Различие ценностей и установок людей и насколько это важно доклад

Обновлено: 30.06.2024

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Влияние среды

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

Направленность деятельности

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.


О том, что такое жизненные ценности человека задумывается каждая зрелая личность. Они становятся для неё путеводной звездой, ориентиром. В итоге осмысления человеческих ценностей объект делает сознательный выбор в пользу того или иного решения.

Важно, что данные установки сказываются на качестве жизни человека. Они определяют его характер, взаимоотношения с другими людьми и, в конце концов, делают его таким, каков он есть на самом деле.

Что такое жизненные ценности?

Жизненные ценности – это те вещи, которыми дорожит человек. Они служат ему ориентиром, являются целями и стремлениями.

Жизненные ценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни. Интересно, что жизненные ценности меняются с возрастом. Опыт, полученный с годами, влияет на все ориентиры.

В некоторых ситуациях личность способна полностью пересмотреть свою жизнь, осознать её неправильность и установить для себя другие ценности. Теперь они будут приоритетами. Если такое происходит, о человеке говорят, что он изменился. При этом изменения могут быть как негативными, так и положительными.

Допустим, алкоголик со стажем в 15 лет, сталкивается с уходом жены, с ненавистью детей, потерей работы. Его не устраивает подобная ситуация. Он проводит глубокую внутреннюю работу и принимает решение полностью изменить жизнь. Пьяница отказывается от пагубных привычек, устраивается на работу, налаживает взаимоотношения со своей семьёй. Он поменял свои ориентиры, сделал приоритетными такие ценности, как семья, карьера, здоровье.

У каждого человека имеется собственная система жизненных ценностей. Навязать свои приоритеты другому невозможно. Но всегда удаётся найти единомышленников, то есть тех, кто живёт по тем же принципам, придерживается тех же правил.

Жизненные ценности — мотивационный фильм

Какие бывают жизненные ценности?

Какие бывают жизненные ценности?

Базовые ценности человека закладываются ещё в детстве. Поначалу в приоритете те ориентиры, которыми руководствуется семья ребенка. В детстве родители прививают своим детям правила поведения в обществе, дома. Эти нормы, требования служат предпосылками для формирования жизненных ценностей.

Система жизненных ценностей становится более полной, насыщенной по мере взросления. Общеобразовательные учреждения уделяют внимание нравственному воспитанию детей. Кроме того, уже в подростковом возрасте и даже раньше, ребёнок сталкивается с социальными нормами.

В результате формируется представление о том, как полагается вести себя в обществе, в коллективе. Взрослеющая личность устанавливает для себя запреты и разрешения. Руководствуется ими, когда делает тот или иной выбор.

Психологи говорят о том, какие могут быть ценности у человека. Виды условны. В каждую категорию может входить по несколько подвидов, каждый из которых, в свою очередь, входит в иерархию. Какие-то категории выходят на первое место, какие-то – на последнее.

Условно жизненные ценности делят на общечеловеческие (культурные) и индивидуальные. Первый вид важен для общества в целом. Общечеловеческие ценности формируются в процессе воспитания в семье, в школе, в вузе и т.д.

К общечеловеческим приоритетам относят:

  • здоровье и жизнь;
  • образование;
  • социальное положение;
  • семью и т.д.

Чаще всего эти ценности важны для большинства людей. Мало кто из нас, например, намеренно готов уничтожить себя или ещё в детстве решить никогда не обзаводиться семьёй.

К индивидуальным жизненным ценностям относят те приоритеты, которые формируются на протяжении всей жизни личности. Они последствие опыта, приобретённого с годами. Это личные установки индивида.
Их также условно делят на две группы:

1. Материальные жизненные ценности. Человек определяет для себя границы финансовой комфортности. В эту категорию входит всё, что связано с материальными благами. Это и жильё, и зарплата, и многое другое. Для некоторых людей материальные ценности становятся приоритетными. В этом случае они живут ради собственной выгоды. Их называют расчётливыми людьми.

2. Духовные жизненные ценности. Сюда входит всё то, что невозможно потрогать или ощутить. Это ментальные категории. К данной группе относится отношение к семье, здоровье, любви и т.д.

Виды индивидуальных жизненных ценностей всегда тесно связаны и переплетены. Они не могут существовать отдельно друг от друга.

Так, если в приоритете находится благополучие семьи, то человек вынужден позаботиться и о её финансовой обеспеченности. Он работает, продвигается по службе, а всё для того, чтобы его дети и другие близкие ни в чём не нуждались.

Список жизненных ценностей

Каждый человек выбирает для себя собственные ценностные ориентиры. Их список обширен. В процессе жизни он может расширяться, дополняться или, наоборот, сужаться.

Некоторые из ориентиров становятся приоритетными. Личность живёт так, чтобы добиться того, что для неё главное. Например, человек ценит покой. Он строит свою жизнь так, чтобы всегда находиться в гармонии с самим собой, он избегает конфликтов, ссор, общения. Он может стремиться к жизни за городом, в отдалённой местности. Для этого он много работает, чтобы купить дом и переехать. Так или иначе, его жизнь определяется приоритетом – стремлением к покою.

Назовём основные ценности в жизни человека:

  • семья;
  • здоровье;
  • дети;
  • душевный комфорт;
  • карьера;
  • финансовое благополучие;
  • успех;
  • развитие;
  • образование;
  • независимость;
  • свобода;
  • покой;
  • активность;
  • решительность;
  • честность;
  • самопожертвование;
  • стабильность;
  • благотворительность;
  • щедрость;
  • прагматизм;
  • личная выгода, расчёт;
  • любовь;
  • стремление к власти;
  • справедливость;
  • дисциплина и самодисциплина;
  • мир;
  • порядок;
  • открытость;
  • дружба;
  • слава;
  • традиции;
  • счастье;
  • красота.

Список ценностных ориентиров расширяется. У человека не может быть только одна жизненная ценность. Их всегда несколько. Но какая-то становится главной, приоритетной. Например, если человек мечтает о власти, он строит свою жизнь так, чтобы прийти к ней. Жизненные ценности – это ещё и цели, к которым стремится личность.

Какие жизненные ценности важны для человека?

Какие жизненные ценности важны для человека?

О том, что по-настоящему ценно в жизни человека задумывается каждый. Размышления всегда связаны с поиском смысла жизни. Личность делает выбор в пользу той или иной категории, стремится к ней.

Одна из самых больших жизненных ценностей – сама жизнь человека. Общество осознаёт значимость жизни каждого индивида. Государство разрабатывает программы, направленные на сохранение жизни. Убийство, причинение тяжкого вреда здоровью караются законом. Никто не вправе посягнуть на жизнь человека. В некоторых странах запрещена смертная казнь. Даже особо опасных преступников не лишают жизни, несмотря на тяжесть совершенных ими преступлений.

Вторая важнейшая ценность человека после жизни, – это, конечно, здоровье. В общеобразовательных учреждениях проводятся воспитательные работы, пропагандируется здоровый образ жизни.

В нашей стране каждый человек вправе получить бесплатную медицинскую помощь. Сейчас мы не будем говорить о том, что услуги чаще всего низкого качества. Тем не менее власти заботятся о том, чтобы главные жизненные ценности, вошли в список благ, охраняемых законом и Конституцией.

Важна и такая общечеловеческая ценность, как культурные традиции. Достопримечательности, памятники культуры также охраняются законом. Каждая нация стремится сохранить свои традиции, передаёт свой опыт подрастающему поколению. Это тоже жизненная ценность.

Семья, мир на планете, дети – это все те жизненные ценности, которые важны для каждого человека.

От чего зависит выбор жизненных ценностей?

Жизненные ценности и ориентиры зависят, прежде всего, от мироощущения человека. В процессе взросления у него формируются установки, которых он придерживается.

Влияние окружающей среды сказывается на списке жизненных ориентиров. Например, подросток, воспитываемый в благополучной семье, может измениться под влиянием плохой компании. Прежние ориентиры утратят для него значимость. Жизненная ценность может в корне поменяться. Если раньше ребёнок ценил родителей, то теперь на первое место выйдут, так называемые друзья.

В это время родителям важно проявить мудрость, сохранить хорошие отношения с сыном или дочерью и помочь ему вернуть прежние установки. К сожалению, это получается не всегда. Даже в благополучных семьях дети становятся наркоманами, преступниками и т.д.

Таким образом, выбор жизненных ценностей зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:

  • воспитание в семье, в школе;
  • влияние окружающей среды;
  • жизненный опыт;
  • самопознание.

Нужно сказать и о том, что ориентиры в жизни могут формироваться в результате саморазвития. Личность, которая стремится к самопознанию, образованию, самосовершенствованию, так или иначе, выбирает новые ориентиры, пересматривает свою жизнь.

Жизненные ценности и ориентиры

Примеры жизненных ценностей

Жизненные ценности в детстве оказывают влияние на судьбу человека. То, что привито в семье, не может исчезнуть бесследно. Поэтому так важно показывать своим детям примером, что следует ценить.

Жизненные ценности в детстве

Если ребёнок видит, что мать и отец заботливо ухаживают за бабушкой, бережно относятся друг к другу, то и он в будущем будет вести себя так же. Многие ценности закладываются именно в детстве, под влиянием семьи.

В подростковом возрасте ориентиры меняются, многие из них утрачиваются, заменяются новыми. У подростка в приоритете уже не родители, а друзья, компания.

Мнение сверстников становится значимым. Ребёнок может пойти на преступление, начать употреблять психотропные вещества, забыв о том, что родители всегда ценили здоровый образ жизни и сами придерживались его. Это уже подмена жизненных ценностей.

Мать и отец способны влиять на сына или дочь. Они могут помочь ему вернуть прежние ориентиры. Но тут важно и самосознание подростка, уровень его интеллекта, образованности.

1. Для матери всегда были ценными её дети. Несмотря на то что отец ушёл из семьи, она не озлобилась. Продолжала упорно трудиться, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Став взрослыми, дети осознали, как много сделал для них мать. Она по-прежнему проявляет заботу о взрослых сыновьях и дочерях. К ней всегда можно обратиться за советом, поддержкой. Жизненную ценность – дети – она сохранила на протяжении всей жизни. Они стали для неё смыслом жизни, ориентиром, путеводной звездой.

2. Гениальный реформатор Столыпин считал главной ценностью Россию. Он посвятил свою жизнь реформам, преобразованию законов. Многие политики говорят о том, что он своими действиями предотвратил развал Империи, продлил её жизненный срок.

3. Декабристки были верны своим мужьям. Они отправились вслед за ними на каторгу, разделили все тяготы и лишения с теми, с кем были обвенчаны. Для них высшие ценности – любовь, верность, преданность.

4. Для женщины, основавший приют для бездомных животных, высшей ценностью является любовь к братьям нашим меньшим. Она не жалеет сил, времени и денег, чтобы помочь собакам и кошкам, брошенным на произвол судьбы, выжить, обзавестись семьями.

5. Волонтёры, беззаветно помогающие старикам, показывают, что для них значимы такие ценности, как поддержка пожилых, заботы о престарелых. Они чтят старость, мудрость и опыт.

6. Люди, которые не жалеют денег для благотворительных сборов в пользу того или иного мероприятия, показывают то, что значимо для них. Часто дорогостоящие операции проводятся благодаря пожертвованиям неравнодушных людей, для которых высшими ценностями стали жизнь и здоровье.

7. Врачи, которые в разгар пандемии, под страхом заражения коронавирусом сутками работают в больницах, подтверждают свой профессионализм, готовность посвятить себя медицине. Они верны выбранным ориентирам.

8. Жизнь Феодосия Печорского доказывает, что для него главным стала вера. Он преодолел множество трудностей, терпел лишения, но не отказался от Господа. Он основатель Киево-Печерской лавры. О его деяниях и заслугах знают православные. Для многих он является примером для подражания.

9. Мужчина, который с юношеских лет, мечтал о карьере, не жалел времени для саморазвития и образования. Он много и упорно трудился, но воплотил в жизнь свою мечту. Для него высшей ценностью является карьера.

10. Патриотизм стал высшей ценностью для солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Своими подвигами они доказали преданность Родине, Отчизне.

Наверняка каждый из вас может привести примеры из жизни, которые подтверждают, что жизненные ценности есть у каждого человека. Они определяют его судьбу, ведут по жизни. Они его цель.

Заключение

Какими должны быть жизненные ценности, должен определить каждый человек самостоятельно. От этого зависит его судьба, выбор, образ жизни.

  • Психологи говорят о том, что нужно уметь определять жизненные ценности. Они советуют людям написать список того, что главное для них.
  • Подумайте, от чего вы сможете отказаться в пользу другого? Так, вы сможете выстроить собственную систему жизненных ценностей. Они и станут вашим внутренним компасом, целью и путеводной звездой.
  • Человек без жизненных ценностей не интересен. Его жизнь пуста, она лишена смысла. Он просто прозябает, не приносит пользу обществу.

При выборе жизненных ценностей нельзя забывать и о других людях. Их интересы должны учитываться. Если вы чувствуете, что ваша жизнь далека от совершенства, стоит пересмотреть список жизненных ценностей. Сделайте правильный выбор, и вы достигните гармонии с самим собой.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, потому что именно ценности характеризуют сам человеческий образ жизни, уровень отделения человека от животного мира.

Проблема ценностей приобретает особое значение в переходные периоды социального развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих систем ценностей, ставя людей перед дилеммой: либо сохранить устоявшиеся, привычные ценности, либо адаптироваться к новым, широко предлагаемым, даже навязываемым представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; какова связь между ценностями и оценкой; какие ценности являются первичными, а какие вторичными, имеют сегодня решающее значение.

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности - Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

Понятие ценности и ее общие характеристики. Значения и оценки

  • ценность по своей природе социальная и имеет объективно-субъективный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет причин говорить о существовании ценностей. Потому что вещи, события без их связи с человеком, с жизнью общества не имеют никакого отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к гуманизированной природе, то есть ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, насыщенная кислородом атмосфера на Земле существовала задолго до появления человечества, но только с появлением человеческого общества можно было говорить о великой ценности атмосферы для жизни человека.

  • ценность возникает в процессе практической деятельности человека.

Вся человеческая деятельность начинается с цели, достижение которой является основным направлением деятельности. Целью является представление человека о конечном результате деятельности, достижение которого позволило бы человеку удовлетворить некоторые свои потребности. Таким образом, человек уже с самого начала рассматривает предполагаемый результат своей деятельности как ценность. Поэтому человек уже воспринимает сам процесс деятельности, направленной на достижение результата, как значимый, ценный для него.

Конечно, не все результаты и не вся человеческая деятельность становятся ценностями, а только те, которые социально значимы и отвечают социальным потребностям и интересам людей. И это включает в себя не только вещи, но и идеи, отношения, методы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие духа, и полноту чувств, и многое другое.

  • каждое значение характеризуется двумя свойствами: функциональный смысл и личный смысл.

Что это за свойства? Функциональная ценность — это совокупность общественно значимых свойств и функций объекта или идеи, которые делают его ценным в конкретном обществе. Например, идея имеет определенное информационное содержание и степень достоверности.

Личное чувство ценности — это отношение к человеческим потребностям. С одной стороны, чувство ценности человека определяется объектом, выполняющим функцию стоимости; с другой стороны, оно зависит от индивида. Когда индивидуум придает вещи смысл, он исходит не из собственной чисто естественной потребности в ней, а из потребности, культивируемой обществом, к которому он принадлежит, т.е. из общей социальной потребности. Он смотрит на это глазами других людей, общества и видит в нем то, что важно для его жизни в рамках этого общества. Человек, как общее существо, ищет общую сущность вещей, идею вещи, которая функционирует как смысл для него.

Следует отметить, что значение ценностей для людей неоднозначно, оно зависит от их положения в обществе и задач, которые они решают. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и объектом престижа, важным в данном случае как владение, дающее его владельцу определенный престиж в глазах других людей, или как средство получения дополнительного дохода и т.д. Во всех этих случаях один и тот же объект ассоциируется с разными потребностями.

Эта позиция может вызвать возражение. Ведь уже было сказано, что бессмысленно говорить о ценности, если нет субъекта. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, поэтому он рассматривается как нечто субъективное. Более того, вещь теряет свою ценность для человека, как только она перестает его интересовать, удовлетворять его потребности. Другими словами, не может быть никакой ценности вне субъекта, вне связи между вещью и его потребностями, желаниями, интересами.

И все же субъективизация ценности, ее превращение в нечто односторонне зависимое от человеческого сознания, не оправдана. Ценность, как и значение в целом, объективна, и это свойство коренится в субъективно-практической деятельности субъекта. В процессе такой деятельности у людей формируется определенное ценностное отношение к окружающей их среде. Иными словами, объектно-практическая деятельность является основой для того, чтобы вещи, объекты окружающего мира, сами люди, их взаимоотношения приобрели определенный объективный смысл, то есть ценность, для человека и общества.

Таким образом, ценность — это объективное значение различных составляющих реальности, содержание которых определяется потребностями и интересами социальных субъектов. Благожелательное отношение — это благожелательное отношение.

Ценностные ориентиры и их социальное отпечатывание

В окружающей действительности мало явлений, к которым человек равнодушен, явлений, к которым он не выражает ценностного отношения. Таким образом, существует столько же ценностей, сколько и явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это верно только в том случае, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество в целом. Диапазон ценностей, то есть явлений, представляющих интерес для одного человека, может быть очень узким и ограниченным. Ограниченность человека выражается в ограниченном количестве и характере его жизненных ценностей, жизненных интересов.

Разнообразие существующих в обществе ценностей диктует необходимость их однозначной классификации.

Следует отметить, что в современной аксиологии нет единого подхода к решению этой проблемы. Поэтому, если обобщить подходы к этой проблеме в разных концепциях, то можно классифицировать ценности по следующим признакам: по сферам общественной жизни; по субъектам или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

По основным сферам общественной жизни мы обычно различаем три группы ценностей:

  • Материал,
  • социально-политический сайт
  • духовный.

Материальная ценность — это ценные природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи прямого потребления. Природные ценности — это природные богатства, содержащиеся в природных ресурсах. Объектные ценности — это материальные объекты мира, созданные человеческим трудом и культурным наследием прошлого.

Социально-политические ценности представляют собой ценность социально-политических явлений, событий, политических актов и действий. Социально-политические ценности обычно включают в себя общественное благо, содержащееся в политических и общественных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д.

Духовные ценности — это нормативная и оценочная сторона феномена общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовные ценности — это ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д.

При всех их различиях материальные, общественно-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из них есть свой аспект другого вида ценностей. Кроме того, существуют ценности, которые могут быть связаны как с материальными, так и с общественно-политическими и духовными ценностями. Это ценности, которые имеют базовую человеческую ценность. К ним относятся жизнь, здоровье, свобода и т.д.

Сущность и общие характеристики ценностей и ценностных ориентаций личности

Ценностные ориентации человека являются одним из основных структурных образований зрелой личности, в котором сходятся различные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека — одна из важнейших черт личности. Это связано с тем, что там ценностные ориентиры определяют отношение человека к другим людям и установление взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, ценностные ориентации оказывают регулирующее и определяющее влияние на поведение, действия и поступки человека.

Понимая и реализуя свои ценностные ориентиры, человек ищет свое место в мире, размышляет о цели и смысле своей жизни.

Структура ценностных ориентаций человека включает в себя три основные интегративные компоненты:

  • Когнитивный компонент.
  • Эмоциональная составляющая.
  • Поведенческая составляющая.

Каждый из этих компонентов активно участвует в формировании ценностных ориентаций личности, а совокупность компонентов определяет их характеристики, содержание, степень проявления и эмпирическую проверку.

Таким образом, изучение особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассматривать их как результат человеческого развития реальности и успешной социализации в обществе.

Ценности — это изолированные духовные, моральные и личные интересы человека.

Ценности обычно изучаются на основе двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

  • Нормативный подход к изучению личностных ценностей человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Описательный подход к изучению ценностей человеческой личности направлен на выявление иерархии системы ценностей индивида.
    Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и характеристики, которые составляют совокупность социальных идеалов, значимых для конкретного человека и представляющих его стандарт того, что правильно.

Формирование значений и ценностных ориентаций индивида

Процесс формирования значений и ценностных ориентаций индивида является постепенным и включает в себя ряд составляющих.

Компоненты постепенного формирования значений и ценностных ориентаций индивида:

  • Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир, его место в обществе, его отношение к себе, к окружающим его людям и к реальности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей. Мировоззрение человека — это совокупность взглядов на окружающую его реальность, основанная на системе убеждений, человеческом существовании и философии жизни.
  • Отражение — это критическая переоценка личных ценностей в соответствии с общим видением смысла жизни. Рефлексивность проявляется как пауза в процессе деятельности или отношений человека с другими людьми, в которой он психологически оценивает ситуацию, свое поведение и роль.
  • Ориентация — это совокупность достаточно стабильных мотивов, выстраивающих деятельность человека в соответствии с ситуацией вокруг него. Ориентация человека во многом зависит от его интересов, склонностей, идеалов и убеждений. Поэтому ориентация по своей сути является многогранной характеристикой человека.

Роль ценностей и ценностных ориентиров в развитии личности

Ценности и ценностные ориентиры имеют большое значение для развития личности каждого человека. Это связано с тем, что каждая человеческая деятельность напрямую связана с ними. Кроме того, помимо деятельности, жизненные планы человека зависят и от его ценностных ориентаций, которые служат своеобразной моделью его становления.

Следует подчеркнуть роль ценностей и ценностных ориентиров в формировании жизненных планов человека. Это связано с тем, что планы являются основой не только развития человека, его индивидуального сознания, но и всей жизнедеятельности в целом.

Жизненные планы — это планы, которые диалектически связывают непосредственные цели человека с его далеким будущим и его реальным настоящим, существующими условиями существования.

Уровень жизненных планов определяет развитие индивидуального сознания, успешность общественных отношений и специфику положения в обществе. Все эти компоненты чрезвычайно важны для развития всей жизненной программы индивидуума.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостный структурный комплекс, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических составляющих. В этом случае каждая из составляющих может иметь самостоятельное значение при формировании стоимостных ориентаций. Наличие ценностных ориентаций указывает на определенный этап в становлении личности несовершеннолетнего, на возникновение таких психологических структур, которые вносят существенный вклад в формирование его мировоззрения.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: