Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики доклад

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Чулкова Татьяна Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Актуальность темы обусловлена тем обстоятельством, что начиная с 2011 года все российские школы перешли на новый Федеральный государственный образовательных стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В этом документе одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений учащихся: интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном материале. Особое внимание формированию познавательных универсальных учебных действий уделено в поправках, которые внесены в ФГОС НОО в 2017 году и вступили в силу с 1 сентября 2018 года.

В новых условиях на первый план выходит личность ребенка, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведения их до логического завершения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, с деятельностью, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности.

Познавательная деятельность невозможна без активности. В данных условиях одной из важнейших задач педагога является формирование познавательной активности учащихся.

Проблема формирования познавательной активности школьников, со второй половины ХХ века занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. И сегодня, в связи с поставленной перед современным школьным образованием задачей формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая должна не просто уметь усваивать готовую систему знаний, но и быть способна к их творческому переосмыслению, к самостоятельному поиску новых способов получения знаний и их применения в новых жизненных ситуациях, актуальность этой проблемы только усиливается.

Младший школьный возраст - период, когда познавательная деятельность начинает наиболее интенсивно формироваться. Это обусловлено возрастными психологическими особенностями - для ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества как интерес ко всему новому, любознательность. Но в то же время, познавательный интерес отличается от любознательности избирательностью познания, его глубиной и широтой. В основе познавательного интереса лежит активная мыслительная деятельность.

В младшем школьном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным явлением. Оно включает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Эти процессы представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом, регулирующие его деятельность.

Внимание ребенка младшего школьного возраста еще в значительной мере непроизвольная, но приобретает произвольность. Главный способ развития внимания для ребенка в начальной школе - наглядный.

Восприятие функционирует на уровне узнавания цвета и формы, выделения значительного количества деталей. Формируется наблюдательность как черта личности ребенка.

Память младших школьников играет важную роль в усвоении учебного материала, овладении новым социальным опытом: знаниями, умениями, навыками. Возрастает значение произвольной и словесно-логической памятью.

Мышление ребенка характеризуется наглядно - образным и наглядно-действенным. Поэтому лучше выделяет внешние признаки, которые лежат в основе ее умозаключений и обобщений. В течение начального периода обучения ребенка активно формируется теоретическое мышление и опирается на развитие рефлексивных механизмов психики. По мнению Давыдова В. В. — в развитии мышления младших школьников существуют неиспользованные резервы, которые заключаются в том, что специально построено развивающее обучение обеспечивает эффективное осуществление учащимися переходов не только от конкретного к абстрактному, но и от абстрактного к конкретному. Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремлении узнать у взрослого ответы на все интересующие вопросы — характерная особенность этого возрастного периода. Младший школьник проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.

На первый план в начальной школе первоклассника в сознательной деятельности выдвигается мышление. В связи с этим в данный период, в ходе усвоения знаний, с развитием словесно-логического и рассуждающего мышления, перестраиваются и все другие познавательные процессы: восприятие в этом возрасте становится мыслящим, а память – думающей.

В ходе усвоения научных знаний, происходит развитие рассуждающего и словесно-логического мышления. В младшем школьном возрасте умственные действия становятся согласованными и обратимыми.

Интеллектуальное развитие младшего школьника находится на стадии конкретных операций, согласно Пиаже.

Познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в процессе учебной деятельности. Поскольку содержанием познавательной деятельности являются научные знания, в ней закладываются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к реальному миру. И, наконец, в процессе познавательной деятельности происходит формирование

духовной культуры, так как в знаниях о мире сконцентрирован опыт человечества, который и становится объектом освоения для ребёнка.

Обучающийся, как и взрослый человек, который выполняет работу, должен знать, зачем делать, как делать, что делать, видеть и анализировать свои ошибки, контролировать себя, проводить самооценку и рефлексивную деятельность.

Младший школьник в процессе учебной деятельности самостоятельно усваивает новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности, способен к организации собственной деятельности, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.

Отношение младших школьников к учению определяется мотивами. В основе мотивации лежит познавательная потребность, которая связана с содержанием и процессом учения, совладением, прежде всего способом деятельности и заложена в самой учебной деятельности. Потребность в самостоятельном поиске информации и во внешних впечатлениях и рождает познавательную активность.

Современные педагогические технологии, используемые в познавательном процессе, способствуют развитию основных мыслительных операций учащихся. Многочисленные исследования доказывают, что учащиеся с интересом выполняют задания, если они излагаются в нетрадиционном варианте.

Опытные педагоги рекомендуют на всех этапах урока по математике использовать различные виды занимательных заданий. Задача педагога – так организовать работу, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учащихся.

Наиболее эффективными методами обучения для формирования познавательной активности младших школьников являются следующие:

1. Игровые методы. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще

менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального

отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

2. Проблемное обучение. Огромное значение для развития познавательной активности имеют проблемные задачи.

1. Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Карандаш стоит 15 руб., шариковая ручка - 3о руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

2. Задачи с недостающими данными.

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость одного поезда равна 7о км/ч, а скорость другого – на 1о км/ч больше. Какое расстояние будет между поездами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы: почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

3. Компьютерные технологии.

- математические презентации, применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), тесты (для тематического контроля), различные мультимедийные программы, и т.д.

4. Технология развития критического мышления.

Приём “Верю-не верю”. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Например: Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Проектный метод. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом и при обучении математике. На уроках математики, во внеклассной работе активно используется деятельностный подход, одним из видов которого является проектная деятельность. В основе этого метода лежит привлечение учащихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы.

Таким образом, психолого-педагогическая литература указывает, на необходимость понимания познавательной активности как напряжения познавательных процессов и когнитивных функций сознания, возникающего с целью удовлетворения потребности в познании мира. Эта потребность реализуется в процессе овладения и творческого применения универсальных способов мышления и деятельности и формируется в учебно- воспитательном процессе путем применения специфических методов и средств педагогического воздействия.

Предпосылками к формированию познавательной активности являются как возрастные особенности развития когнитивной сферы, так и личностные новообразования младшего школьника. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают произвольный характер и интеллект.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная дидактика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т. п.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:

- учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при объяснении материала учителем, чтении литературы, демонстрации. Учащиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили свою классификацию методов обучения, причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.

Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:

1) познавательный интерес;

2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

4) игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.

Третий подход связывает источники активности с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:

- проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегулирования;

Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения (В. Б. Гаргай, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин и др.).

Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства.

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением, которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.

Интерес и игра - вот средства, которые способны организовать детей на активную умственную деятельность, вовлечь в поиск, приобщить его к творческой работе на уроке. Игра помогает ребенку быть успешным, смышленым, усидчивым, любознательным, смекалистым.

Вызвать у детей интерес к отдельным заданиям и математике в целом помогут оригинальные задания, загадки, ребусы и кроссворды, экскурс в прошлое математики и замечательные математические игры во внеурочное время. Цель этих мероприятий не только привлечь внимание детей и вызвать у них удивление, но и сделать интерес к математике достаточно стойким, помочь овладеть математическими умениями не только сильным ученикам, но и тем, для которых данные школьный предмет является наиболее сложным.

Знакомство с миром чисел и цифр, действий над ними служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике.

Интерес детей к математике невозможен без интереса к предмету со стороны учителя. Включение в урок и во внеклассную работу интересных заданий, ребусов, головоломок, задач, выходящих за рамки учебника, позволяют детям видеть перед собой увлеченного учителя, проявляющего интерес к математике, содействующего развитию их математических способностей.

Нестандартные задания позволяют с одной стороны развить интерес у ребенка, а с другой стороны - разнообразить работу учителя на уроке. Занимательность и игровые моменты, вносимые в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.

Примеры занимательных и интересных заданий:

1. Стихи + энциклопедические знания

Математические знаки

Как нету на свете без ножек столов,

Как нету на свете без рожек козлов,

Котов - без усов

И без панцирей - раков,

Так нет в математике

Действий без знаков.

Единица так стройна,

Как портняжная игла.

Даже носик у иголки

Тоже стройный, тоже тонкий.

Чисел много, числам тесно

Ведь у чисел нет границ,

Но все числа, как известно

Состоят из единиц!

Знайте все, без единицы,

Хоть на вид она мала

Не могло бы появиться

Ни единого числа!

Чтоб измерить мощность вала,

Силу ветра, скорость птиц,

Надо выдумать немало

Единица - первое число натурального ряда, а также одна из цифр в десятичной системе счисления. Считается, что обозначение единицы любого разряда одним и тем же знаком (довольно близким современному) появилось впервые за две тысячи лет до н.э. в Древнем Вавилоне.

2.Название чисел и воспитательный момент, связь с окр.миром

Пятый - полосатый

Ведь надо ж этому случиться -

У рыжей матери-тигрицы

Не стало молока.

Накормит, вылижет, причешет

Он на полу лежит пластом.

Бурчит в животике пустом.

Кормилица ему нужна,

Пока родная мать больна.

У Милки четверо щенков,

Хороших, толстых сосунков.

И вдруг явился пятый,

И сразу шерсть у Милки

Встала на затылке.

А он совсем еще слепой.

Он тычет мордочкой тупой .

Он натолкнулся на щенков

И примостился около.

И все семейство, пять сынков,



Б)

Сладок вкус у винограда и приятен.

Очень запах винограда ароматен.

Только чтобы виноград тот сорвать,

Нужно нам секрет его разгадать.




Секрет- каждая пара верхних виноградин образует число, записанное в нижней виноградинке.



Говорят, что число чёрных пятнышек на спинке божьей коровки показывает сколько ей лет. Над каждой божьей коровкой цифра, которая показывает сколько лет божьей коровке сейчас. Нарисуйте то количество точек на спинке каждой букашки, сколько ей было лет в прошлом году.




Ж) Головоломки


З) Примеры царя и царицы



и очень много других…….


(составители А.В.Кочергина и Л.И.Гайдина)

Для развития познавательной активности можно использовать игры, эстафеты, тесты, предметные недели, олимпиады, выпуск газет, интегрированные уроки и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

II Формирование познавательных интересов в обучении

1. Новый материал

2. Самостоятельная работа

3. Проблемное обучение

4. Занимательный материал

5. Геометрический материал

III Развитие познавательных способностей

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

3. Развитие мышления

4. Развитие памяти

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются

открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И

вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и

делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно,

Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе

и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания,

изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из

озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том,

чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать

на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не

останавливаетинерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности

людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а

норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление

человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,

использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о

существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро

в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы

и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется

постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям

. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится

основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит

(поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают

вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом

поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает

эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно

влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание

психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые

под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения

школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная

работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации

деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной

деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и

оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех

учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной

деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения

необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный

интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и

как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на

результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией

ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В

интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие

организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все

важнейшие проявления личности.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он

учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый

из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя

ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое

время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе –

важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой

мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у

первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит

первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения

ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении

таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе

обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему

хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

II Формирование познавательных интересов в обучении.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности

школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить

по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных

предметовсодержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной

организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников –

это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания

учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,

являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,

который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,

заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный

элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он

находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова

за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну

зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может подддерживаться все

время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к

удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что

предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а

отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на

фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного

интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,

повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о

которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,

и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого

сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей

повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно

новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится

стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его

чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на

уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.

Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ,

знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И

тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса

– сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно

развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а

это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить

привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе

положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу

учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества

знаний, умний и навыков ученика.

Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том

Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работу. Те кто

выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически

переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель

в какойто мере помогает ученикам крторые не справились с заданием. Но

верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая

изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и

привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика

работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные

упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную

последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и

Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по

Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе

18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?

Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я

открываю на доске краткую запись задачи:

Сделали- 16 кн и 18 кн

Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно

решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение

задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) и прошу 2-3

учеников, справившихся с заданием, объяснить его,

Другим ученикам даю карточки с заданиями:

1. Узнать сначала сколько всего книг подклеили два звена вместе …. + …. =

2. Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: … - … = …

Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания

всеми учащимися в классе.

Самостоятельно решить задачу разными способами:

Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько

стоила вся покупка?

Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на

Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается

рассмотреть рисунок к задаче

И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за все покупку.

Ученикам которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами:

Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбом вместе.

Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.

Запиши решение задачи: (…+…)*…=…

Вспомни, как можно сумму умножить на число.

Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…

Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических

действий, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечили

самостоятельное решение задачи всеми учащимися

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности

содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда

это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания

фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое

обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема,

содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на

однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные

ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 т например 12765:3.

Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему

примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ.

Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают

думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос

КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать,

научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.

Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми.

Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много

с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эти

напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая

их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не

ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения

приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию,

когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать

внимательно. Вернусь к этому уроку математики.

После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала

объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет.

Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я

предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись

за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня

вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у

всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так

У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время

для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное

задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.

В конце урока показываю микрокалькулятор, с помощью которого за несколько

секунд можно произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркиваю, что

эту умную машину изобрел человек.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения.

Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка

увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении

школьника к учению.

Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных

Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию

1 Заселите домик числами

2 Решить удобным способом

После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи

суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число

10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом

Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число,

В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 30-6

Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в

круглыхдесятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде

суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10

3 Вставить числа в окошки по данному образцу

40 = 30 + 10 80 = … + 10

При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что умения

заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный

способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10

пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного

приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям

интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении

устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания.

Задачи на применение знаний и умений также способствуютразвитию

познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам

оперировать знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой

стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для

себя заключения о продвижении.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с

работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и

Проблема формирования познавательной активности школьников, со второй половины ХХ века занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. И сегодня, в связи с поставленной перед современным школьным образованием задачей формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая должна не просто уметь усваивать готовую систему знаний, но и быть способна к их творческому переосмыслению, к самостоятельному поиску новых способов получения знаний и их применения в новых жизненных ситуациях, актуальность этой проблемы только усиливается.

Достижению поставленных целей способствует чётко выстроенная система упражнений, которые формируют соответствующие умения и навыки, и система заданий, направленных на развитие интеллекта и творческие способности учащихся.

Ученикам предлагаются не только различные задания вычислительного, геометрического и логического характера, но и задания, которые требуют интеллектуальных усилий, связанные со всеми этими тремя направлениями одновременно.

Современные педагогические технологии, используемые в познавательном процессе способствуют развитию основных мыслительных операций учащихся. Многочисленные исследования доказывают, что учащиеся с интересом выполняют задания, если они излагаются в нетрадиционном варианте.

Опытные педагоги рекомендуют на всех этапах урока по математике использовать различные виды занимательных заданий. Задача педагога – так организовать работу, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учащихся.

Наиболее эффективными технологиями обучения для формирования познавательной активности младших школьников являются следующие:

1. Игровые технологии. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

2. Проблемное обучение. Огромное значение для развития познавательной активности имеют проблемные задачи.

1. Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Карандаш стоит 15 руб., шариковая ручка - 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

2. Задачи с недостающими данными.

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость одного поезда равна 70 км/ч, а скорость другого – на 10 км/ч больше. Какое расстояние будет между поездами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

3. Компьютерные технологии.

- математические презентации, применение ЦОР, тесты (для тематического контроля), различные мультимедийные программы, и т.д.

4. Технология развития критического мышления.

Приём “Верю-не верю”. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Например: Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Формирование познавательной активности младших школьников происходит и в процессе их общения как особого вида взаимодействия.

Общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивой познавательной активности.

При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.


Доклад поможет понять, что формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения.

Описание разработки

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований. И это закономерно, т. к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно - техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности. Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?

Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

С древнейших времён педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставят задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.

Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умении учиться. В современной школе учитель должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей к изучению материала, их желание узнать что - то новое.

Учёба обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Степень активности школьников является реакцией, методы, и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Значительным вкладом в педагогическую науку являются исследования В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина. Они выявили возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Т. И. Шамова различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно - иллюстративными методами преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую активность учащихся (работа с дидактическими средствами обучения, с печатным материалом).

Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационно - поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично - поисковый характер деятельности ученика.

Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Педагогическим средством, позволяющим развить творческую активность, является организация исследовательской деятельности учащихся.

Активизировать познавательную активность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход в обучении, и самостоятельную работу на уроке, проблемные и игровые ситуации, поощрения, эмоциональное воздействие, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Познавательная активность развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует познавательные возможности учащихся; вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию нравственных, эстетических качеств учащихся. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

«Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая

Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Читайте также: