Состав сил и средств наблюдения и контроля рсчс доклад
Обновлено: 05.07.2024
Постановление от 8 ноября 2013 года №1007. Постановление направлено на повышение эффективности функционирования РСЧС, особенно в части привлечения сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС к ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (в том числе чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера).
Документ
Постановление от 8 ноября 2013 года №1007
Проект документа подготовлен МЧС России в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794.
В соответствии со статьёй 14 указанного Положения состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации, а перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) утверждается Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России.
В соответствии с подписанным постановлением к силам и средствам РСЧС относятся:
От МЧС России в состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций включены авиационные подразделения и военизированные горноспасательные части.
Из состава сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций исключены формирования гражданской обороны Российской Федерации всех уровней, так как они входят в состав сил гражданской обороны и порядок их привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуаций определён законодательством Российской Федерации.
Постановлением также утверждается новый перечень сил постоянной готовности федерального уровня РСЧС.
Практика привлечения сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС к ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (в том числе чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера), произошедших на территории Российской Федерации в 2010–2013 годах, показала необходимость уточнения их состава.
Актуальность пересмотра и утверждения обновленного перечня сил и средств постоянной готовности РСЧС федерального уровня обусловлена изменениями в составе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, перераспределением между ними функций по выработке и реализации государственной политики в соответствующих сферах деятельности, а также изменениями организационно-правовых форм организаций, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, создающих силы постоянной готовности федерального уровня.
Постановление направлено на повышение эффективности функционирования РСЧС, особенно в части привлечения сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС к ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (в том числе чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ООО Учебный центр
Реферат по дисциплине:
Белых Людмила Ивановна
Москва 2018 год
Законодательные основы защиты населения России в ЧС…………………………. 4
Информационное обеспечение …………………………………………………………11
Режимы функционирования РСЧС…………………………………………………… .12
Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время является оповещение. В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера.
Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.
Комплексное обеспечение защиты населения и территорий от ЧС природного характера является одной из важнейших стратегических задач государства. Анализ статистики по авариям и катастрофам позволяет сделать вывод о том, что проблемы предупреждения и ликвидации ЧС существенно влияют на все составляющие факторы национальной безопасности государства – политическую, экономическую, экологическую, генетическую и ряд других видов безопасности.
Для выполнения основной задачи любого государства – защиты населения, необходима постоянная работа по совершенствованию всего комплекса мер по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное и военное время, обеспечению безопасности и защиты населения, территорий и окружающей природной среды. Поскольку предупреждение и ликвидация ЧС непосредственно связаны с проблемами национальной безопасности, возникает необходимость в создании государственного механизма по предупреждению, прогнозированию, локализации и ликвидации ЧС. В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на
Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС – РСЧС.
Законодательные основы защиты населения России в чрезвычайных ситуациях
Социально-экономические реформы, осуществляемые в стране, новые федеральные законы, постановления Правительства РФ и другие акты органов государственной власти России создают благоприятные условия для решения проблемы защиты населения и территорий от природных и техногенных ЧС.
Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты от ЧС. Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, органами управлениями, специально уполномоченными решать задачи защиты населения и территорий.
Назначение РСЧС
Основные задачи РСЧС
Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
Осуществление целевых и научно-технических программ , направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций , а также объектов социального назначения от ЧС;
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, представляемых и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций
Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Структура РСЧС
Система РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Для организации работ в области защиты населения и территорий от ЧС федеральные органы исполнительной власти создают функциональные подсистемы РСЧС. Правительство РФ в соответствии со своими решениями утверждает положения о функциональных подсистемах, создаваемых федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Федеральные органы исполнительной власти определяют организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы положениями, утверждаемыми по согласованию с МЧС России.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих местному административно-территориальному делению. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяется положениями, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства и др.
Координационными органами РСЧС являются:
На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
Региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) органа исполнительной власти субъекта РФ;
Муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – КЧС органа местного самоуправления;
Объектовом уровне – КЧС организации.
КЧС федеральных органов исполнительной власти руководят разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в ЧС; обеспечивают готовность органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, координируют и руководят работами по ликвидации ЧС на подведомственных объектах и т.д.
Основными задачами КЧС регионального и муниципального уровней являются организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС; планирование и организация эвакуации населения; руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам и т.д.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
На федеральном уровне -МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ.
Муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров
Центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС
Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований
Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов)
Органы повседневного управления РСЧС размещаются в зависимости от обстановки на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, связи, оповещения и жизнеобеспечения и поддерживаемых в состоянии готовности к использованию.
Силы и средства РСЧС
К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления , организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы и формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой с учетом обеспечения снаряжением и материалами не менее чем на 3 суток для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. В состав этих сил входят:
Учреждения Агентства по мониторингу ЧС;
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;
Поисково-спасательная служба МЧС России;
Военизированные и невоенизированные и противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза России;
Военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
Формирование ГО территориального, местного и объектового уровней;
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
Аварийно-технические центры Росатома;
Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта;
Восстановительные и пожарные поезда Министерства транспорта и связи РФ;
Аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Поисково-спасательная служба МЧС России объединяет в себе 129 поисково-спасательных отрядов, созданных в регионах и на территориях субъектов РФ. При возникновении ЧС к ним присоединяется около 2000 спасателей-общественников.
В задачи службы входят проведение поисково-спасательных работ в ЧС, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических средств, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. В состав этой системы входят:
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
Информационные центры федеральных органов исполнительной власти (ИЦ ФОИВ);
Межрегиональные информационно-управляющие системы (ИЦ РЦ МЧС);
Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
Абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;
Информационные центры областных аварийно-спасательных служб, организаций, и учреждений, включенных в областную подсистему РСЧС;
Средства связи и передачи данных (ССПД).
Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Инструкцией об обмене информацией в ЧС.
Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах конкретной территории для соответствующих органов управления и сил РСЧС устанавливается один из режимов:
Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, и сейсмической обстановке.
Режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.
В первом режиме органами управления и силами РСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях и прогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.
В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС и их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС и т.п.
В режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС и др.
Ликвидация ЧС осуществляется:
Локально – силами и средствами организаций;
Муниципально – силами и средствами органов местного самоуправления;
Межмуниципально и регионально – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
Межрегионально и федерально – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Вместе с тем, как показывает анализ, практическая деятельность органов управления и сил РСЧС и принимаемые меры по противодействию катастрофам не всегда еще эффективны и нередко не достигают желаемых результатов. Не в полной мере используются резервы и возможности современных социально-экономических механизмов повышения безопасности потенциально опасных объектов. Имеются недостатки в практике реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, принятии управленческих решений по защите населения и территорий, организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Причинами перечисленных недостатков является, в большинстве случаев, отсутствие опыта, а иногда и необходимых знаний.
Но все-таки следует отметить, что, несмотря на все эти недостатки, Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были спасены сотни тысяч человек и предотвращен ущерб на сотни миллиардов рублей.
Список литературы
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014. - 176 с
Седнев В.А. и др. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. – 2014
БобокС.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: Учебное пособие. – М.: Издательство «Гном и Д, 2004 г.
Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:
1. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;
Создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;
Совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;
Создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
Осуществление целевых видов страхования;
Участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.
Формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;
Усиление дежурно-диспетчерских служб;
Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;
Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды
Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Разведка зоны ЧС;
Уточнение решения по ликвидации ЧС;
Организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;
Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;
Непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
Геофизическая служба Российской академии наук;
Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы и средства РСЧС ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Цен-троспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
РСЧС это принятая аббревиатура, при помощи которой кратко обозначают систему органов, существующих ради охраны населения страны и ее территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС).
РСЧС- расшифровка и цель создания
Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель.
Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.
Задачи и функции РСЧС
Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:
профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
предотвращение самих происшествий и их результатов.
В соответствии с задачами РСЧС необходима для:
создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
расчета ущерба, нанесенного ЧС;
организации резерва необходимых ресурсов - как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС
Структура данной системы состоит из пяти уровней:
Федеральный - данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).
Межрегиональный - образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.
Региональный - уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.
Муниципальный - к нему относится вся территория города.
Объектовый - охватывает территории предприятий.
На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.
Координационные органы РСЧС
В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.
Основные задачи КЧС
Задачами КЧС являются:
руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;
увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;
подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;
принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;
упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;
регулирование проведение аттестации спасателей.
Органы управления РСЧС
На каждом уровне все органы управления подразделяются на органы повседневного управления, координационные и постоянно действующие.
Силы и средства РСЧС
К силам, всегда находящимся в полной готовности можно отнести: аварийно-спасательные службы и формирования, а также общественные объединения, в арсенале которых имеются специализированное оборудование, техника и приспособления.
Основные направления деятельности РСЧС
На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти.
Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:
разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;
регулирование функционирования РСЧС;
контроль за работой подразделений МЧС;
исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;
профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;
финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.
На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания. Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.
Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.
Читайте также: