Доклад на тему натюрморт в фотографии

Обновлено: 06.07.2024

Натюрморт по праву можно назвать одним из самых сложных жанров в любом виде изобразительного искусства. И в фотографии в том числе. Природа, например, красива сама по себе. Для того, чтобы создать хороший пейзаж, художнику достаточно найти привлекательное место, проще говоря, красивую натуру, и передать на полотне состояние природы. Да, это, конечно, сложно. Очень сложно. Не каждому под силу передать на картине настроение. Ее сложнее сделать это в натюрморте. Ведь в натюрморте, в отличии, скажем, от пейзажа или портрета, художник сам эту натуру и организовывает, сам строит композицию, подбирает объекты для изображения… Все это применимо и к фотохудожникам. При работе над натюрмортом очень большую роль играет творческая фантазия автора, знание законов композиции, чувствование фактуры и света… Ведь, в отличие от уже созданного еще до художника природой и человеком пейзажа, натюрморт художник создает с нуля, организует его на чистом листе. Там, где ничего до этого не было. Наверное, поэтому и не каждому художнику под силу создать хороший натюрморт. Посмотрите, хотя бы, на живописцев. Много ли среди них настоящих мастеров натюрморта? Портретистов и пейзажистов намного больше…. То же самое можно сказать и об искусстве фотографии.

В этой статье мы попробуем рассказать вам о том, как создать хороший фотографический натюрморт. Конечно же, дадим некоторые советы на этот счет. Надеемся, что они помогут вам в вашей творческой работе. Станут стимулом для творческого роста.

С чего натюрморт начинается.

Подбираем место для съемки натюрморта

Предметным столом для натюрморта может послужить всё что угодно. Любой стол в вашем доме может играть эту роль. Да и не только стол. Предметы для съемки натюрморта можно расположить на подоконнике, на тумбочке, даже на полке в шкафу. Главный критерий тут – прочность этого предметного стола и его достаточная площадь. Чтоб было место для того, где бы ваша творческая фантазия чувствовала себя спокойно, чтобы ей там было просторно и легко жить. Даже на полу можно организовывать композиции из предметов для съемки натюрмортов. Ну, а если поверхность, на которой вы устанавливаете ваши предметы, неприглядна или совсем не подходит по всем возможным критериям для натюрморта, над которым вы работаете, то ее можно прикрыть красивой тканью: скатертью или салфеткой. Можно просто положить на нее кусок бумаги или красивой фанеры, например.

Выстраиваем композицию натюрморта

Итак, приступаем к непосредственной работе. Начинаем создавать композицию нашего будущего натюрморта.

Первым делом нам необходимо определить, что же будет в нашем натюрморте для зрителя центром интереса. Проще говоря, что будет в нашей картине главным объектом, таким, вокруг которого и сложится, завертится вся создаваемая история. Ну, а раз уж мы начали говорить о натюрморте на примере вазы с фруктами, так давайте эту тему и продолжим. Пусть она, эта ваза, и будет центром, главным объектом всей композиции.

Первым делом нужно учесть, что смысловой и геометрический центры любой картины, в том числе и фотографии, и, естественно, натюрморта – далеко не всегда совпадают. Короче, если наша ваза с фруктами будет находиться четко в центре площади кадра, на пересечении его диагоналей – это плохо (Чаще всего плохо. Но не забывайте что из любых правил бывают исключения…). Так что рекомендуем сдвинуть вазу в одну из сторон кадра. Можно рядом поставить или положить еще один или несколько каких-то предметов. Ну, например, одно яблоко положить около вазы. Или красивый бокал с вином рядом поставить… Если вам так будет угодно, вазу с фруктами вы можете оставить и в гордом одиночестве. И это тоже может быть красиво и гармонично. Но, тем не менее, сделать это будет достаточно сложно. Минимализм всегда был сложным жанром в изобразительном искусстве. Чем проще, тем лучше – это главный принцип минимализма. И воплотить его в жизнь, в реальность, под силу далеко не каждому художнику. Так что для начала мы рекомендуем вам все же составить композицию натюрморта из нескольких предметов. Но не забывайте про то, чтобы все эти предметы были связаны между собой по смыслу, гармонировали бы по цвету, форме, размеру и фактуре. Например, если в вашей вазе уютно расположились яблоки красного цвета, то рядом, на красивую белоснежную скатерть, можно положить гордую красную розу. Или красный мак. А вот, скажем, миксер, принесенный вами с кухни, пусть даже он будет красного цвета, в этой композиции окажется совершенно неуместным. Надо стремиться к тому, чтобы предметы в натюрморте дополняли друг друга, а не спорили между собой, не вызывали у зрителя чувство недоумения.

Итак, с композиций мы определились. Переходим к следующему этапу работы:

Ставим свет

Правильно поставленный или выбранный свет в натюрморте имеет не менее важное значение, чем собственно его композиция.

Если вы работаете над натюрмортом в домашних условиях, не в специальной студии, а в своей квартире, то лучше всего начать снимать при естественном, дневном освещении. В этом случае предметный столик рекомендуем расположить невдалеке от окна или напротив него. Мягкий, рассеянный, и в то же время направленный свет, падающий из окна на вашу предметную композицию, создаст красивые, длинные, негрубые тени от предметов, и в то же время выгодно подчеркнет и выявит фактуру этих предметов, придаст им объем.

Если вы работаете над своим натюрмортом вечером, и дневной свет вам попросту недоступен, работать приходится со светом искусственным. В качестве источника такого света хорошо подойдет самая обыкновенная фотовспышка. Только надо надеть на нее рассеиватель. Если этого не сделать и снимать без рассеивателя, на фоне могут образоваться резкие, грубые и некрасивые тени. Если у вас в распоряжении есть хороший источник постоянного искусственного света, то лучше использовать его совместно с софтбоксом.

Ну вот. Композиция выстроена. Свет поставлен. Всё готово. Начинаем снимать. Натюрморты лучше всего снимать со штатива. Почему? Потому что вам, возможно, для достижения тех или иных целей потребуется работать на достаточно длинных выдержках. А без штатива такая съемка попросту невозможна. Фотоаппарат должен стоять устойчиво. В качестве примера тут можно привести натюрморты классика чехословацкой фотографии середины прошлого века Вацлава Йиру, которые он создавал в своей студии или вне ее ночью, исключительно при лунном свете, не используя при этом никакие дополнительные источники света. Ну, а уж если вы не ставите перед собой такие высокие цели, то, снимая с рук, старайтесь держать камеру так, чтобы она не дрожала. Смазка, нерезкость в натюрморте исключены. Такой уж это жанр в искусстве – все должно быть четко.

В процессе съемки натюрморта рекомендуем переставлять предметы с места на место, смело меняйте свет, двигайте его источники в разных направлениях. Снимайте с разными выдержками и различными диафрагмами. Меняйте другие настройки своей фотокамеры. Снимайте под разными ракурсами, с разных точек съемки. Снимайте разными объективами. Импровизируйте на ходу! Ищите различные варианты! Именно в процессе съемки натюрморта и возникает некий азарт, своего рода кураж. Вам будет хотеться строить все новые и новые варианты композиции натюрморта, все новые и новые схемы освещения. Не сковывайте полет своей творческой фантазии! Возможно, именно сегодня вы и создадите свой лучший кадр, который потом прославит вас!

Да, и еще одно замечание. Последняя наша рекомендация на сегодня. Если в вашем натюрморте оказалось достаточно много белого цвета, до того, как вы приступите к фотографированию, настоятельно рекомендуем не забыть правильно выставить баланс белого в настройках фотокамеры. Иначе потом, в процессе постобработки снимка на компьютере, вам придется изрядно повозиться с цветокоррекцией в графическом редакторе. Проще говоря, в фотошопе.

Натюрморт в фотографии — это жанр фотоискусства, который изображает неодушевленные предметы в наиболее эстетичном, выразительном или креативном виде. Чаще всего снимают цветы, посуду, фрукты и винтажные изделия. Натюрморт в фотографии востребован в рекламной индустрии. Популярное направление food-фотографии — его частный случай. В художественном фото вещи часто наделяются символическим значением или через них показывается жизнь отсутствующего в кадре человека.

История натюрморта в фотографии

Фотонатюрморт в XIX веке находился под сильным влиянием живописи. Авторы пытались повторить содержание и композицию знаменитых картин. Известно, что Уильям Тальбот называл авторитетным образцом искусство голландцев. Мастера снимали цветочные букеты, дичь и сюжеты Ванитас с черепами.

В XX веке фотохудожники стали отходить от традиций и искать новые приемы в технике и содержании. Они экспериментировали с ракурсами, использовали приближенную съемку и помещали в объектив станки вместо цветов. Отражение в фотоискусстве нашли сюрреализм и дадаизм. В таком ключе работал фотохудожник Ман Рэй (Man Ray), пример — снятый им засохший лист, похожий на когтистую лапу. В России с фотонатюрмортом работал Александр Родченко.

Во второй половине XX века жанр стал востребованным в рекламной индустрии. В этом направлении много работал Ирвин Пенн (Irving Penn) — один из наиболее влиятельных фотографов XX столетия. Его натюрморт впервые в истории попал на обложку модного журнала. Сейчас подобные снимки встречаются повсеместно, в том числе у блогеров в социальных сетях.

Натюрморт в фотографии. Обложка журнала Vogue от 1 октября 1943 года с натюрмортом Ирвина Пенна

Особенности съемки натюрморта

Работая в жанре натюрморта, автор не пытается запечатлеть момент, а сам создает образ и доводит его до полного соответствия замыслу. Навыки, необходимые для репортажного фото, здесь обычно не нужны. Особенности съемки натюрморта заключаются в умении выстраивать композицию, кадрировать, чувствовать цвет и свет.

Начинающие фотографы часто сталкиваются с тем, что предметы на снимке кажутся набором разрозненных вещей. Их необходимо расположить так, чтобы между объектами образовалась связь и взгляд воспринимал картину как единое целое. Подбор фона также требует внимания. Он способен как испортить образ, так и придать вещам неожиданный вид.

Съемка неподвижных объектов — удобная возможность отточить приемы работы с освещением и другие технические навыки. С этой целью к ней обращаются многие, хотя по популярности жанр уступает пейзажу и портретным фото.

Самые известные авторы натюрмортов в фотографии

Мастера, полностью посвятившие себя фотонатюрмортам, встречаются редко. Но многие знаменитые фотохудожники оставили заметный след в этом направлении. Вот несколько известных авторов натюрмортов в фотографии:

Натюрморт часто используется для совершенствования классических приемов в фотоискусстве или для творческих экспериментов. Когда в объективе оказываются неподвижные предметы, автор может не спешить и наслаждаться процессом съемки. Не торопясь перебирать разные варианты освещения и расстановки объектов — увлекательный процесс, который стоит попробовать каждому фотографу.

Натюрморт в фотографии

Неодушевленные предметы присутствуют в произведениях искусства, начиная со времен палеолита. В разное время им отводится своя роль и значение. Произведения Ганса Гольбейна, Караваджо или Яна Вермеера не являются натюрмортами, но в их работах ему отводится особое место как в художественном, так и в смысловом плане. В качестве самостоятельного жанра натюрморт возник только в XVII веке.

Фотография, позаимствовавшая у живописи практически все жанры, не сделала исключения и для натюрморта. Как показывает история фотографии, именно натюрморт оказался менее всего представлен в фотографическом искусстве, хотя с него эта история собственно и началась. Среди ранних гелиографических опытов Нисефора Ньепса был натюрморт, состоявший из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе. Ипполит Байяр в 1839 году составил композицию из гипсовых слепков, Жак-Луи Дагер сделал несколько натюрмортов с гипсовыми слепками, небольшими скульптурками, картинами и фрагментами античных фризов, Генри Фокс Толбот — с раковинами и ископаемыми. Стоит отметить, что натюрморты с атрибутами искусства также встречались в живописи Жана Батиста Шардена.

Адольф Браун. Натюрморт с оленем и дичью. 1865. Из книги Jeffrey I. Photography. London, 1996

Адольф Браун. Натюрморт с оленем и дичью. 1865. Из книги Jeffrey I. Photography. London, 1996

Жан Батист Удри. Натюрморт с фазаном. 1753

6. Эдвард Стейхен. Три груши и яблоко. 1921.

6. Эдвард Стейхен. Три груши и яблоко. 1921.

Натюрморты, как правило, снимали в помещении, но были исключения. Из-за плохой светочувствительности ранних фотоматериалов ряд фотографов предпочитали работать в саду или палисаднике. В ход шли любые подручные материалы (лестницы, грабли, тачки, ведра и прочее), которые нередко смешивались с принесенными домашними вещами, живые цветы, деревья соседствовали с неодушевленными предметами. Таковы, например, натюрморты Луи-Реми Робера, Ипполита Байяра и Ричарда Джонса.

В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Сложные ракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта — все это придает новый облик прежнему жанру. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Подобными поисками занимались Альфред Ренгер-Патч, Александр Родченко, Андре Кертец, Эдвард Стейхен, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, фотографы Баухауза, Эдвард Уэстон, Уильям Андерхил и др.

Мир обыкновенных вещей вновь расцветает в средине века с натюрмортами Йозефа Судека. Мягкий рассеянный свет придает обычному цветку в стакане лирико-меланхолическое настроение.

Луи-Реми Роббер. Натюрморт. 1856

Луи-Реми Роббер. Натюрморт. 1856

Фото Ман Рэя

Во второй половине прошлого столетия натюрморт все чаще оказывается востребован в рекламной индустрии. Счастливый союз коммерции и искусства воплощают натюрморты Ирвина Пена. Классические, стильные, ироничные, но неизменно простые и утонченные. Благодаря этому мастеру впервые в 1944 году обложку модного журнала украсил фотографический натюрморт.

В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю.

Жак-Луи Дагерр. Натюрморт. 1839 Lowry B. The Silver Canvas: Daguerreotype Masterpieces. London 1998

Жак-Луи Дагерр. Натюрморт. 1839 Lowry B. The Silver Canvas: Daguerreotype Masterpieces. London 1998

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему натюрморт в фотографии. Презентация на заданную тему содержит 30 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта. Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором показывают неодушевленные предметы – цветы, фрукты, посуду, предметы быта. Только в фотографии их не рисуют или пишут красками, а фотографируют на плёнку и печатают на фотобумаге.

Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов, которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных предметов. Начинать снимать натюрморт лучше всего с упражнений и этюдов, которые помогут овладеть техникой передачи формы и фактуры различных предметов.

Форма – это внешние очертания предмета. Форма – это внешние очертания предмета. Фактура - это характер поверхности предмета (гладкая, шершавая, матовая, глянцевая и др.), а также качество материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, ткань, камень, железо, дерево и др.)

Эстетическая сторона фотографии – идея, замысел, мысли и переживания автора, заложенный в работе художественный образ. Эстетическая сторона фотографии – идея, замысел, мысли и переживания автора, заложенный в работе художественный образ.

Техническая сторона – расположение предметов на фотографии, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура. Техническая сторона – расположение предметов на фотографии, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.

Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов: Композицию в натюрморте условно можно разделить на несколько типов: геометрическая, пространственная, цветовая.

Геометрическая композиция Геометрическая композиция Не секрет, что все объекты имеют геометрическую (или приближенную к геометрической) форму.

Геометрическая композиция Диагонали, восходящие линии — ведущие из левого нижнего угла в правый верхний — выглядят напряженнее нисходящих.

Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком. Нисходящие же линии, идущие из левого верхнего угла к правому нижнему, наоборот, традиционно ассоциируются с расслабленностью, грустью или даже упадком.

Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения" . Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения" .

Пространственная композиция Поставить главный объект на передний план, впереди всех остальных или настроить свет так, чтобы ведущий элемент был освещен ярче всех, а те объекты, которые оказались за и перед ним, были освещены слабее.

Статика и динамика в композиции натюрморта Рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики). Подбираем предметы, которые будем использовать, выстраиваем схему своего будущего натюрморта.

Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету, форме, массе и фактуре. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету, форме, массе и фактуре.

ДИНАМИКА Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.

Все должно быть максимально контрастно, чтобы передать движение в натюрморте. Все должно быть максимально контрастно, чтобы передать движение в натюрморте.

Расположение удачное, из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком одинаково. Расположение удачное, из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком одинаково.

Задание Фотосъемка натюрморта: 1. в динамике с использованием диагоналей и геометрической композиции; 2. в статике использованием пространственной композицию.

Задания для самостоятельной работы. 1. Расположить предметы в кадре (Составить композицию натюрморта)

Orhideya

Натюрморт Хеде

С появлением фотографии в 19 веке, которая многое позаимствовала из художественных жанров, натюрморт также остался востребованным направлением, хотя и не очень популярным. Занимались фотографическим натюрмортом на заре его появления Н. Ньепс, Ж. Дагер, Г. Толбот и Ж. Шарден. Композиции продолжали основываться на приемах голландцев и зачастую являлись подражанием известных художников. Стоит присмотреться к работам Р. Фентона, У. Прайса и Д. Даймона, а также А. Брауна. Съемка в то время происходила в основном в помещениях, это видно на работах Р. Джонса, И. Байяра и Р. Робера.

натюрморт Фентона

В 20 веке с развитием техники фотографы стали использовать увеличение и более сложные ракурсы. В качестве объектов съемки стали использоваться различные инструменты. Это можно увидеть на работах У. Андерхила, Э. Уэстона, А. Родченко, Э. Стейхена и А. Кертеца. А. Стиглиц, Р. Меплторп, И. Пенн, Л. Дюбок-Солея в качестве объекта съемки стали использовать человеческий череп. Художником света и первопроходцем в игре с освещением можно назвать Й. Судека. С этого времени натюрморт стал широко использоваться при разработке рекламных композиций, таких работ много у И. Пена, именно его фото с натюрмортом стало обложкой известного журнала. Достойны внимания фотографические произведения Б. Смелова и Д. Уиткина.

натюрморт с черепом

Натюрморт как жанр призван раскрыть мир человека через его вещи, находящиеся в кадре. В настоящее время популярной является так называемая настольная фотография, на которой сняты находящиеся на столе вещи. Зачастую такой тип фотографии используют в качестве обоев для рабочего стола компьютера, а также в качестве бекграунда или “шапки” сайта. Преимуществом данного жанра является то, что процесс от замысла до воплощения зависит только от Вас как от фотографа. Это составляет и трудность жанра, ведь нужен талант художника для составления правильной композиции и создания освещения.

подражание Хеде

С неживыми объектами проще работать и в том смысле, что у Вас есть неограниченное время на составление композиции и съемки. Разнообразие видов натюрморта дает возможность поэкспериментировать и выбрать то, что больше всего подходит именно Вам. Это могут быть цветы, фрукты и овощи, предметы обихода, старинные вещи, техника и пр. Если Вы решили снять натюрморт, для начала стоит определиться с основным объектом съемки, который ляжет в основу повествования, для этого отлично подойдет какая-нибудь старинная вещь. Затем к ней стоит подобрать сопутствующие объекты, подходящие по смыслу и настроению. Композицию следует разместить на предметном столе достаточной площади, причем, наш Вам совет, основной предмет желательно не размещать в самом центре композиции. В качестве фона можно выбрать красивую матовую ткань, скатерть грубого плетения или бумагу. Стоит отметить, что фон имеет важную роль и задает общее настроение будущей фотографии: светлый больше подходит для так называемых детских и женских натюрмортов, темный — для драматических композиций. Если у Вас нет подходящей ткани или бумаги нужного цвета, можно воспользоваться красками.

натюрморт со стопкой

При съемке используйте следующие советы. Лучше всего будет использовать мягкое естественное освещение, разместив композицию недалеко от окна. Можно поэкспериментировать с отражателями или заслонками. При применении искусственного света, более сложного для создания фотографии, следует подумать о софтбоксе. Источник света лучше ставить подальше от композиции, чтобы избежать ненужных бликов. Съемку рекомендуется производить со штатива, чтобы иметь возможность снимать с выдержкой. Не бойтесь менять композицию, свет и ракурс, настройки фотоаппарата, объективы, ведь тогда из получившихся фотографий Вы сможете выбрать самые лучшие и проанализировав их понять, как лучше снимать натюрморт.

Читайте также: