Равноправие в рф доклад

Обновлено: 01.07.2024

О государственных гарантиях равных прав и свобод
и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации

Целью настоящего Федерального закона является закрепление мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны.

Федеральный закон служит развитию положений статей 17 (часть 1) и 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также международных актов о правах женщин, которые согласно статье 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.

ГЛАВА I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Законе используются следующие специальные понятия:


"дискриминация" - различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина;

"равные возможности" - практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права;

"гендер", "гендерный" - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру;

"гендерное равенство" - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном процессах и освоении их достижений.

Статья 2. Запрет дискриминации

В соответствии с статьей 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Нарушение данного принципа, то есть проведение политики, либо совершение иных действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в порядке, установленном законом.

Не являются дискриминацией по мотивам пола:

защита функции материнства;

призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом;

принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.

В соответствии с международными стандартами при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, а также увольнении работников, включая государственных служащих, должны учитываться требования законодательства относительно прав и гарантий для лиц обоего пола с семейными обязанностями.

Статья 3. Основные направления государственной политики по
обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Государственная политика по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин должна включать следующие основные направления:

формирование правовой базы обеспечения равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;

проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти;

принятие и реализация специальных программ, целью которых является устранение дискриминации по мотивам пола;

включение в общегосударственные программы, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан, а также в программы по развитию социальной сферы мер, обеспечивающих равноправие полов;

воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин;

защита общества от информации, направленной на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.;

выполнение общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных обязательств Российской Федерации.

Статья 4 . Формирование состава руководящих структур государственных органов
и органов местного самоуправления с учетом принципа равных прав
и равных возможностей мужчин и женщин

Состав руководящих кадров федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Судебных органов, органов прокуратуры, в том числе - состав их коллегиальных органов, а также органов местного самоуправления должен формироваться в соответствии со статье 19 ( часть 3) Конституции Российской Федерации как из мужчин, так и из женщин.

Статья 5. Гарантии государства по обеспечению равноправия мужчин и женщин
в области просвещения, образования и науки

обеспечение равных условий для доступа женщин и мужчин к получению основного общего, среднего профессионального и высшего образования, ко всем видам профессионального обучения и повышения квалификации, к участию в осуществлении образовательного и научного процесса;

содействие гендерному просвещению граждан; введение специальных гендерных учебных курсов; развитие исследований по вопросам равноправия полов;

использование учебных программ и учебников, исключающих пропаганду дискриминации по мотивам пола.

Действие настоящей статьи распространяется также на процессы образования и повышения квалификации в военных учебных заведениях.

Статья 6. Формирование статистики и мониторинг в
сфере обеспечения равноправия мужчин и женщин

В государственные статистические отчеты подлежат включению гендерные показатели изменения положения населения.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство российской статистикой, а также трудом и социальной защитой населения, организуют непрерывное наблюдение (мониторинг) за обеспечением равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в целях:

проведения системного анализа реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

разработки мер по предотвращению и устранению фактов дискриминации по признаку пола;

подготовки статистической и иной информации для государственных социальных программ и национальных докладов Российской Федерации в ООН.

Глава 2. Гарантии равных возможностей для лиц обоего пола
в социально-экономической сфере

Статья 7. Обязанности государственных органов, органов
местного самоуправления и руководителей организаций
по обеспечению равноправия мужчин и женщин в
социально-экономической сфере

Государственные органы, органы местного самоуправления и руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равную возможность доступа к экономическим ресурсам общества, в том числе -

движимому и недвижимому имуществу, земле, финансовым средствам;

к информационным ресурсам;

а также - к свободно избранным роду деятельности и профессии.

Статья 8. Обеспечение равноправия мужчин и женщин в
социально-трудовых отношениях

В целях достижения равноправия мужчин и женщин в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного органа, организации независимо от формы собственности) в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ и коллективных договоров обеспечивает:

равные возможности для мужчин и женщин и при найме на работу;

равный доступ мужчин и женщин к вакантным рабочим местам;

равную заработную плату (вознаграждение) для мужчин и женщин, когда они выполняют одинаковую работу при равном качестве труда или работу, имеющую равную ценность;

равные возможности для повышения квалификации, осуществления переподготовки, продвижения по службе;

благоприятные условия труда для беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста;

безопасные условия труда, гарантирующие сохранение жизни, здоровья и личного достоинства, как женщин, так и мужчин.

Статья 9. Обязанность работодателя доказывать отсутствие
умысла на дискриминацию по мотивам пола

В случае рассмотрения в суде или в ином органе трудового спора по заявлению (иску) работника или профсоюза, другого общественного объединения, защищающего интересы работника, в связи с предполагаемой дискриминацией по мотивам пола, бремя доказывания намерения дискриминировать работника лежит на работодателе.

Статья 10. Включение мер по обеспечению равных возможностей
мужчин и женщин в коллективные договоры и соглашения

При коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений (генеральное соглашение, региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, коллективные договоры) следует включать в эти соглашения (договоры) положения, обеспечивающие равные права и равные возможности мужчин и женщин, улучшение условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей с указанием сроков их реализации.

В числе положений, упомянутых в части первой настоящей статьи, следует предусматривать:

комплектование организаций (структурных подразделений) кадрами и продвижение работников по службе исключительно с соблюдением, при прочих равных условиях, принципа оказания предпочтения лицу того пола, в отношении которого в данной организации существует гендерный дисбаланс;

устранение разрыва в оплате труда мужчин и женщин, как в различных отраслях народного хозяйства, так и в одной отрасли на базе общего социального норматива оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах, а также на основе профессиональной подготовки (переподготовки) кадров.


Статья 11. Гарантии равноправия мужчин и женщин на случай
массового увольнения работников

В случае массового увольнения работников, то есть увольнения, превышающего одну треть общей численности работающих на предприятии, в учреждении, организации, фирме и т.п., критерий пола не может быть основанием для увольнения. Число увольняемых лиц того или иного пола должно быть пропорционально сложившейся численности персонала на данном объекте.

Статья 12. Равноправие мужчин и женщин в сфере социальных гарантий

Недопустимо применение систем социального страхования, пенсионного обеспечения, адресной социальной помощи, ухудшающих положение лиц одного пола по отношению к другому полу. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица предприятия, учреждения, организации при осуществлении мер социальной защиты населения обязаны в равной степени учитывать интересы мужчин и женщин.

Глава 3. Гарантии равных возможностей для лиц обоего пола
в сфере государственной и муниципальной служб

Статья 13. Равные возможности мужчин и женщин при
поступлении на государственную службу и при ее прохождении

В соответствии с конституционным принципом равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, либо преимуществ, в зависимости от пола.

Руководители государственных органов, соответствующие должностные лица обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой независимо от пола претендента.

Руководители таких органов, учреждений обязаны создавать реальные условия для соблюдения статьи 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Статья 14. Равный доступ мужчин и женщин к конкурсам на
замещение государственных должностей государственной службы

Замещение вакантных государственных должностей государственной службы, в том числе руководящих, обеспечивается путем проведения конкурсов, в которых в равной мере и на равных условиях участвуют мужчины и женщины.

Не допускается объявление конкурсов только для лиц одного пола.

На кадровые службы государственных органов возлагается обязанность предоставления конкурсным комиссиям не только сведений об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, но и данных о соотношении числа работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. Равноправие субъектов РФ выражается в: равенстве их прав и обязанностей; возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую систему (ст. 76 Конституции РФ); самостоятельном определении системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти (ст. 72 Конституции); равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (ст. 95 Конституции).

Россия является самой большой федерацией по составу субъектов . Ее отличают ярко выраженные элементы асимметрии и разнородность с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик входящих в нее субъектов.Наличие противоречий в правовом регулировании федеративных отношений высокая степень распространения фактов несоответствия конституций (уставов) и законодательства субъектов РФ положениям Конституции РФ, определяющим федеративное устройство государства, - все это свидетельствует об опасности сохранения в России и в дальнейшем состояния неустойчивой и кризисной федерации. Однако в ее противоречивости и конфликтности можно увидеть, как это ни странно, и положительные стороны. Современные процессы федерализации, основанные на конфликтности, возможно, есть своеобразный российский путь к выздоровлению, позволяющий держать на плаву сложнопостроенный и неравномерный каркас государственного устройства. Пока идет противостояние центра и составных частей России, у каждой из сторон сохраняется надежда на то, что путь к совершенству остается открытым. Собственно говоря, сами по себе конфликты не страшны, а, наоборот, благотворны, если обе стороны имеют взаимный интерес быть вместе.

Россия приблизилась в большей мере к канонам симметричного классического федеративного государства. Вместо трех версии правового статуса субъектов Федерации по Федеративному договору в действующей российской Конституции учрежден принцип равноправия субъектов Федерации. Конституционно закреплены единый для всех субъектов Федерации перечень предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), а также принцип остаточной компетенции субъектов Федерации (ст. 73), что означает в свою очередь расширение элементов нецентрализации и кооперативного федерализма. В то же время с учетом особенностей периода, в который принималась новая Конституция РФ, не удалось довести последовательно до конца многие прогрессивные идеи полноценной федерализации России. Об этом свидетельствует теперь уже более чем пятилетний период действия Конституции России 1993 г., обнаруживший ряд недостатков конституционного регулирования федеративных отношений как в содержательном плане, так и в технико-юридическом.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. Равноправие субъектов РФ выражается в: равенстве их прав и обязанностей; возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую систему (ст. 76 Конституции РФ); самостоятельном определении системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти (ст. 72 Конституции); равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (ст. 95 Конституции).



Россия является самой большой федерацией по составу субъектов . Ее отличают ярко выраженные элементы асимметрии и разнородность с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик входящих в нее субъектов.Наличие противоречий в правовом регулировании федеративных отношений высокая степень распространения фактов несоответствия конституций (уставов) и законодательства субъектов РФ положениям Конституции РФ, определяющим федеративное устройство государства, - все это свидетельствует об опасности сохранения в России и в дальнейшем состояния неустойчивой и кризисной федерации. Однако в ее противоречивости и конфликтности можно увидеть, как это ни странно, и положительные стороны. Современные процессы федерализации, основанные на конфликтности, возможно, есть своеобразный российский путь к выздоровлению, позволяющий держать на плаву сложнопостроенный и неравномерный каркас государственного устройства. Пока идет противостояние центра и составных частей России, у каждой из сторон сохраняется надежда на то, что путь к совершенству остается открытым. Собственно говоря, сами по себе конфликты не страшны, а, наоборот, благотворны, если обе стороны имеют взаимный интерес быть вместе.

Россия приблизилась в большей мере к канонам симметричного классического федеративного государства. Вместо трех версии правового статуса субъектов Федерации по Федеративному договору в действующей российской Конституции учрежден принцип равноправия субъектов Федерации. Конституционно закреплены единый для всех субъектов Федерации перечень предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), а также принцип остаточной компетенции субъектов Федерации (ст. 73), что означает в свою очередь расширение элементов нецентрализации и кооперативного федерализма. В то же время с учетом особенностей периода, в который принималась новая Конституция РФ, не удалось довести последовательно до конца многие прогрессивные идеи полноценной федерализации России. Об этом свидетельствует теперь уже более чем пятилетний период действия Конституции России 1993 г., обнаруживший ряд недостатков конституционного регулирования федеративных отношений как в содержательном плане, так и в технико-юридическом.

РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН — один из основополагающих принципов конституционализма и элемент демократии, означающий официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государство, законом, судом, т. е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Принцип Р.г. был выдвинут в эпоху буржуазных революций, сменив сословные отношения феодального общества. Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.

Исходя из Конституции РФ, можно выделить несколько аспектов Р.г.:

— человека с человеком;

— женщины и мужчины;

Во многих аспектах можно также говорить о равноправии независимо от гражданства, поскольку многие права и свободы гарантируются в РФ любой личности (это отражается формулой "все равны перед законом и судом", а также словами "каждый имеет право", "каждому гарантируется", которые используются в ряде конституционных норм).

Не следует путать Р. г. и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можнo гарантировать именно Р.г., т. е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т. д. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. 26–27 Конституции РФ) вполне допустимы разные уровни личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция РФ дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто и как их использует — зависит от конкретного индивида. Но добившись какого-то материального благополучия, человек не может его использовать в ущерб другим, поэтому Конституция РФ гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности по признакам социальной принадлежности.

Идея Р.г. находит свое выражение и в нормах других отраслей права. Прежде всего это проявляется в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав, свобод и обязанностей;

— если вводятся ограничения, то они также одинаковы для всех;

— гарантии реализации прав, свобод и выполнения обязанностей тоже равны.

Повышенное внимание законодательства к отдельным категориям лиц (дети, инвалиды, ветераны и др.) является не нарушением принципа Р.г., а осуществлением РФ как социальным государством своей социальной функции.

Личное подсобное хозяйство граждан

Личное подсобное хозяйство граждан ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГРАЖДАН — особая форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на частной собственности граждан на средства производства, землю, на личном

Нарушение равноправия граждан

Нарушение равноправия граждан НАРУШЕНИЕ РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН — одно из преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и

Национальное равноправие

Национальное равноправие НАЦИОНАЛЬНОЕ РАВНОПРАВИЕ — конституционный принцип, означающий:а) равноправие граждан одного государства независимо от их национальности, а также равенство прав человека независимо от национальности;б) равенство прав национальных общностей

Обязанности граждан

Обязанности граждан см. Юридическая обязанность.

Право собственности граждан и юридических лиц

Право собственности граждан и юридических лиц ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — два вида частной собственности, особенности которых определены спецификой их субъекта.Право собственности граждан закреплено законодателем в качестве самостоятельного

Равноправие мужчин и женщин

Равноправие мужчин и женщин см. Равноправие граждан.

50. ПРАВООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН

50. ПРАВООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН Правоотношения – это отношения между людьми, которые регулируются государственными законами. Участники правоотношений – носители прав и обязанностей. Примерами связей может быть заключение сделок, подписание договора, вступление в брак,

45. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН

45. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования.Субъектами медицинского страхования являются 1) гражданин; 2) страхователь; 3) страховая медицинская организация; 4)


В статье автор обращается к понятию равенства прав мужчин и женщин, дает характеристику данного правового принципа, рассматривает особенности его правового закрепления.

Ключевые слова: равноправие, гендерное равенство, равенство мужчин и женщин.

Конституционно закрепленное всеобщее равенство перед законодательством и судом относится не просто к российским гражданам, но и к гражданам иных государств и лицам без гражданства. Вышеуказанный принцип всеобщего равенства, как считает Конституционный Суд (КС) РФ, предполагает гарантию наличия аналогичного набора прав и обязанностей у субъектов, входящих в одну и ту же группу [4].

Названный принцип применим ко всей системе правового регулирования полностью, начиная с непосредственно Конституции и заканчивая нормами конкретных отраслей права, в которых он проявляется. В частности, в гражданском судопроизводстве также присутствует упоминание равенства граждан перед законом и судом [1]; в уголовном процессе необходимо обеспечивать равноправие 2-х сторон — обвинения и защиты [2].

Как видно, правило о равенстве 1) перед законом и 2) перед судом между собой взаимосвязаны, однако являются достаточно самостоятельными императивными предписаниями конституционного права. Их отличия выражаются в широте равенства перед законом, относящегося ко всем аспектам человеческой жизнедеятельности, относительно второй составляющей рассматриваемого принципа, относящейся лишь к правосудию [7, c. 159].

Всеобщее равенство перед законом предполагает существование в нем многих компонентов:

1) в законах не должны присутствовать дискриминирующие положения, упоминания отличий либо предпочтений, базирующихся на расовых, гендерных, языковых либо иных обстоятельствах;

2) в анализируемый принцип всеобщего равенства входит представительно-обязывающий уровень регламентации статуса человека и гражданина;

3) для любого лица, нарушавшего чьи-то права, неотвратимо должно наступить соответствующее наказание;

4) закон должен одинаково защищать всех.

Всеобщее равенство перед судом специфично и служит усилением одновременного действия материальных и процессуальных аспектов. Он предполагает, что:

1) есть только одна общая судебная система, функционирующая вне зависимости от внешних факторов, деятельность которой базируется на принципах справедливости и открытости разбирательства их дела судом, обладающим соответственной компетенцией и независимостью;

2) правосудие доступно в одинаковой степени для всех;

3) в ходе разрешения спора в суде одинаково для всех применяются правовые нормы;

4) в суде обе стороны обладают процессуальным равенством.

Здесь же стоит привести норму ч. 2 ст. 19 Конституции о равенстве прав и свобод человека и гражданина. Государство дает гарантию такого равенства, вне зависимости от имеющихся от природы признаков (полового, расового, национального), социальных условий (состоятельности, занимаемой должности, места проживания), общественных характеристик человека (отношения к религии, принадлежности к общественным организациям). Список факторов, которые не могут рассматриваться в качестве условий, ограничивающих права и свободы, открыт. Конституционно закреплена возможность указания иных условий (в частности, состояния здоровья, возрастного аспекта, сексуальной ориентации). КС РФ отмечает государственную обязанность по реализации мер, позволяющих исключить любые ущемления прав человека, и по обеспечению действенной защиты и восстановления прав, если они оказались нарушенными, как это предполагает конституционно закрепленный (ст. 19 Конституции РФ) принцип всеобщего равенства [3].

Определение множества факторов, которые не могут рассматриваться в качестве условий различий в правах и свободах означает наличие ключевых форм гражданского равноправия, в их числе следующие:

− социально-демографическое (равные возможности для представителей отдельных социально-демографических категорий — мужчин, молодых людей, граждан на пенсии, лиц с инвалидностью);

− социально-территориальное (равные возможности для граждан, вне зависимости от места проживания, что обеспечивается на общефедеральном уровне, в регионах и на местах);

− национальное (установление в Конституции проживания многих национальностей на территории РФ, равноправия народов в РФ, их права на самоопределение, сложности национального и территориального состава субъектов РФ);

− равные возможности вне зависимости от имущественного положения граждан и их должностей;

− равные возможности вне зависимости от причисления гражданином себя к религиозным, идеологическим течениям, к общественным организациям.

В результате, в норме ч. 2 ст. 19 Конституции были развиты важнейшие концепции, относящиеся: первое, к рассмотрению равенства прав в качестве категории, обладающей связью с равноправием; второе, к проявлению обширного регулирования форм равноправия, основанием обособления которых служит выяснение факторов, не влияющих на объем прав и свобод; третье, самостоятельности запрещения всяческих ограничений гражданских прав в зависимости от социального статуса, расы, национальности, религии и т. д. [7, c. 164]

Наконец, ч. 3 ст. 19 Конституции предусматривает равенство полов –равноправие мужчины и женщины, то есть наличие у них одинаковых прав и свобод.

Содержание концепции равенства полов предполагает, что и мужчины, и женщины в любых аспектах, будь то интеллект, физическая сила, способность к конкретным видам труда, не уступают друг другу. В контексте исторической дискриминации женщин данная концепция особо оговаривает, что сегодня для них не должны существовать ограничения в умственной работе, спорте, профессии и т. д. Женщины (как и мужчины) могут самостоятельно выбирать, где, в какой области деятельности самореализоваться [6, c. 242].

Несмотря на указание на пол в ч. 2 рассмотренной выше статьи Конституции в качестве показателя, не воздействующего на набор права и свобод, уже в ее же ч. 3 особ оговаривается существование одинаковых прав и свобод у лиц мужского и женского пола. Таким образом, обеспечение прав женщин представляет собой отдельный предмет конституционно-правовой регламентации [7, c. 172].

При этом гендерное, как и любое иное, равноправие, не означает, что в законодательстве не может быть дифференцирована регламентация различия правового статуса различных групп людей, что подтверждается и мнением КС РФ. В качестве примера можно привести его Определение № 276-О от 21.12.2000 г. Так, определение в законодательстве для женщин и мужчин различных пенсионных возрастов и показателей трудового стажа, требуемого, чтобы назначить пенсии по старости по общему правилу и при наличии льгот, построено на разделении по признаку отличия женской и мужской физиологии и некоторым иным, в частности, с учетом важной роли женщины в социуме как матери. Это основано на том, что государство согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ защищает материнство, поэтому вышеуказанное правило, по мнению КС, не должно расцениваться в качестве дискриминации мужчин, ведь данным образом согласно ст. 19 Основного закона может быть достигнуто равенство в действительности, а не на бумаге [5].

В эпоху современности в некоторых, преимущественно развитых, странах широко осуществляется государственная политика, нацеленная на укреплении концепции гендерного равенства не просто в законодательстве, но и в сознании людей. Среди подобных стран стоит назвать Королевства Швеция, Норвегия и Дания, Канаду, Республику Финляндию, и пр. В частности, в Швеции есть несколько законов в рассматриваемой области. Это, в частности, Закон о запрещении дискриминации, Закон о равноправии мужчин и женщин, Закон об отпуске по уходу за ребенком, есть и особая должность Омбудсмена по проблемам гендерного равноправия.

В России политика государства исходит из концепции гендерного равенства. Конституция указывает, что лица обоих полов могут участвовать в государственных делах, работать в неправительственных учреждениях, обладать равными условиями в ходе избрания профессии, пенсионного и иного социального обеспечения, получения медицинских услуг и пр. Все перечисленное предполагает, кроме номинального провозглашения, определенного уточнения, осуществления в законе и на практике, ведь в дальнейшем острота женского вопроса не просто сохранится, но и повысится.

Все озвученное здесь позволяет сделать ряд выводов:

− принцип равенства в праве основан на актах международного права, является ключевым и конституционно закрепленным, относится к правому положению человека, обладает универсальностью за счет его распространения на абсолютно каждого субъекта права, на абсолютно каждое право и обязанность, его областью действия признается вся система законодательной регламентации;

− компонентами данного принципа признаются следующие составляющие: всеобщее равенство перед законодательством и судом; равенство человеческих прав и свобод вне зависимости от любых данных природой и иных аналогичных свойств; кроме того, наконец, гендерное равноправие.

Основные термины (генерируются автоматически): всеобщее равенство, гендерное равенство, женщина, суд, гендерное равноправие, гражданин, Конституция РФ, место проживания, РФ, Швеция.

Читайте также: