Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи доклад

Обновлено: 28.04.2024

За период между VIII и IX Всероссийским съездом судей (с 1 января 2013 года по 5 декабря 2016 года) Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи (в дальнейшем – ВЭК) прежде всего обеспечивала:

1) прием квалификационных экзаменов на должности судей;

2) выработку предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности экзаменационных комиссий;

3) организационное и методическое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерация.

I. Прием квалификационных экзаменов на должности судей

За отчетный период ВЭК провела 41 заседание, на которых сдавали экзамен 397 кандидатов на должности судей. Из них 57 кандидатов (14,4 процентов) – на должности судей судов общей юрисдикции, 120 кандидатов (30,2 процентов) – на должности судей арбитражных судов, 220 кандидатов (55,4 процентов) – на должности судей военных судов.

II. Правовое регулирование деятельности экзаменационных комиссий

Пленум Верховного Суда Российской Федерации доработал предложенный нашей комиссией законопроект, 9 июля 2013 года принял Постановление № 26 и внес его в Государственную Думу Российской Федерации.

6 апреля 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Делегатам и гостям Съезда напомню только три принципиальных дополнения в названные законы.

Данная норма права по существу обеспечила практическое создание единой системы экзаменационных комиссий в России.

В связи с этим в различных субъектах Российской Федерации (в частности, в Республике Бурятия, Свердловской области и других) возникли различные правовые требования к данным кандидатам в судьи. Вместе с тем, как представляется, в целом общие требования к правовому статусу всех кандидатов в судьи должны быть установлены на федеральном уровне. Субъекты Российской Федерации вправе только конкретизировать данные требования, т.е. уточнять и детализировать общие требования, установленные Российской Федерацией.

Думаем, данное и другие соответствующие предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности экзаменационных комиссий должны быть проанализированы новым составом ВЭК.

III. Организационное и методическое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации

Нашей комиссией за отчетный период были организованы и проведены два семинара-совещания для членов ВЭК и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, а также секретарей названных комиссий.

Активное участие в организации и проведении данных семинаров-совещаний приняли Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев, Председатель Совета судей Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Краснов, Председатель ВККС Николай Викторович Тимошин, начальник Департамента Администрации Президента Российской Федерации Александр Александрович Аникин и многие другие.

В процессе данных совещаний были рассмотрены многочисленные специальные вопросы деятельности экзаменационных комиссий и выработаны необходимые ответы.

Кроме того, нашей комиссией регулярно даются оперативные ответы на текущие вопросы экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации, которые направляются в соответствующие экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации и публикуются на сайте ВЭК с целью изучения сложившейся практики нашей комиссии.

IV. Далее не могу не остановиться на некоторых важнейших вопросах работы Университета правосудия

1. Вопросы повышения квалификации федеральных и мировых судей, а также профессиональной переподготовки впервые назначенных на должности федеральных судей.

В 2016 году Университет выполнил соответствующие планы обучения данных слушателей.

Кроме того, утверждены и до конца года будут выполнены дополнительные планы повышения квалификации и переподготовки слушателей.

Обращаю Ваше внимание на то, что в декабре 2016 года Вам будут направлены предложения по организации стажировки впервые назначенных на должности федеральных судей.

В соответствии с документами, подготовленными для делегатов IX Всероссийского съезда судей, фактическая численность мировых судей составляет 7112 человек.

Однако число мировых судей, проходящих повышение квалификации в Университете за счет средств субъектов Российской Федерации, ежегодно уменьшается. Так, если в 2012 году в Университете повысили квалификацию 762 мировых судей, то в 2016 году только - 513 мировых судей.

Радикальное изменение сложившейся ситуации видим в повышении квалификации мировых судей за счет средств федерального бюджета.

Предлагаю внести данное предложение в итоговое Постановление IX Всероссийского съезда судей, обратившись с соответствующим поручением в Правительство Российской Федерации.

2. Вопросы подготовки студентов Университета

  1. Современные образовательные программы должны отвечать потребностям практики и основываться на утвержденных профессиональных стандартах. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 профессиональные стандарты должны быть разработаны для работников всех отраслей и ведомств, в том числе и для работников судебной системы. В профессиональных стандартах, в частности, необходимо установить квалификационные требования к уровням высшего юридического образования, которым должен отвечать кандидат на какую-либо должность в судебной системе:
  • бакалавра;
  • магистра или специалиста.

3. Научная деятельность Университета

Как представляется, действительно достоверные теоретические выводы и практические предложения о праве прежде всего должны быть основаны на:

  • общенаучных выводах и закономерностях;
  • объективной практике.

При таком основополагающем методологическом подходе исследования проблем права прежде всего должны базироваться на фундаментальных философских категориях:

Такой общенаучный подход позволяет выделить следующие виды регулирования общественных отношений:

1) общее правовое регулирование;

2) специальное правовое регулирование;

3) индивидуальное регулирование.

1. Общее (универсальное) правовое регулирование общественных отношений осуществляется в результате реализации судами основополагающих (общих) принципов национального и (или) международного права, содержащихся, например, в Конституции и международных договорах, являющихся неоспоримым правом (jus cogens).

2. Особенное или специальное правовое регулирование общественных отношений - посредством реализации судом специальных принципов и норм национального и (или) международного права, выработанных, например, в национальных кодексах и других федеральных законах.

3. Единичное или индивидуальное регулирование общественных отношений – в результате, например, принятия судом судебных актов.

Как известно, судебные акты в отличие от принципов и норм права обязательны не для неопределенного круга лиц, а лишь для участников судебных процессов.

И последнее: с целью повышения степени определенности права, учитывая, что в соответствии с Конституцией России суд является правоприменительным, а не правотворческим органом, считаю необходимым разработать и принять следующие федеральные законы:

Благодарю всех членов Высшей экзаменационной комиссии и членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации за совместную работу.

1.1. Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации (далее - экзаменационные комиссии) проводят квалификационный экзамен, цель которого - установить наличие у претендента необходимых профессиональных знаний.

1.2. Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" к претенденту на должность судьи, представивший в экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена:

подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копию;

анкету, содержащую биографические сведения о претенденте;

подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его копию;

подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, в том числе на должностях, требующих юридического образования, либо в качестве адвоката или нотариуса, либо копии этих документов;

документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Копии указанных документов принимаются, если они должным образом заверены.

1.3. Экзамен на должность судьи не сдает судья федерального суда, в том числе судья, находящийся в отставке, а также мировой судья, если им сдан квалификационный экзамен соответствующей экзаменационной комиссии.

1.4. Удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выданные экзаменационными комиссиями до утверждения настоящего Положения, а также до создания экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей в соответствии с настоящим Положением, признаются действительными.

2. Порядок образования экзаменационных комиссий

2.1. Экзаменационные комиссии создаются в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Закона от 15 декабря 2001 г.) на срок действия полномочий соответствующей квалификационной коллегии судей.

Экзаменационные комиссии должны быть созданы не позднее двух месяцев со дня утверждения настоящего Положения.

2.2. Экзаменационные комиссии действуют при соответствующих квалификационных коллегиях судей и формируются из числа наиболее опытных судей, а также ученых - правоведов.

2.3. Количественный состав экзаменационных комиссий устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии.

2.4. Персональный состав экзаменационных комиссий утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей:

а) экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

б) экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации соответственно;

в) экзаменационных комиссий при иных квалификационных коллегиях судей - по представлению председателя соответствующего суда.

При отклонении представленной кандидатуры либо в случае прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии решением соответствующей квалификационной коллегии судей председатель суда в том же порядке представляет на утверждение другую кандидатуру.

2.5. Председатель экзаменационной комиссии, его заместитель (заместители) и секретарь утверждаются соответствующей квалификационной коллегией судей из числа членов экзаменационной комиссии.

3. Организация работы экзаменационных комиссий

3.1. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии. Председатель экзаменационной комиссии:

рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы;

организует проверку представленных претендентом документов;

назначает дату и время сдачи экзамена;

обеспечивает в соответствии с учебными программами подготовки судей составление экзаменационных билетов и письменных заданий, которые утверждаются экзаменационной комиссией по согласованию с соответствующей квалификационной коллегией судей;

подписывает удостоверение о сдаче претендентом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, отражающие работу комиссии;

организует обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует соответствующую квалификационную коллегию судей.

В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи субъекта Российской Федерации должны быть включены вопросы по законодательству субъекта Российской Федерации.

Экзаменационные билеты обновляются ежегодно.

3.2. Экзамен назначается при обращении претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов, перечисленных в пункте 1.2 настоящего Положения.

Председатель экзаменационной комиссии не вправе отказать в допуске к сдаче экзамена претенденту, представившему указанные документы.

3.3. О времени и месте проведения экзамена секретарь экзаменационной комиссии извещает претендента на должность судьи не позднее чем за десять дней до экзамена.

3.4. Экзаменационная комиссия вправе принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины ее состава должны составлять судьи.

3.5. Экзамен проводится в течение месяца со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена.

4. Порядок проведения квалификационного экзамена

4.1. Экзаменационные комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, при квалификационных коллегиях судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также экзаменационные комиссии при иных квалификационных коллегиях судей принимают экзамены у претендентов на должности тех судей, в отношении которых указанные коллегии дают заключения.

4.2. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, в каждый из которых входят 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики.

По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием в виде подготовки проектов процессуальных документов.

4.3. По прибытии на экзамен претендент на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий его личность. Затем он выбирает экзаменационный билет из произвольно разложенных на столе и в этом же помещении в пределах установленного экзаменационной комиссией времени готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы и характер предлагаемых для решения задач отражаются в протоколе, который ведет секретарь экзаменационной комиссии.

4.4. На подготовку к ответу на вопросы билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее 45 минут. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных актов, кодексами и другими справочными материалами.

4.5. Экзамен проводится по всем вопросам билета даже в случае, если по какому-либо из них претендент показал недостаточную подготовленность. По усмотрению экзаменационной комиссии ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах программы подготовки судей.

При проведении экзамена может быть использовано компьютерное оборудование и иные технические средства, позволяющие выявить профессиональные знания претендента на должность судьи.

4.6. За устные ответы и письменные работы выставляются следующие оценки: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".

Члены экзаменационной комиссии по результатам выполненных заданий принимают решение в отсутствие претендента открытым голосованием простым большинством голосов.

Экзамен считается не сданным, если по одному из заданий претенденту на должность судьи выставлена оценка "неудовлетворительно".

4.7. По итогам экзамена делается заключение: "Квалификационный экзамен на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, мирового судьи сдал" или "Квалификационный экзамен на должность судьи. не сдал".

4.8. Оценки, выставленные по каждому заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии.

Результаты экзамена объявляются претенденту председателем экзаменационной комиссии в день его завершения.

4.9. В случае неявки претендента на экзамен по уважительной причине председатель экзаменационной комиссии назначает другой срок сдачи экзамена.

При отрицательном результате экзамена, равно как при неявке на экзамен без уважительных причин, претендент на должность судьи вправе повторно обратиться с заявлением о сдаче экзамена в ту же экзаменационную комиссию в установленный ею срок, но не ранее чем через шесть месяцев.

4.10. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца (приложение 1), а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками по каждому заданию.

5. Делопроизводство экзаменационных комиссий

5.1. Экзаменационными комиссиями ведутся:

протокол заседания с обязательным отражением необходимых сведений (приложение 2);

журнал регистрации заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи (приложение 3);

журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи (приложение 4).

5.2. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий хранятся пять лет, другая документация - три года.

5.3. Ведение делопроизводства возлагается на секретаря экзаменационной комиссии и контролируется председателем экзаменационной комиссии.

6. Обеспечение деятельности экзаменационных комиссий

6.1. Материально - техническое и финансовое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий осуществляется органами, обеспечивающими деятельность соответствующих квалификационных коллегий судей.

6.2. Судьи, входящие в состав экзаменационной комиссии, на период работы в ней освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с нормами действующего законодательства.

Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в соответствии с Постановлением Минтруда России от 21 января 1993 г. N 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании".

О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

Настоящее удостоверение выдано ___________________________________ (фамилия, имя, отчество) _______________________________________________________ в том, что он(а) _______________________ 2002 года в экзаменационной комиссии (число, месяц) при ______________________________________________________________ (наименование квалификационной коллегии судей) сдал(а) квалификационный экзамен на должность судьи ______________ ____________________________________________________________ суда. (федерального суда общей юрисдикции, арбитражного суда, суда субъекта Федерации) Протокол экзаменационной комиссии N ___ от ____________ 2002 года. (число, месяц) Председатель экзаменационной комиссии подпись Секретарь подпись Регистрационный номер, дата Печать квалификационной коллегии судей

ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ОТРАЖЕНИЮ

В ПРОТОКОЛЕ ЗАСЕДАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ

1. Номер протокола, дата и место проведения заседания.

2. Председательствующий на заседании комиссии, участвующие в заседании члены комиссии, их должность.

3. Сведения о сдававших квалификационный экзамен (фамилия, имя и отчество (полностью), число, месяц, год рождения, какое высшее юридическое учебное заведение, когда и по какой форме обучения окончил; на избрание в какой суд претендует (районный, областной и т.д.).

4. По каждому из сдававших экзамен:

формулировка каждого вопроса (полностью), характеристика ответа ("ответ полный", "ответ неполный" и т.п.) и оценка ответа;

содержание задачи (по какой отрасли права, например задача по жилищному праву: "Спор о признании ордера недействительным") и оценка ее решения:

формулировка дополнительных вопросов (если они задавались), характеристика ответа и его оценка;

наименование темы письменного задания (если оно выполнялось) и оценка по нему;

Статья 11.1. Формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируется в количестве двадцати одного члена комиссии. Члены комиссии избираются по следующим нормам представительства:

1) от Верховного Суда Российской Федерации - пять членов комиссии;

2) от судей судов общей юрисдикции - пять членов комиссии;

3) от судей арбитражных судов - пять членов комиссии;

4) от преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования и научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, - четыре члена комиссии;

5) от общероссийских общественных объединений юристов - два члена комиссии.

2. Экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа:

1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом в составе соответствующей экзаменационной комиссии число судей судов общей юрисдикции должно быть равным числу судей арбитражных судов и вместе они должны составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;

2) преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

3. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует арбитражный суд или невозможно обеспечить равное представительство судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов в составе экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации в связи с недостаточной численностью судей арбитражных судов, такое представительство определяется регламентом экзаменационной комиссии.

4. Члены экзаменационной комиссии не могут входить в составы экзаменационных комиссий разного уровня и в состав квалификационной коллегии судей равного уровня.

5. Члены экзаменационной комиссии - представители образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов при осуществлении своих полномочий не связаны решениями этих учреждений, организаций и общественных объединений, и отзыв членов экзаменационной комиссии не допускается.

6. Члены экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей субъектов Российской Федерации в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами, с учетом необходимости представительства в этих комиссиях судей соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, и представителей общероссийских общественных объединений юристов.

7. От судей арбитражных судов члены экзаменационной комиссии города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи избираются из числа судей Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

8. Делегаты Всероссийского съезда судей избирают членов Высшей экзаменационной комиссии тайным голосованием. Избрание осуществляется:

1) в отношении судей - на раздельных собраниях делегатов от судей Верховного Суда Российской Федерации, от судей судов общей юрисдикции и от судей арбитражных судов по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от судей соответствующих судов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в отношении иных членов комиссии - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое основано на поступивших ему на рассмотрение предложениях образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

9. Делегаты конференций судей субъектов Российской Федерации избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации тайным голосованием. Избрание осуществляется:

1) в отношении судей - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

2) в отношении иных членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

10. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации представляют не менее двух кандидатур на каждое место члена экзаменационной комиссии.

11. Порядок представления кандидатур в состав экзаменационных комиссий устанавливается регламентами Всероссийского съезда судей и конференций судей субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи, - регламентами Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации.

12. Полномочия члена экзаменационной комиссии из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае прекращения полномочий судьи, либо в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Полномочия иного члена экзаменационной комиссии могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, либо в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей. В случае досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии избрание в состав экзаменационной комиссии другого лица осуществляется соответствующим советом судей на срок до истечения полномочий экзаменационной комиссии. Представления о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии и об избрании в состав экзаменационной комиссии другого лица в период между съездами (конференциями) судей вносятся в соответствующий совет судей председателями судов, указанными в пункте 10 настоящей статьи.

Решение о досрочном прекращении полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии в период между всероссийскими съездами судей принимается Советом судей Российской Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии избрание в состав Высшей экзаменационной комиссии другого лица в период между всероссийскими съездами судей осуществляется Советом судей Российской Федерации на срок до истечения полномочий Высшей экзаменационной комиссии.

Представления о досрочном прекращении полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии и об избрании в состав Высшей экзаменационной комиссии другого лица в период между всероссийскими съездами судей вносятся в Совет судей Российской Федерации Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

13. Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии назначается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации или органом, входящим в его систему, по представлению соответствующей экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.

Следовательно, чтобы понять правовую природу и дать общую характеристику Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, сначала необходимо в общем дать характеристику органам судейского сообщества в Российской Федерации (далее по тексту – РФ).

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных Конституцией Российской Федерации[4], федеральными конституционными законами и федеральными законами, формируется на принципах выборности, сменяемости и подотчетности избравшему ее органу. Принятые комиссией решения не подлежат изменению либо отмене избравшим ее органом[5].

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации проводит квалификационный экзамен, цель которого - установить наличие у кандидата профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.

Следует отметить, что Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи по своей правовой природе представляет собой квалификационный орган, с помощью которого государство оценивает будущего представителя судебной власти.

Создание отдельной системы квалификационных органов по приему экзаменов на должность судьи обусловлено тем, что судебная власть представляет собой профессиональную деятельность, которую невозможно осуществлять без специальной подготовки. Специальная подготовка осуществляется в образовательных учебным заведениях, а также в процессе последующей юридической практики лица, претендующего на замещение должности судьи[6].

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи осуществляет свою деятельность на основе ряда принципов:

Принцип верховенства закона – данный принцип деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи обуславливает, что весь экзаменационный процесс, его конечная цель и процедурные вопросы строятся в соответствии с действующим законодательством, и прямые указания закона являются высшим источником регуляции экзаменационного процесса.

Принцип гласности -данный принцип деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи обуславливает, что деятельность комиссии осуществляется открыто и гласно, т.е. любое лицо имеет право ознакомиться с результатами работы комиссии.

Принцип коллегиальности - данный принцип деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи обуславливает, что деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, иными словами все решения комиссия принимает посредством общего обсуждения и путем голосования.

Принцип выборности – данный принцип деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи обуславливает, что члены комиссии занимают свои места посредством механизмов выбора, а не назначения.

Принцип сменяемости и подотчетности - данный принцип деятельности Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи обуславливает, что все члены комиссии могут быть сменены при определенных условиях, а также что они подотчетны тем органам, которые их избрали. При этом так же следует отметить, что за свои решения члены Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи не могут быть подотчетны тем органам, которые их избрали.

Это очень важное положение, которое подчеркивает независимость данного органа судейского сообщества, т.е. в организационных, административных и общих вопросах своей деятельности члены комиссии обязательно подотчетны третьим органам, но по поводу своих решений они не подчиняются не кому. В данном случае достаточно ярко прослеживается связь с еще одним принципом, который как-бы опосредованно так же регулирует деятельность Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи – принципом независимости судебной власти[7].

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи – это специальный орган судейского сообщества, основной задачей которого является проведение экзаменационной деятельности, направленной на испытание способностей лиц претендующих на замещение должностей федеральных судей. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи строит свою деятельность на определенных принципах.

1.1. Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации (далее - экзаменационные комиссии) проводят квалификационный экзамен (далее - экзамен), цель которого - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.

1.2. Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к претенденту на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие у претендента стажа работы по юридической профессии; либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или членом экзаменационной комиссии.

2. Порядок образования экзаменационных комиссий

2.1. Экзаменационные комиссии образуются в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Закона от 15 декабря 2001 года) и Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" на срок полномочий соответствующих квалификационных коллегий судей.

2.2. Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые - правоведы и преподаватели юридических дисциплин.

2.3. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии.

2.4. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей:

а) экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

б) экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, а в случае действия на территории субъекта Российской Федерации гарнизонного военного суда - также по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда.

При отклонении внесенной кандидатуры либо в случае прекращения соответствующей квалификационной коллегией судей полномочий члена экзаменационной комиссии на утверждение в том же порядке представляется другая кандидатура.

2.5. Председатель экзаменационной комиссии, его заместитель (заместители) и секретарь утверждаются соответствующей квалификационной коллегией судей из числа членов экзаменационной комиссии.

3. Организация работы экзаменационных комиссий

3.1. Работу экзаменационной комиссии организует ее председатель, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии. Председатель экзаменационной комиссии:
- рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы;
- организует проверку представленных претендентом документов;
- назначает дату и время сдачи экзамена;
- обеспечивает в соответствии со специализированными учебными программами обучения судей составление и ежегодное обновление экзаменационных билетов и письменных заданий, которые утверждаются экзаменационной комиссией;
- подписывает удостоверение о сдаче претендентом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, связанные с работой комиссии;
- организует обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует соответствующую квалификационную коллегию судей.

Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат.

В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта Российской Федерации включаются вопросы по законодательству субъекта Российской Федерации.

3.2. Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии при обращении претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения.

Претенденту, представившему указанные документы, не может быть отказано в допуске к экзамену.

3.3. О времени и месте проведения экзамена претендент на должность судьи извещается экзаменационной комиссией не позднее чем за десять дней до экзамена.

3.4. Экзаменационная комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава. При этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины ее состава должны составлять судьи.

3.5. Экзамен проводится не позднее месячного срока со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена.

4. Порядок проведения квалификационного экзамена

4.1. Экзаменационная комиссия при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации принимают экзамены у претендентов на те должности, на которые указанные коллегии судей дают заключения.

4.2. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики.

По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа.

4.3. По прибытии на экзамен претендент на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий личность. Затем он выбирает один из произвольно разложенных на столе экзаменационных билетов и в этом же помещении в пределах установленного экзаменационной комиссией времени готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы и предлагаемые для решения задачи отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, который подписывается председателем и секретарем.

4.4. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых актов и справочными материалами.

4.5. По усмотрению экзаменационной комиссии претенденту могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах специализированной программы обучения судей.

4.6. За устные ответы и письменное задание, а также по результатам экзамена выставляются следующие оценки: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".
Решение об оценках принимается экзаменационной комиссией в отсутствие претендента и других лиц открытым голосованием простым большинством голосов.

4.7. Оценки, выставленные по каждому вопросу билета и по письменному заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается письменная работа претендента.

Результаты экзамена объявляются в день завершения экзамена.

4.8. По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня.

4.9. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен, удостоверение установленного образца, а также выписку из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками.

5. Делопроизводство экзаменационных комиссий

5.1. Экзаменационными комиссиями ведутся:
- журнал регистрации заявлений, поступивших от претендентов на должность судьи;
- протокол заседания с обязательным отражением необходимых сведений;
- журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи.

5.2. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий хранятся пять лет, другая документация - три года.

5.3. Ведение делопроизводства возлагается на аппарат экзаменационной комиссии, состоящий из необходимого числа сотрудников Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, и контролируется секретарем экзаменационной комиссии.

6. Обеспечение деятельности экзаменационных комиссий

6.1. Организационное, материально - техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности экзаменационных комиссий осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и входящими в его систему органами, обеспечивающими деятельность соответствующих квалификационных коллегий судей.

6.2. Судьи, входящие в состав экзаменационной комиссии, на период работы в ней освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с нормами действующего законодательства.


Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в соответствии с нормативными правовыми актами на основании договоров возмездного оказания услуг.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения.

7.2. Удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выданные до утверждения настоящего Положения в соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным 17 января 2002 года, признаются действительными.

7.3. Со дня вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное 17 января 2002 года.

Читайте также: