Фонд перераспределения земель доклад

Обновлено: 05.07.2024

Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. В ст. 96 ЗК РСФСР определялось, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е. их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных целей. Поэтому статья 80 ЗК РФ является чрезвычайно важной, она "расставила все по своим местам", и теперь временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения будут предоставляться только для сельскохозяйственного использования.

При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 указанной статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель и соответствуют ст. 78 ЗК, называющей субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения.

Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в п. 2 данной статьи, является исчерпывающим. Изучение этого перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п. В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет целью не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием.

Добровольный отказ от земельных участков регламентирован ст. 55 ЗК. При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается ст. 225 ГК; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления - собственник земельного участка (см. комментарий к ст. 55 ЗК).

Однако кроме добровольного отказа от земельного участка собственник земли может распорядиться ею и путем отчуждения, и если он подарит или продаст участок государству, то такой участок, представляется, тоже должен поступить в фонд перераспределения, хотя об этом в комментируемой статьей не упоминается.

Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", кроме вышеназванных, установлен также случай, когда субъект РФ (или в установленных субъектом РФ случаях - орган местного самоуправления) обязан приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 5 этого Закона установлена обязанность лица произвести отчуждение участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не может ему принадлежать на праве собственности (в силу либо ст. 3 Закона, если, например, лицо является иностранцем, либо ст. 4, когда общая площадь находящихся в собственности лица сельскохозяйственных угодий превышает максимально установленную). В случае же отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот участок должен приобрести субъект РФ (либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, - муниципальное образование) по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности. В противном случае субъект РФ или муниципальное образование приобретают земельный участок (долю в праве собственности на земельный участок) по рыночной стоимости.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК. При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. 279-282 ГК).

Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст. 284-287 ГК, ст. 54 ЗК).

Федеральным законом о введении в действие ЗК установлено (п. 11 ст. 3), что с момента вступления ЗК в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в действие в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 4 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но прямого ответа на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, действующий ЗК не содержит.

Отсутствие в законодательстве регламентации целого ряда вопросов, связанных с формированием фонда перераспределения, на практике вызывает немало сложных вопросов.

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

В соответствии со ст. 77. ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В данной статье, как и в следующей, речь идет о предоставлении земельных участков - подразумевается, что из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, - причем предоставлении в широком смысле, т.е. как в пользование, аренду, так и в собственность.

Тексты обеих этих статей являются по существу отсылочными. Помимо того, что на порядок предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения распространяются нормы ст. 28, 29, 33, 34 ЗК, более подробно рассматриваемые вопросы регулирует ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и другие специальные законы.

Согласно ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев приобретения участка в собственность арендатором.

Юридическое лицо или гражданин, которому земельный участок передан в аренду, может приобрести его по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка. Для этого он должен подать заявление в письменной форме в орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции; решение должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.

Из фонда перераспределения земель земельные участки гражданам и юридическим лицам могут предоставляться как в аренду, так и в собственность. При этом случаи, когда участки предоставляются в собственность бесплатно, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 113-Ф3, которым были внесены изменения и дополнения в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК могут предоставляться гражданам на праве общей собственности в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. То есть фактически закреплено право субъектов РФ проводить приватизацию земель сельскохозяйственных организаций, если где-то она еще не была проведена. Поскольку все нормативные акты по аграрной реформе к настоящему времени отменены, то правовых оснований такой приватизации до момента принятия изменений в Федеральный закон, о которых идет речь, не было. Теперь все вопросы, связанные с порядком возникновения прав на земельные доли (перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, порядок определения размера земельной доли) регулируются законами субъектов РФ.

Что же касается приобретения в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся у граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то для случаев возмездного приобретения цена сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта РФ, но она должна составлять не более 20% кадастровой стоимости таких угодий.

Порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, установлен ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Прежде всего, согласно п. 7 ст. 12 этого Закона, размер предоставляемого фермерскому хозяйству земельного участка может быть меньше минимального размера, установленного в соответствии со ст. 33 ЗК и ст. 4 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Минимальные размеры земельных участков вообще не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства или осуществления его деятельности, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны содержаться сведения, указанные в ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и к нему должно быть приложено соглашение, заключенное в соответствии с нормами данного Закона между членами фермерского хозяйства.

Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям - в той мере, в какой он не противоречит ЗК и другому новейшему законодательству; в настоящее время готовится новая редакция этого Закона.

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получал бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил), или если он имеет такой участок (на любом праве) и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Участки могут предоставляться за плату или бесплатно - это определяется федеральными законами и законами субъектов РФ, однако земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в любом случае бесплатно.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-Ф3 введен упрощенный порядок оформления права собственности граждан на садовые, огородные и дачные участки, участки для ведения личных подсобных хозяйств. Теперь граждане, которым такие участки были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на них без принятия специального решения компетентного органа о предоставлении земельных участков в собственность.

Предоставление земельных участков для ведения ЛПХ осуществляется в общем порядке, установленном земельным законодательством. Предельные размеры (как максимальные, так и минимальные) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения ЛПХ из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Что касается сенокошения и выпаса скота, то в соответствии с ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 5 ст. 10) для указанных целей земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду в порядке ст. 34 ЗК. При этом выкуп арендованного участка в собственность не допускается.

В пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются в общем порядке, установленном ЗК. При этом земельные участки в бессрочное (постоянное) пользование согласно ст. 20 ЗК предоставляются только таким сельскохозяйственным организациям, как федеральные казенные предприятия и государственные и муниципальные учреждения (как правило, это учебные и научные организации сельскохозяйственного профиля и отдельные узкоспециализированные хозяйства).

Согласно ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" религиозным организациям земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий.

Территориальная организация государства на протяжении многих лет была объектом проводимых земельных и административных реформ, которые разрабатывались с целью оптимизации использования земельных участков, реорганизации кооперативных и коллективных предприятий, а также для утверждения точных границ всех земельных участков.

В соответствии с действующим земельным законодательством данные процессы выполняются специальными государственными учреждениями, важнейшим среди которых является фонд по перераспределению земельных территорий.

Поэтому каждый гражданин страны, который сталкивается с владением, собственностью и эксплуатацией участков земли, должен ознакомиться с основными целями организации фонда перераспределения, а также особенностями распоряжения информацией данного государственного учреждения.

Понятие фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий. Для изъятия участков в активы соответствующего фонда существуют определенные основания, предусмотренные законодательством. Основная задача деятельности фонда по перераспределению – сохранение и реорганизация территорий сельскохозяйственного предназначения.

Фонд по перераспределению земель является государственной структурой, деятельность которой регулируется государственными и муниципальными органами.

Однако законодательство не обязывает в обязательном порядке строго указывать весь состав соответствующего фонда. Помимо этого, государственные и муниципальные органы могут не указывать точные границы и место расположения различных участков.

Исключениями в данном отношении являются определенные случаи:

  • если земельные участки были приобретены в порядке использования преимущественных прав определенных государственных структур или муниципальных учреждений в законном порядке;
  • при отчуждении земельной территории на законных основаниях;
  • в случае добровольного отказа от прав собственности на земельные участки частными лицами.

Данные основания являются поводом для определения точного места расположения, определения строгих границ участков, а также внесения полных кадастровых данных о конкретных участках. Ответственные государственные и муниципальные органы обязаны распоряжаться земельными активами фонда в законном порядке, а также регулярно выполнять инвентаризацию и обновлять информационные данные, которые были получены ранее.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Основания включения земельных участков в фонд перераспределения земель

Законодательством определены те случаи, которые являются основаниями для включения территорий в специальный фонд с целью дальнейшего распоряжения и перераспределения участков среди частных пользователей (физических и юридических лиц), а также государственных и муниципальных органов и предприятий. Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие территории:

  • участки, которые не стали объектом наследования, так как в силу обстоятельств не оказалось наследников, которые претендуют на территорию на любых основаниях (в законном порядке, при наличии завещания);
  • территории, которые не были унаследованы, так как лицо, выступающее в роли завещателя, добровольно лишило всех наследников прав на владение данным участком;
  • земельные участки, от которых наследники добровольно отказались без указания конкретного субъекта, который стал бы законным владельцем территории;
  • недвижимое имущество, по поводу которого было подано заявление о добровольном отказе от участка;
  • участки, которые не были объектом наследования, если ни один из законных наследников не объявил о своем праве на владение участком в установленном порядке и в дозволенные сроки;
  • участки, которые были переданы наследователем в государственную собственность на добровольных началах;
  • недвижимое имущество в виде земельных участков, которое было изъято из собственности, владения или пользования при наличии законных оснований, связанных с нарушением земельного законодательства (нарушение правил целевого использования земель, нанесение вреда, нарушение правил и невыполнение прямых обязанностей, заключение незаконных сделок и др.).

Использование земель фонда перераспределения

Земельные территории, которые в процессе реорганизации и пересмотра попали в фонд перераспределения, могут использоваться для самых различных целей. В первую очередь, данные участки предназначены:

  • для первоначального создания, а также дальнейшего расширения стандартных крестьянских и фермерских хозяйств;
  • для организации и дальнейшей достройки личных подсобных предприятий;
  • для ведения любых видов сельскохозяйственных работ, включая садоводство, огородничество;
  • для проведения сенокосов или же использования в качестве территорий, на которых выпасается скот;
  • для размещения некоммерческих объединений, основной сферой деятельности которых является садоводство, огородничество и фермерство.

Земельные территории, которые временно находятся в распоряжении фонда по выполнению земельного перераспределения, предназначены для передачи имущества в пользование граждан и юридических лиц на различных формах прав обладания на следующих основаниях:

  • заключения договора об аренде земельной территории;
  • в соответствии с федеральными и муниципальными законами.

Лица, которые получили земли из фонда по перераспределению, обязаны соблюдать все правила и выполнять обязанности, которые разработаны для всех земель сельскохозяйственного предназначения в соответствии с действующим законодательством.

Общедоступность сведений о земельных участках в составе фонда перераспределения

Фонд по осуществлению перераспределения создан не только для выполнения государственных регистрационных работ, но и для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий. Поэтому все граждане и предприятия, которые претендуют на данные земельные участки, могут в свободном доступе просмотреть всю необходимую информацию о любом территориальном объекте.

Фонд по проведению перераспределения государственных земельных территорий является открытой государственной структурой, поэтому все сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются доступными для всех категорий граждан:

  • частных лиц (физических и юридических);
  • государственных и муниципальных органов местного самоуправления;
  • учреждений и предприятий, которые находятся в собственности муниципальных и государственных органов;
  • предприятий, которые созданы на некоммерческой основе.

Обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению входит в обязанности всех государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является важнейшим звеном в такой отрасли права, как земельное законодательство. Правовой режим фонда закреплен в Земельном Кодексе Российской Федерации (статья 80). Сведения о наличии в фонде земельных участков являются общедоступными.

Фонд перераспределения земель представляет собой совокупность земель, являющихся собственностью государства, на его усмотрение подлежащих передаче физическим и юридическим лицам в аренду или в собственность с соблюдением действующих законодательных норм.

Целью формирования фонда перераспределения земель является развитие сельского хозяйства, поддержка деятельности организаций агропромышленного комплекса (АПК) путем передачи участков земли для сельскохозяйственного производства, создания новых или расширения уже существующих крестьянских, фермерских, личных подсобных хозяйств, использования участков для садоводства и огородничества, в качестве сенокоса и/или пастбища и пр.

Существовало и существует несколько источников пополнения фонда перераспределения земель:

  • изъятие земель у собственников;
  • зачисление в фонд излишков земельных участков, возникших в результате проведения земельной реформы;
  • земли лесного фонда и земли запаса;
  • зачисление в фонд земельных участков, относительно которых право собственности было прекращено;
  • зачисление в фонд земельных участков, приобретенных государством в результате правовой сделки.

Изъятие земель у собственников

Первоначальным источником фонда стали изъятые у колхозов и совхозов пашни (10%) согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, Совмина РСФСР № 891-1 (15 марта 1991г.). Изъятые земли предназначались для снабжения участками земли новых крестьянских хозяйств.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  • формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  • выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е. не проводить реорганизацию. Однако, сельскохозяйственные угодья предприятий, воспользовавшихся этим правом, наравне со всеми прочими подлежали приватизации.

Земли лесного фонда и земли запаса

Согласно Земельному Кодексу РСФСР от 1991г. фонд перераспределения земель на первоначальном этапе развития крестьянских и дачных хозяйств пополнился также за счет земель лесного фонда (не покрытых лесом), а также земель запаса.

Земли запаса представляют собой земельные участки, собственником которых является муниципалитет или государство, не предоставленные физическим или юридическим лицам (ЗК РФ, ст. 103).

Земельные участки, относительно которых право собственности прекращено

В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника.

Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:

  • собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;
  • земельный участок использовался не по целевому назначению;
  • использование земельного участка признано нерациональным;
  • земельный участок не использовался в течение года;
  • собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;
  • предприятие АПК прекратило свою деятельность;
  • истек срок, на который был предоставлен участок земли;
  • земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.

В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:

  • добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;
  • отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;
  • посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Комментарии к ст. 80 ЗК РФ

1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. Статья 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. гласила, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е. их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных, целей. Поэтому очень важным явилось включение в новый Земельный кодекс комментируемой статьи, в соответствии с которой временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения предоставляются только для сельскохозяйственного использования.

При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель, предусмотренные законодательством, и, соответственно, любым физическим и юридическим лицам в указанных целях могут быть предоставлены земельные участки из фонда перераспределения.

2. Изучение приводимого в п. 2 комментируемой статьи перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п. В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием.

Добровольный отказ от земельных участков регламентирован ст. 53 Земельного кодекса. При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа или сельского поселения либо, в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории, - собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления - собственник земельного участка (см. комментарий к ст. 53).

Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК РФ. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. ст. 279 - 282 ГК РФ). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК РФ), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст. ст. 284 - 287 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в ч. 2 статьи, является исчерпывающим. Однако, на наш взгляд, было бы логичным включить в него и иные случаи, например приобретение земельного участка субъектом Федерации по сделке, в том числе при обязательном приобретении участка в силу ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения у лица, который не имеет права обладать участком на праве собственности, при отсутствии желающих приобрети этот участок.

Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено (п. 11 ст. 3), что с момента вступления Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, прямого ответа действующий Земельный кодекс не содержит.

Подобные вопросы связаны с тем, что в комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель, более детальная регламентация отсутствует и в других федеральных нормативных правовых актах. Однако большинство субъектов РФ своими законами регулируют наиболее существенные вопросы, относящиеся к правовому статусу фонда перераспределения.

Закон Корякского автономного округа от 5 июня 2006 г. N 181-ОЗ "Об управлении и распоряжении земельными ресурсами, находящимися в собственности Корякского автономного округа" в ст. 8 устанавливает, что земельные участки, находящиеся в окружной собственности, могут быть зарезервированы и переведены в состав категории земель запаса, с последующим их использованием в интересах округа, в том числе отличных от существующего разрешенного использования земель, либо в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства. Резервирование земельных участков, перевод их в состав категории земель запаса, в том числе с целью включения в фонд перераспределения земель для сельскохозяйственного производства либо для создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий, находящихся в окружной собственности, осуществляется на основании решения губернатора Корякского автономного округа.

3. Согласно Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения (абз. 5 п. 4 ст. 10) земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ряд субъектов РФ устанавливает перечень лиц, имеющих право на безвозмездное предоставление земельных участков из фонда перераспределения.

Например, согласно Закону Республики Бурятия от 11 мая 2006 г. N 1636-III "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков или земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в республике Бурятия" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться бесплатно в собственность гражданам:

ранее имевшим право на получение земельной доли при реорганизации и приватизации сельскохозяйственных организаций, но по каким-либо причинам не реализовавшим свое право;

занятым в социальной сфере в сельских поселениях (работники организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, социальной защиты), проживающим на территории муниципального района, в котором сельскохозяйственная организация образована;

в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размерах, определяемых в соответствии с законодательством, в случае если ранее этим гражданам земельные участки безвозмездно не предоставлялись.

Однако в случае, если гражданин ранее воспользовался правом на безвозмездное приобретение земельного участка, реализация им права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в фонде перераспределения земель, осуществляется на возмездной основе.

Размер земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину бесплатно из фонда перераспределения земель, не должен превышать среднерайонную норму, ранее установленную соответствующими органами местного самоуправления для осуществления реорганизации или приватизации сельскохозяйственных организаций и определенную в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий.

Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, юридическим лицам для целей сельскохозяйственного производства осуществляется во всех случаях на возмездной основе, за исключением случаев предоставления им земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, на безвозмездной основе, установленных законодательством.

В Республике Саха (Якутия) согласно Закону от 8 ноября 2007 г. 512-З N 1039-III "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в республике Саха (Якутия)" только граждане, занимающиеся в течение 10 лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность полевой земельный участок из фонда перераспределения земель. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, сайылычное хозяйство, личное подсобное хозяйство, а также гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и сельскохозяйственным организациям земельные участки из фонда перераспределения земель предоставляются в аренду. Указанные лица могут приобрести такие земельные участки в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом Республики Саха (Якутия), по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 г. 52-З N 107-III "О сайылыках" сайылычное хозяйство - традиционно сложившаяся форма ведения хозяйства в летнее время года, создающаяся для расширения производства сельскохозяйственной продукции за счет более рационального использования сельскохозяйственных угодий за чертой сельских населенных пунктов. Хозяйственная территория сайылыка включает в себя летнюю усадьбу (жилье, производственные и иные постройки, огород), загон общего пользования для телят, пастбище для скота и лошадей.

Во Владимирской области в соответствии с Законом от 12 марта 2007 г. N 19-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель, предоставляются гражданам РФ, являющимся работниками сельскохозяйственных организаций и проработавшим в них не менее 3 лет, постоянно проживающим в сельской местности. Участки предоставляются в собственность однократно бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размере, установленном действующим законодательством. Сельскохозяйственным организациям такие участки могут предоставляться однократно в собственность на безвозмездной основе исключительно для сельскохозяйственного производства.

В Пензенской области установлено , что к земельным участкам, сформированным из земель фонда перераспределения земель Пензенской области, не применяются введенные Законом этой области нормы минимальных размеров образуемых новых земельных участков.

Статья 26 Закона Пензенской области от 7 апреля 2003 г. N 461-ЗПО "О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области".

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит норму об общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Это очень важно, поскольку, исходя из полученных сведений, граждане и юридические лица могут планировать вопросы создания новых садоводческих объединений, фермерских хозяйств, расширения площадей имеющихся сельскохозяйственных угодий и т.д. Представляется, что конкретные правовые гарантии общедоступности названных сведений следует закреплять в нормативных актах субъектов РФ, в частности путем определения органов, ответственных за предоставление данных сведений, средств массовой информации, в которых надлежит публиковать сведения о поступлении земельных участков в фонд перераспределения, и т.д.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель Краснодарского края формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Краснодарским краем права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края используются могут использоваться арендаторами для следующих целей:

1) развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства;

3) создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян;

4) сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных для обеспечения кормами сельскохозяйственных животных из расчета не менее 3 условных голов на 100 гектаров земельных участков для сенокошения и пастбищ.

Читайте также: