

Маранцмана, причем тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.

Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания, определения нового понятия; нахождение нового метода решения задания; повышение интереса к предмету; воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним; развитие познавательных и творческих способностей учащихся; создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков; формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков; развитие навыков контроля и самоконтроля, умений учащихся самостоятельно работать со справочной и научной литературой.

При использовании технологии проблемного обучения в процессе изучения литературы и русского языка реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие креативных способностей ученика, раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению изученного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.


Исходя из поставленной цели, характеристики проблем, учитывая психологические особенности студентов, пришла к выводу, что наиболее эффективной на уроках литературы является технология проблемного обучения, так как она способствует развитию познавательной, практической, творческой деятельности обучающихся.

Содержимое разработки

Технология проблемного обучения на уроках литературы

Н.П. Московцева

Пойми меня!- говорят глаза сидящего за партой студента. - И тогда я, может быть, начну читать Маяковского, задумаюсь над судьбой Ахматовой, заплачу с Татьяной в ночном лунном саду…

Какие выбрать методы и приёмы, чтобы решить данную проблему? Какая технология будет более эффективной в преподавании литературы в техникуме?

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет.

Гуманистический подход к воспитанию ставит в центр педагогики личность ребенка и культуросообразные способы деятельности и общения воспитателя, возвышающие его самого. Педагогический гуманизм предполагает конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями природо- и культуросообразного саморазвития личности.

Как преподаватель я ставлю перед собой следующую цель: предоставить возможность самореализоваться каждому студенту, сформировать в нём креативность мышления, успешность.

Исходя из поставленной цели, характеристики проблем, учитывая психологические особенности студентов, пришла к выводу, что наиболее эффективной на уроках литературы является технология проблемного обучения, так как она способствует развитию познавательной, практической, творческой деятельности обучающихся.

Конечно, могут возразить, что технология проблемного обучения не нова. Основываясь на положительном традиционном опыте, можно утверждать, что сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение литературными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Для реализации проблемной технологии необходимо:

отбор самых актуальных, сущностных задач;

определение особенностей проблемного обучения в

различных видах учебной работы;

построение оптимальной системы проблемного обучения,

создание учебных и методических пособий и руководств.

личностный подход и мастерство учителя, способные

вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

- актуализация известных знаний (вызов, зацепляющий крючок)

- новые знания (верно или неверно высказывание; даётся несколько, найдите верное).

- осмысление: маркируйте информацию (составьте таблицу)

- рефлексия (самым интересным было на занятии; самым скучным было; я хотел бы сказать).

Проблемное обучение может быть построено по разнообразным стратегиям.

В педагогической практике определила для себя следующую стратегию проблемного обучения.

И - интересно, в чём проблема?

Д - давайте найдём решение.

Е – есть какие -то решения?

А - а теперь давайте сделаем выбор.

Л – любопытно, как это осуществить на практике.

Художественный текст- это замечательная лаборатория, работая в которой преподаватель стимулирует творческое мышление студентов при помощи умело поставленных вопросов.

Главное – студент становится обучающимся, а не обучаемым. А преподаватель - дирижером.

Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих обучающихся, что и определяет роль таких форм работы как урок –диспут, диспут- суд , урок- дискуссия, урок – размышление, урок-семинар, интегрированные уроки-диспуты.

Организационную схему проблемного семинара можно представить так:

Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, я часто

выбираю такую форму урока как диспут.

Автор видит определенную логику и последовательность в формировании необходимых для урока-диспута качеств обучающихся: . уменье спорить, рассуждать о вещах самостоятельно сочетается. со знаниями и определенными навыками анализа. Эти знания пронизаны определенным внутренним чувством, эмоционально окрашены. Здесь наглядно совершается. процесс перехода знаний в убеждения, которые и проявляются в самостоятельности оценок.

Диспут — наиболее развернутая форма самостоятельной читательской деятельности обучающихся, наиболее яркое проявление проблемности преподавания. Не обязательно каждый урок поводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии.

Использование технологии проблемного обучения в преподавании литературы позволяет добиваться устойчивых положительных результатов.

Работая по технологии проблемного обучения, я увидела её преимущества по сравнению с традиционными методами. Именно проблемное обучение в большей степени способствует формированию свободной личности, которая может самостоятельно решать возникающие проблемы, готова к самореализации и творчеству, ответственности, отстаиванию своей независимости и в то же время свободной от нравственной ущербности, выражающейся в одномерности видения мира, в

желании быть всегда правой, в нетерпимости к думающему по- другому,

неприятии всего непохожего на установившиеся стереотипы.

Читайте также: