Доклад химики окружающий мир 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

В нашей стране много полезных ископаемых, которые используют в производстве, ЖКХ, медицине и других сферах. Многие из них находятся на большой глубине, поэтому их добыча требует немалых усилий.

План описания полезного ископаемого

  1. Описание полезного ископаемого
  2. Область применения
  3. Места добычи

Нефть

Описание

Самым известным полезным ископаемым в России является нефть. Она представляет собой вязкую жидкость, которая способна воспламеняться. Ее отличает черный цвет. Она может быть с примесями бурого или коричневого оттенков. У нефти имеется специфический неприятный запах.

Область применения

Раньше нефть использовали только в качестве масла, которое долго горело. Но позже научились очищать ее, получая керосин. Сегодня сферы применения нефти обширны. Из нее делают:

  • бензин,
  • дизельное топливо,
  • пластмассу,
  • искусственные волокна для тканей,
  • пищевые продукты, например, жвачку.

Не обходится без этого вещества косметология и медицина. Частички нефти есть в вазелине и губной помаде.

Места добычи

Месторождений нефти на территории страны не так уж мало. Добыча ведётся в Красноярском крае, Ханты-Мансийске. Богаты нефтью Урал, Ямало-Ненецкий автономный округ и Сибирь. Залежи полезного ископаемого расположены на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.

Справка: нефть похожа на черное масло с едким запахом. Она может гореть. Ее перерабатывают для изготовления бензина, искусственных материалов, а также пластмассы.

Железная руда

Описание

Россия всегда была в пятерке стран по запасам железной руды. Это природный минеральный элемент, богатый металлом. При обработке такого минерала получают железо.

Область применения

Сама по себе руда не так ценна, как материал, который получают при ее переработке. На заводах из руды плавят чугун, переплавляют его в сталь. Руды частично используют как краситель. Одним из образованных материалов также является само железо.

Места добычи

Есть необычное место, которое является крупной залежью полезного ископаемого, — Курская магнитная аномалия. Находится оно в пределах Белгородской, Курской и Орловской областей. Найти железную руду также можно в Карелии, Якутии и на Урале.

Справка: железная руда по своей природе является полезным ископаемым, богатым металлами. Из нее выплавляют железо, чугун или перерабатывают в сталь.

Каменный уголь

Описание

Уголь является полезным ископаемым, образующимся в течение долгого времени. Глубоко под землей происходят изменения в торфянниках, после которых получается твердое вещество. По цвету уголь серый или черный.

Область применения

Каменный уголь применяется в качестве топлива, так как он хорошо и долго горит. При переработке этого полезного ископаемого получают различные металлы. Например, цинк и свинец. Когда уголь прогорает, то от него остается зола. Ее используют для производства керамики, строительных материалов. Зола служит также хорошим удобрением для почвы.

Места добычи

Самый богатый углем регион — Кемеровская область. Добыча ведется в:

  • Красноярске,
  • Иркутской области,
  • Забайкалье,
  • Хакасии,
  • Иркутской области,
  • Якутии и других регионах.

Справка: каменный уголь — это твердое вещество, которое появляется в результате долгого разложения под землей. Он применяется в качестве топлива, а его продукты горения — для изготовления строительных материалов.

Калийная соль

Описание

Калийную соль можно найти в магазине в виде розовых, коричневых или сероватых гранул. Но на местах своего зарождения калийная соль выглядит как плотный осадок. Это минеральное вещество оседает пластами на дне калийных водоемов в результате испарения воды.

Область применения

Сферы использования калийной соли достаточно велики. Это сельское хозяйство, производство пиротехники, медицина, изготовление красок. Калийную соль в небольшом количестве добавляют в пищу.

Места добычи

Крупное месторождение данного ископаемого в России находится в Волгоградской области. Его называют Гремячинским. Добыча ведется в Пермском крае и Иркутской области. Незначительные запасы есть в Калининграде и Оренбурге.

Справка: калийная соль появляется после высыхания водоемов, богатых данным веществом. Калийную соль используют преимущественно для удобрения земли.

Золото

Описание

Золото можно найти повсюду. В небольшом количестве оно есть в море, горных породах и даже почве. Его добывают, промывая речной песок. Само по себе золото представляет желтый по цвету металл. Он очень мягкий. Иногда встречается золото с красноватым оттенком. Все потому, что оно бывает смешано с медью.

Область применения

Полезное ископаемое используется для изготовления ювелирных украшений. Раньше золото применяли для производства разменных монет, но теперь их чаще делают для коллекционирования. Золото можно найти в некоторых электрических приборах, потому что металл является хорошим проводником тока. В стоматологии золотом покрывают зубные коронки.

Справка: золото является драгоценным металлом, которое часто находят после промывки речного песка. Золото представляет высокую ценность и применяется для создания украшений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Почему портятся продукты? Презентацию выполнила учитель начальных классов МБО.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Почему портятся продукты? Презентацию выполнила учитель начальных классов МБО.

Цели исследования: Установить: Какие предметы (продукты) со временем портятся.

Цели исследования: Установить: Какие предметы (продукты) со временем портятся, а какие остаются неизменными? Выяснить, в чем причина порчи продуктов? Как можно дольше уберечь продукты от порчи?

Ход исследования: Мы поделились на группы, которые наблюдали за продуктами, х.

Ход исследования: Мы поделились на группы, которые наблюдали за продуктами, хранящимися в разных условиях (в холодильнике, в морозильнике, в комнате - в светлом теплом месте), в течение 1 недели. 1 группа – молочные продукты. 2 группа – фрукты и овощи. 3 группа – хлеб. 4 группа – бульон.

Наши наблюдения: Продукты, которые хранились вне холодильника, на 3-4 день на.

Наши наблюдения: Продукты, которые хранились вне холодильника, на 3-4 день начали изменяться: - хлеб стал черствым; - бульон помутнел; - молоко загустело, стало с комочками; - на фруктах и овощах начали появляться темные пятна, гниль, плесень. - Все продукты приобрели неприятный запах. - Продукты, которые хранились в холодильнике, сохранили свои свойства. Вывод: свежие продукты должны быть употреблены в течение 1-2 дней. Холодильник помогает сохранять продукты в течение нескольких дней. А в морозильнике продукты можно хранить несколько месяцев.

Результаты наблюдения:

В чем же причина порчи продуктов? Оказывается, вкусные вещи очень быстро нахо.

Как же уберечь продукты от порчи? Такой способ придумал французский ученый Лу.

Как же уберечь продукты от порчи? Такой способ придумал французский ученый Луи Пастер. Он проделал такой опыт: вскипятил бульон в двух сосудах, после чего один из них запаял. В открытом сосуде бульон на третий день испортился. В закрытом сосуде бульон оставался прозрачным. Вывод: бактерии, уничтоженные кипячением, не появляются в запаянном сосуде. Так появился способ хранения продуктов – пастеризация.

Способы сохранения продуктов от порчи: сушка (жидкость испаряется и продукты.

Способы сохранения продуктов от порчи: сушка (жидкость испаряется и продукты долго не портятся); засолка; засахаривание; замораживание; кипячение; хранение в холодильнике; пастеризация; упаковка в вакуумные оболочки (удаляют воздух), пакеты, пластиковые коробки; пищевые добавки, увеличивающие срок годности продуктов, делают еду вкуснее, придают продукту привлекательны цвет.

Бактерии наши друзья! Простокваша, кефир, сметана, масло, сыр, йогурт, квашен.

Бактерии наши друзья! Простокваша, кефир, сметана, масло, сыр, йогурт, квашенная капуста не существовали бы, не будь полезных (молочнокислых бактерий). В пищеварительной системе человека живут бактерии, необходимые для здоровья. Они помогают переваривать пищу, производят некоторые витамины. Бактерии помогают находить применение отходам.

Бактерии наши враги! Но есть бактерии, которые вредят человеку. Они называютс.

Бактерии наши враги! Но есть бактерии, которые вредят человеку. Они называются болезнетворными. Чтобы уменьшить их количество вокруг нас, нужно: - почаще вытирать пыль; - проветривать комнату; - мыть руки перед едой; - заниматься спортом.

Выводы: Продукты портятся от того, что их неправильно хранят и в них «поселяю.

Автор: Быкова Елена Юрьевна

Организация: МБОУ Школа №49 г.Уфа РБ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Глава 1. Знакомство с химией

Из истории химии с.3

Что такое химия с.4

Химические явления в природе и жизни человека с.4

Глава 2 Химия вокруг нас

2.1. Химия и вещества с.6

2.2 Химия на кухне и в быту с.7

2.3 Интересные факты с.8

Глава 3. Практическая часть. Опыты дома

3.1. Шутки и фокусы с.9

3.2. Опыт " Извержение вулкана" с. 9

3.3. Опыт "Самонадувающийся шарик" с.10

3.4. Опыт "Секретное послание" с.10

3.5. Опыт "Йод - индикатор содержания крахмала" с.10

3.6. Опыт "Фараоновы змеи" с.11

3.7. Опыт "Лавовая лампа" с.11

3.8. Опыт "Седой шоколад" с. 11

Список литературы с.13

Все мы читали сказки о добрых феях и волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооружённые знаниями. Наука вот истинная волшебница. Химия – наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в Древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб… А ведь всё это – химические явления. Химия – наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стала всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Актуальность: химия – наука чудес и превращений. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения химии.

Цель работы: Познакомить детей младшего школьного возраста с химией, доказать, что химия доступна всем и каждому. Привить интерес к этой науке.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Собрать материал о химических явлениях в природе и в жизни.

Исследовать, как и в каких целях используются продукты химической промышленности.

Составить текст исследовательской работы.

Проделать опыты и доказать, что в домашних условиях реально можно творить чудеса.

Гипотеза: предполагается, что в условиях высокого уровня развития цивилизации, человек не может обходиться без химии.

Объект исследования: связь человека с химическими продуктами и явлениями.

Предмет исследования: химические опыты.

Методы исследования: изучение научной литературы, эксперимент, наблюдение, анализ полученных результатов.

Практическая значимость заключается в том что, повсюду, куда бы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сами того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и многое другое.

Глава 1. Знакомство с химией

1.1 История химии

Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3-4 тыс. лет до н.э. В древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, применяли золото, серебро, производили стекло, керамику, краски, духи. Первыми учеными-химиками были египетские жрецы (бальзамирование и изготовление стойких красок).

Развитие химии в России связано с работами М .В. Ломоносова. В 1748 г. он сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы. Значительный вклад в развитие химии внесли выдающиеся русские ученые – А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев. А.М. Бутлеров в 1861 г. создал теорию строения органических веществ. Д. И. Менделеев в 1869 г. открыл Периодический закон и на его основе создал Периодическую систему.

Учение Аристотеля явилось идейной основой развития отдельной эпохи в истории химии – АЛХИМИИ. Алхимия – это темная, дьявольская наука. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, получая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали их при своих дворах. Но им не повезло - они не научились превращать металлы в золото и алхимию запретили, а алхимиков обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Развитие химии продолжается и в настоящее время.

1.2. Что такое химия.

Химия – одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней. Она изучает из каких веществ состоит тот или иной предмет. Химия – наука удивительная! Как только человек рождается, он попадает в мир химических веществ.

Первый вздох и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока и самый главный шедевр биохимической эволюции – белок начинает работать в организме малыша.

1.3. Химические явления в природе и в жизни человека

Окружающий нас мир состоит из химических элементов: мебель, одежда, книги, краски. О некоторых химических элементах мы уже слышали: железо, золото, серебро, йод, водород, кислород, кальций и другие.

На нашей планете больше всего кислорода (О). Одних элементов в природе очень много, других совсем мало. Больше всего на свете водорода (Н) и гелия (Не). Из этих химических элементов почти целиком состоит Солнце, далёкие звёзды, кометы…

А почему трава зелёная? Потому, что в каждой травинке есть химическое соединение – хлорофилл, благодаря которому растения дышат и растут.

Почему соль солёная? Потому, что в ней есть натрий (Na) и хлор (Cl), который попадая на слюну образуют раствор с особым привкусом.

А химический элемент железо (Fе) есть не только в гвозде или машине, но и в воде, в земле, в деревьях и даже в организме человека. В крови человека есть частички железа (Fе), но они так малы, что увидеть их можно при помощи микроскопа.

А если хочется скорее вырасти – потреблять нужно химический элемент кальций (Са). Его много в молоке и в молочных продуктах. Даже настроение человека, его здоровье, во многом зависят от присутствия некоторых химических элементов в организме. Химический элемент магний (Mg) влияет на работу сердца. Он содержится в абрикосах и персиках.

Химическое явление в природе – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.

В мире ежедневно происходит множество удивительных, прекрасных, а также опасных и пугающих химических явлений. Из многих человек научился извлекать пользу: создает строительные материалы, готовит пищу, заставляет транспорт перемещаться на огромные расстояния и многое другое.

Без многих химических явлений не было бы возможным существование жизни на земле: без озонового слоя люди, животные, растения не выжили бы из-за ультрафиолетовых лучей. Без фотосинтеза растений животным и людям нечем было бы дышать, а без химических реакций дыхания этот вопрос вообще не был бы актуальным.

На кухне можно рассмотреть еще несколько любопытных химических явлений например,образование накипи в чайнике. А без другого химического явления не было бы вкусных маминых пирогов и булочек: речь о гашении соды уксусом.

Свечение ночного моря. Голубой свет газовой горелки. Слабое белесое свечение гнилого дерева в лесу. Светящийся фосфор. Во всех этих случаях свечение возникает за счет энергии химической реакции. Отсюда — название явления: хемилюминесценция, т. е. химическое свечение.

Глава 2. Химия вокруг нас.

2.1. Химия и вещества

Что такое вещество? Любой предмет, существо или явление состоят из маленьких частиц -молекул. А множество молекул образуют вещество.

В твердом веществе молекулы плотно прижаты друг к другу, между ними существует сильное притяжение.

Жидкость - это состояние вещества, при котором молекулы чувствуют себя более свободными, могут двигаться с места на место.

Газообразное вещество - это вещество, в котором частицы движутся свободно, хаотично.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – пластмасса, резина, стекло и другие.

Хотя я ещё не изучаю химию в школе, но мне уже известно такое распространённое вещество в природе, как вода (H2O). Это вещество может иметь три агрегатных состояния – жидкое, твёрдое, газообразное. На кухне я и проследила за всеми ее состояниями.

Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям – строителю, фермеру, врачу, домохозяйке, повару и врачу.

2.2 Химия на кухне и в быту

У нас дома химические препараты и вещества! Эти препараты и вещества есть и в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему.

Химия на кухне необходима, прежде всего, для здоровья человека т.к. именно на кухне мы проводим половину жизни.

На кухне все нужно содержать в чистоте и порядке, потому что в антисанитарных условиях можно получить кожные заболевания и даже привести к отравлению. Поэтому здесь нужно постоянно наводить порядок:

· Кухонный стол нужно протирать перед и после каждого приема пищи;

· Протирать поверхность стола лучше всего тряпкой, предварительно смоченной в мыльной воде с добавлением уксусной кислоты;

· Для мытья посуды наиболее эффективны жидкие средства для мытья посуды, такие как AOS, Sorti и т.д., обладающие высокой мылкостью;

Химия в ванной тоже подразумевает чистоту т.к. в ванне мы наводим гигиену тела.

Для того чтобы отчистить ванную необходимо использовать хлорсодержащие вещества, очищающие порошки (Пемо-люкс, Сода эффект и т.д.). Для того чтобы навести гигиену тела, человек использует множество химических веществ — это всевозможные шампуни, гели для душа, туалетные мыла, крема для тела, всевозможные лосьоны и т.д. Для стирки также используются химические вещества, это порошки (Тайд, Ариэль, Миф и т.д.).

Особое внимание хотелось бы обратить на косметику. Ведь косметика – это тоже химия, которой люди пользуются ежедневно. К химической косметике относят помады, пудру, тени, туши, карандаши для подвода глаз, губ, тональный крем и многое другое.

Раскрыв кухонный шкаф, мы увидим уксус, пищевую соду, растительное масло, сахар, муку, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

соль – это хлорид натрия;

пищевая сода – гидрокарбонат натрия;

уксус – уксусная кислота;

А также к химическим препаратам можно отнести: кислоты ( щавелевая, лимонная и т. д.), щелочи (гашеная известь, нашатырный спирт), соли (поваренная, питьевая сода, марганцево-кислый калий), растворы и растворители (бензин, ацетон, глицерин), минералы (мел, гипс, известняк), полимерные материалы (пластмассы, полиэтилен, полипропилен), волокнистые материалы (капрон; лавсан).

Таким образом, химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают, и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и, наконец, внутри самих людей.

2.3 Интересные факты

Порох был изобретен в Китае и долгое время использовался только в мирных целях — для салютов и фейерверков. Спички были созданы случайно: в 1827 году аптекарь Джон Уокер забыл палочку, покрытую химической смесью, которая засохла. Пытаясь отчистить палочку, английский химик провел ей по полу, в результате вспыхнул огонь. Практичный англичанин тут же понял, как можно применить свое изобретение. К случайным открытиям также можно отнести: антибиотики (Александр Флеминг), небьющееся стекло (Эдуард Бенедиктус), фосфор (алхимик Бранд Хенниг пытался получить золото из… человеческой мочи). Также случайно были открыты: вулканизированная резина (Чарлзом Гудьиром), йод (кот фармацевта Бернара Куртуа разбил приготовленные для опыта бутылки, в результате реакции на полу остался кристаллизованный йод). Заменитель сахара сукралоза: студент Шашикант Пхаднис плохо понял команду профессора и попробовал вещество, приготовленное для опыта (анг. test и taste звучат почти одинаково, но имеют абсолютно разные значения). И таких примеров немало.

Глава 3. Опыты дома

3.1. Шутки и фокусы

Даже маленькие дети знают, что если втянуть воздух из шара с гелием, то изменится голос.

Существует металл, очень похожий на алюминий – галлий. Но только при температуре ниже 28 градусов – иначе он начинает плавиться. Химики часто шутят над своими друзьями с помощью растворяющихся ложек. Такая ложка сделана из галлия, и, попадая в горячий чай, она начинает плавиться.

Чтобы создать большое количество пены, можно в водный раствор соды добавить хлорной извести.

Цвет лепестков белых роз можно изменить при помощи нашатыря: нужно опустить в него стебли.

Провести фокус можно и с мармеладными червячками. Если их пропитать содовым раствором, а затем опустить в уксус, червячки начнут дергаться и шевелиться.

3.2. Опыт "Извержение вулкана"

Нам понадобится: сода, красная или оранжевая краска, вода, моющее средство, уксус.

3.3.Опыт "Самонадувающийся шарик"

Нам понадобится: воздушный шарик, пластиковая бутылка, бытовая воронка, уксус, пищевая сода.

Заполняем бутылку уксусом на 1/3. Ставим воронку и засыпаем в бутылку 3-4 чайных ложки пищевой соды. Теперь быстро натягиваем воздушный шарик на горлышко и наблюдаем, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимаем его с бутылки, завязываем и потираем о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и держится там несколько часов! (приложение рис.2)

3.4. Опыт "Секретное послание"

Нам понадобится: молоко, ватные палочки, лист бумаги.

Наливаем молоко в небольшую мисочку, мокаем в него ватную палочку и пишем ею на листе бумаги. Молоко высохнет и на бумаге ничего не будет видно, но с помощью духовки или утюга ее можно будет проявить! Для этого достаточно прогладить лист или подержать в тепле некоторое время. (приложение рис.3)

3.5. Опыт "Йод - индикатор содержания крахмала"

Нам понадобится: свежая картошка, кусочки, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет. Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, хлеб, по очереди.

Наблюдаем: Яблоко — не посинело вообще. Хлеб – посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. (приложение рис.4,5)

3.6 Опыт "Фараоновы змеи"

Для опыта понадобятся: таблетки глюконата кальция, пламя свечи.

Подносим таблетку глюконата кальция к пламени свечи, нагреваем. . Из таблетки поползет серая змея. (приложение рис.6)

3.7. Опыт "Лавовая лампа"

Нам понадобится: соль (или шипучая таблетка), водопроводная вода, растительное масло, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Заполняем на 2/3 стакан водой. Выливаем масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды. Добавляем несколько капель различных красителей к воде и маслу. Медленно высыпаем 1 чайную ложку соли (или шипучую таблетку) в стакан с водой и маслом. Наблюдаем, что происходит с масляной и водной смесью. (приложение рис.7,8,9)

3.8. Опыт "Седой шоколад"

Нам понадобится: стакан с водой, кисточка, плитка шоколада.

Кистью наносим на шоколад воду. Затем заворачиваем шоколад в фольгу и помещаем в холодильник. Через неделю достаем шоколад из холодильника. На поверхности шоколада появился седой налет. Это выступили кристаллики сахарозы, т.к. вода их притягивает. (приложение рис.10,11)

Заключение.

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что химия очень интересная наука о веществах, которую необходимо знать каждому. Многие процессы, происходящие на нашей кухне и в быту – это химические явления. Химические опыты разнообразны и интересны и можно сразу увидеть химическую реакцию. Но нужно всегда помнить, что все опыты с химическими веществами должны проводиться в присутствии взрослых и с соблюдением правил безопасности. Понимание того, какие вещества опасны, а какие безопасны, поможет в обычной жизни.

Знание основ химии полезны и в начальной школе. Они помогают понять взаимосвязь веществ в природе. А знакомство с яркими, эффективными химическими опытами имеет важное познавательное значение и оказывает большое эмоциональное воздействие на нас, во многом способствует формированию у нас интереса к химии – очень интересной и важной науки.

Таким образом, гипотеза подтвердилась – в условиях современного развития цивилизации, человек не может обходиться без химии. Химия действительно важный помощник и друг человека, за нею будущее.

В процессе данного проекта, с поставленными целями и задачами мы успешно справились.

И в заключении, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь мир состоит из чудес и всё живое – уже великое чудо. В своём проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершать наука, но жизнь непременно ещё много раз будет сталкивать нас с такими волшебными явлениями как химия.

Химия действительно удивительная наука!

Список литературы

1). В.А. Крицман , В.В. Станцо Энциклопедический словарь юного химика., испр. М: Педагогика 1990г.

2). О.Ольгин Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии. М.: Дет. Лит. 2002 – 175 с.: ил.-(Знай и умей).

План проекта:

  1. Вступление.
  2. Краткая биография.
  3. Великие открытия, сделанные Менделеевым.
  4. Память
  5. Богатства Менделеева, отданные людям.
  6. Вывод.
  7. Пример презентации.

Пример доклада:

Дмитрий Менделеев является одним из величайших российских учёных. Он совершил множество замечательных открытий, прославивших его имя.

Биография Дмитрия Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в небольшом сибирском городе Тобольск. Его отец, Иван Павлович был директором гимназии, мать, Мария Дмитриевна происходила из купеческой семьи.

Детство будущего великого учёного не было безоблачным. В год его рождения Иван Павлович ослеп и потерял свою должность. Усилиями врачей зрение к отцу вернулось, но занимать прежнюю должность он уже не мог. Забота о многочисленной семье, в которой Дмитрий был семнадцатым ребёнком, легла на плечи матери.

Мария Дмитриевна владела маленьким стекольным заводом, который давал небольшой доход.

Когда юноша с отличием окончил Тобольскую гимназию, Мария Дмитриевна продала все сибирские активы и переехала с семьёй в Санкт-Петербург.

Там будущий великий учёный поступил в педагогический институт, который окончил с золотой медалью.

Первое время молодой человек занимался преподавательской деятельностью, в гимназиях, лицеях, позднее в университете. Одновременно он начинает свои научные изыскания. Гениального учёного больше всего привлекает химия и физика.

В начале 60-х годов 19 века Менделеев отправляется в Германию, где совершенствует свои знания.

Вернувшись в 1865 году в Россию учёный защищает докторскую диссертацию, продолжает заниматься химией, интересуется геологией и метрологией.

Именно Дмитрий Иванович курирует создание первого сибирского университета в Томске, и даже хотел стать его ректором, но по семейным обстоятельствам не смог переехать.

В последние годы жизни занимается реорганизацией Палаты мер и весов, его избирают почётным членом академии многих стран.

Умер знаменитый учёный 2 февраля 1907 года после продолжительной болезни.

Великое открытие

Наиболее значимым открытием учёного является Периодический закон, который химик создал в начале 1869 года. По легенде периодическая таблица приснилась Менделееву во сне, но на самом деле она явилась плодом многолетних научных поисков и долгих раздумий.

Он первым осознал то, что свойства химических элементов находятся в строгой зависимости от их атомного веса.

Выявленная учёным периодичность изменения свойств элементов стала краеугольным камнем всей современной химии.

Этот закон перевернул царившие в то время представления о химической науке и позволил сделать огромный шаг вперёд.

Память

Периодический закон, открытый Менделеевым, и сейчас носит его имя. Это главный памятник, который учёный создал своими руками. Один из элементов в нём так и называется — менделевий.

Именем Менделеева названы города и посёлки, улицы и парки, памятники ему установлены во многих регионах и не только.

Его имя присутствует в названиях лунного кратера, подводного хребта, вулкана и астероида.

До сих пор проходят Менделеевские чтения, собирающие самых известных химиков и физиков.

Богатства Менделеева, отданные другим людям

Главным богатством великого учёного, которое он от всего сердца подарил человечеству, стал его замечательный периодический закон.

Но учёный совершил множество других, пусть не столь известных, но очень полезных открытий. Его имя носит один из законов физической химии Менделеева-Клапейрона. Учёный занимался исследованиями перегонки нефти, газификации угля, минералогией, теорией весов и многими другими проблемами современной ему науки.

Дмитрий Иванович внёс свой вклад даже в теорию воздухоплавания, разрабатывая модели аэростатов и стратостатов.

Всю свою жизнь учёный посвятил служению человечеству, и это его самый великий дар, богатство, подаренное всем людям планеты.

Сам Менделеев отмечал, что в его жизни были три службы, направленные на процветание Родины: научная и педагогическая деятельность, и способствование развитию промышленности.

Вывод:

Завершая это выступление, я хотела бы сказать, что подвиг учёного ничуть не хуже великих деяний героев. Менделеев доказал, что человек может приносить пользу Родине и человечеству на своём трудовом посту. Он сделал очень многое для того, чтобы люди жили лучше, и мы помним его имя и его свершения, как будут их с благодарностью вспоминать и наши далёкие потомки.

Россия - страна с богатой историей. Многие знатные личности-первооткрыватели прославили своими достижениями большую державу. Одними из таковых являются великие русские химики.

русские химики

Химией сегодня называют одну из наук естествознания, которая изучает внутренние составы и строение материй, разложения и изменений веществ, закономерность образований новых частиц и их изменений.

Русские химики, прославившие страну

Если говорить об истории химической науки, то нельзя не вспомнить величайших людей, определенно заслуживающих всеобщего внимания. Список известных личностей возглавляют великие русские химики:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов.
  2. Дмитрий Иванович Менделеев.
  3. Александр Михайлович Бутлеров.
  4. Сергей Васильевич Лебедев.
  5. Владимир Васильевич Марковников.
  6. Николай Николаевич Семёнов.
  7. Игорь Васильевич Курчатов.
  8. Николай Николаевич Зинин.
  9. Александр Николаевич Несмиянов.

И многие другие.

Ломоносов Михаил Васильевич

Русские ученые химики не смогли бы работать в условиях отсутствия работ Ломоносова. Михаил Васильевич был родом из деревни Мишанинская (Санкт-Петербург). Родился будущий ученый в ноябре 1711 года. Ломоносов - химик-основатель, давший химии верное определение, ученый-естествоиспытатель с большой буквы, мировой физик и знаменитый энциклопедист.

великие русские химики

Научные работы Михаила Васильевича Ломоносова в середине 17-го века были близки к современной программе химико-физических исследований. Ученый вывел теорию молекулярно-кинетического тепла, которая во многом превосходила тогдашние представления о структуре материи. Ломоносов сформулировал много фундаментальных законов, среди которых был закон о термодинамике. Ученый основал науку о стекле. Михаил Васильевич первым открыл тот факт, что у планеты Венеры есть атмосфера. Он стал профессором химии в 1745 году, через три года, после того как получил аналоничное звание в физической науке.

Дмитрий Иванович Менделеев

Выдающийся химик и физик, русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев родился в конце февраля 1834 года в городе Тобольске. Первый русский химик был семнадцатым ребенком в семействе Ивана Павловича Менделеева - директора училищ и гимназий Тобольского края. До сих пор сохранилась метрическая книга с записью о рождении Дмитрия Менделеева, где на старинной странице значатся имена ученого и его родителей.

русские ученые химики

Менделеева называли самым гениальным химиком 19-го столетия, и это было верное определение. Дмитрий Иванович - автор важных открытий в химии, метеорологии, метрологии, физике. Менделеев занимался исследованиями изоморфизма. В 1860 году ученый открыл критическую температуру (кипения) для всех видов жидкостей.

В 1861 году ученый издал книгу “Органическая химия”. Он исследовал газы и выводил правильные формулы. Менделеев сконструировал пикнометр. Великий химик стал автором многих работ по метрологии. Он занимался исследованиями угля, нефти, разработал системы для орошения землеугодий.

Именно Менделеев открыл одну из главных природных аксиом - периодический закон химических элементов. Им мы пользуемся и теперь. Он дал характеристики всем химическим элементам, теоретически определив их свойства, состав, размеры и вес.

Александр Михайлович Бутлеров

Родился А. М. Бутлеров в сентябре 1828 года в городе Чистополе (Казанская губерния). В 1844 году стал студентом Казанского университета, факультета естественных наук, по окончании которого был оставлен там для получения профессорского звания. Бутлеров интересовался химией и создал теорию химического строения органических веществ. Основатель школы “Русских химиков”.

русские ученые химики

Марковников Владимир Васильевич

В список “русские химики” без сомнений входит еще один известный ученый. Владимир Васильевич Марковников, уроженец Нижегородской губернии, появился на свет 25 декабря 1837 года. Ученый-химик в области органических соединений и автор теории строения нефти и химического строения материи в общем. Его труды сыграли важную роль в развитии науки. Марковников заложил принципы органической химии. Он проводил много исследований на молекулярном уровне, устанавливая определенные закономерности. Впоследствии эти правила получили названия в честь их автора.

За свои открытия был награжден золотой медалью в Париже.

Сергей Васильевич Лебедев

С. В. Лебедев родился в ноябре 1902 года в Нижнем Новгороде. Образование будущий ученый-химик получил в Варшавской гимназии. В 1895 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.

В начале 20-х годов 19-го века советом народного хозяйства был объявлен международный конкурс на выработку синтетического каучука. Предлагалось не только найти альтернативный способ его изготовления, но и предоставить результат работы - 2 кг готового синтетического материала. Сырье для производственного процесса также должно было быть дешевым. Каучук требовалось получить высокого качества, не хуже натурального, но дешевле последнего.

Стоит ли говорить, что Лебедев принял участие в конкурсе, в котором стал победителем? Он разработал специальный химический состав каучука, доступного и дешевого для всех, завоевав себе звание великого ученого.

Николай Николаевич Семёнов

Николай Семенов родился в 1896 году в г. Саратове в семье Елены и Николая Семеновых. В 1913 году Николай поступил в Петербургский университет на физико-математическую кафедру, где под наставлением известного российского физика Иоффе Абрама стал лучшим студентом на потоке.

известные русские химики

Николай Николаевич Семенов занимался изучением электрических полей. Он проводил исследования по прохождению электротока через газы, на основе чего была разработана теория теплового пробоя диэлектрика. Позже он выдвинул теорию о тепловом взрыве и горении газовых смесей. Согласно данному правилу, тепло, выделяемое при химической реакции, при соблюдении некоторых условий может привести к взрыву.

Николай Николаевич Зинин

25 августа 1812 года в городе Шуши (Нагорный Карабах) родился Николай Зинин, будущий химик-органик. Николай Николаевич закончил физико-математический факультет в Петербургском университете. Стал первым президентом в русском химическом обществе.

выдающиеся русские химики

Зинин нашел способ обращения в бензоин горького масла миндаля, об этом было написано в его первой статье в 1839 г. Данная работа стала темой его докторской диссертации, которую он защитил в России.

Игорь Васильевич Курчатов

12 января 1903 года в Уфимской губернии родился “отец” советской атомной бомбы. Так называют сегодня главного научного руководителя по атомным разработкам СССР Игоря Васильевича Курчатова.

химик и физик русский

Ученый окончил Таврическую академию им. В. И. Вернадского. Под его руководством была построена первая АЭС - Обнинская, также разработана первая в мире водородная бомба, которая была подорвана 12 августа 1953 г. После этого последовала разработка термоядерной взрывчатки РДС-202, мощность которой составила 52 000 кт.

Курчатов являлся одним из основоположников применения в мирных целях ядерной энергии.

Известные русские химики тогда и сейчас

Современная химия не стоит на месте. Ученые со всего мира трудятся над новыми открытиями ежедневно. Но не стоит забывать, что важные основы этой науки были заложены еще в 17-19-м веках. Выдающиеся русские химики стали важными звеньями в последующей цепочке развития химических наук. Не все современники используют в своих исследованиях, к примеру, закономерности Марковникова. Но давно открытой таблицей Менделеева, принципами органической химии, условиями критической температуры жидкостей и прочим мы пользуемся до сих пор. Русские химики прошлых лет оставили важный след в мировой истории, и этот факт неоспорим.

Читайте также: