Этнонациональные конфликты современного мира доклад

Обновлено: 09.05.2024

. Пути мирного разрешения конфликтных ситуаций на межнациональной почве

Список использованной литературы

Отношения между нациями, как показывает исторический опыт, нередко были напряженными и трагическими. Русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. В ходе мировых войн ХХ века беспощадно уничтожались и подвергались жесточайшему угнетению те или иные народности, нации. Историческая вражда не смогла не сказаться на национальном сознании. В нем до сих пор бытуют национальные предрассудки, неприязнь, корни которых уходят в прошлое.

Для России проблема межэтнических конфликтов, актуальна в данный момент как никогда-даже при том, что Россия издревле была многонациональным государством (по данным Всероссийской переписи населения 210 в РФ проживает более 150 народов, не включая малые и автохтонные)[1].

Этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.

Итак, можно сказать что решение проблемы межэтнических конфликтов является одной из важных задач нашего общества.

Темой моей курсовой работы являются межэтнические конфликты, их формы и содержание.

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:

.Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов - причины и предпосылки конфликтов.

.Рассмотреть Осетина-ингушский конфликт как пример межнационального конфликта.

.Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Один из принципиальных вопросов для понимания межэтнических конфликтов это вопрос об их связи с самим феноменом этничности: является ли эта связь заложенной в саму человеческую сущность, или она сугубо функциональна?

В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между группами людей, связанными одной этнической принадлежностью. По существу конфликт есть способ разрешения противоречий, проблем, а они могут быть самыми разными.

Другого определения, он считает, дать невозможно, поскольку межэтнический конфликт в чистом виде вычленить нельзя по причине того, что их в природе просто не существует. Действительно, случаи, когда один народ вступает в конфликт с другим из-за этнических различий или каких-то внутренне, изначально им присущих противоречий, практически не известны. И вообще наукой не доказано, что такие противоречия существуют в человеческой природе.

Из-за непонимания природы, сути межэтнических конфликтов часто идут споры. Например, чеченские события многие называют не межэтническим конфликтом, а криминальным переделом собственности.

Задача социологического исследования - выявить мотивацию и реальные интересы участвующих в межэтническом конфликте групп, их символы и ценности, проецирующиеся на отношения между этносами. Именно поэтому для понимания и регулирования конфликтов важно проанализировать их причины и конкретные социальные ситуации, в которых действуют социальные группы этнических общностей.

межэтнический конфликт ингушский межнациональный

Исходя из оценки опыта конца 80-х начала 90-х годов, были выделены следующие типы межэтнических конфликтов.

Первый тип - статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Суть таких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Национальные движения в Эстонии, Литве, Латвии, Армении, на Украине, в Грузии, Молдове с самого начала выдвигали требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений от этнонациональных требований переходили к требованиям государственной независимости, но мобилизация по этническому принципу оставалась.

Основная форма конфликтов этого типа была институциональной. Так, острый конституционный конфликт возник тогда, когда Эстония, а за ней и ряд других союзных республик, приняли поправки к своим конституциям, внеся в них приоритетное право на использование местных ресурсов и верховенство республиканских законов. Президиум Верховного Совета СССР отменил эти поправки. Однако решения законодательных органов некоторых республик (Эстонии, Литвы, Латвии) поддерживало большинство титульных национальностей. Следовательно, есть все основания относить эти институциональные (конституционные) конфликты к этнонациональным, которые переросли в движение за независимость республик. По такому же сценарию развивались события в Грузии, Молдове и ряде других союзных республик.

Второй тип конфликтов - статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, а также ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана. Впоследствии, после создания независимой России, радикальная часть национального движения поставила вопрос об ассоциированном членстве Татарстана в Российской Федерации. Конфликт завершился подписанием Договора между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений.

Конфликт имел не только институциональный характер, поскольку с конца 80-х и вплоть до 1993 г. акции правительства Татарстана сопровождались достаточно высокой этнонациональной мобилизацией татар в республике.

За конфедеративный тип отношений боролась элита Башкортостана, Тувы, но там не было массовых национальных движений. Такого же типа временные конфликты имели место в автономных областях, претендовавших на статус республик, и четыре из пяти автономных областей в составе Российской Федерации получили его. За повышение статуса республики до уровня конфедеративных отношений борются абхазы в Грузии. К этому типу конфликтов можно отнести и движения за создание своих национальных образований, например, ингушей в Чечено-Ингушетии, ногайцев и лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии. Автономистские требования выдвигались также среди таджиков Узбекистана, узбеков Кыргызстана, кыргызов Горного Бадахшана в Узбекистане.

Третий тип конфликтов - этнотерриториальные. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 этнотерриториальных споров[9]. По мнению В.Р. Стрелецкого, - одного из разработчиков банка данных этнотерриториальных притязаний в геопространстве бывшего СССР в Институте географии РАН, к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.

Территориальные споры часто возникают в ходе реабилитационного процесса в отношении репрессированных народов. Другие конфликты, связанные с репрессированными народами, были по поводу восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации (греки, корейцы и др.); турки-месхетинцы стремились вернуться на территорию прежнего проживания в Грузии. И только в ряде случаев речь идет действительно о территориальных спорах.

Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.

Типологизация на основе содержания конфликтов, целевых устремлений сторон получает все большее распространение. По такому же принципу типологизировал конфликты Здравомыслов[10]. В рамках данной типологизации выделяют также конфликты этнополитического характера, к которым, безусловно, относятся все конфликты первого и второго, а часто и третьего типов. Конечно, типологизация конфликтов достаточно условна, поскольку нередко в одном конфликте соединяются несколько разных целей и содержаний. Например, в Карабахском конфликте были воедино связаны и территориальные споры, и споры за повышение статуса автономии, и борьба за независимость. Ингушско-чеченский конфликт - это конфликт и территориальный, и межреспубликанский, и межобщинный (на территории Северной Осетии).

При определении формы конфликтов, самый простой принцип определения формы этнического конфликта - это отнесение его к ненасильственным или насильственным. Но те и другие бывают разными. Центр этнополитических и региональных исследований среди насильственных конфликтов на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья выделил следующие[3]:

региональные войны (шесть из них длительные - не менее нескольких месяцев), т.е. вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Это Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский конфликты.

Другие конфликты отнесены к невооруженным. Их в Центре насчитывают на постсоветском пространстве более 100. Среди них достаточно четко выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Не всегда такая форма конфликтов сопровождается межобщинными конфликтами. Например, во время острого институционального, конституционного конфликта Татарстана с Центром, при несомненном росте межэтнической напряженности внутри республики, конфликтов между татарами и русскими не наблюдалось.

Особую роль в развитии конфликтов, в том числе в придании им массовой формы, играют СМИ. Любая искаженная информация, неуместные определения, эпитеты очень быстро накаляют страсти.

В зонах этнополитических, идеологических и институциональных конфликтов (в частности, в Татарстане, Саха (Якутии), Туве) распространено устойчивое мнение о необъективности отражения ситуации в республиках СМИ, и это создает напряжение в межнациональных отношениях титульных национальностей и русских. Иногда речь идет даже об информационной войне.

Если все формы ненасильственных конфликтов имеют последствием психологические напряжения, фрустрации в этнических группах, переселения, то насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоком беженцев, принудительными депортациями (когда люди не только сами бегут от войны, но их и изгоняют), вынужденными переселениями. Так, за годы армяно-азербайджанского конфликта имели место не только массовые жертвы, но не менее 160 тыс. азербайджанцев было изгнано из Армении, и не менее 250 тыс. армян - из Азербайджана, а общее число беженцев из этих республик, по разным оценкам, составляет от 500 до 700 тыс. человек.[11]

Число беженцев и вынужденно уехавших из-за конфликта в Южной Осетии (осетин и грузин) оценивается примерно в 100 тыс. человек. Не менее 600 человек погибло и свыше 50 тыс. стали беженцами и вынужденными переселенцами в результате Осетина-ингушского вооруженного конфликта.

В начале массовых межэтнических конфликтов, в частности ,в связи с национальными движениями в Армении и республиках Прибалтики, первые объяснения их причин в СССР ученые и политики давали, чаще всего исходя из своих профессиональных и общественных позиций.

По официальной версии, конфликты явились следствием отступления от ленинской национальной политики. Но одни видели это отступление в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений.

Это процессы, без которых метрополия так же не могла развиваться, как и регионы. Они привели к тому, что в престижных видах деятельности нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими. У многих народов к концу 70-х годов не только сформировалась полиструктурная интеллигенция (т.е. помимо административной и занятой в сфере просвещения, как было в основном в 30-60годах, появилась еще и научная, художественно-творческая, а у некоторых национальностей - и производственная), но и сложились новые ценности и представления, в том числе о самодостаточности и важности большей самостоятельности. Такие представления и ценности не совпадали с теми, которые были у русских в республиках. Большинство из них приехали сюда с установкой помогать (у многих помогали их родители), а следовательно, они и ощущали себя по статусу выше местного населения, титульных этносов.

Во-первых, социологические подходы разные; а, во-вторых, подход изложенный Дробижевой и Арутюняном,(с точки зрения социально-структурных изменений) имеет в виду не только соревновательность в сфере трудовых отношений (применительно к этой сфере они чаще говорят о занятости) и экономических взаимодействий, но и конкурентность в сфере власти, управления, чему В.А. Тишков придает практически основное значение.

К сожалению, в то время ,когда эти ученые приступили к поиску объяснения причин конфликтов, большинству исследователей в нашей стране, ни тем, кто имел прямое отношение к их урегулированию, концепции, существовавшие за рубежом, не были известны. Тогда этническими конфликтами СССР ни социологи, ни этнологи, ни политологи не занимались.

Помимо структурно-функционального подхода в объяснительных моделях причин межэтнических конфликтов существуют также поведенческие концепции. Они не отрицают значения социально-структурных факторов, но акцентируют внимание на социально-психологических механизмах, стимулирующих конфликт. В рамках этих концепций широко известна теория фрустрации агрессии (Д. Доллард, Н. Миллер, Л. Берковиц). Фрустрация есть состояние опасности от ущерба, нанесенного группе, стресс, ощущаемый как препятствие в осуществлении цели, которые, согласно данной теории, ведут к агрессии.

Если обратиться к ситуации Советского Союза в конце 70-х и в 80-х годах, то и там можно найти подтверждение этой теории. Именно в тот период улучшения социальной ситуации резко возросли потребности и ожидания народов, что сделало необходимым новый прорыв в области общей модернизации. А вместо этого начались другие процессы: ухудшение экономического положения в стране и нарастание политической нестабильности. Страхи и неудовлетворенность росли у людей всех национальностей, но те, которые как раз переживали период перехода от традиционного общества к современному, переносили свою неудовлетворенность на Центр, на русских, которые ассоциировались с ним.

Дробижева и Арутюнян полагают,что нереализованные ожидания часто бывают присущи группам, которые располагают интеллектуальным потенциалом, богатством, но не имеют соответствующего их представлению о себе высокого престижа и социального статуса. Ситуация в Карабахе, где армяне были более образованной группой и имели больший достаток, но не были допущены во властные структуры в той мере, в какой они считали справедливым, создавала у них постоянное чувство ущемленности, неуверенности, несправедливости.

В доказательство несостоятельности данной объяснительной концепции обычно приводят следующие аргументы[3]:

) «опасно применять тезис, который делает легитимным понятие на экстремистские силы, а страдали от них те, кому меньше всего хотели причинить вред. Так было с угрозами этнополитических санкций в адрес республик Прибалтики, Украины.

Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

При вооруженном вмешательстве окончательное решение, согласно международной практике, принимает президент. При этом, как показывает мировой опыт, должна быть уверенность, что на стороне использующих силу есть ее безусловное преимущество и что быстрое прекращение насильственных столкновений возможно. Если вооруженные силы используются на территории других государств, то обязательно требуется заручиться санкциями международных организаций.

Как правило, наиболее эффективен прерыв конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И еще, что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Бывают случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.

Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимацию договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов.

На самом деле все мы разные, но в большинстве случаев все мы имеем одни и те же желания: мы хотим быть свободными, свободно передвигаться по территории своего народа, чувствовать свое равноправие в обществе независимо от цвета кожи, разреза глаз или религиозных взглядов. Сегодня это практически невозможно, несмотря на то, что большая часть населения планеты желает этого всем сердцем.

Несомненно, межнациональные конфликты являются неотъемлемой частью современной политики, т.к. проблема межэтнических конфликтов требует незамедлительного решения. Именно государственное регулирование и государственная устойчивость в области политики наций может дать положительный толчок к решению проблемы, которая существует практически с возникновения цивилизаций. К сожалению, сегодня ни одна страна не может похвастаться полным устранением этой проблемы хотя бы у себя на территории.

Каждый день во всем мире множественные организации совместно с различными политиками и государственными лицами делают конструктивные шаги к решению проблемы национальных меньшинств, но, не смотря на это, до полного ее искоренения человечеству еще далеко. Поэтому сегодня в большинстве случаев национальным меньшинствам остается только надеяться на то, что однажды они смогут в любой ситуации гордиться принадлежностью к своей нации и что однажды человечество поймет, что поступки человека на самом деле не зависят от того, каким он родился и каким богам поклоняется.

Список использованной литературы

[1]Сайт Всероссийской переписи населения

[2] Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 480.,187 стр.

[3] Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. М., 1998. 271 с.,170 стр.

[4]Здравомыслов A. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. С. 6.,стр. 94.

[6] Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. М., 1998. 271 с.,стр. 177.

[7] Паин Э-А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР//Советская этнография. 1990. Ns 1., . Попов А.А. Причины возникновения и динамика развития межнациональных конфликтов в пост-СССР. Тезисы доклада в Московском Центре Карнеги.

[8] Дробижева Л-М. Этнополитические конфликты. Причины и типология

[9] Петров Н., Стрелецкий В., Троивший А. , Шорохов В. Чеченский кризис в этно- и политико-географическом измерении

[10]Здравомыслов A. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. С. 6.,стр. 126.

[11] Желудков А. Бедствия России - беженцы. Бедствия беженцев нищета//Известия. 1995. 19 апреля. Глава 13

[12] Козлов В.И. Национальные проблемы: как их решать//Труд. 1989.

[13] Крупник И.М. Национальный вопрос в СССР: поиски объяснений//Советская этнография. 1990.

[14] Тишков В .А. Указ. соч. С. 311.

Теги: Межэтнический конфликт: формы и содержание Реферат Мировая экономика, МЭО

Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

пример этнического конфликта

Что такое этнический конфликт?

Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне - это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

когда возникли этнические конфликты примеры из истории

Когда возникли самые первые этнические конфликты?

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве - это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

этнические конфликты примеры из истории

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

когда и почему возникли этнические конфликты примеры

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Региональная научно-практическая конференция

Смеянов Владимир Александрович

О сновная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

2. Пути предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов

Список используемой литературы

Актуальность темы. Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных мест в современном социальном познании. Сложные процессы глобального общественного развития, противоречия во взаимодействии народов с разными культурами, переживающих резкие социальные, политические и экономические изменения, нередко проявляются в обострении межэтнических конфликтов. Значимость этих явлений для полиэтничных регионов во всем мире обусловливает необходимость исследовать истоки и причины этнической мобилизации, само этническое сознание, которое нередко используется с целью коллективного действия, в том числе и насильственного. Очевидна необходимость разработки мер раннего предупреждения и быстрого нивелирования возможных последствий конфликтов на межэтнической почве.

В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества -приковывает пристальное внимание исследователей, побуждает к разработке эффективных способов прогнозирования и урегулирования.

При этом сосредоточенность авторов на конкретных описываемых событиях и частных аспектах региональной проблематики не позволяет расширить концептуально-методологический базис проводимых исследований. Несмотря на огромную литературу, посвященную этносам и конфликтам, сама природа и сущность этничности остается в общем - социально-философском плане - не раскрытой, а реальная динамика межэтнических конфликтов еще не получила адекватного теоретического объяснения.

Проблема исследования заключается в социально-философском осмыслении природы этноса и этничности в связи с межэтническими взаимодействиями, а также в раскрытии основных причинных факторов и способов разрешения межэтнических конфликтов.

Цель работы состоит в социально-философском анализе межэтнических конфликтов, а также в изучении способов их предупреждения и разрешения.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

1) определить содержание понятия "межэтнический конфликт" для дальнейшего использования этого понятия в данном исследовании;

2) изучить сущность межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, их виды, пути их разрешения и предотвращения.

Гипотеза: проведение работы по анализу существующей ситуации, прогнозирование возможных конфликтов, примерное выявление косвенных и прямых участников.

Основная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

Межэтнический конфликт - специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.

Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Первостепенной причиной так внимания со стороны научного сообщества, является их трудно разрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную “формулу решения”, вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда ??а правильная. В нашей стране в последние 20 лет сформировалось уже достаточно большое сообщество ученых-кофликтологов, открываются центры по изучению конфликтов.

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

Таким образом, приходим к выводу, что целью данной работы является рассмотрение причин возникновения, типов и форм межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных способов их урегулирования.

Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

2. Конфликты между этническими группами (ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане - погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области - столкновения киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются.

В связи с этим обычно различают:

Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, - всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени - долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт - это конфликт старых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, территорию, которого он покинул, и новых, свойственных тому этносу, на территорию которого он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный конфликт - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Виды этнических конфликтов выделяют по следующим критериям: интенсивность проявления, масштабы проявления и цель борьбы между конфликтующими сторонами

К основным видам этнических конфликтов относятся:

по интенсивности проявлений:

- те, протекающих вяло

по масштабам проявления:

по целям, которые ставят перед собой конфликтующие стороны в борьбе:

- социально-экономические (выдвигаются требования общественной равенства);

- культурно-языковые (выдвигается требование сохранения или возрождения функций языка и культуры этнических общностей);

- политические (этнические меньшинства добиваются политических прав - автономии);

- территориальные (на основе изменения границ, присоединения к другим государствам)

Заметим, что при определенных условиях одни виды конфликтов могут переходить в другие

Почти везде существуют противоречия между этническими общностями, т.е. межэтническая напряженность Эта напряженность является наиболее выраженной в полиэтнических сообществах

Кроме открытых есть скрытые межнациональные конфликты, которые еще не переросли в открытое противостояние. Так, между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством конфликтные действия могут протекать как в Откуда крытой, так и в скрытой форме или в форме социальной конкуренции (тлеющий конфликт).

Конфликтные действия возникают в тех условиях, если противодействующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию, то есть конфликт находится на стадии осознания и эмоционального созревания .

Если объективная конфликтная ситуация осознана, то даже случайные события с присущей им эмоциональностью, а иногда иррациональностью, могут привести к конфликтной взаимодействия. На этой стадии межэтнический конфликт имеет тенденцию к эскалации (самосозростання) - от массовых действий гражданского неповиновения в кровавых столкновений, или даже до этнополитических воен.

Выделяют следующие стадии этнических конфликтов:

- собственно кризисных проявлений (пик кризиса);

Длительность каждой стадии может отличаться, что обусловлено спецификой данной кризисной ситуации На второй стадии могут использоваться такие тактики: митинги, манифестации, акции \"гражданского неповиновения ры \", нередко со столкновениями и военными конфликтовконфліктами.

Конфликты чаще всего возникают в связи с противоречиями в таких видах отношений, как: политические и социально-политические; экономические и социально-экономические; территориальные; межэтнические; языковые; религиозные

2. Пути урегулирования этнических конфликтов

По мнению немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. "Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование". Дарендорф выделяет следующий порядок регулирования конфликта: 1. переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно - привлечение третьей стороны; 2. наиболее мягкая форма участия третьего лица - посредничество. Предложение решения конфликта не является обязательным; 3. арбитраж - исполнение решения является добровольным. Обязательным - приглашение третьей стороны; 4. обязательный арбитраж - находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государственного правления и обеспечения мира). Решение обязательно. Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты. Цель урегулирования этнических конфликтов заключается в нахождении нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Существуют некоторые основные правила предупреждения и регулирования уже эскалировавшихся этнических конфликтов. Чтобы вовремя спрогнозировать возможное этническое столкновение необходимо исследовать миграционные потоки. Уровень миграции особенно велик, когда она осуществляется как результат этнических конфликтов или их угрозы. В результате мощного миграционного потока в какой-либо регион в некоторых его районах создаётся критическая нагрузка на инфраструктуру (школы, больницы, транспорт, сфера обслуживания), следовательно, обостряется ресурсная проблема. В случае, когда среди мигрантов значительна доля лиц тех национальностей, которые имеют собственную государственность, это вызывает непонимание среди местного населения, испытывающего неудобства из-за притока беженцев. Это вызывает этническую напряженность и создает конфликтную почву. Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть учёт состояния массового сознания, сложившихся в нём представлений о проблемах в сфере межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и правила поведения. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно поворота событий. Предвидеть это невозможно, не изучая состояния массового сознания. Средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, выделять деньги на распространение социальной рекламы, пропагандировать ценности терпимости к другим народам, дружбы, взаимопомощи и другие нравственные идеалы. Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами.

Строго говоря, у государств существует два пути к принципиальному решению проблем сглаживания и снижения межэтнических конфликтов. Первый заключается в том, чтобы не делить людей по этническому принципу и на нем не строить государственность, а создавать государство на неком всеобщем идеале или на каких-то более высоких ценностях, чем культура и традиции одной народности. Так, этничность как бы выводится из сферы политики, и всякие межэтнические проблемы подавляются официальным провозглашением равенства всех людей независимо от национальности, расы, вероисповедания и культуры перед законом, который обеспечивает все права человека и гражданина. Такая попытка предпринята в США. Сторонник этого пути, Рыбаков С.Е., видит выход в "выведении" этничности из политики, считает, что это позволит стабилизировать структурированность социосферы в пользу гражданственности и, следовательно, избежать политики этнического радикализма. Для решения этой проблемы он предлагает, во-первых, перенести властные функции "наверх", в округа. С его точки зрения, "…целесообразно было бы обязательно сопровождать эти меры параллельным укреплением местного самоуправления на уровне населенных пунктов и расширением прав соответствующих органов власти, с тем, чтобы сделать реальной альтернативой псевдоэтническим "удельным княжествам" местный властный уровень, который вполне способен самостоятельно решать основную массу проблем, действительно актуальных для этноса". Такой подход кажется наиболее эффективным. Противоположный (второй) путь решения этнического вопроса стал уже классикой. Всем известный А. Лейпхарт стоит на позиции необходимости "введения" этничности в политику посредством принципа представительства во властной элите интересов различных этнических меньшинств. В своей работе "Демократия в многосоставном обществе" классик выделил несколько институтов, которые смогли бы обеспечить стабильность демократии в полиэтническом государстве. К таким институтам он отнес многопартийность, пропорциональное представительство, политическую децентрализацию и законодательное закрепление прав этнических меньшинств. Для того, чтобы эти институты работали эффективно, в состав правящей элиты должны входить представители всех этнических сообществ. "Каждое сообщество должно обладать правом налагать вето на решения, затрагивающие его интересы; и каждый народ должен иметь возможность самостоятельно вести собственные дела". Идея консоциальной демократии была разработана Лейпхартом для довольно устоявшихся западноевропейских систем, прежде всего для такой маленькой страны как Нидерланды. В связи с этим необходимо заметить, что идею Лейпхарта будет весьма трудно применить к большинству полиэтнических стран Восточной Европы и Евразии. У них совершенно другие исторические, культурные и политические традиции, поэтому идею сообщественной демократии нельзя назвать универсальной. Доцент факультета политических наук одного из американских университетов Вики Л. Хесли предлагает "…любому режиму…выработать программу управления межэтническим конфликтом и его разрешения. Эта программа должна включать в себя, наряду с прочим, набор мер (или законодательных актов), направленных на разделение полномочий и ресурсов внутри системы. Необходимо также найти пути обеспечения меньшинствам доступа к политическому влиянию. В частности, каждому этносу должно быть предоставлено право создавать общественные организации, которые могли бы оказывать влияние на систему. Неограниченное, свободное участие в организациях, т.е. плюрализм, - одна из главных заповедей демократии" . Каждая страна выбирает свою дорогу на пути к демократии, стабильности и процветанию, конечно, в зависимости от политической и национальной культуры, исторических устоев и существующих в данном государстве ценностей.

Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого полиэтнического общества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно сказываются на основных процессах социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить его ориентацию, породить новые негативные тенденции, то есть закладывает основу для будущих конфликтов других поколений.

Гост

ГОСТ

Громкие конфликты последних лет

В современном мире, несмотря на его высокий уровень развития, некоторые проблемы до сих пор не могут разрешаться оперативно и, что самое главное, мирно. Глобальный кризис, наплыв беженцев, распространение терроризма, ряд гибридных войн – из-за этого человечество еще более ослабело, не решаясь противостоять новым угрозам и возможным чрезвычайным ситуациям. Но, что самое главное – теперь невозможно прогнозировать вспышки агрессии и конфликтов в разных уголках земного шара.

Даже в современном, мирном обществе политика страха ведет к поляризации и демагогии. Казалось бы, лидерам следует объединиться перед лицом общей проблемы, но все эти ситуации приводят лишь к разобщению интересов и желанию действовать во благо лишь своего государства, а не всего мира в целом.

Сегодня мы стоим перед лицом таких проявлений, как наплыв беженцев в Европу, полыхающие войны, охватившие Сирию, Йемен, Африку и Ирак, конфликт на востоке Украины, противостояние Саудовской Аравии и Ирана. В целом, в мире выросли показатели таких проявлений, как популизм и национализм. Перечислим также некоторые наиболее известные межэтнические и межнациональные конфликты, с которыми столкнулась Россия в последние годы:

  • Яндыки, Астраханская область (август 2005 года) – 13 лет назад некоторые чеченцы из числа переселенцев повредили памятник Э. Кокмаджиева, который погиб в ходе чеченской кампании. Все вандалы получили условные сроки, что вызвало недовольство и недоумение со стороны калмыков. Это привело к тому, что они потребовали выселения этих чеченцев и, как следствие, стали участникам некоторых потасовок. В одной из них погиб калмык, реакция была бурной: проходили шествия, сжигались дома чеченцев;
  • Кондопога, Республика Карелия (сентябрь 2006 г.) – двое местных жителей поссорились с официантом кавказской внешности (азербайджанец) и с фамилией Мамедов. Они избили его, но сторонники официанта не остались в стороне. В результате массовой драки жизни лишились два человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Также следует упомянуть о таких конфликтах, как вооруженные столкновения в Нагорном Карабахе. Так называемый Карабахский конфликт вспыхнул между представителями Армении и Азербайджана из-за территории – Нагорно-Карабахской области. Абхазская война между Грузией и Абхазией; Грузино-Осетинский конфликт, который вспыхнул почти 10 лет назад и привел к гибели огромного количества невинных людей. Конфликт удалось остановить благодаря миротворческим силам, прибывшим из Российской Федерации.

Не будем забывать о конфликте между Россией и Украиной, где главная точка противостояния – Восточная часть Украины. Люди самостоятельно попытались выйти из состава, недовольные властями и обстановкой в стране. В результате появилось несколько новых республик – ДНР и ЛНР, а Крым вновь вошел в состав России. К слову, данное решение до сих пор не воспринимается некоторыми политологами как правомочное, поэтому Крым не признают российским, называя его частью Украины.

Проблема и опасность межнациональных конфликтов

Как мы видим, несмотря на высокий уровень развития, постоянное внедрение новых технологий, наличие большого количества ресурсов межнациональные конфликты возникают с такой же частотой, что и сотни лет назад. Люди могут пользоваться совершенно различными средствами, в том числе применять силу и оружие для того, чтобы указать на свой авторитет, доминирующее положение по отношению к другим жителям земного шара. На почве локальных конфликтов появляются все более новые и ожесточенные противостояния, которые приводят к гибели невинных, простых граждан.

Исследователи сходятся во мнении о том, что межнациональные конфликты выступают в качестве противоборства и состояния соперничества. Это все проявляется в виде острой конкуренции между людьми – представителями разных национальностей, которые борются за свои интересы и выражают различные требования. В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые не готовы воспринимать чужую точку зрения, так как своя собственная кажется более рациональной и логичной. Тем не менее, если обе стороны осознают свою ответственность, а также они равносильны, то, как правило, они стремятся к тому, чтобы договориться и решить проблемную ситуацию мирным путем, избегая жертв.

Этнополитические и межнациональные конфликты могут возникать по ряду различных причин:

  1. Социальная неудовлетворенность сложившимися условиями, политическим режимом, которая может присутствовать у народов внутри одной или нескольких стран одновременно;
  2. Экономическое превосходство, а также расширение интересов бизнеса. Они распространяются за пределы одного государства, начинают охватывать другие территории, которые могут быть не удовлетворены таким вмешательством;
  3. Географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов – иногда представителей этноса возмущает, что им выделили слишком малую территорию, где они не могут обустроить свою уникальную инфраструктуру;
  4. Политика, проводимая властями;
  5. Культурно-языковые претензии народов – дискриминация одного или нескольких языков, принятие одного языка как общеобязательного без учета других языковых и культурных форм.

Стоит также выделить такие причины, как историческое прошлое, в которое существовали противоречия в отношениях между народами. В таком случае, конфликт в принципе может считаться исчерпанным, но историческая неприязнь сохраняется, что не позволяет людям воспринимать друг друга иначе, как врагов или неприятелей.

Очень важны этнодемографические причины – численное превосходство одной нации над другой. Превосходство дает одним представителям шанс заявлять о себе как о большинстве, дискриминировать меньшинство, желать, чтобы оно вовсе исчезло.

Религиозные и конфессиональные причины, борьба за господство и владение природными ресурсами – также причины, по которым возникают некоторые этнополитические противостояния.

Читайте также: