Проблемы обслуживания государственного материального резерва в рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Резерв – это обязанность по осуществлению расходов в целях выполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его выполнения (предъявления), имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) выполнения (предъявления) требования.

Кроме того, предусмотрено формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов.

Рассмотрим, в чем разница между этими видами резервов, какими документами регулируется их формирование и как отражать их в учете.

Резервы предстоящих расходов.

В частности, на указанном счете отражается информация о создании резервов:

1) для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, иных аналогичных расходов;

2) по обязательствам, возникающим в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе о создании, изменении структуры (состава) его обособленных подразделений и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о его реорганизации либо ликвидации;

3) по обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни (в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию):

в части возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек);

в части выплат в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков);

в части оплаты иных аналогичных ожидаемых расходов;

4) по обязательствам, возникающим из условий эксплуатации основных средств, предусмотренных договором (соглашением) об их приобретении (создании, использовании);

5) по обязательствам, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

6) по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

Расходы, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, признаются в учете за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или в карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов и контрагентам (при наличии).

Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Данный стандарт следует применять при формировании резервов:

1) по претензиям, искам;

2) по реструктуризации;

4) по убыточным договорным обязательствам;

5) на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств. В разделе 4.5 Методических рекомендаций чиновники финансового ведомства разъяснили, что резерв на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, согласно которому при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета обязан осуществить демонтаж имущества и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо в случае, если такие затраты являются условием использования объекта.

Во-первых, когда выполняются:

обязательства по осуществлению выплат физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, а также выплат персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, не формируется резерв по заработной плате, а также по обязательствам по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению при проведении реструктуризации;

обязательства, возникающие по незавершенным договорам, за исключением обременительных договоров.

Обременительным считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета обязан будет выполнить принятые по нему обязательства.

Во-вторых, когда формируются затраты, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).

у субъекта учета имеется обязательство, возникшее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

для выполнения обязательства потребуется выбытие активов;

размер обязательства может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;

момент предъявления требования о выполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

В разделе 3 Методических рекомендаций указано:

названные критерии должны соблюдаться вне зависимости от вида формируемого резерва;

в случае, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается;

суммы, которые невозможно обоснованно оценить и подтвердить, следует учитывать в качестве условных обязательств, а не резервов.

Разъяснения Минфина

Приведем разъяснения финансового ведомства, касающиеся формирования и использования резервов предстоящих расходов.

Оплата отпуска, предоставленного работнику авансом. В Письме от 16.08.2019 № 02-06-10/62943 чиновники рассмотрели вопрос об отражении в бухучете учреждения расходов на оплату работнику отпуска, предоставленного авансом, и указали следующее.

Согласно ТК РФ работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся.

Кроме того, специалисты финансового ведомства напомнили о том, что отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. При этом порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики.

Оплата отпуска и компенсация за неиспользованный отпуск. В Письме от 25.09.2020 № 02-06-10/86916 Минфин ответил на вопрос об отражении в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств по оплате отпусков и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск за счет резерва предстоящих расходов.

Согласно п. 308 Инструкции № 157н, п. 141.2 Инструкции № 162н[5] при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается выполнить) оформляется проводка:

Кроме того, бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление указанных расходов путем оформления проводки:

Резерв для выплат по исполнению решения суда. В Письме от 21.08.2020 № 02-05-10/73494 Минфином даны разъяснения по вопросу формирования резерва по исполнению решения суда в отношении задолженности учреждения по коммунальным услугам.

При этом, если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении уплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юридическим лицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

Резерв под снижение стоимости материальных запасов.

Данный резерв формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода.

Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:

1) выбытия материальных запасов, по которым был образован
резерв;

2) увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов, под снижение стоимости которых был создан резерв.

Уменьшение резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.

Счет для учета резерва под снижение стоимости.

Учет операций ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается проводкой:

При уменьшении резерва под снижение стоимости материальных запасов в случае выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв, делается запись:

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Гост

ГОСТ

Понятие финансовых резервов

Финансовые резервы – это особый формат финансовых ресурсов, которые органы государственного и муниципального управления (или хозяйствующие субъекты) обособляют на случай возникновения специфических потребностей или непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией отрицательных последствий от неожиданно возникших, случайных событий или обстоятельств.

Финансовые резервы служат для того, чтобы финансировать текущие и капитальные затраты, которые не были учтены в финансовом плане (или учтены в меньшем объеме) или не получили обеспечение финансовыми источниками в связи с недопоступлением запланированных доходов.

Процесс формирования финансовых резервов объективно отвечает потребностям общественного воспроизводства, которое нуждается в сохранении бесперебойности финансирования даже если наступают различные случайности и непредвиденные события. Формирование резервов осуществляется на этапе распределения по фондам целевого назначения доступных финансовых ресурсов. Необходимость целевого использования финансовых резервов определяет фондовую форму их функционирования. Расходование финансовых резервов допустимо осуществлять только в том случае, когда наступают события, в предположении о возможном наступлении которых эти фонды создавались, и только для тех целей, которые связаны с негативными последствиями этих событий. Если такие события не произошли, то оставшиеся нетронутыми финансовые резервы становятся источником накопления финансовых ресурсов. Это повышает устойчивость всей финансовой системы.

Между процессами функционирования финансовых ресурсов и финансовых резервов есть тесная связь:

  • чем больше объем финансовых ресурсов, тем полнее и своевременнее формируются финансовые резервы,
  • если финансовые резервы используются в соответствии с прямым назначением, то воспроизводственный процесс сохраняет нормальное течение даже в случае наступления неблагоприятных событий, соответственно, финансовые ресурсы продолжают бесперебойно формироваться.

Динамика финансовых резервов бюджетов

В рамках бюджетов всех уровней может выделяться обособленная часть денежных средств в форме целевых бюджетных фондов. Эти средства предназначаются для того, чтобы обеспечивать бесперебойное финансирование ранее предусмотренных затрат и возникших внезапно непредвиденных расходов случайного или чрезвычайного характера.

Резервные фонды бюджета позволяют:

  • поддерживать бесперебойность финансирования мероприятий, запланированных в бюджете, даже если поступления в бюджет окажутся ниже ожидаемых,
  • содействовать сохранению баланса между расходами и доходами бюджета путем непосредственного влияния на его устойчивость,
  • служить источником средств на возмещение ущерба, который государственная и муниципальная собственность может получить от действия стихийных природных сил,
  • использоваться для маневрирования денежными средствами для устранения кассовых разрывов в пределах финансового года,
  • удовлетворять незапланированные, возникшие впервые неотложные нужды,
  • устранять диспропорции, возникающие в процессе исполнения бюджетов.

Готовые работы на аналогичную тему

Резервные фонды бюджета – это разновидность финансовых резервов, характеризующаяся специфическими чертами:

  • принадлежность к централизованным общественным резервам,
  • широкая сфера использования,
  • большой масштаб влияния на воспроизводственный процесс из-за воздействия на устойчивость экономики всего региона или страны, обеспечения стабильности в функционировании экономических отраслей в случае наступления непредвиденных и чрезвычайных событий,
  • законодательно закрепленный, обязательный характер формирования резервов,
  • универсальность направлений использования, подразумевающая возможность обеспечить разнообразные дополнительные потребности в средствах, возникающие в бюджетах из-за наступления чрезвычайных и непредвиденных событий.

Источником формирования бюджетных резервных фондов выступают средства, аккумулирующиеся в соответствующем бюджете. Отражение формирования бюджетного резерва производится в расходной части бюджета, а в некоторых случаях – за балансом расходов и доходов бюджета. Но важно понимать, что факт формального включения бюджетных резервов в расходную часть не подразумевает их приравнивания к обычным бюджетным расходам. Резервные бюджетные фонды могут рассматриваться как своеобразный ресурсный запас, мобилизованный в бюджет, но зарезервированный на случай возникновения дополнительной потребности в финансах (если при исполнении бюджета возникнут незапланированные расходы). Обычные расходы производятся непрерывно и постепенно на протяжении бюджетного года. Использование резервных фондов происходит только тогда, когда наступают непредвиденные события. Если события не произойдут, средства фонда перенесутся на следующий год.

Мировая практика рассматривает формирование резервов на субсуверенном уровне как нормальную ситуацию. В России же формально не закреплен механизм, который позволял бы регионам официально формировать целевые резервные фонды (например, для погашения долгов). Если у региона есть накопления на счетах, это может стать причиной трудностей при получении трансферта от федерального правительства.

Поскольку многие российские регионы имеют дефицитный бюджет, накопленные резервы ликвидности расходуются на финансирование дефицитов.

Что касается федеральных резервов, их пополнение находится в сильной зависимости от конъюнктуры мировых цен на углеводороды.

Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и правительства.

В годы высоких цен (до 2010) резервы активно пополнялись. После этого механизмы пополнения и расходования резервных фондов были пересмотрены в сторону расширения возможностей расходования ресурсов с замедлением пополнения.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02 05 2021

Юлия Валерьевна Шульгина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: