Доклад учителя казахского языка

Обновлено: 30.06.2024

ВложениеРазмер
statya_.docx 21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетентности на уроках казахского языка

Большим подспорьем является наглядность картинки, картины, буклеты по темам, национальная одежда, схемы, таблицы с падежными оконча-^иями, рисунки, поделки и многое другое. Кроме того, на уроках я использую разнообразный раздаточный материал - это карточки, тесты, пословицы и поговорки. При подготовке определенных тем я стараюсь подобрать такой тип урока, который более всего соответствует содержанию материала.

Так, например, в своей работе я ислользую такие типы уроков:

Методы и приемы, применяемые мною на уроках казахского языка:

  1. Развлекательная игра (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес к предмету).
  2. Коммуникативная игра. Освоение диалектики общения. 3. Интеллектуальные игры (умственные).

При подготовке игр на разные темы особое внимание уделяю профессиональной направленности, связанной с жизнью, с профессиями. Также во время урока можно проводить игры в виде соревнования по рядам. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

4. Игра-диалог. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Ученик должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки. Суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку. Эти игры я провожу на заключительных обобщающих уроках. После чего проводится анализ. Этап анализа - это обсуждение и оценки результатов игры. Выступления учащихся, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.

Также большую роль играет на уроке раздаточный материал. Это карточки на падежные окончания. На каждый падеж я разработала по 15 карточек. Все карточки с разными заданиями. Сильным - трудное задание, средним - среднее, слабоуспевающим - соответствующее задание. Отсюда можно делать вывод, что сильные учащиеся быстро выполняют любое задание, а слабоуспевающие плохо справляются с заданием. Поэтому некоторые учащиеся нуждаются в индивидуальном подходе. Для более эффективной работы я подхожу к обучению индивидуализированно, так как все учащиеся разные по степени умственного развития и багажа знаний. В процессе учебно-воспитательной работы с группой я взаимодействую с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Цель индивидуализированного подхода - содействие средствами индивидуализации в выполнении учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся. Главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащихся в школе и дома. Это урочная работа с классом в целом а остальная часть - индивидуальный подход к тем учащимся, которые нуждаются в помощи.

В процессе урочной и индивидуальной работы на уроке казахского языка я создаю ситуации сотрудничества: я учу ученика (учитель - ученик), работа с учебником (ученик-учебник-учитель), индивидуальную парную (один учит другого), групповую (один одновременно учит многих), колпективную (каждый учит каждого>. Эти организационные формы обучения помогают учащимся использовать практический опыт, формируют пргвычку оказания помощи, уважительное отношение друг к другу.

Подводя итоги своей рабсть по казахскому языку я могу определить отношение учащихся к предмету, ситуацию их комфортности на уроке. выявить негативные и позитивные стороны. Принять меры для изменения ситуаций как педагог

Национальные костюмы голозные уборы, жилеты, жакеты, ковры - все у казахов расшито узорами. А что это за узоры. что они обозначают, знают далеко не все. Например, в доме висит ковер с узорами ручной работы. Посторонни/ з-а.ощий человек, заходя в дом, определял по узорам, сколько человек в этой семье, сколько взрослъх девушек и маленьких детей. Ведь каждый вытканный узор что-то обозначает, несет какую-то и.нфорг/ацию.

Например, символ Реслублики Казахстан Государственный Флаг имеет узор - орнамент. Он обозначает духовную культуру казахского народа.

Реализуя модульную программу через использование элементов личностно ориентированного обучения, я пришла к выводу. что это способствует развитию активности учащихся на уроках казахского языка и литературы через связь предмета с будущей профессией прививает любовь к языку, формирует самостоятельность. расширяет кругозор, т.е. помогает им адаптироваться в современном обществе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бекенова Панар Орымбекова учитель казахского языка и литературы

Доклад на Педсовет

Тема доклада: Создание условий для повышения мотивации к изучению казахского языка

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности . При формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо учитывать особенности возраста, обращая внимание на то, как мы их обучаем и чему обучаем. Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Так, на начальном этапе обучения казахскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев, но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал.

Как показала практика одним из основных средств преподавания казахского языка является языковые игры которые способствуют активизации учащихся на занятиях развивает их речевую инициативу . Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить материал .Языковые игры можно разделить на : 1.Фонетические игры;2.Ликсические игры;3.Игры с фразами;4.Игры для обучения чтения , аудирования , говорения и коммуникативные игры. Хочу остановится на Играх обучающие говорению :

Игры обучающие говорению . В этой игре прослушивается текс определяют тему отбирают информацию, составляют конспекты , выписывают ключевые слова ,чертят схемы . Например игра собери из картинок текст . Участникам этой игры раздают картинки . Игроки составляют предложения на каждой картинке а потом объединяют в один текс не нарушая последовательности .

Так же я провожу на занятиях с детьми групповую работу .

во-первых , групповая работа активизируется речевая деятельность учащихся, повышается учебная и познавательная мотивация;

во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, быть осмеянным;

в-третьих , в группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение , поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Учитель не должен забывать, что необходимо содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Для более плотного освоения и отработки диалогов можно предложить различные задания:

прочитайте отдельные реплики для отработки правильного произношения;

восстановите диалог с пропусками, опираясь на слова на родном языке;

переведите диалог на русский язык;

дополните начало и концовку диалога по смыслу;

закончите диалог на свое усмотрение.

Использование интерактивной доски позволяет сделать урок более красочным, динамичным и информативным . Используя в своей работе интерактивную доску, я пришла к выводу, что при введении, обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, данное техническое средство является очень эффективным. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что использование интерактивной доски на уроках активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, а нашей школе это очень актуально.

Современные инновационные технологии помогают мне выработать индивидуальный стиль работы, наиболее полно реализовать свой творческий потенциал и в итоге добиться высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения.

Большое значение имеет оценивание. Важно отметить неформальное оценивание. Цель такого оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами: • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах; • дарить цветные фигурки со словами "Хорошо!", "Отлично!" или весёлые или грустные лица;

Основная цель повышение мотивации к изучению казахского языка через развитие внеурочной деятельности .

Дополнительные занятия ,Участие в конкурсах

Занятия с одаренными детьми

Работа над проектами

Календарные и тематические праздники

Проведения недель казахского языков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Президент нашей страны Н. А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным.

В настоящий момент можно говорить о том, что данная проблема вплотную соприкасается с вопросами национальной политики, функционирования государственного языка. На современном этапе развития наша многонациональная республика Казахстан вступает в политические, экономические, торговые отношения с различными странами, как Европы, так и Азии. В связи с этим возникает задача воспитания поликультурной личности, обязательно владеющей, помимо своего родного, еще и государственным, в том числе и международным языками, что позволяет осуществлять разные виды деятельности, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. формировать коммуникативную компетенцию. [1].



Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни.

В чем же заключается сущность коммуникативного подхода или метода?

Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению. Разработка коммуникативного метода как адекватного средства обучения требует четкого представления о том, какова цель обучения.

В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения - говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. То есть, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение - это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода.

Цель обучения казахскому языку на уровне основного среднего образования состоит в формировании и развитии коммуникативно-межкультурной компетенции как способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение с носителями языка Для достижения поставленной цели, необходимо, решить следующие задачи:

развитие коммуникативных умений на основе четырех видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма;

приобщение учащихся к культуре, традициям, обычаям казахского народа;

формирование и развитие общих и специальных умений доступными для обучающихся способами и средствами, в том числе, с использованием информационных технологий, умения самостоятельно изучать казахский язык и культуру народа.

Для говорения как средства общения таким методом является коммуникативный подход.


Схема 1. Стадии работы над аудированием

С этой целью разработаны задания для формирования коммуникативной компетенции на разных стадиях работы над аудированием.

Задачи первой стадии – погружение в контекст: чтение заголовка и предположи, о чем говорится в тексте

прочтите выписанные на доску слова и попытайтесь определить, о чем текст обсудите в группах предложенные вопросы

догадайся о значении выделенных слов по контексту

соедините слова с их определениями

раскройте скобки, выбрав правильную форму глагола.

Задачи второй стадии – формирование умений

Прослушайте текст(интервью, объявление) и ответьте на вопрос

Прослушайте текст, состоящий из 3(4) частей. После прослушивания каждой части ответьте на вопрос.

Поставьте картинки в порядке, соответствующем содержанию текста.

Задачи третьей стадии – развитие умений

закончите предложения, используя информацию из прослушанного текста

прослушайте рассказ и заполните таблицу, схему, карту и т.д

Формированию коммуникативной компетенции способствуют и такие задания, как:

составить план текста, высказать основные мысли по плану;

драматизировать часть текста;

определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;

выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;

дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;

составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

доброжелательная обстановка на уроке;

положительный эмоциональный климат;

доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Методы и технологии развития у учащихся коммуникативной компетенции

способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;

затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

повышают мотивацию к учению;

развивают познавательную активность;

вызывают интерес к предмету;

способствуют повышению качества знаний.

Концепция 12 летнего среднего образования РК, проект , Астана 2010 г.

Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.:Из-во РУДН, 2006.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.

Речевое развитие дошкольников характеризуется рецептивным и в определенной степени репродуктивным двуязычием, т.е. восприятием и пониманием казахской речи и воспроизведением некоторых ее элементов. Казахский язык для детей осознается в обществе не только как государственный, на основе которого осуществляется национально-культурная социализация, но и как родной.

Содержимое разработки

Выступление

Учитель казахского языка: Уатаева А.С.

г.Петропавловск

С каждым годом потребность в изучении казахского языка возрастает. Это в полной мере относиться и к дошкольному периоду. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении государственного языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций, что во многом определяется тенденцией ведения обязательного обучения казахскому языку. Являясь частью учебного процесса, изучение казахского языка становиться одним из основных компонентов образования, это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети довольно рано приобщаются к казахскому языку, слыша его по радио, телевидению, от взрослых, детей, в детском саду (в течение дня, на отдельных и специальных занятиях).

Речевое развитие дошкольников характеризуется рецептивным и в определенной степени репродуктивным двуязычием, т.е. восприятием и пониманием казахской речи и воспроизведением некоторых ее элементов. Казахский язык для детей осознается в обществе не только как государственный, на основе которого осуществляется национально-культурная социализация, но и как родной.

Считают введение раннего обучения второму языку в дошкольных образовательных учреждениях правомерным, т.к. в дошкольном возрасте формируются базовые качества личности, закладываются основы физического, нравственного, умственного развития

Внимание к казахскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. Такое представление казахского языка интересно и детям других национальностей. Следовательно, уже в дошкольном учреждении полиэтническая детская группа приобретает объективное представление о родных языках и культурах, с первых дней пребывания ребенка в детском саду у него воспитывается уважение и интерес к казахскому языку как государственному.

формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к государственному языку (казахскому);

воспитание правильного произношения специфических звуков казахского языка (ә, ө, ү, ұ, і, ғ, қ, ң, ы);

формирование элементарной диалогической и монологической речи;

воспитание культуры общения;

обогащение и активизация словаря.

Казахский язык дети осваивают через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи.

В нашем детском саду есть кабинет казахского языка, в нем собраны элементы предмета казахского быта, культуры казахского народа, детская художественная литература на казахском языке, дидактические материалы. Процесс обучения дошкольников казахскому языку реализуется педагогом, владеющими двумя языками – казахским и русским.

Большую роль в формировании навыков правильного произношения играют песни и выразительное чтение стихов на казахском языке, которые успешно применяются в практике.

Разучивание песен, стихов, считалок призвано поддержать интерес детей к изучению языка и закрепить навыки произношения. Обучение детей казахскому языку проводится в форме увлекательных игр, с использованием игрового, песенного материала, видео и аудио оборудования, наглядных пособий.

Весь процесс обучения казахскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе – в дошкольном возрасте, коммуникативная направленность в обучении казахскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. Ребята знакомились с обычаями и традициями казахского народа.

Вся работа коллектива детского сада направлена на воспитание в детях патриотизма, любви к Родине, к родному городу на то, чтобы в дальнейшем выпускники были достойными гражданами своего государства, чтобы в будущем они стали интеллектуальной элитой Казахстана и смогли представлять свою страну на мировой арене как достойное, конкурентноспособное государство.

Читайте также: