Доклад про дирижера 1 класс

Обновлено: 30.06.2024

Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.

Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.

История профессии

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Описание профессии

Дирижер Валерий Гергиев

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:

  • дирижирование академическим хором;
  • дирижирование оркестром народных инструментов;
  • дирижирование оркестром духовых инструментов;
  • художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и др.

Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Обязанности на работе

Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:

  • подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
  • распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
  • составление плана репетиций и их проведение;
  • мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
  • обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
  • управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.

Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.

Кому подходит

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Как построить карьеру

Дирижер Владимир Спиваков

Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.

Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.

Перспективы профессии

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Дирижеры обычно считаются некоронованными королями. Они наводят мосты между аудиторией и музыкой. Их единственный инструмент – палочка. Итак, ниже приведен список Топ 10 великие дирижеры России.

1. Владимир Спиваков (1944 г. р.)

Великие дирижеры России

Спиваков изначально прославился как один из самых эмоционально выразительных, разносторонних и уникальных советских скрипачей. Выиграв медали почти на всех крупных международных соревнованиях в период с 1965 по 1970 год, молодой виртуоз, как солист, совершил зигзаг по всему миру, играя со сливками оркестров мирового уровня. Несмотря на ошеломляющий успех, Спиваков понял, что его место (и настоящее призвание) на самом деле на подиуме. Владимир брал уроки у гениального дирижера из США Леонарда Бернсштейна. Он также научился своему ремеслу у Лорина Маазеля, одного из величайших музыкантов своего времени. Бернштейн учил своих учеников, что дирижеры должны быть прежде всего послами и посланниками композитора. В знак дружбы он подарил Спивакову палочку, который маэстро хранил как реликвию.


2. Валерий Гергиев (1953 г. р.)

Великие дирижеры России

Его репутация опережает его: Гергиев известен своим гипнотическим сценическим мастерством. Широкоплечий и высокий маэстро дирижирует страстно, чутко и внимательно относится к деталям. Этнический осетин, Гергиев родился в Москве, все свое детство и юность провел в Северной Осетии. Он изучал дирижирование в Ленинградской консерватории и произвел фурор еще в 1977 году, когда выиграл конкурс дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине.

В 1993 году Гергиев был назван дирижером года на церемонии вручения премии классической музыки в Лондоне. Он уделял свое время и талант работе с музыкантами из списка лучших. Он также был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра и Роттердамского филармонического оркестра.

3. Теодор Курентзис (р. 1972)

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

4. Юрий Башмет (1953 г. р.)

Великие дирижеры России

5. Юрий Темирканов (р. 1938).

Великие дирижеры России

Немногие дирижеры сделали такую ​​долгую и плодотворную карьеру, как Темирканов, который с 1988 года остается верным Санкт-Петербургскому филармоническому оркестру. Как и многие советские мальчики его поколения, Юрий учился музыке в детстве. Он учился в Ленинградской консерватории и собирался стать альтистом. Однако после победы на Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году Темирканову пришлось отложить свои первоначальные планы в сторону. Лауреат был приглашен в тур по Европе и США с гениальным советским альтистом Давидом Ойстрахом и Московской филармонией.

Темирканов дебютировал с Петербургской филармонией в 1967 году. Ему довелось буквально поработать рука об руку с маэстро Евгением Мравинским. Он также был главным дирижером Ленинградского симфонического оркестра с 1968 по 1988 год. Темирканов руководил многими великими оркестрами мира. По мнению музыкальных критиков, немногие маэстро могут заставить звучать Чайковского и Шостаковича так великолепно. В 1992 году он был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра. С 1992 по 1997 год он также был главным приглашенным дирижером Дрезденской филармонии, Симфонического оркестра Датского национального радио, Большого театра и многих других.

6. Евгений Мравинский (1903-1988).


Родившись в аристократической семье, Мравинский был настоящей легендой и, несомненно, одним из самых уважаемых дирижеров и учителей всех времен. Мравинский был ярким примером советской школы дирижирования в лучшем виде, в которой дирижерская техника и высокая точность были первостепенными. Выдающийся дирижер никогда не зацикливался на эмоциональности музыки, которую исполнял его оркестр.

Дирижируя без палочки, Мравинский создал симбиоз звука и манеры, который до сих пор заметен в музыкальном мире. Советская легенда дирижировала Ленинградской филармонией полвека, с 1938 по 1988 год. Он руководил своим оркестром уравновешенно, с достоинством и точностью. Его революционный репертуар включал премьеры шести симфоний Шостаковича.


Светланов родился с музыкой в ​​крови. Его отец был солистом Большого театра, а мать – пантомимой. В 1951 году Евгений окончил Московский институт имени Гнесиных по специальности пианист. Его учитель в Московской консерватории Генрих Нейгауз (среди известных учеников которого были Святослав Рихтер и Эмиль Илельс) научил его думать о фортепиано в оркестровых терминах. Он был настоящим человеком и никогда не следовал слепо традициям ради быстрого успеха.

Светланов два года работал главным дирижером в Большом театре. Затем он перевернул новую страницу и ушел из Большого театра, чтобы дирижировать Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором он размахивал своей палочкой 35 лет (с 1965 по 2000). Светланов достиг творческого и личного пика в 1970-80-е годы, получив признание за свои нетрадиционные интерпретации Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и особенно Малера. Светланов руководил своим оркестром и гипнотизировал его, точно управляя ансамблем, не оказывая лишнего давления.

8. Михаил Плетнев (1957 г. р.)


Михаил Плетнев родился в музыкальной семье в Архангельске. Он пошел по стопам матери, изучая фортепиано в Московской консерватории. В 21 год Михаил вышел на международную сцену как пианист, завоевавший первую премию престижного конкурса им. П.И. Чайковского. Он много гастролировал по миру и сотрудничал с крупными оркестрами как пианист (Плетнев считается одним из величайших в мире интерпретаторов Петра Чайковского). Стремясь расширить свою привлекательность, Плетнев дебютировал как дирижер в 1980 году. С тех пор он выступал в качестве приглашенного дирижера с рядом ведущих оркестров, включая Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема и филармонический оркестр Лос-Анджелеса.

9. Александр Ведерников (1964-2020)

Великие дирижеры России

Ведерников был главным дирижером Датской королевской оперы и музыкальным руководителем Михайловского театра Санкт-Петербурга. К сожалению, его жизнь оборвалась в 56 лет. Дирижер скончался в октябре 2020 года из-за осложнений с Covid-19. Ведерников был воспитан с уважением к музыкальным традициям. Начинал он ассистентом главного дирижера, а затем вторым дирижером Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. Среди солистов, с которыми сотрудничал Ведерников — Марта Аргерих, Миша Майский, Франк-Петер Циммерман, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Борис Березовский.

В 1995 году он основал Симфонический оркестр Российской филармонии и был художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра до 2004 года. Ведерников руководил Большим театром почти 10 лет. Его присутствие оживляло сцену нежными ударами дубинки и притягательной индивидуальностью, очаровывая публику во всем мире. С 2009 по 2018 год он был главным дирижером Датского симфонического оркестра Оденсе. В 2018 году Ведерников получил похвалу за дирижирование Симфоническим оркестром BBC в Глинке и Чайковском, а также за мировую премьеру гитарного концерта Джоби Талбота.

10. Геннадий Рождественский (1931-2018).


Пока шла холодная война, Рождественский был одним из немногих советских артистов, которым разрешили гастролировать за границей. Он также стал первым советским дирижером, который был назначен главным дирижером престижных зарубежных оркестров: Симфонического оркестра BBC, Венского симфонического оркестра и Стокгольмского королевского филармонического оркестра. На Рождественского было увлекательно смотреть. Его эмоциональный накал, неутомимая энергия и экстремальные движения обогатили музыку.

Профессия дирижера относительно молодая. Раньше роли руководителя оркестра выполнял сам композитор, скрипач или музыкант, игравший на клавесине. В те времена дирижеры обходились без палочки. Потребность в руководителе оркестра возникла в конце 19 века, когда возросло количество музыкантов, и они физически не могли услышать друг друга. Основоположниками дирижирования как вида искусства стали Бетховен, Вагнер и Мендельсон. Сегодня число участников оркестра может достигать до 120 человек. Именно от дирижера зависит слаженность, звучание, общее впечатление от произведения.

Знаменитые дирижеры мирового масштаба


Сэр Томас Бичем

Знаменитые дирижеры мира ассоциируются с именем Томаса Бичема. Он начал карьеру в 1909 году в Англии. За время работы провел концерты в Куинс-Холл в Лондоне, Кролль-опере в Берлине, в Ковент-Гарден в Лондоне, совершил турне по США. Под его началом был создан Новый симфонический оркестр (1906 г), Лондонский филармонический оркестр (1932 г), Королевский филармонический оркестр (1946 г).


Это неординарный человек, который оставил след в музыкальном искусстве, не имея дирижерского образования. Особый вклад Битчема в музыкальное искусство в том, что он сумел интерпретировать классические произведения, его дирижерская работа отличалась новаторским взглядом, он добивался чистоты звучания каждого музыкального произведения. Его сила воздействия на музыкантов заключалась в гипнотическом влиянии и возможностью одним жестом показать, чего он ожидает от каждого члена оркестра. Ни одно его движение не было отрепетировано заранее, сила экспрессии передавалась всем участникам коллектива.

Под управлением Томаса Бичема впервые было записано произведение в выполнении оперного оркестра на пластинку. Он популяризировал классическое искусство. За заслуги удостоен титула сэра в 1916 г.

Карло Мария Джулини

Итальянский дирижер, который считал своей целью оживить математику знаков на страницах нот в звучание музыки. Он прожил долгую жизнь (91 год), посвятил активной работе несколько десятилетий.


Стиль его работы включает динамичность и лирическую теплоту, которым предшествовали долгие часы репетиций. Он контролировал каждый динамический отрывок концерта, не позволяя музыкантам выпадать из общего звучания.

Артуро Тосканини

Мировые дирижеры равнялись на стиль, трудоспособность итальянца Артуро Тосканини. Выходец из семьи портного с раннего детства подавал большие надежды как музыкант. Получал стипендию в Пармской Королевской музыкальной школе по классу фортепиано, виолончели, композиции.


Вильгельм Фуртвенглер

Немецкий корифей дирижерского искусства, которому не посчастливилось работать в фашистской Германии, Вильгельм Фуртвенглер, по праву заслужил овации зрителей и хвалебные отзывы критиков.

Он родился в зажиточной аристократической семье, получил отличное образование, его карьера развивалась стремительно, и уже в молодом возрасте Вильгельм Фуртвенглер дирижирует в Берлинской государственной опере, затем в Берлинской филармонии, руководит Лейпцигским оркестром Гевандхаус. За период деятельности обрел мировую популярность. Он запомнился как интерпретатор классических немецких произведений.


Особенность стиля Фуртвенглера заключается в уникальной технике. Его движения казались иногда неуклюжими, не всегда отвечавшими ритму, словно человек полностью охвачен влиянием музыки и пребывает в своем мире. Но музыканты улавливали эмоции, посыл дирижера, и могли с легкостью воссоздать чувства через звучание.

Николаус Арнонкур


Николаус Арнонкур сделал настоящий прорыв в воспроизведении старинных произведений. Он пытался понять, как жил, в каких условиях творил композитор, для каких инструментов была написана партия. Для этого отыскивал старинные инструменты, и пробовал играть на них. Дирижер был уверен, что каждое произведение требует своего звучания.

Признание дирижеру пришло в конце 20 века. Он был удостоен Премии Роберта Шумана, Премии Киото, Лейпцигской Баховской медали, и даже Гремми в 2001 году.

Клаудио Аббадо

Известные зарубежные дирижеры ассоциируются с именем Клаудио Аббадо. Итальянский дирижер, сын известного музыканта, учился в миланской консерватории, усовершенствовал технику в венской Академии музыки и сценического искусства.


Первое признание как дирижера пришло после победы на конкурсе Кусевицкого, а затем в Международном конкурсе начинающих дирижёров им. Д. Митропулоса в Нью-Йорке. В последствии Клаудио Аббадо-дирижер открыл двери лучших мировых театров и работал с Венским, Лондонским, Берлинским оркестрами.

Клаудио Аббадо дирижировал классические и современные произведения. Критики и слушатели отмечали, что под его руководством оркестр звучит как один музыкальный инструмент.

Леонард Бернстайн


Бернстайн был первым американцем, который стоял за пультом сцены Ла Скала. В его стиле дирижирования преобладало стремление к динамичности, красочности, экспрессии. Его трактовки классических произведений могли вызывать споры, но никогда не оставляли слушателей равнодушными. Он окончил карьеру в 1990, вскоре после этого скончался от рака.

Карлос Клайбер

Дирижер Клайбер родился в Германии, но семья вынуждена была эмигрировать в Аргентину, опасаясь преследований фашистов. Он вернулся в Европу для получения образования. Его дебют состоялся в 1954 году в Постдаме. Карлос Клайбер работал в театрах Швейцарии и Германии. Под его руководством звучали оркестры в Венской государственной опере, Ковент-Гарден, Ла Скале, Метрополитен-опера.


Бернард Хайтинк

Голландский дирижер Бернард Хайтинк учился игре на скрипке, а с 1954 года начал обучение дирижированию. Он сделал головокружительную карьеру: возглавлял Лондонский филармонический оркестр, Дрезденскую государственную капеллу, оперный театр Ковент-Гарден, Чикагский симфонический оркестр. Под руководством мастера звучали произведения Бетховена, Шестаковича, Чайковского, Малера. Он делал записи фортепианных концертов, дирижировал оперу и современные произведения.


Его мировое признание вполне заслуженное. Особенность таланта корифея в том, что под его руководством каждое произведение звучит естественно, легко, а стиль просто распознать во всех работах. Бернард Хайтинк вошел в список лучших мировых дирижеров всех времен по версии журнала BBC Music Magazine, а также удостоился многих наград, в том числе Грэмми и Музыкант Года (2007 год). Но главное признание — восторг публики.

Сценическая деятельность была завершена в 2019 году, когда дирижер отпраздновал 90-летний юбилей. Последний концерт состоялся на Люцернском фестивале в Швейцарии.

Сэр Саймон Рэттл

Британец Сэр Саймон Рэттл возглавляет списки лучших дирижеров современности. Он руководил Симфоническим оркестром Бирмингема, стоял за пультом Берлинской филармонии, был руководителем Лондонского симфонического оркестра. В 1987 году Рэттл-дирижер удостоился звания рыцаря-бакалавра. В 2010 году проведенного британским изданием BBC Music Magazine сэр Саймон Рэттл занял шестое место (из ста предложенных кандидатур) как выдающийся дирижер всех времен.


Наибольшую известность он получил за интерпретации произведений 19-20 века. Сэр Саймон Рэттл дирижировал разную музыку: современные произведения для фильмов и воспроизведения классики на старинных музыкальных инструментах.

На данный момент Сэр Саймон Рэттл является главным дирижером берлинской филармонии, а с 2023 года под его руководством будет выступать главный симфонический оркестр баварского радио. Дирижера по праву называют мастером художественного разнообразия. Благодаря харизме дирижера и его умению подойти к произведениям с новым взглядом, ему удастся искренне увлечь музыкой новое поколение слушателей.

От чего зависит известность дирижера

Самые известные дирижеры мира не ставили главной целью, достичь мировое признание. Они просто творили, упорно репетировали, восторгались самим процессом. Оказаться на вершине профессиональной популярности возможно, если в одном человеке соберутся такие качества как талант, склонность к обучению, настойчивость, терпеливость, труд и любовь к музыке.


Этой профессии невозможно обучиться полностью. Знаменитые дирижеры вырабатывают технику, ищут свой индивидуальный почерк на протяжении всей жизни, учатся понимать разные оркестры. Тогда при одном взмахе палочки рождается больше, чем мелодия — рождаются чувства.

дирижёр это кто

Для детей, которые увлекаются музыкой и мечтают посвятить свою жизнь служению этому искусству расскажем, дирижёр это кто такой, какова его роль в социальном мире, что за профессия это и как стать её представителем.

Для того, что бы внести немного ясности и дать максимально понятное определение специальности, обратимся к проверенному источнику википедия.

Дирижёр – это высококвалифицированный специалист, имеющий музыкальное образование, в чьи обязанности входит компетентное руководство слаженной работы оркестра или хорового коллектива.

История профессии

Принято считать, что дирижирование, как отдельная профессия зародилось в начале 19 века. Но если внедриться в исторические источники, то можно заметить, что ещё на древнеегипетских рисунках присутствует некий образ человека с предметом в руке, напоминающем жезл, который стоит напротив музыкантов и певцов, руководя их действиями.

Из этого можно сделать вывод, что профессия уходит своими корнями далеко в древние времена, о которых нам на вряд ли удастся узнать всю правду. Так же дирижёров можно увидеть на церковных картинках, где они руководили хором с помощью пальцев рук.

Со временем, когда оркестровая игра усложнялась и становилась более виртуозной, без дирижирования и вовсе было не обойтись.

Чем занимается

А теперь подробно расскажем, чем занимается дирижёр и насколько сложна данная профессия.

  1. Руководит музыкантами во избежание хаоса в коллективе;
  2. Является ответственным лицом, которое отвечает за исполнение музыкальных произведений коллективом;
  3. С помощью профессиональных навыков правильно расставляет звук каждого инструмента в коллективе;
  4. Расставляет музыкантов в зависимости от их способностей и музыкальных возможностей игры или пения.

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Как стать дирижёром

Если вас все же заинтересовала профессия дирижер, то в данном разделе статьи расскажем, как стать таким специалистом, и что для это нужно.

  1. Для начала вы должны быть профессионально пригодны для этой специальности;
  2. Закончить музыкальную школу;
  3. Закончить музыкальный ВУЗ;
  4. Нарабатывать практический опыт под контролем наставника.

Только огромная любовь к музыке и страсть к покорению вершин могут сделать из обычного музыканта великого дирижёра.

Плюсы и минусы профессии

Перед тем, как отдать предпочтение той или иной профессии, стоит внимательно ознакомиться с какими плюсами и минусами деятельности придётся столкнуться, отдавая себя ремеслу.

  • Быть лидером и знать, что виртуозная и слаженная игра коллектива это твоих рук дело, всегда приятно;
  • Возможность путешествий, как в собственной стране, так и за её пределами;
  • Знакомство с большим количеством интересных талантливых людей;
  • Достойный уровень финансовой мотивации;
  • При усердии и желании развиваться;
  • Имеется огромная вероятность стать известной медийной личностью.

Минусы:

  • Для людей, которые не имеют врождённого музыкального и лидерского таланта путь в данной профессии будет труднее и тернистее;
  • Высокий уровень ответственности, как перед коллективом, так и перед зрителями;
  • Часто ненормируемый рабочий день и высокая эмоциональная и физическая нагрузка;
  • Случаются конфликты внутри коллектива, которые необходимо решать;
  • Необходима постоянная и порой изнурительная работа над прокачкой собственного таланта и мастерства;
  • Мало времени для личной жизни;
  • Случается творческое выгорание, что часто сопровождается длительными депрессиями.

Подведём итоги

В данной статье собрана краткая информация, которая будет полезна для детей и взрослых. В ней мы рассказали, дирижёр это кто такой, какую роль играет в музыкальной сфере.

Если все что выше описано подходит для вашего ребенка, то это в будущем может быть его специальностью.

Читайте также: