Развитие гражданского общества в швеции доклад

Обновлено: 08.07.2024

Гост

ГОСТ

Государство Швеция расположено в Северной Европе. Численность населения страны - более 10 миллионов человек. Столица Швеции - Стокгольм. Форма правления государства - конституционная монархия.

Модель социальной политики Швеции относится к политическому и историческому феномену.

В основании ее происхождения лежит борьба двух абсолютно противоположных систем - коммунистической и капиталистической.

Результатом такого столкновения стало объединение обеих систем. За основу были взяты лучшие идеи из каждой модели.

С ХХ века возникшая система социальной политики стала самой успешной в мире. Это доказывается отзывами граждан Швеции, которые удовлетворены жизнью в своей стране и уверены в собственном будущем.

Особенности социальной политики Швеции

Швеция относится к странам со скандинавской системой социальной защиты. Такая система нацелена на непосредственное участие государства в предоставлении социальных программ и гарантий своим гражданам.

Для политики скандинавских стран, понятие “социальная защита” равно понятию “социальное благосостояние”. Оно заключается в регулировании уровня доходов государством, наличии социальных пособий и льгот, проведением общей социальной политики.

Социальные программы Швеции задаются главной целью - достичь полной занятости населения. На сегодняшний момент в стране трудоустроены более 90% населения. По мировым стандартам такой показатель считается максимальным.

Все социальные программы распространяются на все слои населения. Каждый гражданин в Швеции имеет право на образование, медицинское обслуживание и получение пенсий и льгот. Все социальное обеспечение централизованно государством.

Готовые работы на аналогичную тему

Здравоохранение Швеции занимает ведущее положение на мировом уровне. Смертность детей очень низка. Средняя продолжительность жизни населения достаточно высокая: примерно 80 лет у женщин и 75 - у мужчин. Основной проблемой со здоровьем в Швеции считается вредная привычка большого количества населения - употребление жевательного табака.

Образование в Швеции также относят к одному из лучших и качественных по мировым показателям. В 1950-тых годах, в связи с проведением реформы системы образования, были утверждены начальная 10-летняя школа общего образования, средняя школа и система образования для взрослых.

Граждане Швеции защищены единой общенациональной системой страхования по болезни. Если служащий должен остаться дома по причине своей болезни или болезни ребенка, ему выплачивают 75-85% заработной платы. Страхование обеспечивает покрытие части выплат при обращении гражданина в частную клинику.

Не менее 80% семей в Швеции получают государственные пособия. Такой процент считается самым высоким показателем по мировым меркам. Также имеют право получать пособие семьи, в которых ребенку менее 16 лет.

Студенты получают стипендии в качестве долгосрочных займов, которые должны вернуть государству.

Пенсионерам и инвалидам государство предоставляет всевозможные льготы и пособия. Социальное обеспечение Швеции позволяет своим гражданам всесторонне развиваться.

По уровню жизни Швеция обгоняет все страны мира. По последним данным, уровень безработицы в стране не превышает 2% населения.

Достоинства шведской модели социальной политики

В сравнении с социальными политиками других стран Европы, шведская модель обладает следующими преимуществами:

  • возникающие конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются через проведение коллективных переговоров, в которых главное участие принимают профсоюзы;
  • формирование общественной системы диалога между всеми слоями населения;
  • шведская модель социальной политики стремится к достижению высокого уровня жизни для всех слоев населения;
  • помощь в развитии творческого начала граждан для качественной трудовой деятельности;
  • достижение государством таких задач, как полная занятость населения, стабильность цен на рынках, высокие показатели уровня жизни, динамичный и стабильный экономический рост, предоставление точных социальных гарантий населению и избежание политических конфликтов.

Результаты социальной политики Швеции

На сегодняшний день реализация социальной политики в Швеции уже дает свои результаты. К их числу относятся следующие моменты:

  • большой потенциал экономики;
  • практически полное отсутствие безработицы;
  • структура экономики ориентирована на социальное обеспечение граждан;
  • развитая система охраны труда и здоровья;
  • высокий уровень нравственности жителей;
  • реализация существования гражданского общества;
  • государственное правовое развитие;
  • направленность политики страны на разработку и осуществление социальных программ;
  • поддержка государством незащищенных категорий граждан;
  • поддержка государством семьи и детей, обеспечения пособиями и льготами;
  • финансирование государством крупных культурных и научных программ;
  • положительное отношение государства к благотворительным организациям;
  • борьба с социальным неравенством;
  • активное развитие социального законодательства;
  • попытки найти баланс между свободой рыночной экономики и мерой влияния на нее государства.

Социальные проблемы Швеции

Несмотря на высокие показатели практически на всех уровнях, государство имеет некоторое количество социальных проблем, которые пытается побороть и предотвратить:

  1. Демографическая проблема. Большое количество иммигрантов приносит ряд проблем. Все большее скопление жителей понесло за собой существенное повышение арендной платы.
  2. Религиозная проблема. Также связана, в первую очередь, с иммиграцией населения.
  3. Кризис социального института семьи.

Социальная политика Швеции целенаправленно ведет деятельность, которая удовлетворяет потребности и интересы населения и создает все возможные условия для его развития и нравственного обогащения. На сегодняшний день Швеция - это единственная страна, в которой расходы государства на социальное обеспечение населения превышают 42% по валовому национальному продукту (ВНП).

О парадоксе нордического социального контракта: радикальный индивидуализм и социальное доверие


Ларс Трэгерд, профессор истории Университетского колледжа Ersta Sköndal, Стокгольм

Швеция — страна, во многом определяющаяся социальными ценностями, и прежде всего доверием, и одновременно исключительно высоким индивидуализмом, подчеркивающим автономность, независимость каждого шведа. Поэтому не случайно говорят о так называемом шведском общественном договоре или социальном контракте. Или шведской, скандинавской модели. Сегодня вообще все страны хотят видеть себя исключительными. Это такой новый обертон национализма и патриотизма. Рассмотрим парадокс шведской исключительности.

Специфичность шведского опыта состоит в очевидном индивидуализме, в характере взаимоотношений между государством и гражданином. У шведов положительное восприятие своего государства и достаточно высокий уровень доверия к нему. Это результат взаимоотношений, в которых государству удалось стать другом маленького человека, живущего на этой географически небольшой территории, именуемой Швецией.

Но их свобода, разумеется, не связана с идеей любви, поскольку любовь во многом основана на взаимозависимости. Ведь все мы так или иначе зависим скорее от семьи и здесь находим свою безопасность и спокойствие.

Нет сомнения, что доверие — одно из самых, если не самое важное нематериальное богатство, когда мы доверяем нашим институтам и людям. В Европе (и не только в Европе) уже давно проводятся опросы по доверию людям — знакомым и незнакомым. Это способ оценки человеческих качеств. Среди развитых стран демократии в Европе Великобритания находится на пятом месте с уровнем доверия порядка 35%. Во Франции 12%, в Польше 9%. И на этом фоне выделяются скандинавские страны и Голландия, где до 60–70% людей утверждают, что они доверяют другим людям. Швеция среди них на втором месте.

Почему нам так важно именно доверие? Я уже сказал, что доверие — невероятный актив, который консолидирует общество. Если вы верите людям, то в экономической, политической, социальной жизни вам не нужны механизмы против не заслуживающих доверия людей. В обществах высокого доверия гораздо меньше ресурсов и сил тратится на защиту от окружающих. Я 14 лет прожил в Америке. У меня была большая кипа документов, прежде чем я получил ключи от собственности, на это ушло три месяца. В Швеции достаточно одной бумажки и, по сути, мгновенно происходит транзакция. То же самое и в политической жизни. В обществе с высоким доверием его положительные аспекты чувствуются во всех сферах жизни, в том числе и в способности быстро достигать компромиссов. Исследования показывают: в странах с низкой степенью доверия, как правило, высокая коррупция, и наоборот.

Итак, очевидно, что доверие обладает высокой социальной ценностью. Я думаю, большинство шведов очень комфортно себя чувствуют в атмосфере доверия. Наблюдая за Швецией со стороны, люди отмечают высокую способность шведов к сотрудничеству, компромиссу, способность ассоциировать свои личные интересы с общим благом.

Но в то же время шведы чрезвычайно высоко ценят самореализацию. Сравнительные показатели отношения людей в разных странах к базовым ценностям ясно отражают разницу между богатыми и бедными странами. Если в относительно бедных странах по понятным причинам люди прежде всего беспокоятся о доступе к чистой воде, к здравоохранению, образованию, о крыше над головой, то в Швеции и других европейских странах самая важная цель — самореализация. Некоторые считают это эгоцентризмом, однако стремление к индивидуальному успеху и его результатам становятся достоянием общества.

Рассмотрим еще два интересных индикатора, характеризующих и определяющих самоощущение людей в социуме, — так называемые традиционные ценности и светские ценности. Основу первых составляют интересы семьи, клана, религиозной или этнической группы, то есть ближайшего по отношению к индивиду круга людей.

Светские ценности основаны на рациональных принципах знания, просвещения, освобождения личности от схоластических представлений о мире, на идеях равенства, справедливого общественного устройства.

В массовом сознании США, например, предстают обычно индивидуалистической страной. Однако для американцев важны и традиционные ценности — семья, патриотизм, вера. Это сочетание традиционных и рационалистических ценностей, культа успеха и веры в высшие силы, индивидуализма и мессианства.

Иное дело Швеция, где доминируют индивидуальные ценности, высока степень всеобщего доверия и значительна роль общественного договора.

Можно предположить, что в индивидуалистических обществах люди менее всего склонны к созданию хорошо функционирующего государства, где все стремятся к общественному благу, а не к удовлетворению частных интересов. Однако доверие — сложный феномен. В обществах, где господствуют традиционные ценности, сильнее выражено непосредственное доверие между людьми, принадлежащими к определенной группе, семье, клану. А генерализированное или обобщенное доверие (например, в Швеции) подобно окружности с очень большим радиусом, то есть охватывает практически все общество. И дает тем самым представление о том, каким образом может сочетаться высокий уровень социального доверия с характером личности.

В Швеции, например, успешно работают связи между государством и индивидуумом. Что, в общем-то, для всего мира нетипично и необычно. Во многих странах люди вполне обоснованно подозрительно относятся к государству, так как его властные функции присвоили себе привилегированные элиты, совершенно коррумпированные и озабоченные только своими интересами. Считать, что государство полезно всему обществу в большинстве случаев наивно.

Важнейший аспект доверия граждан к государству — признание законности и легитимности налоговой системы. Шведы отдают в бюджет, вероятно, больше, чем в других странах — до 60–70% своих доходов. Это вполне осознанное одобрение обществом эффективного, справедливого социального договора. Граждане понимают, что высокое налогообложение позволяет государству инвестировать в человеческий капитал: образование, здравоохранение, широкий спектр соцобеспечения. Причем эти инвестиции касаются каждого гражданина — независимо от его социального статуса, это принципиально важно, однако не означает, что семья и гражданское общество утратили свое значение. Шведская семья изменилась и следует нормам свободного общества. Мужчины и женщины равноправны и могут в любой момент выйти из супружеского союза. Общественный договор позволяет гражданам в полной мере реализовать свои права, что особенно важно как раз для женщин, учитывая, что практически 50% всех браков заканчиваются разводами, и женщины должны быть социально защищены. При этом многие женщины работают, а не сидят дома.

Шведская модель социального поведения прослеживается также на примере отношения между разными поколениями. Если спросить пожилых людей в Швеции, что они предпочли бы в глубокой старости и с хрупким здоровьем — помощь государственных социальных институтов или своих взрослых детей, то большинство выбрало бы первое. Но не потому, что дети плохие. Отнюдь нет, все объясняется высоким доверием шведских стариков к государственным специализированным учреждениям, способным обеспечить комфорт и оказать медицинскую поддержку. Пожилые люди не отказываются от общения со своими близкими, но полностью зависеть от них не хотят.

В США совершенно иная модель взаимоотношений граждан и государства, которое воспринимается с большим подозрением. Индивидуальные права граждан зафиксированы в конституции. Но это скорее негативная категория прав и свобод, так как в конституции обозначены пределы вмешательства государства в жизнь семьи или частного сектора. Приоритетными являются связи личности с общественной средой, прежде всего с религиозными сообществами. Ведь в США из Европы бежали люди от религиозного и политического преследования со стороны власти. Поэтому в Новом свете люди стремились к последовательному разделению государства и церкви, чтобы обеспечить автономию, независимость личности, которую она обретает в церкви и семье. В США семья — главная ячейка, главный институт общества.

В Германии другая модель отношений между государством, семьей и обществом. Здесь действует так называемая субсидиарная ответственность, которая начинается с нижнего уровня гражданского общества и семьи. В стране большой сектор неправительственных организаций, появившихся благодаря различным церковным общинам, в основном католическим и лютеранским. Со временем они выстроили крупные организации, которые предлагают сегодня самые разные услуги, начиная с ухода за пожилыми людьми.

А что касается семьи, в Германии традиционно ценятся семейные узы. Но проблема в том, что семья ассоциируется с матерью. Поэтому в Германии незначительный показатель участия женщин в трудовом рынке.

В Швеции семейный уклад несколько иной, чем в других европейских странах. У нас, например, принято активное добровольное участие мужчин в введении домашнего хозяйства, уходе за детьми. Это, конечно, другой тип семьи по сравнению с традиционным.

Шведские граждане в целом очень активно участвуют в добровольческой работе в различных организациях, а не индивидуально. Таким образом, часть общественных процессов институализирована через организации гражданского общества. Это могут быть и так называемые шведские правительственные комиссии, которых примерно 200 или 300. Они существуют уже несколько столетий, сопровождая развитие демократических институтов. Такие комиссии создаются для решения конкретных вопросов, которые ставятся тем или иным ведомством правительства. В таких комиссиях участвуют представители различных политических партий, экспертных групп, вузов, научно-исследовательских институтов, академий, то есть самый широкий спектр людей. Цель комиссии — достичь согласия по каким-либо нормативным или политическим аспектам, но, кроме того, еще и получить информацию, установить так называемую альтернативную правду, выяснить истинное положение вещей. Если комиссия добивается успеха, то она представляет то или иное предложение, которое может обрести форму закона решением риксдага (парламента).

По данным на 2009 год, примерно 50% (чуть более) взрослого населения Швеции участвовало в той или иной волонтерской работе, посвящая ей до 16 часов в месяц. Это может быть самая разная деятельность: от помощи пожилым до поддержки спортивной деятельности.

Массовое участие граждан в общественных процессах, эмансипационный характер шведского общества — это ассоциативная демократия и система государственного управления, основанная на стратегии регулирования общественных отношений, построенных на обоюдном доверии.

Еще одна интересная и важная особенность социальных прав в Швеции — вытеснение традиционной благотворительности. Как это понимать? Шведская модель всеобъемлющих социальных прав замещает филантропию богатых в результате применения в целом более высоких налогов и жесткой фискальной дисциплины. Однако стародавняя традиция филантропии и благотворительности не исчезла вовсе. Это связано главным образом с большим потоком мигрантов, в том числе из европейских стран, и возникновением значительной прослойки малообеспеченных людей, что, например, в Швеции несколько десятилетий назад было попросту немыслимо. Увеличение потока таких переселенцев, собственно, и повлекло изменение отношения общества к благотворительности: граждане пытаются не забыть, что существуют действительно нуждающиеся люди, на которых не всегда распространяется социальная система.

Разговор о состоянии доверия в широком смысле было бы неправильно завершить, не заметив некоторого падения уровня доверия в Швеции по сравнению с другими скандинавскими странами. Это тревожный сигнал, отмеченный особенно среди молодых людей, в плане их доверия к институтам. Чем это можно объяснить?

Во-первых, это безработица. В Швеции исключительно эффективная экономика, но часть людей, имеющих образование, специальность не могут найти работу. Это в основном мигранты и переселенцы. А в стране, подобной Швеции, оказаться безработным означает драматическую ситуацию, потому что это негативно влияет на пенсионное обеспечение человека, уменьшает выплаты по страховке в случае болезни, сокращает декретный отпуск и так далее. Это ведет, к сожалению, к общему снижению качества жизни.

Второе и третье — это связанные с первым фактором растущее социальное неравенство и рост эмиграции.

Четвертое — это институциональное строительство. Речь идет, например, о том, как в XIX веке Швеция сумела создать национальное государство, объединив ряд обществ, когда мы, не зная друг друга, осознавали некую совместность и солидарность, ответственность. Например, в вопросах налогообложения и социальной сплоченности. Это стало возможным благодаря институтам, важнейший из которых, на мой взгляд, школы, где дети постигали общую историю, единую идею нарратива страны. Ныне школы становятся все более плюралистическими, средства информации фрагментируются благодаря Интернету, глобализация неизбежно вносит изменения в социальное поведение граждан на микро- и макроуровнях. Эти перемены, конечно, играют роль в изменении отношения граждан Швеции к своим институтам и к государству.

Гражданское общество будет! - выпускница i-класса-2013 Елизавета Строкова о семинаре в Швеции

30 мая 2014, 18:54 автор: Строкова Елизавета Евгеньевна

До сих пор вспоминаю момент, когда я получила приглашение на семинар в Стокгольм. Это мой первый случай участия в зарубежном семинаре Школы. Мне нередко доводилось слышать восторженные отзывы выпускников о прошлых мероприятиях в Швеции. Собственные же впечатления от семинара и его организации превзошли все мои ожидания.

Прежде всего об организации: семинар проводился в рамках совместного проекта Школы и Стокгольмского института переходной экономики (SITE). Наши менеджеры проекта со стороны Школы, Анастасия Гонтарева и Марина Скорикова, как всегда, продемонстрировали оперативность и организаторский профессионализм: рассылка образцов документов, сбор документов и получение виз, бронирование билетов, встреча и сопровождение нашей группы в аэропорту.

И вот я впервые увидела Стокгольм, один из красивейших городов мира, вдохнула морской воздух его прекрасных набережных, ощутила уют и основательность его улиц и площадей. Пространство города, созданного для жизни, о котором я так много читала еще в детстве - вот где предстояло нам работать.

Я познакомилась с удивительной командой принимающей стороны: командой организаторов и экспертов, которые проделали огромную работу для нас: отбор тем и подготовка докладов, ознакомительные выезды, дружественные обеды, обеспечение удобства нашего быта в течение всего пребывания в Стокгольме. В первый день приезда мне уже казалось, что я нахожусь здесь давно, и я чувствовала себя как дома. Приятно удивило то, что почти все эксперты имели практику общения на русском языке, и вначале своего доклада практически каждый эксперт общался с нами на русском, ну а для Михаэля Сульмана и Леннарта Сэмюэльсона это был просто рабочий язык семинара! Благодаря нашим переводчикам-синхронистам, Михаилу Заготу и Марку Дадяну, их высочайшему классу, во все дни семинара работа шла удивительно гладко.

Программа семинара состояла из блоков, посвященных экономическому развитию, политической системе, гражданскому обществу, так же было организовано две ознакомительные поездки: в исследовательский центр SIDA и в мэрию Стокгольма.

Для закрепления политического блока была организована экскурсия в мэрию Стокгольма, где мы побывали на третий день семинара, и ознакомились с программами и принципами работы муниципалитета, с устройством системы электронных услуг, с основными направлениями и видами деятельности. Доклад сопровождался подробной презентацией, и вопросами слушателей.

Интересно было узнать непосредственно от шведских экспертов о состоянии гражданского общества в Швеции, его истории и структуре. Так, в центре SIDA мы увидели, какую многоплановую работу проводят специалисты-исследователи, познакомились с ведущими сотрудниками, с географией проектов, часть из которых в виде программ сотрудничества реализуется совместно с нашей страной еще с 60 –х годов 20-го столетия. Основные направления: борьба за права человека, противодействие коррупции, обеспечение гендерного равенства, совершенствование политики в сфере здравоохранения, экологические проекты. Еще раз прозвучало о верховенстве права как о принципе, определяющем общественный уровень развития в целом. Говорили о приоритете организаций, не зависящих от политических директив, то есть о продолжении развития институтов современного социального государства и гражданского общества.

Продолжая тему развития демократических принципов, мы познакомились с интересными докладами о гибридном гражданском обществе, с Мартой Ройтер, и обсудили роль общественных организаций. По мнению Филипа Вийкстрема, гражданское общество есть в любом государстве, только по-разному называется и по–разному изучается. Актуален был блок о развитии добровольчества и благотворительности. И в России, и в Швеции такое явление, как добровольческая деятельность, требует огромного внимания. Ведь это одна из основ гражданского общества, способствующая распространению общечеловеческих ценностей и укреплению солидарности.

Да, гражданское общество и есть тот социальный институт, который, как прозвучало в докладе, может привести к смене ценностной парадигмы. Но чтобы прийти к гражданскому обществу, России потребуется немало усилий. Возможно, горизонтальные связи вырастут из низовой инициативы.

Мы познакомились так же с тем, как продолжается развитие при участии профсоюзов, благодаря выработке новых социальных программ, усилении просвещения. В частности, в подробной презентации - докладе Ины Гангули анализировались ситуации на рынке инноваций и высококвалифицированных кадров, в контексте того, как знания движут обществом.

Если сравнивать роль профсоюзов, думаю, в России мы имеем случаи определенных достижений альтернативного профсоюзного движения, координационные центры, а главное, грамотных лидеров профсоюзных ячеек в определенных отраслях и даже в бюджетных организациях в сфере образования и здравоохранения. Есть успехи в просветительской и правовой деятельности таких профсоюзов. Думается, со временем они смогут окончательно встать на ноги, пока же эти структуры так же нуждаются в усилении солидарности и сплоченности.

Я получила массу полезных сведений об истории и современных особенностях нашего близкого соседа – Швеции. Увидела, как бережно здесь относятся к людям, к окружающей среде. Социальное государство и экологическая безопасность – две тесно связанные вещи.

В части разработки конкретных стратегий можно использовать успешный опыт конкретных проектов. Мне, и не сомневаюсь, что многим, очень запомнилась презентация Карин Брюс об интересном опыте адаптации мигрантов и привлечении людей из разных слоев общества, тех, кто в обычной жизни никогда бы не встретился в силу профессиональных различий, для обсуждения социальных проблем и поиска путей их решения. Нам были продемонстрированы конкретные ситуации, в которых реализовались базовые идеи повышения сплоченности общества, и направления: инновации и творчество, интеграция, связи и общение. Автор старалась донести на собственном опыте, как возможно преодолевать фрагментированность социального пространства, разобщенность, а различия использовать для обучения. Что самое главное, для такого дела не нужны огромные финансовые средства, а только лишь доступные каналы коммуникации. Это прекрасная идея, которую можно было бы развивать и в российских регионах, учитывая, что в российском обществе фрагментированность и низкий уровень солидарности давно стали типичными характеристиками. Это был бы один из способов решения проблем, о которых говорили российские эксперты. Вот мы и вернулись к вопросам, поднимаемым еще в первых докладах, вопросам о стратегиях межличностного общения, только уже с конкретной практической стороны. Но так же, через различия, и страны могут учиться друг у друга.

В завершение наших занятий прозвучали напутственные слова наших мэтров, которые всегда были с нами: Елены Немировской и Юрия Сенокосова, а также заключительная речь нашего главного куратора Йеспера Ройна. На память о нашей замечательной встрече мы получили еще один прекрасный подарок в завершение семинара - концерт, подготовленный нашей соотечественницей Нины Балабиной и юными подопечными ее уникальной музыкальной школы Lilla Academin. Также мы имели удовольствие послушать ее обращение к нам и задать вопросы.

Мне хочется еще раз поблагодарить всех организаторов данного проекта за их участие и доброжелательность, экспертов за актуальность представленных вопросов, а мою группу за инициативность и обмен мнениями. Я хотела бы еще раз отметить, что каждый доклад был результатом основательной работы и неотъемлимой частью представленной программы.

И хочется сказать сердечное спасибо шведским коллегам за веру в нас и уважение к нашей стране, какие бы катаклизмы не случались.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Гражданское общество, самоуправление и шведский антифашизм



Несколько лет назад вышла рецензия питерского публициста Юрия Нерсесова о книгах шведского писателя Стига Ларссона. В своей рецензии Нерсесов, помимо традиционных для его текстов уколов в адрес европейской толерантности, указывает на чересчур излишнюю (по мнению Нерсесова) обеспокоенность Ларссона нацистской угрозой и заговором спецслужб в шведском государстве. По мнению публициста Ларссон, не найдя объектов для борьбы в благополучной скандинавской стране, решил перенести свою антифашистскую борьбу на страницы романов.

Стиг Ларcсон действительно талантливо показывает современные проблемы шведского общества: дискриминацию женщин, сексуальное рабство, полицейский беспредел… и антиконституционную деятельность консерваторов из руководства органов безопасности. Но он не высасывает эти проблемы из пальца. В 2012 году большой резонанс получила история шведа, убившего свою русскую жену. И это не единичный случай. Статистика показывает, что даже в относительно цивилизованной шведском обществе насилие над женщинами существует в значительном масштабе. Эти цифры Стиг Ларcсон приводит как эпилоги к частям одного из своих романов.

Я думаю, преступления высокопоставленных шведских чиновников будут раскрыты не только на книжных страницах. В этой скандинавской стране есть развитое гражданское общество, ставшее им и благодаря таким его членам, как Стиг Ларссон.
Да, внутренние проблемы Швеции нам – жителям России могут показаться незначительными.

Здесь проблем гораздо больше и решить их будет сложнее. Однако, это не значит, что Стиг Ларcсон боролся с ветряными мельницами.

И наконец, в России власть бесконтрольна, а в Швеции она находится под контролем граждан. Но гражданам необходимо не только контролировать власть, но и максимально осуществлять её. Для этого нужно:

- Создавать и развивать институты прямой демократии, в т.ч. и через интернет;
- Перераспределить полномочия от центра к регионам, муниципалитетам и органам местного самоуправления;
- Избранные народом депутаты должны иметь императивный мандат и при голосовании не так, как ему указали его избиратели – лишаться полномочий.

Читайте также: