Развитие науки в средневековом казахстане доклад

Обновлено: 19.05.2024

Число городов растет, если в раннее средневековье насчитывалось 30 городов, во второй половине средневековья 37 городов. Рост числа городов связан с переходом кочевых скотоводов к оседлому образу жизни. Средоточием городов является Южный Казахстан. Города по площади делятся на 3 группы: более 30 га, от 15 до 30 га ,10 га. Произошли огромные изменения в градостроительстве- изменилась застройка городов появились мечети, бани, появление оборонительных сооружений вокруг городов. В архитектуре жилых домов появились ташнау и тандыр. Получили развитие ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное дело. Торговля в 11-13 веках была основным показателем развития оседлой и городской культуры. Развитие городов повлекло за собой развитие поливного земледелия. Архитектурное строительство было представлено сооружением мечетей, мавзолеев: Бабаджи-Хатун, Айша-биби. Духовная культура представлена доисламскими верованиями. Развитие науки и образования связано с именами Аль-Фараби, Ходжа Ахмед Яссави, Юсуф Баласагуни. Ахмед Иугнеки.

Великий Шелковый путь и его влияние на экономику, политику, культуру средневекового Казахстана.

В середине II в. до н. э. начинает функционировать Великий Шелковый путь. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII - XIV вв. В VI -VIII вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина -Чуйская Долина - Ыссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан.Во время существования государств саков, усуней и кангюй во II в. до н.э. - первой половине I тыс. н.э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы - застежки и камни - печатки из Сасанидского Ирана. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплотъ до XIV века, пока междоусобицы и войны приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию. Пo Шелковому пути распространились культурные растения (виноград, персики и дыни), пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. Однако главным предметом торговли оставался шелк. По Шелковому пути распространялись и религиозные идей, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии - христианства, а затем ислам.

Место городов и населенных пунктов в экономической и культурной жизни средневекового Казахстана (XI-XIII вв.).

Завоевание монголами Казахстана и Средней Азии. Казахстан в составе могольских улусов.

1 Улус Джучи - Восточный Дешт-и-Кыпчак (Все, ещё не завоёванные земли, Чингис-хан завещал своему сыну Джучи) его сын Джучи умер в этом же году и улус Джучи унаследовал сын Джучи - Бату.

2.Улус Чагатая - Южный и Юго-Восточный Казахстан. В 1269 году на территории улуса Чагатая образовано Государство Чагатаидов. В середине XIV века государство Чагатаидов распалось на Могулистан и Мавераннахр.

З.Улус Угэдэя - Северо-Восточное Семиречье. В 1251 году улус Угэдэя был ликвидирован.

30) Формирование казахской традиционной культуры. Формы народной поэзии

Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

Казахская литература – это история длиной в нескольких тысячелетий. На территории современного Казахстана, от побережья Каспийского моря до белоснежных гор Алтая, жили десятки племен и народов, которые слагали легенды и мифы, создавали эпосы и сказочные истории. И практически вся история этого творчества считается народной, потому как отдельные писатели Казахстана, имена которых известны сегодня, появились только в XIX веке.

Дальнейшее развитие понятие "культура" получила благодаря немецкому мыслителю Гердеру. Он усчитал, что язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию относят к элементам культуры и воедино составляют определенную цепочку событий. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития.

В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями идеала человека.

Марк Тулий Цицерон ,гениальный оратор и философ, использовал понятие "культура" для обозначения всего ,сделанного человеком.

В 18 веке был сформирован критической подход к культуре. Культура начинает рассматриваться как средство подавления жизненных инстинктов человека.

Дальнейшее развитие понятие "культура" получила благодаря немецкому мыслителю Гердеру. Он усчитал, что язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию относят к элементам культуры и воедино составляют определенную цепочку событий. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития.

В Античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. Вся система образования была направлена на воспитание не узкого специалиста-профессионала, а личности с определившимися ценностными ориентациями идеала человека.

Марк Тулий Цицерон ,гениальный оратор и философ, использовал понятие "культура" для обозначения всего ,сделанного человеком.

В 18 веке был сформирован критической подход к культуре. Культура начинает рассматриваться как средство подавления жизненных инстинктов человека. Культуру начинают отождествлять с совокупностью познаний, морали ,искусства ,права, верований и традиций.

В середине 19 века формируется ещё один вариант осознания культуры (марксисткий). Культура представляет собой метод социально-важной работы человека.

Таким образом, можно утверждать, что понятие культуры - слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику. Оно является неотъемлемой частью нашей жизни.

2. В 6-8 вв. тюркоязычные племена Центральной и Средней Азии, которые входили в состав Тюркского каганата, пользовались собственным письмом. Западные тюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственным письмом. Древние тюрки нуждались в собственной письменности для контролирования дипломатических и административных отношений. Огромную роль играла религия, существовала необходимость создавать документы и акты на уровне государства.

Орхоно- Енисейские рунические письменности найдены в основном на территории Енисея, Монголии и долины Таласа. В них содержатся ценные сведения о тюркских народах, в том числе кыргызах. Орхоно-енисейским руническим алфавитом пользовались многие тюркские народы Центральной Азии в течение 7—11 вв.

Алтайских памятников не так уж и много - известна лишь одна наскальная надпись из долины р. Чарыш (север Алтая) ,включающая еще пару надписей на серебряных сосудах, которые были найдены в захоронениях.

Памятники Восточного Туркестана включают четыре надписи на стене древней постройки в Турфане и несколько крупных текстов на бумаге из Мирана и Дуньхуана.

В Прииртышье имеются наскальные рисунки—уникальные памятники первобытного искусства. . В начале 20 века Н.Коншиным в урочище Жаксы-Караджан, в Ашаманских горах были впервые обнаружены наскальные рисунки.

Восточно-туркестанские памятники. К ним относят: крупные текста на бумаге из Мирана и Дуньхуана и много мелких текстов, которые хранятся в музеях и библиотеках Западной и Восточной Европы и Азии. Также имеются четыре надписи, расположенные в Турфане, на стене древней постройки, две надписи в пещерных храмах, надпись на бронзовом зеркале.

Монументы с древнетюркским посланием были обнаружены в Восточном Туркестане, Центральной и Средней Азии и Сибири. В раннем Средневековье существовали муниципальные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, античных уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. К этому времени они уже гласили на различных языках и на всевозможных диалектах.

Самыми крупными памятниками рунического письма из всех найденных остаются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги.

Подводя итог, я могу утверждать, что древние тюркские племена долгое время использовали тюркский алфавит. Письменные памятники турок являются памятниками культуры во всем мире, а именно 6-8 веков. Они удивляют нас своим духом, силой, мощью, величием, грохотом войн и кровавых сражений наших предшественников, они призывали стремиться к добру и миру. Письменные памятники турок описывают все величие нашего народа, всю силу духа. По моему мнению, эти памятники являются высшим достижением древнего тюркского народа.

Описание: Описание: Подпись: Абу Насыр аль-Фараби.

Развитие науки. Начиная с X века, в Южном Казахстане ста­ла широко распространяться исламская религия. Поэтому все ли­тературные и научные произведения стали писать на арабском язы­ке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались мед­ресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и об­разование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби,.пи­савший труды арабским письмом.

чувств и разума. Логика, медицина, космология, анатомия, фило­софия, юриспруденция, математика - вот круг его широких науч­ных интересов, которые великий ученый осмысливал и развивал своим проницательным умом.

На родине аль-Фараби в Отраре (Фарабе) был ряд ученых, носив­ших фамилию Фараби, производную от названия округа, уроженца­ми которого они являлись. Среди них в XII веке нам известны имена Искака аль-Фараби, Жаухари аль-Фараби, Ахмада аль-Фараби и др. Они тоже внесли свой вклад в развитие различных отраслей науки.

Развитие языкознания. Тюркоязычные народы до X века пе­режили несколько общественных и государственных укладов Тюркского каганата. Это тормозило развитие языка. Хотя тюрко­язычные племена говорили на тюркском языке, у отдельных пле­мен имелись свои языковые, диалектные особенности. В процессе образования народностей огузов, карлуков и кыпчаков тюрко­язычные племена сливались друг с другом. Такую общность и бли­зость тюркоязычных племен в свое время исследовал известный ученый-языковед Махмуд Кашгари.

Описание: Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image072.jpg

Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) - пол­ное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашга­ри. Его отец родился в городе Кашгаре. Полу­чив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владея арабским языком, приобретенные знания он на­правил на изучение языка родного народа.

В своем труде ученый не ограничился ис­следованием языков лишь тюркских племен. В его труде содержится много сведений о то­понимах, истории, этнографии, устном на­родном творчестве тюрков и соседних наро­дов. Поэтому данный труд является един­ственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.

Литература. Развитие устного народного творчества в VII - IX веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Одним из представителей вновь за­рождающейся литературы являлся видный поэт эпохи Карахани- дов Ахмед Иу гнеки.

Дастан (поэма) написан на тюркском языке, на котором гово­рило население государства Караханидов. В нем поэт призывал л юдей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям:

Ключевые слова:

Обратите внимание:

Какие историко-культурные события повлияли на развитие науки в средневековом Казахстане?

1. Предпосылки создания древнетюркской письменности. Период раннего Средневековья в степях современного Казахстана связан с изменением этноязыковой и политической ситуации. В это время тюркоязычное население становится здесь этнически и политически преобладающим. Толчком к кардинальным переменам послужило событие, которое произошло в восточной части азиатских степей: в середине VI века там возник могущественный Тюркский каганат – государственное образование тюркских племен.

В VII веке огромная степная империя разделилась на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Государство западных тюрков включало Среднюю Азию, часть Восточного Туркестана и Сарыарку. Таким образом, под властью тюркских каганов оказалось как оседлое, так и кочевое население региона. В Средние века там возникли государства тюргешей, карлуков, тюрков, восточных тюрков, огузов, кимаков, Караханидов, кыпчаков.

Создание могущественных государственных образований привело к заметному распространению письменности, в частности, к созданию каменных (письменных) памятников. В Средние века тюркоязычные племена Центральной Азии, в том числе и Казахстана, входившие в состав Тюркского каганата, а также тюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья, Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственной письменностью. Так, у тюрков знаки наносились на небольшие деревянные дощечки. Послы снабжались специальными грамотами. Например, тюркский посол, прибывший в 568 году в Константинополь, привез императору Юстиниану послание от кагана, написанное скифскими письменами.

В первой половине VII века в тюркской среде на основе согдийского письма возникает новое письмо, состоявшее из геометрических знаков. Оно было очень удобным для записи на дереве или камне.

Проанализируйте
Используя дополнительную информацию, определите, в какой стране мира появился первый алфавит.


В. Томсен

Руническое письмо тюрков бытовало долго и окончательно вышло из употребления примерно в XI–XII веках. По мнению ученых, его потеснило арабское письмо, которое получило широкое распространение в связи с принятием тюрками ислама. Распространение арабского языка привело к развитию научных знаний в Казахстане.


Древнетюркский алфавит

Вспомните
Что вы знаете о содержании тюркских рунических памятников в честь Билге-кагана и Кюльтегина?

В дальнейшем и за Едилем до причерноморских степей расселяются многочисленные кыпчакские племена, поэтому в современной науке территорию Казахстана применительно к этому времени относят к Восточному Дешт-и Кыпчаку. В XIII веке в ходе завоеваний Чингисхана была разрушена кыпчакская государственность, но кыпчакский язык еще более укрепляется и распространяется дальше на запад.


Таласская надпись

3. Роль арабского языка в развитии культуры и науки в средневековом Казахстане. С проникновением ислама и мусульман на территорию тюркских каганатов начинается длительный процесс исламизации Великой степи, который шел параллельно с развитием торговли и городской культуры, а также письменности и появлением научных трудов на арабском языке. В это же время немало арабских ученых и путешественников посетили Казахстан. Торговля расширяла кругозор людей и способствовала переносу достижений ремесла, науки и искусства. В начале своего распространения ислам пришел в среду оседлых тюрков, в города и крупные поселения. Жители городов оказались более восприимчивы к новой вере, нежели кочующие степняки. Ислам в Казахстане поначалу воспринимался как городская религия конфессия оседлых людей.

Известный ученый В.В. Бартольд определил в своих трудах хронологию вовлечения тюрков в орбиту новой религии. Согласно ей знакомство тюрков с исламом начинается в начале VIII века, а при правителях эпохи Караханидов произошло массовое обращение тюрков в ислам. В Х веке в городе Таразе ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук Карахан (Сатук Бограхан Ибн аль Керим), а его сын Богра хан Харун Муса в 960 году объявил ислам государственной религией.

Ислам сыграл свою позитивную роль в приобщении населения древнетюркских государств к духовным ценностям мировой цивилизации. Благодаря арабскому языку жители смогли познакомиться с литературой, философией, историей других народов. Арабская культура к этому времени стала центром мировой культуры, она явилась той средой, в которой сохранились достижения древних цивилизаций. На ее основе позднее возникла культура Возрождения. Казахстан стал объектом научного изучения многих арабских ученых.

Кроме литературы и устного народного творчества в городах Казахстана широкое распространение приобретают научные исследования. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в Средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла.


В.В. Бартольд

Подумайте
Какое влияние оказала исламская религия на развитие науки в Средние века?

Благодаря распространению арабского языка, начинают развиваться языкознание (потому что тюркские племена говорили на разных диалектах) и письменная литература. Появляется плеяда ученых и мыслителей, воспитанных на традициях арабской культуры и науки, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие науки и культуры человечества.

4. Вклад средневековых мыслителей в развитие науки Казахстана. Одним из выдающихся ученых Средневековья был уроженец Казахстана Абу Насыр аль-Фараби. Ученый-энциклопедист родился в городе Фараб (Отрар). Начальное образование получил в родном городе, затем обучался в городах Центральной Азии – Шаше (Ташкенте), Самарканде и Бухаре. Позднее постигал азы наук в ряде городов Персии (Рей (Тегеран), Исфахан, Хамадан) и арабского мира (Дамаск, Багдад, Халеб (Алеппо), Каир). Аль-Фараби освоил несколько языков (арабский, греческий, фарси, древнесирийский).

Научные изыскания аль-Фараби связаны с такими направлениями науки, как математика, физика, медицина, астрономия, философия, право, педагогика, психология, социология и др. Особый интерес он проявлял к философии, в частности исследовал творчество древнегреческих ученых Евклида, Архимеда, Пифагора, Платона и Аристотеля. Ученый активно занимался вопросами общественного устройства, с ним советовались правители, управлявшие не только городами, но и государствами.

Аль-Фараби призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях. По его мнению, истинный ученый помимо постижения знаний является нравственным образцом подражания всем остальным гражданам общества.

В 2020 году Казахстан отметил 1150-летний юбилей ученого под эгидой ЮНЕСКО. В Алматы в его честь воздвигнут памятник, во многих других городах республики есть улицы и проспекты, носящие имя аль-Фараби.

Махмуд Кашгари – один из известных ученых Средневековья – родился в аристократической семье на территории государства Караханидов. Получил хорошее образование в медресе. Как ученый сформировался в крупных научных центрах Азии – Бухаре, Самарканде, Багдаде и Мерве и др.

В словаре также есть информация о состоянии скотоводства и земледелия, о ремеслах и торговле средневековых тюрков Казахстана и Центральной Азии. В него включены пословицы, поговорки и поучительные изречения, в которых затронуты вопросы морали и нравственности. Ученый призывает своих читателей быть стойкими, готовыми выдержать любые испытания судьбы.

Махмуд Кашгари внес значительный вклад в историю и культуру тюркских народов.

Юсуф Баласагуни – видный ученый, философ и поэт Средневековья. Родился в крупном культурном и административном центре государства Караханидов – в г. Баласагуне. Начальное образование получил в родном городе, затем обучался в Бухаре, Фарабе и Кашгаре. Освоил многие тюркские наречия, овладел фарси и арабским языком, имел глубокие познания в области истории, литературы, астрономии и математики.

Цели обучения:
- определить достижения науки в разные исторические периоды;
- исследовать вклад ученых средневекового Казахстана в развитие научных знаний.

1. Предпосылки создания древнетюркской письменности. Период раннего Средневековья в степях современного Казахстана связан с изменением этноязыковой и политической ситуации. В это время тюркоязычное население становится здесь этнически и политически преобладающим. Толчком к кардинальным переменам послужило событие, которое произошло в восточной части азиатских степей: в середине VI века там возник могущественный Тюркский каганат – государственное образование тюркских племен.

В VII веке огромная степная империя разделилась на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Государство западных тюрков включало Среднюю Азию, часть Восточного Туркестана и Сарыарку. Таким образом, под властью тюркских каганов оказалось как оседлое, так и кочевое население региона. В Средние века там возникли государства тюргешей, карлуков, тюрков, восточных тюрков, огузов, кимаков, Караханидов, кыпчаков.

Создание могущественных государственных образований привело к заметному распространению письменности, в частности, к созданию каменных (письменных) памятников. В Средние века тюркоязычные племена Центральной Азии, в том числе и Казахстана, входившие в состав Тюркского каганата, а также тюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья, Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственной письменностью. Так, у тюрков знаки наносились на небольшие деревянные дощечки. Послы снабжались специальными грамотами. Например, тюркский посол, прибывший в 568 году в Константинополь, привез императору Юстиниану послание от кагана, написанное скифскими письменами.

В первой половине VII века в тюркской среде на основе согдийского письма возникает новое письмо, состоявшее из геометрических знаков. Оно было очень удобным для записи на дереве или камне.

Руническое письмо тюрков бытовало долго и окончательно вышло из употребления примерно в XI–XII веках. По мнению ученых, его потеснило арабское письмо, которое получило широкое распространение в связи с принятием тюрками ислама. Распространение арабского языка привело к развитию научных знаний в Казахстане.

Читайте также: