Судостроение в астрахани доклад

Обновлено: 05.07.2024

414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, 39

Астраханское судостроительное производственное объединение имени 60-летия Союза ССР Министерства судостроительной промышленности СССР г.Астрахань

15 декабря 1930 года был построен и сдан в эксплуатацию судоремонтный завод им.Сталина. Подчиненность: Министерство Речного Флота СССР. Функции: судоремонтное предприятие по ремонту самоходного и несамоходного нефтеналивного и сухогрузного Речного Флота. 5 сентября 1957 года в соответствии Постановления Совета Министров РСФСР за №594 "Судоремонтный завод им.Сталина" был передан из ведения Министерства речного флота РСФСР в ведение Управления судостроительной, судоремонтной и металлообрабатывающей промышленности Совета народного хозяйства Астраханского административного района. На основании Постановления Совета Министпров РСФСР от 26 января 1962 года №85 судоремонтный завод им.Сталина Упрсудпрома Астраханского Совнархоза переименован в Астраханский судостроительный завод. В соответствии Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1962 года, Постановление Совета Министров РСФСР от 26 декабря 1962 года за №1690 и распоряжения Совета Народного хозяйства Нижне-Волжского экономического района 26 января 1963 года №117-р Астраханский судостроительный завод был передан из подчинения Астраханского Совета Народного хозяйства в ведение и в состав Управления точного машиностроения Нижне- Волжского Совета народного хозяйства, в котором находился по 1 апреля 1965 года. В соответствии Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 2 марта 1965 года №126-47 и приказа Министерства судостроительности СССР за №0021 от 30 марта 1965 года передан из ведения Нижне-Волжского Совнархоза в подчинение 7 Главного Управления Министерства судостроительной промышленности СССР. На основании приказа Министра судостроительной промышленности №0056 от 31 января 1966 года Астраханский судостроительный завод был переименован в Астраханский морской судостроительный завод. Функции: Астраханский морской судостроительный завод занимается новым металлическим судостроением речного флота. Во исполнении Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1963 года за №139 и согласно приказа Министра судостроительной промышленности №0586 от 11 декабря 1973 года произошло объединение трех заводов: Карла Маркса, Красные Баррикады, Морской судостроительный завод в Астраханское судостроительное производственное объединение. Функции АСПО: строительство плавучих буровых установок, крановых и других судов для нужд хозяйства и на экспорт. Структура: руководство, производственно-диспетчерский отдел, планово-экономический отдел, ОНОТиЗ, Гл.бухгалтерия, Моббюро и штаб ГО, ОТК, ОТБ, ЭМО, служба связи, ОМТС, ОВК, бюро ПРТС, юридический отдел, Финансовый отдел, АХО, Отдел кадров, ОКС, 1-й отдел. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1982 года Астраханскому судостроительному производственному объединению было присвоено имя 60-летия Союза ССР.

Отделы: технический, кадров, планово-экономический, труда и зарплаты, бухгалтерия, завком профсоюза, общий, капитального строительства, охраны труда и техники безопасности, жилищно-коммунальный, главного механика. Приказы по производственным вопросам, штатные расписания, сметы, годовые планы и отчеты. Протоколы заседаний завкома. Приказы генерального директора по объединению и по головному заводу. Протоколы заседаний Совета научной организации труда. Журналы регистрации рационализаторских предложений.

В последние годы в судостроительной отрасли все четче прослеживается идея создания целого ряда компактных групп. Вместо одной гигантской ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) на всю страну и россыпи отдельных фирм разной степени успешности появляется целый набор крупных и амбициозных игроков.

Стремительно сколотил свою судостроительную корпорацию татарстанский "Ак Барс". Собрал ряд верфей под свою крышу концерн "Калашников". В гонку включились "Газпром" и "Роснефть", заинтересованные в новом флоте для транспортировки углеводородного сырья.

Теперь еще один центр судостроения создается на юге России, в Астраханской области. Он так и будет называться: "Южный центр судостроения и судоремонта". Правда, уже не в качестве конкурента ОСК или в пику ему. Наоборот, этот центр будет являться составной частью корпорации, ее южным форпостом.

Туда уже вошли три предприятия - проблемные, скажем прямо, но с хорошим потенциалом.

Наиболее сильным выглядит АСПО (Астраханское судостроительное производственное объединение), которое вполне успешно строит танкеры-химовозы, а также специализируется на строительстве морских плавучих и стационарных буровых и добычных платформ.

Второе место в тройке - у судостроительного завода "Лотос". Именно там был заложен и строится сейчас первый за долгие десятилетия российский круизный лайнер - "Петр Великий" проекта PV300VD. Строится, как многие знают, с большими задержками и трудностями, но это болезнь роста. За период безвременья многие компетенции были растеряны, сейчас их приходится срочно восстанавливать.

И замыкает тройку предприятие "Красные баррикады" - старейший завод региона, который способен строить крановые суда различной грузоподъемности, самоподъемные плавучие буровые установки, опорные блоки и верхние строения стационарных буровых платформ, суда снабжения и транспортные суда различного типа и назначения.

Вернее, будет способен строить. Потому что сейчас его надо восстанавливать практически из небытия. ОСК не испугалась взвалить на свои плечи умирающий завод, вложить в него серьезные деньги и сделать частью южного кластера.

Впрочем, вкладывать корпорации сейчас предстоит во все три завода. Их ожидает серьезная модернизация, после которой они смогут строить до 12 судов класса "река-море" в год. Плюс к этому - сдавать морские нефтяные платформы.

Тем, кто заинтересовался темой, рекомендуем нашу статью о Южном центре судостроения и судоремонта: "Астрахань – новая столица судостроения России?"

Судостроение, судоремонт


Итак, в первую очередь в нашем регионе, конечно же, производятся суда. И судостроительных заводов у нас не один и не два. Правда, не все из них работают. Но это уже совсем другая история.

АСПО
(бывший завод Сталина, Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 60)

Лотос
(Наримановский район, город Нариманов, Береговая улица, 3)

Красные Баррикады
(Икрянинский район, рабочий поселок Красные Баррикады, улица Рабочая, 1)

Завод имени Ленина
(Астрахань, площадь Заводская, 7, находится на Трусовской стороне за Старым мостом)

Не знаем как вы, а мы про него давненько ничего не слышали. Было у нас даже подозрение, что никакого завода уже в помине нет (была даже новость о задержке зарплат сотрудникам, что обычно считается тревожным звоночком), а есть только воспоминания о славном советском прошлом. Посыпаем голову пеплом, мы ошибались. Завод не только работает, он еще и выпускает, например, запчасти для судовых двигателей Scoda, Caterpillar, SKL и WÄRTSILÄ. Сами по себе эти бренды сделают честь любому производству. Правда, ни о каких громких проектах предприятия мы не знаем. Что, впрочем, ни о чем не говорит. Ведь шумиха — еще не показатель успеха.

Звездочка (Астраханский судоремонтный завод)

(Астрахань, улица Атарбекова, 37 - это за поселком Свободный, на берегу Болды)


Галактика
(Астрахань пл. Артема Сергеева, 22А - район "десятки")

Волго-Каспийский СРЗ
(Камызякский район, поселок Волго-Каспийский, ул. Набережная, 29)

ВЕГА
(Ахтубинск, Заводская улица, 117)

Первомайский
(Астрахань, набережная Тимирязева, 64)



Вот и все более-менее крупные судостроительные и судоремонтные заводы Астраханской области.

Машиностроение



Магнитные материалы
(Астрахань, улица Савушкина, 6, корп. 2)

Станкостроитель
(Астрахань, улица Латышева, 16а

Астраханский Станкостроительный завод жив и работает. Производит он, в основном, токарно-винторезные станки стоимостью от одного до трех миллионов рублей. Также есть вертикально-сверлильные станки, радиально-сверлильные станки и ленточнопильные станки (если вам это о чем-то говорит). Продукция завода поставляется не только по России, но также в Казахстан и Белоруссию.

Инструментальщик
(Астрахань, улица Савушкина, 6, корп. 1)


Тепловозоремонтный завод
(Астрахань, улица Боевая, 127)


БТ СВАП
(Астрахань, улица Магистральная, 1 - Трусовский район)


Карон-Мет
(Астрахань - улица Магистральная, 5 - сосед БТ СВАПа)


На этом список астраханской тяжелой промышленности подошел к концу. А следующий материал мы посвятим легкой промышленности.


Основное Экономика

Эта история началась в 2002 году, когда в поселке Красные Баррикады появился пришлый молодой человек в красно-черной ковбойке с интеллигентным самоуверенным лицом москвича.

Корабелы vs понаехавшие

До конца 60-х годов полноценного судостроительного завода в современном понимании не было — уцелевшие с царских времен мастерские чинили и строили сначала деревянный флот, потом небольшие металлические буксиры. Но понемногу прибывали кадры плюс рос опыт местных работяг.



На астраханском ТВ появились сюжеты о том, как это круто — взять и продать акции, в астраханских газетах молодые люди скупали целые полосы с разъяснениями: вам, акционеры, ничего не будет кроме денег.


Слияние для поглощения




Драка стоит свеч, подогревало ситуацию облправительство: по его данным, на Каспии в ближайшие несколько лет должны были появиться пять буровых установок и целых 24 платформы для добычи нефти суммарным объемом вложений более $100 млрд. Есть, мол, за что конкурировать.

ОСК — замечательно выходит


Все решил в сентябре вице-премьер Сергей Иванов, ходивший в то время в статусе, на минуточку, вероятного преемника Владимира Путина на пост президента. Главный правительственный куратор судостроения осмотрел площадку АСПО и был резок, но точен: зачем здесь строить 60-тысячники, если их в России, всё в порядке, уже строят? И вообще — как государство может включать в ОСК частные компании?! Стройте спокойно буровые и траулеры, учитесь строить газовозы — и будет вам счастье плюс господдержка лизинга и таможенные льготы.


Сергей Иванов хочет посмотреть на Астрахань свысока

Александр Ильичев, прогулявшийся по АСПО за компанию с вице-премьером, был спокоен: у него и так дела шли неплохо.


Сингапурцы и итальянский акцент

Прозвучало, что новонапечатанные акции должны были достаться в том числе сингапурской Keppel FELS Ltd.
Юристы Ильи Кокарева и Дмитрия Пальцева грозились оспорить итоги, настаивая: наши клиенты не были извещены о внеочередном собрании, а ведь они тоже акционеры.

Собрание 10 апреля действительно удалось де-факто сорвать, желанного увеличения уставного капитала для успокоения менеджмента не состоялось. На 20 мая было назначено новое собрание.

Гостей на проходной завода встречала стенгазета в стиле советских корпоративных изданий и зажигательная листовка об опасности пришлых:


Акционеров собрали в одном из цехов — частью работяг, частью менеджмент завода, и часть тех самых пришлых. Некоторых пришлых не зарегистрировали — сославшись, что те опоздали к началу.


Собранию предложили голосовать за увеличение уставного капитала до 124,33 млн рублей. Часть новых акций собирались отдать еще одним иностранным партнерам, итальянской Rosetti Marino. Колоритный итальянец с обворожительной переводчицей — для наглядности присутствовали.


Илья Кокарев пообещал обжаловать итоги собрания, так как закон не позволяет отказывать в регистрации до конца собрания.


Илья Кокарев и простые краснобаррикадинские акционеры

Разборки с собраниями продолжались еще долго — однако уставной капитал так и остался до сих пор равен все тем же неполным 99,5 млн рублей.


Макеты лучших проектов в офисе ССЗ КБ

Спойлер: в итоге лоты поделили между компаниями.


Фотокартина из офиса ССЗ КБ

25% счастья

Заводчане рассказывали: эти ребята никуда и не пропадали с 2003 года, просто принимали всех желающих продать акции в офисе на Ленина, 20.

В первой половине 2009 года мажоритарные и миноритарные акционеры даже проводили отдельные друг от друга собрания акционеров, где принимали решения по кандидатурам в совет директоров.

В июне того же года Илья Кокарев объявил, что ему и его партнерам удалось собрать больше 25% голосующих на любом собрании акций — прикупив 5,63% у французской Technip.



Когда вскоре ССЗ КБ собралось взять кредит на 210 млн рублей, чтобы построить для Malaysia Marine and Heavy Engineering перевозящую буровые вышки баржу стоимостью 1,3 млрд рублей — правительству области пришлось выступить гарантом, рискуя бюджетными деньгами.

Без деструктива, пожалуйста


Кризис достиг апогея 24 мая 2012 года — совет директоров отказался утвердить Александра Ильичева генеральным директором ССЗ КБ, ибо, согласно уставу акционерного общества, требовалось единогласное одобрение кандидатуры.


Завод последние годы активной работы показывал, в принципе, неплохую выручку — с 2011 года по 2015 — от 2,2 до 3,9 млрд рублей ежегодно. Однако катастрофически росла кредиторская задолженность: с 2 млрд рублей в 2011 году до 7 млрд в 2015-м.


Сдачу заказчику отмечали празднично, с концертом в цеху и публикациях во всех СМИ.




А поселок Красные Баррикады тем временем ждет итогов торгов имуществом завода, когда-то принадлежавшего менеджменту во главе с Александром Ильичевым.

Здесь можно увидеть, как рабочий поселок выглядит сейчас. С коптера особенно хорошо можно оценить — какую действительно большую часть Красных Баррикад занимает судостроительный завод, цеха, краны и стапели.

Читайте также: