Ремонт пассажирских лифтов доклад

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с требованиями действующего законодательства владелец лифта – собственник здания, в котором находятся лифты, обязан обеспечивать проведение технического диагностирования (экспертизы лифтов), ежегодного обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации по предписанию специализированной организации, а также обеспечить своевременное устранение выявленных в ходе периодических технических освидетельствований и экспертных обследований нарушений и замечаний.

3.1. Проведение экспертных обследований лифтов, отработавших нормативный срок службы.

Одним из условий продления сроков эксплуатации лифтов, отработавших установленный срок службы в 25 лет, является устранение нарушений и дефектов, выявленных специализированной организацией. В случае их не устранения, лифт должен быть выведен из эксплуатации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственники лифтов должны быть извещены о необходимости выполнить условия для дальнейшей эксплуатации лифтов и немедленно принять меры по устранению дефектов, если они хотят использовать лифты по назначению в течение срока указанного в Заключении.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

Инициировать проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с повесткой о необходимости дополнительного финансирования мероприятий по устранению замечаний и нарушений на лифтах (в том числе замене крупных узлов и механизмов), выявленных специализированными организациями при проведении экспертных обследований, по истечении назначенного срока службы лифта. В случае отказа от финансирования, доведение до сведения собственников информации о необходимости прекращения использования таких лифтов по назначению до устранения нарушений. При необходимости обеспечить выведение лифтов из эксплуатации.

3.2. Проведение ежегодных периодических освидетельствований.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

1. Устранить нарушения за счет собственных средств или средств, собираемых в рамках статьи за содержание и ремонт лифтов.

2. Инициировать проведение общих собраний собственников помещений о необходимости дополнительного финансирования мероприятий по устранению замечаний и нарушений на лифтах (в том числе замене крупных узлов и механизмов), выявленных специализированными организациями при проведении ежегодных периодических освидетельствований. В случае отказа от финансирования, доведение до сведения собственников информации о необходимости прекращения использования таких лифтов по назначению до устранения нарушений. При необходимости обеспечить выведение лифтов из эксплуатации.

3.3. Диспетчерский контроль

Система диспетчерского контроля должна обеспечивать получение следующей информации от лифта:

- о срабатывании электрических цепей безопасности;

- о несанкционированном открывании дверей шахты;

- об открытии дверей машинного помещения и шкафов или устройств управления лифтом.

Таким образом, от одного лифта должно приходить как минимум четыре сигнала.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

1. Обеспечить проведение инвентаризации лифтового хозяйства в жилищном фонде с целью установления количества и адресных точек имеющихся сигналов, поступающих с лифтов.

2. По итогам проведенной инвентаризации необходимо разработать адресную программу дооснащения лифтов необходимым оборудованием систем диспетчеризации контроля безопасности.

3. Обеспечить проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с повесткой о необходимости дополнительного финансирования работ по оборудованию лифтов диспетчерским контролем (обязательно наличие двусторонней переговорной связи из кабины лифта). В случае отказа от финансирования, доведение до сведения собственников информации о необходимости прекращения использования таких лифтов по назначению до устранения нарушений в соответствии с требованиями действующего законодательства. При необходимости обеспечить выведение лифтов из эксплуатации.

3.4. Страхование лифтов

Применяемые в настоящее время базовые ставки страховых тарифов в зависимости от количества технических устройств на объекте утверждены указанием Банка России от от 19.12.2016 N 4234-У.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

1. Обеспечить страхование лифтов в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации.

Чтобы восстановить исправность лифтового оборудования и приблизить его техническое состояние к изначально заложенному производителем ресурсу, необходимо воспользоваться услугами профессионалов. Даже высококачественное обслуживание подъемно-транспортных устройств, проводимое квалифицированными специалистами , не может стать гарантией того, что подвергающийся длительной эксплуатации механизм будет исправно работать долгие годы без единого ремонта. Все же профессионализм сотрудников и технические мощности нашего предприятия способствуют решению многих задач, связанных, в том числе, с проведением капитального ремонта лифтов и восстановлением их эксплуатационных характеристик.

Осуществляем капитальный ремонт или замену следующих компонентов лифтов:

  • система управления грузоподъемного оборудования;
  • электрический двигатель;
  • лебедка главного привода и такие ее составные части, как редуктор, червячная пара и т. д.;
  • тормозное и натяжное устройства;
  • панель приказа и вызова кабины лифта;
  • канаты и канатоведущий шкив;
  • электрооборудование в машинном помещении;
  • тяговые элементы;
  • купе кабины лифта, створки дверей шахты лифта;
  • пружинные и балансирные подвески противовеса и кабины;
  • ограничитель скорости и многое другое.

Периодичность проведения работ планируется исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в руководстве по их эксплуатации.

Из каких видов работ состоит капитальный ремонт лифтов

При необходимости проведения капитального ремонта лифта, запланированного ранее или требующегося к незамедлительному выполнению, квалифицированные специалисты выезжают непосредственно на объект, где и осуществляют необходимые работы. После определения типа поломки и вида операций, способствующих ее устранению, производится либо регулировка, либо замена выработавших свой ресурс деталей и узлов. В целом комплекс ремонтных работ капитального характера охватывает те составные части и агрегаты, которые значатся в следующем перечне:

  • тормозное устройство и ограничитель скорости;
  • редуктор лебедки и электродвигатель главного привода;
  • лифтовая кабина и панель управления;
  • канатоведущий шкив и непосредственно сами канаты;
  • двери кабины и шахты, а также подвески противовеса.

Дополнительно к этому электромеханики высшего разряда выполняют мероприятия, которые включены в состав технического обслуживания.

Особенности ремонта пассажирского лифта

Каждый ремонтный проект по лифту пассажирского назначения начинается с экспертизы – оценки настоящего состояния механизмов и уточнения перечня необходимых работ. Только после этого можно будет приступать к первичной подготовке. Как таковой монтаж подъемных элементов начнется только после скрупулезной проверки каждой детали – основания, стен, межэтажных пролетов, самой лифтовой шахты.

После подготовительных действий работа пойдет в такой последовательности:

  1. Проведение кабелей электропроводки.
  2. Определение места, где будет располагаться пост оператора. Важным параметром здесь выступает процент видимости с этого места подъемной платформы.
  3. Установка самого подъемника.
  4. Подключение подъемного механизма к электропитанию.
  5. Окончательная настройка, отладка и пуск.

Разновидности ремонта лифтов

В зависимости от технического состояния, условий работы и режима эксплуатации ремонтные мероприятия делятся на три категории:

  • Капитальный ремонт подразумевает дефектовку всех узлов и механизмов с заменой расходных материалов, узлов и запчастей, ресурс которых подходит к критическому значению.
  • Планово-предупредительный ремонт лифтов представляет собой предварительно запланированный комплекс мероприятий по профилактике поломок, замене расходных материалов и диагностике оборудования.
  • Аварийный ремонт проводится в экстренных ситуациях, когда установка по каким-либо причинам выходит из строя в процессе эксплуатации.

Особенности ремонта грузовых лифтов

Чтобы исключить серьезные неисправности и поломки грузового лифта, следует регулярно проводить проверки его технического состояния. Если подъемные механизмы уже достаточно изношены, а лифт имеет несколько небольших неисправностей, то избежать серьезных проблем с ним поможет заключение договора на постоянное техническое обслуживание. В его рамках мы будем периодически (по мере необходимости) проводить ремонтные работы. Вы же сможете сэкономить средства, которые могут потребоваться на ликвидацию больших аварий.

Кроме этого, договор на периодические ремонтные работы включает:

  • Продление срока службы имеющегося оборудования.
  • Возможность проведения ремонта, предполагающего замену лишь наиболее изношенных частей лифта и тех, срок эксплуатации которых истек.
  • Получение качественных услуг по поддержанию жизнеспособности лифтового механизма, позволяющих сэкономить средства на глобальных ремонтах



Ремонт лифтов



Техническое обслуживание лифтов



Диспетчерское обслуживание лифтов


Ремонт и обслуживание подъемников

Особенности проведения капитального ремонта лифтов в Москве

В целом капитальный ремонт лифтов в Москве относится к довольно сложным процедурам, при проведении которых требуется четкое соблюдение технического регламента. При этом стоит учесть, что данное мероприятие не является удобной альтернативой замены лифтового оборудования. К необходимости осуществления такого закономерного процесса приходят в случае обнаружения значительных поломок, устранение которых позволит возобновить работу существующего подъемного устройства. Тем более, до этого специалистами уже проводился ряд текущих и плановых ремонтов, направленных на ликвидацию мелких неисправностей.

Как затребовать принудительно?

Капремонт общего имущества, к которому относятся и лифты, можно затребовать провести раньше тех сроков, которые утверждены региональной программой.

Это возможно, если средства накапливаются на собственном специальном счете ТСЖ. Должно быть проведено собрание владельцев квартир, большинство голосов которых отдано в пользу как можно более быстрого проведения работ.

Протокол собрания с письмом должен быть направлен региональным властям. Если средств собрано мало, то придется в срочном порядке решать, на сколько повысить ежемесячный платеж, или срочно брать кредит, чтобы работы были обеспечены материально.

О том, куда обращаться, если дома потребовался досрочный капитальный ремонт, рассказывается в отдельной статье.

Без лифта в МКД жизнь для большинства жильцов осложняется, поэтому нужно следить, чтобы оборудование поддерживалось в рабочем состоянии. Если же пришло время, то придется тряхнуть кошельком, ведь капитальный ремонт лифта — это возможность вернуть полную комфортность пользования общим имуществом дома.

Полный комплекс работ любой сложности

Специалисты нашей компании имеют соответствующую квалификацию проводить не только регулярное техническое обслуживание, но и сложный капитальный ремонт лифтового оборудования. Мы предлагаем клиентам восстановление лифта, замену механизма полностью или основных его узлов:

  • электродвигателя;
  • тормозной системы;
  • канатов, купе кабины,
  • редуктора лебедки;
  • панели управления и других составляющих.

Все ремонтные работы можно разделить на несколько категорий: периодические осмотры, плановый ремонт, экстренные работы, капитальный ремонт и модернизация.

Плановый ремонт

Периодические осмотры состояния лифта часто совмещают с проведением плановых ремонтных работ. Помимо осмотра данная категория работ включает настройку механизмов, замену изношенных деталей, чистку и смазку основных узлов.

Подобного рода техническое обслуживание гарантирует восстановление работоспособности лифтового оборудования, продлевает срок его эксплуатации и позволяет вовремя определить и устранить мелкие неисправности, которые повышают риск выхода оборудования из строя.

Техническое обслуживание может проводиться ежемесячно, поквартально, раз в полгода или год. Если основные агрегаты требуют полной замены, речь идет о капитальном ремонте.

Капитальный ремонт лифта

Такой ремонт подразумевает полную или частичную замену основных элементов конструкции, включая двигатель, кабину, тросы и прочие важные составляющие.

Сроки выполнения подобных задач четко регламентированы Ростехнадзором и Министерством строительства, земельной политики и ЖКХ. В основном, это 5-15 лет с момента проведения последнего капитального ремонта. Хотя, периодичность во многом зависит от интенсивности эксплуатации лифтового оборудования, его функциональности и возраста.

Модернизация лифтов

Чтобы сделать лифт более надежным, безопасным и функциональным, мы предлагаем проводить обновление отдельных его узлов и деталей. Модернизация лифтового оборудования обеспечивает ему более качественный уровень основных технических возможностей – скорости, грузоподъемности, времени ожидания, внешнего вида.

Услуга модернизации включает следующие работы:

  • замена некоторых агрегатов на более современные и мощные (замена устаревшей релейной панели управления);
  • установка дополнительных элементов, которые сделают внешний вид лифта более привлекательным (установка зеркала, поручня, отделка кабины);
  • установка дополнительных механизмов, которые сделают оборудование лифта более комфортным и безопасным (установка ограждений).

Регулярное проведение модернизации гарантирует повышение безопасности использования лифтового оборудования, значительно продлевает срок его службы (в среднем на 25 лет), что позволяет экономить средства на покупку новых механизмов.

Восстановление лифта в Москве

Доверять работы такого уровня сложности стоит исключительно квалифицированным специалистам, поскольку от этого напрямую зависит надежность и безопасность оборудования лифтов. Мы предлагаем только проверенные и экономически выгодные решения для обновления устаревших механизмов, которые гарантируют соответствие требования качества, безопасности и эстетики.

Важно: весь перечень работ и внесенные изменения в результате модернизации фиксируется в специальном разделе паспорта лифта с заверением представителя нашей организации.

Компания готова заменить вышедшие из строя или морально устаревшие детали на более совершенные, которые способны обеспечить высокий уровень надежности, безопасности и комфорта. Мы предлагаем современные элементы дизайна лифтовых кабин – замену отделочных элементов, установку оригинальных поручней, зеркал, а также укомплектовать лифт дополнительным оборудованием, повышающим комфорт и безопасность эксплуатации.

Технические особенности и виды ремонта лифтов

Периодические техосмотры лифтов проводятся согласно регламенту по техобслуживанию оборудования. Частотность техобследования зависит от того, насколько загружен агрегат. График проведения таких осмотров может быть раз в месяц, квартал, полгода или год. Специалисты осматривают лифтовое оборудование и основные узлы на предмет механических повреждений, фиксируют нарушения, если таковые будут выявлены. Плановое техобслуживание необходимо для возобновления работоспособности главных узлов и агрегатов системы. Такой осмотр проводится также раз в месяц, полгода, квартал или год. Экстренного ремонта требует лифт, в котором случилась авария, особенно ситуации с пассажирами.

Капремонт лифта предусматривает полное или частичное восстановление лифта или одного из крупных узлов конструкции. Если детали слишком изношены, они подлежат замене, если нет — их ремонтируют. Как правило, капремонт требуется лифтовому оборудованию каждые 20 лет эксплуатации. Модернизация лифта предусматривает улучшение базовых параметров, выпущенных на заводе. Например, можно поменять класс лифта с пассажирского на грузовой, увеличить степень его грузоподъёмности, расширить шахты или дверные проёмы, установить дополнительные элементы в кабинке, например, кондиционер или обогрев.

Грузовой лифт предназначен для подъёма груза с нижней площадки на верхнюю. Вниз клеть может спускаться как без груза, так и с грузом.

Цикл работы лифта включает в себя времена подъёма и опускания клети, а также времена загрузки и выгрузки.

Подъём клети происходит с установившейся скоростью Vр, а опускание – со скоростью Vв > Vр.

Лифт является разновидностью подъемника и представляет собой транспортное средство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой. Кабина (платформа) лифта перемещается вдоль неподвижных вертикальных жестких направляющих, установленных в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями (ГОСТ 23748–79).

Подъемниками называют грузоподъемные машины циклического действия, предназначенные для перемещения грузов в сосудах (или на площадках) в вертикальном или наклонном направлениях. Они отличаются от кранов тем, что грузовой сосуд движется по направляющим. Грузоподъемность подъемников – 0,25…50 т, скорость подъема – 0,1… 16 м/с (шахтные подъемники).

Различают: строительные подъемники, шахтные подъемные машины, доменные подъемники, лифты для подъема людей и грузов и др.

В зависимости от типа сосудов подъемники разделяют на клетьевые, скиповые и специальные. Подъем осуществляется канатами. Однако для подъема на большую высоту (буровые вышки, телевизионные башни и др.) применяют также бесканатные подъемники, где передвижение кабины осуществляются за счет силы трения приводных роликов, прижимающихся к направляющим, или реечной передачей.

3. Определение основных технических данных разработки

В процессе расчета необходимо определить наиболее загруженный для двигателя режим работы, обеспечить выполнение требований по ускорению лифта и возможность его работы с разными грузами на подъем и на спуск.

Данная разработка может быть использована при производстве и монтаже ЭП грузового лифта для перемещения людей и грузов в шахтах.

4. Технические требования

Приводной двигатель соединяется своим валом со шкивом ленточного тормоза через эластичную муфту;

Массой деталей шлицевого соединения и муфты пренебречь;

Вращение канатоведущего шкива осуществляется через редуктор;

При расчете момента инерции механизма принять, что лифт работает при максимальной загрузке;

Удержание ротора в неподвижном состоянии при отключенном двигателе осуществляется ленточным тормозом;

Электропривод ротора должен обеспечивать возможность плавного пуска двигателя до номинальной скорости;

Основные технологические операции рабочего цикла грузового лифта выполняются в следующей последовательности:

1. Загрузка клети;

2. Разгон двигателя до номинальной скорости на подъем;

3. Движение при номинальной скорости подъема;

4. Торможение лифта до полной остановки, наложение механического тормоза;

5. Разгрузка клети;

6. Разгон двигателя до номинальной скорости на спуск;

7. Движение при номинальной скорости спуска;

8. Торможение лифта до полной остановки, наложение механического тормоза;

9. Разгрузка клети.

Перечень сокращений и обозначений

АД – асинхронный двигатель

ПЧ–АД – преобразователь частоты – асинхронный двигатель

ПЧ – преобразователь частоты

УУКиС – устройство управления, контроля и сигнализации

5. Конструкция и данные


Рисунок 1 – Кинематическая схема лифта

1 – канатоведущий шкив;

3 – тормозной шкив;


Условия эксплуатации оборудования:

1. Максимальная загрузка лифта составляет 5000 кг (Все расчеты производить с учётом полной загрузки клети лифта, т.е 5000 кг);

2.Загрузка и выгрузка производиться при полной остановке лифта;

3.Питание электропривода осуществляется от сети переменного тока с напряжением 380В.

1. Конструкция, технические характеристики, типы лифтов (подъёмников)

2. Основные технические требования при проектировании, установке и эксплуатации лифтов (подъёмников)

3. Выбор рода тока и типа электропривода

4. Расчет мощности и выбор приводного электродвигателя; определение передаточного числа и выбор редуктора

4.1 Выбор двигателя

4.2 Выбор редуктора

5. Расчёт приведенных статических моментов (моментов сопротивлений), моментов инерции и коэффициента жёсткости системы…28

6. Предварительная проверка двигателя по нагреву и производительности

7. Допустимая частота пусков

8. Построение механической характеристики

9. Построение переходных процессов

Лифт является разновидностью подъемника и представляет собой транспортное средство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой. Кабина (платформа) лифта перемещается вдоль неподвижных вертикальных жестких направляющих, установленных в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями (ГОСТ 23748–79). Конструктивно лифт состоит их шахты оборудованной дверями, установленными в порталах, приямком и машинным помещением с подъемной приводной лебедкой. Под шахтой понимается пространство, в котором перемещается платформа или кабина и противовес, а также установлено другое оборудование лифта, а машинное помещение – часть шахты (или иное помещение), предназначенная для установки приводного механизма, аппаратуры управления и другого оборудования лифта.

Основное назначение подъемно-транспортных машин – подъем и перемещение грузов. В настоящее время в связи с развитием техники, совершенствованием производственных процессов на предприятиях народного хозяйства подъемно-транспортные машины имеют большое значение. Развитие многих отраслей промышленности, транспорта и строительства связано с развитием и совершенствованием подъемно-транспортных машин.

Современное состояние строительства гражданских и промышленных зданий было бы невозможно без технически совершенных подъемно-транспортных машин. Работа промышленных предприятий, портов, железнодорожных узлов невозможна без механизации процесса подъема и перемещения грузов.

Значение подъемно-транспортных машин заключается в том, что они являются эффективными средствами механизации на крупных промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте, выполняя наиболее трудоемкие процессы по перемещениям различного рода грузов.

Основной целью данного курсового проекта является решение задачи проектирования и исследования силовой части электропривода грузового лифта, а также достижение цели в том чтобы результаты проектирования могли быть использованы при производстве, монтаже и эксплуатации электропривода грузового лифта на любых предприятиях.

Но в данном курсовом проекте необходимо произвести проектирование и расчеты только силовой части электропривода , а в проектировании и расчетах пускорегулирующей аппаратуры, аппаратуры защиты, аварийного отключения, аварийного освещения, аварийного управления, связи и др., и составлении их электрических схем нет необходимости так как это является отдельными разработками.

1. Конструкция, технические характеристики, типы лифтов (подъёмников)

Внутри шахты вдоль вертикальных направляющих движутся кабина и противовес. Кабина и противовес подвешены на стальных проволочных канатах, которые крепятся к кабине посредством подвески. Тяговое усилие на канатах создается при вращении канатоведущего шкива при включенном приводном электродвигателе. Для остановки и удержания кабины и противовеса в неподвижном состоянии при отключенном электродвигателе служит тормоз. В приямке расположены натяжное устройство ограничителя скорости и буфера. Ограничитель скорости кинематически связан канатом с натяжным устройством и с ловителями, башмаки которых предназначены для остановки кабины, свободно движущейся вдоль направляющих, в случае обрыва или ослабления канатов, а также при превышении кабиной (противовесом) заданных величин скорости движения. Ограничитель скорости установлен в машинном помещении и связан с кабиной канатом.

Для управления движением кабины служит кнопочный аппарат, расположенный внутри на стенке кабины. Электрический сигнал от кнопочного аппарата передается по подвесному кабелю и проводам в шахте в машинное помещение на шкаф управления лифтом. Привод лифта обычно обеспечивает возможность перемещения кабины в двух режимах – на большой и малой скорости. Переключение с большой скорости на малую осуществляется этажным переключателем (датчиком), на который при подходе кабины воздействует отводка (шунт). Движение кабины с малой скоростью продолжается до подхода кабины к датчику точной остановки, закрепленному на стенке шахты. По сигналу датчика точной остановки электродвигатель лебедки и катушка приводного электромагнита тормоза отключаются от сети и кабина затормаживается и удерживается тормозом в неподвижном состоянии. Одновременно подается питание на электродвигатель привода дверей кабины. Двери автоматически открываются совместно с дверями шахты и остаются открытыми после выхода пассажиров из кабины в течение сравнительно малого промежутка времени, задаваемого реле времени в цепи управления лифтом. Затем реле времени замыкает свои контакты и подает питание на электродвигатель привода дверей кабины – двери закрываются. Лифт свободен и готов к работе по вызову, о чем свидетельствуют погасшие сигнальные лампы вызывных аппаратов, установленные на каждом посадочном этаже.

Лебедка лифта может иметь нарезной грузовой барабан или канатоведущий шкив. Барабанные лебедки применяются в настоящее время сравнительно редко, преимущественно в лифтах без противовеса, когда установка противовеса затруднена или невозможна. От канатоведущего шкива тяговое усилие передается канатом за счет действия сил трения между канатом и шкивом. Для увеличения сил трения шкив имеет ручьи (т.е. углубления на образующей цилиндрической поверхности), форма которых при данном угле обхвата шкива каната, выбранном материале и конструкции шкива позволяет обеспечивать сцепление каната со шкивом, достаточное для удержания кабины при статических испытаниях, и исключает возможность подъема кабины при неподвижном противовесе или противовеса при неподвижной кабине.

Преимущественное распространение получили лифты с верхним расположением привода. Нижнее расположение привода характерно для выжимных и тротуарных лифтов. Для малых грузовых лифтов возможно расположение привода сбоку шахты. Основные кинематические схемы лифтов приведены на рис. 2.


Габаритные размеры и конструкция лифтов определяется их назначением, расположением кабины и противовеса в плане и размещением дверных проемов в шахте. Преимущественное распространение в лифтах жилых, административных и промышленных зданий получили шахты и кабины с входом с одной стороны на всех этажах. Иногда предусматривают две двери на противоположных стенах или в двух смежных стенах, расположенных под углом.

Лифты подразделяют (ГОСТ 23748–79) по следующим основным признакам:

а) по виду транспортируемых грузов на: пассажирские , предназначенные для подъема и спуска людей, в том числе с предметами домашнего обихода, если общая масса людей и груза не превышает грузоподъемности лифта; больничные – для подъема и спуска больных на больничных транспортных средствах в присутствии сопровождающего персонала; грузовые – для транспортировки грузов в сопровождении проводника или специально выделенных людей без проводника, в том числе грузовые малые для транспортировки грузов без проводника, причем в последнем случае ограничены грузоподъемность, высота и площадь кабины с целью исключения входа человека в кабину при ее разгрузке и загрузке;

б) по виду грузонесущего устройства : на лифты, оборудованные кабиной или платформой ;

в) по виду тягового органа , предназначенного для перемещения кабины или платформы: на канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные ;

г) по виду привода на электрические и гидравлические (грузовые);

д) по виду привода дверей на лифты с дверями, открываемыми вручную, полуавтоматически и автоматически ;

е) по виду шахты : на лифты, устанавливаемые в глухой шахте , огражденной на всю высоту и со всех сторон сплошными стенами; устанавливаемые в металлосетчатой шахте , огражденной со всех сторон и на всю высоту металлической сеткой; устанавливаемые в комбинированной шахте , часть которой глухая, а часть – металлосетчатая;

ж) по конструкции дверей шахты и кабины на лифты: с распашными дверями (грузовые, больничные и пассажирские для производственных зданий); с горизонтально-раздвижными дверями; с горизонтально-раздвижными дверями , перемещающимся по криволинейным направляющим, с вертикально-раздвижными дверями ;

з) по расположению машинного помещения на лифты: с машинным помещением, расположенным над шахтой, под шахтой и сбоку от шахты ;

и) по виду системы управления на лифты: с кнопочным внутренним управлением , при котором пуск кабины осуществляется посредством воздействия на кнопки аппарата, находящегося в кабине, а ее остановка на посадочной (загрузочной) площадке происходит автоматически; с кнопочным наружным управлением (грузовые лифты), при котором пуск кабины осуществляется посредством воздействия на кнопки аппарата, установленного вне кабины, а ее остановка на посадочной (загрузочной) площадке происходит автоматически; с простым управлением , обеспечивающим регистрацию только одного приказа или вызова; с собирательным управлением только при движении вниз; с групповым управлением , при котором обеспечивается управление группой лифтов с общей регистрацией вызовов и автоматическим выбором кабин для их выполнения, в том числе только с групповым управлением при движении вниз; с программным управлением одним или группой лифтов, позволяющим установить программу работы лифтов автоматически или вручную.

Основными показателями лифтов (ГОСТ 26334–84) являются грузоподъемность и номинальная скорость движения кабины. Ряд грузоподъемностей лифтов, согласно ГОСТ 26334–84, следующий: 40, 100 (160), 250 (320), 400 (500), 630, 800, 1000, 1200, 1600, 2000, 2500 (3200), 4000 (5000), 6300 кг. Номинальная скорость движения кабины лифта должна составлять: 0,14; 0,2; 0,25; 0,4 (0,5); 0,63 (0,71); 1,0 (1,4); 1,6 (2,0); 2,5 (2,8); 4,0 (5,6); 6,3 м/с. Параметры, указанные в скобках, не являются предпочтительными. Значение фактической скорости движения кабины не должно отличаться от приведенных выше величин более чем на ±15%. Средняя величина ускорения (замедления) движения кабины лифта при нормальных режимах эксплуатации должна быть (ГОСТ 12.2.074–82 ССБТ) не более 1,5 м/с 2 – у больничного и 2 м/с 2 – у прочих лифтов. Точность остановки кабины на уровне посадочной (загрузочной) площадки должна быть в пределах ±20 мм у грузовых лифтов с загрузкой средствами напольного транспорта, а также у больничных лифтов и ±50 мм – у прочих лифтов.

Полезная площадь пола кабины в зависимости от ее вместимости (ГОСТ 12.3.075–82 ССБТ) должна соответствовать данным табл. 2.

Таблица 2. Полезная площадь пола кабины в зависимости от ее вместимости
Вместимость кабины, чел. Полезная площадь пола кабины, м 2 , не более Вместимость кабины, чел. Полезная площадь пола кабины, м 2 , не более Вместимость кабины, чел. Полезная площадь пола кабины, м 2 , не более
3 0,70 11 2,05 19 3,25
4 0,90 12 2,20 20 3,40
5 1,10 13 2,35 21 3,52
6 1,30 14 2,50 22 3,64
7 1,45 15 2,65 23 3,76
8 1,60 16 2,80 24 3,88
9 1,75 17 2,95 25 4,00
10 1,90 18 3,10

Допускается увеличивать полезную площадь пола кабины до: 1,17 м 2 – для вместимости 5 человек; 1,66 м 2 – для 8 чел., 2,35 м 2 – для 12 чел., 3,56 м 2 – для 20 чел. При вместимости более 25 человек наибольшую полезную площадь пола кабины определяют исходя из удельной нагрузки на пол, равной 500 кг/м 2 . Площадь пола кабины определяют исходя из расстояний между стенками купе кабины, причем ту площадь пола, которая перекрывается во время открывания одной из створок распашных дверей, можно в расчет не принимать.

Исходя из полезной площади пола кабины и принципа свободного ее заполнения, а также руководствуясь данными табл. 2, определяют грузоподъемность лифта, принимая массу 1 человека равной 80 кг. Однако, если нормативная полезная площадь пола кабины превышена, то кабина должна быть оборудована ограничителем грузоподъемности и сигнализатором перегрузки. Это условие может не выполняться в лифтах, вместимость которых ограничена до нормы, приведенной в табл. 2, посредством дополнительной запираемой двери. Управление таким лифтом производится только проводником и только с применением специального ключа. Основные параметры лифтов приведены в табл. 3.

В соответствии с требованиями действующего законодательства владелец лифта – собственник здания, в котором находятся лифты, обязан обеспечивать проведение технического диагностирования (экспертизы лифтов), ежегодного обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации по предписанию специализированной организации, а также обеспечить своевременное устранение выявленных в ходе периодических технических освидетельствований и экспертных обследований нарушений и замечаний.

3.1. Проведение экспертных обследований лифтов, отработавших нормативный срок службы.

Одним из условий продления сроков эксплуатации лифтов, отработавших установленный срок службы в 25 лет, является устранение нарушений и дефектов, выявленных специализированной организацией. В случае их не устранения, лифт должен быть выведен из эксплуатации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственники лифтов должны быть извещены о необходимости выполнить условия для дальнейшей эксплуатации лифтов и немедленно принять меры по устранению дефектов, если они хотят использовать лифты по назначению в течение срока указанного в Заключении.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

Инициировать проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с повесткой о необходимости дополнительного финансирования мероприятий по устранению замечаний и нарушений на лифтах (в том числе замене крупных узлов и механизмов), выявленных специализированными организациями при проведении экспертных обследований, по истечении назначенного срока службы лифта. В случае отказа от финансирования, доведение до сведения собственников информации о необходимости прекращения использования таких лифтов по назначению до устранения нарушений. При необходимости обеспечить выведение лифтов из эксплуатации.

3.2. Проведение ежегодных периодических освидетельствований.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

1. Устранить нарушения за счет собственных средств или средств, собираемых в рамках статьи за содержание и ремонт лифтов.

2. Инициировать проведение общих собраний собственников помещений о необходимости дополнительного финансирования мероприятий по устранению замечаний и нарушений на лифтах (в том числе замене крупных узлов и механизмов), выявленных специализированными организациями при проведении ежегодных периодических освидетельствований. В случае отказа от финансирования, доведение до сведения собственников информации о необходимости прекращения использования таких лифтов по назначению до устранения нарушений. При необходимости обеспечить выведение лифтов из эксплуатации.

3.3. Диспетчерский контроль

Система диспетчерского контроля должна обеспечивать получение следующей информации от лифта:

- о срабатывании электрических цепей безопасности;

- о несанкционированном открывании дверей шахты;

- об открытии дверей машинного помещения и шкафов или устройств управления лифтом.

Таким образом, от одного лифта должно приходить как минимум четыре сигнала.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

1. Обеспечить проведение инвентаризации лифтового хозяйства в жилищном фонде с целью установления количества и адресных точек имеющихся сигналов, поступающих с лифтов.

2. По итогам проведенной инвентаризации необходимо разработать адресную программу дооснащения лифтов необходимым оборудованием систем диспетчеризации контроля безопасности.

3. Обеспечить проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме с повесткой о необходимости дополнительного финансирования работ по оборудованию лифтов диспетчерским контролем (обязательно наличие двусторонней переговорной связи из кабины лифта). В случае отказа от финансирования, доведение до сведения собственников информации о необходимости прекращения использования таких лифтов по назначению до устранения нарушений в соответствии с требованиями действующего законодательства. При необходимости обеспечить выведение лифтов из эксплуатации.

3.4. Страхование лифтов

Применяемые в настоящее время базовые ставки страховых тарифов в зависимости от количества технических устройств на объекте утверждены указанием Банка России от от 19.12.2016 N 4234-У.

В целях профилактики правонарушений управляющим организациям необходимо:

1. Обеспечить страхование лифтов в многоквартирных домах, находящихся в управлении организации.

Читайте также: