Что такое обзорный доклад

Обновлено: 05.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Этапы работы над рефератом

Организация работы и подготовка к написанию реферата

Примерная структура реферата.

Схема-модель учебного реферата, статьи.

Структура обзорного реферата.

Организация работы и подготовка к написанию реферата

Этапы работы над учебным рефератом следующие:

Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но, прежде чем сделать выбор, вам необходимо определить, над какой проблемой вы хотели бы поработать, какие вопросы более глубоко изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме.

3. Составление библиографии.

Записи лучше делать на отдельных карточках. На основе карточек составляется список литературы.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Составление плана реферата.

6. Написание реферата.

Примерная структура реферата.

Примерная структура учебного реферата может быть следующей :

Основному тексту предшествуют титульный лист и оглавление, которое соответствует плану реферата.

В оглавлении каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти.

Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении :

1) формулируется суть исследуемой проблемы,

обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность;

2) указывается цель и задачи реферата;

3) дается обзор используемой литературы.

Основная часть п редставляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами (когда каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего) исследуется поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения, излагаются различные точки зрения на нее и высказывается собственное отношение к ним.

Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: рисунками, схемами, таблицами, графиками.

В заключении подводятся итоги работы, формулируется обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации и намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Завершает реферат список литературы .

При написании введения и заключения можно использовать следующие устойчивые средства языкового выражения:

Для того чтобы подчеркнуть актуальность, (исключительность, важность, особенность) рассматриваемой проблемы:

Одной (одним) из наиболее актуальных (важных, основных, сложных) проблем (задач, особенностей, направлений) является …

В настоящее время особую актуальность (все большее значение) приобретает …

Одна из … заключается в …

Особое место занимает …

Огромную роль играет …

Все больше внимания уделяется …

Для того чтобы сформулировать целевую установку:

Для того чтобы сформулировать выводы и рекомендации:

Итак, можно сделать вывод, что …

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы …

Итак, подводя итоги, можно сказать, что …

В заключение подчеркнем следующее …

Анализ позволяет утверждать …

Как …, так и … может быть рекомендовано (использовано) в качестве …

В заключение можно отметить, что … могут использоваться не только в …, но и в …

Схема-модель учебного реферата, статьи.

Приведем также в качестве примера схему-модель учебного реферата статьи.

1. Название статьи, где и когда напечатана.

2. Сведения об авторе.

3. Чему посвящена статья, в связи с чем написана.

4. Метод исследования, используемы автором, и способ аргументации (цифровые данные, ссылки на источники, схемы, экспериментальные данные и т.п.).

II. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

III. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из перечисленных выше.

Задачи типового анализа:

1)почему эти вопросы представляются наиболее интересными;

2) что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций, примеров, цифр, сказать об их наличии);

3) что вы думаете по поводу суждений автора.

Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

При работе над рефератом статьи можно использовать следующие конструкции, связывающие его композиционные части :

Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи:

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной …)

статье (работе)

автор (ученый, исследователь, зарубежный, известный, выражающий, знаменитый …)

ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает …)

ряд (несколько …)

важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных …)

вопросов (проблем …)

Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов (варианты переходных конструкций) :

Одним из самых существенных (важных, актуальных …) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о …

Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о …

Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на…

Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу:

В заключение можно сказать, что …

На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы …

Таким образом, можно сказать, что …

Итак, мы видим, что …

При реферировании статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида .

Вот примеры таких конструкций:

1) глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает… (что); останавливается…(на чем), говорит… (о чем).

Для перечисления тем (вопросов, проблем) используются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д. ;

2) глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает … (что).

Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, перечисляет признаки (черты, свойства) … ;

3) глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

(Кроме того) автор касается… (чего); затрагивает, замечает… (что); упоминает… (о чем)… ;

4) глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике автором событий, положения и т.п.:

5) глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.п.):

Автор приводит …(что) (примеры, таблицы); ссылается, опирается … (на что); базируется …(на чем); сравнивает, сопоставляет, соотносит …(что с чем; противопоставляет …(что чему );

6) глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает … (на что); (специально) останавливается …(на чем ) ; (неоднократно, несколько раз, ещё раз) возвращается …(к чему)…

Автор обращает внимание … (на что); уделяет внимание …(чему); сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует … внимание (на чем)… ;

7) глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует …(что).

Можно сделать вывод … ;

8) глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:

а) передающие позитивное отношение автора: одобрять, защищать, отстаивать …(что, кого); соглашаться …( с чем, с кем); стоять на стороне …(чего, кого); разделять (чье) мнение, доказывать …(что, кому); убеждать …( в чем, кого) ;

б) передающие негативное отношение автора:

полемизировать, спорить (с кем по какому вопросу, поводу); отвергать, опровергать …( что); не соглашаться …(с кем, с чем); подвергать …(что, чему) (критике, сомнению, пересмотру); критиковать, пересматривать…(что), сомневаться…(в чем); отрицать…(что); обвинять …( кого в чем) (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать…(кого).

Обзорный реферат – это изложение основной информации нескольких источников, близких по тематике.

Готовясь к написанию реферата этого типа необходимо внимательно прочитать отобранные тексты и сформулировать объединяющую их тему (формулировкой темы иногда может служить название одного из текстов); выделить коммуникативные блоки, которые войдут в реферат; определить, какой из текстов будет базовым, т.е. даст основное содержание, а какой (какие) дополнительным(-ыми); отметить повторяющуюся информацию и выбрать тот вариант, где она выражена более полно и четко, более экономными языковыми средствами; объединить получившиеся фрагменты, используя перечисленные выше языковые средства.

Структура обзорного реферата

Структура обзорного реферата:

1. Тема (ее актуальность, степень разработанности, история вопроса и др.).

2. Выходные данные статей (работ, монографий, посвященных данной теме).

3. Сведения об авторах.

II. Основная часть.

1. Параллельное изложение общих проблем, поднятых в разных работах, с сопоставлением позиций авторов;

2. Изложение проблем, не являющихся общими для всех работ.

3. Указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.

Обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах.

Возможен следующий план работы над обзорным рефератом:

I. Работа с текстовым материалом.

1. Чтение статей.

2. Анализ содержательной стороны статей с одновременным составлением сравнительно-сопоставительной таблицы, выявляющей общее и различное в исходной позиции авторов, в понимании ими трактовки проблемы, в используемых методах и способах аргументации, в полученных результатах и выводах.

II. Написание обзорного реферата.

1. Составление библиографического описания каждой статьи.

2. Написание вступления с указанием общей темы, затронутых проблем, сходства и различия исходных позиций и видения темы разными авторами.

3. Изложение основных положений темы в соответствии с отражением ее в каждой статье (работе) или выделение одной, ведущей или интересующей нас проблемы с различными ее трактовками.

4. Формулирование вывода и собственной оценки.

5. Редактирование полученного текста обзорного реферата.

6. Оформление окончательного варианта текста реферата.

При написании обзорного реферата можно использовать следующие речевые стандарты для сравнения точек зрения исследователей :

Авторы по-разному (одинаково) определяют… (что), подходят… (к чему) …

Эти вопросы (проблемы) рассматриваются… (где) одинаково (по-разному)…

Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос… (о чем) …

Оба автора обращают внимание на то, что …

В работе N этой проблеме уделяется большое внимание.

Эти мысли N явно перекликаются с идеей… (кого…)

По мнению всех (обоих) исследователей, …

Эта проблема затрагивается также… (где) …

Подобно N, M анализирует… (что) …

В отличие от N, M указывает, что …

Если N считает, что …, то M придерживается другой точки зрения.

Что касается M, то он считает, что …

M анализирует современный материал, а N основывается на исторических фактах.

M опирается на богатый фактический материал, N же часто оперирует гипотезами.

N утверждает, что …, тогда как M опровергает это.

N убежден, что …, между тем как M сомневается в этом.

В то время как N – сторонник… (чего), M придерживается …

Работая над рефератом, следует помнить, что, оценивая студенческий реферат, преподаватель учитывает:

Реферирование научной статьи: как написать реферат научной статьи + пример

Научные статьи можно не только писать, но и реферировать. А что это значит и как выполнить такое задание, если вам его задал руководитель? Разберёмся с этими вопросами. А в конце приведём пример реферата научной статьи.

Хотите первыми получать полезную информацию из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И следите за акциями и скидками. С ними учиться ещё выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Реферат научной статьи: что это такое

Мы уже разбирали, что такое реферат и как его правильно написать. А что такое реферирование научной статьи? Это немного другой термин, который определяют следующим образом:

Реферирование научной статьи — это краткое изложение текста, которое пишется, чтобы выделить и раскрыть основные тезисы статьи.

Общий объём такого вида работы в несколько раз меньше, чем изначального документа. Однако стоит помнить, что реферат научной статьи — это не вольный пересказ. Он должен передавать логику основного текста.

Иногда можно найти реферативные журналы. В них размещают рефераты научных статей и научно-исследовательских работ. Однако появились электронные библиотеки, и подобные журналы утратили свою актуальность. Теперь легко найти нужный материал и прочитать аннотацию к нему.

Кто чаще всего пишет рефераты научных статей

Студент на любом курсе может получить от преподавателя задание:

Сделать реферат научной статьи на определённую тему.

Особенно если учащийся подаёт большие надежды и хочет построить научную карьеру.

Однако чаще всего студенты бакалавриата пишут доклады и курсовые. А такие задания получают аспиранты. Это помогает расширить багаж знаний, научиться проводить правильный анализ чужих работ и выделять главное. В будущем это позволит аспирантам грамотно писать магистерскую и даже докторскую работу.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.


Чтобы написать реферат, надо хорошо поработать с научной статьёй

Примерный объём рефератов научных статей

Сколько страниц может занимать реферирование научных статей? Государственные стандарты говорят, что объём таких рефератов может зависеть от ценности и значимости исходного документа, и приводят такие примерные цифры:

  • рефераты на небольшие статьи — 500 знаков;
  • стандартные научные статьи и патенты на новые изобретения — 1 000 знаков;
  • большие научные монографии и документы — 2 500 знаков.

Чем отличается научная статья от реферата

Как отличать реферат научной статьи от самой статьи? Самые важные отличия следующие:

  1. Самостоятельность. Научную статью пишет автор, это уникальное научное исследование. А реферат кратко передаёт основное содержание.
  2. Объём работ. Научная статья в несколько раз больше, чем реферат, написанный по ней.
  3. Язык изложения. Статьи принято писать сложным научным языком, использовать термины, сложные конструкции. А реферат должен доступно объяснять смысл текста.

Виды рефератов научной статьи

Существует несколько видов рефератов научных статей. Различаются они по задачам и количеству публикаций, которые попадают в работу. В итоге, выделяют четыре вида:

Вид реферата научной статьи Определение
Информативный реферат Это классический вид реферата, который является пересказом ключевой информации научной статьи. В нём перечисляют тему, цели, методы, а также приводят возможные способы применить описанные идеи на практике.
Индикативный реферат В нём приводят информацию и данные, которые напрямую относятся к теме научной статьи.
Монографический реферат В нём используют информацию только из одного источника.
Обзорный реферат Такие виды рефератов создаются, чтобы сравнить сразу несколько научных статей и монографий по единой теме.

Структура реферата научной статьи: пример

Как написать отличный реферат научной статьи? Придерживаться чёткой структуры:

  1. В вводной части указать тему, цели и задачи научной статьи.
  2. В основной части пересказать главные тезисы и не забывать делать ссылки на мнение автора.
  3. В заключительной — подвести итоги и сделать выводы по научной статье.

Можете взять этот план в качестве примера и использовать его при написании реферата научной статьи.

Чтобы составить план реферата, всегда ориентируйтесь на исходный текст. Но опирайтесь на авторскую логику, а не на саму структуру научной статьи.

Как написать реферат научной статьи

Что нужно знать, чтобы хорошо написать реферат научной статьи? Мы собрали главные принципы:

  1. Всегда помнить, что содержание реферата должно совпадать с текстом научной статьи.
  2. Избегать субъективного мнения и вставок, которых не было в исходном документе.
  3. Писать чётко, логично и сжато. Всё-таки реферат научной статьи — это пусть и подробный, но краткий пересказ.
  4. Всегда проверять факты и незнакомые термины, которые приводятся в статье.
  5. Избегать сложных и непонятных формулировок. В идеале реферат должен внятно и просто объяснять суть научной статьи.

Требования к оформлению реферата научной статьи

Как грамотно оформить реферат научной статьи? Нужно помнить о следующих правилах:

  • придерживаться требований ГОСТ для письменных работ;
  • вносить обязательные данные о научной статье;
  • использовать иллюстративный материал;
  • применять речевые шаблоны.

Требования ГОСТ к оформлению реферата научной статьи

Реферирование научной статьи — это такая же письменная работа, как курсовая или дипломный проект. Поэтому в ней стоит придерживаться стандартных правил оформления:

  • шрифт написания — Times New Roman;
  • размер шрифта — 14 кегель;
  • межстрочный интервал — одинарный;
  • размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см.


Грамотно оформить работу — 50% успеха

Обязательные данные в реферате о научной статье

Когда люди будут читать ваш реферат, они должны понимать для какой статьи его подготовили. Поэтому в начале работы приводят все необходимые данные об изначальном документе:

  • полное имя автора;
  • название самой статьи;
  • место публикации (журнал, научный сборник и так далее);
  • год публикации научной статьи.

Иллюстрации для реферата из научной статьи

Если научная статья содержит иллюстрации моделей, графики, рисунки и другие наглядные материалы, их можно смело переносить в реферат.

Так вы сможете сделать свой документ более динамичным и интересным.

Шаблонные фразы для реферата научной статьи

Когда вы делаете реферирование научной статьи, надо быть максимально объективным и опираться на слова автора. В этом прекрасно помогают следующие шаблонные выражения:

  • по мнению автора статьи…;
  • автор в своей статье отмечает, что…;
  • при этом автор указывает, что…;
  • как отмечает автор далее…;
  • автор (ФИО) формулирует…;
  • с точки зрения учёного…;
  • в конце автор делает следующие заключения…

Реферирование научной статьи: пример

Образец реферирования научной статьи поможет вам увидеть тонкости данного вида работы и грамотно создать свой собственный реферат. А чтобы вы не искали в интернете, мы подготовили отличный пример реферирования научной статьи:

В начале статьи автор отмечает, что образование есть ключевой аспект качественной жизнедеятельности любого общества, и важнейшим показателем уровня развития науки является рост инвестиций, вложенных в данную сферу. Основной задачей политики в области образования, по мнению автора, должно быть увеличение интеллектуальных способностей нации. При этом В.П. Сергеев замечает, что русская нация по данным показателям всегда занимала лидирующие позиции в мировом сообществе.

Сегодня же, утверждает автор, вопрос стоит не просто об образовании, а о его качестве. В связи с этим В.П. Сергеев формулирует основные принципы организации образования: принцип формирования интеллектуальных знаний, умений и навыков; принцип фундаментальности, ориентирующий на глубокое усвоение законов бытия; принцип гуманизма, определяющий значимость развития творческого потенциала личности; принцип непрерывности образования.

Системность данных принципов, по мнению автора статьи, обеспечивается следующими структурными звеньями:

  • комплексность в изучении естественных, технических и гуманитарных дисциплин;
  • программное и методическое обеспечение всех форм образования;
  • взаимосвязь всех ступеней образовательной системы.

Основной категорией, выражающей стратегическое направление образования, являются, с точки зрения учёного, целевые функции системы:

  • подготовка высококвалифицированных специалистов;
  • освоение специалистами новых перспективных форм деятельности;
  • самопознание и самовыражение личности;
  • формирование ценностного отношения индивида и общества к природному миру.

Наличие в образовательной системе совокупности данных категорий, заключает В.П. Сергеев, позволяет говорить об образовании как об особой сфере функционирования социального качества, обладающей двойной временной направленностью, так как в ней, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных знаний и опыта, а с другой — определяется облик будущей жизнедеятельности как индивида, так и общества в целом.

Теперь вы знаете, что такое реферирование научной статьи и на какие образцы можно ориентироваться, если вы пишите собственный реферат. А если не хватает времени сделать эту работу самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Как правильно написать доклад — советы и примеры

Доклад — это исследовательская работа, в которой учащийся рассматривает один или несколько вопросов, проблем, задач. Как правило, в докладах не поднимаются масштабные темы, и объем занимает 5-6 страниц.

Доклад предполагает устное выступление перед аудиторией с подготовленным материалом по теме.

С докладами выступают на научных конференциях, юридических заседаниях и так далее. Подготовка докладов учит школьников и студентов работать с информацией и живой аудиторией. Поэтому уже в средней школу учителя включают в программу и требуют выполнять их по приведенным в этой статье правилам.

Отличия доклада от реферата

Доклад и реферат — похожие форматы работы с темой, иногда эти термины считают синонимами. Но существенные различия существуют

Разница между докладом и рефератом

Параметры Доклад Реферат
Объем 5-6 листов 30-40 страниц
Раскрытие темы Краткий обзор нескольким трудам, здесь нет строгих требований к полной передаче информации Выжимка ключевых идей конкретного источника или источников
Структура Структура часто составляется на усмотрение автора. Обязательно есть титульный лист, введение, основная часть, заключение и список литературы Структура, как у любой научной работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение
Оценка Обязательное устное выступление с целью — донести информацию до аудитории. Представляется только в устном виде Полноценная письменная работа, которая сдается на проверку

Подготовка к написанию доклада

Рекомендуется писать доклад в несколько этапов, чтобы работа получилась цельной и интересной.

Выбор темы

Обычно преподаватели предлагают учащимся несколько тем докладов на выбор. Если это так, то при выборе темы руководствуются данными рекомендациями:

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

  • личные предпочтения: если тема интересна докладчику, то он расскажет о ней лучше;
  • понимание: если учащийся хорошо ориентируется в вопросе, ему будет проще отвечать комиссии после доклада;
  • сложность: некоторые темы требуют большой подготовительной работы, например, сбора статистических данных, поиска архивной информации; нужно учитывать свои возможности и время подготовки.

Как правило, набор тем соответствует изучаемой программе, и ни одна из них не должна вызывать непосильных трудностей.

Подбор литературы

Для составления доклада требуется от 10 литературных источников, а прочитать нужно еще больше, чтобы выбрать максимально подходящую информацию.

Самые надежные источники информации — учебники и научные журналы, которые можно найти в библиотеках (в том числе электронных). Сайты и веб-банки рефератов содержат много информации, но она не всегда является достоверной и требует проверки.

Важно! При работе с литературой сохраняйте и записывайте себе названия источников, страницу, год издания или веб-ссылку. Эта информация потребуется для списка использованной литературы.

Составление плана

Перед началом работы над темой составляется план, который поможет выстроить доклад логично и донести необходимую информацию. План пишется не для отчетности и не для аудитории, а для себя.

Удобно делать простой план доклада, без подробных подпунктов, так как работа не очень большая по объему.

Структура (план) доклада может строиться от тезиса к аргументации или быть описательной, аналитической.

Пример плана доклада

План помогает структурировать информацию

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Структура письменной части доклада

Стандартный доклад состоит из четырех частей: вводной, основной, заключительной и библиографической. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист и содержание необходимы только, если вы сдаете работу в письменном виде на проверку.

Введение

Введение вводит читателей и слушателей в курс проблемы. Здесь формулируется основная задача работы или тезис, который предстоит обосновать. Вводная часть содержит информацию об актуальности вопроса, цели и задачи работы.

В некоторых докладах перед введением идет вступление, которое представляет информацию о докладе в максимально сжатой форме (не более 1-2 абзацев).

Пример введения в докладе

Введение должно заинтересовать слушателей

Основная часть

Главный раздел доклада — это его основная часть, которая находится между введением и заключением. Здесь приводится ключевая идея работы, пишутся главные факты или рассуждения, добавляются необходимые описания, иллюстрации, сравнения.

В докладах по техническим специальностям нередко бывают нужны таблицы с численными данными, формулы, схемы, диаграммы, графики и т.п.

Пример основной части в докладе

На основании приведенных в основной части данных делаются выводы по работе

Заключение

Заключение доклада содержит выводы, составленные на основе собранной информации. В заключении учащийся обобщает результаты проделанной работы, вкратце повторяет основные идеи и их анализ. В некоторых случаях студент может высказать в заключении свои наблюдения и точку зрения по теме.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Пример заключения в докладе

Заключение должно быть логическим итогом работы

Список использованных источников

В конце доклада приводится список использованных источников. К ним относятся учебники, статьи, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.

Список составляется в алфавитном порядке или по порядку упоминания в тексте. Оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.. Однако требования к оформлению доклада не такие строгие, как для рефератов, курсовых и т.д., это зависит от преподавателя.

Каждый источник, указанный в списке, должен упоминаться и иметь ссылку в основном тексте.

Пример списка литературы в докладе

Изучите все источники из списка, по ним могут задать вопросы

Оформление доклада по ГОСТу

Доклад в идеале оформляется по ГОСТу, как и более серьезные научные работы: дипломы, диссертации, отчеты. Но требования к оформлению могут быть не такими строгими, поэтому нужно советоваться с преподавателем или посмотреть в методичке.

Для оформления большинства научных работ используются следующие стандарты:

Так как доклад близок по жанру к реферату, можно опираться на ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.

Стандартные рекомендации по оформлению доклада:

  • шрифт Times New Roman, кегль 12 или 14;
  • выравнивание по ширине;
  • нумерация страниц начинается с введения и ставится внизу посередине страницы.

Важно! Не забудьте проверить текст на уникальность, если его необходимо будет сдать в письменном виде на проверку.

Рекомендации по выступлению с докладом

Написание текста доклада не последний этап работы. Учащийся должен выступить с устным докладом и ответить на вопросы преподавателя или однокурсников. Выступление показывает, насколько подробно и самостоятельно студент изучил полученную тему.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Советы по устному выступлению с докладом:

  1. Речь готовится на 10-20 минут. За это время докладчик знакомит слушателей с рассматриваемой проблемой, пересказывает основную часть и перечисляет выводы. Регламент выступлений уточняйте у преподавателя.
  2. Нежелательно зубрить текст доклада наизусть. Такое выступление не донесет до аудитории необходимую информацию. Лучше рассказывать своими словами, упрощать фразы, но не искажать факты.
  3. Все использованные научные термины должны быть понятны докладчику настолько, чтобы он смог объяснить их аудитории своими словами.
  4. Материал должен излагаться в логической последовательности.
  5. Некоторые вопросы можно предсказать на основании темы работы (например, где применяется такой метод исследования, какие примеры данных явлений можно наблюдать в жизни и т.д.). К ним нужно подготовиться заранее.
  6. Главная цель докладчика — донести информацию до слушателей, а не пробормотать свой текст. Оптимальная скорость устного рассказа составляет 120 слов в минуту.

Эти рекомендации, а также навыки работы с аудиторией помогут получить за доклад высокую оценку.

Выводы

Доклад — это самостоятельная работа, текст которой зачитывается на выступлении.

Работа над докладом учит обрабатывать информацию: анализировать и доносить ее до аудитории.

Доклад состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Несложная структура позволяет быстро отработать необходимые умения для научных текстов, то есть студенту будет проще работать с рефератами, курсовыми и т.д.

Для получения высокой оценки за доклад необходимо подготовить понятный на слух текст, который бы позволил донести до аудитории мысли докладчика и раскрыть тему.

Одна из первых научных работ студента – доклад, который помогает не только усвоить тему, но и правильно, красиво выражать свои мысли. Однако, не каждый учащийся знает, как сделать доклад, так как самое сложное – это собрать материал и составить по нему план. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Правила написания и оформления доклада – от “А” до “Я” обновлено: 26 января, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Правила написания и оформления доклада – от “А” до “Я”

Что такое доклад и для чего он нужен

Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения. Его можно оформлять не только в печатной форме, но и в письменной.

Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Как написать доклад?

Даже, если студент знает, как сделать доклад, всё равно нужно основательно подготовиться к работе. Для этого желательно знать, с чего начинать и чем заканчивать данную работу. Именно поэтому и нужен план, ведь с его помощью работа пойдет значительно быстрее.

Написание работы состоит из следующих этапов:

Этап 1. Выбор темы. Как правило, студентам предлагаются варианты на выбор. Поэтому можно взять такую тему, чтобы она была действительно интересна докладчику, ведь только тогда получится хорошая работа.

Этап 2. Подбор литературы по теме (около 10 шт.). Источники необходимо основательно изучить и выбрать основную информацию, чтобы она была интересной, полезной и достоверной. Поэтому информация берётся из проверенных источников. Лучше всего обратиться в библиотеку, так как в учебниках и журналах более достоверная информация.

Этап 3. Написание плана. Нужно составить план таким образом, чтобы доклад получился интересным. Пишите в первую очередь не для себя, а для слушателей.

Этап 4. Подведите итоги, напишите выводы.

Составление плана – это гарантированный успех при написании доклада. Работа делится на заголовки, подзаголовки, и учащийся, пользуясь содержанием, будет помнить, о чём говорить в том или ином разделе.

Выбор темы

Шаг 1. Прочитайте внимательно инструкцию. После того, как научный руководитель выдал вам инструкцию для написания работы, нужно тщательно изучить задание, возможно, придётся его перечитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть вопроса. Как правило, в задании даны четкие инструкции, где указано, что именно нужно раскрыть в теме, для какой целевой аудитории предназначен доклад, стоит ли высказывать свое мнение. Ведь если статья информационная, тогда нет необходимости рассказывать что-то от себя, так как вы предоставляете слушателю определенную информацию.

Шаг 2. Выбирайте только ту тему работы, которая вам нравится. Тогда намного проще сможете написать доклад. Хотя, иногда преподаватель сам выбирает тему для студентов. В этом случае необходимо найти моменты, которые вам лично будет интересно узнать, и от этого нужно отталкиваться. Поставьте себя на место слушателя.

Шаг 3. Выбирайте оригинальную и захватывающую тему работы, чтобы аудитория с удовольствием слушала докладчика и участвовала в обсуждениях. Конечно же, если у вас одинаковые темы с одногруппниками, скорей всего, сложно будет удержать внимание аудитории.

Шаг 4. Не бойтесь менять тему, если она оказалась слишком сложной для вас. Иногда так случается, что вроде бы выбрали тему, начали искать информацию, но оказалось, что не получается найти достаточно информации. Пока не поздно, лучше поменяйте тему, ведь за несколько дней до сдачи это сделать невозможно.

Шаг 5. Ищите информацию по теме не только в интернете, но и в библиотеке. Как правило, в инструкции должно указываться, сколько источников нужно обработать студенту. Ищите информацию исключительно по теме. Если ваша тема касается какого-то исторического события опишите в какие годы оно произошло, его причины, последствия и т. д.. Обязательно указывайте все необходимые даты. Если берёте информацию из интернета, тогда вы должны быть полностью уверены в ее достоверности.

Шаг 6. Записывайте все необходимые данные. Во время поиска информации записывайте источники, где указывается год выпуска, автор, город издания, номер страницы, где была найдена информация. Впоследствии вы сможете легко составить список использованных источников.

Подготовка к написанию доклада

Сначала определитесь с основной идеей. Необходимо продумать, как вы донесете информацию до слушателей так, чтобы удержать их внимание от начала выступления до окончания.

Заранее продумайте оформление доклада. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем. Возможно, он разрешит оформить доклад по своему усмотрению. Также, можно воспользоваться ГОСТом, благодаря которому подчеркнете свой профессионализм.

Сделайте на черновике набросок. С его помощью поймете, как будет выглядеть ваш доклад. Можно набросок сделать в виде списка или же перечислить свои идеи. То есть, в этот момент создадите определенную структуру доклада.

Структура доклада

Перед тем, как написать доклад, нужно составить не только план, но и структуру работы, которая помогает из отдельных частей написать краткий и одновременно развёрнутый текст. Как правило, доклад пишется не более, чем на 5-ти страницах формата А4.

Основными элементами структуры доклада являются:

  1. Вступление, где студент приветствует аудиторию.
  2. Введение, в котором докладчик заинтересовывает слушателей. Студент формулирует актуальную и оригинальную тему исследования. Рассказывает про важность доклада, какие ученые работали в данной области и указывает цель работы.
  3. Основная часть, где студент рассказывает все части по содержанию. То есть, в этом разделе рассказывается про методики исследования, подробно описываются все действия, которые связаны с получением результатов. Также студент может рассказать о результатах исследования, кратко изложить новую информацию, которая получена в процессе наблюдения.
  4. Заключение. Здесь докладчик подводит итоги и заканчивает выступление.

Как написать введение (пример)

Как уже говорилось выше, сначала нужно написать вступление и введение. То есть, необходимо поздороваться с аудиторией, представиться (назвать свои Ф. И. О, тему работы, цель, предмет, объект исследования). Это первая часть работы. На примере показано, как правильно начинать вступление и введение:

Введение к докладу (образец)

Введение к докладу (образец)

Как написать основную часть (пример)

После введения описывается вторая часть работы (теория). Здесь можно написать, основную идею. Если тема по истории про крестьянские движения, тогда нужно писать всё про их эксплуатацию, формы движения, повседневные протесты крестьян и т. д.. То есть, выбрать главный тезис и вокруг него создавать структуру написания. Пример рассмотрим ниже:

Основная часть доклада (образец)

Основная часть доклада (образец)

После второй части рассматривается, чем заканчивается основная идея. То есть, описываются причины, дается сравнительный анализ. Если работа пишется по математическому предмету, обязательно нужно в практическую часть вставить таблицы для сравнения, диаграммы, схемы и т. д. Необходимо по максимуму проанализировать данные, рассмотреть подробный анализ, а также подвести итоги на основании этих данных.

Как написать заключение (пример)

Уже после теоретической и практической части пишется заключение, где студент подводит общие итоги по сделанной работе. Можно написать, какой период исследовался докладчиком, какие особенности выявлены, какие мысли посетили студента во время написания:

Заключение к докладу (образец)

Заключение к докладу (образец)

Что писать после заключения

После заключения с новой страницы пишется список использованных источников. Это могут быть быть статьи из журналов, литература, интернет-ресурсы и т. д.

Как правило, литература пишется в алфавитном порядке, придерживаясь всех стандартов ГОСТа, но следует уточнить у научного руководителя. Возможно, он разрешит писать литературу по своему усмотрению. Посмотрите на примере, как правильно указывать использованные источники.

Список использованных источников (образец)

Список использованных источников (образец)

Требования к оформлению доклада по ГОСТам

Кроме подготовки и написания доклада, нужно еще принять к сведению то, что его нужно правильно оформить. Требования к оформлению доклада практически такие же, как и к оформлению реферата. Однако, здесь требований значительно меньше, так как в ГОСТах нет четкого предписания по данному виду документов.

Доклад можно сдавать не только в печатном виде, но и в рукописном. Однако, работа выглядит более аккуратно, если она напечатана на компьютере. Поэтому лучше заранее узнать у преподавателя, в каком виде оформлять работу.

Существуют два известных ГОСТа, по которым оформляются рефераты, дипломные работы и курсовые. Это ГОСТы 7.32-2001, 7.9-95, и по ним можно смело оформлять доклад.

Размер шрифта может быть, не меньше 12, а лучше 14 кегль, но этот нюанс уточняется у преподавателя. Это же касается заголовков, основной части, списка литературы и т. д.

Образец написания доклада (по истории)

Приведем пример, как написать доклад по истории при помощи плана. Цель доклада – обретение студентами навыков работы над источниками, глубоко изучить материал и выступить перед аудиторией.

Внимание! Задача студента – научиться самостоятельно перерабатывать большое количество материала, найти главную идею и максимально раскрыть информацию по теме.

  • когда и как долго проходили крестьянские движения;
  • какие губернии славились крестьянскими движениями.

После вступления идёт основная часть, где в первой главе можно написать про эксплуатацию крестьян, а во второй части докладчик продолжает историю о выступлении крестьян, их причины и почему они ежедневно протестовали.

После основной части кратко пишется заключение, где делаются выводы докладчика и выделяются основные, наболевшие моменты.

В конце доклада указывается список использованной литературы по ГОСТу, то есть, в алфавитном порядке.

Советы для выступающих перед аудиторией

Теперь студенты уже знают, как сделать доклад интересным не только слушателям, но и преподавателю. Все понимают, что подготовка материала занимает много времени, сил и чтобы получить высокую оценку, есть несколько основных советов:

Совет 1. Выступать перед аудиторией нужно от 10 до 20 минут. За это время студент должен прочитать подготовленный материал, и желательно с примерами и достоверными фактами.

Совет 2. Выучить все научные термины, которые находятся в докладе. Также студент должен понимать их смысл, так как педагоги по ним часто задают вопросы. Поэтому докладчик должен основательно подготовить приблизительные ответы.

Совет 3. Тщательно следить за изложением материала, за его грамотностью и последовательностью.

Совет 4. Побороть страх перед аудиторией и настроиться на то, что слушатели относятся к происходящему дружелюбно.

Совет 5. Быть убедительным во время доклада и слушатели поймут, что студент действительно владеет темой на должном уровне.

Совет 6. Не торопиться и не растягивать слова. Лучше всего заранее потренироваться, так как скорость чтения должна быть примерно 120 слов минуту.

Совет 7. Заранее продумать вопросы, которые могут задать слушатели после доклада. Для этого лучше посоветоваться с однокурсниками и даже с ними потренироваться.

Совет 8. Адекватно реагировать на обсуждения аудитории. Если они активно говорят на данную тему, значит им действительно интересно слушать студента.

Если соблюдать вышеперечисленные правила, тогда преподаватель оценит доклад на отлично.

Заключение

В статье рассмотрено, как писать и зачитывать доклад. С одной стороны, кажется всё очень просто, но с другой – нужно учитывать все элементы, касающиеся подготовленного материала. Всё зависит только от студента, насколько он добросовестно отнесется к работе, такую оценку и получит на докладе.

Правила написания и оформления доклада – от “А” до “Я” обновлено: 26 января, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: